Поэт и человек бесстрашной искренности сочинение

Обновлено: 05.07.2024

А.А. Блок принадлежит к классикам русской поэзии: вклад его в развитие русской национальной культуры, создаваемой поэтическими гениями XIX века А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.А. Некрасовым, отличается неповторимостью и оригинальностью настоящего мастера.

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды он должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Его не ссылали, как Пушкина или Лермонтова. Живя в эпоху революций, он не сражался на баррикадах, а будучи современником трёх войн, ни разу не участвовал в бою. Но внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности, которая несомненно была и источником, и производной поэзии. Как человек, он остался загадкой даже для его современников-писателей, знатоков челочеческих душ.

Александр Александрович Блок (1880-1921).
Поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Это, безусловно, самый гениальный поэт эпохи Серебряного века с очень трагической судьбой и с очень ярким даром. Все люди так или иначе чувствуют красоту, но у большинства это мимолетные переживания, они вспыхивают и уходят. А у Блока это очень глубокое, можно сказать, религиозное по природе своей чувство: видение красоты и таинственности мира. Но важна не только эта его способность видеть, но и его особая поэтическая одаренность, которая позволяет это особое измерение открыть читателям. У людей, чувствующих поэзию, интерес к нему никогда не иссякнет.

Детство и первая любовь

После окончания гимназии Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако скоро понял, что юриспруденция не для него. И в 1901 году перешел на историко-филологический факультет. С этого момента он начал сближаться с петербургской литературной элитой. Так, в 1902 году произошло его знакомство с символистами Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, что предопределило его увлечение мистическим символизмом. Блок также сблизился с Валерием Брюсовым и Андреем Белым, жившими в Москве.

Любовный треугольник и творческие метания поэта

Трагедия страны и соблазн революции

Нравственный выбор поэта и чем он заплатил за него

Что в творчестве Блока дорого современному человеку

Блок — это настоящий, волею божией, поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем большее начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок. Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее. В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец "туманной" любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме. Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает "неизъяснимую прелесть" интимного чувства: Я скрыл лицо, и проходили годы. Я пребывал в служенъи много лет. Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе: Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел, Но ветер, зовущий с севера, Мое детское сердце нашел. Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих "Встану я в утро туманное. ": Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении "Из газет" говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей ("Мамочке хорошо. Мама умерла"). У Блока восприятие построено во многом на контрастах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:






















































  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 673 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.01.2017 1602
  • PPTX 25.9 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бирюкова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Цель:

- познакомиться с жизненным и творческим путём поэта А. А. Блока;

- выявить отличительные особенности поэзии Блока;

- развивать умение выразительно читать стихотворения;

- прививать любовь к творчеству поэта.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, кроссворд, тексты стихотворений, высказывания.

Высказывания:

!) Блок – первый поэт земли русской. (А. Белый)

2) Никогда: ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков. (К. Чуковский)

Учитель: Максимова Л. А.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Кто автор стихотворения?

– Кому оно посвящено?

Лекция учителя с элементами беседы.

– Ребята, с творчеством этого поэта мы знакомились в 9 классе. Вспомните и назовите некоторые стихотворения Блока.

- Прочитайте высказывания о Блоке, его творчестве.

- Итак, что же это был за человек, чьё творчество так высоко оценили А. Белый, В. Маяковский, К. Чуковский. Во время моего рассказа сделайте краткий конспект в тетрадях.

Александр Александрович Блок – поэт, драматург, родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Отец – философ, профессор Варшавского университета. Мать Анна Андреевна Бекетова – писательница. Родители Блока разошлись сразу после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Его дед известный русский ботаник А. Н. Бекетов некоторое время был ректором Петербургского университета, бабка и все её дочери занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли.

- Назовите ещё представителей младосимволизма. (А. Белый, В. Иванов)

- Что такое драма? (Это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене).

Понимание трагичности своего времени и нежелание создавать лирику – сказку-обман, дающую забвение гибнущему человеку и отвращающую его от жизни, привело Блока к осуждению своей лирики и даже решению бросить писать стихи. Он жаждал обновления эстетических принципов творчества, безусловной верности долгу поэта и гражданина, верности будущему, а не прошлому.

Тема родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с её судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что всё его творчество - о России.

Весной 1921 г. появились признаки тяжёлой болезни сердца, от которой 7 августа Блок умер.

- А теперь ребята прочитают наизусть некоторые стихи из этого цикла. А вы попробуйте определить, в чём отличительные особенности поэзии

Отличительные особенности поэзии Блока (запись в тетрадях).

– Уже в ранних произведениях проявились важнейшие качества стиха Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковой и цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа. В стихах юного поэта уже можно было различить такие качества, как напряжённость лирического чувства, страстность и исповедальность.

Комментарий учителя. Отклик на массовые забастовки, происходившие на заводах и предприятиях Петербурга в октябре 1905 г.; в частности, тогда забастовали рабочие и служащие столичной электростанции.

- Какие чувства вызывает это произведение?

- Призывает ли Блок немедленно уничтожить мир этих людей? (Нет, ему жаль их сытость разрушать, но их детям нужно жить по-новому, по-другому.)

Комментарий учителя. Здесь, вероятно, изображена гардинно-тюлевая фабрика, расположенная на набережной Большой Невки, неподалёку от квартиры Блока.

- Как поэт показывает трагизм происходящего? (Весь трагизм в том, что одни люди превратились в рабов, прекрасно осознавая это, а другие радуются удачному обману.)

- В стихотворении два плана: реальный и фантастический. Что вы отнесёте к фантастическому?

- Проследите символику цвета. (Чёрный – зло, мрак, ночь; жолтый – мертвенный, но в то же время олицетворяющий богатство, власть.)

- Что объединяет эти два стихотворения? (Оба направлены против социальной несправедливости.)

3. Ночь, улица, фонарь, аптека.

Задание на дом.

1. Подобрать высказывания критиков о творчестве Блока. (Индивидуальное задание).

2. Выучить наизусть одно из стихотворений Блока, прозвучавших на уроке.

Подведение итогов, выставление оценок.

– А теперь проверим, насколько внимательно вы работали на уроке. Для этого разгадайте кроссворд, в выделенных клеточках которого появится название стихотворения Блока.

2. Фамилия матери Александра Блока.

9. Имя отца поэта.

5. Подмосковное имение деда.

8. Девичья фамилия жены Блока.

6. Поэт-романтик, оказавший большое влияние на раннее творчество Блока.

3. Литературное направление, представителем которого является А. Блок.

1. Лирическая драма Блока, посвящённая развенчанию прежних иллюзий, порождённых общением с Вл. Соловьёвым.

Читайте также: