Почему андрей соколов видит свою вину в том как сложилась его судьба сочинение
Обновлено: 03.07.2024
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете ).
II. Изучение нового материала.
- Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.
- Был в плену у батьки Махно.
- Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.
- Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.
- Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.
(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).
Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.
Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.
3. Актуализация знаний о биографии.
Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.
Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.
4. Об истории создания произведения.
Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.
5. Анализ произведения.
- Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?
В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.
- Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?
Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.
- Давайте прочтем начало произведения.
- В чём смысл такого построения рассказа?
- Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?
Создаётся впечатление особой достоверности, документальности.
- В чем вы видите плюсы именно такого повествования?
Портрет героя.
2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.
3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.
- С чего начинается рассказ?
Начало рассказа - описание природы.
- С какой целью автор дает нам описание природы?
- Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?
Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.
Анализ эпизодов.
Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.
А. Жизненный путь героя.
- На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?
(на 3 части: до войны, война, после войны)
- Какой жизнью жил герой до войны?
- В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
На этот вопрос нам ответит 1 группа.
(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)
- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)
(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).
Б. Эпизод в церкви.
2-я группа производит анализ эпизода в церкви.
- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?
- Какая позиция ближе Соколову?
В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова.
Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.
В. Поединок с Мюллером.
Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.
- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
- В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.
Г. После бегства из плена.
4-я группа ответит на вопросы:
- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?
- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.
5-я группа расскажет нам:
- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?
- Что общего в их судьбе?
Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа.
- Как вы понимаете слово СУДЬБА?
- Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?
- Совпадает ли мнение героя с мнением автора?
Комментарий учителя.
Но его терпение не синонимично смирению. Он не смирился с обстоятельствами и одолел выпавшие на его долю испытания. Правда, за собой он не числит ни подвигов, ни героизма. Он скромен, но в нём высоко развито чувство собственного достоинства.
Но в жизни немало было и остаётся трагического, что не забывается, а лишь приглушается в сердце с годами. И Андрей Соколов до конца дней своих пронесёт в душе трагизм пережитого, его возмущённая совесть никогда не успокоится. Забвение пережитого им и миллионам людей – преступно.
Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.
Финал рассказа.
Перечитайте финал рассказа.
- Почему рассказ заканчивается описанием душевного состояния автора?
Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше.
В конце рассказа М.А. Шолохов выступает с публицистическим фрагментом.
- Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?
- Финал рассказа оптимистичен или трагичен?
Впечатления автора от встречи с Андреем Соколовым приводят автора к реальному ощущению: у народа хватило сил победить и выжить, ещё есть силы работать, но мало силы жить.
Потому и Андрей Соколов, и Ваня в конце рассказа удаляются, а Ваня машет ручкой на прощание.
Слово учителя.
Герои идут в будущее, словно на войну, готовясь преодолевать. Значит, война не кончилась для них, мирная жизнь не наступила, а смерть приближается.
А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.
(Песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)
- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?
(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
- Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке
III. Итоги урока.
Замечательно цельный характер создан М. Шолоховым — характер, и сегодня помогающий понять, каким быть человеку.
Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше, и чем он будет жить. Любовью. Добротой. Человеческим достоинством.
В самом рассказе Андрея Соколова условно можно выделить десять микроновелл: довоенная жизнь; прощание с семьей; пленение; в церкви; неудачный побег; поединок с Мюллером; освобождение; гибель семьи; смерть сына; встреча с Ванюшкой. Каждая из них внутренне едина и композиционно завершена: имеет завязку, кульминацию, завершение, развязку, а иногда и прологи и эпилоги.
перед жизнью и людьми. Шолохов ищет мотивы его трагедии не в особенностях характера, а в трагическом состоянии мира, в несовершенстве человеческого жизнеустройства. Судьба героя включается в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один известный современный писатель. Речь идёт о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл Великую Отечественную Войну, чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли, и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Возвращение фронтовика к мирной жизни, к домашнему очагу закономерно стало одним из главных мотивов в творчестве писателей. Послевоенная действительность рисовалась в картинах стройки, возрождающихся из руин городов и сёл. Люди работают, не находя времени на раздумья, не давая воли ни горьким воспоминаниям о былом, ни беспокойным чувствам, которые возникали в ответ на несправедливость и зло, не исчезнувшие из жизни.
Андрей Соколов — это истинно русский человек советской эпохи, в его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик нации. Он совершает героические поступки, не придавая им значения таковых. Бескорыстие подвига, скромность и естественность — это те черты, которые не выделяют его среди советских людей, а роднят его с ними, рассказывают о нём как о человеке, которому народ щедро отдал своё духовное достояние. Это человек, который представляет народ в обстоятельствах суровых и трагических и проявляет качества, которые не являются его нравственной привилегией, не выделяют его среди других, а сближают с ними.
Несмотря на все потери, герой рассказа – русский солдат Андрей Соколов – сохранил свое человеческое достоинство и нашел в себе силы жить дальше. Что помогло ему не сломаться? Я считаю, что, в первую очередь, - русский характер и огромная любовь к своей Родине. Именно патриотизм, на мой взгляд, позволил русским людям выстоять, победить сильнейшего противника, восстановить жизнь после войны.
Андрей Соколов – простой русский человек, работяга. Всю мирную жизнь он проработал шофером. У него был дом, семья и дети – его малая Родина. Это Соколов любил больше всего на свете, видел в этом смысл своей жизни. Герой мечтал до конца своих дней трудиться на благо страны, воспитывать вместе с женой детей, радоваться внукам…
Пример сочинения 2
Произведение “Судьба Человека” Шолохова наполнено трагическими событиями, свойственными времени Второй Мировой Войны, которые показывают все ужасы и несправедливость войны. Вместе с главным героем, солдатом на поле брани, мы проходим через все испытания предоставляемые судьбой, но по итогу остаемся практически ни с чем. Это произведение отчасти о несгибаемой воле русского человека, о его стрессоустойчивости и храбрости.
В произведении повествуется о временах Великой Отечественной Войны. Нас знакомят с Андреем Соколовым, мобилизованным в ряды армии. В родном городе у него остаются жена и две дочери, что придает ему ещё большей мотивации для победы. Но впервые же месяцы войны его тяжело ранят и забирают в плен фашистские захватчики. В плену он знакомится с немецким концлагерем, со всеми его ужасами, и отвратными вещами. Однако благодаря своей воле и храбрости ему удается избежать расстрела и вернуться к своим на фронт. Вскоре его ожидает ещё одно испытание.
В недолгом фронтовом отпуске вернувшись в свой родной город, он узнаёт о смерти своей семьи под немецкими бомбами. Единственным близким человеком ему приходится его сын офицер, тоже сражающийся за честь страны на передовой. Но как мы знаем, реальный мир бывает очень жесток, и практически всегда непростительно несправедлив. После победы в войне Андрей узнает о гибели сына в последний день войны. Разбитый и подавленный он отправляется жить далеко от своего родного города, однако, это ещё не все испытания, уготовленные на его долю судьбой. Работая в чужих местах. Встречая там мальчика сироту, он берёт его под свою опеку. Так и заканчивается история Андрея Соколова.
Произведение даёт нам понять, насколько ужасна была война, и что она принесла людям, жившим в ту эпоху. Изо всех сил стараясь выжить и вернуться к своей семье, Андрей получает лишь разочарование и нестерпимую душевную боль от потери любимых. Это показывает всю несправедливость и ужас ВОВ. Но благодаря таким произведениям, мы учимся на прошлых ошибках, стараясь не совершать их в будущем. Именно это пытается донести Шолохов. Старайтесь не наступать на одни и те же грабли дважды.
Пример сочинения 3
Андрей Соколов - это человек несгибаемой воли. Столько испытаний судьбы выпало на долю на Андрея и он с честью их преодолел, оставаясь Человеком с большой буквы. Беды и горе не сломили главного героя,он смог выстоять, сохранив сострадание,любовь к людям. Соколов смог сделать нравственный выбор, смог не сломаться в плену, смог сбежать, прихватив ценного информатора, смог пережить утрату близких, смог найти в себе силы жить дальше и дать надежду на жизнь сироте Ванюше. Смог - это ключевое слово,а мочь могут только люди с несгибаемой волей.
Счастье мирной жизни окончилось, началась война. Семья, дети, родной дом, здоровье и уважение близких,всё остаётся на вокзале, при уходе на фронт. Эпизод прощания с женой, Ирина повторяла, что "не свидеться им больше на этом свете". Соколов корил себя за грубость,так как слова жены оказались пророческими, а он разозлился и не обнял её на прощание.
Плен, первое испытание в церкви, когда один отщепенец хотел выдать взводного немцам, а Соколов задушил руками предателя. Утром немцы требовали выдать им "вредных" людей, но таковых не оказалось.
Соколов впервые убил человека, хоть он и был предателем,но это изменило его судьбу, он стал непреклонным и духовно сильным. Он сделал свой моральный выбор, испытание предательством сделало Соколова борцом.
Эпизод психологического поединка Соколова с комендантом Мюллером занимает центральное место в произведении. Соколов выигрывает поединок и как личность, комендант лагеря не смог сломить пленного, и как русский, представитель целой нации. Соколов разговаривает на равных с комендантом, пробуждая интерес и уважение к себе. Достойный противник, представитель русского народа, в этом ключевая роль эпизода. Соколов не пошёл на сделку с совестью, хоть судьба и испытывала его в очередной раз.
Героический побег из плена, Соколов прихватил очень важного "языка",майора с секретными документами.Благодарность от генерала за отвагу и мужество,испытание славой прошёл с честью, оставаясь простым солдатом, не искал лёгкой жизни в тылу,а рвался на передовую.
После известия о гибели жены и дочерей, Соколов жил мыслями о сыне, но в самом конце войны геройски погибает и сын Соколова. Одиночество и потеря смысла жизни героя, всё это отображено в эпизоде похорон Анатолия. Герой выдерживает испытания, удары судьбы, горе не сломило его. Тоска, душевная боль не давала Соколову жить на одном месте.
Встреча сироты, бездомного Ванюши - это новый вызов судьбы, испытание на человечность. Момент, когда он сказал Ване, что "он его отец"- перевернула жизнь обоих, они обрели друг друга, их жизнь обрела смысл и объединила их судьбы. Усыновив Ванюшу, они оба обрели надежду на новую жизнь, два одиночества нашли друг друга, в этом их счастье.
Винил он себя из за того что дом он построил рядом с аэродромом. и во время бомбежки его семью убило.
Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Литература.
Читайте также: