Роль пейзажа в рассказе господин из сан франциско сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Одной из отличительных художественных особенностей творчества Бунина, бесспорно, можно назвать детализацию в описании окружающей жизни. Эта неповторимая лирическая манера писателя особенно заметна в "Господине из Сан-Франциско" на всём протяжении повествования. Перед мысленным взором читателя течёт река из жизненных картинок, деталей, звуков, наблюдений за действиями героев. Все эти подробности и неторопливость повествования необходимы автору.

Он описывает жизнь богачей во время путешествия. Рассмотрены мельчайшие детали одежды, внешности, окружающих вещей. Всё это говорит о том, что эти люди — рабы вещей, узники собственного богатства. Однако преуспевающие люди смертны, а окружающий мир вечен. Океан за бортом корабля, прекрасное утро в порту, солнце на итальянских улочках — всё это неподвластного человеку, каким бы богатым он ни был. Жизнь свободна и непредсказуема. В ней ничего не изменилось со смертью богача, имя которого автор даже не считает нужным называть. Зачем? Кто будет помнить его бессмысленную жизнь? В противовес этой глупой смерти идёт детальное описание прекрасного утра на Капри, дороги, сбегающей к вечному лазурному морю. Подробно описывается лошадь, которая везёт тело покойного, морской пейзаж, радость извозчика случайному заработку. Мир по-прежнему прекрасен, а бездыханное тело вчерашнего могущественного богача из роскоши брошено в ящик из-под какого-то груза.

Само название рассказа символично. Господин — это значительный в мире денег человек. А город его проживания- место безнравственности сильных мира сего. Название парохода — символ затонувшей страны с её аморальными обитателями. Многопалубный корабль символизирует устройства мира — почётную палубу занимают повелители жизни, а внизу — их обслуживающий народ. Влюбленная пара, которую нанял капитан, изображает любовь за материальное вознаграждение. Это символ жизни, где всё покупается и продаётся — были бы деньги.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

ять проблему, стоящую перед героем, и передать все чувства героя и автора. При описании природы произведение оживает и становится более интересным. Бунин воплощает в рассказах собственное трагическое понимание любви, реализуя его не только в драматических финалах, но и в изображении мгновенных, неожиданно прерывающихся встреч героев. Любовь как счастливая кратковременная встреча - характерное содержание повторяющихся ситуаций в рассказах цикла. Герой новеллы В Париже горько осознает, что из года в год, изо дня в день втайне ждет только одного - счастливой встречи, живет, в сущности, только надеждой на эту встречу и все напрасно. Но даже если эта встреча и происходит, он не имеет у Бунина выхода в будущую совместную жизнь мужчины и женщины. Такой неустойчивой, временной встрече соответствует и неустойчивое художественное пространство рассказа цикла: постоялый двор, гостиница, поезд, дворянская усадьба, где на отдыхе, на каникулах пребывают герои. Трагический финал словно предопределен, и на первый план автором выдвигается чувственно-эмоциональное и эстетическое восприятие героями любви. Но даже самый яркий, острый миг осознания влюбленности не способен пробить враждебный высокому чувству неизбежный совместный быт. До него никогда не доходит дело в рассказах Бунина. Г). Произведение Господин из Сан-Франциско.

Одним из поводов к написанию рассказа послужило воспоминание, связанное с впечатлением в апреле 1909года, на пароходе, во время путешествий, у Бунина завязался спор о социальной несправедливости, и он так ответил оппоненту: Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля работаю. Справедливо ли это? А главное сидящие наверху и за людей тех, кто на них работает…. Именно здесь и зародился Господин из Сан-Франциско.

Рассказ Господин из Сан-Франциско был высоко оценен критиками. До Бунина никто так открыто не описывал людей, находящихся в разных социальных слоях. Бунин был прав, что все люди равны друг перед другом и перед смертью, именно это он пытается донести своим рассказом. Господин из Сан-Франциско - так звали главного героя рассказа. Герой не имел своего имени, так как он не достоин его. Этот господин считал, что если он богат, то он может все себе позволить. Ему было пятьдесят восемь лет, но все эти годы он не жил, а существовал. Всю свою жизнь он работал, никогда не задумывался об отдыхе. Цель у него была - быть богатым и известным человеком. Решившись на отдых, Господин отправляется в путешествие по странам с женой и дочерью на корабле Атлантида. Бунин назвал корабль в честь затонувшей страны. Этим Иван Алексеевич показывает опасность предстоящей поездки.

Все действия, проходящие на корабле Атлантида, наигранные и фальшивые. Например, на пароходе была одна пара, которая создавала атмосферу влюбленности. Бунин презирает эту фальшь, которая царит повсюду, в том числе и на корабле Атлантида.

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи, и шалели под знойными недрами… (12 стр.281). Погода все путешествие не была благоприятной: то жарко, то холодно. Этим описанием Бунин стремится показать, что на корабле случится беда. Господин из Сан-Франциско стремился подыскать своей дочери достойного и богатого жениха. В путешествии его дочь познакомилась с принцем, который путешествовал инкогнито. Он был нехорош собой и странен, но так как он был богатым человеком, дочь Господина из Сан-Франциско проводила с принцем время. Господин из Сан-Франциско, не замечая присутствия жены и не задумываясь о своем возрасте, поглядывал на молодых дам. Его не смущало даже то, что многие из них готовы отдать свою любовь, пусть даже и не совсем бескорыстно. Господин был щедр в пути и верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему. В Неаполе, куда они приехали, к Господину стали подбегать местные жители и предлагать ему свои услуги. Господин ухмылялся этим оборванцам. Декабрь выдался не совсем удачный, погода стояла плохая. Портье постоянно оправдывался, что такой погоды они не помнят, хотя такая погода стояла из года в год. Здесь царит ложь и лицемерие. Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью, город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными…; про сырость же и вонь гнилой рыбой от пенящегося у набережной моря и говорить нечего. ( № 12, стр. 285) В какой бы город не приезжал Господин из Сан-Франциско, за время путешествия, со своей семьей, везде стояла ужасная картина и мерзкая погода. С утра не была солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий, низко серел над свинцовой зыбью моря. Остров Капри был сыр и темен… (№ 12, стр. 286-287).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки РСО – Алания

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

(ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РАССКАЗА)

Составила Томаева С.К.

Рассмотрено и утверждено
на заседании ПЦК
протокол № 4 от 15.04.2013 года

ВЛАДИКАВКАЗ 2013 г.

ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РАССКАЗА

Своим студентам я часто говорю, что, если они пронесут любовь к чтению через всю жизнь, это будет лучшая награда за наше сотворчество. При этом подчеркиваю, что речь идет о серьезном чтении, о книгах, которые заставляют биться не только сердца, но и мысль. А что, как не сочинение, побуждает сильнее всего работать мысль?

Этот вид творческой работы уже с V класса должен быть интересным и постоянным. Конечно, сначала это будут не классические сочинения по литературе, а сочинительство (загадок, сказок, рассказов и т.д.) и ответы на вопросы (из 5—6 предложений). Но чем дальше ребята углубляются в литературоведческий анализ, тем больше сочинение должно сочетать свободу (парение) мысли и научность (логичность, доказательность). Студент в сочинении выражает свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, которая может не совпадать с общепринятой, но, в любом случае, она должна быть аргументирована и доказана. Это, наверное, и есть главная задача в обучении сочинению, хотя именно этому труднее всего научить. Поэтому мы продолжаем совершенствовать свое мастерство. Один из этапов этого процесса — обучение сочинению — анализу рассказа. На данную тему отводится два часа, так как студенты не только постигают суть произведения, но и учатся цельности анализа, умению в процессе творческой работы выделять главное и самостоятельно формулировать мысли. Определенный схематизм исследования вовсе не отрицает творчества: ведь условность этапов анализа показывает, что эти пункты, во-первых, важны, они помогают правильно понять идею рассказа; во-вторых, могут следовать в другом порядке: что-то может быть опущено или введено нечто новое.

Задачи урока:

формирование ценностных отношений к человеческой жизни;

формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;

развитие умения в излагать свои мысли.

Говоря о лирике И.А.Бунина, мы отмечали те поэтические традиции, которые развивал в своем творчестве писатель, привнося в них что-то свое, новое.

Вспомните, кто были учителями Бунина в поэзии?

(А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев.)

(В рассказе не будет бунинского лиризма, поэтичности, духовности.)

Анализ первой фразы.

Какой фразой начинается рассказ?

Форма вежливости.

Принадлежность к привилегированному классу.

Человек,обладающийвластью эксплуатировать, барин.

Тот, кто властен распоряжаться чем-либо (устар.).

В каком значении употреблено это слово в названии рассказа, в первой фразе?

Почему герой лишен имени?

Какой прием использует автор? (Усиление отрицания.)

С какой целью? (Обобщение, типизация образа.)

Почему выбран Сан-Франциско? (Прославился после золотой лихорадки, это средоточие торговли на Тихоокеанском побережье.)

Что символизировала Америка, далекая от воюющей Европы? (Сытость, довольство жизнью, бездуховность.)

Какова была цель поездки? (Развлечения, причем подчеркнуто семантикой слова единственно.)

Сколько он собирался отдыхать и от чего? (Человек, работавший, как иронично замечает автор, не покладая рук, мог себе позволить целых два (!) года сплошных развлечений и безделья.)

Анализ сюжета

Предложите свои вопросы по сюжету. Ответьте также на следующие:

Динамичен, закручен ли сюжет? (Прост, ослаблен.)

Почему? (Бунину не интересны внешние события, поступки героя.)

Что в центре внимания? (Наслаждение жизнью.)

А в чем наслаждение жизнью видят путешественники?

Может быть, господин — исключение?

Где еще, помимо Неаполя, собирался побывать герой?

Что и чем поразило вас из всех развлечений?

Как чувствует себя герой во время путешествия?

Почему выбраны эти цвета?

Вспомните, какова роль желтого цвета у Достоевского, белого — в фольклоре?

(Болезнь и смерть.)

Итак, символичен портрет господина.

А какие еще символы использованы в рассказе?

Охарактеризуйте общество на пароходе, укажите основной прием изображения.

Какова роль пейзажа?

Чем занят герой в последний день?

Что же для него ужасно, хотя сам он этого не понимает?

(Первое прикосновение смерти.) Сравните два описания смерти: голубей и господина.

Можно ли говорить об эстетизации смерти героя? А в чем отличие?

К чему такой физиологизм? Перед нами символ или живой человек?

(Человек, долго умирающий, но цепляющийся за жизнь.)

В каких произведениях описана смерть героя?

Анализ композиции

Почему рассказ не заканчивается смертью героя? В чем особенность композиции?

Несмотря на всевластие бездуховного мира буржуазии, автор противопоставляет царству зла мир Прекрасного.

Кого из героев и почему автор считает положительными?

Тема и идея рассказа. О чем же этот рассказ, какова его тема?

В чем же видит смысл жизни Бунин? Какова роль простых итальянцев в рассказе?

(На примере судьбы господина автор рассказывает о бесцельно прожитой жизни, респектабельной, но внутренне пустой и ничтожной.)

В чем истинное наслаждение?

Традиции и новаторство Бунина.

В чем новаторство писателя, продолжавшего традиции Толстого (проверка опорной записи)?

(В реалистическую ткань повествования писатель включает символику, условность, мистицизм, которые усиливают звучание темы смерти, являющейся предостережением для живых.)

Домашнее задание.

Победой антидуховности истолковывал Бунин катастрофы XX века. Но писатель не прекращал поиски Прекрасного.

В чем он видел выход?

Одной из отличительных художественных особенностей творчества Бунина, бесспорно, можно назвать детализацию в описании окружающей жизни. Эта неповторимая лирическая манера писателя особенно заметна в "Господине из Сан-Франциско" на всём протяжении повествования. Перед мысленным взором читателя течёт река из жизненных картинок, деталей, звуков, наблюдений за действиями героев. Все эти подробности и неторопливость повествования необходимы автору.

Он описывает жизнь богачей во время путешествия. Рассмотрены мельчайшие детали одежды, внешности, окружающих вещей. Всё это говорит о том, что эти люди — рабы вещей, узники собственного богатства. Однако преуспевающие люди смертны, а окружающий мир вечен. Океан за бортом корабля, прекрасное утро в порту, солнце на итальянских улочках — всё это неподвластного человеку, каким бы богатым он ни был. Жизнь свободна и непредсказуема. В ней ничего не изменилось со смертью богача, имя которого автор даже не считает нужным называть. Зачем? Кто будет помнить его бессмысленную жизнь? В противовес этой глупой смерти идёт детальное описание прекрасного утра на Капри, дороги, сбегающей к вечному лазурному морю. Подробно описывается лошадь, которая везёт тело покойного, морской пейзаж, радость извозчика случайному заработку. Мир по-прежнему прекрасен, а бездыханное тело вчерашнего могущественного богача из роскоши брошено в ящик из-под какого-то груза.

Само название рассказа символично. Господин — это значительный в мире денег человек. А город его проживания- место безнравственности сильных мира сего. Название парохода — символ затонувшей страны с её аморальными обитателями. Многопалубный корабль символизирует устройства мира — почётную палубу занимают повелители жизни, а внизу — их обслуживающий народ. Влюбленная пара, которую нанял капитан, изображает любовь за материальное вознаграждение. Это символ жизни, где всё покупается и продаётся — были бы деньги.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: