Подготовка к егэ сочинение рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера
Обновлено: 02.07.2024
1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье С.Львова о сострадании. (Тексты розданы всем учащимся).
(Для более успешной работы необходимо назначить консультантов из числа сильных учеников, "дежурных по словарю").
2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.
– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.
(Каждая группа выполняет задание, ответы учащихся записываются на доске).
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
актуальность темы общедоступность образность речи своевременность | злободневность обращение к широкой аудитории экспрессивность | обсуждение насущных общественных вопросов эмоциональность четкость и логичность оперативность |
– Укажите языковые особенности публицистического стиля.
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
широкое использование общественно-политической лексики побудительные предложения | устойчивые обороты и выражения неологизмы сленги призывный пафос | совмещение книжного и разговорного стиля наличие риторических приемов |
3. Словарная работа.
– В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
сочувствие сопереживание сострадание | гуманность человечность | эгоизм равнодушие |
("Дежурные по словарю" представляют результаты работы)
– Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.
(Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота; сострадание – сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность.)
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).
Первый этап – знакомство с алгоритмом.
- Формулировка одной из проблем исходного текста
- Комментарии по выбранной проблеме
- Формулировка позиции автора
- Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
- Заключение
- как воспитать в человеке умение сострадать.
- обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
- проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.
- Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
- Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
- К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
- Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
- Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме (слайд 6)
- одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
- самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева "Памяти Ю.Вревской".
- Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
- Следите за абзацным членением текста
- Избегайте громоздких предложений
- Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
- Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
- Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
- Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным
- Содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников;
- Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию;
- Формировать навык работы в группах у учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к слову, языку.
- Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)
- Самообучение
- Смысл и цель жизни
- Важность образования
- Показатель образованности
- Определение интеллигентности
- Значимость личности
- Самоутверждение личности
- Обязанность человека
- Влияние живописи
- Генеалогия, иконография.
- Деепричастный оборот
- Уточнение
- Приложение
- Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.
- Целью и смыслом жизни автора стала история.
- Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.
- Человек должен в жизни самоутвердиться.
- Интеллигентность определяется воспитанием человека.
- Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.
- Интеллигентность определяется степенью образованности.
- Интеллигентность определяется уровнем культуры.
- Правдивыми, опираться на авторитетные источники
- Доступными, простыми, понятными
- Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.
- Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна
- Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны (см. приложение)
- К тому же;
- В то же время;
- Тем не менее;
- Хотя, даже;
- Несмотря на то что;
- Вместо того;
- С одной стороны; с другой стороны;
- В этом случае; в другом случае;
- Это может означать;
- Трудно не согласиться
- Мы все об этом слышали.
- Наше будущее зависит.
- Мы не можем остаться равнодушными.
- Проблемы, с которыми сталкивается общество.
- это влияет на всех нас.
- Трудно не согласится с автором в том, что…
- Автор прав, утверждая, что…
- Справедливо утверждение автора о том, что…
- Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…
- Трудно согласиться с автором в том, что …
- Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
- Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …
- Неужели это применимо для нашего общества?
- Может ли мне кто – то сказать…
- Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.
- Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
- Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.
- Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.
- Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.
- Этап контроля знаний . Чтение полученных фрагментов сочинения.
- Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.
2.Чтение учащимися исходного текста:
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
3. Анализ текста.
А) Определение стиля и типа речи.
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Какой тип речи преобладает? Докажите.
– Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.
Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.
Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.
Б) Нахождение проблемы текста.
– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?
Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.
4. Второй этап - комментарии к исходному тексту (слайд 4).
Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.
5. Третий этап работы - нахождение позиции автора (слайд 5).
Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.
1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.
2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.
3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.
6. Четвертый этап урока – аргументация (слайд 7).
Начало аргументации может начинаться словами
Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.
Примеры аргументов, приведенных учащимися:
7. Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (Слайд 8)
IV. Подведение итогов урока.
– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?
– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?
Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.
На втором уроке учащиеся, используя информацию слайдов 3-8, создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.
V. Создание текста (пример одного из сочинений приводится ниже)
VI. Домашнее задание.
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
urokno1.privedion_t._i.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык Класс: 11
Учитель: Приведион Татьяна Ивановна
Школа: МОУ СОШ №48 г. Белгорода
Тема: Учимся писать сочинение-рассуждение.
Анализ публицистического текста.
образовательные : способствовать формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
В-1- В-8, С-1) основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин. Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.
- Я предлагаю вам подумать над словами
- Какие ассоциации возникают у вас?
- Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?
(6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…
(12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.
(14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.
- О чем этот текст?
-Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.
- А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)
- Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре ( подготовленный ответ ученика)
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования . Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)
- Какова основная идея писательского высказывания?
- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?
- Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?
Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.
- Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?
Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.
Лингвистическая картина текста.
№ 2 – Риторический вопрос
№ 4 – Вводное слово
№ 5 – Сложное предложение
№ 9 – Вводное слово
№ 11 - Вводные слова
№ 12 - Вставная конструкция
№ 16 – присоединительная конструкция
№19 – Однородные члены предложения.
- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:
Определите, какое утверждение неверно:
Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?
Аргументация собственной позиции
Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.
Тезис – Аргументация – Вывод.
Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.
Используйте связующие слова:
Используйте слова, представляющие разные точки зрения:
Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.
Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:
Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:
Несколько советов в работе над сочинением.
Внимательно прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.
Постарайтесь понять Точку зрения автора.
Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.
Суммировать все сказанное.
Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.
Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.
Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание.
Никогда не пренебрегайте финалом . Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.
Концовка сочинения так же важна, как и начало.
Начинайте каждую новую мысль с новой строки .
- Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.
Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.
Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.
Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.
У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.
- Итак, можете приступать к работе. Удачи!
Учимся зачитывать свои работы как единое целое.
вам урок, чем понравился (ответы)
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.
Прочитайте текст и напишите по нему сочинение.
(По В.Тимофееву)
- Сформулируйте и запишите авторскую позицию и проблему данного текста.
- Подумайте, какие примеры из текста помогают нам понять главную мысль.
- Напишите сочинение в формате ЕГЭ по данному тексту.
Работая над сочинением, можно использовать данный ниже материал.
Структура сочинения и клише
(ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________
Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).
2. Комментарий 1
Переход и связка
От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:
· Раскрывая проблему, автор противопоставляет…
· Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…
· Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…
· Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…
Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:
· Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…
Далее следует сам комментарий. Клише
Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:
ФИО (автор, писатель, публицист, он)
НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:
· Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…
3. Комментарий 2
Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:
· Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"
· Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);
· Совсем по-другому поступает (ведет себя)…
Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).
4. Смысловая связь
Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:
· Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…
· Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…
· Это противопоставление (сравнение) помогает нам понять.
5. Авторская позиция
Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…
Авторская позиция такова: …
6. Собственная позиция
Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.
Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.
Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.
Клише для конкретного примера:
Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.
Возможные направления для собственного размышления:
Вопрос – ответ на него.
Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.
Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .
В чем причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности? Именно этот вопрос волнует публициста В.Тимофеева.
Размышляя над проблемой, автор говорит о равнодушии, невнимании, пренебрежении к человеку, существующему в нашей стране. Такое положение вещей он называет “страшной социальной болезнью”, и ее симптомы - “неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери”, равнодушие - повсюду. Тимофеев сетует на то, что о человеке не думают ни когда строят дома, ни когда запускают очередную ракету. Человек нужен “ в качестве некой полезной функции”. К сожалению, мысли автора реалистичны. Действительно, с нуждами и интересами рядового человека у нас не принято считаться.
Развивая свою мысль, писатель показывает следствие такого отношения: “. и человек перестает заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним…”. Мы понимаем, что в подобной ситуации срабатывает принцип “бумеранга”: как ты ко мне, так и я к тебе. Не ощущая своей нужности, значимости, человек превращается в равнодушного, пассивного созерцателя.
Таким образом, в первом примере-иллюстрации из текста показана причина, вызвавшая недоверие и равнодушное отношение человека к стране, в которой он живет. Понимая, что те, кто должен заботиться о нуждах и проблемах своих граждан, этого не делают, что в любой момент тебя могут обвинить в том, в чем ты не виновен, что принцип “кто сильнее, тот и прав” во многом определяет образ жизни, человек теряет веру во все хорошее. Он начинает думать, что подлость, обман, равнодушие, презрение к слабому - это норма.
Позиция автора обозначена четко: причина бедности населения в неуважении к человеку. “Надо сделать человека высшей ценностью”, - считает В.Тимофеев.Трудно с этим не согласиться. Действительно, когда самый незаметный человек увидит, что все, что делается вокруг, делается с мыслью о нем, когда отношение к нему станет человеческим, тогда и он повернется лицом к родному государству и будет трудиться на благо тех, кто находится рядом. И как мне кажется, начинать надо с себя. Мы всё думаем: “А что я один могу?” Можем! Вспомните героя романа Б.Васильева “Не стреляйте белых лебедей!” Егора Полушкина. Он всегда относился к делу с душой, чтобы не стыдно было перед людьми, чтобы окружающие радовались, глядя на его работу. “Для людей ведь”, - говорил Егор и получал необычайное наслаждение, если удавалось сделать приятное человеку.
Завершая свое рассуждение, отмечу, что жизнь наша изменится к лучшему только тогда, когда лозунг “Все во имя человека, все для блага человека” перестанет восприниматься нами как лозунг, а станет нормой жизни.
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.
Задачи урока :
Урок русского языка в 11 классе
Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.
(Автор: Комарова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик " Саратовского района Саратовской области)
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.
Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи .
Задачи урока :
Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С Виноградова "Сквернословии".
Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .
Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные
воспитание чувства любви к родному языку средствами произведений художественной литературы и российского радио и телевидения, кинематографа.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.
Регулятивные:
Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.
2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
-распечатанные задания для каждого ученика.
Формы организации учебной деятельности:
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)
1.Организационно – мотивационный
А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.
Б) Актуализация прежних знаний.
Повторение теоретического материала.
3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .
Практическое задания .
Работа над комментированием проблемы.
Работа над формулировкой авторской позиции.
Этап 5. Собственная позиция
Этап 6. Аргументация
Работа с художест-венным текстом статьи.
Работа со справочным раздаточ-ным материалом,
памятками к уроку.
Работа с художественным текстом.
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Сочинение-рассуждение –это возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж. Текст С Виноградова нам сегодня в этом поможет.
Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.
Это поможет нам сделать ответ на вопрос:
Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?
Какие цели вы поставите перед собой?
Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий балл .
1.Беседа с классом:
В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с статьей С Виноградова " Сквернословие" и в дополнительных источниках информации найти материал об авторе .
Скажите, что вы узнали о С.Виноградове ?
Где и когда была опубликована эта статья? (Ответы учащихся)
Какие строки прочитанного текста вас затронули?
Определите тему данного текста.
( Тема чистоты русского языка, нетерпимого отношения к сквернословию)
Давайте с вами вспомним, что называется темой, идеей, проблемой произведения?
Какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?
К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?
(Нравственные проблемы:
проблема сквернословия как культурной катастрофы,
нравственной сущности человека)
Какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку.
Какова основная проблема данного отрывка?(Проблема нетерпимого отношения к сквернословию)
Учитель: Есть ли другие точки зрения?
Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.
. Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?
Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)
Запись в таблицу.
Скажите, что такое комментарий?
Работа с толковым словарем:
Комментарий – это многозначное слово:
1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.
2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.
Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.
Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор?
Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?
/ Чтобы выяснить авторскую позицию/
Работа по тексту С Виноградова..
Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?
Какими словами текста можно было бы назвать данный текст статьи С.Виноградова? (Нет сквернословию!)
Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/
Беседа с классом:
Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?
Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.
Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.
Беседа с классом:
Что можно считать аргументами?
Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.
Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл
познавательные
(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).
Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
(знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации, знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста)
Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).
Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей)
Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)
Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)
Познавательные
(Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения, умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)
Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)
Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)
Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/
(знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.)
Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)
Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).
Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)
Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)
Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)
Этап 7.Заключение к сочинению.
Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?
В чем испытывали трудности?
6.Домашнее задание
Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.
Чему научил вас данный текст?
Над чем заставил задуматься?
Свои размышления занесите в таблицу.
Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)
Анализ и оценка проделанной работы.
Выскажите свое отношение к уроку.
Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе.
Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.
Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).
Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)
Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)
Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).
Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)
Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С.Виноградова "Сквернословие"
Вот пример сочинения-рассуждения ученика 11 класса по тексту С. Виноградова
" В данном тексте С.Виноградова затронута проблема культурной катастрофы - сквернословие.
Автор пытается доказать, почему сквернословие стало культурной катастрофой.
Да, действительно, в наши дни сквернословие существует в разных проявлениях. Матерные слова и выражения используются автоматически людьми с невысоким уровнем культуры. Мат привычным становится тогда, когда человек проявляет абсолютное бескультурье. Однако, как подчеркивает автор статьи, матерные слова применяют не только малообразованные люди, но и студенты, инженеры, врачи.
Почему же люди сквернословят? Откуда у них возникает эта привычка?
Известный лингвист С.Виноградов указывает, что семья играет важную роль в воспитании человека .Если в семье ребенок ежедневно слышит, как его родители ""ласкают " друг друга забористым словом", то скорее всего этот ребенок тоже будет сквернословить. Если же в семье занимаются развитием уровня культуры: читают книги, просматривают хорошие фильмы, взрослые с уважением относятся друг к другу, то в таких семьях не слышно матерных слов и выражений.
Ярким примером хорошего воспитания детей может служить семья Ростовых из известного романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир".В этой семье родители с любовью и заботой относились друг к другу и к детям.
Проблема сквернословия неоднократно затрагивалась м телевизионных передачах. Так, в одной из телепередач "Пусть говорят" ведущий Андрей Малахов затрагивал эту проблему. Он призывал нас, зрителей, быть нетерпимыми к сквернословию, проявлять уважение друг к другу.
Итак, можно сделать вывод, что все слова, которые произносит человек, - это отражение его жизненных, нравственных ценностей, интеллекта и уровня сознания."
Читайте также: