Актуальные проблемы современной педагогической психологии сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Требуется реформирование культуры, проповедующей насилие.

Вопрос № 18 .

Педагогическая психология и проблемы патриотического воспитания (Боровикова)

Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

Цель педагогической психологии - скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

- определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических основ деятельности педагога;

- определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии -- изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества.Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве.

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Вопрос № 19.

Современные проблемы педагогической психологии (принципы и формы современного образования, недостатки и достоинства компьютерного обучения) (Косторных)

Источники:

Фоминова, Шабанова "Педагогическая психология. Учебное пособие" 2010

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10. Структура системы образования.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности обучения и воспитания и вызываемые этими процессами изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом. Приведенное определение свидетельствует о сложности и многоаспектности стоящих перед современной педагогической психологией и решаемых актуальных проблем:

психологических механизмов управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.);

образовательным процессом в целом(B.C. Лазарев и др.);

управления процессом освоения обобщенных способов действия(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);

учебной мотивации (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.);

индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность обучения, сотрудничество(Г.А. Цукерман и др);

личностных особенностей учеников и учителей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности.

Соответственно, частными задачами педагогической психологии являются:
• раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
• определение механизмов и закономерностей освоения учениками социокультурного опыта;
• определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития ученика и формами, методами обучения и воспитания;

Принципы и формы современного образования.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при оон (Юнеско) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь".

Вышеуказанные принципы можно изложить более подробно, с учетом современных подходов в педагогике:

интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Формы современного образования:

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

Формы обучения

В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя); заочная.

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

- сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

- электронное и дистанционное обучение.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

К недостаткам компьютерного обучения относят:

1. Отсутствие человеческого общения и психологии восприятия учителя. Это лишает учебный процесс воспитательной составляющей, обедняет его человеческой мотивацией.

2. Эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обучения.

3. Отсутствие группового эффекта восприятия материала. В профессиональном становлении большую роль играют и социальные факторы, поведение в группе.

4. Контроль знаний по компьютерным программам является жестким. Он, как правило, исключаем оценки характеристик индивидуальности и, следовательно, не ориентирован на самопознание обучающегося.

5. Компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств.

6. Не всегда в компьютерных программах возможно использовать практические примеры, полемические приемы мотивации и убеждения.

Недостатки компенсируются преимуществами компьютерных программ обучения, к ним относятся:

1. Компьютерные программы позволяют увидеть и понять логику построения курса, последовательного углубления материала, построения концепции. Это достигается посредством мультипликации в построении схем и всего визуализированного материала. Схема возникает не в готовом виде, а последовательно, с учетом ее назначения и смысла, строится на экране. При этом возможно участие обучающегося в процессе построения схемы.

2. Положительным качеством является и визуальность восприятия материала. Замечено, что схематическая форма, а точнее, визуальная информация, легче, быстрее и надежнее усваивается в процессе обучения. Оперирование образами повышает эффективность процесса обучения.

3. Компьютерная программа учит четкости выражения мысли, определению категорий, логике мышления.

4. В технологии обучения с помощью компьютерных программ могут использоваться различные режимы работы.

5. Мотивирование и развитие системного мышления – также одна из особенностей компьютерных программ. Обучающийся находится постоянно в поле взаимодействий различных факторов и свойств, вынужден обдумывать характер этих взаимодействий.

6. Компьютер повышает эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала, этому способствуют тестовые программы.

7. Важным фактором обучения является ритмичность образовательного процесса.

8. Компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером.

9. Компьютерные образовательные программы могут иметь игровые элементы, возбуждающие дополнительный интерес к работе с ними.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир изменился, и как следствие, изменились современные дети. Изменения психологических особенностей современных детей определили проблемы обучения и воспитания, необходимые для теоретического и практического исследования.

Д.И. Фельдштейн определил реальные измене­ния современного ребенка и подростка, среди которых особую тревогу вызывают следующие:

- снизился уровень социальной компетентности;

- обедняется общение детей, отмечается низкий уровень комму­никативной компетентности;

- у подростков фиксируются регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшаются меха­низмы произвольного регулирования, избиратель­ного внимания, избирательной оценки информации, уменьшается объем рабочей памяти;

Ф. И. Гиренок считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением [1].

ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

увеличение разнообразия поступающей информации;

увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно и др. [4].

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

1. Клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность.

2. Визуальное мышление - способность видеть не только глазами, но и воображением. У современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

4. Преобладание конкретного мышления над абстрактным [4].

Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к новому этапу развития общества - информационному. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети, которые используют приемы клиповой подачи информации.

Клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах [1].

Поэтому, как пишет Фельдштейн: «Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение:

во-первых, общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства;

во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического раз­вития в каждом возрастном периоде;

в-третьих, на установление пре­дельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании на­выков, умений;

в-четвертых, на выявление педаго­гических, методических принципов подачи знаний, выработку у детей лич­ного отношения к ним;

в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, то есть потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обо­снованно решить проблемы иннова­ционного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;

в-седьмых, на выяснение условий, способствующих формированию со­циальной зрелости и ответственности;

в-восьмых, на определение психоло­гических факторов, влияющих на фор­мирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей;

". Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их" [5].

Сопереживание - это способность к пониманию другого, к состраданию. Сопереживание позволяет проникнуться чувствами и эмоциями других людей, помогает налаживать контакты с окружающими, определяет коммуникативный потенциал развивающейся личности.

Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание/ Ф.И. Гиренок

Панфилова, Т.В. "Информационный человек": личность в эпоху глобализации/ Т.В. Панфилова

Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал / Д.И, Фельдштейн. - 2010. №2(4). с.6-11

Цвейг, С. Нетерпение сердца / перевод Н. Бунина/ С. Цвейг. – Азбука-Аттикус, 2016. 460 с.

Психология обучения – наиболее разработанная область педагогической психологии. Поскольку главной целью обучения традиционно считается приобретение учеником знаний, умений и навыков, в педагогической психологии в первую очередь изучаются особенности усвоения знаний детьми – общие закономерности и индивидуально-типические различия. Усвоение знаний связано, с одной стороны, с содержанием и методами обучения, с другой – с умственным развитием обучаемого. Изучение этих взаимосвязей является одним из главных направлений исследования в психологии обучения.

Эффективность усвоения знаний определяется отбором организацией учебного взаимодействия детей, выполнением обучаемым определенных познавательных действий.

В связи с этим для анализа основных закономерностей усвоения знаний используются ключевые термины: обучение, учение, учебная деятельность.

Обучение – это процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку ( людям ) в специально организованных условиях семьи, дошкольного учреждения, школы, вуза, сообщества.

Обучение начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека в различных видах деятельности: общении, игре, труде.

Ребенок впервые начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Меняется положение ребенка в обществе, он занимает новую позицию по отношению ко всем окружающим. Обучение формирует определенные свойства и черты личности.

Современное образование переживает период реформирования, что отражается и на дошкольном обучении.

В соответствии с обозначенными выше характеристиками обучения в педагогической психологии определяются его основные проблемы. Проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ. В истории педагогической психологии многие традиционные вопросы исследования так и остались не до конца понятыми, сохранили статус проблемы.

Одной из таких проблем является индивидуализация и дифференциация обучения. Разные авторы выделяют в качестве главных различные психологические особенности обучающихся, которые необходимо учитывать при индивидуализации учебной работы: умственные способности, учебные умения, познавательные интересы, индивидуально-типологические особенности.

Вторая традиционная проблема – наглядность в обучении. Широко бытует представление, что наглядность прямо и непосредственно связана с чувствительностью, с наблюдаемостью предметов, явлений. Такое понимание наглядности идет от Я.А. Коменского, который считается родоначальником принципа наглядности в обучении. Новый подход к проблеме наглядности обучения разрабатывался В.В. Давыдовым . Наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения ..

Особую роль в создании у обучаемых наглядных образов изучаемых явлений играет создание модели (муляжа, макета, чертежа, схемы, графика, и т. д.) в результате анализа, выявления в объекте главных существенных свойств.

При использовании наглядных пособий педагогу следует учитывать два момента: 1) какие действия вызовут у обучающихся предъявляемые им средства наглядности; 2) какие действия должны выполнять обучающиеся, чтобы сознательно овладеть учебным материалом. Если эти группы действий соответствуют друг другу, то наглядные пособия и средства наглядности нужны, полезны; если же такого соответствия нет, то эти пособия или не нужны, или даже вредны. Например, если при обучении счету используются яркие картинки или игрушки, то внимание детей направлено не к объекту изучения – количественным отношениям, а к содержанию предметов.

Третья проблема – развитие теоретического мышления обучающихся. В.В. Давыдов разработал теорию новой системы обучения с направлением от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление было названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само обучение развивающим.

Четвертая проблема – управление процессом усвоения знаний учащихся. Разработка этой проблемы в отечественной психологии связана в первую очередь с именами П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. П.Я. Гальперин подробно описал закономерности поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов. Н.Ф. Талызина, опираясь на труды А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, подробно описала основные условия, обеспечивающие управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у школьников различных приемов познавательной деятельности.

Помимо вышеперечисленных, в педагогической психологии дискутируются и другие проблемы: психологическая готовность ребенка к школьному обучению, формирование у дошкольников положительной мотивации к учению, гуманизация и демократизация обучения, преемственность в обучении и др.

В последние годы в педагогической психологии появились новые актуальные проблемы исследования: сохранение психологического или личностного здоровья участников образовательного процесса; здоровьесберегающие технологии обучения; безопасность образовательной среды; личностная зрелость и компетентность субъектов образовательного процесса и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальные проблемы педагогики и психологии

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам педагогики и психологии. Данная тема очень объемна по своему содержанию. В данном исследовании затронуты лишь часть вопросов, актуальных в условиях современности в области педагогики и психологии. Педагогика и психология сейчас находятся в сложных условиях, зависящих от политической и социально-экономической ситуации в целом по стране. Сфера образования претерпевает изменения, происходит непрерывный процесс модернизации. Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данной статьи.

Ключевые слова: образование, педагогика, психология, качество образования, воспитательная система, образовательный процесс.

Психология и педагогика в настоящее время играют большую роль в образовании, воспитании подрастающего поколения, формировании общества в целом. От того, как будет образовано и воспитано общество, поколения зависит развитие государства, динамика развития всех сфер жизнедеятельности общества.

В рамках данной статьи мы не можем охватить весь пласт актуальных проблем сферы педагогики и психологии. Остановимся подробно лишь на части проблем, которые касаются сферы образования.

Одна из существующих проблем современности – это проблема качества образования. Спектр образовательных услуг представлен разнообразием образовательных организаций разного уровня – государственных и частных дошкольных образовательных организаций, школ, организаций профессионального образования, высших учебных заведений, организаций дополнительного образования детей и взрослых. Все они ведут образовательную деятельность либо по уже принятым и утвержденным Министерством программам обучения, либо разрабатывают и внедряют в учебный процесс авторские программы и методики обучения и воспитания. Также в системе образования в настоящее время много средств обучения - учебных и методических пособий. Их выбор тоже определяется не всегда рационально.

При всем разнообразии образовательных продуктов и технологий, не всегда качество и результат обучения соответствуют требованиям.

Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебного процесса, которая позволяла бы объективно оценить работу ученика и учителя, целенаправленно планировать деятельность коллектива в этом направлении, в каждом образовательном учреждении должна быть создана программа мониторинга качества образования. Данные мониторинга должны входить в единую муниципальную и региональную базу данных. Единая информационная база должна быть достоверной, прозрачной, должна давать представление о качестве образования в целом. К сожалению, в настоящее время не во всех регионах и городах данная система функционирует. Наблюдается и другая тенденция – данные мониторинга показывают высокие результаты, тем не менее уровень образования обучающихся образовательных учреждений и компетентность педагогов низкие.

В контексте модернизации системы образования одним из приоритетных направлений является совершенствование управления образованием на основе информационных технологий. Система управления образованием является важной частью государственного и муниципального управления.

Улучшение качества управления образованием должно осуществляться в рамках программы электронного правительства. Это новое явление для нашей страны подразумевает как автоматизацию самого административного процесса управления образованием, так и вовлечение широких слоев населения в процесс управления образовательной системой. Эта проблема довольно активно обсуждается в научных исследованиях. Исследователи согласны с тем, что присутствие образовательных органов в Интернете должно вести диалог с субъектами учебного процесса с постоянной практикой и обеспечивать прозрачность принятых решений.

Информационные потоки и информационное взаимодействие, необходимые для эффективного управления образованием, обеспечивает наличие информационной культуры среди всех субъектов образовательного процесса.

Отчетная документация образовательных учреждений после обобщения в Управлении передается в Министерство образования, взаимодействующее с помощью средств массовой информации и Интернет с населением.

Процесс цифровизации управленческой деятельности в системе образования осуществляется посредством внедрения различных программ и мероприятий федерального и регионального уровня.

Необходимо создание электронной информационно базы, доступной всем региональным ведомствам и организациям. Пусть черпают информацию не из школы десятками запросов, а из общей базы - оперативную, достоверную. Ведь нередко бывает так: идет межведомственное обсуждение какой – то проблемы, и у всех ведомств разные данные.

На данный момент при управлении образованием на всех его уровнях информационные технологии используются недостаточно эффективно. Существует необходимость разработки подходов, позволяющих объединить все компоненты образовательной среды в единую и согласованную систему, с которой легко управлять и прогнозировать последствия предпринятых управленческих действий; решить проблемы формирования информационной и технологической инфраструктуры системы образования, повысить эффективность и качество управления, основанные на внедрении современных ИТ.

Можно выделить ряд проблем в управлении образовательным процессом: отсутствует единая информационная система управления и мониторинга образовательным процессом; не выработаны единые требования к уровню информационной культуры управленческих кадров в образовании; информационная культура субъектов образовательного процесса формируется стихийно и не всегда на должном уровне.

Проблема культуры профессиональной деятельности педагога для педагогической науки не является новой. Исследовательский интерес в этой теме выводит нас не только на описание этого педагогического феномена, выявления его структуры, составляющих, но и на изучение механизмов, под влиянием которых происходит ее становление, необходимых условий

Проблема компетентности современных преподавателей стоит особенно остро. Связано это, в первую очередь, с нехваткой педагогических кадров в образовательных организациях всех уровней. Преподаватели вынуждены, пройдя переподготовку, преподавать несколько предметов. При этом страдает качество преподавания, поскольку в рамках переподготовки невозможно постичь ту или иную науку достаточно глубоко.

Касаемо проблем психологии, которые актуальны в наше время, можно назвать наиболее важные. Прежде всего, это психологические проблемы воспитательного процесса современных детей.

Следует отметить, что по статистике сейчас очень много детей с патологиями и дефектами развития, ослабленным здоровьем. Все это накладывает отпечаток на образовательную и воспитательную деятельность. Педагоги и психологи вынуждены искать новые подходы к таким детям.

Также в современном обществе стало очень много негативных проявлений со стороны молодежи – суицид, агрессия, асоциальное поведение, ранняя сексуальная жизнь, игрозависимость и интернет-зависимость и т.д. Все вышеперечисленное также является проблемой, решением которой занимается как педагогика, так и психология.

Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач реформирования структуры и содержания общего образования.

Глобальной проблемой психологии в современных условиях является и работа со взрослым поколением. В условиях образовательного пространства – это работа как с педагогическим составом, так и с родителями.

Таким образом, в условиях современности существует достаточное количество проблем педагогики и психологии, которые оказывают негативное влияние на жизнь современного общества, заставляют специалистов и ученых искать пути и средства их решения.

Читайте также: