Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Цели и задачи урока: актуализировать знания учащихся о личности и творчестве В. С. Высоцкого; использовать потенциал авторской песни для формирования гражданских качеств личности учащихся; развивать навыки анализа стихотворений; навыки выразительного чтения; прививать интерес к литературе.

Оборудование: портрет В.С. Высоцкого, записи песен в исполнении автора, фрагменты художественных фильмов с участием В. С. Высоцкого, выставка книг и публикаций в. С. Высоцкого и его современников, презентация к уроку.

И хоть путь мой и длинен и долог,
И хоть я заслужил похвалу,
Обо мне не напишут некролог
На последней странице в углу –
Но я не жалею…

Ход урока

I. Вступление.

Стихотворение Б. Окуджавы “О Володе Высоцком я песню задумал решить…” (читает ученик).

II. Слово учителя.

Владимир Высоцкий… Это имя для многих стало символом целой эпохи. И вовсе не потому, что жизнь его была столь долгой. Напротив, прожил он чрезвычайно мало – всего 42 года. Но удивительно, как много успел за столь короткий срок. Высоцкий всегда спешил, как будто предчувствуя, что судьбой отпущено ему совсем немного времени. По словам Ю. Визбора, жизнь Высоцкого была “длинным сорокадвухлетним самоубийством”. Ведущие роли в театре на Таганке, съёмки в кино, бесконечные концерты, требовавшие полной самоотдачи. Высоцкого жаждали видеть и слышать многие – от академиков в Москве до старателей на далёких приисках. И он стремился уделить внимание всем, ибо встречи со зрителями давали ему новые силы для творчества.

После его смерти именем Владимира Высоцкого называли вершины гор, новую планету, морской танкер, театр.

Феномен Высоцкого не только в его неслыханной популярности – это следствие огромного авторитета, репутации, проповеднического дара. Феномен – в свойстве личности, многогранности таланта.

До сих пор не утихают споры о том, кем же в первую очередь был Высоцкий – актёром, поэтом, композитором… Он и сам не смог ответить на этот вопрос: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, может быть, это какой-нибудь новый вид искусства”. Вполне вероятно, суть в том, что Высоцкий сумел создать совершенно новый, неповторимый и уникальный тип творческой личности.

III. Защита презентации, подготовленной ученицей заранее.

– Тема нашего урока “Поэты ходят по лезвию ножа…”. В студенческие годы учёбы уже в школе-студии МХАТ друзья Высоцкого сочинили “Гимн тунеядцев”, где был куплет:

И артисты, и юристы,
Тесно держим жизни круг.
Есть средь нас жиды и коммунисты,
Только нет средь нас подлюг.

Подлецом никто из них не был, не был и Высоцкий. Все друзья и знакомые поэта, вспоминая Высоцкого, характеризуют его как честного, правдивого, щепетильного к вопросам чести человека.

Высоцкий-актёр (театр на Таганке) был не просто талантливым исполнителем, он пропускал свои роли через собственное “я”, играл как поэт. Когда Любимова спросили, почему он поручил роль Гамлета Высоцкого, тот ответил: “Я считал, что человек, который сам пишет стихи, умеет прекрасно выразить так много глубоких мыслей, такой человек способен лучше проникнуть в разнообразные, сложные конфликты: мировоззренческие, философские, моральные и очень личные, человеческие проблемы, которыми Шекспир обременил своего героя”.

Высоцкий играл роль Гамлета совершенно по-иному. Гамлет Высоцкого уже знает всё про жизнь, для него неожиданности в злодействе Клавдия, часто в монологах у него прорывалась горькая ирония, а “прежнюю свою весёлость”, по его словам, он потерял давно. Высоцкий хотел играть роль не в той манере, которую о него ждали. Он хотел играть Гамлета просто и скорбно. И в конце концов он играл эту роль так, играл одетый в джинсы и вязаный свитер, отказавшись от пышных нарядов.

IV. (Ученик) Из воспоминаний Аллы Демидовой.

Мы проработали с Высоцким в Театре на Таганке с 1964 года: со дня основания театра – до Володиной смерти. Много вместе играли, репетировали, ездили на концерты, жили рядом на гастролях.

Театральные критики о Высоцком писали мало: из-за того, что не сразу обратили на него своё внимание и из-за запрета публикаций о Театре на Таганке. По этим же причинам нет снятых на плёнку спектаклей, где играл Высоцкий.

Для нас – актёр Театра на Таганке – Высоцкий был Володей, Володечкой, с которым можно было поболтать о чём угодно, посоветоваться, поссориться на репетиции или на спектакле, а после не разговаривать неделю, позлословить с приятелями о его очередных “выходках”. Для всей страны он был мифом, легендой, но также он был неудобным человеком.

V. Выразительное чтение стихотворения “Мой чёрный человек”.

– Существует расхожая истина: “чтобы понять, как человек талантлив, нужно представить его умершим”. При жизни Высоцкий пел:

И хоть путь мой и длинен и долог,
И хоть я заслужил похвалу,
Обо мне не напишут некролог
На последней странице в углу –
Но я не жалею…

– Как вы понимаете эти слова Высоцкого? О каких качествах поэта они говорят?

VI. Выразительное чтение стихотворения Никиты Высоцкого “Памяти Высоцкого”.

VII. Выразительное чтение стихотворения “Я не люблю”, его анализ.

– Стихотворение “Я не люблю” является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой “Я не люблю”.

– Как называется такой приём? (Анафора). Этот повтор звучит в тексте 11 раз, завершаясь ещё более резким отрицанием “Я это никогда не полюблю”.

– С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой?

– Все они в той или иной степени характеризуют самого Высоцкого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

– Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств. Будь то цинизм или восторженность. Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчёркивают строки: “Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо”.

– Как вы понимаете слово цинизм? Что оно означает?

– В словаре Д. Н. Ушакова даётся такое определение: “Цинизм – вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства отношение к чему-нибудь”.

– В словаре С. И. Ожегова цинизм обозначает “пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство”.

– Это как раз те качества, которые ненавидел в людях Владимир Высоцкий.

– Определите тему и основную идею стихотворения.

– В стихотворении Высоцкий говорит об истинных ценностях человека, о его гражданской позиции, о ложной стыдливости, о ненавистных герою сплетнях, о насилии и бессилии, о чести.

– Как вы понимаете слово честь?

– Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы, – такое определение даёт С. И. Ожегов.

– А в словаре В. И. Даля: “Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”.

– Стихотворение “Я не люблю” можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как: честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

– Прослушав выступления ребят, вы узнали о жизни и творческом кредо В. С. Высоцкого. Какие вопросы у вас возникли?

– Почему, несмотря на официальное непризнание поэтического творчества, стихи Высоцкого были очень популярны? Что лежало в основе пронизанных тоской и болью песен? Что было для В. Высоцкого понятие “внутренней свободы” и что оно значит для вас?

– Ответить на эти вопросы поможет сам поэт. Давайте обратимся к его произведениям.

VIII. Групповая работа. Задания:

“Мы вращаем землю”
“Песня лётчика”
“Звёзды”
“Штрафные батальоны”

“Спасите наши души”
“Марш аквалангистов”
“Ещё не вечер”
“Белое безмолвие”

“Мой чёрный человек”
“Корабли постоят и ложатся на курс”
“Песня певца у микрофона”
“О фатальных датах и цифрах”

“Песня прыгуна в высоту”
“Песня штангиста”
“Песня о сентиментальном боксёре”
“Бег иноходца”

“Прощание с горами”
“Песня о друге”
“Среда”
“Здесь вам не равнина”

(Учащиеся подбирают песни, иллюстрирующие темы)

IX. Закрепление изученного материала.

Отчёт групп о работе. На доске вывешиваются листы с названием общей темы и цитатами. После выступления каждой группы ученики 6 группы предлагают для прослушивания песню.

X. Подведение итогов урока.

– Песни В. С. Высоцкого были не только продолжением его дыхания. В них и его сердцебиение, и пульс, характер, и душа.

К песням поэта можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить, восхищаться или критиковать, отвергать или принимать. Но нельзя сделать вид, что их просто не существует. Сами песни говорят за себя, они всегда заметны, всегда на слуху. В них удивительная притягательная сила, которая слабым помогает выстоять, в них есть особая человеческая сила духа и власть.

Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт,
А если в точный срок - так в полной мере.
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".

А в тридцать три Христу. (Он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.)
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре 37. Коварен бог -
Ребром вопрос поставил: или - или.
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
А нынешние как-то проскочили.

Дуэль не состоялась или перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно.
А в тридцать семь - не кровь, да что там кровь - и седина
Испачкала виски не так обильно.

Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.

На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е".
Укоротить поэта! - вывод ясен.
И нож в него - но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен.

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.01.2014. Поэты ходят пятками по лезвию ножа
  • 03.01.2014. Я тебя подожду,

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+


Задания Д10 C3 № 2009

Что, по мысли В. С. Высоцкого, в действительности предопределяет трагизм судеб поэтов?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8—B12; C3, С4.

О фатальных датах и цифрах

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

А если в точный срок, — так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

А в тридцать три Христу. (Он был поэт, он говорил:

Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и чтобы меньше думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —

Вот и сейчас — как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лёг виском на дуло.

Задержимся на цифре 37! Коварен бог —

Ребром вопрос поставил: или — или!

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние — как-то проскочили.

Дуэль не состоялась или — перенесена,

А в тридцать три распяли, но — не сильно,

А в тридцать семь — не кровь, да что там кровь! — и седина

Испачкала виски не так обильно.

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

Укоротить поэта! — вывод ясен, —

И нож в него! — но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен!

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр, —

Томитесь, как наложницы в гареме:

Срок жизни увеличился — и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время!

В. С. Высоцкий, 1971


Задание 8 № 2002

Укажите род литературы, к которому относится стихотворение В. С. Высоцкого.


Задание 9 № 2005

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных В. С. Высоцким в своём стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.

1) риторический вопрос

4) Эпитет — образное определение. Пример: истинный поэт.

На мой взгляд, "длинношеее" здесь -- это неологизм. Такой вариант ответа имеет место быть.

Нет, вы не правы, это общеупотребительная форма, неологизмом слово не является.


Задания Д8 № 2006

Назовите средство комического, в основе которого лежит скрытая насмешка и которое присутствует в данном стихотворении.

Ирония — насмешка, употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы. Сарказм — высшая степень иронии, горькая или гневная насмешка.

Ответ: ирония или сарказм.


Задания Д11 C4 № 2010

Кто из русских лириков размышлял о трудной миссии поэта и в чём их произведения схожи со стихотворением В. С. Высоцкого?

Праздник жизни — молодости годы —

Я убил под тяжестью труда.

Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни, - заявляет Некрасов. Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Только так может и должен жить истинный поэт. И Высоцкий знает, что также, как и сто лет назад

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.


Задание 10 № 8643

10.1. Что, по мысли В. С. Высоцкого, в действительности предопределяет трагизм судеб поэтов?

10.2. Какую роль в раскрытии темы стихотворения В. Высоцкого играет ирония?

10.1. Высокое предназначение поэта — опережать свое время, будить умы и души своего и последующих поколений. Не всегда этот путь увенчан славой и почестями. Многие поэты подвергались гонениям, жизнь многих обрывалась трагически в самом расцвете лет. Такова судьба Пушкина, Есенина, Маяковского. Сам Высоцкий предчувствует свою скорую кончину. В любые времена истинные

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

потому что иначе они не могут, потому что у них великий дар в руках, а дар этот тяжел и не каждому по вкусу.

Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,

А если в точный срок, — так в полной мере.

Но, перечисляя рано и в срок ушедших поэтов, герой всего лишь констатирует факт, не давая повода к иронии.


В России трагична судьба многих поэтов. И ничего с этим не поделаешь, страна такая, когда приходится творить с надрывом для сердца и нервов. Не минула эта роковая чаша и Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 84 года. А умер в 42. Все та же история. Владимир Семенович ушел от нас, так и не воплотив что-то из задуманного и сокровенного. Страшно интересно, какие бы песни появились, например, в 90-е, когда страна стояла на краю пропасти.

У нас любят вспоминать о человеке под юбилей. О Высоцком почти у каждого россиянина настолько личностные воспоминания, что не хочется ждать круглой даты.

За пять дней до смерти Владимир Семенович написал строки:

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним​.

Читайте также: