План сочинение егэ 2020
Обновлено: 04.07.2024
Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.
Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?
В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:
- Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
- Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
- Написать позицию автора данного текста.
- Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
- Написать не меньше 150 слов.
- Не увлекать чрезмерным цитированием.
Максимальный балл за 27 задание – 24.
Но при этом сочинение не должно:
- Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
- Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.
При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.
План сочинения
Структура (план) сочинения:
- Написание правильной проблемы.
- Первый комментарий.
- Второй комментарий и смысловая связь.
- Мнение автора, его позиция.
- Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
- Вывод.
Постановка проблемы
Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.
Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.
Типичные клише для постановки проблемы
Первый, второй комментарий и связь между ними
После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:
Клише для написания примера-иллюстрации:
Для публицистического текста
Для художественного текста
Клише для пояснения примера-иллюстрации:
Для публицистического текста
- Смысл данных слов заключается в следующем: …
- Данное высказывание доказывает, что…
Для художественного текста
- Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
- Эти события писатель описывает для…
Пример иллюстрации с пояснением:
Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:
- Сопоставить их;
- Сравнить их;
- Выявить причинно-следственную связь;
- Выявить уступки.
Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.
Клише для связи:
- Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
- Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
- Рассуждения автора сводятся к выводу о…
Позиция / мнение автора
В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.
Клише для написания мнения автора:
- Позиция автора такова: …
- Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
- Писатель считает, что…
Пример:
- Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
- Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.
Собственное отношение к проблеме и пояснение
В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.
Клише для собственного мнение:
- Трудно не согласиться с автором, ведь…
- Я разделяю чувство автора по отношению к…
- Я полностью согласен с автором и считаю, что…
Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.
Вывод
Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.
Клише для вывода:
- Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…
Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С.
Сочинение ОГЭ 2020
Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Образцы сочинений.
Всероссийский конкурс сочинений. 2019 -2020 учебный год
Тематические направления итогового сочинения 2019-2020 учебного года
Тематические направления тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года.
Список примерных тем итогового сочинения 2019-2020
Список примерных тем итогового сочинения 2019-2020.
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Рекомендации.
Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Общие рекомендации для написания итогового сочинения.
Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019-2020
Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019. Направления, список художественной литературы, примеры сочинений.
Предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку в 2020 году – предлагаем ознакомиться с изменениями, которые описаны в спецификациях, а также узнать, каким должен быть план сочинения, и какие нормы необходимо учесть, выполняя экзаменационное задание №27.
Структура КИМов 2020 года
Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:
На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.
Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).
Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы.
Важные нововведения
Небольшие изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут актуальны на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году.
Всего ФИПИ разработало 12 критериев оценивания. Уточнены были только два из них:
- К2 – теперь комментарий к проблеме должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание экзаменуемым сути проблемы;
- К4 – выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора с обоснованием.
Предлагаем более детально узнать о том, как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований, ознакомившись с полным списком критериев:
Советы педагогов
Репетиторы, имеющие большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по такому плану:
- Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ 2020 по русскому языку и понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут быть предложены на экзамене.
- Проработать план, который станет опорой при написании экзаменационной работы на любую из возможных тем.
- Вспомнить произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при написании сочинения.
- Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием готовых клише.
Структура сочинения
Основные документы, которые помогут понять, что ожидает на ЕГЭ по русскому языку, как будут оценивать тесты и сочинение, можно найти на сайте ФИПИ. Рекомендуем ознакомиться с кодификатором, спецификациями и демонстрационной версией КИМов по предмету.
Задание №27 в 2020 году будет иметь следующую формулировку:
Работы, достойные высокого балла, должны содержать в себе фактуальную, концептуальну и подтекстовую информацию. Важно, что бы структурно сочинение включало в себя такие блоки:
- Первоначальная остановка проблемы.
- Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме.
- Описание позиции, которую занимает автор произведения.
- Выражение отношения экзаменуемого к позиции автора с обоснованиями.
- Краткий вывод.
Если вам сложно представить, что должно быть написано в каждом из блоков, возьмите пример сочинения по русскому языку из любого сборника для ЕГЭ 2020 года и проработайте уже имеющийся текст. Но не стоит надеяться исключительно на готовые варианты, так как эксперты отлично знают клише общедоступных тестов. К тому же, далеко не все они действительно соответствуют требованиям 2020 года.
Круг проблем
В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик настолько широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%.
Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.
Важно! Для того, чтобы определить, какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с текстом.
Вот список возможных проблем:
Также смотрите видео, в котором рассказывается, как правильно определять проблему, анализируя текст:
План сочинения
Упростить написание сочинения позволяет универсальный план написания сочинения, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку.
Чаще всего проблемы у выпускников возникают при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах:
- Примеров должно быть два.
- Они должны быть связаны между собой.
- К каждому примеру необходимо добавить пояснение.
По сути, примеры и пояснения являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста.
Также смотрите онлайн урок, посвященный написанию комментариев:
Клише
Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям.
Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише:
Стоп-слова
Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа.
Предлагаем ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.
Заключение
Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок.
Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:
Публикуем краткий план, для того чтобы успешно написать сочинение в ЕГЭ-2020 по русскому языку. Изменения коснулись только нескольких критериев оценивания.
Изменения в сочинении 2020
Основное содержание экзамена осталось неизменным, уточнены только критерии оценивания 27 задания.
К2 и как проставляются баллы за него: 5 баллов ставится, если была сформулирована проблема и прокомментирована с опорой на текст. Было приведено 2 примера из прочитанного текста. Даны пояснения к примерам и между ними есть смысловая связь. И, конечно, отсутствие грамматических и лексических ошибок.
3 балла ставится только в том случае, если ученик привел не менее 2х примеров из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, и пояснил значение примеров. А также указал связь между примерами.
2 балла ставится, если ученик привел 2 примера из приведенного текста, которые необходимы для понимания проблемы, но не пояснил значение примеров. Но указал связь между примерами.
К9: изменилось название критерия "Соблюдение языковых норм"
Особое внимание обратите на следующие критерии:
- К1 “Формулировка проблем исходного текста”. Важно верно сформулировать одну из обозначенных проблем в тексте. Если вы сделаете это неправильно, то по критериям К1-К4 будет выставлено 0 баллов из 8 возможных.
- К9 и К10 - соблюдение языковых, грамматических и речевых норм - также вызывают затруднения у экзаменуемых . Чтобы получить высокие баллы, необходимо работать над уровнем владения русским языком.
- К11 “Соблюдение этических норм”: не следует слишком категорично и эмоционально выражать свое мнение, а также негативное отношение к позиции автора.
Структура сочинения
При написании необходимо соблюдать следующую структуру:
- Формулировка проблемы;
- Комментарий;
- Позиция автора;
- Отношение к позиции автора и обоснование своего мнения;
- Заключение.
План написания сочинения
Начало
Внимательно прочитайте текст и выделите главную мысль. Решите, что хотел сказать автор, о чем он размышляет и к какому выводу приходит.
После повторного прочтения обратите внимание на героев и их действия, выделите яркие эпизоды текста, которые подтверждают выделенную вами проблематику.
Правильно определите проблему
Главная задача - сформулировать проблему текста. Найти вопрос, на который автор пытается дать ответ. Иногда это несложно: в тексте задается вопрос или прямо проговаривается, что именно волнует автора. Например, "Что такое любовь?" или автор поднимает проблему халатного отношения к животным.
Иногда это сложнее. Проблем может быть несколько и нужно найти главную. Чтобы выделить одну проблему, обратите внимание на позицию автора. Она должна быть раскрыта с помощью примеров из жизни, литературы и других аргументов. С чего автор начал, какая из проблем более масштабная? Это и будет основной проблемой.
Напишите комментарий к проблеме
Здесь нужно хорошо постараться, ведь за этот критерий можно получить 5 баллов.
Комментарием вы должны подтвердить то, что проблема, о которой вы упоминали выше, действительно существует. Важно, проблема должна быть прокомментирована с опорой на текст.
Здесь вы должны объяснить, как автор раскрывает проблему, какие приемы и средства для этого использует, дать оценку действиям героев, отметить языковые особенности, которые способствуют раскрытию проблемы.
Правильно обозначьте смысловую связь между примерами
Приводя примеры, вы должны показать, как они соотносятся друг с другом.
- подтверждать одну и ту же мысль: сопоставлены;
- демонстрировать полярные точки зрения: противопоставлены.
Передайте позицию автора
Здесь вы должны найти позицию автора в предложенном тексте, а не выдумать ее.
Обратите внимание на яркие фразы, мнение автора. Они помогут сформулировать авторскую позицию.
Обозначьте свою позицию
Экзаменуемый должен выразить свое отношение к авторской позиции: согласен он с ней, не согласен или же это согласие частичное.
Не забывайте аргументировать свое мнение, привлекая факты из текста, примеры из художественных, научных, публицистических произведений, а также не забывайте про личный опыт.
Подведите итог
В завершающей части сочинения поделитесь с проверяющим, о чем вас заставил задуматься текст. Обобщите уже проанализированную информацию, дайте оценку сказанному. Главное, не дублируйте свое мнение или позицию автора.
Нужны ли фразы - клише?
Фразы‑клише помогут вам связать текст и выдержать логическую структуру, также они помогут проверяющему легко ориентироваться в вашем тексте.
Фраз‑клише достаточно много и все они относятся к какой‑либо структуре сочинения.
Какие фразы можно использовать?
1. Описывая проблему:
1) В предложенном для анализа тексте поднимает (затрагивает) проблему.
2) В данном тексте волнует проблема.
3) Данный текст посвящён теме (проблеме) .
4) В тексте представлена точка зрения на проблему…
5) В предложенном для анализа тексте касается следующих вопросов …
1) Вопрос о … никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
2) Проблема, поднятая , особенно актуальна в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.
4) Рассуждая над проблемой . обращается .
3. Обозначая позицию автора:
1) Позиция автора заключается в том, что.
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3) По мнению автора, …
4) Автор считает, что…
4. Отношение к позиции автора:
1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор. 3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что .
5) Мне близка позиция автора тем, что …
1) Обратная связь. Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …
3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что …
Мы поделились с вами основной информацией по написанию сочинения к ЕГЭ-2020 по русскому языку. Не удается один из критериев? Обратите на него особое внимание и продолжайте тренироваться.
Готовьтесь к успешному написанию сочинения по русскому языку вместе с курсами на TeachMePlease.
Дайджест новостей об образовании: даты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, продление учебного года, онлайн‑обучение и другое
Читайте также: