Клише по сочинение по обществознанию

Обновлено: 30.06.2024

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…
  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
  5. Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
  2. обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

  • Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
  • Обратимся к примерам из истории…
  • Что говорят нам факты общественной жизни…
  • Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
  • Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
  • Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
  • Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

  1. Таким образом…
  2. В заключение можно сделать вывод, что…
  3. Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
  4. На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог.


Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников".

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств.

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов.

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах.


Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить.

Чтобы облегчить написание эссе на ЕГЭ по обществознанию, можно воспользоваться фразами-клише.

Фразы-клише для эссе по обществознанию

Для формулирования понимания высказывания.

• В своем высказывании автор имел в виду, что…
• Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
• Смысл данного высказывания состоит в том, что…
• Автор обращает наше внимание на то, что…
• Мысль автора состоит в том, что…
• Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
• Данная проблема (тема) является актуальной в условиях…
• … глобализации общественных отношений;
• … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
• … обострения глобальных проблем современности;
• … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
• … развития международной интеграции;
• … современной рыночной экономики;
• … развития и преодоления мирового экономического кризиса;
• … жёсткой дифференциации общества;
• …открытой социальной структуры современного общества;
• … формирования правового государства;
• … преодоления духовного, нравственного кризиса;
• … диалога культур;
• … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Для формулирования собственной позиции.

• Я согласен с автором в том, что…
• Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…
• Автор был прав, утверждая, что…
• Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…
• Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но не могу согласиться с…
• На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину…
• … современной России…
• … современного общества…
• … ситуацию, сложившуюся в обществе…
• … одну из проблем современности…

Для анализа высказывания.

• Высказывание можно анализировать с разных сторон…
• Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
• В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
• Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
• Стоит отметить, что…

Для теоретической аргументации.

• Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
• Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
• В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
• Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…
• Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
• В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

Для эмпирической аргументации (примеры).

• Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
• Обратимся к примерам из истории…
• Что говорят нам факты общественной жизни…
• Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
• Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
• Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
• Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
• Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

Для заключения.

• Таким образом…
• В заключение можно сделать вывод, что…
• Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
• На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

По материалам книги: "Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ"

Качественное эссе по обществознанию должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы выпускника.

Ниже приведен план (структура) написания эссе по обществознанию, а также те шаблоны (клише), которые можно использовать как вводные и связующие элементы.

1. Вступление с раскрытием смысла высказывания

В первом абзаце выпускник должен раскрыть смысл выбранного им высказывания, выделить его основную идею.

Клише для раскрытия смысла высказывания:

  • В своем высказывании автор имел в виду, что …
  • Автор хотел донести до нас мысль о том, что …
  • В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме …
  • Выбранное мною высказывание раскрывает сущность, значение такого важного понятия, как …
  • Смысл данного высказывания состоит в том, что …
  • Автор обращает наше внимание на то, что …
  • Мысль автора состоит в том, что …
  • Выбранное мною высказывание посвящено проблеме …

Обратите внимание!

Если смысл высказывания не раскрыт или раскрыт неверно, то эксперт ставит 0 баллов и дальше сочинение не проверяется, соответственно, общий балл за работу будет равен 0!

После того как выпускник раскрыл смысл высказывания, он может выразить свое согласие/несогласие с автором. Это лучше всего делать в рамках одного предложения:

  • Я согласен с автором в том, что …
  • Нельзя не согласиться с автором данного высказывания …
  • Автор был прав, утверждая, что …

Также во вступительной части эссе можно указать на актуальность проблемы, поднятой автором:

  • Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что …
  • Данная проблема (тема) является актуальной в условиях …

2. Теоретическое обоснование высказывания

В этой части эссе необходимо привести теорию, соответствующую высказыванию. Для этого нужно определить, какие теоретические понятия (термины) есть в высказывании, и какие (возможно) в нем подразумеваются. Все понятия нужно раскрыть глубоко, используя теоретические знания.

Как мы уже отметили, помимо понятий, встретившихся в самом высказывании, нужно постараться привести другие понятия, связанные с выделенными терминами или вытекающие из них.

Разберем на примере высказывания по социологии:

Пошаговая работа с теоретическим обоснованием:

  1. Выделяем теоретические понятия из высказывания: человек, общество.
  2. Ищем связанный с этими понятиями термин (вытекающее понятие), но ясно не обозначенный в высказывании, например, социализация.
  3. Вспоминаем, что из блока социологии мы знаем о социализации, и пишем об этом в эссе (виды социализации, кто помогает человеку социализироваться (агенты социализации) и т.д.)

Клише для теоретического обоснования проблемы:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической и др.) теории …
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания …
  • В экономической (политической, социологической и др.) теории данное высказывание имеет свои основания …
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование …
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций …
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

Обратите внимание!

Для получения балла требуется не делать смысловых ошибок, давать релевантные определения понятиям и подводить итог в теоретической части.

3. Аргументация

После теоретической части выпускнику необходимо привести два аргумента (примера), раскрывающих идею высказывания.

Аргументы должны быть развернутыми: объем каждого примера 5-8 предложений (больше можно, меньше нежелательно).

Важным является приведение примеров из РАЗНЫХ источников.

Что является источником?

  • Социальный опыт: личная жизнь, жизнь друзей/знакомых, просмотренные фильмы, прочитанные книги (художественная литература и пр.);
  • История (в т.ч. история науки и техники);
  • Общественная жизнь (ситуации из политической, экономической, культурной сферы России, США и любых др. стран; не только реальные модели ситуаций, но и смоделированные (выдуманные); материалы СМИ, соцопросов и пр.)

Обратите внимание!

  1. Аргументы должны иллюстрировать поднятую проблему, а не вскользь касаться её.
  2. Два аргумента из одного источника будут оценены 1 баллом, а не двумя (поскольку аргументы должны быть взяты из разных источников).

Клише для аргументации:

  • Обратимся к примерам из истории (России, США, Франции) …
  • Факты общественной жизни говорят нам о том, что …
  • В качестве примера из социального опыта обратимся к литературному произведению …
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, в статье … издания (газеты, журнала и пр.) …
  • Мой личный опыт (опыт моих друзей, родителей, одноклассников …) говорит нам о том, что …

4. Вывод

Критерия, который оценивает сделанный выпускником вывод, нет. Это значит, что отсутствие вывода не приведет к потере балла.

Однако если у выпускника достаточно времени, то сделать короткий вывод, состоящий из одного-двух предложений будет несложно, при этом сочинение будет выглядеть более опрятным и законченным.

Клише для вывода:

  • Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что …
  • В заключение можно сделать вывод о том, что …
  • Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что …
  • На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что …
  • Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что …
  • Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что …

Если Вы будете следовать этому подробному плану написания эссе и используете все советы, то получите максимальный балл за работу.

Рассказываем, как правильно писать эссе по обществознанию (ЕГЭ, задание 29), раскрыть проблему и аргументировать свою позицию. Разбираем на примере план и структуру эссе по обществознанию.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

В 2021 году ЕГЭ по обществознанию пройдёт 15 июня, так что ещё есть время повторить теорию и прорешать все типы заданий на нашем онлайн-интенсиве. А пока — разбираемся в структуре и принципах написания сильного эссе. Это обязательная часть экзамена, для выполнения которой нужны теоретическая база по предмету, умение наблюдать и осмыслять происходящие вокруг социальные процессы.



ИВАН КАРПЕНКО,

преподаёт обществознание в Фоксфорде

Структура эссе по обществознанию

✏️ Формулировка основной идеи высказывания и раскрытие проблемы, то есть — определение того, что своим высказыванием хотел донести автор

✏️ Теоретическая аргументация

✏️ Фактическая аргументация

✏️ Вывод — абзац об актуальности проблемы высказывания, о её значении в современном мире; сжатый итог

Возьмём в качестве примера темы для эссе следующее высказывание:

Раскрытие проблемы

Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.

Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует. Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом. И в этом смысле общество — это то, что мы есть.

Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.

То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.

Аргументация

Теоретическая аргументация

Это те теоретические положения обществознания, которые вы используете для пояснения вашего взгляда на проблему. Согласно критериям оценивания в теоретической аргументации должны присутствовать корректные с точки зрения научного обществознания:

🔑 Раскрытие смысла ключевого понятия (или понятий);

📚 Теоретические положения по теме.

В качестве теоретических аргументов можно использовать также мысли, изречения, идеи мыслителей прошлого, которые соотносятся с проблемой.

В данном случае вы можете написать, что, согласно теории обществознания, человек — биосоциальное существо. Человек имеет как биологическую, так и социальную природу. Биологическая часть сближает нас с животными, социальная — то, какими нас делает общество. Следовательно, человек становится личностью в процессе социализации.

Фактическая аргументация

Это конкретные аргументы, которые можно приводить на основе:

🗞️ Общественной жизни современного общества (модели ситуаций, реальные факты, СМИ, статистика и пр.);

🤓 Личного социального опыта, в том числе опыт знакомых/друзей/родственников; сюда же входят примеры из кино/литературы/театральных постановок;

К тому высказыванию, которое мы разбираем, можно использовать в качестве аргумента пример детей-маугли. Это известное и хорошо изученное явление, задокументировано несколько десятков случаев, когда детей по каким-то причинам с младенчества выращивали дикие животные. Дети выживали, но людьми в полном смысле слова не становились: у них не было членораздельной речи, они не освоили хождение на двух ногах, не были способны к социальной коммуникации. Другими словами, у них не была развита личность. Этот пример иллюстрирует проблему, которую вы сформулировали в начале эссе, — человека формирует то общество, в котором он живёт.

Вывод

В самом конце постарайтесь сжато изложить то, о чём говорили в аргументах, подведите короткий итог. В качестве вывода подойдут рассуждения о значимости проблемы, её актуальности и о последствиях её игнорирования. Можно призвать общество отнестись к проблеме внимательнее или оценить важность её изучения. Также подойдёт формат вывода в виде обозначения места проблемы в современном мире и обществе.

Полезные советы

👉 Должно быть два фактических аргумента плюс теоретическое положение. За два фактических аргумента, не подкреплённых теорией обществознания, вам могут снять 2 балла из 6. Если за теорию (к29.2) вам ставят ноль, то по следующему критерию (к29.3) автоматически ставится ноль баллов. То есть можно потерять до 3 баллов только из-за теории.

👉 Будьте внимательны, когда приводите факты, в которых не уверены: примеры со смысловыми и фактическими ошибками, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании.

👉 Соблюдайте деление на абзацы. Раскрыть проблему желательно в одном абзаце, состоящем из 3–5 предложений. Далее придерживайтесь правила: один аргумент — один абзац. Вывод также оформляется отдельным абзацем.

👉 Вы можете не соглашаться с автором в постановке проблемы, но в таком случае ваши аргументы обязательно должны подтверждать вашу позицию.

👉 Структура эссе должна быть логичной и последовательной, проблема — соотноситься с формулировкой темы, аргументы — раскрывать именно ту проблему, которую вы обозначили, а вывод — обобщать всё вышеизложенное.

👉 Соблюдайте правила грамматики, синтаксиса, стилистики русского языка, избегайте речевых ошибок и неверного словоупотребления. Если вы не уверены, что употребляете слово к месту, лучше переформулируйте предложение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: