Проблема отношения взрослых к детским страхам сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Два примера-иллюстрации доказывают нам: нравственный подвиг Януша Корчака заключается в том, что не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь он стоял рядом с бедой, точнее, жил в ее гуще, самоотверженно работая с детьми-сиротами. В этом и заключается авторская позиция.

Я разделяю точку зрения А.А.Лиханова: известный польский педагог Януш Корчак совершил подвиг ради детей не только когда вместе с ними пошел на смерть, но и когда в мирное время заботился о детях-сиротах.

Таким образом, нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой и помощью и идя с ними в газовую камеру.

Готовое сочинение №2

Если человеку не хватает тепла и ласки, к чему это может привести? Каждый из нас заслуживает доброго отношения, и потому так важно заботиться о ближних. В тексте А.А. Лиханова поднимается проблема дефицита любви и доброты в современном мире.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: нехватка любви и доброты проявляется в формальном отношении друг к другу. Грубые и равнодушные люди бывают наказаны таким же невниманием.

В заключение хочется сказать, что в жизни действует закон бумеранга и нам всё возвращается в двойном размере. Каждый человек должен приложить усилия, чтобы мир стал немного светлее, а люди – мягче.

Готовое сочинение №3

В чём проявляется нехватка любви и доброты? К чему приводит отсутствие милосердия и сострадания? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного детского писателя Альберта Лиханова.

Авторская позиция заключается в следующем: нехватка любви и доброты проявляется в невнимательном, формальном отношении друг к другу. Те, для кого доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, бывают наказаны нелюбовью и недобротой окружающих.

Мне близка позиция автора. Действительно, воспитательной цели можно достичь только тогда, когда подходишь к своей задаче с любовью и добротой.

В заключение подчеркну, что нельзя думать, что доброта и человечность не имеют в нашей жизни никакого значения. Напротив, только любовь и милосердие спасут наш мир.

Готовое сочинение №4

Дети, воспитанные в любви, и сами научатся дарить любовь, проявлять заботу. Этот пример показывает, по мысли Лихачёва, как мало сейчас такого же самоотверженного отношения к детям у взрослых и как неохотно они воспитывают у своих сыновей и дочерей такие ценности, как забота, самоотверженность, милосердие. Эти люди не понимают, что, не посеяв в душе детей эти важнейшие качества, они получат жестоких и холодных профессионалов. Но профессионализма недостаточно для счастья, и каждый, кто не сумел любить ближнего, когда-нибудь останется в одиночестве.

Писатель ставит проблему воспитания у будущих поколений добра и справедливости; он считает, что для того, чтобы следующие поколения были не только умнее и талантливее, но и добрее и милосерднее, чем предыдущие, требуется вкладывать в них много любви, воспитывать их в духе сострадания к ближнему, заботы о ближнем.

Готовое сочинение №5

В чем проявляется нехватка любви к детям и к каким последствиям она может привести? Зачем нужно проявлять любовь и доброту по отношению к детям? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте детский и юношеский писатель А.А. Лиханов.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: нехватка любви к детям оказывает негативное воздействие не только на детей, но и на взрослых, которые сталкиваются с такой же нелюбовью, поэтому так важно уметь любить детей.

С автором текста нельзя не согласиться. Нелюбовь взрослого к ребенку и отсутствие должного воспитания приведут к подобным результатам: к нелюбви ребенка к взрослому. Воспитание и доброе отношение к детям – это важный аспект не только семейных, но и общественных взаимоотношений. Данные мысли находили отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что любить детей очень важно, поскольку нелюбовь к детям негативно сказывается как на детях, так и на взрослых, которые впоследствии столкнутся с нелюбовью детей по отношению к ним.

Текст ЕГЭ 2021 Лиханова А.А. о любви и доброте (чего нам так не хватает):

(1) Чего нам так не хватает?

(2) А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

(21) А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу.

(22) Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда.

(25) Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами.

(26) Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов.

(27) Януш Корчак — первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

(28) Мера эта — смерть.

(29) Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (ЗО)Его имя внесено в святцы 1 и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд — от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский плач. (2)Дом, усадьба, село – всё давно спит. (3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые глаза на огнях свечей:

– (4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими основаниями, слегка дрожат, – и слепит глянцевитый лист большой французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку – становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве, засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь.

(9)Плач раздаётся громче – жалобный, умоляющий.

(10)Хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)Он проходит тёмную гостиную, – чуть мерцают в ней подвески люстры, зеркало, – проходит тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную ночь, ели палисадника и бледно-белые пласты, тяжело лежащие на их чёрно-зелёных мохнатых лапах. (12)Дверь в детскую отворена, лунный свет стоит там тончайшим дымом. (13)В широкое окно без занавесок просто, мирно глядит снежный озарённый двор. (14)Голубовато белеют детские постели. (15)В одной спит Арсик. (16)Спят на полу деревянные кони, спит на спине, закатив свои круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят коробки, которые так заботливо собирает Коля. (17)Он тоже спит, но во сне поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, беспомощно – маленький, худенький, большеголовый.

– (18)В чём дело, дорогой мой? – шепчет Хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу затихает. (20)Что это будит его вот уже третью ночь?

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет – и через мгновение опять растёт, ширится. (22)Опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)Хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор – и вспоминает: вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)Да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)Но попробуй-ка сломать его! (27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши.

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова. (42)Ещё один удар – и остаётся только куча снега. (43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от

дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)Дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром. (49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор. (51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами сумрак. (53)Сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)Над двором – синее, в редких крупных звёздах небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И косматые белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными. (По И.А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Чтобы определить проблему текста, найдем ответы на вопросы.

Когда происходят события? Как описан герой? (предложение 3) Почему герой не спит? В каких предложениях можно найти ответ на этот вопрос? (предложения 6-8) С какой целью Бунин подробно описывает интерьер комнат, игрушки? Охарактеризуем Хрущева как родителя (предложения 20, 26-27, эпитеты в 28 и 40). Перечитаем описание природы в предложениях 30-34. Чьими глазами мы все это видим? Почему это так важно подчеркнуть? Теперь перечитаем предложение 49 - это одно из главных предложений текста. Почему?

Итак, во-первых, в тексте много описаний. Какие эти описания? Что помогают понять? Ответив на этот вопрос, можно выявить первую проблему текста.

Главный герой Хрущев раскрывается перед нами как хороший, заботливый родитель. Проанализировав его отношение к детям, мы можем раскрыть вторую проблему.

1. Проблема достижения гармонии с собой и с окружающим миром. Проблема умения наслаждаться жизнью, способности видеть её красоту. Проблема способности быть счастливым. (Когда человек находит внутреннюю гармонию и гармонию с окружающим миром? Что чувствует человек, который обрёл эту гармонию? Когда человек наслаждается жизнью?) 2. Проблема отношения взрослых к детским страхам. Проблема проявления любви, заботы к детям. (Как нужно относиться к детским страхам? В чём проявляется любовь взрослых к детям?)

Позиция автора

1. Человек обретает гармонию с собой и с миром, начинает наслаждаться жизнью тогда, когда он осознаёт скоротечность жизни, начинает видеть её красоту. Осознав это, человек становится более чувствительным ко всему, что его окружает, испытывает массу ощущений, видит прекрасное в, казалось бы, обыденном. Он одухотворён, ему уютно в мире, такому человеку становится жаль времени на сон, потому что он стремится успеть как можно глубже прочувствовать жизнь, насладиться ею. 2. Взрослые должны относиться к детским страхам серьёзно, заботиться о ребёнке и стремиться уничтожить то, что заставляет ребёнка бояться. Это является одним из проявлений любви к ребёнку, умения заботиться о нём

Напишем сочинение по одной из проблем.

Примерный план

1. Постановка проблемы. Не забудем указать фамилию автора.

2. На каком материале раскрывается проблема. Вводим первый пример.

1 проблема. Характеризуем главного героя, анализируем художественные средства, которые использует Бунин, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя (предложения 2-8). В тексте сочинения я еще раз интересные места и тропы выделила.

2 проблема. Характеризуем главного героя, анализируем художественные средства, которые использует Бунин, чтобы показать отцовские чувства Хрущева: он сам идет успокаивать плачущего ребенка, замечает, как выглядит спальня детей ночью, знает, почему сын не может спокойно уснуть (предложения 9-20).

4. Напишем связь между примерами. Они дополняют друг друга, чтобы раскрыть характер героя, его восприятие мира

5. Авторская позиция

6. Выразим согласие (или несогласие) с автором. Докажем свою точку зрения.

Перечитайте перед сочинением текст Бунина еще раз. Обратите внимание на комментарии (они выделены курсивом и заключены в скобках) к некоторым предложениям.

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский плач. (2)Дом, усадьба, село – всё давно спит. (3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые глаза на огнях свечей: (Почему же он не спит, если устал?)

– (4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими основаниями, слегка дрожат, – и слепит глянцевитый лист большой французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку – становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве, засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь. (Это ответ на вопрос: он наслаждается КРАСОТОЙ, ЖИЗНЬЮ)

(9)Плач раздаётся громче – жалобный, умоляющий.

– (18)В чём дело, дорогой мой? – шепчет Хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу затихает. (20)Что это будит его вот уже третью ночь?(О чём свидетельствует этот вопрос? Кем приходится ребёнок? Какой он отец?)

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет – и через мгновение опять растёт, ширится. (22)Опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)Хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор – и вспоминает: вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)Да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень.

(26)Но попробуй-ка сломать его! (27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши. (Еще раз: какой отец герой?)

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Потом решительно, с удовольствием ударяет (Как объяснить выбор эпитетов?) в него ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова. (42)Ещё один удар – и остаётся только куча снега. (43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)Дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром. (49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор. (51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами сумрак. (53)Сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)Над двором – синее, в редких крупных звёздах небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И косматые белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.


№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Критерии Инструкция Актуальность Источник Ключевые слова текста Правило Раздел кодификатора Раздел кодификатора ФИПИ Сложность
Добавить инструкцию Печать Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский плач. (2)Дом, усадьба, село — всё давно спит. (3)Не спит только Хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые глаза на огнях свечей:

— (4)Как всё прекрасно! (5)Даже этот голубой стеарин!

(6)Огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими основаниями, слегка дрожат, — и слепит глянцевитый лист большой французской книги. (7)Хрущёв подносит к свече руку — становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)Он, как в детстве, засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь.

(9)Плач раздаётся громче — жалобный, умоляющий.

(10)Хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)Он проходит тёмную гостиную, — чуть мерцают в ней подвески люстры, зеркало, — проходит тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную ночь, ели палисадника и бледно-белые пласты, тяжело лежащие на их чёрно-зелёных мохнатых лапах. (12)Дверь в детскую отворена, лунный свет стоит там тончайшим дымом. (13)В широкое окно без занавесок просто, мирно глядит снежный озарённый двор. (14)Голубовато белеют детские постели. (15)В одной спит Арсик. (16)Спят на полу деревянные кони, спит на спине, закатив свои круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят коробки, которые так заботливо собирает Коля. (17)Он тоже спит, но во сне поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, беспомощно — маленький, худенький, большеголовый.

— (18)В чём дело, дорогой мой? — шепчет Хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.

(19)Ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу затихает. (20)Что это будит его вот уже третью ночь?

(21)Луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет — и через мгновение опять растёт, ширится. (22)Опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)Хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор — и вспоминает: вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)Днём Коля боязливо радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)Да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)Но попробуй-ка сломать его! (27)Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши.

(39)Он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)Потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. (41)Летят рога, рассыпается белыми комьями бычья голова. (42)Ещё один удар — и остаётся только куча снега. (43)Озарённый луной, Хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44)Он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)Потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от дома к скотному двору. (46)Двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)Дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)Он заглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром. (49)Он с нежностью думает о Коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)И глядит во двор. (51)Холодно, но уютно там. (52)Под навесами сумрак. (53)Сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)Над двором — синее, в редких крупных звёздах небо. (55)Половина двора в тени, половина озарена. (56)И косматые белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.

(По И. А. Бунину*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Пояснение . Проблемы:

1. Проблема осознания скоротечности жизни. (Что даёт человеку осознание того, что жизнь коротка?)

2. Проблема достижения гармонии с собой и с окружающим миром. Проблема умения наслаждаться жизнью, способности видеть её красоту. Проблема способности быть счастливым.

(Когда человек находит внутреннюю гармонию и гармонию с окружающим миром? Что чувствует человек, который обрёл эту гармонию? Когда человек наслаждается жизнью?)

3. Проблема обретения смысла жизни. (Что является смыслом жизни? В чём заключается смысл жизни?)

4. Проблема отношения взрослых к детским страхам. Проблема проявления любви, заботы к детям.

(Как нужно относиться к детским страхам? В чём проявляется любовь взрослых к детям?)

1. Человек, осознавший скоротечность жизни, способен наслаждаться каждой минутой и всем, что его окружает, ценить жизнь во всех её проявлениях. Он находится в гармонии с собой, с близкими людьми и природой, излучает любовь, видит прекрасное во всём.

2. Человек обретает гармонию с собой и с миром, начинает наслаждаться жизнью тогда, когда он осознаёт скоротечность жизни, начинает видеть её красоту. Осознав это, человек становится более чувствительным ко всему, что его окружает, испытывает массу ощущений, видит прекрасное в, казалось бы, обыденном. Он одухотворён, ему уютно в мире, такому человеку становится жаль времени на сон, потому что он стремится успеть как можно глубже прочувствовать жизнь, насладиться ею.

3. Смысл жизни заключается в самой жизни, во всём, чем она наполнена, в ощущениях, которые человек способен испытывать. Человек обретает смысл жизни, когда он осознаёт скоротечность жизни, сливается в одно целое с ней и начинает ценить каждое её мгновение: тогда ему всё начинает казаться значительным и прекрасным.

4. Взрослые должны относиться к детским страхам серьёзно, заботиться о ребёнке и стремиться уничтожить то, что заставляет ребёнка бояться. Это является одним из проявлений любви к ребёнку, умения заботиться о нём.

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно “вредными” эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется

“охранительная” функция Страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Дети в подростковом возрасте любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной

комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их. За этим обычно следуют “ужасные крики”, смех и высвобождение психической энергии – мортидо (говоря словами Э. Берна), направленной на разрушение и агрессию.

Детские страхи – это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В. В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть “свои” страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей “степени свободы” в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

Любой неожиданный громкий звук;

Быстрые движения со стороны другого человека;

Общая потеря поддержки.

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

Любые незнакомые люди;

Смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

Отверстие стока в ванной или бассейне;

Беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Разлука с родителями;

Любые незнакомые люди;

Отверстие стока ванны;

Засыпание и пробуждение, сновидения;

Потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

Изменение в окружающей обстановке;

Природные стихии (гром, молния, град и др.).

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

Неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

Исчезновение или передвижение внешних объектов.

Смерть (дети осознают конечность жизни);

Болезнь и операция;

Смерть близких родственников.

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);

Потеря родителей или страх потеряться самому;

Чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);

Школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу “хорошего” ребенка);

Темные места (чердак, подвал, и др.);

Утрата любви окружающих ;

Опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

Физическое наказание и непринятие в школе.

Неудачи в школе или игре;

Собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

Ссора с родителями, их потеря.

Неудачи в школе или спорте;

Отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

Высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

Зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т. п.)

Собственные странные поступки;

Недовольство своей внешностью;

Сильное заболевание или смерть;

Собственная привлекательность, сексуальное насилие;

Ситуация демонстрации собственной глупости;

Критика со стороны взрослых;

Потеря личных вещей.

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от “нормального” по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее – к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате Фиксации в эмоциональной памяти Сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители – алкоголики и наркоманы.

Еще одним источником страхов является Психологическое заражени Е от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Материал предоставлен АУ ТО ДПО “Областной центр “Семья” (автор: Н. М. Нургалиева)

Проблема

Страх и его влияние на жизнь человека.

Отношение автора к проблеме

Чувство страха присуще каждому человеку, только одни люди могут его контролировать, а другие – нет. Страх дан человеку природой и лежит в основе инстинкта самосохранения. Особенность страха заключается в том, что он может передаваться от одного человека к другому. Ярким примером этого является паника, которая приносит один вред. Преодолевая свои страхи, мы становимся сильнее и свободнее.

  • Аргументы
  1. Чтобы избавиться от навязчивого чувства страха, необходимо понять его причину.
  2. Другое название первичного страха – инстинкт самосохранения.
  3. Страх – лучший инструмент для управления массами.
  4. Страх помогает не совершать необдуманных поступков.
  5. Страх – это естественное явление.
  6. Каждый человек чего-нибудь боится в своей жизни.
  7. С излишним страхом необходимо бороться.
  8. Чрезмерный страх мешает человеку жить и развиваться.
  9. Осмысленный и контролируемый страх используется в воспитании и профилактике правонарушений.
  10. Главное оружие против страха – наш разум.

Беспрестанный, вечный, внезапный, давний, давнишний, долгий, застарелый, изначальный, неизбывный, непрестанный, постоянный, продолжительный, безжалостный, безотчетный, безумный, бесплодный, беспокойный, беспощадный, беспредметный, беспричинный, бессмысленный, бессознательный, благоговейный, божий, болезненный, внутренний, гадкий, гибельный, глубокий, глухой, гнетущий, детский, дикий, животный, жуткий, звериный, зловещий, инстинктивный, искренний, леденящий, ледяной, липкий, ложный, лютый, малодушный, мальчишеский, мелкий, мелочный, мистический, могучий, мутный, мучительный, наивный, напрасный, небывалый, невольный, невыразимый, неизъяснимый, немалый, необъяснимый, неодолимый, неописуемый, неопределенный, неотвязный, неотступный, неподдельный, непомерный, непонятный, непередаваемый, неосознанный, непреоборимый, непреодолимый, неприятный, непростительный, нестерпимый, нечеловеческий, низкий, ноющий, огромный, ознобный, опустошающий, органический, отвратительный, отчаянный, панический, повальный, подкожный, подсознательный, позорный, постыдный, призрачный, простительный, пустой, рабский, сверхъестественный, священный, сильный, смертельный, смертный, смутный, суеверный, таинственный, тайный, темный, томительный, тоскливый, тошнотворный, тревожный, тупой, тяжелый, угрюмый, ужасный, унизительный, физический, холодный, холодящий, цепенящий, чрезмерный, чудовищный.

Трусость, малодушие, нерешительность, робость, испуг, перепуг, паника, боязнь, фобия, ужас, жуть, оторопь, боязливость, трепет, мнительность, опаска, тревога, беспокойство, несмелость, встревоженность, опасливость, обеспокоенность.

Примеры из художественной литературы

Главный герой романа Дориан Грей был обычным красивым юношей до появления портрета, который начал стареть вместо него самого. После этого в его сердце поселился страх, что кто-нибудь узнает эту тайну. Дориан не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его истинное лицо. Он оставался молодым и красивым, а все его низкие поступки откладывали отпечаток на душе, делая её всё уродливее и ужаснее. Только портрет отображал истинную сущность главного героя.

Впервые Дориана поразили изменения, произошедшие на холсте после смерти Сибиллы Вейн: его взгляд стал презрительным, а черты лица более жёсткими, из его облика исчезла былая чистота и невинность. Любовь к Грею заменяла Сибилле всё, а его чувства остыли после осознания несовершенства возлюбленной и он с лёгкостью бросил её, не оставив девушке другого выхода, кроме смерти.

Шли года, менялось всё вокруг, кроме самого Дориана. За четверть века он ни капли не постарел, оставаясь всё тем же красивым юношей, которым был в начале романа. Портрет же наоборот очень изменился, на изображении уже было не узнать главного героя. Все его поступки, мысли и пороки наложили неизгладимый отпечаток на нарисованное лицо и теперь вместо очаровательного молодого человека с холста глядел дряхлый старик с алчным взглядом и омерзительной ухмылкой. Сам Дориан не желал замечать изменений из-за своей самовлюблённости и тщеславия. Он боялся, что постареет и тогда лишится смысла своей жизни, который заключался в красоте и молодости. Этот страх перед смертью и обществом сделал существование Дориана мучительным, и в итоге, не выдержав, он пронзил портрет ножом, убив тем самым самого себя.

Главная идея романа заключается в том, что главный страх в жизни человека заключается в правде, которую он боится осознавать. Люди могут обманывать кого-угодно, но только не самих себя.

Тема трусости прослеживается на протяжении всего романа. Самого Мастера нельзя назвать смелым человеком, он не смог стоять до конца за свою идею. Отказ от собственной рукописи означал трусость, которая позволила ему себя сломать. Мастер оказался противоположностью Иешуа, оставшегося при своём мнении до последнего вздоха. У него не было подобной силы духа.

Жертвой собственной трусости оказался и Понтий Пилат. Перед ним стоял выбор: прислушаться к своему сердцу или поступить, как положено, спасти невиновного Иешуа или казнить его, сохранив репутацию и спокойствие в городе. Страх перед первосвященником оказался сильнее собственных понятий и силы воли, поэтому Га-Ноцри приговаривается к несправедливой смерти из-за малодушия прокуратора Иудеи. После казни Понтий Пилат так и не смог обрести душевного покоя и мучился угрызениями совести до последнего вздоха.

Противоположностью главного героя в повести выступает Алексей Иванович Швабрин, который проявил своё малодушие ещё на дуэли с Петром Гринёвым, ранив его в спину, когда тот отвернулся. Страх и трусость стали причиной такого подлого поступка, опасаясь за собственную жизнь Швабрин оказался способен на удар исподтишка. Но больше всего испугался Алексей Иванович, когда Пугачёв захватил Белогорскую крепость. Боясь быть казнённым, Швабрин, не задумываясь, перешёл на сторону своего врага. У трусливого человека нет чести и достоинства, он способен на предательство ради собственной выгоды.

А.С. Пушкин хотел донести до читателей, что лишь смелость способна освободить человека от гнетущего чувства страха, наполняя душу верой в себя. Трусость же лишает человека силы духа и заставляет совершать недостойные поступки.

Читайте также: