Полчаса спустя николай петрович отправился в сад в свою любимую сочинение

Обновлено: 30.06.2024

молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? "Я имею привычку предпочитать красное!" — отвечает он басом и с таким

важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение..
— Вам больше чаю не угодно? — промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней

раздавались голоса споривших.
— Нет, ты можешь велеть самовар принять,— отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему:

bon soir (добрый вечер (франц.).) , и ушел к себе в кабинет.


Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое

разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,

зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался,

когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. "Брат говорит, что мы правы,— думал он,— и, отложив всякое самолюбие в

сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем,

какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше

следов барства, чем в нас?"
Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.
"Но отвергать поэзию? — подумал он опять,— не сочувствовать художеству, природе. "
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую

рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной

узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно—отчетливо мелькали ноги

лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что

они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледноголубое небо, чуть обрумяненное зарей.

Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою,

Обособление уточняющих и пояснительных оборотов

Рассмотрите два предложения:

Уточнение: Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю… (Тургенев);

Пояснение: Федор получил пятерку, то есть высшую оценку.

В первом примере выражение РОВНО В ВОСЕМЬ ЧАСОВ используется для конкретизации, уточнения значения слова УТРОМ. Такие обороты называются уточняющими. Во втором примере оборот ТО ЕСТЬ ВЫСШУЮ ОЦЕНКУ служит для пояснения значения слова ПЯТЕРКА. Такие обороты принято называть пояснительными.

Обратите внимание, что уточняющие члены предложения обязательно должны стоять после уточняемого слова. Если в предложении слово с более конкретным значением стоит перед словом с более широким значением, то в этом предложении нет уточняющих членов. Сравните два примера ниже.

На третьем этаже в нашем доме появились новые жильцы.

В нашем доме, на третьем этаже, появились новые жильцы.

Иногда за одним членом предложения может выстраиваться целая цепочка уточнений. Рассмотрите предложение из романа И. С. Тургенева, в котором три обстоятельства последовательно уточняют друг друга.

В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием (Тургенев).

Пояснительные члены предложения тоже всегда стоят после поясняемого слова и выделяются запятыми. Ошибки на обособление пояснительных членов предложения встречаются редко, так как пояснения всегда присоединяются к главному слову с помощью специальных союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ, а также с помощью слов ИМЕННО, А ИМЕННО, которые легко запомнить. Рассмотрите примеры ниже.

Ростовы до первого сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе (Толстой).

Недалеко от нас, а именно в деревне Петрове, происходят прискорбные факты (Чехов).

В тот же день _ но уже вечером _ часу в седьмом _ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).

Аристофану удивительно повезло — из его сорока комедий сохранилось целиком одиннадцать _ то есть больше четверти всего написанного _ в то время как из драм популярнейшего в античности Еврипида была отобрана только одна десятая часть (впоследствии к ней случайно прибавились еще девять пьес), Эсхила — примерно одна двенадцатая, а Софокла — вовсе одна семнадцатая (Ярхо).

Однажды весною _ в час небывало жаркого заката _ в Москве _ на Патриарших прудах _ появились два гражданина (Булгаков).

Положительно и окончательно этого еще, правда, нельзя было сказать, но действительно в последнее время _во весь последний год_ ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться (Достоевский).

В 1717 году _ 12 ноября _ двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие… (Перельман).

И опять, как прежде, ему захотелось вдруг куда-нибудь далеко: туда _ к Штольцу, с Ольгой, и в деревню, на поля, в рощи, хотелось уединиться в своем кабинете и погрузиться в труд… (Гончаров).

Он был замечателен тем, что всегда _ даже в очень хорошую погоду _ выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате (Чехов).

На Неве _ от Исаакиевского моста до Академии художеств _ тихая возня: в узкие проруби спускают трупы (Тынянов).

Впоследствии _ во время южной своей ссылки _ Пушкин не раз встречался с Марией Раевской и в Каменке, и в Киеве, и в Одессе, и, возможно, в Кишиневе… (Вересаев).

12 августа 18.. года _ ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки _ в семь часов утра _ Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе (Толстой).

Из-за плохих дорожных условий и многочисленных ДТП самой опасной была признана федеральная трасса Москва-Минск, а ее самым аварийным участком – с 16-го по 84-й км. _ то есть от города Одинцово до поворота на Рузу: именно здесь произошло 49 % всех аварий на трассе.

В Гороховой улице _ в одном из больших домов _ народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели _ на своей квартире _ Илья Ильич Обломов (Гончаров).

Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. "Брат говорит, что мы правы, -- думал он, -- и, отложив всякое самолюбие в сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами. Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?" Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу. "Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе. " И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи; он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. "Как хорошо, Боже мой!" -- подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft -- и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум. Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность. Давно ли он так же мечтал, поджидая сына на постоялом дворике, а с тех пор уже произошла перемена, уже определились, тогда еще неясные, отношения. и как! С1. Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: "Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой идеей это жизни".

• Методическая разработка представляет собой презентацию
урока-пратикума по литературе с элементами
исследоваткельской деятельности учащихся.
• Актуальность: внедрение в урок исследовательской
деятельности способствует:
• Развитию навыков выделения нескольких гипотез
• Развитию навыков анализа и принятии на основе анализа одной
версии в качестве истинной
• Моделировани процесса получения новых знаний
• Навыки презентации результатов работы (в данном случае
домашняя письменная работа)

3. Школа №40 г.Кемерово

4. Постановка целей и задач исследования

• Цель: Определить смысловую и композиционную роль
эпизода посредством применения УУД;
• Задачи: выявить ведущие мотивы эпизода,
• Сгруппировать их и проанализировать
• Определить место эпизода в структуре
произведения.
• Определение авторской позиции: на чьей стороне
автор?

5. Гипотеза

6. Выбор методики исследования

• 1.Мотивный анализ.
Это метод филологического анализа, основанный на
выделении мотивов (микротем) и изучающий функции
выявленных мотивов.
2.Сравнительный метод
3.Структурный анализ.
Взгляд на литературное произведение как органическое
целое. Эпизоды воспринимаются не как сумма отдельных
элементов, а каждый из них реализуется лишь в
отношении к другим элементам и образует структуру всего
текста.

7. Отработка УУД

• Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он
ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что
с каждым днем оно будет становиться все больше и больше.
Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым
дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно
прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно
радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их
кипучие речи. Он ходил много, почти до усталости, а
тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная
тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над
ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий
осудил бы его. У него, у сорокачетырехлетнего человека,
агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные
слезы; это было во сто раз хуже виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в
дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так приветно
глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в
силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего
воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой.

9. Учащиеся выделяют повторяющийся мотив одним цветом, что позволяет наглядно представить художественное пространство эпизода

• Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую
беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое
разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно
будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он,
бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам
молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и
свое слово в их кипучие речи. Он ходил много, почти до усталости,
а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога,
все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он
узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы его. У него,
у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались
слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в
это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него
всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с
темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою
грустию, с этою тревогой.

11. Выявляется причина

• Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую
беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно
сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым
днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть,
напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал
над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам
молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и
свое слово в их кипучие речи. Он ходил много, почти до усталости,
а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная
тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним,
если б он узнал, что в нем тогда происходило! Сам Аркадий осудил бы
его. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина,
навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже
виолончели.
Николай Петрович продолжал ходить и не мог решиться войти в дом, в
это мирное и уютное гнездо, которое так приветно глядело на него
всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с
темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою
грустию, с этою тревогой.

• Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые
он ясно сознал свое разъединение с сыном; он
предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться
все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,
зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к
разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда
ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.

• Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою
любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые
он ясно сознал свое разъединение с сыном; он
предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться
все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало,
зимою в Петербурге по целым дням просиживал над
новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к
разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда
ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи. Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем,

14. Цветовое обозначение

В каком пространстве происходит действие.
-Что не пускало Николая Петровича в дом.
-Какое событие вызвало грусть.
- Как Николай Петрович пытается решить проблему
взаимоотношений
-А как молодое поколение.
средства художественной изобразительности

15. выводы

• Этот эпизод несет важную смысловую нагрузку в тексте: он
отражает причину, степень и последствия
разъединенности двух поколений. (Подтверждается
гипотеза №1)
• Причина- молодое поколение отвергает старшее
поколение и идет на конфликт. Молодое поколение не
ищет путей сближения (Опрвергается гипотеза №2)
• Старшее поколение ищет пути сближения (подтверждается
гипотиза №3)
• Степень – родной дом становится чужим.
• Последствия – разъединение близких людей.

16. Метод диагностики образовательного результата

Читайте также: