Почему повесть называется последние холода сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Цели урока: показать значение повести А. Лиханова; вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

1). Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Заранее на дом было задано сочинение, некоторые зачитают на уроке).
2). А какие произведения читали о ней? (Выступления 3-4 учащихся).

Слово учителя.

– Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны.

Тяжело было на войне солдатам, о чем писали К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Но каково же было детям на войне, которые зачастую оставались один на один с самим собой. В русской литературе об этом писали В. Катаев – “ Сын полка”, В. Богомолов – “Ваня”, А. Приставкин – “Ночевала тучка золотая”, в башкирской литературе – А. Бикчентаев – “Сколько лет тебе, комиссар?”, “Прощайте, серебристые дожди” и другие. Все произведения носят трагический характер. “У войны не женское лицо”, – пишет С. Алексеевич, и тем более не детское.

Писатели описывают разные отношения взрослых к детям на войне. Если у В. Катаева и А. Бикчентаева отношение взрослых к детям теплое, отеческое, то в повести А. Лиханова “Последние холода” говорится не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, как эти лишения переносят в сложном возрасте – в одиннадцать – тринадцать лет, когда ребятам нелегко вести себя самоотверженно и достойно. В сложный внутренний мир подростка вводит читателя А. Лиханов.

А. Лиханов родился в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушел на фронт и воевал до последних дней войны. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. “Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдание”, – вспоминал А. Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам”. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых.

Книги А. Лиханова решают важную задачу : как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное. Писатель удостоен Государственной премии РСФСР, премии Ленинского комсомола, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Обо всем этом повесть “После холода”.

Беседа по вопросам:

– От чьего имени ведется рассказ?

– Что мы знаем о Коле, сколько ему лет, где живет и с кем, ощущал ли он на себе тяготы войны?

Какое слово говорит о том, что мама с бабушкой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода? (надсаживались).

– Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему привык Коля, живя в своем доме?

– Выслушав ребят, обращаю внимание на слова – боялись за него, думали о нем.

И вот Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать по – настоящему беду.

– Когда это происходит? (Когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда он начинает ощущать, что такое война.)

Ляйсан Галиуллина нарисовала столовую и ее обитателей. Очень подробно , глубоко она отвечает на этот вопрос.

– Коля увидел воочию, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой. Коля видит здесь разных ребят:детей с обидной кличкой “шакалы”,хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, невозможно забыть.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность.

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

– Что мы узнаем о Вадике и Маше? (Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице).

– Живут вдвоем. А тут ко всем бедам и еще одна: Маша потеряла карточки, и они голодают.

-Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.

Ученикам нужно найти слова, чтобы определить, какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении. Что помогло им выстоять, выжить? Собираем ответы на эти вопросы.

– Светящаяся доброта, любовь, забота о маме ( ученики читают письма, которые пишут Вадик и Маша маме)

– Забота друг о друге.

Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он сделал для них?

Ребята вспоминают все важные эпизоды, где проявляется доброта Коли, его умение сострадать, желание помочь Маше и Вадику(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел. Куртку решил отдать, идет с Вадиком на “промысел” и т. д.)

Ученики рады, что Коля не побоялся пойти в тифозный барак, что он сумел преодолеть страх. Этот эпизод читаю сама: “У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно”.

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

– Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Дети находят в тексте рассуждения Коли.

– Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. О бескорыстии, о готовности помочь.

Рассуждения Коли о взрослости ученики читают по тетради( заранее было задано выписать в тетрадь понравившиеся рассуждения о взрослости). “Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное…”.

Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

– Почему Вадик и Маша не стали друзьями Коле? ( Горе сделало Вадика и Марусю очень взрослыми. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя).

– А как Коля считает, почему они не подружились? Ребята находят ответ в повести: “Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может, была другая причина, что мы не стали друзьями,– время”.

– Почему повесть называется “Последние холода”? ( У природы – конец зимы, в книге – конец войны).

Заключительное слово учителя. Заканчивается война, приближался особенный день. Первый день Мира… Но рядом безутешное детское горе– последствия войны.

Читаю слова писателя, написанные на доске. В этих словах призыв– никогда не забывать войну и сохранять мир , самое дорогое и святое. Как важно нам помнить это сегодня, в наше напряженное время. Мы должны делать все, чтобы никогда не повторились ужасы войны, чтобы детство было счастливым.

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством детского писателя А. Лиханова.

2. Донести до учащихся идейное содержание произведения.

3. Учить учащихся умению сострадать, сопереживать обездоленным людям.

4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к старшим, своим сверстникам, бережное отношение к хлебу.

Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете!

- От чьего имени ведется рассказ?

- Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?

- К чему Коля привык, живя в своем доме?

- Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь? Ощущать по-настоящему беду?

- Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить?

- Какие качества характера спасли их?

- Как помог им Коля?

- Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

Подготовить к уроку портрет А. Лиханова, выставку его книг, собственные иллюстрации к повести.

Вступительное слово учителя.

Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинам военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, - ведь взрослые всего лишь бывшие дети.

Это произведение посвящено детям минувшей войны, их лишениям и страданиям. Эти дети не столкнулись с войной лицом к лицу, но и в глубоком тылу, далеко от линии фронта, она обрушила на них недетские заботы, переживания, горе, она опалила их души. Сегодня разговор пойдет не просто о военном детстве, о том, как дети переносят лишения военных лет, а о том, что ребятам иногда нелегко вести себя самоотверженно и достойно, когда единственный судья – сам человек.

Слово о писателе.

«Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство, -говорил Альберт Лиханов. Он вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданиями победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства, сострадание, вера в справедливость. Книги Альберта Лиханова решают важную задачу: как человек остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и прекрасное.

У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очереди за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

Аналитическая беседа с учащимися.

(Повесть – чаще всего это история одной жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру действия сложнее рассказа.

(Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).

- От чьего имени ведется рассказ?

(Рассказ ведется от имени Коли – взрослого человека, который вспоминает свое военное детство. Прошло так много лет, а он отчетливо помнит те страшные годы войны, потому что это невозможно забыть.)

- Сколько ему лет?

- Где он живет и с кем?

(С мамой и бабушкой)

- Ощущал ли он на себе все тяготы войны?

(Бабушка с мамой делали сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода)

- Найдите это слово в подтверждение сказанного?

- Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой? К чему привык Коля, живя в своем доме?

(Доброжелательные отношения. Он был послушный сын. Он привык, что о нем заботились, боялись за него, думали о нем).

- Когда Коля начинает познавать сложную жизнь, ощущать настоящую беду?

- Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в жизни Коли.

- Что мы узнаем о Вадике и Маше?

(Вадик и Маша - эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице – в тифозном бараке. Живут вдвоем. А тут еще одна беда: Маша потеряла карточки, и они голодают, они об этом никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.)

- Какие качества характера спасли детей, находившихся в безвыходном положении? Что помогло им выстоять выжить?

(Светящаяся доброта, любовь забота о маме – письмо, которое пишут Вадик и Маша. Забота друг о друге. Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал, кормил ее, даже в баню водил.)

- Конечно, во многом детям помогли люди, которые их окружали. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля! Что он сделал для них?

(Он задумывается о щедрости и жадности. О доброте и злобности. Нелегко доставалась еда Вадьке. Главное, какой ценой. Коля называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед другом, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства! В нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы).

- Такая готовность появляется не вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и боязнь и страх. Вместе с Колей задумаемся над глубиной смысла слов.

Постигаем нравственные истины. Найдите в тексте рассуждения Коли.

- Многое Коля стал видеть и понимать по – другому. Теперь перед ним были непросто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества и достоинства!

Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то: «А вот Вадька боялся… боялся за свою маму… бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня мама и бабушка.

- Почему же Вадик и Маша не стали друзьями?

(Горе сделало Вадика и Марусю взрослыми. Горе, война, беда сделали их маленькими старичками. Коля не мог подняться до полного осознания их беды и горя.)

- А как Коля считает почему они не подружились?

- Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Его приближали все, как могли.

Словарная работа.

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутренне сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Обществом.

Стыд – Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Позор, бесчестие. Унижение, самоосуждение, раскаяние, внутренняя исповедь перед совестью, срам, позор, поругание посрамление, унижение в глазах людей, унизительное, скорбное чувство.

Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Благородный – высоконравственный человек, самоотверженно честный и открытый.

Бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы.

Взрослость – достижение зрелого возраста.

Работа с иллюстрациями.

- Что такое кульминация? (Момент наивысшего напряжения в произведении).

- Ребята, какой момент, какой эпизод можно считать кульминацией повести?

- Обратите внимание на рисунки, помещенные на доске. На каком из них изображен момент, где больше всего мы переживаем за судьбу героев?

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоевано сегодняшнее счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым. Разговор состоялся. Возмужал, вырос на наших глазах мальчик Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. И не только Коля, но и мы понимаем, что с самого детства надо воспитывать себя так, чтобы отзываться на чужую боль, спешить на помощь человеку.

- Почему Ваня так ненавидел фашистов? Можно ли назвать его патриотом?

- Что такое патриотизм?

(Любовь к Родине, готовность человека, даже если это потребуется, отдать за нее жизнь)

(Война лишила многих детства. Теперь Ваня – разведчик, который серьезно относится к своим поручениям, а, в сущности, он остается ребенком)

- Во время войны бок о бок, плечом к плечу сражались на фронте мужчины, женщины и дети.

История георгиевской ленты.

Заключительное слово.

Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!

Почему Альберт Лиханов назвал свою повесть " Последние холода"?


Прямое значение - последние заморозки перед настоящим весенним теплом - в это время года происходят события повести.

А если впереносном смысле то, последние холода - это трагические события в самом конце войны, перед началом новой эпохи в жизни страны (смерть матери друзей главного героя, их сиротское детство в детском доме).


Какие книги написал Альберт Лиханов?

Какие книги написал Альберт Лиханов.


Косцы почему так названа повесть?

Косцы почему так названа повесть.


Почему повесть назвали тарас бульба?

Почему повесть назвали тарас бульба?


Срочно отзыв на повесть Лихачева "Последние холода"?

Срочно отзыв на повесть Лихачева "Последние холода".


Имена героев произведения "Последние холода" Лиханов?

Имена героев произведения "Последние холода" Лиханов.


Отзыв о книге Лиханов "Последние холода" 7 класс, срчно?

Отзыв о книге Лиханов "Последние холода" 7 класс, срчно!


Лиханов "Последние холода" краткое содержание?

Лиханов "Последние холода" краткое содержание.


Почему рассказ Последний лист так назван?

Почему рассказ Последний лист так назван.


Краткое содержание для читательского дневника А?

Краткое содержание для читательского дневника А.


Почему повесть гоголя можно назвать героической?

Почему повесть гоголя можно назвать героической.


Тоже самое только всё в океане.


Географическая карта—изображениемоделиземной поверхности, содержащее координатную сеткусусловными знакаминаплоскостив уменьшенном виде.


Главная мысль : как бы ни было тяжело, надо найти в себе силы противостоять злу, не сломаться в жестких, а подчас и жестоких жизненных ситуациях.


Я когда пошла на море с дочкой то я ей помогла потому что она плохо плавает.

краткое содержание последние холода

Книга начинается с того, что мальчик Коля вспоминает учительницу, Анну Николаевну, которая преподавала ему школьные уроки, а также уроки жизни.

Тогда был 1945 год, шла война. Рассказчик через год и 2 месяца должен был окончить начальную школу.

Постоянный голод

В какой-то момент, когда Коля кушал, он оставил суп (для рассказчика немыслимое дело, поскольку его мать учила всегда все доедать, даже если ему пища очень не нравилась). К нему подсел незаметно для него один из шакалов, начал выпрашивать взглядом остатки супа. В этот момент рассказчик заколебался, хотя ему пищу и отдал. Он этого мальчика заприметил, про себя называя его желтолицым. Кроме того, он заприметил одного парня из шпаны, пробившегося без очереди среди мелких. Прозвал он его Носом.

краткое содержание рассказа последние холода

Спустя несколько дней, опять кушая, он снова увидел желтолицего, который украл хлеб у совсем маленькой девочки, из-за чего поднялся ужасный скандал. После этого банда Носа решила поколотить желтолицего, но выяснилось, что они, в общем-то, и драться толком не умеют, больше хорохорятся. Тогда желтолицый Носа схватил за горло и начал душить. Банда в ужасе разбежалась. А желтолицый побрел к забору. Там он упал в обморок. Увидев это, Коля начал звать на помощь, и мальчика привели в себя. Выяснилось, что он ничего не ел уже 5 суток, а хлеб воровал для себя и своей сестры Марьи. Тогда рассказчик узнал, что имя желтолицего - Вадька.

Герои

Но Марья и Вадька жили совсем иначе. Их отец умер в самом начале войны. Мама находилась с тифом в больнице, и было мало надежд на выздоровление. Девочка потеряла где-то талоны на еду, поэтому ее брат был вынужден шакалить, еду добывать своей хитростью. При этом нравственно они не опускались. Дети постоянно думали о своей матери, всегда врали ей в своих письмах для того, чтобы она нисколько не волновалась. Они жили в очень бедном доме. Это все узнал рассказчик, пообщавшись с Вадькой.

краткое содержание книги последние холода

Помощь детям

лиханов последние холода содержание

Прогуливание школы

рассказ последние холода

Матери

Вернувшись из школы, Марья поругала Вадика за то, что он прогуливает уроки, и сообщила, что ей дали талоны на питание. Дети наконец поели в столовой, но у девочки отобрали второе, после чего ее брат отогнал обидчика.

Потом они отправились домой к Коле, сделали там уроки, покушали. Зашел желтолицый с перевязанными ремнем учебниками и целым портфелем еды – ему ее передали через директора учителя. Вадик обвиняет мать рассказчика в том, что его вызвали к директору, а также в данных подачках. Но мама говорит, что она здесь ни при чем. Она усаживает мальчика за стол, он нехотя, но соглашается. Начинают разговаривать о бане. Выяснилось, что Вадик и Марья после госпитализации матери мылись один раз из-за жуткого стеснения девочки ходить в общую баню, а сама она не могла мыться, было трудно. Рассказчик говорит о детстве, что вроде бы ты и свободен, но это не так, ты не волен. В какой-то момент обязательно понадобится сделать что-то, чему противится изо всех сил твоя душа. А тебе при этом говорят, что так надо, и ты, страдая, маясь, упираясь, делаешь все-таки то, что требуется.

Когда Марья и Вадька уходят, мать Колю ругает за прогуливание уроков, к слову, первое в его жизни.

альберт лиханов последние холода

8 мая

Спустя некоторое время (8 мая) Коля в поведении своей мамы замечает странную суету, а на ее глазах слезы. Он предполагает, что что-то произошло с отцом. Но она говорит, что все в полном порядке, после чего предлагает ему сходить в гости к Вадьке и Марье. Там мать себя ведет также неестественно. Подозрения рассказчика насчет папы усиливаются, только с ним все на самом деле в порядке.

9 мая

В школе на месте усидеть никто не мог. Анна Николаевна своим ученикам сказала, что пройдет какое-то время, и все они станут взрослыми. У всех будут дети, потом внуки. Пройдет еще время, и те, кто сейчас уже взрослые, умрут. Тогда останутся только они, дети прошедшей войны. Их дети и внуки войны не будут знать. На Земле останутся только они, люди, которые еще будут помнить ее. Может так случиться, что ребята забудут это горе, эту радость, эти слезы… И она попросила их не допустить этого. Самим не забывать и другим не дать забыть.

Смерть матери

последние холода отзыв

Рассказчик пошел к дому Марьи и Вадима. В их квартире не горел свет, но дверь оказалась открытой. Девочка лежала в одежде на кровати. Вадик же сидел возле нее на полу. Он сказал, что несколько дней назад умерла их мама, а они об этом узнали только сегодня. День 9 мая стал праздником абсолютно не для всех.

Их отдали в детдом. Рассказчик их навещал один раз, только беседа у них как-то не заладилась. Он их с тех пор больше не видел, поскольку детей перевели в другой детдом.

Конец произведения

Очень сложно оставлять отзыв об этом произведении. Мы сытые люди, мы не знали войны и голода. И очень страшно представить страх и отчаяние людей тех лет, маленьких, ни в чем не повинных.

Читайте также: