Пора на охоту и вот я вижу себя в усадьбе сочинение егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В этой работе мне бы хотелось затронуть некоторые аспекты анализа художественного текста на уроках литературы. Именно анализ текста и способствует выявлению наличия в нем всех тех трех видов информации, о которых говорил в своих работах известный филолог И.Р. Гальперин: содержательно-фактуальной, содержательно-подтекстовой, содержательно-концептуальной.

Содержательно-фактуальная информация – поверхностный слой текста, она представляет собой усвоение конкретных фактов сюжета, фабулы произведения.
Содержательно-концептуальная информация может предстать перед нами, если мы детально проанализируем все составляющие текста, в том числе и намерения автора, его цель написания данного конкретного художественного произведения, а кроме того и то, насколько это ему удалось.

Выявление же содержательно-подтекстовой информации является, пожалуй, наиболее сложной частью анализа и осознается чаще всего как эмоциональное настроение, как образно-ассоциативное поле.

Если бунинская лирика тяготеет к прозе, то его эпические произведения, повести и рассказы, напротив, стремятся к поэтическому звучанию. Фабула и персонажи в них часто подчинены эмоции, настроению, звуку. Один из современников И. Бунина, С.А. Венгеров, использовал для обозначения бунинских рассказов тургеневское жанровое определение: стихотворения в прозе.

Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И. Бунина, гордящегося своей родословной, таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, с земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. И на все это в начале двадцатого века уже лег отблеск последней зари.

Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом.
Увядание дворянских усадеб ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем.

Этот рассказ очень важен для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой запечатлен образ родной земли, ее богатство и непритязательная красота. Писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

Нельзя не отметить, что Бунину очень дорог и национальный колорит. Теплые движения сердца, горделивое любование окружающим миром, населяющими его людьми, характерно для описания садовой ярмарки. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике. Конечно, в рассказе проявляется и характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. Через диалоги передает Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Анализируя рассказ, необходимо особо обратить внимание на особенности композиции. В нем нет традиционной фабулы, отсутствует закрученная интрига. Рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний автора, лирических откровений и философских раздумий. Здесь следует подобрать и воспроизвести различные цитаты из текста.

Используя прием обращения к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий, автор ярко воссоздает картину русской стародворянской жизни. Время действия – ранняя и поздняя осень.

“Антоновские яблоки” – самый яркий и запоминающийся рассказ И. Бунина. В нем нет захватывающего сюжета, а просто прекрасное и нежное описание природы и осенней поры. Бунин намерено использует прозу, а не поэзию, чтобы проявить весь свой талант живописца и пейзажиста.

На первый взгляд темой произведения можно назвать отдельные зарисовки родной природы и старой, крупнопоместной жизни. Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить сотни мелких деталей заботливо прорисованных Буниным, как настоящим художником. Сколько нежности

Казалось бы, автор хочет нам показать разницу между той, старой и милой сердцу жизнью и этой – новой, пока еще не принятой душой, но все равно интересной.

Автор специально не строит свой рассказ по четкому хронологическому плану, в “Антоновских яблоках” нам показаны лишь отдельные эпизоды и картинки той жизни. Бунин показывает нам лишь эмприссионистические картинки природы и жизни, свои ощущения и чувства.

В рассказе чувствуется легкое присутствие грусти и ностальгии. Иван Алексеевич в рассказе использует давно известные и даже обыденные слова, но при

этом он так аккуратно и изящно плетет паутину своей речи, что в нее невольно попадаешь и читаешь вновь и вновь.

Особенностью прозы Бунина является стремление запечатлеть лишь обобщенный образ России Каждый читатель, ознакомившись с этим рассказом, найдет в нем что-то новое и интересное именно ему. Я для себя выделил необычные и замечательные отдельные рассказики о помещиках и крестьянах (Усадьба Анны Герасимовны, ее Дом и двор – все крепкое, строенное на века, но при этом немного износившееся и потрепанное жизнью), об охоте (рассказ о помещике Арсении Семеновиче – размах и широта охоты, ее традиции и особенности) и прекрасное описание сада и ранней осени (сбор антоновских яблок, рассказы о крестьянах и их отдельном мире). Все это, как бы само по себе, но в то же время, собрано и объединено единым сплетением Бунинской прозы.

Бунин выражает свою потаенную грусть через описание осени – увядания природы, и через картины упадка крупнопоместного хозяйства “запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб”. Но тут же оптимистично добавляет “но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!”. В одной единственной фразе автор выражает все свои надежды на прекрасное грядущее, которое сменяет замечательную прежнюю жизнь.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле эпитафии эпохи сентиментализма.

Композиционная структура рассказа является необычной, поскольку в ней отсутствует событийная канва, а основная роль отводится воспоминаниям, впечатлениям, философским размышлениям, основанным на пейзажах, портретах, интерьерах, которые играют ключевую роль в рассказе, тесно переплетаясь и взаимодополняясь.

Композиция состоит из четырех глав, повествование в которых осуществляется от лица лирического героя в образе рассказчика. При этом выделение экспозиции, завязки, кульминации и финала представляется затруднительным, поскольку все части отличаются размытостью несюжетных составляющих. Таким образом, систему образов можно определить в виде неразветвленной.

Основными темами рассказа являются изображение деревенской осени, а также вольной жизни помещиков, наполненной романтическим отношением к деревенским просторам. Раскрытие осенней тематики осуществляется путем природных зарисовок, передающих прелестную атмосферу начала ранней осени, вызывающей ностальгические чувства, воспоминания о детстве и ощущения старины.

Все главы рассказа имею тесную взаимосвязь с основной тематикой произведения в виде чередования картин природы, дворянского быта, которые объединяются прошлыми авторскими воспоминаниями.

Главным героем рассказа можно назвать образ лирического героя, представленный автором как человека, имеющего тонкую душевную организацию, мечтательного, восприимчивого, оторванного от реальности, живущего прошлым, скорбящим о нем.

Первая глава рассказа представляется собой описание ранней осени, представленной с использованием пейзажей и народных примет, воссоздающих деревенскую атмосферу, в виде образа антоновки, сбор которой осуществляется крестьянами в садах, располагающихся в помещичьих усадьбах. Повествование первой части начинает постепенное описание мещанского быта с изображением колоритных крестьянских образов, которые представляются в виде мудрых, почтительных, ловких и хозяйственных людей. Окончание первой главы знаменует изображение осенней ночи.

Вторая глава также имеет описание природных пейзажей и народных примет, однако ее основу составляет изображение жизни стариков-долгожителей в виде описания интерьеров домой помещиков, при этом обращая внимание на запахи, в особенности яблочный аромат.

В повествовании присутствуют авторские воспоминания о посещении деревенского дома тетки писателя, Анна Герасимовны, усадьба которой располагается в окружении фруктовых садов.

В третьей главе рассказа повествуется об охотничьем сезоне, поддерживающим угасающий постепенно помещичий дух. Отличительной особенностью данной части является подробное изображение автором сборов на охоту, самого процесса охоты, а также вечернего застолья. В повествовательном содержании данной главы автор вводит нового героя в лице помещика Арсения Семеновича, удивляющего своей приятной внешностью и веселым характером.

Заключительная глава произведения содержит рассказ о кончине старых помещиков, вместе с которыми исчезает старинный дух, а остаются только ностальгические воспоминания о мелкопоместной жизни.

Художественными особенностями рассказа являются, в первую очередь, его сюжет, представляющий собой форму монолога-воспоминания, во-вторых, отсутствие традиционной сюжетной линии, а также близость к поэтическому повествованию.

Своеобразием произведения является применение автором символов в образе сада, который символизирует гармонию, а также образа антоновских яблок, отождествляемых с продолжением жизни, человеческого рода, любовью и счастьем.

Также отличительной особенностью рассказа является включение в повествование лирической составляющей, максимально приближая читательскую аудиторию к личности рассказчика с возможностью совместного наблюдения красоты окружающей природы, а также сопереживания авторских чувств и эмоций.

В рассказе автор концентрируется на проблематике, касающейся постепенного исчезновения помещичьего духа, поэтому стремиться призвать читателя на сохранность наследия потомков.

Художественными средствами выразительности в рассказе представляются фольклорные народные мотивы, применение эпитетов и сравнений, а также многочисленные метафоры. При этом рассказ насыщен мастерским изображением штрихов, описаний, зарисовок.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении угасания русской помещичьей деревни и авторской грусти о прошедших счастливых детских годах, с уходом которых исчезает и аромат антоновских яблок, тем самым демонстрируется авторская ностальгия в виде погружения ушедшего, безмятежного благоденствия.

История создания

Краткий анализ

Год написания — 1900 г.

История создания — Идею написания рассказа автору навеял аромат созревших яблок, который он почувствовал, когда гостил в поместье брата.

Тема — Основная тема произведения — сожаление о дворянском сословии, постепенно уходящим в прошлое, и большая тема любви к природе.

Композиция — Рассказ состоит из четырех частей, в которых отражены периоды жизни России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Жанр — Повествование относится к жанру рассказа, составленного из нескольких частей в виде монолога.


О чем произведение?

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков – охота.

Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями… Пора на охоту!

И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок и папирос. Народу много – все люди загорелые, с обветренными лицами, в поддевках и длинных сапогах. Только что очень сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены шумными разговорами о предстоящей охоте, но не забывают допивать водку и после обеда. А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. Черный борзой, любимец Арсения Семеныча, взлезает на стол и начинает пожирать с блюда остатки зайца под соусом. Но вдруг он испускает страшный визг и, опрокидывая тарелки и рюмки, срывается со стола: Арсений Семеныч, вышедший из кабинета с арапником и револьвером, внезапно оглушает залу выстрелом. Зала еще более наполняется дымом, а Арсений Семеныч стоит и смеется.

– Жалко, что промахнулся! – говорит он, играя глазами.

Он высок ростом, худощав, но широкоплеч и строен, а лицом – красавец цыган. Глаза у него блестят дико, он очень ловок, в шелковой малиновой рубахе, бархатных шароварах и длинных сапогах. Напугав и собаку и гостей выстрелом, он шутливо-важно декламирует баритоном:

Пора, пора седлать проворного донца И звонкий рог за плечи перекинуть! —

и громко говорит:

– Ну, однако, нечего терять золотое время!

– Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

Случалось, что у такого гостеприимного соседа охота жила по нескольку дней. На ранней утренней заре, по ледяному ветру и первому мокрому зазимку, уезжали в леса и в поле, а к сумеркам опять возвращались, все в грязи, с раскрасневшимися лицами, пропахнув лошадиным потом, шерстью затравленного зверя, – и начиналась попойка. В светлом и людном доме очень тепло после целого дня на холоде в поле. Все ходят из комнаты в комнату в расстегнутых поддевках, беспорядочно пьют и едят, шумно передавая друг другу свои впечатления над убитым матерым волком, который, оскалив зубы, закатив глаза, лежит с откинутым на сторону пушистым хвостом среди залы и окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол. После водки и еды чувствуешь такую сладкую усталость, такую негу молодого сна, что как через воду слышишь говор. Обветренное лицо горит, а закроешь глаза – вся земля так и поплывет под ногами. А когда ляжешь в постель, в мягкую перину, где-нибудь в угловой старинной комнате с образничкой и лампадой, замелькают перед глазами призраки огнисто-пестрых собак, во всем теле заноет ощущение скачки, и не заметишь, как потонешь вместе со всеми этими образами и ощущениями в сладком и здоровом сне, забыв даже, что эта комната была когда-то молельной старика, имя которого окружено мрачными крепостными легендами, и что он умер в этой молельной, вероятно, на этой же кровати.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а несюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, в наборе которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными несюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

Проблемы

Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

Почему антоновские яблоки так называются?

Антоновка — старинный русский зимний сорт яблони, который был выведен путём народной селекции. Отличительной чертой плодов является только им присущий запах и шероховатая воронка вокруг плодоножки. Аккуратно снятые с веток яблоки могут сохраниться при температуре +2/+5°С до самого Нового года.

О том, когда в Подмосковье поспевает антоновка, читайте в справке>>


Откуда стал распространяться сорт?

Почему у яблони сорта антоновка могут быть красные плоды? Читайте в справке>>

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Смысл

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Направление — Реализм.

История создания

Писатель гостил в поместье своего брата, в окружении фруктовых садов. Он был выходцем из дворянского сословия, в поместьях которых обязательно подразумевались сады, как признак дворянства.

6)слова вышедшие из активного повседневного употребления, называются неологизмами.

3)фразеоогизмы это устойчивые сочетания слов равные по значению либо одному слову либ целому предложению

4)ова вошедшие в язык из других языков, назывываются заиствованными.

7)новые слова возникающие в языке называются неологизмами.

9) предложения в ексте связываются повторением одного и тогоже слова. заменой им сущ. местоимением , с однокоренных слов, синонимов и други ми средствами

у каждого человека есть свое хобби.мое хобби -это спорт.

в моей жизни спорт играет большое значение.я хожу на тренировки,гуляю,бегаю,танцую.даже когда я хожу в школу я занимаюсь спортом.разве можно прожить без спорта? мне-нет.в свободную минуту я бегаю,прыгаю,плаваю,катаюсь на велосипеде.летом я все время провожу на улице,ведь много можно чем заняться.сходить в магазин-это тоже небольшая пробежка,зайти за друзьями.каждую минуту я занимаюсь спортом,и не могу по другому.

сочинение писала сама,понравилось или нет не знаю,есть вопросы-пиши в личку.

при общении людей разных национальностей, они развивают современный язык. узнают как люди других национальностей выражают свои эмоции. так они узнают больше слов и, при заимствования слов, могут выразить понятия языка и пополнить выразительные средства языка.

на знание морфемики – раздела науки о языке, изучающего структуру слова, его состав.

для того, чтобы верно выполнить морфемный разбор слова, нужно знать последовательность действий.

во-первых, нужно определить часть речи, т.к. от этого во многом зависит морфемный состав слова.

слово сухи – это краткое прилагательное.

нужно определить, изменяемая это часть речи или нет. если изменяемая, то у него есть окончание.

прилагательные относятся к изменяемым частям речи.

чтобы найти окончание, попробуем изменить слово по и числам: сух (м.р, ед. суха (ж.р, ед. часть слова, которая при этом изменилась, и есть окончание.

таким образом, в слове сухи будет окончание и.

все слово, кроме окончания, являетсяосновой слова. поэтому выделяем соответствующим образом основу сух.

теперь нужно подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень. к слову сухи однокоренными являются сухой, сухость, засуха и другие. у этих слов общий корень сух. выделяем его дугой.

Читайте также: