Помощь в сочинение стиха

Обновлено: 02.07.2024

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. В поэзии "специализируюсь" на юморе. Высоких достижений не имею. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков "Чёртова Дюжина". Был лауреатом и дипломантом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским " alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям. (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", " усилители вкуса " для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму :
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. "

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как " _ ",
а ударный слог - как " / ".

Одна такая повторяющаяся пара " _ / " - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску " _ ", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку " / ". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8.

Совет по рифме :

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: " колется - успокоятся ". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. "Кид аться - сме яться - руг аться - целов аться - ". Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "при шёл - за шёл - на шёл - уш ёл - ". Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "коз ёл " - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн .

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство.
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду "Гений и Злодейство" и "зависть и талант". То есть принцип "всё важное — в конец" соблюдён на всех уровнях. Это — "высший пилотаж" в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила примирительно. ". Или: "он вошел , походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел . был сильный мороз".

Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов . А вот небольшой словарь эпитетов .

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом. А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться. Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

Рифмование - это процесс довольно творческий и заменить человека сервис не может. Помимо рифмы поэт учитывает множество других гораздо более тонких моментов, которые компьютер уловить не в состоянии. Тем не менее комьютер, может сослужить отличную службу и выполнить роль трудодлюбивого слуги, как калькулятор для математика, наш сервис по поиску рифм поможет отсеять некоторое ядро, с которым уже будет легче работать человеку.

Сервис будет полезен людям занимающихся написанием стихов, песен, поздравлений и других текстов, где нужна рифма. Помощников отличается от других тем, что в нем используется авторская методика поиска рифмы и он может использоваться как дополнение к уже используемым помощникам, так и в качестве основного инструмента. Мы будем рады услышать конструктивную критику и предложения по улучшению сервиса. Некоторые особенности сервиса:

  • Учитываются ударения слов
  • Учитывается мелодика звуков
  • Интеллектуальный анализ слова на звуки
  • Большая база слов
  • Запоминает последние запросы

Как пользоваться

Наш онлайн помощник в подборе рифм мы постарались сделать очень простым и интуитивно понятным, в большинстве случаев требуется только ввести слово для которого необходимо найти рифму и нажать кнопку найти, в случае если слова нет в нашей базе, требуется проставить ударение. Ударение можно ставить и в том случае если вы не согласны с выбранным ударением по умолчанию. Т.к. некоторые слова имеют одинаковое написание, но разное ударение, например: дУши и душИ. Чтобы указать требуемое ударение, поставьте знак * (звездочка) после ударной гласной. Как правило помощник находит множество рифм к слову упорядочивая их таким образом, чтобы лучшие (более сильные) рифмы располагались ближе к началу. Но тем не менее бывает, что неплохие рифмы "сносит" вниз (к концу).

Другие сервисы поиска рифм

К счастью мы в интернете не одиноки и есть другие сервисы в подборе рифм, на наш взгляд наиболее качественные:

Вы можете использовать их и нас, чтобы находить больше. Но честно говоря рифм предложенных нашим помощником наверняка окажется достаточно (словарь содержит более миллиона слов).

Принцип работы очень простой: вам необходимо в поле выше ввести логически связанный текст и нажать на кнопку "Продолжить". Наш генератор стихов (историй) автоматически дополнить ваш текст и если результат нелогичен, то вы можете поменять предложение нажав на кнопку "Поменять текст".

Если вы хотите сохранить историю, вам следует нажать на кнопку "Сохранить историю" и придумать название. После этого ваш рассказ появиться в списке внизу.

Сохраненные истории других людей:

Новогодний вечер

Басманова София Артмовна год рождения 2012год Новогодний вечер за окном темно фонори горят уж довным довно я сижу на стуле и смотрю в окно где же мой подарок заждолась довно.

просто Лиза и сонька

Лиза Барбоскина жила в одном 5-ти этажном здании.К ней часто приходили гости.еще у нее были братья-Малыш,Гена, и Дружок.И сестра Роза.Но вот наступило лето.Лиза так долго ждала этого момента! Наконец.

Тот самый рассказ для Шыырапа

В общем все началось с того, что мы просто пришли в кафе. Но потом. - Почему-то мне совершенно не хотелось рассказывать об этом даже моей соседке. Но я не смогла промолчать. - Потом мы просто пое.

погнаться за двумя зайцами.

жил-был дедушка он капал землю. и сказал он . я как буто погнался за двумя зайцами . устал и сел на лавку . и так говорит погнаться за двумя зайцами.

Не обращайте внимание, я просто делала дз по чтению

Моя история началась с того как я проснулась однажды утром и поняла что дома нет никого. Сначала мне показалось что все в порядке. На стене у меня висело зеркало. Я оглядела себя. Мне 10 лет. Вся м.

Королевская жадность или Слетевший корсет

В волшебной стране жила одна женщина Жанна iii, она была королевой данной страны. Но королева была очень стеснительной, потому что была очень жирной. Поэтому она носила корсет. Ей это было обязательно.

Генератор

Принцип работы очень простой: вам необходимо в поле выше ввести логически связанный текст и нажать на кнопку "Продолжить". Наш генератор стихов (историй) автоматически дополнить ваш текст и если резу.

Страшная история на ночь - в комнате отца

Это случилось ночью, я лежал у себя в комнате, а окно было распахнуто — и в комнату проникал слабый свет от луны. Из кухни доносился тихий голос моего отца — он что-то бормотал себе под нос. Сначала я.

Поздно вечером после работы

Поздно вечером я пришел домой уставший с работы, шел дождь и настроение было под стать погоде. Я сидел на диване, глядел на огонь в камине и думал. Вдруг раздался телефонный звонок. Номер неизвестный.

Вовочка на химии

Случай у бабушки

Каждое лето я ехал в гости к бабушке и дедушке, чтобы навестить их. Однажды, когда я был с ними, со мной заговорил их пес. Он сказал, что в свое время отец продал его мне в рабство. Но я дал ему свобо.

Тракторист пулеметчик

Со мной произошел один очень смешной случай. Я ехал на велосипеде по сельской местности, мои руки лежали на руле, а голова была повернута назад, чтобы на меня не попадал дождь. Вдруг из-за поворота п.

Кто такой болтун?

Разговор с президентом

Дом напротив

Недавно мы с родителями переехали жить на окраину города и решили поселиться в частном доме. Он был старенький, но крепкий, как в молодости, поэтому мы очень обрадовались. Однако меня смущал дом напро.

Совет от мудреца)

Однажды я спросил у мудреца, что такое гипербола, и он объяснил мне, что если не думать о ней, то я смогу увидеть ее целиком. А потом он мне посоветовал читать мысли, и я решил последовать его совету.

Случай в заброшке

Как-то раз мы с друзьями решили пойти в заброшенное здание недалеко от дома и посмотреть, что там есть. Мы поднялись на самый верхний этаж. Несколькими часами позже мы слышали оттуда музыку. Странные.


Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

советы поэтам

Пишите о том, что хорошо знаете

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

Заинтересуйте читателя

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Читайте также: