Поиски нравственного идеала в литературе сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое. Эта волна утверждения нравственного идеала доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие нравственного идеала.

2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятие нравственного идеала.

1. Понятие нравственного идеала

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα – образ, идея) – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

2. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал – понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми, не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

Список литературы

1. Словарь по этике – М. 1989.

2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. – М., 2001.

3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб. 2002.

В любом литературном произведении так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы. Что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще?

И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, вынести разлуку с самыми дорогими людьми, с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом

Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели часто обращались в своих произведениях к проблеме чести. Тема поиска нравственных идеалов, понятие “человек чести” затронуты А. С. Пушкиным в повести “Капитанская дочка”.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Пушкин устами Савельича знакомит

читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: “Береги платье снову, а честь – смолоду”.

Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета.

Но если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.

Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, несмотря на то, что Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему “мужичку”, который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе.

Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный.

Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин наносит Гриневу предательский удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневуотцу.

На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Для них естественно понимать, спасать, жалеть друг друга.

Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.

Во время бунта особенно ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован.

Мне кажется, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга.

Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали.

Справедливость восторжествовала в самый последний момент: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. Гринев спасен.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей, как Петр Гринев: честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица “береги честь смолоду” имела для каждого значение талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.

Нравственный идеал — это совершенная личность, которая обладает высокоморальными качествами, признанными в обществе в настоящий момент действительности. Система ценностей человека может меняться, а с ней и содержание понятия нравственный идеал.

Воплощение нравственного идеала является образцом для подражания, ориентиром в самосовершенствовании для всех людей. Неудовлетворенность собой и окружающим миром стимулирует человека к достижению идеала.

В разные исторические эпохи список моральных качеств идеальной личности менялся. Для античности, например, были важны гармония тела и духа. В христианстве тело считалось временной оболочкой и не заслуживало внимания, в то время как духовные качества выносились на первое место. Своеобразным кодексом идеального христианина являются десять заповедей, прописанных в Библии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Нравственный идеал тесно связан с общественным идеалом. Ценности общества непосредственно оказывают влияние на образ идеальной личности. Он, в свою очередь, отражается в культуре общества, искусстве, быту.

Философские трактовки термина

Натуралистический подход определяет идеал либо абсолютной потребностью человека, либо обобщенной нормой поведения, что лишает его абсолютных характеристик, независимых от ценностных установок людей. Мораль, согласно этому подходу, должна обеспечивать выживание человека в социуме. Такой подход зародился еще в античности в гуманной антропоцентрической философии.

Нравственный идеал человека в литературе

Нравственные идеалы в европейской культуре

Европейская этика во многом базируется на принципах христианства. Поэтому в основе идеалов нравственности в Европе лежат библейские заповеди. Высокая христианская мораль — это сострадание к слабым, больным и нищим. Высокоморальный христианин способен к признанию своих грехов и раскаянию. Стоит отметить, что христианский идеал практически недостижим, так как безгрешных людей не бывает. Совершенство недостижимо.

В эпоху капитализма европейский идеал личности корректируется, становится более эгоцентричным. Человек должен уметь достичь успеха, это требует от него больше инициативности, стойкости, самостоятельности.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


. Хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта — победит. В. Шукшин. Верую! Талант В. Шукшина богат и многогранен, ярок и самобытен, ведь этот удивительный человек сумел оставить след не только в литературе, но и в драматургии, режиссуре, киносценаристике, и до конца своих дней он оставался верен принципам, которые воплощались в образах его любимых кино- и литературных героев: удивительная доброта к людям, природе, ко всему живому. Нравственные идеалы гуманности, справедливости, разума характеризуют творчество В. Шукшина. Героев шукшинских рассказов волнуют не только и не столько мелкие бытовые вопросы, копирование запрещено © 2005 сколько проблемы вселенского характера: как жить? во что верить? как воплотить в жизнь мечту? Эти люди возвышаются над обыденностью и ощущают свою причастность к великим тайнам мира, к развитию науки и техники, к совершенствованию жизни на земле в настоящем и будущем. И в то же время они часто попадают в ситуации непонимания со стороны окружающих, оставаясь при этом непокорными, стремясь к воплощению своих идеалов. Саня Неверов из рассказа \"Залетный\" убежден в необходимости нести людям любовь и добро, потому что, встав на путь внимательного отношения к окружающим, человек не только развивается сам, но и активно изменяет мир к лучшему. В любви нашел истину и Алеша Бесконвойный из одноименного рассказа: \"Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день.. Стал стучаться покой в душе — стал любить\". Даже поп у Шукшина — и тот искатель правды (\"Верую!\"). Размышления и богатый жизненный опыт позволяют ему прийти к интересным выводам: \"Теперь скажу, что бог — есть. Имя ему — Жизнь. В этого бога я верую. Это — суровый, могучий бог\". .. Ты хоть зашевелился.. А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным.\" И Шукшин соглашается со своими героями, что самая совершенная вера — в людей, в прогресс: \"В авиацию, в химизацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! — ибо это объективно-о!\" Многие персонажи рассказов Шукшина остаются верными себе даже в тех случаях, когда жизненные обстоятельства не дают им возможности активно к ним адаптироваться, когда герои остаются в одиночестве, когда их идеалы осмеиваются и признаются недействительными. Это свойство шукшинских характеров сохраняется почти во всех его произведениях, потому что опирается на незыблемые основы бытия — любовь к земле, доброту, ощущение необходимости жить по нравственному закону. Поэтому мне очень близки мысли Шукшина о том, что \"самое дорогое наше богатство — людское. Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке.. Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, — это прекрасно. Еще более прекрасно, наверное, когда все и добры, и образованны, но это — впереди\".

Читайте также: