Перспективы развития русской культуры сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение на тему

В современной России тенденция развития культуры очень большая. Есть как плюсы, так и минусы. Нынче молодежь развивается быстрее, чем ее старшее поколение. Они усваивают все быстро и сразу, особенно все новое: музыка, интернет, мода и т.д. Мы многое берем от Запада, но только потому, что это реально интересующие нас вещи. Мне хочется, что бы современная молодежь помнила историческую культуру России, но я не хочу, что бы это было пределом ее развития. И как раз это тормозит развитие молодежного интереса к новому. В школах, и различных вузах, учили, учат, и будут учить, как было раньше на Руси, чем мы должны гордиться и что мы должны знать и помнить. Не удивительно, что школьники не хотят учиться. Нынче молодежь очень много времени просиживает дома, сидя за компьютером. Но это не самая плохая сторона, большинство уже курят сигареты и употребляют алкоголь. Молодежь теряет моральные ценности. В стране с каждым годом растут потребности молодежи. И не удивительно, что нам хочется попробовать все новое и интересное для нас.Я имею в виду, что мало, кому интересны спектакли, опера, балет ит.д. Все культурные закалки прошлого времени. Есть, конечно, люди, которых это интересует, но они всегда будут оставаться в меньшинстве, только потому, что это уже не актуально для нашего времени. Лично я занимаюсь музыкой, танцами, спортом. И многие тинэйджеры ловят именно эти же сферы жизни. Это имеет место и в моей жизни, мне нравиться различные конкурсы и фестивали. Видно сколько людей участвует в этих мероприятиях. Большую роль играет уличная жизнь, так как дети и вообще молодежь много времени проводит на улице. А что мы там видим? Людей употребляющих алкоголь и сигареты, беззаботных попрошаек, инвалидов с протянутыми шапками, алкоголиков спящих на лавочках, машины, и постоянный народ, куда-то идущий, но куда? У всех свои дела. Спросите сейчас школьника, который заканчивает одиннадцатый класс кем он хочет стать? Я уверен внятного ответа вы не услышите. А все дело в том, что они реально не знают, чем они хотят заниматься, что их интересует. Радует, что потихоньку, но мы начинаем ловить тенденцию времени. Я знаю, чего хочу я. А вот вы знаете, чего хотите? Добились ли вы, в своей жизни поставленной цели. А была ли у вас возможность? И давали ли ее вам?… Я не знаю. Но хочу что бы сейчас люди, ни в чем себе не отказывали. Задавали правильные вопросы и получали на них достойные ответы. Хочу, что бы добивались результата. Видели цели, и осуществляли мечты. И получали удовольствие от жизни.

Также культура несет в себе несколько важных функций: познавательная, культурно-воспитательная, аксиологическая (показывает ценность культурного достояния), практическая и коммуникативная. Давайте разберемся, откуда появился термин культура, и как развивалось это понятие.

Первое упоминание слова культура было в тракте о земледелии Марка Порция Катона Старшего и означало оно возделывание земли, обработка почвы. Позднее знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон обозначил термин культура как возделывание ума и души, что означало воспитанность, образованность, просвещенность. Именно в этом смысле слово культура вошло практически во все европейские языки.

Термин культура в научном смысле появился в XVII-XVIII веках. В науке Нового времени появляется представление, что человеческая деятельность носит в себе не только материальный характер, но и духовный и именно эта деятельность стала называться культурой.

Начиная с XVIII века, понятие культура появилось в работах немецкого просветителя Самуэля Пуффендорфа. Он использовал этот термин уже в более широком смысле, что существует созданное человеком и, что есть вместе с нетронутой человеком природой. Таким образом, мы видим, что Самуэль Пуффендоф в своих работах был очень близок к нашему современному понятию культуры.

Появление понятия культура в России было в середине 1830-х годах и имело несколько значений хлебопашество, земледелие или образованность. До этого в нашей стране существовал лишь только термин просвещение.

В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последний этап характеризуется усилением индивидуализма, распространением философских систем, развитием науки. Далее я хотела бы рассмотреть, как развивалась культура в некоторые периоды времени и в определенных регионах.

Стоит отметить, что в истории человечества понятие культура носит не только духовный характер, но и материальный. Духовная и материальная культура берут свое начало еще в первобытном обществе. Так в первобытное время люди пользовались тем, что могли взять из природы, например, камни, палки и позднее они стали развиваться и совершенствовали обработку камня, добавляли новые материалы. Далее человечество переходит к новому уровню к земледелию и скотоводству, таким образом, они совершенствовали свой быт и сами не понимая, улучшали свое культурное развитие.

Духовная культура также имела место в первобытном обществе и была представлена наскальными рисунками, умело обработанных камней и каких-либо изделий из кости. Но естественно в то время человек все это делал не для того чтобы удовлетворить свои духовные потребности, а для каких-либо других нужд.

Говоря про развитие культуры никак нельзя не сказать про Древний Рим и Древнюю Грецию. Я считаю, что именно Римская цивилизация была расцветом античной культуры, там создавалось множество памятников культуры, а также, что немало важно Древний Рим славился своими мифами, которые сохранились до наших дней и активно используются.

Стоит отметить, что на развитие римской культуры повлияли множество народов, например, латины, греки этруски. Конечно, самое большое влияние на развитие Рима оказала Греция. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства. Несмотря на все различия этих двух великих цивилизаций я считаю, что у них было очень много общего. А самое главное их сходство заключается в высоком уровне культуры.



В переломный момент гибели рабовладельческого и становления феодального общества возникает новая эстетика, ее главное отличие было в том, что она отдавала предпочтение духу перед телом. Я считаю, что данная черта является одной из самых важных на пути развития культуры человека, и она должна всегда оставаться актуальной.

Что касается нашей страны, то начнем рассматривать этот вопрос со средних веков. Средневековая Русь отставала в развитии от ведущих цивилизаций того времени, тогда на Руси еще существовало язычество. Принятие в 988 г. Русью открывало более широкие перспективы для развития контактов с Европой. Многие варварские обряды уходили в прошлое. Но среди всех исторических значений крещения Руси самым важным представляется утверждение нового мировоззрения, нового типа сознания. Конечно, избавится от языческих ритуалов, было не так просто и я могу сказать, что некоторые из них присутствуют и в наши дни.

Культура России в эпоху Нового времени развивалась в полную силу.


Говоря про эпоху Нового времени, нужно отметить, что в этот период проходили самые масштабные изменения культуры во всех областях.

В заключение я бы хотела сказать, что культура является важной составляющей общества. С изменением культуры меняется человечество, оно становится более воспитанным, образованным, терпимым. В наше время существует множество определений культуры, нужно помнить об этом и обращаться к этому понятию как можно чаще. Также хочу отметить, что культура не передается на генетическом уровне, ее надо приобрести через упорную работу над собой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Культура охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Она направлена на увеличение качества жизни и воспитание в людях высоких моральных ценностей. Развитие современной культуры в России тесно связано с накопленным опытом. Мировые тенденции тоже играют немалую роль в ее становлении.

Культура России

Немного истории

После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.

Россия 90-х

Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.

Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.

Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.

Произошло стремительное разделение между элитарной и массовой культурой, а также между возрастными поколениями.

Музыкальное искусство

Музыкальная культура России

Ценители следят за выпуском альбомов, подолгу слушают их, знают отлично исполнителей, жанры, тексты, то есть подходят к прослушиванию музыки ответственно. Любители не уделяют ей столько времени, зачастую не знают музыкантов по именам, но могут придерживаться определенных жанров и исполнителей. Чаще всего это обычные меломаны, слушающие сегодня рок, а завтра рэп или попсу.

Существует определенное разделение музыкальных вкусов у разных поколений.

Пожилые люди предпочитают что-нибудь легкое и напевное, представители среднего возраста — классику, музыку 80-х и 90-х, младшее поколение отдает предпочтение рэпу, попсовой музыке и року.

Отечественный кинематограф

В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.

Отечественный кинематогроф

Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.

Живопись и архитектура

Архитектура России

Современная российская живопись отражает мрачную действительность и обнажает проблемы общества. Популярными становятся картины с изображением духовной и физической деградации (Василий Шульженко), портреты людей-зверей (Коржев, Пазаренко). Нередко художники изображают разруху или мрачные пейзажи городских улиц.

Несмотря на это, трудно выбрать стили, которые ярко доминируют над остальными. Свое место нашли и классические пейзажи, и абстракционизм.

В архитектуре проектированием особо важных объектов в стране занимаются западные специалисты. Но они не всегда понимают культуру россиян, историю застройки региона и т. д. Другая особенность российской архитектуры — это то, что немногие компании вкладывают в современное строительство. Многие компании не заинтересованы оставить наследие будущим поколениям. Они не стремятся построить здания, которые бы стали памятниками архитектуры.

Основная часть населения может даже не задумываться, насколько эстетично построено здание. Намного важнее безопасность и доступность. К сожалению, у нас в стране архитектура и общество сильно удалены друг от друга — это можно назвать проблемой российской культуры. Главные правила, нормы урбанистики и архитектуры в России сла́бо функционируют. Социальное жилье строится как под копирку и почти ничем не отличается от типовых зданий 80-х годов.

Стоит отметить, что российскому потребителю можно привить хороший вкус, но необходим мощный рывок во всей отрасли. Необходимо поддерживать талантливых архитекторов, реализовывать интересные проекты. Страна нуждается в красивых и многофункциональных домах.

Перспективы и проблемы культуры

Культура современной России

Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.

Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:

  1. Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
  2. Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
  3. Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.

Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:

  1. Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
  2. Культурный обмен стал богаче.
  3. Культура перестала быть изолированной.
  4. На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
  5. Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
  6. Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.

Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.

Наполненность гносеологического пространства таким большим числом синонимов в современной науке может быть свидетельством напряженных попыток осмыслить социокультурный процесс, имеющий место в России постсоветского периода.

С одной стороны, современная культура подвержена влиянию формирующихся на сегодняшний день социально-политических и общественно-хозяйственных механизмов в социуме. С другой стороны, культура отдельно в ощутимой степени влияет на них, выступая, тем самым, своеобразным катализатором общественного процесса.

На современный этап переосмысления культурных ценностей и последующую судьбу российской культуры во многом влияют ее духовное состояние, социальная и гражданская позиции каждого гражданина страны, а также освоение им богатств как российской, так и мировой культур.

В связи с этим, ситуацию касательно современной отечественной культуры не стоит оценивать однозначно и категорично, так как, во-первых, она крайне сложная и противоречивая, а во-вторых, еще до конца не исследована глубина и масштаб происходящих в ней трансформаций.

Проблемы культуры

На современном этапе исследователи обозначают такие самые очевидные проблемы культуры в современной Российской Федерации:

  • Стирание духовной самобытности отечественной культуры, что влечет за собой унификацию обычаев, традиций и образа жизни (в частности, людей, живущих в городах) по зарубежным лекалам. Итогом массового копирования образа жизни и моделей поведения по образцу Запада может служить стандартизация запросов культуры, потеря национальной культурной идентичности и деструктив индивидуальности отечественной культуры.
  • Разрушение идеологии культуры и устранение монопольного положения государственного аппарата на культуру. В содержательном плане это повлекло за собой, с одной стороны, большую свободу творчества и свободу выбора в культурной отрасли, с другой – потерю контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителям продукции культуры. Все эти действия в конце концов становятся преградой для нормального процесса взаимного действия, а также обмена данными культуры и социума.
  • Коммерциализация культуры. На сегодняшний день, данный процесс обладает односторонней направленностью: богатые люди нашей страны желают вкладывать ресурсы в индустрию развлечений (так как сегодня это довольно высокодоходная сфера). Одновременно с этим такие институты культуры как учреждения образования, музейные комплексы, театры, библиотеки, а также все классическое искусство в его проявлениях не интересны предпринимателям и инвесторам с точки зрения коммерции, испытывают трудности из-за нехватки финансирования. Очевидно, что такое положение дел приводит к кризису этих институтов.

В сложившейся ситуации особенную тревогу вызывает молодежь нашей страны, которая все дальше делает шаги от духовной культуры, так как несоответствующее положение декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и настоящей жизни влечет за собой разрушение нравственных оснований и правовой нигилизм.

  • Возрастание интереса к культурам отдельных национальностей. Данное явление влечет за собой очевидное формирование уважения к ним, но при этом также рост внимания к национальным культурам зачастую используется в своих корыстных интересах политическими элитами. Данное действие может стать причиной дестабилизации социального и государственного устройства и порядка в социуме.
  • Культурно-коммуникативное равнодушие населения, которое приводит к угасанию интереса к чтению книг в пользу более интерактивных, зрелищных форм (прежде всего телевидения), упадку посещаемости учреждений культуры и образования.
  • Проблема состояния русского языка, изучаемая в качестве индикатора культуры. По мнению исследователей, на современном этапе в русском языке наблюдаются отрицательные трансформации, ставшие причиной снижения степени грамотности, распространения иностранных слов, широкого распространения сквернословия в повседневной речи людей.
  • Влияние на культуру Российской Федерации глобализационных процессов в рамках хозяйственных и политических изменений в жизни отечественного общества. С одной стороны, это может стать причиной развития межкультурного обмена и взаимного культурного действия, с другой – формирует угрозу разрушить национальные культуры, что провоцирует ответную реакцию - защитить собственную культуру, стимулирует интерес к историко-культурному культуры, его истокам, ценностям.

В современной культурной жизни Российской Федерации на молодежь возлагается ответственность за то, чтобы в полной мере сохранить и развить национальные культурные традиции и ценности, а также цивилизованно и без потерь интегрировать России с мировым сообществом и культурным пространством.

В связи с этим, особенно актуальной становится выработка системы методов культурной политики и создание адекватных им механизмов, которые бы имели конкретно обозначенные приоритеты, а также помогли усилить фокус внимания к соответствующим основным проблемам создания культуры в современной Российской Федерации.

Положительные факторы

Невзирая на описанные выше угрозы и проблемы, справедливости ради, необходимо обозначить на сегодняшнем этапе и положительные факторы развития отечественной культуры:

  • расширилось количество видов и форм художественного творчества, а также обогатился спектр культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций;
  • обогатился российский историко-культурный обмен;
  • пропало негативное чувство культурной изоляции;
  • культурные и образовательные учреждения страны было возвращено большое количество художественных ценностей, которые ранее несправедливо предались забвению;
  • более востребованным и во многом заново освоенным стал внушительный гуманитарный потенциал отечественной культуры – философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль;
  • применение определенной и адресной поддержки различных инициатив, которая осуществляется в виде целевых программ, более подробно описанных ниже.

Целевые программы

В числе целевых программ можно назвать следующие.

Исследование места и роли культуры в социальной жизни, закономерностей ее развития обладает большим практическим значением. В современных условиях становится очевидной истина: нельзя проводить в жизнь хозяйственные и политические программы, не принимая во внимание культурного уровня населения. Иными словами, рост культурного уровня есть необходимая предпосылка общественно-хозяйственного роста.

Читайте также: