Почему роман ф м достоевского преступление и наказание называют романом прозрением сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Ошибка Раскольникова заключается в том, что он отвечает за свои поступки только перед собой, осуждения окружающих ему безразличны. Это происходит из-за того, что он уверен в правильности своей идеи. Родион говорит о том, что он убил бесполезную старушонку, вошь, которая лишь портила всем жизнь, поэтому считать это преступлением нельзя. Но тут возникает первое противоречие. Родион убивает не только процентщицу, но и ни в чем не виновную беременную Лизавету, которая страдала от свое сестры.

Второе противоречие его теории заключается в том, что он вроде хотел помочь людям, но в то же время ему было важно оценить себя. Раскольников возвел себя выше остальных, позволив себе совершить преступление, отнять у человека самое важное и ценное — жизнь. Сам герой сравнивает себя с Наполеоном, он рассуждает, что император погубил много человек, но это сделал его великим. Раскольников был уверен в том, что он совершил доброе дело, поэтому совершенно не раскаивался в своём поступке.

Третье, самое главное противоречие, проявляется в методах достижения цели. Здесь и выражается главная мысль романа — построить счастье на крови и жестокости невозможно. Родион убил старуху, думая, что так он поможет людям. Убийство — это самое страшное преступление, которое нельзя оправдать даже благими намерениями. Такой мыслью автор доносит до читателя, что совершить добро можно только добрыми делами.

В конце концов герой все-таки осознает свою вину, он понимает, что убил не бесполезную старушонку, а самого себя.

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова?

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Чем объясняется внутренняя несостоятельность Родиона Раскольникова?

Всю жизнь Ф.М. Достоевского беспокоила тема социального неравенства, и в своем романе он показал, как бедность иногда подталкивает людей к жестоким действиям.

Внутренняя несогласованность характера героя проявляется на протяжении всей работы. Автор часто вводит внутренние монологи и различные ситуации для подробного анализа внутренней розни Раскольникова. Из всей собранной картины мы понимаем, что писатель стремится показать универсальность героя, что в его внутреннем мире постоянно идет борьба добра со злом, и что эти два понятия сосуществуют очень близко к нему. Родион убил старую процентную женщину и беременную Лизавету из личных интересов, но отдал последние деньги вдове Мармеладовой, которую он практически не знал. Он также волновался, когда его сестра хотела выйти замуж из-за Лужина, и страдал из-за беспомощности в этой ситуации. Позитивные действия и чувства героя показывают, что он готов помочь человеку, попавшему в беду, что он обеспокоен тем, что не может помочь родственникам. Можно ли назвать такого человека исключительно злым? Или хорошо после того, как он совершил убийство? Эти действия полностью противоречат друг другу, и этим автор подчеркивает неоднозначность Раскольникова.

Двойственность сознания героя проявляется и в том, что, несмотря на уверенность в правильности его теории, он одновременно опровергает эту идею своими мыслями, чувствами и совестью. Страх осознания бессмысленности теории, угрызений совести — приводит героя к людям с исповедью, несмотря на то, что даже тогда он был уверен, что его теория верна.

Несмотря на все бесчеловечные страдания героя, мучения, Раскольников по-прежнему остается человеком, и благодаря помощи Сони Мармеладовой она понимает, что зло есть зло, а поступок, который он совершил, — не может быть оправдан ни одной теорией.

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Решение писать роман, затрагивающий столь серьёзную тему, возникло не на пустом месте. Почвой для идеи стал личный опыт Достоевского, отбывающего наказание на каторге. Откровение о решении писать эту исповедь имеет письменное подтверждение. Как известно, Фёдор Михайлович известил об этом своего брата письмом:

На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…

Данное письмо датируется 9 октября 1859 года.

Отправной точкой создания книги стала газетная вырезка с заметкой о некоем преступлении в трущобах столицы. Федор Михайлович вдохновился реальным инцидентом, но все детали происшествия были вымышлены.

Тематика произведения

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр и направление

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.
Год написания – 1866 г.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Смысл названия

О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.

Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона.

На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву.

После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.

В чем суть теории Раскольникова?

Композиция

Для простоты усвоения всех сюжетных линий Достоевский разделил свой роман на части, их в итоге получилось 6 (7 — эпилог). В свою очередь, каждая из частей делится на главы, их порядка 6 в каждой части.

Символично, что по смысловой нагрузке роман можно поделить лишь на 3 части – собственно преступление, наказание и эпилог.

  1. В первую часть входят все размышления Раскольникова, поиски себя и, в конце концов, совершенное убийство, точнее два.
  2. Вторая часть пропитана самоистязанием героя, его моральным наказанием как со своей стороны, так и со стороны общества.
  3. Заключительная часть романа дарит герои веру в искупление героя, путём его раскаяния перед Богом. Раскольникову пришлось полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь, поменять приоритеты и обрести новые ценности.

Время и пространство

Главные герои и их характеристика

Достоевский вложил в каждого героя настоящую жизнь со страхами, переживаниями, проблемами и горестями.

Для тех, у кого нет времени читать роман великого писателя в полном объеме, мы подготовили сжатую версию. Она позволит окунуться в историю, происходящую в XIX веке, узнать характеры героев и окончание произведения.

Возвращаясь домой, парень решает заглянуть в не совсем элитное пивное заведение. Там по стечению обстоятельств знакомится с Семеном Мармеладовым — бывшим чиновником, который любит выпить. Во время беседы он рассказывает Раскольникову, как из-за тяжелого положения его жена Катерина Ивановна отправила дочь от первого брака Соню на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги на проживание.

  • Утром следующего дня главный герой получает письмо, отправителем которого является матушка, проживающая в провинции. В нем говорится, что меньшую сестру Дуню оклеветало семейство помещика Свидригайлова. Мужчина ее домогался, и теперь девушка вынуждена покинуть место работы.
  • На помощь пришел Петр Лужин, который был надворным советником. Он предложил Дуне выйти за него замуж, но не по любви, а из расчета.
  • Теперь они втроем приедут в Петербург.
  • Мать надеется, что будущий супруг младшей дочери поможет ее сыну окончить университет.

Раскольников предается размышлениям о трагических жертвах Дуни и Сони ради семьи, что впоследствии приводит его к намерению убить процентщицу. Это, как считает главный герой, поможет избавить множество девушек и парней от напрасных терзаний.

Раскольникову удается уйти незамеченным, а награбленное он сбрасывает в случайно подвернувшемся месте. Спустя какое-то время отчужденный герой-убийца узнает, что в смерти старухи обвиняют маляра Миколку — обычного парня из деревни.

По приезду Лужин, жених Дуни, остается поражен убожеством комнатушки главного героя. Они ссорятся. Гуляя по улицам Петербурга, отчужденный от мира и общества студент практически решается на добровольное признание, как внезапно замечает раздавленного упряжкой лошадей человека. Им оказывается тот самый спившийся чиновник Мармеладов. Раскольников тратит последние деньги на помощь ему.

Искалеченного Мармеладова отправляют домой, а Родион впервые встречается с женой чиновника и дочерью. Вернувшись в каморку, Раскольников встречается с матерью и сестрой, но прогоняет их. Теперь он мечтает сблизиться с Соней, в которой видит близкого человека. Заботится о родных Раскольникова его хороший приятель Разумихин, который практически с первого взгляда влюбился в Дуню.

Раскольников встречается с Порфирием Петровичем — следователем. Мужчина занимается делом об убийстве двух старушек. Родион надеется узнать, что случилось с украденными вещами, и рассеять подозрения некоторых людей.

Родион, терзаемый и угнетенный, встречается с Соней. Он хочет найти спасение от одиночества. Девушка читает парню строки из Библии. Раскольников из чувства страха и намерения раскрыть свою тайну снова встречается со следователем. Отвлеченный и простой разговор о психологических тонкостях в поведении преступников доводит студента до нервного срыва. Он практически рассказывает о своем грехе Порфирию, но его спасает внезапное признание в убийстве того самого обвиняемого Миколки.

Символика

Роман наполнен интересными и с первого взгляда незначительными деталями и знаками, которые могут многое рассказать о смысле книги.

Сны Раскольникова

Цифры и числа

  1. В Библии именно эту сумму получил предатель Иуда, который обрек Иисуса на смерть своим доносом. В романе это число тоже означает предательство. Соня продает себя впервые и приносит домой 30 целковых. Последние деньги — 30 копеек — она спустя время дает отцу на похмелье, а он чувствует себя Иудой в этот момент. Марфа Петровна, супруга Свидригайлова, отдала 30.000 р., чтобы выручить мужа из долговой ямы, а он потом покушался на ее жизнь.
  2. Эта цифра в христианской мифологии означает союз Бога и человека, так как состоит из 3 (Святая Троица, символ Бога) и 4 (4 стихии, 4 стороны света, это символ миропорядка). В книге 7 частей (вместе с Эпилогом) – это потому, что в финале герой восстанавливает связь с Богом. В 7 Родион отправляется к старухе – это символизирует, что человек готовится порвать связь с Небесным отцом. Свидригайлов жил с супругой 7 лет – на седьмом году он совершает грех и рвет все связи с Богом. Во сне Раскольников видел себя в возрасте 7 лет – тогда он был еще чистым и невинным, чувствовал близость Бога. В Эпилоге выясняется, что Родиону остается 7 лет до конца каторги – это тоже символ восстановления гармонии.
  3. 4 – число мирового порядка. Поэтому автор часто сопровождает им критические моменты в жизни своего героя: Алена Ивановна живет на 4 этаже, как и Мармеладов, там же находится полицейская контора; рядом с тайником Раскольникова строится 4-этажный дом; памятное чтение Лазаря состоялось через 4 дня после преступления.
  4. 11 – число из притчи о виноградаре и работниках. В 11 пришел последний гость, которого радушно принял хозяин. Именно в этот евангельский час Родион приходит к следователю и сознается в преступлении. Тогда же Раскольников приходит к Соне. Это означает, что покаяться и вернуться к Богу никогда не поздно.

Религиозные символы

На протяжении всего романа главный герой уподобляется Лазарю, персонажу библейского сказания. Этого человека похоронили, но Иисус воскресил его. Так и Родион был нравственно и духовно мертв, но потом ожил на каторге.

Сходство Раскольникова с трупом писатель подмечал очень тонко: описывал его бледность, постоянно упоминал о его лежачем положении, сравнивал комнату с гробом. Герою в бреду казалось, что его тело вынесли. Также он слышит, как во дворе кто-то заколачивает что-то. Сестру и мать он упрекает в том, что они как будто его хоронят – слишком эмоционально прощаются с ним. В финале же он говорит, что воскрес.

Имена

Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Тематика книги разнообразна и многогранна:

  1. Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков.
  2. Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло.
  3. Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира.
  4. Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке.
  5. Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Проблемы

Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди.

Пример 1

Романы Достоевского — это квинтэссенция русской философичности. Если отбросить в сторону мрачные декорации тяжёлого быта, серость городов и трагичность судеб, остаются голоса. Голоса главных героев переплетаются с жизненными воззрениями автора, чтобы рассказать о многообразии идей, душевных терзаний и поисках истины. “Преступление и наказание” не исключение. Больше музыкальный термин “полифония” как нельзя лучше описывает невидимую канву романа. Достоевский мастерски использует приём многоголосия, чтобы в одном произведении показать разные грани жизни, разные способы пройти свой путь, разные взгляды на нравственность, на греховность и на способность духовного роста. Нужно уточнить, что автор не даёт оценку своим героям. Каждый из них имеет право высказаться в монологах и диалогах. Обычно один герой является носителем одной идеи или проблемы. Таким образом, происходит нескончаемый диалог сознания всех персонажей. Громче всех в романе звучит голос Раскольникова. Бывший студент, обезумевший от нищеты и безысходности, чувствующий вину за тяжёлое материальное положение матери и сестры, заразился идеей наполеонизма. Он убеждён, что у сильных мира сего есть право проливать кровь во имя блага. Он готов возвыситься над серой толпой, чтоб привести её к новой жизни любыми, даже антигуманными, способами. Голос Сони Мармеладовой звучит вместе с голосом Раскольникова. Этот дуэт гармоничен именно потому, что конечная цель у героев одна — сделать мир лучше. Только Соня против насилия. Девушка, которой пришлось страдать от людской жестокости, уверена, что только добром можно победить зло. Свидригайлова принято считать двойником Раскольникова. Он тоже убивал, ему не чужда жестокость. Но голоса этих героев к концу романа звучат в разных тональностях. Раскольников прошёл тяжёлый путь испытания совестью, он раскаялся, чтобы получить прощение. В финале его голос звучит в мажоре. Свидригайлов так и не признался в грехах, муки совести довели его до самоубийства, а голос потонул в миноре. Автор даёт высказаться в романе и Лужину, чопорному, скупому и тщеславному себялюбцу. Ведь таким недалеким людям тоже есть место в обществе. Человек, который даже слова из Библии трактует с выгодой для себя: возлюби прежде всех самого себя, потому что все на свете на личном интересе основано. Распознать голос автора в этом полифоничном романе несложно, он говорит с нами через своих героев, он дает им право на ошибку и даёт возможность вырасти духовно. Воспользоваться этим правом суждено не каждому, но выбор всегда за человеком.

Основная идея

Главная мысль, заложенная Достоевским, это неотвратимость раскаяния. Автор сумел показать читателю, что наказание с моральной стороны гораздо страшнее и мучительнее, чем с юридической. Кара всегда настигнет преступника, даже если он скроет все улики от полиции и скроется от земного суда. Небесное правосудие не дремлет, ведь его основы заложены в душе каждого из нас. Внутреннее состояние отверженного – это и есть его расплата за грехи. За каждым преступлением следует наказание, и в этом скрыта божественная справедливость, невидимая для человека.

Основанная идея произведения

Идея романа видна из его названия Ф. М. Достоевский желает сказать своему читателю, что каждое преступление находит свое наказание. Очень подробно автор описывает те душевные переживания, которые сопровождают Раскольникова перед и после совершения убийства.

Он демонстрирует как идея об убийстве появляется в думах главного героя, какие силы управляют его разумом, каким образом он пытается объяснить свое желание пойти на преступление.

Затем автор показывает читателю что происходит с личностью героя после совершения преступления. Раскольников ужасается своему поступку, не может более жить с таким грузом на сердце.

В романе показано столкновение двух нравственных идеологий. Достоевский показывает нам что человеческая душа все же имеет право на спасение, и в конце мы видим, что боль и злоба имею надежду перейти в любовь и добродетель (в произведении этот образ несет в себе соня Мармеладова).

Чему учит?

В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы. Таковы его нравственные уроки:

Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести … Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления…

Путь героя заканчивается тем, что он переосмыслил свои взгляды и переустановил жизненные приоритеты. Теперь он нашел себя в христианском смирении и любви к ближним. Таков вывод из прочитанного: помочь людям можно только добром, а не насилием.

Мораль, которую мы должны вынести из этого произведения – это то, что над собой нужно постоянно работать, создавать из себя личность со своими вечными ценностями, моральными убеждениями и гуманным мировоззрением. А способность к раскаянию – это высшая добродетель.

Критика

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Артем Логанов

Александра Сафронова

Дарья Сычёва


Дарья Сычёва

Не очень точная формулировка. Скорее, будешь считать себя лучше других людей, доходя до убийства - свихнёшься и сядешь.

DELETED

Крауц Прустт


Крауц Прустт ответил Александре

Софи Крылова


Софи Крылова ответила Александре

Виктория Муравьева


Виктория Муравьева

Если ты совершаешь преступление даже во благо, то как бы ты ни пытался относиться проще к этому, рано или поздно проснётся совесть. И, в итоге, есть два варианта развития событий: либо совесть убьёт человека (Свидригайлов застрелился), либо же человек пойдёт на путь праведный и ему будет помогать вера выжить, как Соне. Роман предупреждает о том, что преступление занимает немного времени (доказывает маленькая первая часть), а наказание окажется длительным и мучительным (остальная часть романа).
Также, может ещё предупреждает о том, что антигуманность не приветствуется ._. Что человек не в праве решать кому жить, а кому умереть.

Александра Сафронова

Алёна Шошина


Алёна Шошина

Алёна Шошина


Алёна Шошина

Александра Сафронова

Крауц Прустт


Крауц Прустт ответил Александре

По крайней мере, у меня в кимах так написано .
Для развернутого ответа 5-10 предложений, а мини-сочинение 200 слов. 150 крайнее

Виктория Муравьева


Виктория Муравьева ответила Крауцу

Крауц Прустт


Крауц Прустт ответил Виктории

Виктория Муравьева


Виктория Муравьева ответила Крауцу

Цитирую: "если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов". То бишь, если сочинение будет 149 слов и ниже, то 0 баллов. Если ты пишешь 150, то проверяется.

Даша Шишова


Даша Шишова

Ну, Достоевский много писал о подобном. Предупреждение "не пересекай черту дозволенного", "не возвышайся над другими" и т.д. По сути, тут даже мелькает библейская основа. А так первый комментарий очень лаконично все объяснил.

Константин Иванов

Возможно потому, что этот роман открывает человеку глаза на нежизнеспособность всех этих "теорий", показывает, грубо говоря, как делать не надо. Автор романа развеивает туман человеческих мнений по поводу исключительности, особого предназначения человека. То есть нельзя себя мнить гением, Наполеоном, если ты этого не заслуживаешь, не имеешь для этого оснований. Можно анализировать философию и действия каждого персонажа и из этого уже развивать мысль. Например, Семен Мармеладов. Судьба его указывает, как я считаю, на то, что нужно ценить то, что имеешь. Семен так же слаб духом, как и Раскольников, который, так сказать, взял работу не по силам. Раскольников и Мармеладов не выдержали гнета обстоятельств. В общем, тема такая, что есть где развернуться.

В начале романа Родион Раскольников подан в образе умного и воспитанного парня, с доброй душой. Но при этом не живет он, а думает о чем то вечно; строит планы, очистил мир от плохого человека (как он думал о хозяйке..

И этот его недуг (он находился в бреду не пару дней совсем, а месяцы: пока строил план; пока делал его реальностью. - всё это было не совсем с ясным умом потому, что это делалось под впечатлением биографии Наполеона.

А потом (уже после убийства) началось прозрение его. Лично мне трудно сказать, когда оно началось только-только. Но когда он шел признаваться, то на мосту уже прозрел - даже четко рисовал картинки.

А в тюрьме прозрение завершилось - он даже любить себе позволил. Любил он её давно, но мозгом не позволял поддаться этому чувству полностью. А когда начал открывать сердце Богу, то и не сдерживался уже - прозрение по истинам жизни человеческой: не бывает человек счастливым, если сторонится любви и веры во что-то. И речь даже не в вере в Бога -Родя и в себя-то не верил сперва; в свои силы, будущее и поступки тоже.

Если же отвечать со стороны читателя, то для меня этот роман открыл глаза на то, что надо сперва жить, а потом думать, а не наоборот -всю жизнь мозгом жить невозможно и всегда продумать всё наперед невозможно.

Через образ главного героя Раскольникова, который на протяжении всего романа находится под постоянным и сильнейшим давлением: давлением общества, нищенского существования, природной чистоты и нравственности, читатель получает возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души, понять и почувствовать, а что это значит - быть человеком?

Перед нами проходит весь процесс эволюции героя, эволюции его души. Из жесткого, загнанного в угол одиночки Раскольников понемногу выходит на свет. Там, где он жил, в этом темной, напоминающей гроб комнате, все высокие чувства, заложенные в него природой, просто умерли, атрофировались.

Чтобы снова обрести способность видеть и чувствовать, ему пришлось пройти через семь кругов ада. И только любовь смогла растопить тот лед недоверия и презрения, который черствой коркой покрывал его душу. Прозрение героя наступило тогда, когда он разрешил себе поднять голову и прислушался к своему сердцу.

Почему Раскольников не любит Лужина. Для понятия этого, необходимо хотя-бы тезисно ознакомиться с содержанием романа "Преступление и наказание" авторства фёдора Михайловича Достоевского.

Раскольников, скорее всего, не любит Лужина из-за его (Лужина)богатства и его отношения к окружающим людям. Ведь Лужин показан как резко отрицательный герой, как эгоист, как делец, для которого, в общем-то, не существует никаких моральных принципов и барьеров. Кроме того, Лужин собирается жениться на Дуне, сестре Раскольникова, при этом руководствуется мыслями о том, что бедная девушка будет всю жизнь его, то есть Лужина, за это благодарить и будет вечно преклоняться и унижаться перед ним.

Всё это понимает и осознаёт Раскольников. Кроме всего прочего, возможно, что где-то внутри себя, Раскольников понимает, что Лужин некий его "двойник", и об этом совершенно чётко указано у Достоевского.

У Лужина своя теория, у Раскольникова своя, но ведь основополагающие принципы обеих теорий практически одни и те же. То есть кому-то позволено то, что не позволено другим, то есть ради чего-то своего можно пренебречь интересами других, и даже не только интересами, но т жизнями других.

Лично моё мнение таково, что Раскольников понимает всю низость Лужина и видит в Лужине себя в будущем и ужасается сам себе.

Но это только мои мысли и моё личное мнение.

Родион Раскольников - главный герой романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Аркадий Иванович Свидригайлов - один из персонажей данного романа, является своеобразным двойником главного героя. И речь, конечно, не о внешности. здесь они абсолютно разные. Речь о том, что оба не понимают окружающую их действительность. Только Раскольников в силу своего ума стремится разработать некую теорию, а Свидригайлов просто пьянствует и ведет разгульный образ жизни, убегая от реальности.

Схожесть также в том, что оба считают себя уникальными, необычными. Это приводит обоих к мысли о безнаказанности. То есть оба считают, что любые поступки необыкновенных людей, к коим они себя относят, могут оставаться без наказания.

Мне очень нравится творчество Ф. М. Достоевского. "Преступление и наказание" проходят в школе. Поэтому его знают многие. Также довольно популярен его роман "Идиот". Сейчас я начала читать "Братья Карамазовы". Мне очень понравилось произведение "Неточка Незванова", также написанное Ф.М. Достоевским. Ему же принадлежат романы: "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Бесы". Это те произведения, которые я знаю и планирую прочитать. Также он написал "Игрок", "Белые ночи", "Записки из Мёртвого дома". У автора также много рассказов и повестей. Отношение к его творчеству разное, но равнодушным оно не оставляет никого.

Это тридцатилетняя женщина с тремя детьми от первого брака,

родилась в семье надворного советника, получила хорошее образование,

сбежала из родительского дома с офицером, который оказался картёжником и умер в тюрьме.

Родные отказались от неё, и от отчаяния она вышла замуж за Мармеладова.

В романе она описана как очень худая женщина со следами былой красоты, с резким неподвижным взглядом и постоянным кашлем.

Добрая и великодушная, верящая в людей и справедливость, с развитием чахотки она стала сходить с ума.

Смерть Катерины Ивановны описана в 5 главе 5 части романа.


Произведения великой русской классики шире разжёвывания фабулы, "действие" в них может закончиться задолго до последней страницы. Самоубийством Анны Карениной не заканчивается роман Толстого. В "Герое нашего время" всё заканчивается вообще где-то посреди книги, а собственно конец произведения повествует о предыстории того, что развернулось на первых страницах. "Разоблачением" Раскольникова не заканчивается роман Достоевского - не в его уличении и привлечении за шкирку в суд да на каторгу заключался смысл книги, поэтому не об этом идёт речь и в конце. Там нечего "пересказывать" (по принципу "он пошёл, она сказала"), там речь идёт о чувствах и переживания героев - это нужно только прочитать самому, чтобы понять что-то о них. Поэтому никто и не может пересказать, "чем закончился" роман.

В наше время чтение "Преступления и наказания" гораздо актуальней, чем это было в советское время, когда мне впервые пришлось прочитать эту книгу. Теперь есть персонажи, которых тогда не было, - все эти березовские, ходорковские и абрамовичи, "невесть откуда" разбогатевшие какими-то немыслимыми капиталами. Вот очистить бы землю от парочки таких упырей - стал бы воздух чище, а солнце ярче? А если и стал бы, то какими качествами должен обладать "санитар общества", имеющий право вот так, без суда и следствия, выбирать и "очищать"? Кто право имеет на такую миссию? По каким критериям определять и такого сверхчеловека, и тех, кого он должен убрать с горизонта? Все эти проблемы поставлены у Достоевского - актуальней некуда. Ни за что не поверю, что мысли на такую тему совсем не появляются в голове у подростков. Им не нужно объяснять, что такое "старуха процентщица", это они скорее расскажут школьной учительнице, что такое поставить на счётчик и какие от этого бывают последствия.

Не знаю, чем так напугал массы Достоевский. Отнюдь не самый тяжёлый для чтения писатель. Всякому, кто в юности пережил чтение Тургенева и не скончался от тоски прямо над книгой, Достоевского нечего бояться. Это моё личное мнение, основанное на личном опыте чтения очень большого количества книг в нежном возрасте - с этого и нужно начинать. Тот, кто читает регулярно, формирует и свой круг чтения, и отношение к тому, что приходится читать в обязательном порядке. Вы можете представить себе Петра Гринёва, которому вдруг велели бы осилить "Преступление и наказание"? Я - нет. Современные школьники во многом напоминают Петра Гринёва, у них тоже нет никаких навыков систематического чтения и размышления над прочитанным, поэтому их пугает не один Достоевский, а вообще любая книга. Тот школьник, который и сегодня постоянно читает разнообразную литературу, способен понять "Преступление и наказание".

Специальная литература для детей и подростков - это феномен ХХ века. До этого невероятного столетия не существовало ни одежды для детей, ни книг для детей, ни музыки для подростков. Детская одежда была лишь меньшим размером того, что носили взрослые. Музицировать учились на "Хорошо темперированном клавире" Баха - отнюдь не для детишек созданного сборника. Имелось какое-то очень ограниченное количество книжек с картинками для обучения грамоте, а дальше - привет - всё сразу взрослое. Любое исключение лишь подтверждает правило, а исключений таких до ХХ в. - кот наплакал. И ничего себе, все как-то повзрослели и не умерли от непосильного чтения Гомера или Вергилия в оригинале прямо на уроках древнегреческого и латыни в гимназии.

К сожалению, в современной школе время и мозг ребёнка заполняют не тем и не так, переход на настоящую литературу длится до странного долго, и чем дольше мозг растущего человека остаётся в искусственно созданном заповеднике из "подобранных по размеру" мыслей, идей и формата текста, тем дольше длится его созревание.

Читать Достоевского в школе просто необходимо, но делать это не так, как до сих пор принято. Школьная программа по литературе до сих пор тупо строится по хронологическому принципу. Самые старшие школьники читают не самое сложное, а то, что попало в списки классики позже всего. Вспоминая своё советское школьное детство. ну не безумие ли это было - давать Фадеева и Островского после Толстого и Достоевского? Теперь этих двоих нет в программе, но сейчас там какие-то другие авторы ХХ века, ибо

9z8i8H1cLNPFdnXAlBkuFyrdmB5WgvG.jpg

Была бы моя воля, я бы на весь выпускной год оставила два произведения: "Войну и мир" и "Преступление и наказание" для медленного вдумчивого чтения. В 16 лет лучше прочитать полноценно две книги, чем проскакать по поверхности десятка.

Читайте также: