Поурочный план по теме сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Основные форм ы работы: инд ивидуальная, фрон тальная, групповая.

Сегодня мы пр одолжим наш путь к итоговой аттестац ии по русскому язык у

в формате ЕГЭ. В основном остановим ся на комплекс ном анализе текста. Но

прежде чем пр иступить к основн ой части урока, я хоч у рассказать вам

Однажды султа н решил подверг нуть испытан ию своих визирей. «О, мои

подданные! - об ратился он к ним, - у ме ня есть для вас труд нейшее испыта ние.

Я хотел бы з нать, кто решит его. П овел он их в са д, в углу была ржавая дверь

придворные т олько качали голов ами, другие стали зам ок разглядывать ,

третьи начал и неуверенно толкать дверь, но они б ыли убеждены, что не

откроют её. Од ин за одним от ходили от загадоч ной двери. Но один виз ирь

внимательно осмотрел и навалилс я плечом на дверь. Он т олкнул её и - о,

чудо! - она стала п оддаваться, появилась сначала узкая щел ь, а потом дверь

Тогда падиш ах сказал: «Ты стане шь первым визирем, потому что

полагаешься не тол ько на то, что види шь и слышишь, но и веришь в свои

( Нужно верить в свои силы, серьезно относиться к делу и стар аться

- Какую цель вы д олжны ставить пе ред собой сегодня?

- А что нужно де лать для этого? Бери те за основу притчу. ( Вери ть в свои

И мне хотелось бы сегодня организ овать работу над тек стом так, чтобы в

дальнейшем она помогла вам прав ильно построить св ое сочинение -

- Правильно ли с оставлен план сочи нения - рассуждения по тексту в формате

5. Первый арг умент из текста для к омментирования пр облемы, его значен ие

7. Второй арг умент из текста для к омментирования пр облемы, его значение

2. Первый аргум ент из текста для коммент ирования проблем ы (1 б.), его

3. Второй аргумент из текста для коммент ирования проблем ы (1 б.), его

7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, в ыразительность р ечи - 2 б.)

IV . Сегодня мы познакомимся с текстом Даниила Гранина (191 9 – 2017гг.) –

советского и р оссийского писателя, киносценариста, о бщественного деятеля,

(1 )Т от , к то ви д ел од на жд ы бло к адны й это т го ро д, н ик огд а не за бу де т е го

ули ц , е го во зд ух а, п олн о го ше лес та сн а ря до в, ст ра нн о го с оче та ни я во йн ы,

ко то ра я б ы ла не то чт об ы р ядо м, на о кр аи на х, а заб ир а лас ь вн у тр ь г ор о да ,

и б ы та – го р од ско го б ыта с оч ер ед я ми, то лку чк ой , зав од ск ой р аб ото й .

(2 )В се зн ам ен ит ые п ете рб ур гс ки е а рх и тек тур н ые ан сам бли н а мес те , так

же пр ек ра сн ы и мо сты , и н аб ер еж ны е, и д во р цы – с то й толь ко р азн и це й,

что , как то ч но о пр ед ели л о д ин ле ни нг рад ец , о н и теп ер ь н е во звы ша ют

ду шу , а о тяг о щаю т ее сво ей п риз ра чн ост ью , « об н ар ужи ла сь в ни х

сп ос обн о сть н е т оль ко п ри ня ть см ер тно е за пу ст ен ие , н о и с та ть е г о

пр ин ад леж но ст ью в м ест е с зна ме ни то й зе мле й и к ор об к ами сг ор ев ши х

(3 )Б ло ка да н е у х од ит вм ест е с и ны ми с об ыт ия ми в тих ие за во ди

пр ош ло го , к уд а з аг ляд ы ваю т лиш ь о т сл уч ая к слу ча ю . (4 )О со бе нно ст ь

бло ка ды – он а ка к б ы о ст ае тся п оо д аль, н о р я до м, ка к н еч то та ко е, чт о

сле ду ет вс егд а им ет ь в в ид у . ( 5) Вр емя от вр ем ен и с н ей со п ос тав ляе шь и

(6 )Т ру п ы бы ли на ули ц ах , в кв ар ти р ах , он и ст али ч аст ью б лок ад но г о

пе йза жа . ( 7) Ма ссо во ст ь с ме рт и, об ыд ен н ос ть ее ро жд ал и ч у вст во

бр ен но сти ч ело ве че ско й жи зн и, р азр у шали с мыс л люб ой в е щи, л юбо г о

жел ан ия . ( 8) Че лов е к о тк ры ва лся в с во ем не со вер ше нс тв е, о н б ы л у ни жен

фи зи чес ки , о н н ра вств ен но о ка з ыва лся у яз ви м. ( 9 )Ск ол ьк о люд ей н е

(1 0) Ро слы й эт от, кр аси вы й че ло век , ум еющ ий в ду мч ив о сл уш ать и

так же вд ум чи во п ро изн о си ть тол ько с об ст вен н ое , в ын оше нн о е, п р оси л н е

на зыв ат ь ег о им ен и . ( 11 )О н го во р ил силь но и у бе ж ден но н е т оль ко о се бе ,

счи та л, что в п ер ву ю о че р ед ь п ог иб ал и фи зи че ск и сла бы е п о зд ор ов ью, по

во зра ст у, за тем п о ги ба ли че стн ы е, в ел ик о душ ны е, не с пос об н ые

пр им ени тьс я к о б ста но вк е, гд е о ж ест оче ни е и ок аме н ело ст ь д уш и б ы ли

не об хо дим ым у слов ие м в ыж ив ан ия : «По сл е б ло ка ды ми р р и со ва лся мн е

зат аи вши мс я з в ер ем. (1 3 )Я вед ь вс тр е тил б лок ад у од и ннад ца ти лет ни м.

(1 4) В т ак ом во зр ас те тр уд но пр о ти вос тоя ть на ти ск у чр езв ыч ай ных

об ст оя тел ьст в. (1 5 )О ни н авя зы в али с во и кр и тер ии и це нн ос ти ка к

ед ин ств ен но в оз мож ны е. (1 6) Я с та л п од о зр ите лен , ож ес точ ен ,

не сп ра вед ли в к лю д ям, ка к и о н и ко мн е. (1 7 )Г ляд я на ни х , я ду ма л: « Да ,

сей ча с вы пр и тво ряе те сь до б ры ми , ч ес тны ми , но чу ть о тн ими о т вас х леб ,

(1 8) Им енн о в п ер вы е по сле бл ок ад ны е г од ы я с о вер ши л н ес ко льк о

скв ер не йш их по ст уп ко в, д о си х по р о тягч аю щи х м ою со в ес ть.

(1 9) Вы зд оро вл ен ие з атя н уло сь п оч ти на д ес яти ле тие . ( 20 ) Ле т д о дв ад ца ти я

чу вст во ва л в с еб е ч т о - то бе зн ад еж но ст ар че ско е, вз ир ал н а мир в згл яд ом

на дло мл ен но го и и ску шен н ого ч ело ве ка . ( 21 )Л ишь в ст уд е н чес ки е го ды

мо лод о сть вз яла с в ое и жа жд а п о лез ной лю дя м д ея те льн о сти п о зво ли ла

стр ях н ут ь с се бя и по хо нд ри ю. ( 22 )О д нак о пр еж ня я д ет ск ая в ер а в

бе зу сло вн ое вс ес или е и со вер ше нс тво ч ело ве ка , р аз да вл ен на я б ло ка до й ,

- Итак, текст прочи тан. Наша первооче редная задача – правиль но выявить

• читаем кажд ую часть, выделяем ключ евые слова, ставим к к аждой

Следующий этап – это работа над комментар ием к сформул ированной

проблеме исход ного текста, успешн ое написание которог о гарантирует

Каждая группа п ишет комментар ий к выбранной п роблеме

Запомните, чт о формулировать нужн о точку зрен ия автора, а не свою!

Используя нако пленный опыт сф ормулируйте позицию автора.

Еще один ва жный этап – арг ументация собствен ного мнения. Далее н ужно

согласиться или не согласиться с авт ором и обязательно обосновать , почему

В заключительно й части нужно подвест и итог всему сказа нному, сделать

обобщение, выв од. Как и вступление, заклю чение должно быть орг ани чно

усвоения уче бного материала, с овершенствован ие навыков самостоят ельной

работы с текст ом, систематиза ция знаний о критериях оценивания с очинения

- рассуждении Дава йте почувствуем се бя экспертами экзам енационной

комиссии. Перед вами одно из соч инений по тексту Д. Гранина. Предлагаю,

На столах кр итерии оцениван ия и текст сочинен ия .

Дети читают с очинение ученика, п риступают к устном у рецензированию и

Как война влияет на человека? Именн о эта проблема волнует Д. Гранина, ав тора

Чтобы найти ответ на поставленны й вопрос, обрати мся к текс ту. Автор

показывает нам Лени нград глазами людей, которые пережили ег о блокаду. Он

пишет, что участнико в тех страшных собы тий уже не могут радовать

архитектурные ансам бли и набережные го рода: «Теперь они не возвышают ду шу, а

насладятся его красот ой, ведь в их памяти навсегда запе чатлены те стра шные

осознать страшную и стину: человек , переживший войну, не смож ет стереть ее из

памяти никогда. Родн ой город, улицы , дома навсегда утратили свою не

оскверненную несчас тьем красоту и теплот у, теперь они буду т напоминать о

Продолжая размышл ять о том, как влияе т н а человека война, Д . Гранин

переключает свое вни мание с того, как изменился Ленин град в глазах людей, н а то,

как изменились сами люди внутренне. Авт ор знакомит нас с героем, который

просит не называть ег о имени. Мы узнае м, что после блокады он стал озлобле нн ым

и подозрительным. Т яжкой ношей стали д ля него собственны е взгляды на жизнь и

других людей. Во все х собеседниках он ви дел лжецов: «Да, сей час вы

притворяетесь добры ми, честными, но чут ь отними от вас хлеб, тепло, свет – в

людям выражалось та кже в поступках геро я, которые сам он хар актеризует как

автор показывает на м его душевную бол ь, которая даже спус тя годы отражается в

его поступках. Челов ек, переживший войн у, уже никогда не с может стать

прежним. Он закрыва ется от всех, кто, ка к он считает, не спосо бен его понят ь.

Мнение автора вы ражено в тексте д овольно чётко: война меняет харак тер

человека. Она не ухо дит в прошлое, не з абывается, остаё тся всегда рядо м.

Я согласен с мнен ием автора. Нев озможно забы ть боль, страх, смерть, с

которыми люди сталк иваются во время вой ны. Война испы тывает людей на

прочность, но даже самые стойкие не ос таются так ими, как были.

Пример влияния войн ы на человека показа н в рассказе М. Шол охова «Суд ьба

остался наедине со св оим горем. Сирота Ванюшка ск расил одиночество солдата, но

не исцелил его полн остью. Нав сегда в серд це Андрея Соколова посел илась боль,

Таким образом, вл ияние войны на челов ека огромно: она меняет характер

человека, заполняет его сердце б олью и тоской, от которых нел ьзя избавиться даже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок призван сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему (выполнения задания 15.3), выявить умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы, делать вывод.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №4

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Подготовила Клименко Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

2016 – 2017 учебный год

г. о. Спасск – Дальний

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему (выполнение задания 15.3).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; расширение и углубление знаний по культуре речи;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких духовных нравственных качеств учащихся, как бескорыстность, вера в человека, доброта, открытость;

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации;

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия;

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

Здравствуйте! Рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего дня и хорошей работы!

Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. А именно написание сочинения – рассуждения 15.3 Определённый опыт у вас уже имеется.

Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

II. Повторение схемы сочинения-рассуждения

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения? (слайд)

-Аргументы (доказательства)

2. Учитель: Что такое тезис?

Тезис– это положение, утверждение, которое требуется доказать. (слайд )

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения

Учитель: Возникает вопрос: а что нам нужно для дальнейшей работы, что необходимо для того, чтобы написать хорошее сочинение - рассуждение?

1. Ознакомиться с текстом.

2. Правильно оформить тезис.

3. Подобрать примеры.

4. Оформить вывод.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

Для анализа мы возьмём текст П. С. Романова.

Чтение и анализ текста:

Давайте прочитаем текст. Читая, найдите ответ на вопрос, какова тема и основная мысль данного текста.

Выразительное чтение текста учителем.

Анализ текста

- Какие чувства вызвал у вас текст?

Итак, читаем задание.

Читает ученик! (слайд)

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

- Объясните значение этого слова:

Ценить что-то – значит считать это важным

Словарная работа: приоритет, контекст (выписаны на доске заранее) (Слайд)

Ценить что-то — значит считать это важным;

Ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте;

Все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.

Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Ценности – это то, что имеет для нас большую цену. То, что важно или дорого, за что мы готовы платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловный важность чего человек верит, ради чего он живет. У каждого из нас есть что - то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше.

Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.

- Жизненные ценности человека формируются с самого детства. Они оказывают непосредственное воздействие на формирование мировоззрения.

- Какие жизненные ценности заложили в вас самих родители, учителя, книги? (ответы учащихся)

Среди основных жизненных ценностей человека можно выделить следующие:

создание своего дома, семейного очага

отношения с людьми;

любовь к родителям, к своей родословной

наличие хороших друзей;

материально обеспеченная жизнь;

активная деятельная жизнь;

красота природы и искусства;

уверенность в себе.

Учитель: Исходя из идеи исходного текста, что мы поняли?

Ученик: жизненные ценности бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека?

Тема нравственного падения человека под губительным воздействием денег

Главное - помнить о том, что от них зависит не только жизненный путь, но и взаимоотношения с окружающими; от выбора жизненных ценностей зависит судьба человека.

Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни - очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, а что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что я хочу от этой жизни? К чему мне надо стремиться, чтобы этого достичь?

- Итак, мы рассмотрели первую часть вашего сочинения.

Учитель: С чего обязательно должно начинаться сочинение?

Формулируем тезис

Что такое тезис?

Тезис – толкование, или определение какого-либо данного для анализа слова

Учитель: Итак, что такое дать толкование? Давайте определим, что же требуется от ученика?

Дать толкование слова – раскрыть понятие (слайд)

значит … дать характеристику

сказать другими словами

установить смысл слова

Учитель: Существует несколько способов толкования слов.

Какие способы толкования слов мы взяли за основу?

Ученик: Основные способы толкования слова. (слайд)

- Способ отрицательного определения

- Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

- Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Цель синонимического способа заключается в том, что неизвестное или непонятное слово раскрывается тождественным по значению или близким словом – синонимом.

Способ отрицательного определения – это способ толкования слова путём указания таких свойств предмета или явления, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере открывают их новые свойства, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является существенной характеристикой.

Описательный способ – это способ, при котором необходимая информация выражается описательной частью, которая выражена чаще всего придаточным предложением, реже определительными оборотами.

Учитель: Как можно дать толкование слова через описательный способ?

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни, о чем они мечтают и к чему стремятся. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет судьбу человека.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

1. Что такое жизненные ценности? На мой взгляд, нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. У каждого человека свои жизненные ценности: деньги, машина, власть или любовь и здоровье близких. Большинство людей, сами того не замечая, отдают предпочтение материальным ценностям, забывая о семье, друзьях и ближних. Мне кажется, что главные жизненные ценности – духовные. Чтобы доказать данный тезис, обратимся к тексту П. С. Романова и жизненному опыту.

2. Жизненные ценности. Что же это? Быть может, это власть или деньги, престижная работа или новая машина? Нет! Для меня жизненными ценностями являются семья, любовь, дружба, милосердие, честь и совесть, патриотизм – всё то, на чём основывается сама жизнь.

3. Что такое жизненные ценности? На мой взгляд, это –

Учитель: Как можно дать толкование слова, используя синонимический способ

Ценность - это важность, значимость, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие.

Учитель: Как начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Жизненные ценности – система приоритетов человека, определяющая его характер, цели, которые он перед собой ставит, его судьбу. У каждого человека свои ценности. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого - семья, любовь; для третьего – духовное самосовершенствование.

Рассмотрим клише для вступления

Клише для вступления (слайд)

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Попробуем определить данное слово.

На мой взгляд, … - это …

По моему мнению, … - это …

Мне кажется, что … - это …

Я думаю, что … - это …

Что такое …? Попробуем над эти поразмышлять. Я считаю, что …

В моём понимании … - это …

Учитель: А далее? После того, как дано толкование слова, нам надо подумать о возможном комментарии.

Учитель: в чём состоит задача комментария?

Ученик: разъяснить, пояснить, охарактеризовать высказывание.

Учитель: как это можно сделать?

Ученик: Вот, например, через такую систему вопросов. Вопросы, помогающие оформить комментарий.

Комментирование определения (слайд)

Вопросы, помогающие оформить комментарий:

Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

Чем существенным я могу дополнить это определение?

Какое ключевое слово или словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Вернёмся к содержанию текста.

Почему герой рассказа с первого дня сумел завоевать расположение хозяйки?

1.Герой текста П.С.Романова Трифон Петрович с первого дня сумел завоевать расположение хозяйки, потому что оказался человеком простым, весёлым, отзывчивым, добродушным.

2. Герой П. Романова Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне просто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Об этом говорится в предложениях номер 8 и 9.

Учитель: Каковы для Трифона Петровича главные жизненные ценности?

1. Для него главные жизненные ценности - это бескорыстная помощь, добрая память и вера в человека. Ему не составило никакого труда бесплатно отремонтировать крыльцо Поликарповны и привлечь других постояльцев.

2. Видно, что Трифон Петрович в своей жизни руководствуется исключительно духовными ориентирами. Подтверждение тому находим в предложении15,16,18

Учитель: Поговорим о Поликарповне. Её жизненных ценностях.

Учитель: Почему Поликарповна вначале так же, как и Трифон Петрович, осуждала людей, думающих только о собственной выгоде. А в конце готова отказать Трифону Петровичу и пустить нового постояльца?

1. А вот Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода.

2. Под влиянием соседки поддалась всеобщему настрою жажды наживы.

3. Хозяйка поддалась всеобщему настрою и ею овладела жажда наживы.

4. Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода (предложения по номерами 33—35). Она переступает через Трифона Петровича, через себя и предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

Учитель: Для Поликарповны какие принципы оказались важнее?

1. Для Поликарповны материальные ценности оказались важнее духовных.

2. Она предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

3. Трифон Петрович был добрым и отзывчивым человеком. Он верил в то, что Поликарповна не такая, как все ее соседки, и то, что она не "поведется" на деньги. К сожалению, он потерял веру в нее, потому что она ему отказала в жилье и взяла новых постояльцев, которые заплатили ей больше денег.

4. Рассмотрим предложения 11-12. Люди стали корыстными и начали преследовать свои цели для достижения выгоды, совершенно забывая о человеческих отношениях.

Трифон Петрович: Поликарповна

бескорыстная помощь корысть

добрая память собственной выгоде

вера в человека; жажды наживы

добрые отношения между людьми; деньги

Какими примерами из текста вы можете подтвердить сказанное? Трифон Петрович – 15, 16, 18

Поликарповна – 33 - 35

- Это был пример из прочитанного текста.

- Второй аргумент – это пример из жизненного опыта.

Учитель: Что такое аргументы из жизненного опыта?

- Общественно – значимые вопросы, обсуждаемые в обществе ( в СМИ)

- Высказывания известных философов, литераторов, художников…

- Высказывания специалистов в какой – то области (психологов, социологов, педагогов…).

- Примеры из читательского опыта.

- Результаты личных наблюдений (частные случаи)

Учитель: Лучшим опытом являются прочитанные книги.

Назовите жизненные ценности героев литературных произведений.

Аргументы из литературы

4. Второй пример (из личного опыта, из литературного произведения, из СМИ, из прочитанного текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-В ходе комплексного анализа текста В. Токаревой" Самый счастливый день" повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

( Подготовка к ЕГЭ)

Дидактическая цель: помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста В. Токаревой" Самый счастливый день" повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Задачи урока :

Создание текста сочинения-рассуждения по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день".

Использование изобразительно-выразительных средств в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

-Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .

- Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Воспитательные

воспитание чувства любви к родному языку средствами произведений художественной литературы и российского радио и телевидения, кинематографа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

Методическое обеспечение:

-распечатанные задания для каждого ученика.

Формы организации учебной деятельности:

— Определите стиль и тип речи (художественный, повествование с элементами рассуждения-размышления).

— Определите круг проблем, поднятых в тексте.

1)О чем размышляет героиня рассказа? (О счастье.)

2) Как она понимает счастье?

3) Когда она была счастлива? Когда ей хорошо?

4) Почему она не может сразу же написать об этом?

5) Что ей мешает?

6)Какова главная мысль текста?

7) Можно ли согласиться с утверждением учительницы о том, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу, или нужно полностью исключить такое отношение к счастью? (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)

— Одобряет ли автор жизненную позицию своей героини? А вы?

Давайте определим весь спектр проблем текста (честность, карьеризм, жизненные цели и ценности, язык, речь человека, умение преподнести себя в выгодном свете…).

2.Задание учащимся перед вторым прослушиванием текста.

— Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы выпишите ключевые слова. Какие это слова? (Те, которые имеют важное значение для передачи основной мысли текста, а кроме того, те, которые характеризуют авторскую манеру письма.)

— Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Виктория Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией. Вам предстоит определить, при помощи каких средств достигается ироничность изложения. Проза Токаревой афористична. Даже в этом небольшом по объему тексте много афоризмов и крылатых фраз. Постарайтесь передать их без искажений. И еще! Обратите внимание на синтаксис! Какие предложения (простые или сложные, осложненные или короткие, неполные) использует автор?

3.Второе чтение текста учителем. Пересказ текста учащимися.

4.Работа над тестовыми заданиями.

5.Самостоятельная работа.

1. Проблемы, поднятые в тексте.

2. Позиция автора.

3. Стиль и тип речи текста. Ключевые слова.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?

5. Какое значение имеет слово интеллигенция в прочитанном тексте?

1) Люди умственного труда, получившие образование и обладающие специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

2) Люди, покоряющие своей обаятельностью, очарованием.

3) Люди, тонко чувствующие внутренний мир другого человека, его мироощущение.

4) Люди, обладающие большой эрудицией.

6. В каком слове букв больше, чем звуков:

1) бывает, 2) счастлив, 3) случае, 4) людям.

7. Как образовано слово по-настоящему?

8. Какой частью речи является слово потом в предложении № 2? 9. В составе какого сложного предложения есть безличное?

10. Какая характеристика предложения № 2 является верной?

1) сложноподчиненное, 2) сложносочиненное, 3) простое, 4) сложное бессоюзное.

6.Проверка: взаимопроверка в парах, затем сверяемся с ответами

7.Написание сочинения-рассуждения.

— Повторим основную мысль, которую следует раскрыть в сочинении (тезис!). (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)

Формирование группы учащихся для выполнения заданий (по желанию).

— Кто будет вводить тезис? Вам дополнительное задание: написать и вывод.

— Кто использует первый аргумент? Откуда? (Из текста.)

— Второй аргумент. Откуда? (Примеры из собственного опыта и жизненных наблюдений.)

8.Самостоятельная работа..Подведение итогов самостоятельной работы.

9.Чтение учащимися своих мини-текстов.

10.Рефлексия. (Я научился. Я узнал. Я теперь могу. )

11..Итог урока.

4.Влодавская, Е.А. Русский язык ЕГЭ. Поурочное планирование. М. 2013.

5.Егораева, Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М. 2014.


в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение "Как солнечный Лучик Весну разбудил".

Содержимое разработки

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание


-75%

Читайте также: