Почему в комедии горе от ума так много второстепенных персонажей сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Горичи

Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михайлович. Оба старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

Чацкий

Моложе вы, свежее стали; Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

Наталья Дмитриевна

Я замужем.

Чацкий

Давно бы вы сказали!

Платон Михайлович Горич

— пародия на Чацкого, глупец и пустышка.

— вхож в общество Фамусова, неумён и плутоват.

Старуха Хлёстова, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины

— представители фамусовского общества, выразители его ценностей.

Репетилов

Автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвёртого действия. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до него доходит сплетня о сумасшествии.

“Горе от ума” — реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, то есть такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем по рассказам главных героев. Для того чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова-драматурга. Персонажи, которые помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности “века минувшего”, — это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает Фамусов (“Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине”). Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, “Нестор негодяев знатных”, княгиня Марья Алексеевна и другие — все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники — “тузы”. Другие герои, близкие по духу и мироощущению Чацкому, как бы повторяющие его мир, мысли, поведение, — это князь Федор, и химик, и ботаник, и двоюродный брат Скалозуба. Роль внесценических персонажей — создать в ограниченных рамках пьесы широкую картину всей жизни тогдашней России. Эти герои не только расширяют рамки произведения, но и помогают лучше понять и оценить действующих лиц. В отличие от внесценических, второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества. Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: “лгунишка он, картежник, вор”, но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери. От Горича мы узнаем, что он еще и доносчик (“горазд переносить”), Горич остерегает Чацкого высказываться при Загорецком откровенно. Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие как Репетилов стараются называться передовыми и прогрессивными, но на самом же деле за этим скрывается пустота: “Шумим, братец, шумим!” Но наиболее интересна роль Лизы в комедии “Горе от ума”. Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза — незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу (“речист, а больно не хитер”), Чацкому (“кто так чувствителен, и весел, и остер”). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов, который “монашеским известен поведеньем”, втихую волочится за служанкой, Молчалив, любящий барышню “по должности”, тоже не прочь приударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Итак, Лиза играет важную роль в развитии сюжета комедии. Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.

Второстепенные и внесценические персонажи, которых не так и много в пьесе, играют очень значимую роль в раскрытии идейного содержания комедии. Эти персонажи зачастую связаны с основными, и с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: они раскрывают суть той или иной сцены, смысл событий, как происходящих на сцене, так и за сценой, уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения. С помощью этих второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает в комедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла Афанасьевича Фамусова начала прошлого века.

Запоминается такой персонаж, как служанка в доме Фамусова, Лиза. На первый взгляд, — простая и бойкая девушка. Но после того как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, что она описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавства и проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются в памяти на всю жизнь:

Примечательно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а дворяне, составляющие элиту Москвы того времени. У них очень много общих черт: невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Все вместе они составляют единую картину, отображающую русское светское общество первой половины девятнадцатого века.

Здесь мы знакомимся с супружеской четой Горичей. Это типичные представители московского дворянства. Чацкий был знаком с Платоном Платоновичем ещё до его женитьбы на Наталье Дмитриевне. Тогда он был интересным, остроумным молодым человеком. Однако со временем полностью потерял свою индивидуальность, безоговорочно подчинившись воле супруги. Она всё время указывает, что ему делать. И самое печальное в этом то, что Платон Платонович понимает унизительность своего положение, но ничего не хочет менять. Он смирился с тем, что он уже не тот, что прежде.

Далее вниманию читателя представляется семейство Тугоуховских. Княгиню беспокоит только одно, она находится в постоянном поиске выгодных женихов для своих дочерей. Чацкого она воспринимает не как личность, а как просто ещё одну возможную кандидатуру. Узнав, что у него нет высокого чина и богатства, княгиня сразу же теряет интерес. Её образ помогает раскрыть проблему чинопочитания и корыстолюбия, характерную для фамусовского общества.

Графиня Хрюмина младшая, как и все представители московской знати, тоже, будто бы выступает за поддержание хорошего тона. Но она считает это возможным только при помощи общения на французском языке. На самом же деле больше всего её интересуют грязные сплетни или нелепые слухи. Именно графини Хрюмины стали источником самых невероятных сплетен о Чацком.

Особую роль среди второстепенных персонажей в комедии играет Антон Антонович Загорецкий. Это светский прожигатель жизни, не имеющий ни чинов, ни богатства. Однако он умеет угодить представителям высшего общества, поэтому его всегда приглашают на все приёмы. Загорецкий при помощи лести легко втирается в доверие светским дамам, с целью быть представленным ещё к одному влиятельному двору. Затем он находит там того, кого можно легко обвести вокруг пальца.

Антон Антонович прекрасно вписывается в фамусовское общество, хотя и не является его представителем. Главная его черта – приспосабливаемость, и именно благодаря этому качеству он смог заполучить себе место в высшем свете. Поведение Загорецкого не смущает Фамусова и его приближенных, они сами такие же фальшивые и неискренние.

Сам о себе Репетилов говорит, что он жалок и смешон, называет себя неучем, дураком. За небольшой промежуток времени он успевает поведать окружающим все подробности своей жизни, торопливо перескакивая с одной темы на другую. Он не скрывает от посторонних людей даже того, что породнился с богатым человеком, ради удачной карьеры.

Однако в отличие от остальных гостей Фамусова, Репетилов представлен добрым и жизнерадостным человеком. Ему просто не повезло обладать какими-то особыми способностями или талантами, поэтому он добивался успеха так, как умел. Его пустая болтовня – единственный способ привлечь к себе внимание.

Образы второстепенных персонажей помогают автору более полно раскрыть характеры основных героев. Кроме того, они дополняют каждую из противоборствующих сторон, и внутрисемейный конфликт становится общественным. Таким образом, А.С. Грибоедов хотел показать, что проблема, коснувшаяся дома Фамусова, появилась не случайно. Подобные ситуации происходили по всей России на фоне грядущих перемен.

Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии “Горе от ума” кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила.
Характерно, что на балу у Фамусова собрались не просто люди, а те, кто составляет элиту дворянской Москвы. Они многолики, но почти все несут общие черты: невежество, чинопочитание,

корыстолюбие. Они появляются один за другим, как серия подвижных карикатур, создавая уродливый портрет этого самого элитарного дворянства.
Вот шествует чета Горичей. Типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его супружества. Это был бедовый, остроумный человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевны превратился в жалкого подкаблучника.

Супруга и рта ему не дает открыть. “Послушайся разочек, милый, застегнись скорей”, – так звучат ее “беседы” с мужем. Страшно то, что Горич осознает свое положение, но не пытается его изменить. Все, на что его хватает, сказать

горько Чацкому: “Теперь, брат, я не тот”.
Интересен еще один, почти бессловесный персонаж – лакей Петрушка. Он молча исполняет приказы Фамусова, но открывается с неожиданной стороны, когда Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу?” В этой фразе присутствует скрытая ирония автора.
А вот прибыло на бал семейство Тугоуховских. Княгиня озабочена поиском женихов для своих дочек. И на Чацкого с первых же реплик смотрит какжа потенциальную жертву.

Но через эту княгиню автор глубже раскрывает характер Фамусова, подчеркивает в нем такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. Что характерно для всего фамусовского окружения, где “кто беден – тот тебе не пара”:

Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых. – Тот и жених…

Появляются графини Хрюмины. Озлобленная на весь мир Хрюми-на-внучка со своей полуглухой бабушкой. Эта неудавшаяся “невеста” восхищается всем иностранным, в отличие от других часто использует французский язык.

Как не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу с современными недоучками, щеголяющими обрывками английского и преклоняющимися перед западной торгашеской культурой.
А вот наиболее активный “эпизод” комедии – Загорецкий. Тот, про кого откровенно говорят, что он “лгунишка, картежник, мошенник, плут”. И все же двери фамусовского “собрания” для него открыты, он полезен своей услужливостью.

Когда старуха Хлестова хотела отказать ему от дома, он услужил ей, подарив арапчонка. И слова Молчалина: “Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…”, подчеркиваются его отношениями с Загорецким.
На балу множество других представителей фамусовского общества, которым Грибоедов даже не дал полных имен, Таковы, например, господа N и D, активно участвующие в сплетнях о сумасшествии Чацкого. И все они усиливают главные мысли автора, идеологическую и сатирическую суть его произведения.

Неудачное выражение. Не надо стремиться ''красиво'' высказаться, необходимо более конкретно выражать мысли. Следовало написать: ''но и российское общество 1820-х годов в целом''.

Почему в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" так много второстепенных персонажей?

"Горе от ума" - комедия, изобличающая пороки "фамусовского" общества, общества консерваторов и чинопочитателей. Почему же в произведении так много второстепенных персонажей и персонажей-масок? Ответ прост: каждый из них показывает читателю со всех сторон не только московское общество в полной его красе , но и общество целого государства, все его нутро. В начале комедии мы встречаем только жителей дома Фамусова, однако с развитием сюжета к ним приходят новые люди : Хрюмины, Тугоуховские, Репетилов, Загорецкий, Горичи. Эти персонажи - фон, живо изображающий все российское общество. Они представляют типические черты, присущие светскому обществу. Фамусовское сообщество изображает пороки современников Грибоедова, их поведение и их ценности. Ценности эти составляют "душ тысячки две родовых" и как можно более высокое положение на карьерной лестнице. Второстепенные герои - окружение автора. Их не волнует образование, они не читают и не признают книг, они лишь стремятся к чинам. Фамусовцы не хотят менять сложившуюся ситуацию, а

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 0 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 1 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 0 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та по­верх­ност­но, вы­дви­ну­тые те­зи­сы не обос­но­ва­ны.
2. В от­ве­те ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния, но при их упо­треб­ле­нии до­пу­ще­на 1 ошиб­ка (см. ком­мен­та­рий к сло­ву "ав­тор").
3. Текст не при­вле­ка­ет­ся, суж­де­ния тек­стом не обос­но­вы­ва­ют­ся.
4. В со­чи­не­нии про­сле­жи­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный за­мы­сел, но мысль по­вто­ря­ет­ся и не раз­ви­ва­ет­ся.
5. До­пу­ще­но бо­лее 5 ре­че­вых оши­бок.

Читайте также: