Почему сочинение оперы бородина растянулась на долгие годы не было закончено

Обновлено: 06.07.2024

Князь Игорь

Действующие лица

Голос

Описание

опера Князь Игорь

Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!


Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.

Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.


С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.


Фото:

Бородин Князь Игорь
опера княязь игорь краткое содержание



Интересные факты

Хан Кончак


Музыка


Александр Порфирьевич Бородин

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из "Слово о полку Игореве". Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина , и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Могучая кучка

Постановки

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.

Князь Игорь

В заключении хочется сказать, что данное произведение Александра Бородина будет еще не один век ставиться во всех музыкальных театрах мира. Исторические события, переплетенные с любовными историями - всегда будут актуальны, и поэтому пользоваться большим спросом. Патриотизм и любовь - это две темы, которые не могут быть забыты. А композиторское музыкальное сопровождение, великолепно сложилось вместе с древнерусской поэмой.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

История создания

Композитор и ученый Александр Бородин

Во время работы над произведением композитор побывал в окрестностях Путивля, где разворачивались события, изучал летописи и литературные источники, документальные исследования о половецких племенах, слушал старинную музыку. Неоценимую помощь ему оказал Стасов — большой знаток отечественной истории и древнерусской литературы.

Создание текста и музыки к опере велось одновременно, но в марте 1870 года композитор неожиданно прервал работу над произведением. Мотивов для прекращения было несколько:

  • малый драматизм;
  • эпичность действия, не устраивавшая композитора;
  • отдаленность от современности.

Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

Действующие лица

Главные герои музыкального произведения олицетворяют мужество, благородство русской души, верность и преданность. Опера воспевает защитников русской земли и людей, которые стойко переносят беду и радуются доброму и хорошему. Действующими лицами оперы Бородина являются:

Игорь Святославович — князь

  • Игорь Святославович — князь, правитель Северских земель;
  • Ярославна — жена Игоря во втором браке, ждавшая возвращения мужа;
  • Владимир Игоревич — княжич, сын Игоря, влюбленный в Кончаковну;
  • Владимир Ярославович — брат Ярославны, князь Галицкий;
  • Кончак — половецкий хан;
  • Кончаковна — дочь Кончака, в будущем жена Владимира Игоревича;
  • Овлур — половчанин, принявший христианство, который помог Игорю совершить побег;
  • Гзак — половецкий хан, совершивший поход на Путивль и привезший много пленных;
  • няня Яровлавны;
  • Скула и Ерошка — гудошники, трусы и предатели;
  • подруги Кончаковны;
  • бояре и боярыни;
  • старцы;
  • дружинники;
  • плененные русские ратники;
  • народ

Образы Игоря и Ярославны

Светлые образы раскрываются в прологе в хоре бояр, передающим тревогу и чувство надвигающейся опасности, а также в песнях поселян. Жителям Путивля противостоят темные силы:

  • половецкий хан Кончак;
  • князь Галицкий;
  • Ерошка и Скула

Для композитора образ Владимира Галицкого стал символом усобиц, насилия, предательства и измены. Веселый пир в его доме — это показательная сцена обличающее его пренебрежение чистотой и достоинством, и имеющая политический подтекст.

Бородин противопоставляет Игоря, Ярославну и русскую дружину восточному миру, который полон не только страсти. Неги и любви, но и жесткости, коварства и воинственности.

Образ хана Кончака стал новаторским в русском музыкальном искусстве. Автор не ограничился созданием отрицательного персонажа. Кончаку присущи такие человеческие качества, как благородство и уважение к плененному противнику.

Краткое содержание

Народ славит Владимира

Действие происходит в 1185 году в Путивле. Во дворе княжеского дома народ славит Владимира. Их веселят Ерошка и Скула. Галицкий любит повеселиться. Но ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Пьяная челядь решают помочь князю и замышляют мятеж.

Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Княгиня очень любит Игоря. Ее сердце сжимают тоска и печаль. Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. В это время половецкое войско приближается к городу. Начинается сильный пожар. Жители города готовы встать на его защиту и сражаться до последнего.

Девушки стараются развлечь песнями и танцами дочь хана — Кончаковну. Ее мысли заняты плененным молодым княжичем. Она с нетерпением ожидает встречи с ним. Под покровом ночи влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и мечтают о будущем.

Князь Игорь томится в плену. Он тяжело переживает поражение. Его тревожат мысли о родной земле, порабощенной врагом и гибнущей в огне пожаров. Князь уверен, что сможет вновь собрать дружину и дать отпор половцам. С большой нежностью он вспоминает свою жену.

Тайком к князю пробирается Овлур. Половчанин предлагает ему совершить побег из плена. Гордость не позволяет Игорю бежать, и он отказывается от помощи.

Из похода возвращается Гзак

Из похода возвращается Гзак. Он привез много сокровищ. За ним идут плененные русские. Половцы приветствуют его восторженными криками. Пленники рассказывают о разоренном Путивле. Они уговаривают Игоря бежать. Овлур приводит лошадей. В этот момент появляется Кончаковна. Девушка умоляет Владимира остаться или забрать ее с собой. В отчаянии она поднимает тревогу. Игорь и Овлур успевают скрыться. Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан отдает ему в жены свою дочь.

В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Сколько времени прошло, она не верит в его спасение. С тоской княжна смотрит на сожженную землю, разоренные села и заброшенные земли. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула, боясь наказания за предательство, колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Особенности музыкального сопровождения

Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте. Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.

Образы русских богатырей

Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев.

Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.

С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.

Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.

Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность.

В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.

Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.

Интересные факты

Опера является достоянием национальной классической музыки. С ее созданием связано несколько интересных фактов:

Певец Федор Шаляпин

Музыкальное произведение, созданное в народно-эпическом жанре, посвящено страницам русской истории. Его отличает масштабность, красочность и неповторимый национальный колорит. Несмотря на то что опера написана более века лет назад, она интересна зрителю и сегодня.

История создания оперы

Желая ощутить старину и проникнуться её духом, Бородин ездил под Курск в окрестности Путивля. Там он принимался за изучение летописей, старинных повестей, исследований, музыки, былин и эпоса.

Первая постановка оперы Бородина "Князь Игорь" состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

краткое содержание оперы

Пролог

Либретто оперы "Князь Игорь" насыщено драматическими событиями.

Площадь города Путивля. Войско во главе с князем Игорем готовится идти войной против половцев. Простой люд и бояре, собравшиеся на площади, почтительно встречают князя и его сына Владимира. Но неожиданно происходит полное солнечное затмение. Люди видят в этом дурное предзнаменование. Только не князь Игорь. Он полон решимости и не верит в приметы. Войско отправляется в поход. Лишь Скула и Ерошка - местные гудошники - потихоньку сбегают, испугавшись сражения и смерти на поле брани.

Князь прощается с супругой Ярославной. Тяжёлые предчувствия и мольбы безутешной жены не могут остановить Игоря. Он поручает Ярославну князю Галицкому, ее брату. Игорь вместе с дружиной отправляется в путь. Из краткого содержания оперы "Князь Игорь" очевидно, что предзнаменование было действительно зловещим.

история создания оперы

Первое действие

В Путивле теперь правит князь Галицкий. Он использует временно доставшуюся ему власть себе в удовольствие. Галицкий пирует. Он мечтает стать князем, а Ярославну планирует удалить в монастырь. К свите князя примкнули и Скула с Ерошкой.

В княжеский терем приходят девицы. Они умоляют вернуть им подругу, которая была похищена слугами Галицкого. Тот прогоняет девушек прочь. Веселье продолжается.

Княгиню, полную тяжелых дум и беспокойства за мужа, отвлекают от горьких мыслей девицы, которые пришли жаловаться на творящиеся беззакония Галицкого. Княгиня возмущена. Но брат, не проявляя ни малейшего раскаяния, ведет себя вызывающе. Он нагло говорит Ярославне, что в скором времени захватит в Путивле власть. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" демонстрирует, насколько могут ослабнуть семейные узы, связывающие брата и сестру, если их омрачает зависть и жажда власти.

Бояре приходят к княгине с плохими вестями. Дружина наголову разбита. Князь с сыном находятся в половецком плену. На Русь движется вражеское войско.

опера Бородина

Второе действие

Степь, стан половцев. Сын князя, Владимир, влюблён в дочь хана Кончака. Дождавшись ночи, он спешит к ней на свидание. Князь Игорь же в плену страдает. Он мечтает вырваться на свободу и искупить свой позор, вернув былую славу и честь. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, насколько глубоко уязвлено его самолюбие. Игорь планирует бежать, воспользовавшись помощью половца Овлура.

Хан Кончак обращается с князем Игорем как с дорогим другом. Он уважает князя за отвагу и честность, предлагает дружбу. Игорь наотрез отказывается от предложения. Хан относится к отказу князя с пониманием. Чтобы поднять настроение князю, он призывает молодёжь пуститься в безудержный пляс.

либретто оперы

Третье действие

Хан Гзак возвращается к половцам с добычей. Вид плененных соотечественников и разграбленного имущества толкают князя на решение бежать, воспользовавшись помощью Овлура. Оставив влюбленного в Кончаковну сына, князь Игорь бежит. Краткое содержание оперы "Князь Игорь" показывает, что он совершил ошибку, оставив сына в стане врагов.

Четвертое действие

В либретто оперы "Князь Игорь" показана настоящая любовь и преданность. На городской стене Путивля княгиня оплакивает любимого мужа и землю, разорённую врагами. Но Ярославна вдруг замечает всадников, которые скачут вдали. Она узнаёт князя Игоря. Её радости нет предела.

герои оперы

Скула и Ерошка, не догадываясь о возвращении князя, подшучивают над ним. Его неожиданный приезд их ошеломляет. Хитрые гудошники, желая избежать наказания, возвещают о возвращении князя биением в колокол. На звон сбегаются люди, населяющие город. Они горячо приветствуют вернувшегося любимого князя.

Опера Бородина "Князь Игорь" учит мужеству, благородству, смелости и верности, любви к своей родной земле, умению постоять за неё. Герои оперы "Князь Игорь" достаточно разнохарактерные, они воплощают в себе качества, свойственные русскому человеку. Композитор Бородин сумел создать удивительно прекрасную музыку, которая характеризует каждого из них. Эта опера до сих пор остаётся одной из самых лучших в русской и мировой музыкальной культуре.

Титульный лист первого издания партитуры

Титульный лист первого издания партитуры “Князя Игоря”

Трудно представить себе литературный первоисточник, который более соответствовал бы темпераменту композитора, чем этот замечательный памятник словесности, полный красоты и человеколюбия, лучше всех изысканий историков свидетельствующий о том, что Русь когда-то была Европой.

Сочинение оперы растянулось на 18 лет. Известен факт, что однажды к Бородину пришли друзья и увидели необычайное зрелище: повсюду в квартире на прищепках висели исписанные нотные листы. Оказывается, Бородин имел привычку писать карандашом, и от времени карандаш начал осыпаться.

Глинка 50 лет спустя

Откровенно об одной дисгармонии

Уже слышу возражения:

Да, всем известно… А я вот, как всегда, не в курсе…

И теперь, чтобы вернуть истинное, очищенное от шелухи традиций восприятие этого сочинения, мы попытаемся забыть всё, что когда-то видели и слышали, и внимательно изучить его от начала до конца, пытаясь разъяснить для себя встречающиеся на пути загадки и противоречия. Разумеется, в рамках данной колонки я не буду проделывать такой скрупулёзный анализ в полном объёме. Коснусь только самых крупных, очевидных вопросов.

На мой взгляд, это название — один из ключиков к пониманию всего произведения. Из рассказа о неудачном военном походе Бородин создаёт нечто совершенно новое, переключая основное внимание на личностьглавного героя. Личность очень интересную и противоречивую. Это опера про князя Игоря. Про его судьбу.

К вопросу о пассионарности

Нет, они воюют: половцы совершают набеги, русские их отражают, кого-то при этом убивают, кого-то уводят в плен… Но во всём этом присутствует какое-то осознание естественности установленного порядка вещей. В музыке знаменитых половецких плясок, где поют и танцуют невольники и невольницы, равно как и в не менее гениальном хоре поселян, разорённых дотла половецким набегом, есть тихая грусть — быть может, даже сдерживаемое отчаяние, — но вот чего там совсем нет, так это активного протеста. Так устроен мир, такова судьба. Всех это, в сущности, устраивает, все принимают это как данность.

Все, кроме одного. Князю Игорю в течение всей оперы чего-то неймётся. Он единственный, кто пытается изменить существующий миропорядок.

Что любопытно, все его попытки ни к чему хорошему не приводят, и даже наоборот. Половцев победить ему не удаётся, в бою он губит почти всю свою дружину, да ещё и ставит под угрозу жизнь своей семьи и само своё княжество. Но ничто из перечисленного не может его остановить и образумить.

Перед нами типичный пассионарий, выведенный Бородиным на оперной сцене задолго до Льва Гумилёва. Насколько такая трактовка событий соответствует историческим реалиям, судить не берусь. Думаю, что не очень, и думаю, что самого Бородина соответствие исторической правде не слишком заботило.

Гармония мира

Вся суть произведения изложена уже в изумительной увертюре. Увертюра эта — одна из вершин мастерства Бородина-симфониста — имеет необычную историю создания. Дело в том, что Бородин никогда её не писал. Её записал по памяти и оркестровал Глазунов, которому автор неоднократно играл её на фортепиано.

На мой взгляд, такая точка зрения не выдерживает критики. Во-первых, непонятна цель подобной фальсификации. А во-вторых, слишком уж хороша увертюра, слишком уж на своём она месте. Нет, я ни в коем случае не оспариваю способности Глазунова написать хорошую музыку. Но трудно представить себе, чтобы кто-то мог сочинить настолько хорошую увертюру к чужой опере, до такой степени вжиться в авторский замысел. Это просто невероятно.

Реприза традиционная и довольно компактная. Возвращаются обе темы — главная и побочная, следующие точно так же друг за другом, только в другой инструментовке. А вот напоследок Бородин приготовил нам сюрприз: обе эти непохожие друг на друга, но равно прекрасные мелодии — грациозная половецкая и напевная русская — вдруг начинают звучать одновременно в контрапункте. И прекрасно друг с другом сочетаются!

Каждый раз на этом месте я неизменно покрываюсь мурашками от восторга. Завершает это грандиозное вступление к опере кода, построенная на энергичной теме хора ханов из третьего действия.

Исполняет оркестр Большого театра, дирижёр А. Мелик-Пашаев, запись 1941 года.

Со стороны материалиста Бородина это был бы не самый умный ход. Я бы даже сказал, настолько идиотский, что самое время задуматься — а в затмении ли тут вообще дело? Может, автор был не так уж глуп и припрятал в этой сцене что-то другое?

Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, я, как обычно, скажу несколько слов о записи, из которой буду брать музыкальные иллюстрации. Это блистательная запись 1969 г., сделанная коллективом Большого театра под управлением дирижёра Марка Эрмлера.

Слова, слова, слова…

Всё это рассуждения из области музыковедения, которые, увы, никоим образом не помогут нам понять, что же происходит на сцене. Попробуем зайти с другого боку.

Предлагаемые обстоятельства

Дискуссии с боярами и военачальниками о том, идти в поход или нет, велись, должно быть, едва ли не до рассвета и, вероятно, не закончились для князя Игоря даже тогда, когда он, наконец, уединился в спальне со своей женой Евфросиньей Ярославной — как мы увидим, женщиной сильной, умной и властной, искушённой в политике и убеждённой противницей данной военной кампании.

Вот оно — исходное событие драмы, на различном отношении персонажей к которому строится конфликт первой сцены! Перед нами не группа единомышленников, сплочённых против общего внешнего врага, а люди, которые хотят жить, и безумец (или герой), одних ведущий, а других оставляющий на верную погибель.

Партия Игоря написана для баритона, но, как и в случае с Борисом Годуновым, её нередко исполняют басы. Так и в данной записи в заглавной партии бас Иван Петров. И если его трактовка Годунова кому-то может показаться спорной, то князь Игорь тут, по-моему, просто безупречен. Упрямый героический олух, неудержимый, невразумляемый, всегда абсолютно уверенный в своей правоте и потому парадоксально спокойный.

Но так ли князь Игорь одинок в своём стремлении воевать? Мы видим, что на сцене находится множество его противников. А вот есть ли у него хоть какие-то союзники? Есть — их тут, как минимум, двое.

Первый — это князь Владимир Галицкий, шурин Игоря. Именно он раньше всех остальных заметил, что солнце стало меркнуть, и переполошился. Чего, спрашивается? Он что, отличается особой трусостью или суеверностью? Ответ скоро станет очевиден: Галицкий хочет сам захватить власть в Путивле и занять место Игоря, вот ему и не терпится спровадить того в опасный и рискованный поход. Естественно, он перепугался, что из-за затмения поход может отмениться, и тогда ему придётся забыть о своих планах государственного переворота.

В партии Владимира Галицкого — Артур Эйзен, замечательный артист, который, прежде чем заняться вокалом, окончил театральное училище им. Щукина и несколько лет проработал в театре им. Вахтангова. Всем бы оперным певцам такую школу! Мне повезло: я ещё успел увидеть Эйзена на сцене в роли Галицкого. И хотя это было спустя где-то четверть века после того, как была сделана предлагаемая вашему вниманию запись, Эйзен был великолепен.

Также одним из первых заметил перемены на небосводе ещё один Владимир — сын князя Игоря. Он тоже сторонник того, чтобы идти против половцев. И его мотивация тоже понятна.

Владимир — сын Игоря от первого брака и его наследник. Однако Игорь женился во второй раз на Ярославне. И если у них появятся дети, то вполне может развернуться нешуточная борьба за престол, которая, если вспомнить историю того времени, нередко заканчивалась для кого-нибудь летальным исходом. А учитывая, что мачеха у Владимира отнюдь не безобидная овечка и вполне способна за себя постоять, то можно предположить, что Владимиру живётся неуютно в отчем доме и никакой уверенности в завтрашнем дне он не ощущает.

Владимир Игоревич — трагическая фигура, вызывающая глубокое сочувствие. Из его ситуации всего два достойных выхода: либо где-нибудь героически сложить свою буйну голову, либо поискать счастья в чужих краях. И для того, и для другого военная авантюра его папочки подходит как нельзя лучше. Вот почему для Владимира Игоревича некстати случившееся солнечное затмение — это поистине стихийное бедствие.

Глядя с такой точки зрения, начинаешь видеть всю важность образа Владимира Игоревича для разворачивающейся драмы в целом: становится понятна и вся сложность его отношений с отцом, и то, почему из похода Игорь вернётся без сына.

Если б все так поступали люди, никогда бы не было войны

Такое отношение возникло, надо сказать, не сразу. На премьере в 1890 г. партии Скулы и Ерошки были поручены Фёдору Стравинскому и Григорию Угриновичу — певцам знаменитым и выдающимся. Стравинский (отец композитора) вообще был, можно сказать, первым басом Петербурга. Когда Шаляпин покинул императорскую сцену, перейдя в Русскую частную оперу, газеты писали, дескать, жаль, что такой подающий надежды артист уходит — ему бы ещё немного подучиться и мог бы со временем стать достойной заменой Стравинскому. Вот что такое был Фёдор Стравинский для своего времени — и тут нате, какой-то Скула.

А всё дело в том, что Скула и Ерошка — крайне важные персонажи в системе образов этой оперы. Если, конечно, мыслить не по-колхозному. Они — крайние антиподы главного героя. Князь Игорь — типаж абсолютно принципиальный по своему характеру, Скула и Ерошка — абсолютные конформисты. Иными словами, Игорь — явление исключительное, а наши сбежавшие дружинники — просто обычные люди.

Интересная деталь. Скула и Ерошка — не просто дружинники, они ещё и гудочники. То есть музыканты (гудок — это такой старинный музыкальный инструмент, прообраз скрипки). Творческая интеллигенция, так сказать.

Как ни относись к нашим гудочникам, единственные настоящие победители в опере — они. Во всех войнах побеждают не русские и не половцы, а конформисты. Такова мудрость жизни: князь Игорь обречён на одиночество, непонимание и поражение, а Скула и Ерошка тихой сапой удержатся на плаву при любой власти и при любых обстоятельствах.

(Поющие в этой записи Скулу и Ерошку Валерий Ярославцев и Константин Басков демонстрируют прекрасные голоса, но в том, что касается получившихся образов, остаются в рамках советской традиции).

Семейный скандал на дорожку

Итак, князь Игорь со своим несколько поредевшим войском собирается выступать. Но на этом его неприятности сегодня не заканчиваются. Ведь прежде чем уходить на войну, воинам следовало бы проститься со своими жёнами и невестами.

И его самые худшие опасения оправдываются. Ярославна, желая предотвратить этот поход (и будучи совершенно правой, как покажет жизнь) решила прибегнуть к последнему средству и нанести мужу удар ниже пояса. Вместо того чтобы, как подобает, чинно попрощаться, она устраивает князю сцену в присутствии всего народа. Что, конечно же, неэтично по меркам любой эпохи. Думаю, она и сама это понимает, но ставки слишком высоки.

Князь Игорь смущён и ошарашен. Он безуспешно пытается утихомирить разошедшуюся супругу (мол, полно, полно, успокойся, да что с тобой, в конце концов). Речь Ярославны перерастает в дуэт с мужем. За князя вступаются Галицкий и Владимир Игоревич. У каждого из них есть на то свои причины, о которых говорилось выше. Таким образом, дуэт превращается в квартет.

Вот заключительная сцена пролога, начиная с выхода Ярославны:

Читайте также: