Письмо григорию сковороде сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – русский и украинский поэт и баснописец, педагог и гуманист, демократ и странствующий философ. Для восточнославянской культуры он внёс значительный вклад.

Считается, что он завершил эпоху казацкого барокко и положил начало русской религиозной философии.

Ранние годы

Место, где появился на свет Григорий Сковорода, в начале VIII века, принадлежало Российской империи. В Киевской губернии в окрестностях Полтавы было в те времена небольшое сотенное село Чернухи, здесь и родился Григорий 3 декабря 1722 года.

Отцом его был малоземельный казак Савва Сковорода, а мать Пелагея Степановна (девичья фамилия Шангиреева) в роду своём имела крымско-татарские корни. Григорий был вторым ребёнком, в семье уже подрастал старший сын Степан.

Село Чернухи состояло из нескольких хуторов, один из которых Харсики и является настоящей родиной Григория. Именно здесь его отец получил земельный надел, как местный сельский священник (лицам духовного звания полагалось в те времена выделять землю).

Там до сих пор находится отчий дом Григория Сковороды, где в данное время располагается музей.

В детстве у Григория рано начала проявляться неудержимая тяга к наукам. Также он очень хорошо пел, благодаря чему служил в церковном хоре.

Киев и Санкт-Петербург

Для обучения родители отдали его сначала к дьяку, потом в Чернушескую церковноприходскую школу.

Исключительные способности в обучении открыли Григорию дорогу в подготовительный класс Киевской академии. Это было первое высшее учебное заведение на Украине, и учиться в ней мечтали многие.

В 1738 году Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Проучился он там три года, после чего в возрасте 19 лет вслед за старшим братом Степаном, отправился в Санкт-Петербург. Там у них были родственники – семья дяди по материнской линии Игнатия Кирилловича Полтавцева. Он был крупный землевладелец и вельможа, в своё время служил в императорской армии, где дошёл до звания полковника. Когда царствовала Елизавета Петровна, Полтавцев служил камер-фурьером и имел более 600 пожалованных душ.

Дом дяди всегда был открыт для Степана и Григория. Именно Полтавцев помог на первое время пристроиться Григорию в Санкт-Петербурге придворным певчим, а Степану получить в Польше начальное образование.

Так как Григорий служил в качестве придворного певчего, ему полагалось помещение для проживания, близ Зимнего дворца в Придворной капелле. Ему также было положено придворное жалование в размере 25 рублей (в то время это была приличная сумма), к тому же его родители освобождались от уплаты налогов.

Дом-музей Г. Сковороды

Работая на такой должности, Григорий познакомился и стал часто общаться с фаворитом императрицы графом Кириллом Разумовским. Сковорода жил в Санкт-Петербурге с 1741 по 1744 годы и за это время ему не раз доводилось гостить в имениях Разумовских и Полтавцевых.

Киевская академия, путешествие по Европе

В 1744 году Григорий Сковорода был уволен с должности придворного певчего, теперь он, как придворный уставщик, поехал с императрицей Елизаветой и её свитой в Киев.

Григорий продолжил прерванное обучение в академии, вскоре он стал солистом академического хора, начал писать музыку. Здесь же он прослушал лекции архиепископа Георгия Конисского.

В 1750 году Григорию выдалась возможность поехать в Европу с генерал-майором Фёдором Степановичем Вишневским, близким другом графа Разумовского. Это была русская миссия в Токай по закупке вин для императорского двора.

Миссия продолжалась в течение трёх лет и за это время Сковорода, желая ознакомиться с культурным наследием Европы, пешком обошёл Польшу и Австрию, Венгрию и Италию.

Харьковский и московский период

Вернувшись из путешествия по Европе, Григорий пробовал себя в разных направлениях. Он работал в Переяславском коллегиуме при духовной семинарии, преподавал там поэтику, однако был уволен из-за своих прогрессивных взглядов.

С 1754 года был домашним учителем у дворянского мальчика Васи Тамары.

Однако отношения с родителями ученика у Григория не ладились. Отец Васи постоянно подчёркивал своё превосходство над учителем, а мать считала Сковороду недостойным преподавателем. Они расстались ещё до окончания контракта.

Григорий Сковорода

Уволившись, Григорий Сковорода отправился в Москву, где его приютили в Троице-Сергиевой Лавре, там он не только жил, но и пользовался богатейшей библиотекой. За годы своего пребывания в Лавре, Григорий изучил немало книг. Ему даже предлагали остаться на должности библиотекаря, но Сковорода жаждал странствий.

Однако странствовать у него не получилось, в 1755 году он получил письмо от отца мальчика Васи Томары, где тот извинился и просил продолжить обучение сына. До 1758 года Сковорода снова находился в Переяславе.

С 1759 по 1769 годы Сковорода занимался преподавательской деятельностью в Харьковском коллегиуме, откуда его трижды увольняли ввиду его взглядов, а позже снова принимали на работу.

Период странствий

Преследования светской и духовной власти вконец надоели Григорию и, в очередной раз уволившись из коллегиума, он стал вести странствующий образ жизни. Как философ-богослов он скитался по Приазовью, Малороссии, Воронежской, Курской, Слободской и Орловской губерниям. Надолго он останавливался в Ростове в Области войска Донского.

Философ общался с закрепощёнными крестьянами, угнетёнными казаками, выступал против официальной религии, всё больше обращался к природе и человеческому разуму.

  • Белгородский епископ предлагал принять духовный сан и монашество;
  • в свою обитель приглашали его монахи Киево-Печерской лавры;
  • предлагал ему определённое состояние Харьковский губернатор;
  • даже сама царица Екатерина II приглашала для постоянного проживания при дворе.

Григорий Сковорода

Всё своё свободное время Сковорода проводил в полях и рощах. Спал он не больше четырёх часов. Как только пробивались первые лучи солнца, он уже был на ногах. Григорий надевал простую широкую сорочку, в руки брал свирель, посошок и сумку с книгами и шёл куда глаза глядят. Ел он один раз в день на закате солнца, придерживался нестрогого вегетарианства, употреблял сыр, овощи и молоко. Всегда был добрым и весёлым, за что люди его любили и постоянно искали с ним общения. На лоне природы он особенно любил читать Библию.

Произведения

Он переводил греческие и латинские тексты Плутарха и Цицерона. Является автором таких философских разговоров:

Григорий Сковорода

Смерть и память

За два месяца до своей смерти Григорий отправился в Орловскую губернию. Своему ученику он оставил на сохранение все рукописи.

Память о великом мыслителе хранят благодарные потомки. На Украине многие высшие учебные заведения и исследовательские учреждения носят его имя.

В Харьковской области есть действующий литературно-мемориальный музей Григория Сковороды.

Портрет Григория был изображён на почтовых марках СССР и Украины, на украинской 500-гривневой купюре также изображение великого мыслителя.

В начале августа 1987 года ученые крымской обсерватории открыли малую планету, ей дали имя Григория Сковороды.

Журчит и журчит ручеек, поет свою звонкую песню, и так каждый день, каждый год, уже веками. А довела нас сюда, в Бабаевский лес, в это зеленое уютное урочище, незабываемая тропинка – Сковороды. Так, в 70-е годы XVIII века часто гостил Г. Сковорода у своего ученика по Харьковскому коллегиуму священника Якова Правицкого.

Путешествуя Харьковщиной, написал некоторые философские произведения: “Диалог, или разглагол в древнем мире”, “Разговор пяти Путниково о истинном счастье в жизни” и 15 из 30 “Баек Харьковских”. В письме Афанасию

Панкову философ писал: “любезный друг! В седьмом десятке нынешнего века, отставать от Учительской должности и уединяясь в лежащих около Харькова лесах, полях, садах, селах, деревнях и пчельниках, обучал я себя добродетелям и поучался Библии, притом, благопристойными игрушками забавлялся, написал полтора десятка Басен.

А сего года, в селе Бабаи, умножил оные до половины”. Слушая волшебные источники, представляешь, что вот именно здесь, рядом, видимо, на сей сваленной древесине сидел, думал, творил наш единственный украинский философ, выдающийся мыслитель Г. С. Сковорода, давая ответы на вечные вопросы, которые

всегда волновали и волнуют человечество: в чем суть жизни, как познать самого себя, как воспитать человека.

Много событий и идеологий изменилось за двести лет. Уже не источник в Бабаевском лесу, а Сковородинский колодец: заботливые руки человека сотворили это чудо, как символ неисчерпаемой мудрости мысли и высокого мастерства писателя-философа, как символ вечности жизни. Именно этот источник помогает сохранить нам человеческое достоинство и право называться Человеком, ведь в свое время Сковорода, работая над своими произведениями у Холодного колодца и Черного озера тут в Бабаях, отметил: “Materia deterna” – “Материя вечна”, и не сводил глаз с воды, текущей из недр земных.

Есть у каждого народа заветные, самые святые исторические места и среди них это место – источник Г. С. Сковороды в Бабаях. В самые трудные времена нашей жизни мы всегда обращаемся к вечным ценностям. Мы приходим, а после нас, другие придут, потому что память народная вечна, , к сковородинскому колодцу – кто просто напиться кристально чистой, несмотря на современные катаклизмы, воды, а кто – подумать о своем бытии, о своем назначении в этом мире.

А это уже путь к самосовершенствованию.

Конечно, за столь долгое время изменили свой облик тропы, по которым ходил Сковорода. Но природа сама хранит то, о чем нам надо помнить: на картине Ю. Любавина “Сковорода в Бабаях” видим знакомый Бабаевский холм, где изображен философ, недалеко от колодца. На холме в лесу стоит бюст философа-странника скульптора Ястребова, а в центре Бабаев сохранился старинный особняк, который можно было бы использовать для создания экспозиции “Сковорода в Бабаях”.

Чем дороги эти тропы? А если они ведут к храму? Дороги к святыням, которые напоминают нам о нашей человеческой сущности, очищают и делают высокодуховными людьми, нельзя забывать об этом даже в будничной суете.

Напьемся и мы воды из животворного источника, который придает новые силы, чтобы бороться со злом и верить в победу добра. Припадем же к этому святому источнику, чтобы почерпнуть силы, веру, воодушевление терпение, искреннюю любовь друг к другу. Услышим голос через века: “Сделаем мир лучше, сотворим день веселый…”.

Григория Саввича Сковороду часто называют первым русским философом. Это спорный вопрос, поскольку развитие философии не позволяет указать какую-то конкретную фигуру в качестве первопроходца, лучшего или наиболее результативного. Деятельность и творчество Сковороды исторически рассматривали через ту или иную призму.

Кем же он был в действительности, какой вклад внёс в развитие философской мысли? Сковорода – выходец из малоземельной казаческой семьи. Он смог получить отличное образование, которое во многом связано с самообразованием. Остаётся спорным вопрос о том, учился ли он в Киевской духовной академии, а если учился, то в какой период. Скорее всего, учился, поскольку иначе непонятно, откуда у него вообще взялись бы такие познания. Он не принимает никакого сана, не становится монахом. Не исключено, что в силу своих убеждений. Это видно из произведений. Всё клерикальное он относит к какой-то роли, которая для веры не очень и нужна, а может быть, и вовсе не совместима с верой.

Три мира Сковороды

Не сложилась у Сковороды и миссия преподавателя. Он всегда всё делал не то чтобы по-своему, но в силу своего видения того, как делать нужно. Поэтому пост преподавателя в Харьковском коллегиуме занимал недолго.

Читать произведения Сковороды в наши дни сложно. Это пёстрая смесь терминов, которые давно вышли из обихода, его собственных, заимствований из латыни и греческого. Всё невероятно грамотно, но только с учётом тех языковых традиций, которые давно забыты. Однако чтение выводит сознание за рамки стандартов.

Сковорода: путь странника

Мир Григория Сковороды – это другой мир, состоящий из диалогов, подобных диалогам Платона, даже темы сходные.

Мы сделаем вывод о том, что философ был православным старцем. Эта форма веры, но не сектантства. Внутри православия был мощнейший институт духовности. Люди попроще отпрашивались у барина или столоначальника и шли в Киев на богомолье. Ход беспроигрышный. Как барин мог отказать? Дело-то угодное богу. Так они шли, и в каждой деревне их кормили, а они за то повторяли проповеди так, как их поняли. Сковорода же был особым типом старца. Это не юродивый, но такому многое прощается. Это человек книжный, одарённый, что и философом не назвать, а именно странником. Были такие на Руси и в XVII, и в XVIII веке. Носил с собою он в котомке свои сочинения, чтобы их читать тем помещикам, к которым в гости заходил. А вдруг помещик не станет слушать? На этот случай греческая премудрость и античная система разбавлена была народными и понятными современникам постулатами.

Странник ежечасно занимается самопознанием, а мир большой – его мирок есть. Вот и учит он тому, как идти по жизни, сам при этом учась. Всё это становится циклом разглаголов, а написаны они в форме книжечек и бесед: смысл понятный несут, но и внутренний имеют. В начальной двери к христианскому добронравию так и есть – лишь внешняя форма. А что будет далее, то дорога и укажет.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!


📖 Ныне же желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам. Золотом можешь купить деревню, вещь трудную, как обходимую, а счастие как необходимая необходимость туне везде и всегда даруется.

📖 Воздух и солнце всегда с тобою, везде и туне; все же то, что бежит от тебя прочь, знай, что оно чуждое и не почитай за твое, все то странное есть и лишнее. Что же тебе нужды? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлучилось с тобою, если бы было необходимое.

📖 Во что кто влюбился, в то преобразился. Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам.

📖 Если не сыщешь входа в один чертог, постучи в другой, в десятый, в сотый, в тысячный, в десятитысячный.

📖 И никто не может погубить внутри себя злость, если не узнает прежде, что такое в нем зло и что добро. А не узнав в себе, как может узнать и изгнать в других?

Этот диалог, как говорит уже само его название, посвящен вопросу о том, в чем состоит счастье человека. Сковорода опровергает заблуждения людей в понимании природы и путей достижения счастья. Одним из препятствий к достижению счастья, как считает Сковорода, является неудовлетворенность людей тем, чем они владеют, ненасытность желаний и неутомимая жажда обладания окружающим миром. Счастье может быть достигнуто только тогда, когда мудрость укажет человеку, в чем оно состоит, а добродетель поможет достичь его. Возможность достижения счастья на земле, согласно Сковороде, обосновывается тем положением, что счастье вследствие изначальной мудрости природы, как наиболее необходимое благо, является и наиболее доступным. В этом пункте Сковорода творчески развивает одно из положений этического учения Эпикура. Счастье связано поэтому не с обладанием временными благами, а с постоянными, незыблемыми. В связи с этим философ ставит вопрос о влиянии науки, знания о мире на достижение счастья. Он акцентирует внимание на том, что верховнейшей наукой должна стать наука о счастье, которая призвана помочь делу самопознания и достижения истинного мира и спокойствия, ибо какая польза от приобретения окружающего мира, если при этом человек теряет самого себя.

📖 Вот же вам верхушка и цветок всего жития вашего: внутренний мир, сердечное веселие, душевная крепость. Сюда направляйте всех ваших дел течение.

📖 Люди в жизни своей трудятся, мятутся, сокровиществуют, а для чего, то многие и сами не знают. Если рассудить, то всем человеческим затеям, сколько их там тысяч разных не бывает, выйдет один конец — радость сердца.

📖 Так сам ты скажи, в чем состоит истинное счастие? Первее узнай все то, в чем оно не состоит, а перешарив пустые закоулки, скорее доберешься туда, где оно обитает.

📖 Ищем счастия по сторонам, по векам, по статьям, а оное есть везде и всегда с нами, как рыба в воде, так мы в нем, а оно около нас ищет самих нас. Оно же преподобное солнечному сиянию: отвори только вход ему в душу твою.

📖 Вот мир! — в упокоении мыслей, обрадовании сердца, оживотворении души. Вот мир! Вот счастия недро! Сей-то мир отворяет мыслям твоим храм покоя, одевает душу твою одеждою веселия, насыщает пшеничной мукой и утверждает сердце.

Это произведение завершает цикл диалогов, посвященных вопросу об условиях достижения счастья. По содержательности и значимости идей — это, несомненно, одно из наиболее удачных произведений Сковороды. В нем глубоко и всесторонне рассматривается вопрос о значении сродного труда для достижения счастья. С позиций признания сродного труда как главного условия земного счастья Сковорода подвергает острой критике жажду обогащения и власти, злоупотребления во имя прибылей и славы. Несродность, по его мнению, является причиной несправедливости, преступлений, зла. Философ призывает людей познавать свои природные склонности и жить в согласии с натурой, что является условием появления охоты к труду и наслаждения от самого процесса сродного труда, а не от его результатов.
📖 Счастие ни от наук, ни от чинов, ни от богатства, но единственно зависит оттуда, чтоб охотно отдаться на волю божию. Сие одно может успокоить душу.

📖 Природа запаляет к делу и укрепляет в труде, делая труд сладким.
📖 Узнай себя. Внемли себе и послушай господа своего. Есть в тебе царь твой, отец и наставник. Внимай себе, сыщи его и послушай его. Он один знает, что тебе сродное, то есть полезное.
📖 Смотри то, что тебе сродное.
📖 Самое изрядное дело, без сродности деемое, теряет свою честь и цену.
📖 Родное же увеселение сердечное обитает в делании сродном. Душу веселит сродное делание.
📖 Когда сродно, тогда и с богом.
📖 Гоняться в звании за доходами есть неложный знак несродности. Не лишишься доходов, если будет в тебе царствие божие в силе своей.
📖 Отнять от души сродное делание — значит ее лишить живности своей.

📖 Симпатия значит природную сродность.
📖 Счастие наше внутри нас. Оно зависит от сердца, сердце от мира, мир от звания, звание от бога.
📖 Если чем-то хочешь славиться, будь по естеству тем.
📖 Кто безобразит и растлевает всякую должность? Несродность. Кто умерщвляет науки и художества? Несродность. Кто обесчестил чин священничий и монашеский? Несродность.
📖 Ищи себя внутри себя.
📖 Но не бешенством ли пахнет приносить хранителю своему ладан, вино, цветы, а не последовать ему туда, куда ведет божий сей наставник?
📖 Хочь ли быть счастлив? — будь сыт в своей доле.


С точки зрения полноты публикации оригинальных философских произведений данное издание является более полным.


Язык Сковороды представляет собой сложное явление. В нем отразилось взаимовлияние русского, украинского и старославянского языков — отсюда и неустойчивость языковых норм в произведениях Сковороды.

В настоящем издании максимально сохранены особенности языка Сковороды, характеризующие его произведения как памятники письменности XVIII столетия.

Читайте также: