Программа учимся писать сочинение и изложение 1 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа

М. Горьковский филиал

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению методическим

от 27. 08. 2016 г.

МБОУ Туголуковской СОШ

№ 79 от 30. 08. 2016 г.

для 4 класс а

Учитель начальных классов

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивая учебно-познавательная мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться словарями, справочниками;

Регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериям.

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

Содержание курса

Текст. Изложение текста и его редактирование. 9 ч.

Обучая учащихся составлению изложений, необходимо формировать умения делить текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять главную мысль текста и отражать его в заголовке, выделять части текста при записи, связно излагать текст, писать текст в соответствии с планом. Анализируя работы, надо исправлять ошибки в содержании текста и в его речевом оформлении, точно определять слова в тексте.

Предлагаются следующие виды работ: изложение по обобщенным вопросам, изложение текста по опорным словам, изложение по вопросам и по опорным словам, восстановление деформированного текста по серии картинок, изложение по коллективно составленному плану и по опорным словам.

Тематика текстов изложений, подбор наглядных пособий и электронных образовательных ресурсов позволяет создавать на уроке ситуацию сопереживания. На основе этого глубже решать следующие задачи: воспитание у учащихся любви к родной стране и городу, стремление жить в мире и дружбе с людьми других народов и стран, воспитание чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, стремление соблюдать общественный порядок, беречь красоту родного города. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, способствуют формированию правильной речи у учащихся, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Обучающиеся научатся:

озаглавливать иллюстрации, тексты;

составлять простой план произведения;

определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст;

различать повествования и описания предмета;

письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера;

слушать собеседника и говорить, соблюдая правила речевого поведения.

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

делить текст на части, строить предложения в зависимости от контекста, определять главную мысль текста и отражать его в заголовке;

выделять части текста при записи, связно излагать текст, писать текст в соответствии с планом.

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст;

использовать слова текста для называния его частей при составлении плана;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной подготовки).

выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

Связная речь. Сочинение и его редактирование. 8 ч.

Сочинения. Виды сочинений. Сочинение повествовательного характера.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением.

Составляемый рассказ и его изложение постоянно исправляются, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность их выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, уточняется последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Обучающиеся научатся:

создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка;

различать синонимы, антонимы, омонимы;

составлять текст – поздравление к празднику;

писать сочинения, письма; редактировать текст;

вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

определять лексическое значение слова;

отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

распознавать типы текстов;

устанавливать связь предложений в тексте;

распознавать стили речи;

описывать предметы и явления, придерживаясь определенной последовательности;

строить сложные предложения;

составлять и записывать творческие рассказы;

различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты;

пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В том числе

Практические и лабораторные работы

Контрольные и проверочные работы

Текст. Изложение текста и его редактирование.

Ознакомление с признаками текста. Подготовительная работа к изложению. Развивать умение строить суждения. Формирование умения выделять части при записи текста. Формирование умения вносить исправления в содержание и речевое оформление текста. Находить и исправлять ошибки в тексте;

выделять части в тексте при записи. Определять последовательность частей в тексте-повествовании. Использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения. Озаглавливать текст в соответствии с темой и основной мыслью; определять темы частей в тексте и составлять план.

Отражать основную мысль в заголовке, делить текст на части; составлять план текста из вопросов.

Связная речь. Сочинение и его редактирование.

Отработка умений, связанных с оформлением текста. Установление связи заглавия с темой текста. Формирование умения определять тему частей в тексте. Строить части текста по первому предложению. Раскрывать основную мысль в своём тексте. Формирование умения вносить в текст дополнения в соответствии с темой и основной мыслью текста. Ознакомление с особенностями описательного текста. Формирование умения строить описание. Использовать прилагательные в описательном тексте. Создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.

Строить текст с элементами рассуждения; использовать речевые средства для передачи отношения к описываемому событию. Определять последовательность частей в повествовательном тексте; составлять план текста; использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

ВложениеРазмер
2_klass_soch._i_izlozh_fakult.doc 205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

внеурочной деятельности по предмету

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

Под редакцией О. Холодовой

Учитель Шеховцова Ольга Николаевна

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов за учебный год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

-работать с соседом по парте.

В малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

- ценностно-смысловой ориентации учащихся;

- базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников;

- базовых эстетических ценностей;

- опыта нравственных и эстетических переживаний.

• Общему правилу написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

• определять тему, основную мысль текста, составлять план, использовать его при устном и письменном изложении и сочинении;

• членить текст на абзацы и оформлять на письме;

• особенностям разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).

Выпускник получит возможность научиться:

• Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.

• Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 1-4 классах, из орфоэпического минимума.

• Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.

• Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.

• Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

• Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.

• Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.

• Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.

• Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Слова, слова, слова.

Слова играют в прятки.

Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слова.

Тематические группы слов.

Наш цветной мир.

Что на что похоже

Культура речи. Вежливые слова.

Культура речи. Вежливые слова.

Мы строим текст.

Мы строим текст.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание .

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении .

- составлять планы различных видов.

Слово. Значение слова.

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Связь между предложениями в тексте

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Работа с деформированным текстом

Текст. Тема текста. Заглавие.

Текст. Опорные слова.

Текст. Опорные слова.

План. Составление плана.

Типы текста. Описание

Типы текста. Описание

Текст – сравнительное описание

Типы текста. Повествование

Типы текста. Рассуждение

Типы текста. Рассуждение

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Омонимы, омоформы омофоны.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Откуда приходят слова.

Темы текстов. Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Единый временной план текста.

Единый временной план текста.

Единый временной план текста.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих

и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Авторская программа элективного курса

по развитию речи учащихся 4 класса

Автор программы:

Слободина Елена Александровна,

учитель начальных классов.

Первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих

и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.

Актуальность курса подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над сочинениями. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 5-х классах.

Содержание элективного курса позволяет расширить и углубить знания о тексте, совершенствовать навыки письменной речи учащихся, формируя её точность и выразительность. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

Элективный курс способствует развитию системного мышления, формированию системы ценностно-ориентированных знаний, осмыслению сути здорового образа жизни.

Цель программы –

- всестороннее развитие речи младших школьников;

- развивать творческие возможности каждого ученика в области создания

текстов и сформировать общеучебные умения работы с текстом.

Задачи курса:

развитие связной устной и письменной речи;

совершенствование грамматического строя речи;

формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;

обогащение словарного запаса детей;

развивать интерес к литературному творчеству;

расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;

развитие познавательной деятельности.

В программе представлены следующие виды работ и упражнений:

Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.

Конструктивные текстовые упражнения: деформированный текст, редактирование текста.

Сочинение по сюжету картины, по личным впечатлениям, сочинение – описание, сочинение – рассуждение, сочинение – отзыв, сочинение – миниатюра, сочинение– повествование.

Составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.

При проведении факультативов учитель использует цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа 1 час в неделю, с целью восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес учащихся к творчеству.

Планируемые результаты обучения

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные УУД

1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

3.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Составлять план текста.

6. Уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Ожидаемые результаты:

- типы текста;

- уметь определить основную мысль своего сочинения, составить к нему план, подобрать нужную лексику;

- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;

- обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли;

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Содержание программы

Вводное занятие

Особенности речи (устной и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Работа с учебной литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.

Пишем сочинение

Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Работа над средствами художественной выразительности.

Сочинение разных жанров

Знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ.

Календарно-тематическое планирование

Беседа о школе. Повторить правила поведения в школе. Написать сочинение на заданную тему.

Основные ошибки в содержании и построении сочинения.

Редактирование текста. Беседа по правилам поведения в лесу. Сочинение на заданную тему.

Тема текста. Заглавие. Основная мысль.

Деление текста на части. Беседа о приметах осени.

Структура текста. Понятие о микротеме. Сочинение - описание

Тема широкая и узкая (микротемы), смысловые части текста. Текст – описание. Беседа о любви к чтению.

Текст – повествование. Составление плана.

Крылатые выражения. Отбор информации.

Сочинение по коллективно составленному плану.

Структурный анализ текста.

Языковой анализ текста.

План текста. Виды планов.

Опорные слова. План.

Что такое миниатюра? Беседа о нарядах осени.

Умение составлять цитатный план.

Беседа о чести и совести.

Редактирование текста (слова - паразиты, тавтология).

Беседа о любви к чтению.

Особенности: прямое и переносное значение слова.

Сравнения, метафоры и эпитеты в тексте.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

Учить оценивать качество творческой работы, отыскивая речевые ошибки и недочеты, исправляя их.

Беседа о красоте зимней природы.

(портрет А.С. Пушкина в работах В.А. Тропинина и О.А. Кипренского

Беседа о любви и заботливом отношении к животным.

Повторы в тексте. Пути их устранения.

Сочинение на заданную тему

Использование синонимов в тексте.

Использование метафоры при описании картины.

Положительные и отрицательные герои сказки. Использование пословиц.

Работа над выразительными средствами языка (эпитеты, олицетворение).

Сочинение на заданную тему

Прямое и переносное значения слова.

Беседа о космосе.

Работа над выразительными средствами языка при описании утра.

Сочинение на свободную тему

Использование фразеологических оборотов в предложении.

Беседа о бережном отношении к книге.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Беседа о вежливых словах. Культура общения. Слова благодарности.

Правила хорошего тона.

Развитие воображения детей.

Работа с толковым словарем.

1. С.А.Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс.

3. Т.В. Губернская. Учимся писать изложения и сочинения: 4 класс. М.: Эксмо, 2012.

5. В.Е.Елисеева. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении сочинению.// Начальная школа. №2- 2008.

6. Н. А. Чуракова. Волшебный мир картины.- М.: Просвещение, 2011 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа модуля "Учимся писать сочинения и изложения" 3 класс - 52 ч.

МО учителей начальных классов Заместитель директора Директор школы

Руководитель МО школы по УР

__________________________ ____________________ ____________ С.К. Душтакова

Рабочая программа

Учитель: Поманысочко М.Н.

Количество часов по программе: 52 ч.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, М.В. Бойкиной.

Программа направлена на достижение следующих целей:

Позновательной (ознакомление с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

Социокультурной (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Основные задачи:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика модуля.

Отличительной особенностью модуля является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсами русского языка и литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа модуля обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

На уроках модуля учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения, небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование). Программа обеспечивает развитие выразительной устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественных и научно-познавательных произведений. Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства. Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

Место модуля в учебном плане.

Модуль рассчитан на 52 часа - 1,5 часа в неделю (I ч. – 15 ч., II ч. – 15 ч., III ч. – 10 ч., IV ч. – 12 ч.)

Особенности ценностных ориентиров модуля.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты изучения модуля.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся научится:

● испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

● осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

● относиться с уважением к представителям других народов;

● уважительно относиться к иному мнению;

● понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

● соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

● развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

● конструктивно разрешать проблемные ситуации;

● оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

● эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

● сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

● стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обучающийся научится:

● понимать цели и задачи учебной деятельности;

● самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

● пользоваться справочной литературой (словарями);

● развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

● делать самостоятельные выводы;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

● понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

● относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

● анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

● понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

● выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

● контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

● различать диалогическую и монологическую речь;

● составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

● составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

● пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

● писать изложения по составленному плану;

● составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

● говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

● делать полный и краткий пересказ текста;

● устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

● совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

● соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу учебного года 3 класса.

Обогащение опыта творческой деятельности:

1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
-формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
-развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.

2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.

3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.

5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
- объяснять заглавие прочитанного произведения;

- высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

- пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

- делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

- находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

- различать слова автора и героев;

- определять тему произведения по заглавию;

- находить в тексте сравнения с опорой на слова точно, как, словно;

- составлять рассказ по предложениям, опорным словам или картинному плану (по картине).

Читайте также: