Поиски правды и смысла жизни в пьесе м горького на дне сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Чуждо герою и сострадание. Каков же смысл жизни Бубнова? – по сути, его нет. Он предпочитает влачить потребительское существование в этом мире, не строя каких – либо четких планов, не стараясь возвыситься и духовно обогатиться. У него практически нет авторитетов и ценностей.

Что же касается Луки, для него смыслом жизни является вера – вера в себя, вера в людей, вера в человечество. Герой осознает, что в роде людском заключена великая сила – важно лишь высвободить ее, не погрязнуть в пороках и найти освобождение. Данный герой склонен к поддержке – он старается подбодрить умирающую Анну, помогает Насте в любви, а Актеру советует бесплатную лечебницу, где можно преодолеть пагубную тягу к выпивке.

Соответственно, для Луки смысл жизни - это помощь людям. Причем, герой делает это бескорыстно. Однако быть полезным для него очень важно. Кажется, именно это наполняет его существование, отличает от других и помогает обрести спокойствие.

Что же касается Сатина, это явный антипод Луки. Этот человек является неисправимым реалистом, полагает, что не стоит воодушевлять людей надеждами, которые в итоге могут не осуществиться – наоборот, стоит разумно смотреть на жизнь, понимать, что существуют как черные, так и белые полосы, и в случае чего, всегда быть готовым к неудачам и промахам.

Как можно заметить на примере персонажей, смысл жизни у каждого свой. И каждый поступает так, как велит его совесть, сердце и гражданская позиция. Бубнов слишком пуст и циничен, Лука – слишком добр и самозабвенен, а Сатин – чересчур прагматичен и скучен. Вполне вероятно, что если бы из этих людей можно было бы создать симбиоз, то на выходе получился бы весьма неплохой человек.

Однако это невозможно. Потому каждый остается со своей правдой. И точка зрения каждого имеет несовершенства. Совместив характеры всех троих героев, можно сделать вывод, что смысл жизни – помощь людям, но важно терять при этом рассудка, уметь холодно и беспристрастно оценивать ситуацию и не питать при этом излишних иллюзий.

Вариант 2

Особенно ярко темя смысла жизни раскрывается через трех основных персонажей: Бубнов, Лука и Сатин. На примере их поступков и диалогов можно проследить философскую проблематику произведения.

Лука – персонаж, настаивающий на том, что хоть человек слаб, но его может спасти обман. Это обман он видит в гуманном утешении других, вере в Бога, помощи другим людям. Недаром Горький называет его как одного из учеников Христа согласно Библии. Главное для Луки – это не настоящая природа человека, а его убеждения, самооценка и сознание. В поиске этого, а также в утешении других видит Лука смысл своей жизни.

Таким образом, Горький на примере Бубнова, Луки и Сатина демонстрирует нам три популярных взгляда на проблему смысла жизни: ее полное отсутствие, находить веру и развивать сознание, искать правду и самому отвечать за свою жизнь.

Смысл жизни в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад, данная пьеса является самой известной в России. Это было последнее произведение написанное автором незадолго до его кончины.

Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.

Можно сказать, что судьба Аси является неким повторением судьбы внебрачной дочери писателя. Однако, она все же более трагична: девушка – плод любви крестьянки и барина, причем последний даже

Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности. Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви. Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое дно. Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.

На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.

Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…

Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Тем самым Лука хотел показать слабость человека в том случае, когда у него нет, хотя бы призрачной, цели в жизни.

Горький поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, основными из которых является проблема правды и смысла жизни. В пьесе не дано однозначного ответа на эти вопросы. Автор оставляет за читателем и зрителем право решать их, делать свой выбор.

Поиски смысла и правды жизни — сочинение

(нравственные проблемы в современной литературе)

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет вы глухую степь собиратьпыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителейзелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают извагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, которую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такомучеловеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статьюо наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновениис истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот герой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматьсянад вечным вопросом.

Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжаеттрагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( впрямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносномсмысле) — жизнь Бостона.

1.Пьеса “На дне” – реалистическое произведение.
2. Обитатели “дна”.
3. Философские размышления героев пьесы.
4. Неоднозначная трактовка произведения.

Пьеса М. Горького “На дне” – одно из самых лучших реалистических произведений писателя. Мастерство автора позволило ему изобразить нечеловеческие условия жизни, в которых вынужденно оказались герои произведения. Люди, прозябающие “на дне”, выглядят убогими и жалкими, они лишены высоких чувств и стремлений.

Нищета и безысходность привела к тому, что люди

“дна” стали жестокими по отношению к другим и даже к самим себе.
Опустившиеся обитатели ночлежки не сумели бороться с судьбой. Произведение было создано в пору серьезного экономического кризиса, который разразился в России. Количество обнищавших, оставшихся без средств людей, стало поистине устрашающим. Появилось множество ночлежек, где селились бездомные и несчастные.

Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки без прикрас. Мрачный полутемный подвал, где живут герои произведения, похож на пещеру. Низкий потолок давит на людей.

Убогость быта и безысходность жизни делает свое дело. Люди теряют

последние человеческие качества, опускаясь и деградируя все больше и больше. Сам Горький писал об этой пьесе: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”…”.
Пьесу можно воспринимать как призыв к преобразованию общества.
Бесчеловечность общества в том, что оно с легкостью выбрасывает на обочину жизни слабых людей, не способных бороться за свое счастье. Герои пьесы сломлены, становится ясно, что в их жизни вряд ли будут позитивные изменения.
Само произведение имеет свои особенности. В пьесе нет завязки конфликта и развязки. Отсутствие развития действия восполняется разговорами.

Именно в разговорах раскрываются характеры главных героев. У каждого обитателя ночлежки своя “правда”, своя философия, свое представление о жизни.
Герои пьесы рассуждают как о повседневных делах и проблемах, так и о чем-то более важном, что не имеет прямого отношения к их жизни. Например, Квашня рассуждает о замужестве. Ее позиция весьма проста, Квашня говорит: “Чтобы я свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти”.

Клещ не верит ей, возражает: “Обвенчаешься в Абрамкой…”.
Квашня с возмущением отвергает его предположение. Разгорается спор. Квашня пытается доказать свою правоту, указывает Клещу, что он “заездил жену-то до полусмерти…”.

Клещ грубо обрывает ее. Этот короткий диалог свидетельствует о том, что попытки отстоять свою “правду” у героев пьесы приводят к взаимным оскорблениям и конфликтам. Нельзя не подчеркнуть, что все обитатели ночлежки не уважают не только окружающих, но и самих себя. У них нет четкого представления о собственном месте в мире.

Каждый сознает свою убогость и неприкаянность. Но осознание проблемы само по себе ничего не может дать человеку. Оно лишь подталкивает к поиску нового решения.

Этого в пьесе не происходит. Герои много и охотно рассуждают о “правде”. Но для чего она им, не могут решить.

Например, Клещ говорит: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда!

Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету!

Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда?

Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда.

Говорите тут – правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех!

И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!”
Некоторые герои пьесы пытаются найти такую “правду”, которая хоть немного скрасила бы их убогую жизнь. Например, Настя выдумывает историю любви. Над ней смеются.

Но эта выдуманная “правда” нужна Насте, чтобы жизнь не казалась такой беспросветной. Насте кажется, что если бы такая любовь была в ее жизни, все сложилась бы совсем иначе. Это “правда” девушки, которая не имеет ничего общего с реальной жизнью. Позиция Луки такова, что для него имеет ценность та правда, в которую верит человек.

Лука говорит: “Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя…

Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!” Слова Луки вселяют надежду, заставляют поверить в то, что человеку дорого. Пусть это не связано с тем, что есть на самом деле.

Но с другой стороны, такая “правда” может дать возможность почувствовать себя чуточку счастливее.
Другой герой пьесы, Сатин в реальной жизни – “арестант, убийца, шулер”. Но он не стремится признать эту “правду”, не самую приятную для него. Сатин постоянно говорит:
“Хорошо это – чувствовать себя человеком!” Для Сатина очень много значит собственный взгляд на себя как на человека. Его рассуждения об этом свидетельствует:
“Что такое – правда? Человек – вот правда”. “Существует только человек, все остальное – дело его рук и его мозга”.
Клещ надеется, что когда-нибудь сможет вернуться к нормальной жизни и труду. Но он связывает свои надежды со смертью жены, Анны. Клещ не может вызывать симпатию. Нам становится ясно, что в его сердце нет сострадания к умирающей жене. “Ты думаешь, я не вырвусь отсюда?

Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот погоди… умрет жена…”. “Правда” Клеща в том, что он ненавидит окружающих людей, склонен считать их помехой. Но чем он сам лучше? Если этот рабочий человек стал обитателем “дна”, значит, нет у него той нравственной опоры, которая помогает удержаться на плаву в самых трагических жизненных обстоятельствах.

Все мечты и надежды ограничиваются словами. На деле этот рабочий обречен свой век доживать на “дне”.
Очень любит “правду” Бубнов. Но вместе с тем нельзя не признать, что образ этого человека не может не вызывать негативных эмоций у читателя. Он, не задумываясь, оскорбляет, обижает и без того несчастных и обездоленных людей.

Жестокость и злоба, которые свойственны Бубнову, не могут сделать его образ привлекательным. А, значит, и его “правда” не может быть светлой и позитивной. То же самое можно сказать о Татарине. Он честен, но вместе с тем злобен, с ненавистью относится ко всем и всему вокруг.

И его “правда” не может стать полезной, слишком много в ней негатива.

Герои пьесы связывают “правду” со стремлением к свободе. “Правда – бог свободного человека”. Но как это ни парадоксально, в какой-то степени они все эту свободу получили. Они “свободны” от обязательств по отношению к родственникам и семье; “свободны” от работы, правил и устоев общества.

Например, Васька Пепел “свободен”, потому что пока в ночлежке, а не на каторге. Но разве это та “свобода”, о которой нужно мечтать и к которой нужно стремится? “Человек – свободен… он за все платит сам, и потому он – свободен!” На самом деле кажущая свобода героев пьесы ошибочна. Они не могут быть свободны, учитывая обстоятельства их жизни. И мрачное прошлое, и гнетущее настоящее, и пугающее будущее, – все это ограничивают их свободу.

Герои не могут этого не понимать в глубине души, пусть и пытаются они это все отрицать.
Своеобразное понимание свободы приводит Актера к самоубийству. Смерть воспринимается как освобождение от тягот жизни несчастного и обездоленного человека.
На протяжении всей пьесы герои ищут свою “правду” и не находят ее. Наверное, в тех условиях, в которых они оказались, найти “правду” невозможно. Именно поэтому произведение оставляет впечатление недосказанности.

Горький оставляет вопрос открытым. Однозначным является утверждение автора, что мир, в котором живут герои пьесы, не
Должен существовать. Люди, оказавшиеся в нем волею судьбы, теряют все человеческое, становятся опасны для общества. Пьесу можно трактовать как призыв к революции, к изменениям существующего строя, который повинен в несчастьях обитателей “дна”. Но с другой стороны, жители “дна” и не заслуживают лучшей доли, потому что не обладают положительными качествами.

Так что проблематику произведения каждый читатель может понимать по-своему. Неоднозначная трактовка пьесы делает ее еще интереснее для современного читателя. Немаловажное значение имеет исторический контекст.

Мы получаем возможность узнать некоторые подробности о жизни бедняков начала XX века.

Проблематика:

  • проблема социальных низов;
  • предназначение человека;
  • истина и ложь (в том числе жестокая истина и ложь из сострадания — Бубнов, Барон, Сатин);
  • необходимость веры (Актёр, Анна, Наташа, Настя);
  • социальная проблематика (жизнь низших слоев общества).

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Время и место действия: действие драмы происходит в ночлежке для самых бедных, самых нищих. Время — современное автору.

Сам писатель в знаменитом монологе Сатина правду и ложь связывает не только с гуманизмом, но и со свободой человека:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, в пьесе автор рассуждает о человеке, свободе и правде – о главных нравственных категориях философии. Однозначно определить эти мировоззренческие категории нельзя, поэтому в своей драме Горький представляет несколько точек зрения. Произведение полифонично. В пьесе действует несколько героев-идеологов, каждый со своей особой точкой зрения на человека и мир. к идеологам в произведении относятся следующие персонажи:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Против такой правды Бубнова выступает Клещ, который кричит:

Особенно интересным персонажем-идеологом в произведении является Лука. Критики дают самые разные оценки этого странного героя. Некоторые восхищаются великодушием старика, другие же разоблачают его вредное утешительство. Такие оценки являются крайними, а потому они однобоки. В первом исполнении Луки И. М. Москвиным Лука представлялся добрым, умным человеком, в чьих утешениях нет никакой корысти. Это же отмечает и Бубнов:

С другой стороны, утешения старика трагически отразились на судьбе обитателей ночлежки. Лука никого не спас, не помог по-настоящему. Актер покончил с собой. Однако нельзя в этом обвинять только старика. Лука пришел к опустившимся людям, которыми никто не интересуется, до которых совершенно никому нет никакого дела. Он попытался им помочь, утешил, чем мог. Хоть старик и не спас никого, но он никого и не погубил. Лука сделал все, что было в его силах, а именно помог людям почувствовать себя людьми. А все остальное зависело от характера человека. Например, у запойного пьяницы Актера не хватило силы воли, чтобы бросить эту пагубную привычку. Васька Пепел же в стрессовом состоянии убивает Костылева.

Таким образом, Сатин является единственным человеком, который знает правду.

Действующие лица

Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.

Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.

Лука — загадочный персонаж, мужчина лет шестидесяти. Философ.

Васька Пепел — молодой мужчина, вор, постоянный обитатель ночлежки.

Андрей Дмитриевич (Митрич) Клещ — безработный слесарь. Верит, что вырвется из ночлежки и станет работать, как прежде.

Анна — жена Андрея Клеща.

Настя — проститутка, молодая девушка. Мечтает о большой чистой любви.

Бубнов — ремесленник, производит картузы (головные уборы вроде кепки). Ушёл в ночлежку, когда жена нашла другого. Признаёт, что лентяй и алкоголик.

Барон — молодой мужчина, обнищавший дворянин.

Квашня — торговка пельменями, женщина средних лет.

Алёшка — молодой сапожник.

Кривой Зоб и Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).

Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежного дома.

Василиса Карповна — жена Михаила Костылёва, молодая женщина.

Наташа — младшая сестра Василисы Карповны.

Медведев — полицейский, дядя Василисы Карповны и Наташи.

Конспект урока по литературе на тему:

«Спор героев пьесы М. Горького

Цель урока: Выяснть, в чем же заключается смысл жизни по Горькому?

— О чем этот ролик?

— Этот ролик о смысле жизни, о назначении человека, о духовных ценностях…

— Когда человек задумывается о смысле жизни? С каким вопросом вы бы обратились к Богу?

— Да, каждый должен понимать, зачем он живет на свете. Без этого жизнь его будет пустой, неправильной, бесцельной.

— Зачем я живу? Как нужно жить, чтобы остаться духовным, нравственным человеком?

— Сегодня мы поговорим о смысле жизни. (Слайд 1) Что вкладываете вы в это понятие?

Дети отвечают, на доске появляются стикеры с понятиями.

Смысл жизни: семья, родители, здоровье, карьера, Родина, духовные ценности, материальные ценности…

— В чем по-вашему состоит смысл жизни? Запишите в своих рефлексивных листах.

-Итак, тема нашего урока «Спор героев пьесы М. Горького

— Скажите, где мы находимся? Опишите это место. Какие цвета преобладают? Какой запах? Какие предметы вас окружают? Какие чувства у вас при этом возникают?

Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу –
большая русская печь
, в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого.

— Вы познакомились с пьесой. Послушаем героев пьесы, спросим у них, в чем смысл жизни? Каким героям пьесы вы бы хотели задать этот вопрос?

-У Луки, Барона, Актера, Бубнова, Клеща, Анны, Василисы, Алешки…

Все ответы фиксируются на доске. Составляется кластер.

— Кому первому зададим вопрос?

Зададим этот вопрос
Михаилу Ивановичу Костылеву
, 54 года, содержателю ночлежки.

«…-Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю

Смысл его жизни в зарабатывании денег.

Попрощались с первым гостем

— Кто следующий?

— Василиса Карповна

, его жена, 26 лет.

-Задаем вопрос.

«…- Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…

— В чем смысл жизни этой героини?

Нахапать как можно больше денег. Человеческая жизнь для нее не ценна.

Попрощались со вторым гостем

— Кого бы вы хотели спросить сейчас?

Спрашивайте.

, ее сестра, 20 лет.

«-Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?

Смысл жизни этой героини в надежде, жалости к ближнему своему

Попрощались с последнем гостем

И так дальше задаем этот вопрос всем героям, кого хотим об этом спросить. У каждого ученика своя роль.

Васька Пепел

-А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… Сатин говорит: всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… И это – верно…

-Поверят, потому – правда! И тебя еще запутаю… ха! Погублю всех вас, черти, – увидишь!

-Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…

-Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет… Слушай, старик: бог есть?

-Вовсе не вдруг… я давно… души в тебе нет баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила.

-Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…

По его мнению, у каждого человека должна быть душа.

Клещ, Андрей Митрич

-Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет…. Не хуже! Живут без чести, без совести…

-Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем… Вон князь… руку-то раздавил на работе… отпилить напрочь руку-то придется, слышь… вот те и правда!

-Ладно… говори… Я – стыд имею пред людьми…

-(безучастно сидит на дровнях, крепко потирает руки. Потом начинает что-то бормотать, сначала – невнятно, далее:) Как же. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…

Человек должен иметь дом. Жить по-совести

, его жена, 30 лет.

-Все думаю я: господи! Неужто и на том свете мука мне назначена? Неужто и там?

— Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! — Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!

-Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный. Образованный ты человек… говоришь – лежа кофей пил…

-Пропащая душа! Пустой человек! Где у тебя – душа?

Смысл ее жизни в любви.

, торговка пельменями, под 40 лет

— … Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно…

, картузник, 45 лет. .

-Шум – смерти не помеха..

-…на что совесть ? я не богатый

-Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…

-Ты везде лишняя… да и все люди на земле – лишние…

— Валяй… чего же? У него деньги есть, и кавалер он еще крепкий…

— Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?

-Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остается… И еще – ленив я. Страсть как работать не люблю.

-Мм-да. А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Смысл жизни этого человека – в правде.

— У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…

-Да… и я думаю, что глупо… А… ведь зачем-нибудь я родился… а?

Смысл жизни видит в прошлом.

-Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем…

-Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю.

-Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю!

-Правда – бог свободного человека!

-Брось их! И забудь о каретах дедушки… в карете прошлого – никуда не уедешь…

-Брось! Не тронь… не обижай человека! У меня из головы вон не идет… этот старик! (Хохочет.) Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…

-Вероятно… Человек рождается для лучшего! (Кивая головой.) Так… хорошо!

– приблизительно одного возраста: лет под 40.

-Наташа… по сцене мое имя Сверчков-Заволжский… никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени – нет человека…

Смысл жизни в творчестве.

— Почему множество вопросов задаются именно Луке?

— Самый старый, знающий.

, странник, 60 лет.

-Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то. Где тут, милая, приспособиться мне? . Середь но-очи… пу-уть-дорогу не-е видать… Все, значит, равны… А ты, милый, бароном был?

-А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые!

-Обидно, значит, стало. Охо-хо! Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни… и чистоты нет…

.-Бабочка совсем слабого состава… Идет по сеням, цепляется за стенки и – стонает… Пошто вы ее одну пущаете?

Мяли много, оттого и мягок… (Смеется дребезжащим смехом.)

-Эх, бабочка! Не тоскуй!

-Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит… (Встает и уходит в кухню быстрыми шагами.)

-Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом – вся душа…

-А чего? Человек – все может… лишь бы захотел…

-Это ничего! Это – перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты – надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому – где здесь отдохнуть человеку?

-А ты мне – поверь, да поди сам погляди… Спасибо скажешь… Чего ты тут трешься? И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…

-Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть…

-Ты – не говори! Лучше моего не скажешь! Ты слушай: которая тут тебе нравится, бери ее под руку, да отсюда – шагом марш! – уходи! Прочь уходи…

-Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то – один иди… Ты – молодой, успеешь бабой обзавестись…

-Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам – мертвых жалеть? Э, милая! Живых – не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

-Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была! А на него – не сердись, на сожителя-то… Он… может, и впрямь из зависти смеется… у него, может, вовсе не было настоящего-то… ничего не было! Пойдем-ка.

-Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно

-Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

– не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…

Смысл жизни – в милосердии, сострадании.

, сапожник, 20 лет. На, ешь меня! А я – ничего не хочу! Я – отчаянный человек! Объясните мне – кого я хуже? Почему я хуже прочих? Вот! Медякин говорит: на улицу не ходи – морду побью! А я – пойду… пойду лягу середь улицы – дави меня! Я – ничего не желаю.

Не может найти смысла в жизни.

,
Татарин
– крючники.

-А мне какое дело! Надо честно жить!

-Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон терял – пропал.

-Такой… Разный… Знаешь какой…

-Не обижай человека – вот закон!

Коран называет… ваш Коран должна быть закон… Душа – должен быть Коран… да!

Жить по –совести, по законам бога – вот истинный смысл в жизни.

— Составлен кластер. Смысл жизни у каждого героя свой.

— Сразу ли герои приходят к своим решениям?

Что им помогает сделать выбор? Почему мнения героев разные?

-В споре рождается истина.

— Все герои пьесы размышляют над смыслом жизни. У каждого он свой.

— Как по вашему мнению не оказаться на дне?

-Это горьковские герои отвечали на этот вопрос. С чьим мнением вы бы согласились? Почему?

Что вам дал этот урок?

В начале работы вы ответили на вопрос: каким будет наилучший результат для вас к концу урока? Оправдались ли ваши ожидания? На сколько по шкале вы бы оценили свой результат? А что вам необходимо, чтобы оказаться на 10? Ответили ли вы на свой вопрос?

Творческое задание:

Какие бы три вопроса вы бы задали человеку, который все знает?

Содержание

Описывается ночлежка, в которой живут нищие, воры, шулеры, пьяницы и работники из числа самых бедных. Всё действие пьесы наполнено дебошами и скандалами.

Василиса, жена хозяина ночлежки, влюблена в одного из её обитателей, вора Ваську Пепла. Она подговаривает Ваську убить её мужа Михаила, хозяина ночлежки. Васька смущён, потому что он любит не Василису, а Наташу, её младшую сестру. Василиса об этом знает, поэтому бьёт сестру и издевается над ней.

Андрей Клещ кое-как зарабатывает на жизнь и надеется выбраться из ночлежки. Его жена тяжело больна, и Клещ ждёт её смерти.

В ночлежке появляется странник Лука, который всех может пожалеть и всем дать надежду. Он обещает загробное счастье умирающей жене Клеща Анне. Ваське с Наташей Лука рекомендует сбежать. Актёру странник говорит, что не всё ещё потеряно: есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Актёр оживает.

Лука всем нравится, лишь Сатин входит с ним в философское противостояние. Сатин считает, что жизнь бессмысленна. В частности, он предлагает Клещу бросить работу. Если все люди бросят работу, то они умрут с голоду, считает Клещ. Но тогда труд не имеет смысла: он не меняет жизнь человека, не делает её лучше, а просто длит существование.

Лука считает, что ложь во спасение — это правильный путь. Он рассказывает притчу о человеке, который искал праведную землю, скитался. Но пришёл учёный и сказал ему: праведной земли нет. И человек повесился. Сатин в чём-то даже согласен с Лукой (мысль о величии человека). Но он категорически против лжи: Сатин считает, что людей надо поднимать на бунт против существующего порядка.

Лука неожиданно уходит.

Читайте также: