Почему важен эмоциональный интеллект как его можно развивать сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный
  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

Модель Майера-Саловея


Модель Рувена Бар-Она


Модель Гоулмана



Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями


Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Фазы управления эмоциями:

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй


Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

Шаг третий


Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Шаг четвертый

Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

Совет-бонус

Кандидат психологических наук, автор научных статей, участник международных семинаров и конференций, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя

В современном мире огромную роль играет интеллект, на котором базируется успех фирмы и привлечение клиента в целом. Однако не менее важен эмоциональный интеллект, значение которого все больше и больше набирает обороты в последнее время. В клиентском бизнесе клиент – источник заработка, а потому он является объектом внимания. В связи с этим поднимается вопрос взаимодействия с клиентом. Одна из важнейших задач по работе с клиентом – удержать его внимание. Зачастую это можно сделать при помощи грамотного и вежливого обращения. Именно поэтому для тех, кто оказывает услуги важен не только их личный профессионализм, но и умение взаимодействовать.

Однако эту мысль легко опровергнуть. Разумеется, каждый строит свой бизнес по собственным законам и в соответствии со своей выработанной моделью поведения; для кого-то сухой деловитый тон – гарант того, что к нему отнесутся серьезно. Но люди, использующие в своей деятельности преимущества эмоционального интеллекта, добиваются не меньшего успеха.

Эмоции помогают нам структурировать наши мысли. Если же пытаться блокировать их, они обязательно всплывут в другой форме: недовольство собственной жизнью, отсутствие мотивации и уверенности в себе. В то же время, если человек пытается найти первопричину своих негативных эмоций, проработать ее – он духовно обогащается и становится счастливее. Например, положительные эмоции, которые мы направляем в нужное русло, помогают нам достичь желаемого, восполняют нашу энергию.

Один из примеров важности эмоционального интеллекта служит одно из собеседований для популярного канала BBC: кандидатов, желающих устроиться на должность рекрутера, тестировали на предмет эмоционального интеллекта.

По итогам теста именно рекрутеры, чувствующие людей, могли достоверно оценивать способности сотрудников, предсказывать, будут ли они успешны в работе, а следовательно, принесут ли пользу кампании.

В основе эмоционального интеллекта лежит, прежде всего, эмпатия – способность чувствовать людей, их настроение. Часто эмпатию отождествляют с сочувствием, однако это не равноценные понятия. Эмпатия – широкое понятие, включающее в себя не только сочувствие, но и общее понимание человека, способность посмотреть на мир его глазами. Эмпатия позволяет заранее предопределить мотивы человека, а значит, дает возможность сориентироваться в любой ситуации.

Приведем пример. В 1982 году в Чикаго произошли несколько случаев отравления лекарственным препаратом. Препарат принадлежал одной из самых известных фармацевтических компаний. Конечно, это был серьезный удар по репутации столь именитого бренда. Многие критики заключили, что компания уже никогда не вернет себе прежний имидж. Однако лидер компании Дж.Берк выбрал правильную и логичную тактику: прежде всего, он отозвал из продажи все образцы лекарства. Затем он стал активно давать интервью, общаться с представителями массовой информации, и, что самое главное – оказывать материальную поддержку семьям пострадавших. Кроме того, он переделал состав препарата и выпустил его снова, на этот раз изменив упаковку и предоставив возможность бесплатно заменить бракованный препарат на новый. Несмотря на мрачные прогнозы экспертов, Берк был уверен, что ситуация разрешится в его пользу. И не ошибся.

Компания AmericanExpress – первая организация, запустившая программу эмоционального взаимодействия для сотрудников. Таким образом, не только руководитель должен уметь общаться с людьми. Сотрудники, обладающие высоким уровнем эмпатии, привлекают больше клиентов, а так же более работоспособны и жизнерадостны, что в свою очередь положительно влияет на настроение других. Поэтому такие сотрудники всегда в приоритете.

До этого мы рассматривали влияние ЭИ на одного человека (того, кто им обладает и того, кто с ним взаимодействует), однако его поле деятельности гораздо шире. ЭИ зачастую помогает организовать деятельность внутри компании. Руководитель, хорошо знающий своих подчиненных, может добиться большой продуктивности компании, грамотно распределяя их ресурсы.

На данный момент, умение коммуницировать – основное оружие в привлечении клиентов, поэтому оно так ценится среди работников. Также важно отметить влияние такого человека на коллектив. Обладая одним из самых важных качеств – умением решать конфликты и внушать уважение, такой руководитель сможет регулировать отношения внутри коллектива, предотвращать конфликты. К тому же, коллег он будет сразу видеть, кто ему подходит для работы, а кто – нет, а следовательно, сможет создать по-настоящему эффективную команду. Компании, которые освоили принципы ЭИ, на шаг впереди своих конкурентов как при общении с клиентами, так и в слаженности коллектива.

Опыт компаний в использовании игр – тренажеров в управлении персоналом

Компания – это группа из нескольких людей, объединенных общей задачей. Существует множество различных способов повысить эффективность предприятия. Одним из них является геймификация.
Геймификация – весьма полезный опыт усовершенствования продуктивности компании. Зачастую, он применяется при ослаблении мотивации у сотрудников, но так же популярен в целях повышения общей эффективности. Основная задача геймификации – сохранение мотивации сотрудников.

Кроме того, многие современные психологи считают, что поощрение должно состоять не только из денежных единиц, но и из словесного поощрения, предоставления возможности самореализации, отсутствия диктатуры и стресса на работе, приятного коллектива. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при стимулировании персонала нужно придерживаться баланса материальных и нематериальных поощрений. Одним из самых действенных методов является геймификация.

Геймификация адаптирует игровые методы для неигровых процессов, то есть превращает обыденную работу в увлекательный процесс. Вышеупомянутый способ широко используется в Европе и Америке.
Однако считается, что данный инструмент подходит преимущественно для завлечения молодых специалистов. Что касается работников старше среднего возраста, возможно, им будет трудно адаптироваться к методике или просто неинтересно. Тем не менее, геймификация – довольно обширная область, поэтому ее можно подстроить под любые интересы.

В современном мире для работника крайне важно, чтобы его профессия была не просто способом заработка денег, но так же и приносила моральное удовлетворение. Геймификация помогает разнообразить привычные рабочие дела. Во-первых, это дает большой заряд энергии, наполняет игрока азартом, его мотивацией становится победа, которая впоследствии приносит моральное удовлетворение.
Есть и обратная сторона этого метода: в некоторых случаях геймификация слишком погружает в игру, в результате чего человек теряет связь с реальностью, расслабляется перед непосредственно рабочими заданиями. Однако подобной реакции можно избежать, если рационально распределять время.

Геймификация полезна не только для работников. Например, компания Nike, желая привлечь больше клиентов, создала приложение для бега, которое отслеживает дистанцию, время и различные характеристики, а также предоставляет возможность соревноваться с другими пользователями.
Существуют компании, которые специализируются на разработке геймификации. В соответствии с потребностями клиентов, они создают индивидуальные программы геймификации. На рынке есть компании, клиентов.

Рассмотрим геймификацию на примере бренда Coca-Cola. Большинство сотрудников – молодежь в возрасте от двадцати до тридцати лет. Так как молодым людям необходима постоянная мотивация, в этой кампании активно используются принципы геймификации.

Невнимание к деталям и изменением чревато негативными последствиями. Во-первых, для успешного ведения бизнеса необходимо быть очень восприимчивым к инновациям, следить за изменениями и помнить о том, что мир меняется каждый день.

Примечателен тот факт, что реальность – продукт деятельности мозга. Соответственно, единой реальности нет, и каждый человек воспринимает ее по-своему. Наше восприятие мира происходит с помощью органов чувств.

Существует несколько удивительных примеров того, как человек не замечает очевидные вещи. Например, эксперимент с заменой лица в Гарварде, когда посередине заключения договора мужчину подменял другой человек, а тестируемый при этом не заметил подмены. Такой же результат показывало редактирование фотографий, когда менялись цвета и лица участников эксперимента.

Геймификация как способ вычисления этих зон – гарант быстрого роста продуктивности.
Возвращаясь к теме об эмоциональном интеллекте, необходимо еще раз подчеркнуть связь геймификации и ЭИ. Благодаря развивающим заданиям, участник прорабатывает навыки коммуникации, учится держать себя в обществе, усваивает необходимые уроки социализации.

Особенно эффективны игры, направленные на развитие ЭИ. Они позволяют людям взаимодействовать с разными типами личностей, помогают найти подход к совершенно различным людям, а кроме того, выплеснуть эмоции. Последнее особенно важно в контексте бизнеса: кажется, что освобождение эмоций и бизнес не имеют ничего общего, однако на самом деле многие люди не умеют выражать эмоции или испытывают определенную скованность в этом отношении. Игра же поможет им стать более открытыми и уверенными в себе.

Кроме того, у геймификации есть и обратный эффект. Она учит не только выражать свои эмоции, но и контролировать их. Таким образом, сотрудник учится самостоятельно управлять своими эмоциями, при этом не испытывая стеснения выражать положительные.

На бизнес это оказывает самый плодотворный эффект: работники четко формулируют свои мысли и желания, ищут компромисс и стараются встать на сторону другого.

Эмоциональный интеллект позволяет рационально взвешивать поступки. В прошлой главе мы говорили о том, что ЭИ закладывает воспитание, однако проработать его все-таки можно. Одним из способов проработки ЭУ является геймификация. Кроме того, геймификация служит для проработки любых проблемных зон.

Эмоциональный интеллект помогает контролировать наши чувства на основе их распознавания. Иными словами, чем шире спектр известных эмоций, тем спокойнее воспринимается ситуация.

К базовым эмоциям можно отнести:
• Радость.
• Печаль.
• Гнев.
• Страх.
• Отвращение.
• Удивление.

Эмоции зарождаются после проживания жизненных ситуаций и чувств. Например, печаль может результатом:

• Разочарования
• Усталости
• Обесценивания
• Неприязни
• Антипатии
• Грубости
• Равнодушия

Виктория Шиманская, автор книги о развитии эмоционального интеллекта у детей, рассказывает о том, какую роль EQ играет в жизни человека и как его развить с помощью специальных упражнений.

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Завышенные требования учителей, родительская самореализация через ребёнка, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) — всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Для ребёнка развитие EQ — возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка — очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка — родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при чтении сказок. Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию — это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте — залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг — анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость — безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая тренировка для мозга.

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок — известный метод Elevator Pitch — презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы — это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Имя.
  2. Профессия.
  3. Хобби.
  4. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, — это мы сами.

Виктория Шиманская

Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, преподаватель в МИП, МГИМО и автор книг о развитии эмоционального интеллекта.

Думать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект — Жизнь на Wonderzine



Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?


Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.


Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Читайте также: