Сочинение по рассказу маленький шпион

Обновлено: 04.07.2024

Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения произведения в школе или как повторение когда-то изученного).

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_rasskazu_a.dode_malenkiy_shpion_borisova_n.v.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик урока: Борисова Н.В.

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • углубить представление об особенностях творчества зарубежных писателей;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к литературе;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • помощь подростку в экстремальной ситуации (советы формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).

1. Приветствие. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

2. Вступительное слово учителя.

Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Москве XXI века, а во Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871). Вы находитесь в осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни. Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего города.

3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:

Альфонс Дод е́ (1840-1897 )

3. Вопросы учителя (опрос).

2. Как зовут главных героев рассказа?

3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?

4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?

5. Какое предательство совершил герой?

4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по наблюдениям за текстом и опрос.

1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажи. В ваших тетрадках и нарисуйте таблицу:

2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти или воспользоваться учебником (3 часть). Можно работать с текстом (стр. 80-82, 84). Итак…

Заплакал, покраснел от стыда, стоял с опущенной головой, дрожал от стыда, страха, невидимая рука сжимала его сердце, побледнел…

Смеялся, пренебрежительно усмехнулся, с гордым, как у вельможи, видом вышел…

3.Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?

4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою совесть.

5.Как вы думаете, п очему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена , ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и придётся делить деньги?

Ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь, говоря метафорически, испачкала как можно большее количество людей, особенно всеми уважаемых.

5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи? Ответ: противопоставление, или антитеза .

5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и опрос.

1. Можно проследить эволюцию образа Стена.

Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.

Автор: Малина Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Немаленький" поступок маленького человека (по рассказу Альфонса Доде́ "Маленький шпион")
Раздел: среднее образование

Малина Ирина Валерьевна,

учитель русского языка

Урок по рассказу Альфонса Доде

Цель урока: познакомить с творчеством А.Доде на примере рассказа

Задачи урока:

Образовательные:

развивать умение формулировать определение понятий;

расширять представления об особенностях творчества

развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и

расширять словарный запас учащихся.

Развивающие:

развитие критического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных,

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

помощь подростку в экстремальной ситуации (советы

формулируют сами дети, в конце урока даётся памятка).

Организационный (мотивационный момент) Перед вами паспорт героя,

о котором сегодня на уроке пойдет речь. Внесите его в класс (учащиеся

представляют выполненную дома работу по созданию паспорта героя

произведении знаменитого писателя Альфонса Доде. Оно называется

Но для начала представьте себе, что вы живёте не в Чите XXI века, а во

Франции в период Франко-Прусской войны (1870 – 1871).

Заранее подготовленный ученик рассказывает: «Вы находитесь в

осаждённом Париже. Против вас воюют хорошо вооружённая победоносная

армия нескольких немецких государств. Город в тяжёлом положении, перебои

с едой. Не хватает элементарных вещей, нужных для нормальной жизни.

Каждый день в городе гибнут люди. Защитники города напрягают все силы в

неравной борьбе, чтобы выстоять в тяжёлые дни осады. Все должны

действовать сплочённо, от действий КАЖДОГО зависит судьба всего

3. Откройте тетради по литературе и запишите тему нашего урока:

маленького человека).

3. Вопросы учителя (опрос).

2. Как зовут главных героев рассказа?

3.Почему имя Стен дано и отцу, и его сынишке?

4.Кто такой долговязый? Почему автор не даёт ему имени?

5. Какое предательство совершил герой?

4.Сравнительная характеристика героев. Составление таблицы по

наблюдениям за текстом и опрос.

1.Интересно понаблюдать за героями и сравнить персонажей. В ваших

тетрадях нарисуйте таблицу:

2.Заполните её, сопоставляя двух героев. Вы может отвечать по памяти

или воспользоваться учебником (2 часть, стр.99-103).

Заплакал, покраснел от стыда, стоял с

опущенной головой, дрожал от стыда,

страха, невидимая рука сжимала его

усмехнулся, с гордым, как у

вельможи, видом вышел…

3. Промежуточный итог. Почему поведение героев так отличается?

4. Долговязый предал Родину из-за голода, страха, не выдержал угроз и

пыток? Нет, его предательство страшнее. Он продал свою честь и убил свою

совесть. Какова цена предательства?(30 франков). Что вам напоминает эта

сумма? (За 30 сребряников Иуда продал Христа). Предательство для истории

человечества не является чем-то новым. Но почему становится страшно от

поступков героев произведения?(Здесь речь идет о детях, втянутых в

5.Как вы думаете, почему долговязый втянул в своё чёрное дело Стена,

ведь ему это было не выгодно: два человека привлекают больше внимания и

придётся делить деньги?

Примерный ответ: Негодяю хочется, чтобы окружающие люди

перестали быть честными и счастливыми, чтобы позор и нравственная грязь

испачкали как можно большее количество людей, особенно всеми

5. Итак, с помощью какого приёма автор изображает эти персонажи?

Ответ: противопоставление, или антитеза.

5. Составление схемы (в виде графика) по наблюдениям за текстом и

1. Мы уже много раз говорили об эволюции героев. Что это такое?

Можно ли проследить эволюцию образа Стена-младшего?

Составим в тетрадях график, где ось вертикали - судьба персонажа, а

ось горизонтали – временные рамки, в которые поставил его автор.

жизнь меняется и

появляется шанс в будущем

мечта разбогатеть признание

плохая компания стыд, ужас, раскаяние

Наводящие вопросы для построения графика:

1.Какой была жизнь героев до предательства? Как к ним относились в

городе? Почему? Куда поместим точку отсчёта нашего графика? С чего

2. Какие недостойные чувства и желания поселились в душе мальчика? И в

какой момент это произошло?

Примерный ответ: Стен следил с увлечением и восторгом за азартной игрой

3. Почему опасно было даже смотреть на игру?

Ответ: Деньги- это зло, мальчик сопереживал игрокам и мечтал о

богатстве, внимание ко злу затягивает во зло.

4. Что привело к предательству?

5. Можно ли назвать поступок падением? Куда мы ведём линию жизни героя?

6. Какие эмоции захватили Стена после предательства? Стал ли он таким

самодовольным и бесчувственным, как долговязый? Хорошо ли это? Куда

ведём линию графика?

7.Как отец отреагировал на признание сына? Чего лишился маленький Стен?

Как он был наказан?

Ответ: деньги, полученные за шпионаж.

9.Что случилось с отцом мальчика? Можем ли мы провести черту графика до

первоначального уровня? (нет).

10. Почему отец жертвует собой?

Ответ: Хочет загладить вину сына, вернуть обоим доброе имя, быть с теми,

кого предал его собственный сын, взять на себя наказание за страшный

поступок своего ребёнка.

12.Благодаря каким двум моментам?

Ответ: раскаяние сына и самопожертвование отца.

6. Составление схемы (в виде графика) на основе размышлений

А как выглядел бы наш график, если бы Стен не признался?

Почему мы не знаем о дальнейшей судьбе долговязого? Почему автору это

совсем не интересно?

Ответ: в этом герое нет задатков для исправления.

8. Составление схемы на основе анализа текста.

Итак, в чём же последствия поступка Стена-младшего? Запишите в

тетради. Схема заполняется постепенно (по ответам учеников).

Схема (окончательный вариант):

поражение французов, провал атаки Стена могли убить, арестовать

→страшный удар для отца

знакомых ← → смерть отца в бою

несколько ← →полное сиротство

муки совести ← → несчастье

1.Для чего автор вводит образ немецкого солдата (пруссака),

Ответ: Предательство вызывает презрение даже у неприятеля! А

падение юного существа не оставляет никакого настоящего человека

2. Почему старый солдат обращается только к Стену, а не к

Примерный ответ: Взрослый человек понимает, что Долговязый не

хочет исправляться, а Стен еще мал, он страдает! Есть надежда, что он

8. Составление схемы на основе анализа текста.

последствия

предательства

последствия

предательства

Учащиеся отвечают на вопросы в ходе беседы, и как результат заполняется

неопытность ложный стыд зависть

азартная игра← →неумение противостоять

(это большая опасность

угрозы ← в подростковом возрасте) и

страх ← →малодушие, безволие

9. Подведение итогов. Беседа с классом. Итак, вернемся к нашей

теме. Теперь мы можем сказать, почему я дала такое название уроку?(Дети

обобщают все, о чем говорили на уроке).

Какие бы вы дали советы мальчику? Выслушав ребят, можно

предложить им свой вариант советов, раздать карточки («Советы Стену.

перечитать эти советы, обдумать и при желании вклеить их в тетрадь.

Советы Стену (способы борьбы с соблазнами):

Помни: остановиться можно всегда! И чем раньше – тем лучше!

Не забывай, в чём истинная сила и в чём слабость.

Слушайся своего внутреннего голоса. Это голос совести!

Не смотри на то, что вредно. Зло притягательно, можно не

Всегда думай о последствиях (для себя, для родителей, для других

людей, а в военное время – и для Родины)!

Не верь тому, кто тебя торопит. Тебе мешают принять правильное

Не доверяй тем, кто просит скрывать что-то от старших: учителей или

родителей. Хорошее не скрывают.

Не бойся посоветоваться с родителями. Даже если вначале тебя

поругают, потом обязательно помогут.

10.Ничего не нужно скрывать. Правда всегда откроется. «Сколько

10.Не поддавайся на провокации. В такой ситуации собеседник никогда

не хочет тебе добра. Здесь всегда кроются подвох и опасность, и твой

собеседник знает это.

11.Помни: нечестно добытое не приносит истинной радости.

12.Умей отказывать с твёрдостью. Психологи придумали мудрую фразу,

Читайте также: