Сочинение по рассказу маленький шпион
Обновлено: 04.07.2024
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения произведения в школе или как повторение когда-то изученного).
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_rasskazu_a.dode_malenkiy_shpion_borisova_n.v.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик урока: Борисова Н.В.
- Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- углубить представление об особенностях творчества зарубежных писателей;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к литературе;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- помощь подростку в экстремальной ситуации (советы формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
2. Вступительное слово учителя.
Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Москве XXI века, а во Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871). Вы находитесь в осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни. Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего города.
3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:
Альфонс Дод е́ (1840-1897 )
3. Вопросы учителя (опрос).
2. Как зовут главных героев рассказа?
3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?
4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?
5. Какое предательство совершил герой?
4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по наблюдениям за текстом и опрос.
1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажи. В ваших тетрадках и нарисуйте таблицу:
2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти или воспользоваться учебником (3 часть). Можно работать с текстом (стр. 80-82, 84). Итак…
Заплакал, покраснел от стыда, стоял с опущенной головой, дрожал от стыда, страха, невидимая рука сжимала его сердце, побледнел…
Смеялся, пренебрежительно усмехнулся, с гордым, как у вельможи, видом вышел…
3.Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?
4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою совесть.
5.Как вы думаете, п очему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена , ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и придётся делить деньги?
Ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь, говоря метафорически, испачкала как можно большее количество людей, особенно всеми уважаемых.
5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи? Ответ: противопоставление, или антитеза .
5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и опрос.
1. Можно проследить эволюцию образа Стена.
Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.
Автор: Малина Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Немаленький" поступок маленького человека (по рассказу Альфонса Доде́ "Маленький шпион")
Раздел: среднее образование
Малина Ирина Валерьевна,
учитель русского языка
Урок по рассказу Альфонса Доде
Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа
Задачи урока:
Образовательные:
развивать умение формулировать определение понятий;
расширять представления об особенностях творчества
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и
расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
развитие критического мышления;
формирование УУД (личностных, регулятивных,
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
помощь подростку в экстремальной ситуации (советы
формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).
Организационный (мотивационный момент) Перед вами паспорт героя,
о котором сегодня на уроке пойдет речь. Внесите его в класс (учащиеся
представляют выполненную дома работу по созданию паспорта героя
произведении знаменитого писателя Альфонса Доде. Оно называется
Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Чите XXI века, а во
Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871).
Заранее подготовленный ученик рассказывает: «Вы находитесь в
осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная
армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои
с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни.
Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в
неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны
действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего
3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:
маленького человека).
3. Вопросы учителя (опрос).
2. Как зовут главных героев рассказа?
3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?
4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?
5. Какое предательство совершил герой?
4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по
наблюдениям за текстом и опрос.
1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажей. В ваших
тетрадях нарисуйте таблицу:
2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти
или воспользоваться учебником (2 часть, стр.99-103).
Заплакал, покраснел от стыда, стоял с
опущенной головой, дрожал от стыда,
страха, невидимая рука сжимала его
усмехнулся, с гордым, как у
вельможи, видом вышел…
3. Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?
4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и
пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою
совесть. Какова цена предательства?(30 франков). Что вам напоминает эта
сумма? (За 30 сребряников Иуда продал Христа). Предательство для истории
человечества не является чем-то новым. Но почему становится страшно от
поступков героев произведения?(Здесь речь идет о детях, втянутых в
5.Как вы думаете, почему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена,
ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и
придётся делить деньги?
Примерный ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди
перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь
испачкали как можно большее количество людей, особенно всеми
5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи?
Ответ: противопоставление, или антитеза.
5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и
1. Мы уже много раз говорили об эволюции героев. Что это такое?
Можно ли проследить эволюцию образа Стена-младшего?
Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а
ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.
жизнь меняется и
появляется шанс в будущем
мечта разбогатеть признание
плохая компания стыд, ужас, раскаяние
Наводящие вопросы для построения графика:
1.Какой была жизнь героев до предательства? Как к ним относились в
городе? Почему? Куда поместим точку отсчёта нашего графика? С чего
2. Какие недостойные чувства и желания поселились в душе мальчика? И в
какой момент это произошло?
Примерный ответ: Стен следил с увлечением и восторгом за азартной игрой
3. Почему опасно было даже смотреть на игру?
Ответ: Деньги- это зло, мальчик сопереживал игрокам и мечтал о
богатстве, внимание ко злу затягивает во зло.
4. Что привело к предательству?
5. Можно ли назвать поступок падением? Куда мы ведём линию жизни героя?
6. Какие эмоции захватили Стена после предательства? Стал ли он таким
самодовольным и бесчувственным, как долговязый? Хорошо ли это? Куда
ведём линию графика?
7.Как отец отреагировал на признание сына? Чего лишился маленький Стен?
Как он был наказан?
Ответ: деньги, полученные за шпионаж.
9.Что случилось с отцом мальчика? Можем ли мы провести черту графика до
первоначального уровня? (нет).
10. Почему отец жертвует собой?
Ответ: Хочет загладить вину сына, вернуть обоим доброе имя, быть с теми,
кого предал его собственный сын, взять на себя наказание за страшный
поступок своего ребёнка.
12.Благодаря каким двум моментам?
Ответ: раскаяние сына и самопожертвование отца.
6. Составление схемы (в виде графика) на основе размышлений
А как выглядел бы наш график, если бы Стен не признался?
Почему мы не знаем о дальнейшей судьбе долговязого? Почему автору это
совсем не интересно?
Ответ: в этом герое нет задатков для исправления.
8. Составление схемы на основе анализа текста.
Итак, в чём же последствия поступка Стена-младшего? Запишите в
тетради. Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).
Схема (окончательный вариант):
поражение французов, провал атаки Стена могли убить, арестовать
→страшный удар для отца
знакомых ← → смерть отца в бою
несколько ← →полное сиротство
муки совести ← → несчастье
1.Для чего автор вводит образ немецкого солдата (пруссака),
Ответ: Предательство вызывает презрение даже у неприятеля! А
падение юного существа не оставляет никакого настоящего человека
2. Почему старый солдат обращается только к Стену, а не к
Примерный ответ: Взрослый человек понимает, что Долговязый не
хочет исправляться, а Стен еще мал, он страдает! Есть надежда, что он
8. Составление схемы на основе анализа текста.
последствия
предательства
последствия
предательства
Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы, и как результат заполняется
неопытность ложный стыд зависть
азартная игра← →неумение противостоять
(это большая опасность
угрозы ← в подростковом возрасте) и
страх ← →малодушие, безволие
9. Подведение итогов. Беседа с классом. Итак, вернемся к нашей
теме. Теперь мы можем сказать, почему я дала такое название уроку?(Дети
обобщают все, о чем говорили на уроке).
Какие бы вы дали советы мальчику? Выслушав ребят, можно
предложить им свой вариант советов, раздать карточки («Советы Стену.
перечитать эти советы, обдумать и при желании вклеить их в тетрадь.
Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):
Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!
Не забывай, в чём истинная сила и в чём слабость.
Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!
Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не
Всегда думай о последствиях (для себя, для родителей, для других
людей, а в военное время – и для Родины)!
Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное
Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших: учителей или
родителей. Хорошее не скрывают.
Не бойся посоветоваться с родителями. Даже если вначале тебя
поругают, потом обязательно помогут.
10.Ничего не нужно скрывать. Правда всегда откроется. «Сколько
10.Не поддавайся на провокации. В такой ситуации собеседник никогда
не хочет тебе добра. Здесь всегда кроются подвох и опасность, и твой
собеседник знает это.
11.Помни: нечестно добытое не приносит истинной радости.
12.Умей отказывать с твёрдостью. Психологи придумали мудрую фразу,
Читайте также: