Лихачев самое большое сочинение егэ

Обновлено: 08.07.2024

Дмитрий Сергеевич Лихачёв! Отработаны все проблемы по его "Письмам о добром и прекрасном"!

Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Сострадание заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Дмитрий Сергеевич считает, что забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Автор считает, что чрезмерная обидчивость – признак недостатка ума. Он призывает нас быть умными. Обижаться нужно лишь тогда, когда нас действительно обижают. Не стоит обижаться на невнимательность. Старайтесь сами никого не обижать.

Человек всегда устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек видит цель в устройстве себя в выгодном положении. По мнению Лихачева, это и есть карьеризм

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Получить хорошее образование можно и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. По мнению Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

Сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка становятся взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Влияния бывают хорошие и плохие. Дмитрий Сергеевич призывает помнить об этом. Плохих влияний следует опасаться. Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь.

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от этого чувства, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит не нашли себя.

Жадность – это забвение собственного достоинства, попытка поставить свои материальные интересы выше себя. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивает свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логическое мышление, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать, это пустой человек и спор пустой.

Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и легче включиться в работу, продолжить ее. Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Окружающим следует поддерживать того, кто признал свои ошибки.

Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды.

Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. Литература дает нам опыт жизни, делая человека интеллигентным, развивая в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрее.

Не бросайтесь на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясно, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве мелких, низменных наслаждений.

На человеке лежит тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – все, что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь жить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков.

Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь смотреть какую-нибудь передачу, сесть поудобнее, отвлекает нас от забот. Нужно выбирать книги по своему вкусу, отвлекаться на время от забот, понимать, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город, страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать

По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации

Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой

У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком

Академик считает одна из важных задач наших градостроителей - сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна - грандиозный культурный ансамбль

Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков

Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа. И это не является секретом, ведь каждый человек думает, пишет и говорит на нем. Это свидетельствует о том, что через язык проходит вся жизнь людей. С помощью чувств и эмоций родной язык окрашивается, стает значимым и важным.

Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.

Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.

Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.

Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!

Сочинение 2

Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.

Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.

Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.

Другие темы: ← Дружба и вражда↑ 11 классДружба →

Текст для сжатого изложения:

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека: его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Как человек говорит, так он, следовательно, и думает, и поступает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обязательно обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно, чтобы не вынуждать окружающих выслушивать длинные речи, в которых вы просто демонстрируете красоту своей речи.

(По Д. С. Лихачеву)

Микротемы:

  1. Самая большая ценность народа — родной язык, на котором он пишет, говорит, думает, ведь все мысли формулируются языком, через который проходит вся сознательная жизнь человека.
  2. Чтобы составить представление об умственном развитии, моральном облике и характере человека, нужно послушать, как он говорит, поскольку язык человека является более точным показателем его нравственности и культуры, чем внешность.
  3. Язык человека отражает его мировоззрение и поведение, и, чтобы быть интеллигентным, образованным и культурным человеком, надо говорить правильно, точно, экономно.

Готовое сжатое изложение:

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык, все мысли наши формулируются языком.

Чтобы узнать умственное развитие, моральный облик и характер человека, нужно прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека — более точный показатель его человеческих качеств, нежели внешность.

Язык человека отражает его мировоззрение и поведение. Если вы хотите быть интеллигентным, культурным человеком, то говорите правильно, точно, экономно. (72 слова)

Популярные сочинения

  • Как Васютка выжил в тайге? Сочинение 5 класс
    В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе
  • Сочинение Они сражались за Родину (4, 7, 8 класс)
    У всех нас есть своя единственная и неповторимая Родина. И только нам решать любить, уважать и восхищаться ею или относиться к ней нейтрально, пренебрежительно, а может и вовсе ненавидеть.
  • Цветущий луг — сочинение
    Одно из прекраснейших мест на Земле – это цветущий луг.

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.

(По Д.С.Лихачёву) 133 слова

Информация о тексте для сжатого изложения

Микротема
1 Самая большая ценность народа – его язык. Все наши мысли формулируются языком.
2 Язык народа – показатель его культуры, а язык человека – это показатель его личных качеств. Чтобы узнать человека, надо прислушаться к тому, что и как он говорит.
3 Язык человека – точный показатель его нравственных качеств, его культуры, поэтому за своей речью надо следить постоянно.

Сочинение по тексту Дмитрия Лихачёва: Самая большая ценность — жизнь.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Исходный текст:

Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.

(По Д.С. Лихачёву) 133 слова
Прослушать аудиотекст онлайн Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Оцените сочинение: Рейтинг 2.36 [11 Голоса (ов)]

Для любого народа родной язык является самым большим достоянием в любом уголке нашей планеты. Я очень горжусь тем, что мой родной язык – русский, и я им достаточно хорошо владею. Ведь на нем написано столько произведений, столько сочинений, романов, теорий и многовековых знаний, что сложно себе это представить. Но я думаю, что таких же, как я, еще множество.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Самая большая ценность народа — его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

(12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

(13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.

(15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16) Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

(21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.

(22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

(23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, такое разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.

(26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

(По Д. С. Лихачёву)

Проблема русского языка

Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам

(И.П. Цыбулько, 34 вариант, задание 25)

Позиция автора красной нитью проходит через весь текст. Автор утверждает, что если хочешь узнать человека, его внутренний мир – прислушайся к тому, как он говорит: вся сознательная жизнь человека проходит через родной язык. Язык является показателем личных качеств человека. По языку мы судим о его культуре.

Я полностью согласен с автором статьи. Русский язык развивается на протяжении всего своего существования. И поэтому для языка очень важна его история, чтобы понять значение многих слов и выражений, знать пословицы и поговорки. Фольклор – это главная основа языка.

То, что русский язык красив и сложен, могу доказать исходя из собственных наблюдений. Только русский язык имеет такое количество оборотов, эпитетов и фразеологизмов, которые трудно понять и перевести на другой язык. И поэтому многие иностранцы часто не могут понять, о чем идет речь. Мой друг – иностранец. И он говорит, что загадочна не только русская душа, но и русский язык.

Конечно, нельзя не согласиться с тем, насколько важен и ценен родной язык для человека и народа. Даже когда у нас появляются новые знакомства, многое зависит от того, как говорит человек и приятно ли его слушать.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Язык играет в нашей жизни огромную роль. Лихачев Д.С. в своем тексте затрагивает проблему значимости языка.

Автор говорит, что язык является показателем культуры и развитости человека: "Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральные облик, его характер - прислушаться к тому, как она говорит." Также он утверждает, что язык может быть показателем культуры народа: "В языке сказались "внутренние силы" народа - его склонности к эмоциональности, разнообразие характеров.."

Автор считает, что вся сознательная жизнь проходит через родной язык.

Язык формулирует наши мысли.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что наш язык определяет нас. Вся наша сущность заложена в нашей речи. Свое мнение хотелось бы подтвердить литературными примерами.

В романе Джека Лондона "Мартин Иден" рассказывается удивительная история моряка, который влюбился в девушку и захотел измениться. Мартин стал читать книги и обогащать свою речь. Тогда он начал глубже рассуждать, ему открылись новые горизонты. С изменением речи пришло и новое сознание.

На моем жизненном пути мне часто встречаются люди, которые не следят за своей речью, используют бранные слова. Их мысли так же скудны, к сожалению. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но встречались мне и люди с прекрасной речью. Их мысли отражали красоту их души.

Все перечисленные аргументы позволяют сделать вывод о том, что язык очень важен в нашей жизни. Свою речь нужно постоянно совершенствовать и не давать ее испортить.

В своей книге "Письма о добром и прекрасном". я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию Части С ЕГЭ, анализируя текст Д.С.Лихачева.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_ege_analiz_teksta_d.docx 17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ Анализ текста Д.С.Лихачева

Эпиграф к уроку

В своей книге " Письма о добром и прекрасном ". я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию Части С ЕГЭ, анализируя текст Д.С.Лихачева.

1. Вступительное слово учителя

На уроке русского языка и литературы мы уже знакомились со статьями Дмитрия Сергеевича Лихачева о памятниках прошлого и о любви к чтению. Они взяты из сборника "Письма о прошлом и прекрасном", изданного в 1985 году. Это поистине сборник мудрости, это Д.С.Лихачев, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, четырежды лауреат Государственной премии, первым удостоенной ордена Андрея Первозванного и ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени, основатель Фонда культуры и журнала "Наше наследие". В 2006 году исполняется 100 лет со дня рождения. Да, это большой ученый, настоящий интеллигент , незаурядном личность, патриот. И все это не могло не отразиться в его размышлениях на нравственные темы: в "Письмах о добром и вечном"и "Раздумьях".Первый сборник вошло 46 писем. В предисловии автор пишет:"Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро".Именно этими качествами обладал замечательный человек- Д.С.Лихачев. Сегодня на уроке мы поговорим о письме третьем-"Самое большое".Попрошу по ходу анализа текста записывать его основные проблемы, выразительные средства, использованные автором, и объяснение их роли. В общем, все то, что поможет вам написать сочинение .

А в чем самое большая цель жизни? Я думаю: увеличить добро в окружающем нас. А добро-это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом- любовь к своей стране. во втором - ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь. Она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как крути на воде. Но крути на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба. разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего" - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье ,приносит счастье надежное, долголетие и ту спокойную совесть , которая ценнее всего в старости.

Как выпазит то общее, что есть между моими тремя положениями:"Большое в малом", "Молодость - всегда" и "Самое большое"?Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом:"Верность".Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье ,друзьям, городу стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде-правде истине и правде-справедливости.

Итак, скажите, какие слова этого текста звучат как афоризмы?

ДОБРО-это счастье всех людей. Надо быть патриотом, а не националистом. Большая цель добра начинается с малого.

Мудрость-это ум, соединенный с добротой.

Ум без доброты- хитрость.

Учитель. Какова их роль? Что их объединяет?

Афоризмы подчеркивают публицистичность текста, их чеканное звучание заставляет воспринимать эти высказывания как незыблемую истину.

В целом это размышление о такой проблеме, как значение доброты в нашей жизни.

Учитель. Вы сказали, что данный текст-это размышление. А что доказывает это?

Начинается письмо с вопроса."А в чем самая большая цель жизни?"Союз А как будто соединяет это предложение с какой-то прежде высказанной мыслью автора, и потому сразу начинаешь вдумываться в текст.

Автор, по сути, сразу начинает отвечать на поставленный вопрос:"Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас".

Лихачев последовательно доказывает свою мысль о "самом большом",приводит конкретные примеры.

Его речь афористична. Для убедительности он использует градацию: "Любовь же и дружба. Разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее".

Учитель. Вы сказали о последовательной аргументации автора. Так какова цепочка его рассуждений о самом главном в жизни?

Сначала ребенок любит своих близких. Свой дом. Затем "его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну". Но любовь к своей стране не должна исключать уважения к другим странам. То есть к миру вообще.

Учитель. А от чего предостерегает автор?

Лихачев предостерегает читателей от слепой любви, когда не замечают недостатки, не говорят о них.

Мне кажется, именно такие "слепые" люди бывают фанатами певцов, а это может привести к трагедии.

Такое прекрасное чувство, как любовь, по мысли автора, "может привести к ужасным последствиям". Он приводит пример, когда слепая любовь матери формирует "нравственного урода".

Лихачев считает, что именно "слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего". ) привел к нацизму", то есть к мировой войне.

Учитель. В чем актуальность проблем, поднятых Д.С. Лихачевым?

Он говорит о терпимом отношении к представителям других народов, объясняя это очень просто: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою". Синтаксический параллелизм ( "Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот") позволяет более ярко подчеркнуть разницу между патриотизмом и национализмом.

На мой взгляд, актуален и вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к окружающим. Ведь очень уместно употребляет антонимы: мелочь - крупное ("мелочь и крупное нельзя разделять"), подчеркивая необходимость тренировать детей на добрых делах.

А я думаю , актуальна и проблема "верность" в широком смысле этого слова. Ведь сейчас это слово почти не употребляется, мы как будто забыли его, вывели из своего лексикона за ненадобностью .А ведь за ним стоит прекрасное качество человека: хранить веру в любовь, в счастье; верный человек- надежный человек.

Учитель. Какое средство выразительности использует автор в последнем абзаце, с какой целью?

Это лексический повтор(слова верность).Он употреблен в последнем абзаце, прежде всего, потому, что конце статьи содержится своеобразный итог, вывод: доброе отношение к окружающему миру делает человека верным. Повтор слова верность расширяет эту мысль до философских обобщений( "В конечном счете верность есть верность правде: правде--истине и правде-справедливости").Таким образом, остро ставится проблема верности, в широком смысле этого слова.

Учитель. Подводя итог, скажу, что талантливый публицист Д.С.Лихачев всегда пишет очень искренне, для убеждения читателей в своей правоте использует различные языковые приемы(так, в этом тексте мы отметили вопросно-ответную форму изложения, афоризмы, градацию, синтаксический параллелизм, антонимы, лексический повтор).Его статьи будут актуальны всегда ,ибо в них поднимаются вечные проблемы. Хотелось бы напомнить, что 2004 году Лабинской центральной библиотеке было присвоено имя этого выдающегося человека, который закончил одно из писем, обращенных к молодым, так:"Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед. "

Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа. И это не является секретом, ведь каждый человек думает, пишет и говорит на нем. Это свидетельствует о том, что через язык проходит вся жизнь людей. С помощью чувств и эмоций родной язык окрашивается, стает значимым и важным.

Благодаря нашему языку появились умные пословицы, поговорки, анекдоты и так далее. Таким образом народ развивался и укреплял знания родного могучего языка. Подтверждением тому являются древние народные песни, шутки и стихи, которые могли своим смыслом дать человеку веру, возможность заново начать жизнь или же поднять боевой дух у целого войска. Именно язык соединяет людей и объединяет в народы, дает свободу и непокорность.

Много кто забыл о ценности нашего языка. Люди часто начинают ценить его находясь далеко от родных краев. Как приятно услышать родные слова на чужбине. В таком случае слово может исцелить, подбодрить и поднять настроение. Но, к сожалению, многие люди редко когда ценят его, загромождая язык разными иностранными словами, изучают другие языки, не успев выучить досконально свой родной. При этом забывают о словах вековой мудрости, поэтому люди понимают значение родного языка только оказавшись на чужой стороне.

Сложно не заметить то, что, пытаясь завоевать чужие земли завоеватели сразу же запрещали общение на родном языке. Их действия можно понять, потому что без языка нет народа. Народ без языка, как человек без души, который не имеет древа. Именно так у людей отнимали свободу, веру и независимость.

Лично я, изучаю наш родной язык с огромным удовольствием, с помощью этого я могу как можно лучше узнать и понять душу народа. Он удивляет и покорят своей красотой, мелодичностью, яркостью и насыщенностью. Его нужно и важно прививать детям еще с рождения путем чтения: от сказок и былин до стихов и классики. Именно таким образом возможно закрепить язык лучше всего. Для меня язык – это бессмертная душа, способная жить в веках, в поколениях, пока о нем заботятся!

Сочинение 2

Разумный человек оценивает язык как высокую национальную ценность, благодаря которой русский язык сохранился в годы угнетения и суровых испытаний. Поклоняясь своей творческой силе, создавая множество замечательных произведений, патриот осознает свой патриотический долг. Через торжественное обещание создатель принимает на себя миссию защиты чести священного слова, раскрывая в своих произведениях его красоту и отдавая его будущим поколениям во всей красе.

Сохраняя основные нравственные ценности русских, речь становится символом общей памяти, которая объединяет предков и потомков. Художник представляет свою родную речь как средство создания эмоционально влиятельных литературных произведений. Он поклоняется огромным лингвистическим возможностям национального святилища. Синоним богатства и здравости русского слова пробуждает чувство восхищения и гордости. Разнообразие синтаксических конструкций и выбор выразительных языковых средств, используемых в спорах, являются убедительным доказательством богатства и творческого потенциала русского языка.

Осознавая свой патриотический долг, патриот стремится выполнить свою миссию, создавая ценные литературные произведения, раскрывающие красоту родного слова. Таким образом он защищает честь самого святого для одного народа, и в то же время он противостоит злу. Родное слово стало объединяющим фактором для нации, которая строит нерушимое национальное единство и пробуждает чувство национальной гордости.

Важно знать свой родной язык.

Самая большая ценность народа - его язык

Самая большая ценность народа - его язык

Популярные сочинения

Война – одно из самых страшных проклятий человечества. Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч лет.

Сказки Пушкина любят с детства еще не зная, что их написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич. Он так писал, что сказки сами по себе

Читайте также: