Полного счастья нет без полной независимости сочинение

Обновлено: 02.07.2024

О распределении обязанностей в семье задумывается практически каждый человек. Эти размышления порождают массу вопросов: сколько времени и усилий отдавать работе, а сколько – семье? Кто берет на себя роль кормильца и как эта роль влияет на формирование семейных отношений? Как избежать конфликтных ситуаций, связанных с распределением этих ролей?

Полного счастья нет без полной независимости?

Так и сложилось в обществе: мужчина – воин, организатор – обеспечивал материальные блага семье, его оценивали по результатам трудовой и общественной деятельности, а женщина – хранительница семейного очага – воспитывала детей и занималась хозяйством, в ней ценились нежность, заботливость, эмоциональные качества, помогающие преодолевать и улаживать конфликтные ситуации.

Эти критерии и определяли их самооценку. Вторая половина XIX века, связанная с расцветом революционно-демократического движения, привносит существенные изменения в семейные отношения, это, прежде всего, обусловлено пересмотром роли женщины в обществе. Раскрепостить женщину – значит, сделать ее реально независимой и в труде, и в семье.

ХХ век окончательно уравнял права мужчины и женщины, обеспечив одинаковые условия для карьерного роста. Деловые женщины стремятся не только к свободе, но и к материальной независимости. Сегодня представительницы прекрасной половины человечества стоят во главе некоторых крупнейших компаний, работают в правительственных сферах, добиваются успеха в профессиях, традиционно считающихся мужскими.

К тому же, если раньше можно было с достаточной степенью уверенности предположить, что женщина-начальник лишена личной жизни и ей недоступно простое семейное счастье, то сейчас и здесь наметилась положительная динамика. Однако какой же мужчина составит пару деловой женщине? – Еще более успешный, чтобы его гордость не была ущемлена, или, наоборот, спокойный и безынициативный, согласный, что лидирующая роль достается его состоятельной супруге? Как происходит распределение обязанностей в семье?


Каждый из нас выбирает для себя социальную роль , которая дает возможность личности реализоваться, став полноправным членом общества. В семейных отношениях один из супругов, выбирающий роль кормильца , осознанно или бессознательно определяет для себя, что он хочет от этой роли. Выступая в роли кормильца , человек определяет, какие потребности семьи он будет удовлетворять.

Для кого-то это покупка еды и одежды, оплата коммунальных услуг. Для кого-то – более широкое понятие, включающее духовную сферу жизни человека: отдых, увлечения, саморазвитие. Случается и так, что в семье человек в другой роли себя не видит: не состоявшись как жена или муж, отец или мать, он ищет пути для реализации в профессиональной сфере, стремится ощущать себя нужным.

Человеком движет стремление быть успешным, желание получить признание среди коллег и знакомых. Наличие ситуации успеха на работе дает личности возможность преодолеть комплексы, избавиться от которых в семейной жизни он не может.

Муж или жена, выступающие в роли кормильца , делают свою миссию мощным рычагом воздействия на членов семьи.Кто над кем будет властвовать, будет зависеть от того, кто в ком или в чем будет больше нуждаться.

Время собирать камни

С первых дней брака молодожены начинают примерять на себя роли , которые для них значимы и удобны. Врач-психотерапевт А.П. Егидес, занимающийся проблемами семьи, сравнивая отношения супругов в молодой семье и в семье с 20-летним стажем, утверждает, что со временем происходит смена социальных ролей . При этом мужчина в будущем займет более выгодную позицию.

Муж на первом этапе семейной жизни еще не сведущ в домашних делах. Жена, уставая от перегрузок, не желает отдавать свое лидерство на кухне, а вместе с ним и власть в доме. Молодая супруга не только работодатель в доме, но и распорядитель денежных средств. Он ей деньги дает, а она выдает, для нее это возможность контролировать его доходы и расходы. При этом зачастую их доходы не существенно отличаются.

Спустя 20 лет все рычаги власти переходят к мужу. Он заматерел, стал по-мужски красив. С годами доходы мужа растут быстрее, чем у жены (сказывается ее пребывание в отпусках по уходу за ребенком). Это повышает его ценность не только в глазах супруги, но и в глазах окружающих. Роли поменялись, а напряженность осталась. Жена, предвидя одиночество, становится покорной, а муж начинает вести себя авторитарно.


Он критически высказывается об ее вкусе, методах воспитания детей и т. д. Используя рычаги власти, средства принуждения, муж оправдывается перед собой, перед женой и перед друзьями прошлым ее поведением. Часть женщин реагирует на это конфликтно, а некоторые, недооценивая ситуацию, продолжают вести себя по-прежнему, что зачастую приводит к распаду семейной пары.

Демократию в семейные отношения

В общении люди узнают и начинают понимать друг друга, обмениваются информацией, выражают свои чувства. Поэтому очень важно уметь слушать и слышать другого. Не нужно обсуждать то, что другому неприятно. Если супруг не готов рассказать о своих неприятностях на службе, значит, стоит подождать более подходящего момента.

важно, чтобы каждый имел возможность свободно реализовать себя не только в семье, но и в профессиональной сфере, даже если зарплата, по мнению второй половины, не всегда соответствует материальным потребностям семьи. Супругу, взявшему на себя роль главного кормильца , не стоит забывать, что существует работа, не выраженная в суммарном эквиваленте.

В этом тексте, написанном в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Чернышевский проповедует не только идеи равенства между классами, общего труда, но и немыслимое в ту пору равенство мужчин и женщин. Мы отобрали 15 цитат из знаменитого романа, чтобы напомнить читателям об идеях Николая Гавриловича:

Не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко.

Порядочные люди сами думают о себе все то, что можно сказать в осуждение им, потому-то, государь мой, они и порядочные люди.

Кто смеет обладать человеком? Обладают халатом, туфлями.

Надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведет к тому, что они скоро будут замечены.

Каждому довольно трудно понять особенности других натур; всякий представляет себе всех людей по характеру своей индивидуальности. Чего не нужно мне, то, по-моему, не нужно и для других, — так влечет нас думать наша индивидуальность.

Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым.

. То, что делается по расчету, по чувству долга, по усилию воли, а не по влечению натуры, выходит безжизненно. Только убивать что-нибудь можно этим средством, как ты и делал над собою, а делать живое — нельзя.

Когда думаешь, что чем-нибудь особенным обязан человеку, отношения к нему же несколько натянуты.

Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы.

Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию.

Полного счастья нет без полной независимости.

Каждая прочтенная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг.

В этом тексте, написанном в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, Чернышевский проповедует не только идеи равенства между классами, общего труда, но и немыслимое в ту пору равноправие мужчин и женщин.

Мы отобрали 15 цитат из знаменитого романа:

Не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко.

Порядочные люди сами думают о себе все то, что можно сказать в осуждение им, потому-то, государь мой, они и порядочные люди.

Кто смеет обладать человеком? Обладают халатом, туфлями.

Надобность доказывать себе, что в любимом человеке нет недостатков, уже ведет к тому, что они скоро будут замечены.

Каждому довольно трудно понять особенности других натур; всякий представляет себе всех людей по характеру своей индивидуальности. Чего не нужно мне, то, по-моему, не нужно и для других, — так влечет нас думать наша индивидуальность.

Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым.

. То, что делается по расчету, по чувству долга, по усилию воли, а не по влечению натуры, выходит безжизненно. Только убивать что-нибудь можно этим средством, как ты и делал над собою, а делать живое — нельзя.

Когда думаешь, что чем-нибудь особенным обязан человеку, отношения к нему же несколько натянуты.

Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы.

Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию.

Полного счастья нет без полной независимости.

Каждая прочтенная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг.

Что делать?

Что делать? Николай Чернышевский Твердый переплет

Слова студента Лопухова из его письма к своему другу, в котором он разъясняет свои отношения с Верой Павловной (глава 4, I).

Для людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: "я не боюсь; у меня есть характер"

О молодом повесе Сторешникове (глава 1, VII).

Для науки не годится стихотворная форма

Слова студента Лопухова из разговора с Верой Павловной (глава 2, VIII).

Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви
Лучшее развлечение от мыслей — работа

Из размышлений Веры Павловны о жизни и работе (глава 3, XXV).

Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться
Любовь ставит вас в такое отношение к человеку, что вы говорите: "лучше умереть, чем быть причиною мученья для него"

Студент Лопухов объясняет Вере Павловне, что Михаил (её жених) на самом деле не любит ее (глава 2, IV).

Не годится, показавши волю, оставлять человека в неволе

Слова студента Лопухова (глава 2, XXI).

Организация женщины выше, чем мужчины, поэтому женщина оттеснит мужчину на второй план в умственной жизни, когда пройдет господство грубого насилия

Слова Веры Павловны из разговора с мужем Александром Кирсановым (глава 4, VII).

Отчего с посторонними людьми каждый так деликатен? отчего при чужих людях все стараются казаться лучше, чем в своем семействе?

Слова Веры Павловны из разговора со студентом Лопуховым (глава 2, XVIII).

Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие.
Полного счастья нет без полной независимости
Против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни

Слова Александра Кирсанова, сказанные больной девушке (глава 5, III).

Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: "я недовольна тобою, прочь от меня"; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова
Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости
Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви
Тревога в любви — не самая любовь, — тревога в ней что-нибудь не так, как следует быть, а сама она весела и беззаботна

Студент Лопухов объясняет Вере Павловне, что Михаил (жених) на самом деле не любит ее (глава 2, V).

Труд представляется в антропологическом анализе коренною формою движения, дающего основание и содержание всем другим формам: развлечению, отдыху, забаве, веселью; они без предшествующего труда не имеют реальности

Слова священника Алексея Петровича Мерцалова (глава 3, III, Второй сон Веры Павловны).

У человека, проводящего жизнь как должно, время разделяется на три части: труд, наслаждение и отдых или развлечение.

Слова студента Лопухова из его письма к своему другу, в котором он разъясняет свои отношения с Верой Павловной (глава 4, I).

Умри, но не давай поцелуя без любви!

Слова гувернантки, француженки Жюли, сказанные Вере Павловне.

Человек до последней крайности старается сохранить положение, с которым сжился; в основной глубине нашей природы лежит консервативный элемент, от которого мы отступаем только по необходимости

Слова студента Лопухова из его письма к своему другу, в котором он разъясняет свои отношения с Верой Павловной (глава 4, I).

Человеком управляет только расчет выгоды. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, - все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.

Слова студента Лопухова в разговоре с Верой Павловной (глава 2, VIII).

Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно

Слова Веры Павловны в разговоре с гувернанткой Жюли (глава 1, VI).

Примечания

↑ 1) Роман был написан в стенах Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге с декабря 1862 по апрель 1863 г., во время заключения писателя по политическим мотивам. Произведение было впервые опубликовано в журнале "Современник" за 1863 г., но вскоре номера с романом были строго изъяты.


Кроме мужчин, есть на свете женщины, которые тоже люди.

Мы с тобой часто говорили, что организация женщины едва ли не выше, чем мужчины, что поэтому женщина едва ли не оттеснит мужчину на второй план в умственной жизни, когда пройдёт господство грубого насилия, мы оба с тобою выводили эту вероятность из наблюдения над жизнью; в жизни больше встречается женщин, чем мужчин, умных от природы; так нам обоим кажется.

Это было бы очень важно, если бы явились наконец женщины-медики. Они были бы очень полезны для всех женщин. Женщине гораздо легче говорить с женщиною, чем с мужчиною. Сколько предотвращалось бы тогда страданий, смертей, сколько несчастий!

Умри, но не давай поцелуя без любви!

Каким верным, сильным, проницательным умом одарена женщина от природы! И этот ум остается без пользы для общества, оно отвергает его, оно подавляет его, оно задушает его, а история человечества пошла бы в десять раз быстрее, если бы этот ум не был опровергаем и убиваем, а действовал бы.

Нет, пока женщины не будут стараться о том, чтобы разойтись на много дорог, женщины не будут иметь самостоятельности.

Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и средства к развитию, и мотивы стремиться к развитию.

— Эх, Верочка, ты думаешь, я не знаю, какие у вас в книгах новые порядки расписаны? — знаю: хорошие. Только мы с тобой до них не доживем, больно глуп народ — где с таким народом хорошие-то порядки завести! Так станем жить по старым. И ты по ним живи. А старый порядок какой? У вас в книгах написано: старый порядок тот, что6ы обирать да обманывать. А это правда, Верочка. Значит, когда нового-то порядку нет, по старому и живи: обирай да обманывай; по любви те6е говор — хрр…

Марья Алексевна захрапела и повалилась.

Мне жалко и смешно смотреть на тебя: ты так немощна и так зла от чрезмерного количества чепухи в твоей голове.

Любовь в том, чтобы помогать возвышению и возвышаться. У кого без нее не было бы средств к деятельности, тому она дает их. У кого они есть, тому она дает силы пользоваться ими.

…теперь я не знаю, что я буду чувствовать, если я полюблю мужчину, я знаю только то, что не хочу никому поддаваться, хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь! Я хочу делать то, чего буду хотеть, и пусть другие делают так же; я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.

Мои слова не имеют того смысла, будто для меня бессемейная жизнь кажется свободнее или легче семейной: нет, если мужу и жене нисколько не нужно стеснять себя для угождения друг другу, если они довольны друг другом без всяких усилий над собою, если они угождают друг другу, вовсе не думая угождать, то для них, чем теснее отношения между ними, тем легче и просторнее им обоим.

…я, если не обманывала его, то не обманывала не для него, а для себя, не потому, что обманывать было бы несправедливостью к нему, а потому, что это было бы противно мне самой.

Не тем я развращена, что мое тело было предано поруганью, а тем, что я привыкла к праздности, к роскоши, не в силах жить сама собою, нуждаюсь в других, угождаю, делаю то, чего не хочу, — вот это разврат!

… не надобно мужчинам целовать рук у женщин. Это, мой милый, должно быть очень обидно для женщин; это значит, что их не считают такими же людьми, думают, что мужчина не может унизить своего достоинства перед женщиною, что она настолько ниже его, что, сколько он ни унижайся перед нею, он все не ровный ей, а гораздо выше ее.

Где нет уважения к женщине, как к человеку, там нет меня.

Господин стеснен при слуге, слуга стеснен перед господином; только с равным себе вполне свободен человек. С низшим скучно, только с равным полное веселье. Вот почему до меня и мужчина не знал полного счастья любви; того, что он чувствовал до меня, не стоило называть счастьем, это было только минутное опьянение. А женщина, как жалка было до меня женщина! она была тогда подвластным, рабствующим лицом; она была в боязни, она до меня слишком мало знала, что такое любовь: где боязнь, там нет любви… Поэтому, если ты хочешь одним словом выразить, что такое я, это слово — равноправность. Без него наслаждение телом, восхищение красотою скучны, мрачны, гадки; без него нет чистоты сердца, есть только обман чистотою тела. Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня.

Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность. Тогда она любит его, как он любит ее, только потому, что хочет любить, если же она не хочет, он не имеет никаких прав над нею, как и она над ним.

Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.

Только тот любит, у кого светлеет мысль и укрепляются руки от любви.

Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости.

Полного счастья нет без полной независимости. Бедные женщины, как немногие из вас имеют это счастие!

Читайте также: