Патриотизм в спорте сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Понимаю, что вряд ли тут кому-то что-то докажу… Я и не собираюсь этого делать, просто выскажу, что накипело.

Первое вроде как еще туда-сюда. Гордиться достижениями своей страны в спорте это нормально. Но при этом обратная сторона этого успеха может отталкивать. Кроме того, допустим, горжусь я результатами российских спортсменов. Каким образом это мешает мне переживать за не россиян в отдельных видах спорта? Тем более что боление за флаг кажется мне каким-то очень уж обезличенным. В командных видах спорта я еще понимаю. Но в индивидуальных.… Все-таки мне кажется, что по мере входа в курс дела на первый план выходят более конкретные предпочтения.

И здесь переходим к отдельным спортсменам. Не могу сказать, что флаг вообще не играет роли. Само собой возникает сопереживание, например, тем, кто нашу сборную уже который год подряд вытягивает, сами знаете, откуда. Особенно если знать, как у нас в стране любят плющить людей, и в частности спортсменов. Но если к кому-то из россиян не лежит душа (ну вот не лежит, и все тут!), почему я должна за этого человека болеть? А ведь это только те, к кому я нейтрально отношусь. А есть и те, кто меня раздражает. И напротив, почему я не могу переживать за того, за кого хочу только потому, что этот человек из другой страны? Зачем эти ярлыки? А такие спортсмены, как Бьорндален, Пуаре (оба), Вильхельм и т. д. они вообще над национальностями. Почему бы просто не болеть за того, за кого болеется?

И напоследок: а кто вообще сказал, что патриотизм это хорошо? Если обратить внимание на высказывания, которые я привела в эпиграфе и в анонсе, то можно заметить, что некоторые известные люди считали патриотов еще теми сволочами. А даже если считать, что это хорошо, то надо помнить, что от патриотизма недалеко и до ура-патриотизма.

ЗЫ: понимаю, что тема достаточно щекотливая, и моя позиция спорная. Я не навязываю своей позиции другим, и готова к тому, что в комментариях будет выражено несогласие. Однако прежде чем оскорблять кого-либо в комментариях, потрудитесь, пожалуйста, прочитать правила блога. Спасибо за понимание.

К сожалению, во время ЧМ мы будем обновлять блог нерегулярно, в связи с тем, что один автор будет находиться за пределами России, а второй слишком нагружен курсовиками, да и находится в немного неудобном часовом поясе. Приносим свои извинения.

Ключевые слова

Текст научной работы

Сегодня в нашей стране никак нельзя отрицать наличие определенных элементов кризиса идей патриотизма и духовности общества в целом. В стране достаточно нестабильная сложная экономическая и политическая ситуации, этноконфессиональные проблемы, не найдены пути урегулирования миграционных процессов. Когда переписывается история нашей Родины, действуют профашистские организации и современное поколение считает, что ничего не должно своей стране, — сложно отличить истинный патриотизм от лживых слов и лозунгов.

Снова вернувшись к проблеме проявления патриотизма в профессиональном спорте можно отметить такую ситуацию. Когда наша сборная по хоккею, проигрывает сборной Канады и при счете 0:3 сравнивает и выходит вперед. Почему- то никто не говорит, что это патриотизм. Хотя, посмотрев матч, можно увидеть с каким чувством самоотдачи стояли хоккеисты нашей сборной. Таких примеров можно привести массу, и естественно они не будут касаться только хоккея, но проблема того, что наши спортсмены, показывая характер одерживают победы, показывая тем самым патриотизм существует. Возможно, что многие люди говорят сейчас о том, что наш спорт погряз во взятках и договорных матчах, что спортсмены сейчас показывают результат, борясь не за славу страны, а за деньги. Многие говорят, что патриотизм спортсмены показывали только в СССР, но это не так, нельзя использовать данное высказывание ко всем спортсменам и обвинять их в том, что они выступают не за нашу национальную сборную, а за деньги.

Большинство людей считают настоящими патриотами застуженных ученых, солдат, полководцев и писателей, так почему же в двадцать первом веке наших профессиональных спортсменов перестали считать патриотами?! Сложился такой стереотип, что люди привыкли говорить о том, что если наш спортсмен или сборная одерживают победу, то они молодцы, патриоты, незаменимые и лучшие, но стоит только этому самому спортсмену или сборной оступиться, они сразу же превращаются в людей, которым нужны от спорта только деньги и слава. Почему так происходит? Почему буквально год назад на предыдущих соревнованиях они были патриотами, их считали патриотами так как они одержали победу, а проиграв они сразу становятся поводом для обсуждения?

Данные обсуждения в средствах массовой информации или просто между людей никак не красят нас, как сплоченную нацию, которая умеет и огорчаться, и радоваться за своих спортсменов, это наоборот показывают всю негативную сторону русского народа в целом. Я считаю, что все зависит естественно от идеологии, если обращаться к Советскому Союзу. Сейчас личностное становление молодежи проходит в условиях формирования новых социальных отношений и ценностей, и у нее появляются другие приоритеты. В этом контексте патриотическое воспитание обретает особое значение, поскольку затрагивает практически все стороны формирования человека. К тому же социально активная, патриотически ориентированная молодежь — основной стратегический ресурс России .

В советское время массовый спорт был идеологией, охватившей массы. Затем физическая культура утратила воспитательные позиции в обществе. На наш взгляд, сегодня спорт снова может стать методом воспитания здорового духом и телом молодого поколения патриотов.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что проблемы в спорте в нашей стране существуют: это и коррупция, и различные употребления запрещённых средств, которые считаются допингами и воспитание нового поколения, как будущих спортсменов. Но на наш взгляд основная проблема, которую необходимо решить состоит в том, что люди должны пересмотреть заслуги наших спортсменов, те, что были ранее, увидеть в их победах проявление патриотизма и мужественности, да, эти качества могут проявлять и в спорте, в мирное время, не только на войне. И не нужно винить спортсмена и забывать его прошлые заслуги, если он оступился и не принес сборной очередную золотую медаль.

Считается, что будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. В России, с её вековыми традициями, патриотизм занимает одно из самых главных мест. В наше неспокойное, сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов России, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. [2, с. 41]

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм раскрывается лишь в практическом поведении, в жизни, в поступках, в деятельности человека. Это не слепая вера в символы, а практическое действие ради реальных ценностей. [2, с. 91]. Данная тема актуальна на уровне реабилитационного центра, в который приезжают дети со всей Республики Хакасии с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами развития и воспитания. У многих детей не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества, выдающихся соотечественников.

Большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно-патриотическое воспитание. Кроме того, спортивно- патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, на воспитание гордости за героические поступки предков.

Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у подрастающего поколения глубоко патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооружённой защите, воспитание чувства гордости за наше оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций.

Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества. Физическая культура является единением физического и духовного в человеке, формированием культуры движений, образа жизни и способа развития личности. Физическая культура и спорт являются одним из аспектов гражданско-патриотического воспитания.

Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности. [1, с 224]

Занятия спортом оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания, наблюдательности, находчивости и быстроты. Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности. Положительное влияние оказывает чередование характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применение физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, позитивно влияют на протекание психических процессов.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. [2, с. 91]. Занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

Таким образом, роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества переносятся на внеспортивную жизнь. Физическая культура и спорт позволяет решать целый ряд воспитательных задач и являются одним из факторов гражданско-патриотического становления личности. Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – воспитателей – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004г.

2. Галкин С. В. Патриотическое воспитание молодё жи в пространстве физической культуры: теория и опыт

3. Героико-патриотическое воспитание в школе : детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт. -сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007г.

4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников : Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М. : Айрис-пресс, 2005г.

5. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности : 5-10 классы. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

6. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

ВложениеРазмер
patrioticheskoe_vospitanie_v_dyussh.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в ДЮСШ

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм - это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.

Спортивно-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Задачи патриотического воспитания:

1. Формирование у воспитанников взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Организация практической деятельности воспитанников ДЮСШ по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.

Формирование у воспитанников патриотизма и культуры межнациональных отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

В группах начальной подготовки тренер-преподаватель, используя беседы, формирует у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России - стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о патриотизме и гражданственности у воспитанников в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования становятся гораздо шире и глубже.

Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий вне занятий, формируя у занимающихся мотивацию к занятиям спортом, нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям. Можно отметить, что всем, занимающимся в спортивной школе, есть с кого брать пример.

Поощрение родителей за воспитание особо отличившихся детей, выступления перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный настрой всем собравшимся и желание быть лучше, повышать свое спортивное мастерство.

Достижение высоких спортивных результатов на основе разносторонней подготовки и выступления на соревнованиях высокого ранга: чемпионатах Европы и Мира, первенстве и чемпионате России дает новый импульс формированию глубоких эмоциональных переживаний, морально-волевых качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у занимающихся в ДЮСШ.


ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПОРТЕ

1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственно-патриотическое воспитание — это целостный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности спортсмена сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Патриотическое воспитание спортсменов в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, так как патриотизм является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотическая идея всегда была в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых-педагогов, философов, историков и политиков.

Патриотизм, как особое нравственное качество личности человека проявляется в любви к Родине, верности своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине, стремлении защитить её интересы, привязанности человека к родной земле и уважительном отношении к другим народам, их культуре, языку, традициям и нетерпимости к расовой и национальной неприязни.

Роль спорта в развитии нравственно-патриотического воспитания стала приобретать в последнее время масштабность. Чем выше уровень спортивного мастерства подрастающего поколения, тем определеннее и вдумчивее их суждения о нравственно-патриотических ценностях.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время очень снизилась социальная активность спортсмена как гражданина и патриота. Это актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания спортсменов и молодежи.

На состояние проблемы указывает недостаточность научных разработок, касающихся знаний и методик формирования патриотизма у спортсменов и молодежи, как основного стратегического ресурса России.

Воплощение этой идеи в жизнь возлагается на общеобразовательные и спортивные организации и учреждения.

Специалистам в этой сфере деятельности необходимо предлагать новые инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, т. е выстраивать новую парадигму развития современного спорта.

В первую очередь патриотизмом должен обладать тренер, ведь придя в спортивною секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу и именно тренер несёт ответственность за воспитание и обучение культурным нормам, и формированию патриотизма, которые обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли.

Изучив состояние проблемы формирования патриотизма у спортсменов и молодежи в научно-методической литературе можно утверждать, что в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота, в настоящее время ему не уделяется должного внимания, а усилия воспитательного процесса малоэффективны.

Очевидно, в спортивном воспитании, должны решаться воспитательные задачи, частью которых является формирование патриотических качеств личности спортсмена. Патриотическое воспитание непосредственно решается в форме бесед, дискуссий, а также с помощью привлечения спортсменов в организации и судействе соревнований. Несомненно, большую роль играет символика и ритуалы соревнований, такие как гимн, церемония награждения, поднятии флага, которые несут воспитательную функцию не только для спортсменов, но и для зрителей. Немаловажным элементом воспитания патриотизма в спорте является проведение памятных соревнований (мемориалов) в честь патриотических дат, памяти героев спорта труда, войны.

Читайте также: