Подготовка к егэ сочинение рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера

Обновлено: 02.07.2024

1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье С.Львова о сострадании. (Тексты розданы всем учащимся).

(Для более успешной работы необходимо назначить консультантов из числа сильных учеников, "дежурных по словарю").

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

(Каждая группа выполняет задание, ответы учащихся записываются на доске).

1 группа: 2 группа: 3 группа:
актуальность темы
общедоступность
образность речи
своевременность
злободневность
обращение к широкой аудитории
экспрессивность
обсуждение насущных общественных вопросов
эмоциональность
четкость и логичность
оперативность

– Укажите языковые особенности публицистического стиля.

1 группа: 2 группа: 3 группа:
широкое использование общественно-политической лексики
побудительные предложения
устойчивые обороты и выражения
неологизмы
сленги
призывный пафос
совмещение книжного и разговорного стиля
наличие риторических приемов

3. Словарная работа.

– В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:

1 группа: 2 группа: 3 группа:
сочувствие
сопереживание
сострадание
гуманность
человечность
эгоизм
равнодушие

("Дежурные по словарю" представляют результаты работы)

– Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.

(Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота; сострадание – сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность.)

III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).

Первый этап – знакомство с алгоритмом.

    1. Формулировка одной из проблем исходного текста
    2. Комментарии по выбранной проблеме
    3. Формулировка позиции автора
    4. Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
    5. Заключение

    – Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

    2.Чтение учащимися исходного текста:

    (2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

    (5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

    (7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

    (14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

    (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.

    (28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.

    3. Анализ текста.

    А) Определение стиля и типа речи.

    – К какому стилю речи относится данный текст?

    – Какой тип речи преобладает? Докажите.

    – Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.

    Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.

    Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

    Б) Нахождение проблемы текста.

    – Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

    1. как воспитать в человеке умение сострадать.
    2. обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
    3. проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.

    Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

    Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.

    4. Второй этап - комментарии к исходному тексту (слайд 4).

    Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.

    • Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
    • Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
    • К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
    • Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
    • Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме (слайд 6)

    5. Третий этап работы - нахождение позиции автора (слайд 5).

    Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.

    1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.

    2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.

    3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.

    6. Четвертый этап урока – аргументация (слайд 7).

    Начало аргументации может начинаться словами

    Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

    Примеры аргументов, приведенных учащимися:

    1. одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
    2. самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева "Памяти Ю.Вревской".

    7. Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (Слайд 8)

    1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
    2. Следите за абзацным членением текста
    3. Избегайте громоздких предложений
    4. Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
    5. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
    6. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
    7. Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

    IV. Подведение итогов урока.

    – Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

    – Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

    Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.

    На втором уроке учащиеся, используя информацию слайдов 3-8, создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.

    V. Создание текста (пример одного из сочинений приводится ниже)

    VI. Домашнее задание.

    Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

    ВложениеРазмер
    urokno1.privedion_t._i.doc 77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: русский язык Класс: 11

    Учитель: Приведион Татьяна Ивановна

    Школа: МОУ СОШ №48 г. Белгорода

    Тема: Учимся писать сочинение-рассуждение.

    Анализ публицистического текста.

    образовательные : способствовать формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.

    • Содействовать формированию и развитию коммуникативной компетенции школьников;
    • Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию;
    • Формировать навык работы в группах у учащихся.
    • Воспитывать бережное отношение к слову, языку.

    В-1- В-8, С-1) основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. На выполнение части С-1 отводится 90-100 мин. Написание сочинения- рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения.

    - Я предлагаю вам подумать над словами

    - Какие ассоциации возникают у вас?

    - Всегда ли мы можем поставить знак равенства между этими понятиями?

    1. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)

    (6) Образование чрезвычайно важно в становлении личности. (7) Однако в моём представлении образован не тот, кто получил аттестат зрелости или диплом института, а тот, кто всю жизнь непрестанно учится. (8) Бывает так: встретишься с учёным и убедишься - хам, а поговоришь с водопроводчиком и видишь в нём аристократа духа.(9) Интеллигентность, на мой взгляд, определяется благородством натура, добротой, отзывчивостью души, стремлением помочь ближнему. (10) Значимость личности сегодня в обновляющемся обществе возросла. (11) Думаю, что человек обязан оставаться самим собой, не растворяться в коллективе, а, напротив, должен стремиться именно выделяться…

    (12) Очень большое влияние на меня как литератора оказала (и продолжает оказывать) русская классическая и мировая живопись. (13) Музеи научили многое понимать, а картины обострили мой глаз.

    (14) У меня очень органично соприкоснулась любовь к русской генеалогии с любовью к русской иконографии. (15) Некоторые думают, что иконография связана с иконами.(16) На самом деле это область исторической науки, и область очень интересная.(17) Иконография изучает не только портрет, но и судьбу изображённого на ней лица. (18) Вот тут вступает в дело история. (19) Иногда узнаешь имя, отчество, фамилию человека, а дальше – тьма. (20) Судьбы его не знаешь. (21) Чтобы узнать её, требуются годы. (22) Это даже не исследовательская, а следовательская работа.(23) Но работа захватывающе интересная.

    - О чем этот текст?

    -Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.

    1. Самообучение
    2. Смысл и цель жизни
    3. Важность образования
    4. Показатель образованности
    5. Определение интеллигентности
    6. Значимость личности
    7. Самоутверждение личности
    8. Обязанность человека
    9. Влияние живописи
    10. Генеалогия, иконография.

    - А как вы понимаете, что такое проблема текста? (ответы учащихся)

    - Давайте послушаем, как толкуется это слово в словаре ( подготовленный ответ ученика)

    Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования . Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

    - Какие проблемы ставит перед читателями автор?

    ( Самообразование; проблема важности образования в становлении личности и др.)

    - Какова основная идея писательского высказывания?

    - Что хотел сказать своим читателям автор, создавая этот текст?

    - Как определяет автор понятие интеллигентности, образованности?

    Помните! Требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной проблеме.

    - Скажите, какова позиция автора в данном тексте? Каким образом он выражает свое отношение?

    Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой предложений текста. Выполните поисковую работу данной информации и отметьте те факты, которые точнее определяют авторское отношение.

    Лингвистическая картина текста.

    № 2 – Риторический вопрос

    № 4 – Вводное слово

    № 5 – Сложное предложение

    • Деепричастный оборот
    • Уточнение
    • Приложение

    № 9 – Вводное слово

    № 11 - Вводные слова

    № 12 - Вставная конструкция

    № 16 – присоединительная конструкция

    №19 – Однородные члены предложения.

    - Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль. Подведем итог по этой части работы:

    Определите, какое утверждение неверно:

    1. Самообразованием В.Пикуль сразу начал заниматься по определенной системе.
    2. Целью и смыслом жизни автора стала история.
    3. Образованность - постоянное стремление человека к знаниям.
    4. Человек должен в жизни самоутвердиться.

    Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора?

    1. Интеллигентность определяется воспитанием человека.
    2. Интеллигентность определяется нравственными качествами человека.
    3. Интеллигентность определяется степенью образованности.
    4. Интеллигентность определяется уровнем культуры.

    Аргументация собственной позиции

    Цель – убедить, в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение.

    Тезис – Аргументация – Вывод.

    Тезис- главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

    Аргументы – доказательство, приводимые в поддержку тезиса, факты , примеры, утверждения, объяснения.

    • Правдивыми, опираться на авторитетные источники
    • Доступными, простыми, понятными
    • Отражающими объективную реальность, соответствующие здравому смыслу.
    • Должны убедить в том, что аргументация автора не убедительна
    • Опровержения должны быть тактичны и подчеркнуто, корректны (см. приложение)

    Используйте связующие слова:

    • К тому же;
    • В то же время;
    • Тем не менее;
    • Хотя, даже;
    • Несмотря на то что;
    • Вместо того;

    Используйте слова, представляющие разные точки зрения:

    • С одной стороны; с другой стороны;
    • В этом случае; в другом случае;
    • Это может означать;
    • Трудно не согласиться
    • Мы все об этом слышали.
    • Наше будущее зависит.
    • Мы не можем остаться равнодушными.
    • Проблемы, с которыми сталкивается общество.
    • это влияет на всех нас.

    Если вы поддерживаете точку зрения автора, обращайтесь к речевым структурам.

    • Трудно не согласится с автором в том, что…
    • Автор прав, утверждая, что…
    • Справедливо утверждение автора о том, что…
    • Мне (нам) близка мысль писателя о том, что…

    Если вы оспариваете точку зрения автора исходного текста, выберите следующие речевые структуры:

    • Трудно согласиться с автором в том, что …
    • Позиция писателя, на наш взгляд, противоречива…
    • Главную мысль автора можно опровергнуть, если вспомнить, что …

    Используйте Вопросы для обозначения мысли, например:

    • Неужели это применимо для нашего общества?
    • Может ли мне кто – то сказать…
    • Таким способом вы заставляете читателя рассуждать вместе с вами.

    Несколько советов в работе над сочинением.

    Внимательно прочтение поможет вам понять основную мысль текста и позицию автора.

    Постарайтесь понять Точку зрения автора.

    • Продумайте вступление, оно может быть нестандартным, постепенно или сразу подводящим к теме ваших рассуждений.
    • Еще раз перечитайте те мысли, которые прозвучат в вашей работе, и подумайте о концовке.

    Вы можете еще раз повторить ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

    Суммировать все сказанное.

    Согласиться или поспорить с точкой зрения автора.

    Использовать открытый финал – закончить сочинение риторическим вопросом.

    Сочинение необходимо закончить вовремя . Оставьте время на окончание.

    Никогда не пренебрегайте финалом . Даже хорошая работа может выглядеть оборванной на полуслове.

    Концовка сочинения так же важна, как и начало.

    • Пишите сочинение, не забывая об образности и красоте собственной речи.
    • Следите за точностью и правильностью речи, избегайте речевых повторов.

    Начинайте каждую новую мысль с новой строки .

    - Сейчас вы приступаете к самому ответственному этапу работы- формированию собственных тезисов. Совместными усилиями вы через 7 минут представите плоды ваших трудов. На предыдущих уроках мы работали таким образом, поэтому, приняв к сведению ваши особенности , я разделила вас на 3 группы.

    Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

    Вторая группа будет формулировать тезисы , в которых выразит позицию автора.

    Третья группа выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.

    У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

    - Итак, можете приступать к работе. Удачи!

    1. Этап контроля знаний . Чтение полученных фрагментов сочинения.

    Учимся зачитывать свои работы как единое целое.

    1. Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился

    вам урок, чем понравился (ответы)

    - Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Прочитайте текст и напишите по нему сочинение.

    (По В.Тимофееву)

    - Сформулируйте и запишите авторскую позицию и проблему данного текста.

    - Подумайте, какие примеры из текста помогают нам понять главную мысль.

    - Напишите сочинение в формате ЕГЭ по данному тексту.

    Работая над сочинением, можно использовать данный ниже материал.

    Структура сочинения и клише

    (ФИО) ставит / выдвигает проблему (чего?) ________________

    Что (как, почему, зачем, какой, ли) __________? Над этим вопросом размышляет (ФИО).

    2. Комментарий 1

    Переход и связка

    От первой части ко второй необходим логический переход. Если вы здесь же решили обозначить и смысловую связь между первым и вторым комментарием, то можно использовать такие клише:

    · Раскрывая проблему, автор противопоставляет…

    · Раскрывая проблему, автор сравнивает (сопоставляет)…

    · Раскрывая проблему, автор рассказывает о двух (героях, случаях, событиях)…

    · Раскрывая проблему, автор размышляет о том… и о том…

    Если смысловая связь у вас будет между комментариями, то в этом месте сочинения делайте просто переход от первого абзаца ко второму при помощи такого клише:

    · Раскрывая проблему, автор рассказывает (повествует, рассуждает, размышляет, описывает)…

    Далее следует сам комментарий. Клише

    Чтобы сделать из пересказа комментарий, используйте такие клише:

    ФИО (автор, писатель, публицист, он)

    НЕ забудьте сделать мини-вывод из первого примера. Клише для мини-вывода:

    · Мы видим (понимаем), что (как, насколько, почему, для чего)…

    3. Комментарий 2

    Между второй и третьей частью нужно сделать переход и обозначить смысловую связь (если вы этого не сделали перед первым комментарием). Можно воспользоваться такими фразами:

    · Формулируем вопрос и дальше пишем: "На этот вопрос дает ответ автор. Он считает, что…"

    · Эти события (это наблюдение, этот факт, эта ситуация) заставляют автора задуматься о… (наталкивает автора на размышления о…);

    · Совсем по-другому поступает (ведет себя)…

    Далее снова следует сам комментарий и мини-вывод. Клише для них такие же, как для первого (повторяться не буду).

    4. Смысловая связь

    Комментируем смысловую связь между примерами. Можно это сделать таким образом:

    · Оба приведенные мною примера свидетельствуют о том, что…

    · Оба примера позволяют автору раскрыть тему… и привлечь внимание читателя к важной проблеме…

    · Это противопоставление (сравнение) помогает нам понять.

    5. Авторская позиция

    Автор (писатель, публицист или ФИО) считает, что…

    Авторская позиция такова: …

    6. Собственная позиция

    Нельзя не согласиться с этой позицией, так как ____.

    Я разделяю точку зрения автора, поскольку _____.

    Далее необходимо обосновать свое мнение. Это можно сделать двумя способами: привести конкретный пример или продолжить развивать мысль автора своими размышлениями.

    Клише для конкретного примера:

    Приведу пример из жизни (книги, кино). Краткое описание ситуации. Анализ ситуации. Мини-вывод.

    Возможные направления для собственного размышления:

    Вопрос – ответ на него.

    Завершая свое рассуждение, отмечу: _____.

    Возможные направления для вывода: надо; следует; нельзя; было бы хорошо, если бы … ; нам надо задуматься о … ; каждый из нас может … .

    В чем причина того, что в богатой природными ресурсами и обладающей интеллектуальным потенциалом стране большая часть населения прозябает в бедности? Именно этот вопрос волнует публициста В.Тимофеева.

    Размышляя над проблемой, автор говорит о равнодушии, невнимании, пренебрежении к человеку, существующему в нашей стране. Такое положение вещей он называет “страшной социальной болезнью”, и ее симптомы - “неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери”, равнодушие - повсюду. Тимофеев сетует на то, что о человеке не думают ни когда строят дома, ни когда запускают очередную ракету. Человек нужен “ в качестве некой полезной функции”. К сожалению, мысли автора реалистичны. Действительно, с нуждами и интересами рядового человека у нас не принято считаться.

    Развивая свою мысль, писатель показывает следствие такого отношения: “. и человек перестает заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живет рядом с ним…”. Мы понимаем, что в подобной ситуации срабатывает принцип “бумеранга”: как ты ко мне, так и я к тебе. Не ощущая своей нужности, значимости, человек превращается в равнодушного, пассивного созерцателя.

    Таким образом, в первом примере-иллюстрации из текста показана причина, вызвавшая недоверие и равнодушное отношение человека к стране, в которой он живет. Понимая, что те, кто должен заботиться о нуждах и проблемах своих граждан, этого не делают, что в любой момент тебя могут обвинить в том, в чем ты не виновен, что принцип “кто сильнее, тот и прав” во многом определяет образ жизни, человек теряет веру во все хорошее. Он начинает думать, что подлость, обман, равнодушие, презрение к слабому - это норма.

    Позиция автора обозначена четко: причина бедности населения в неуважении к человеку. “Надо сделать человека высшей ценностью”, - считает В.Тимофеев.Трудно с этим не согласиться. Действительно, когда самый незаметный человек увидит, что все, что делается вокруг, делается с мыслью о нем, когда отношение к нему станет человеческим, тогда и он повернется лицом к родному государству и будет трудиться на благо тех, кто находится рядом. И как мне кажется, начинать надо с себя. Мы всё думаем: “А что я один могу?” Можем! Вспомните героя романа Б.Васильева “Не стреляйте белых лебедей!” Егора Полушкина. Он всегда относился к делу с душой, чтобы не стыдно было перед людьми, чтобы окружающие радовались, глядя на его работу. “Для людей ведь”, - говорил Егор и получал необычайное наслаждение, если удавалось сделать приятное человеку.

    Завершая свое рассуждение, отмечу, что жизнь наша изменится к лучшему только тогда, когда лозунг “Все во имя человека, все для блага человека” перестанет восприниматься нами как лозунг, а станет нормой жизни.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

    -В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

    - повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

    -подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

    - развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

    -развитие речевой культуры и речевого творчества.

    Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.

    Задачи урока :

    Урок русского языка в 11 классе

    Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.

    (Автор: Комарова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик " Саратовского района Саратовской области)

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

    Обучение написанию сочинения –рассуждения по прочитанному тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ.

    Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2 часа/

    Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

    Образовательные:

    -В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

    - повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

    -подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

    - развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

    -развитие речевой культуры и речевого творчества.

    Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи .

    Задачи урока :

    Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С Виноградова "Сквернословии".

    Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

    Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .

    Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

    Воспитательные

    воспитание чувства любви к родному языку средствами произведений художественной литературы и российского радио и телевидения, кинематографа.

    Формирование универсальных учебных действий

    Познавательные:

    1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

    2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.

    Регулятивные:

    Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные:

    1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

    2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

    Методическое обеспечение:

    - просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

    -распечатанные задания для каждого ученика.

    Формы организации учебной деятельности:

    Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

    1.Организационно – мотивационный

    А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

    Б) Актуализация прежних знаний.

    Повторение теоретического материала.

    3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .

    Практическое задания .

    Работа над комментированием проблемы.

    Работа над формулировкой авторской позиции.

    Этап 5. Собственная позиция

    Этап 6. Аргументация

    Работа с художест-венным текстом статьи.

    Работа со справочным раздаточ-ным материалом,

    памятками к уроку.

    Работа с художественным текстом.

    Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

    Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Сочинение-рассуждение –это возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж. Текст С Виноградова нам сегодня в этом поможет.

    Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

    Это поможет нам сделать ответ на вопрос:

    Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?

    Какие цели вы поставите перед собой?

    Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий балл .

    1.Беседа с классом:

    В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с статьей С Виноградова " Сквернословие" и в дополнительных источниках информации найти материал об авторе .

    Скажите, что вы узнали о С.Виноградове ?

    Где и когда была опубликована эта статья? (Ответы учащихся)

    Какие строки прочитанного текста вас затронули?

    Определите тему данного текста.

    ( Тема чистоты русского языка, нетерпимого отношения к сквернословию)

    Давайте с вами вспомним, что называется темой, идеей, проблемой произведения?

    Какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?

    К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?

    (Нравственные проблемы:

    проблема сквернословия как культурной катастрофы,

    нравственной сущности человека)

    Какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку.

    Какова основная проблема данного отрывка?(Проблема нетерпимого отношения к сквернословию)

    Учитель: Есть ли другие точки зрения?

    Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.

    . Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?

    Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)

    Запись в таблицу.

    Скажите, что такое комментарий?

    Работа с толковым словарем:

    Комментарий – это многозначное слово:

    1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.

    2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

    Задание : сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.

    Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор?

    Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?

    / Чтобы выяснить авторскую позицию/

    Работа по тексту С Виноградова..

    Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?

    Какими словами текста можно было бы назвать данный текст статьи С.Виноградова? (Нет сквернословию!)

    Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/

    Беседа с классом:

    Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?

    Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.

    Вы помните , что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.

    Беседа с классом:

    Что можно считать аргументами?

    Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.

    Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/

    Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

    Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

    Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

    Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

    познавательные

    (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).

    Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

    Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

    (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)

    Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации, знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста)

    Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

    Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей)

    Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)

    Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)

    Познавательные

    (Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения, умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)

    Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)

    Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

    Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

    Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

    Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/

    (знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.)

    Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)

    Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).

    Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)

    Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

    Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

    Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)

    Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

    Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)

    Этап 7.Заключение к сочинению.

    Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?

    В чем испытывали трудности?

    6.Домашнее задание

    Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.

    Чему научил вас данный текст?

    Над чем заставил задуматься?

    Свои размышления занесите в таблицу.

    Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)

    Анализ и оценка проделанной работы.

    Выскажите свое отношение к уроку.

    Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе.

    Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.

    Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).

    Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

    Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)

    Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).

    Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)

    Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из статьи С.Виноградова "Сквернословие"

    Вот пример сочинения-рассуждения ученика 11 класса по тексту С. Виноградова

    " В данном тексте С.Виноградова затронута проблема культурной катастрофы - сквернословие.

    Автор пытается доказать, почему сквернословие стало культурной катастрофой.

    Да, действительно, в наши дни сквернословие существует в разных проявлениях. Матерные слова и выражения используются автоматически людьми с невысоким уровнем культуры. Мат привычным становится тогда, когда человек проявляет абсолютное бескультурье. Однако, как подчеркивает автор статьи, матерные слова применяют не только малообразованные люди, но и студенты, инженеры, врачи.

    Почему же люди сквернословят? Откуда у них возникает эта привычка?

    Известный лингвист С.Виноградов указывает, что семья играет важную роль в воспитании человека .Если в семье ребенок ежедневно слышит, как его родители ""ласкают " друг друга забористым словом", то скорее всего этот ребенок тоже будет сквернословить. Если же в семье занимаются развитием уровня культуры: читают книги, просматривают хорошие фильмы, взрослые с уважением относятся друг к другу, то в таких семьях не слышно матерных слов и выражений.

    Ярким примером хорошего воспитания детей может служить семья Ростовых из известного романа Льва Николаевича Толстого "Война и мир".В этой семье родители с любовью и заботой относились друг к другу и к детям.

    Проблема сквернословия неоднократно затрагивалась м телевизионных передачах. Так, в одной из телепередач "Пусть говорят" ведущий Андрей Малахов затрагивал эту проблему. Он призывал нас, зрителей, быть нетерпимыми к сквернословию, проявлять уважение друг к другу.

    Итак, можно сделать вывод, что все слова, которые произносит человек, - это отражение его жизненных, нравственных ценностей, интеллекта и уровня сознания."

    Читайте также: