Почему сочинение так называется

Обновлено: 07.07.2024

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

Почему произведение так названо


  1. Человек, совершающий подвиги.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения.
  3. Человек, в котором отображены черты эпохи.
  4. Тот, кто привлек внимание, заинтересовал.

Учитывая личность Печорина и совершенные им поступки, среди которых порядочных мало, можно сделать вывод, что первое значение слова не применимо к этому роману. Как объясняет сам М. Лермонтов: главный герой произведения — это не просто какой-то центровой персонаж, житель литературного мира. Он являет собой определенный тип личности, сформированный эпохой, своим историческим временем. Печорин отражает в себе те качества, что господствовали в обществе, показывает проблемы поколения, трагедию людей. Этот герой — дитя своего времени, упорно стремящийся сломать систему и найти место в жизни. Печорин — своего рода история поколения.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Образ Печорина

Каким же было поколение 1830—1840-х годов, проблемы которого исследовал М. Лермонтов в своем романе? Для ответа на вопрос следует обратиться к личности главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин — образ, который соединяет в себе индивидуалистическое начало с обобщенным историческим типом, поэтому односторонней оценке не подлежит:

  1. Во-первых, герой — это конкретный человек, обладающий сильным характером, определенными качествами, совершающий не всегда правильные поступки, с точки зрения морали.
  2. Во-вторых, он заключает в себе обобщенные черты поколения, которому не было места в обществе. Эти люди не могли найти себе применения, не имели смысла и цели жизни.

Печорин был внешне привлекателен, хорошо сложен, прекрасно образован. Собеседники находили его умным человеком. Но в то же время натура Печорина была противоречивой, странной и непредсказуемой: он то испытывал дискомфорт из-за какой-то незначительной мелочи, то проявлял бесстрашие в опасные, рискованные моменты.

Личностью он был незаурядной, способной на многие свершения, но в силу определенных причин герой не мог реализовать свой потенциал, потому что общество в этом не нуждалось. Поиски самого себя успехов не приносили. Он был откровенно скучающим и не имеющим глобальной цели в жизни человеком. Основной мотив поступков — заставить себя встряхнуться, развеять скуку, развлечься, так как Григорий, говоря простым языком, лишний в социуме.

Поступки героя

Оказавшись ненужным обществу в масштабном плане, он приносит горе конкретным людям, которые в принципе ничего плохого ему не сделали. Печорин играет чужими судьбами, чувствами, не задумываясь о моральной составляющей своих поступков.

Ему интересно завоевывать сердца женщин, наблюдать за их переживаниями, рисковать не только своей, но и жизнью другого человека. Печорин оказывается причиной смерти Бэлы и Грушницкого. Если в случае с кавказской девушкой он не сам забрал ее жизнь, но повлиял своими действиями на такой исход, то в истории с молодым человеком оказался убийцей, легко списавшим гибель юнкера на черкесов и ушедшим от ответственности.

Нереализованность, ненужность привела к тому, что Печорин пытался найти хоть какой-нибудь интерес в жизни и разнообразие. Скука и апатия ко всему сделали его человеком циничным, жестоким в какой-то мере. Это черты поколения, которые хотел изобразить писатель.

1830—1840-е годы — эпоха потерянных ориентиров, смещение морально-этических понятий в сторону эгоизма. Личность, не найдя себе применение, пыталась хоть что-то делать в этом мире.

Когда в обществе господствует эгоизм, это приводит к страшным, непоправимым последствиям. Морально-этический стержень удерживает человека от неблаговидных поступков. Отход от них и уклон в сторону только своих интересов и желаний влечет за собой разрушенные, поломанные судьбы других людей. В жизнь Бэлы, Мэри, Веры и Грушницкого Печорин принес беду.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой. Причиной его смерти стала дуэль с Николаем Мартыновым. Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом. Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Любовная линия

От действий скучающего и развлекающего себя интригами Григория страдают женщины, которые искренне к нему относятся. Бэла, юная кавказская девушка, была украдена по желанию Печорина. Ему нравилось добиваться ее внимания, одерживать верх над ее неприступностью. Такая игра забавляла русского офицера. Когда же Бэла все-таки сдалась и полюбила его, он к ней охладел, девушка стала ему не нужна. Трагичный исход был неминуем.

Даже если бы Бэлу не ранил Казбич, она не смогла бы ни жить прежней жизнью, ни вернуться бы домой. По традициям ее народа девушка была опозорена, поэтому создать семью и обрести счастье в браке у нее не получилось бы. Когда Печорин затевал эту историю, он не подумал о Бэле, он брал во внимание только свои желания. Офицер достиг своей цели и охладел, а ведь девушка полюбила его всем сердцем. На смертном одре она сожалела лишь об одном: они не смогут увидеться в раю, так как исповедуют разные религии. Вот так по своей прихоти Печорин стал причиной гибели юной девушки.

Разбитыми оказались и сердца двух других женщин, влюбленных в героя. Мэри пострадала от чар Григория, потому что тот хотел подразнить, поддеть своего приятеля Грушницкого. Печорина очень забавляла реакция молодого человека, злость, кипение страстей в нем. Интрига удалась: сердце Мэри было завоевано, а ее пылкий воздыхатель с ума сходил от ревности и ненависти к Печорину. Только вот снова накатила скука: вся эта история Григорию порядком надоела, поэтому он стал вести себя с влюбленной в него княгиней отвратительно.

Мэри часто проливала слезы от холодности и безразличия Печорина, но все равно не поменяла

своих чувств к нему. А в то же время Григорию скучно стало даже с Верой, в которую он был влюблен. В итоге закрученная Печориным история кончилась печально: Григорий убил Грушницкого на дуэли, сердце Мэри было разбито, а Веру увез муж подальше от Пятигорска, чтобы забыть обо всем этом.

Вот такой была личность последекабристской эпохи: несомненно, сильной, способной на поступки, но потерявшей ориентиры и не имеющей возможности реализации своего потенциала. В результате таких условий времени человек совершал жестокие, даже аморальные поступки. Внешне это эгоист и циник, скучающий интриган, но внутри же происходила работа, которая иногда позволяла совести проснуться. Образ Печорина — это иллюстрация неоднозначных процессов, происходящих в обществе и в умах людей.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Душевное состояние

Внешне Печорин никогда не показывал своих переживаний. Со стороны может показаться, что он решительно, грубо и беспощадно вмешивается в судьбы других людей по своей прихоти и не выносит никакой морали из трагедий, которые происходят из-за него. На самом деле Печорин переживает и где-то сожалеет о содеянном. Чтобы это заметить, нужно внимательно вчитываться в текст.

Отдельными выражениями, действиями автор дает понять: Печорин — не такой уж циник, у него есть совесть, старательно подавляемая долгими философскими рассуждениями. Например, Григорий засмеялся после похорон Бэлы: это такая защитная реакция, нежелание обнажить душевную боль перед другими людьми. Также он готов был просить прощения у ног Мэри за ее страдания, но опять же не хотел показывать свою слабость.

Спустя 5 лет после истории с Бэлой Печорин холодно обращается с Максимом Максимычем не потому, что он не ценил прошлой дружбы с ним. Он чувствовал свою вину в смерти Бэлы, знал, что свидетелем тех событий был его начальник, и испытывал стыд перед ним.

Чтобы показать всю сложность личности героя эпохи, М. Лермонтов нарушает порядок следования частей романа. Сначала читатель оценивает Печорина с точки зрения Максима Максимыча, постороннего лица, а затем погружается в дневниковые записи самого Григория, где раскрываются все истинные черты характера, мотивы его поведения.

  1. Фамилия первого героя образована от названия реки Печоры. Второго же связана с рекой Онега.
  2. Первый является продолжателем второго. Они оба являются лишними в обществе и страдают от отсутствия реализации в жизни.
  3. Печорин более индивидуалистичен, чем Онегин. Все-таки в характере Евгения больше типических черт.

Роман Е. И. Замятина “Мы” был написан в 1920 году – в период, отмеченный глубокими социально-политическими преобразованиями и изменениями в духовной жизни в России. В произведении затрагиваются важнейшие нравственно-философские проблемы, волновавшие писателей того времени.
Название романа символично и имеет множество трактовок. “Мы” воспринималось современниками Е. И. Замятина как грандиозное, масштабное понятие, символ мощи победившего класса – строителя нового, коммунистического общества. В нашем же сознании понятие

“мы” может скорее восприниматься как безликая масса, толпа, торжество серости, стадности.
Само название романа блестяще отражает двойственность принципов современной автору эпохи жесткой диктатуры: формирование массовой культуры, принцип равенства, подменяемый уравниловкой, героизация общенародных подвигов и трудовых свершений и одновременно торжество безликости, безымянности, массовости.
Мир будущего стерильно прекрасен. Прозрачные стеклянные дома, прямые улицы-проспекты, нефтяная пища, чистота и порядок, отгороженные от неправильностей и неточностей природы Зеленой Стеной, радуют рассказчика.

Сам рассказчик, Д-503, благонадежный представитель новой эпохи, математик. Это обыкновенный, ничем не выдающийся человек.

Он прекрасно существует в этом мире, доволен своей жизнью, готов нести все достижения современного ему общества мирам, возможно, не достигшим такого идеального уровня развития.
Д-503 в начале своих записей восторженно рассказывает о жизни в Едином Государстве, постоянно употребляя слово “Мы”. Например: “Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, – мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу – единомиллионно кончаем.

И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело… мы подносим ложки ко рту”.
Д-503 уверен, что в Едином Государстве “… “один”, но “один из”. Мы так одинаковы” (утверждение общности). Но с другой стороны, впервые встретив I-330, он пишет: “Мы все были разные” (утверждение индивидуальности). Но мы пока имеем дело с “нумером” (так именуются члены общества будущего), не ощутившим себя человеком.

Конфликт антиутопии завязывается тогда, когда в герое, рационально мыслящем существе, возникают живые чувства, просыпается душа.
Незнакомое до этого чувство – любовь – пробуждает в герое сознание внутреннего человека, до сих пор дремавшее в нем. Он начинает ощущать в себе противозаконную фантазию, ненужное в новом обществе стремление к самопознанию и желание свободы, а это главный разрушитель всей стройной системы Единого Государства. Теперь герой никогда не сможет целиком отдаться обществу, так как в нем есть душа.

Человек постепенно ощущает свое “Я”: он узнает тайну своего появления на свет, радость встречи с произведениями свободной культуры, необыкновенный вкус вольной природы. Он узнает боль ревности и радость от этой боли. И Д-503 готов на муки и смерть, лишь бы оставаться свободным и любимым.
Однако трагизм человеческого существования в произведении заключается в том, что внутреннего самосознания личности недостаточно для ее самоутверждения в обществе, тем более, в обществе механическом. Поэтому в финале романа, когда Д-503 сделали Великую Операцию по удалению фантазии, частное, личное, индивидуальное в нем вновь поглощается массовым. И “Мы” опять торжествует над “Я”: “…я уверен – мы победим”.

Казалось бы, герой здоров и снова счастлив, но на самом деле читатель наблюдает трагедию окончательного подавления личности массой.
Всеобщее благоденствие, решение вековых проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности – вот те благие намерения, которыми вымощена дорога в земной ад. Мир в короткие сроки изменить нельзя. Потому утописты быстро приходят к тому, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, задающему однозначно, что есть добро и что есть зло. Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать, иначе это уже не человек, не полноценная личность.

Молодёжь, жившая, когда российский престол занимал Николай Первый, была очень похожа на Печорина. В тот период времени максимально ограничивалась свобода мысли и слова, так как правительство опасалось того, что может вновь произойти нечто вроде восстания декабристов. Тем временем множество молодых людей, образованных и умных, было готово менять реальность, посвятить этому всю свою жизнь. Однако общество их не принимало. По этой причине целое поколение не смогло реализовать себя и свои возможности.

За этим последовало то, что у этих людей не было цели в жизни. Они не смогли стать счастливыми и осчастливить других. Лермонтов показал всех этих несчастных людей в лице одного Печорина. Они были талантливы и могли сделать многое во благо общественности, но им это не удалось. В этом состоит их трагедия, они — герои своего времени. В этом как раз и заключается смысл названия романа.

Нельзя не сказать, что Лермонтов достиг нескольких целей в этом произведении. Во-первых, был раскрыт и описан психологический портрет молодёжи начала девятнадцатого века. Во-вторых, была поднята проблема человека и эпохи. В-третьих, произведение можно понимать так, что в каждую эпоху есть свой герой, и он соответствует времени.

2 вариант

Современные литературоведы считают, что писатель пытался донести до читателя мысль: готовы ли они на самом деле воплотить в жизни тот высокий идеал, к которому стремятся? Умные и образованные, но эгоистичные и самовлюбленные, живут ли они, как и главный герой. Этот вопрос олицетворялся в названии романа.

Современники неоднозначно восприняли выход произведения на свет. Одни поддерживали его, считая, что автор прекрасно раскрыл образ нереализованного, но тоскующего по великим свершениям, человека того времени. Другие же считали, что роман является некой карикатурой, призванной высмеять пороки молодого поколения.

Сочинение 3

Одним из самых известных творений Лермонтова было и остается произведение Герой нашего времени. В нем он описывает жизнь молодого поколения. В это произведение автор заложил глубокий смысл. Для написания романа основной целью писателя было передать характеристику молодежи того времени, в котором он жил сам автор.

Печорин и молодежь, жившие во времена когда страной правил Николай 1, были очень схожи между собой. В эти время свобода слова и мысли были ограниченны, потому что правительство боялось что произойдет очередное восстание. Общество не принимало людей, которые были образованны и умны. Они готовы были менять жизнь, но по причине того, что общество не хотело их принять таковыми какие они есть, они так и не смогли реализовать себя. Печорин был немного нагловат в своем поведении, иронично и с сарказмом дает оценку всем людям. Он подчеркивает недостатки и слабости каждого, он с легкостью мог унизить человека, для своей выгоды и корысти.

Он как и многие своим поведением противопоставляет себя обществу. Он был избалован, и к событиям происходящим в его жизни он относился не скрывая свои разочарования избалованного человека.

У людей того поколения не было ни каких целей в жизни, они не могли быть счастливыми. Михаил Юрьевич показал их всех в одном Печорине. Печорин как и другие был талантлив, он мог сделать многое для блага общества, но не смог. В этом и есть трагедия - он герой своего времени. Именно это и заключается в смысле названия произведения.

Лермонтов хотел достичь многих целей написав этот роман. Первой и основной целью названия было, раскрыть портрет молодого поколения той эпохи. Вторым по плану было поднять проблемы человека. И третьей основной целью, для автора было показать, что у каждой эпохи есть ее герой, который полностью соответствует тому времени в котором живет.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия романа Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень

Человеку даруется жизнь, а вместе с ней способность все чувствовать: радоваться, печалиться, восхищаться, горевать, переживать. И вся эта гамма ощущений рождает в человеке способность творить

Одиссей со своими друзьями добрался по морю до страны циклопов, чтобы узнать, какой народ там живет. Первое, что они увидели, причалив к берегу, - пещеру циклопа Полифема, который жил в одиночестве и пас баранов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура речи. Рассуждение на тему

Тип урока: рассуждение.

Материалы и оборудование: учебник, этимологические словари.

Предварительная подготовка: в качестве подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретические сведения, касающиеся родственных слов, а также попробовать самостоятельно проанализировать значение сложных слов. Нескольким ученикам необходимо составить короткие рассказы о происхождении слов говядина, смородина, ожерелье.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

-Вспомните, что называется корнем слова. ( Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение для всех родственных слов.)

-Почему корень является главной составляющей любого слова? (Он несет в себе основное значение.)

Выделите корень в ряде слов.

Ненасытный, прекрасный, перекресток, осмелиться, затмение, грязнуля переносица.

Нам известно, что корень – важная часть родственных слов и что именно в корневой части слова заключено основное лексическое значение. В качестве примера разберем слово ненасытный.

Для того чтобы выделить корень в этом слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Родственное к слову ненасытный - ненастье . Следовательно, корень данного слова – ненаст -. Кажется, что никакого смыслового значения такой корень нести не может, хотя в нем смутно прослеживается наст – корка на снегу, образующаяся после сильной оттепели в результате подтаивания и последующих сильных резких морозов.

Однако смысл, который несет корень, все же есть, только он оказался значительно затертым – связь между словом и его значением стала не такой заметной, как это было ранее.

С точки зрения этимологии слово ненастье происходит от устаревшего слова настье , т.е. ведро, хорошая, ясная погода. А само слово настье восходит к древнему корню наст, образованному от предлога на с помощью суффикса – ст-. Таким образом, зная, от какого слова происходит какое – либо понятие, можно без труда понять лексическое значение этого понятия.

Именно этим, т.е. определением истории происхождения и развития слов, занимается наука этимология. Выяснить этимологию того или иного слова, т.е. происхождение и историю изменения слова, можно, проведя так называемый этимологический анализ.

Определите, почему следующий ряд слов имеет именно такие названия.

Выполните этимологический анализ этих слов, рассуждая по следующему плану:

Почему этот предмет так называется?

Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

Перина, ведьма. шиповник, домовой, богатырь, снегирь.

( происхождение от слов: перо, земля, шипы, дом, богатый, снег. )

Однако не у всех слов легко выяснить первоисточники: этимология некоторых слов стала для нас расплывчатой, для того чтобы ее выяснить, приходится много рассуждать.

Примерно та же история произошла со словом опешить.

(Подготовившиеся ученики рассуждают об этимологии слов: говядина – от древнерусского слова говядо – мясо коровы; смородина – от древнерусского слова смород, смрад – сильный, резкий запах; ожерелье – несколько измененная форма слова горло. Подобная форма этого слова – жерло. )

Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.

Фонарщик, наездник, тельняшка, сталевар, лесоруб, подземка, околица, оттепель.

(У учеников может возникнуть проблема с этимологическим анализом слова околица , происходящего от древнерусского слова коло – круг .)

Интересным для современного человека будет этимологический анализ названий дней недели.

Подведение итогов

- Какая часть слова несет в себе основное значение?

- что необходимо для того, чтобы становить происхождение того или иного слова?

- чем занимается наука этимология?

- Из каких пунктов состоит этимологический анализ?

Домашнее задание

Во время выполнения этимологического анализа поощряется использование толковых и этимологических словарей. Привлечение грамматических и исторических справок.

Подобно представителю мира рептилий один из героев рассказа полицейский надзиратель Очумелов неоднократно меняет свое мнение на протяжении всего произведения.

Его покой нарушает лай собаки неизвестного происхождения, которая внешне напоминает дворнягу. Кроме того, привлекло внимание возмущение золотых дел мастера – Хрюкина. Мужчина жаловался на укус животного, которого хотел лишь погладить. Теперь же он требовал для нее наказания. Очумелов с легкостью бы согласился выполнить его просьбу, однако мнение окружающих о том, что собака является собственностью генерала, способствует тому, что решение надзирателя молниеносно изменилось. Это стало показателем того, что принадлежность людей к тому или иному сословию для представителя органов власти, безопасности важнее всего. Поэтому Очумелов объясняет приобретение раны Хрюкиным нелепым стечением обстоятельств, пытаясь поставить это ему в вину.

Однако спустя некоторое время ситуация вновь изменила ход. Повар генерала подтвердил, что это животное не имеет к военному отношение. Тогда Очумелов меняет позицию, требуя справедливости для Хрюкина.

Вновь поступившая информация о том, что появление собаки может быть связано с приездом брата генерала, заставило Очумелова почувствовать жар. Он вновь с безразличием начинает относиться к состоянию пострадавшего, яростно защищая животное.

Таким образом, преклонение перед теми, кто может оказать влияние на судьбу, будь это карьера или положительный отзыв, на самом деле, унижает достоинство человека, который склонен менять позицию в зависимости от статуса участника ситуации. Поэтому автор рассказа выбрал подходящее название для произведения, которое указывает на изменчивость, лесть и подхалимство героя, искажающие характер человека.

Сочинение Смысл названия рассказа Чехова Хамелеон

Почему автор выбрал для такого обычного произведения столь экзотичное название? Всё просто, именно хамелеон является тем животным, который способен менять окраску в зависимости от ситуации, которая угрожает его жизни. Здесь же говориться о людях, которые также быстро меняют своё мнение, в зависимости от происходящего. Таким образом, название рассказа используется в переносном смысле.

Рассмотрим это на примерах из произведения. Чья-то собака укусила Хрюкина. Он также виноват, потому что, по словам свидетелей, ткнул ей в морду сигаретой для смеха. Однако пострадавший и не думает оправдываться, он нападает на пёсика, демонстрирует всем свой укушенный палец и говорит, что не потерпит такого отношения к нему. Такую картину наблюдает полицейский надзиратель Очумелов. Он, конечно, сразу встаёт на сторону укушенного, требуя узнать, чья собака. Однако, как только кто-то кричит из толпы, что это щенок генерала Жигалова, с надзирателем сразу происходит чудесное превращение. Он очень нервничает, просит даже снять с него пальто подчинённого Елдырина. И тут же говорит Хрюкину, что тот, скорее всего сам поранился, а теперь и обманывает народ. Полицейский даже приводит доказательство, что собака не могла достать до пальца, ведь она очень мала. Однако городовой Елдырин замечает, что у генерала собаки все породистые, легавые. А этот щенок не генеральский. Очумелов тут же переходит в наступление и опять требует проучить хозяина собаки. Он говорит, что Хрюкин должен добиваться справедливости и доказать правоту в суде. Возникает спор: чья же собака: генеральская или нет. Очумелову снова нехорошо, на этот раз его знобит. Он просит городового надеть на него пальто. Проходящий мимо генеральский повар Прохор отвечает, что это щенок брата генерала, который приехал вчера. Тут уж полицейский чин расплывается в улыбке, он передаёт собачку повару и, угрожая Хрюкину, идёт дальше по своим делам.

Как видим, полицейский надзиратель несколько раз меняет своё мнение. Он то ругает хозяина собаки и требует не оставлять без ответа этот поступок, то грозит потерпевшему и говорит, что тот сам виноват и его нужно наказать. Для увеличения сходства с действиями хамелеона Чехов мастерски использует говорящие детали. Одна из них – шинель. Он то надевает её, то просит снять. Подобное поведение говорит о безнравственности и беспринципности самого полицейского надзирателя. А ведь он представляет закон. Значит, и его можно поменять, в зависимости от чина виновного человека. Тогда преступник станет пострадавшим и наоборот.

Антон Павлович Чехов — великолепный писатель-реалист, который любил повествовать нам в своих рассказах истинные стороны жизни, происходившие в конце 19 века в России. В своих небольших по объему работах этот творческий человек изображал образы людей самых разных профессий из различных слоев общества, чьи стороны жизни были интересны писателю. Мы видим, как он высмеивает народ, его глупость и различные привычки. Можно сказать, что ирония является одной из главной особенностью большинства его произведений.

Но вернемся к нашему рассказу, который назван в честь великолепного животного хамелеона, способного менять свой цвет, сливаясь с окружающей действительностью, что бы не стать жертвой врага или незаметно подобраться к насекомому. Однако для пресмыкающегося такая необычная реакция организма была придумана самой природой, поэтому мы оцениваем ее как некий дар. А вот если речь идет о людях, которые моментально меняют свое мнение в зависимости от жизненной ситуации, то нам будет тяжело назвать их порядочными. С одним из таких примеров мы можем ознакомиться в рассказе Антона Павловича.

Перед нами оказывается полицейский надзиратель Очумелов, который обязан служить и охранять. Правда, как он это делает, мы узнаем чуть позже. А пока же он важно идет по базарной площади и наблюдает небольшое скопление людей. Куда они все смотрят? Оказалось, что мастера Хрюкина цапнул за палец небольшой щенок. Поскольку это сам Хрюкин, который является далеко не самым последним человеком на базаре, Очумелов советует не оставлять это дело просто так, ведь если собачонка принадлежит бедному хозяину, то последнего стоит наказать, а если она и вовсе бездомная, то истребить. К сожалению, в этой ситуации автор не показывает нам, кто же на самом деле спровоцировал конфликт — щенок или мастер, однако в данном случае это не имеет значение.

Тут кто-то из толпы выкрикивает, что собачонка вроде как принадлежит генералу. Это настолько меняет мировоззрение полицейского, что он тут же начинает обвинять Хрюкина в том, что это он начал злить животное, за что то цапнуло его за палец. Хотя кто знает, быть может он и вовсе пальчик гвоздиком расковырял?! В данном случае Чехов показывает читателю, насколько быстро, подобно хамелеону, меняется мнение господина надзирателя, за которым так трудно угнаться. Здесь же мы видим высмеивание чиновников, которые могут выглядеть столь смешно и преследуют только свои корыстные цели.

Чехов — великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа — малой эпической формы — он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80—90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, их пошлость, глупость, смешные привычки. Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.

Суть рассказа

  • небольшое животное;
  • ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
  • маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.

Мастер маскировки

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.

Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.

Читайте также: