Петербургские повести сочинение анализ

Обновлено: 02.07.2024

Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица предстает пред ним в особенных цветах. Он воспринимает Питер как приезжий, как гость. Название цикла имеет куда больший смысл, чем просто место, где происходят события.

В тексте можно встретить множество бытовых событий. Автор специально упрощал модель донесения информации. Николай Васильевич утверждал, что чем проще предмет, тем лучше восприятие. От сложных образов читатель очень быстро устанет. Помимо простоты, автор сохранил истинность. У него не было цели писать небылицы.

Повести подчеркивают соблазны большого города. Здесь можно отследить нравственный упадок. Пескарев влюбляется в молодую и красивую девушку, которая оказывается темной личностью. Ей не нужна любовь, она не хочет связывать себя узами брака и с презрением отвергает влюбленного молодого человека. Наблюдая за Невским проспектом, можно увидеть какие разные личности здесь бывают. Тут можно встретить и простых дворников, которые приводят улицы в порядок. Можно увидеть чиновников в богатых костюмах, которые идут с очень деловым видом. Потом можно встретить обычных бедняков, у которых еле хватает средств к существованию. На Невском проспекте очень заметно социальное неравенство. Одни люди имеют всё, причем получили это нечестным путем. Кого-то обворовали, положили в свой карман деньги, предназначенные на стройку чего-либо. А другие живут честно, работают не покладая рук и имеют копейки, потому как их начальство все гребет себе.

Приезжий человек сталкивается с суровой реальностью и все его иллюзии разом рушатся. Многие молодые люди просто не справляются с натиском, который идет на них. Как и один из героев произведения по фамилии Пескарев. Он не выдержал и захлебнулся от одиночества. В итоге, совершил самоубийство.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Петербургские повести

Популярные сегодня темы

Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке

Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.

Ярость и натиск - такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки Оборона Севастополя. На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью

Санкт-Петербург – город, особенный для России. Он имеет уникальную судьбу и уникальную историю. За красивыми фасадами восхитительных зданий, в великолепных фонтанах, на уникальных улицах растворена история. Это город, который сменил множество названий, прожил все от помпезных императорских встреч до страшной трагической судьбы. Он сменил множество названий. Этот город разный, как разные и люди, живущие в нем.

На Невском проспекте ежедневно встречаются сотни людей. Но все, что их объединяет – это место встречи. Люди являются совершенно разными и часто не понимают друг друга. Одним из страшных пороков Гоголь показывает малодушие. Маленькие люди часто обижены судьбой, но не ропщут, принимают ее такой, какая она есть. Люди, которых не считают за людей, могут представлять опасность для общества. По мнению Гоголя, маленький человек страшен именно потому, что он настолько мал, что в нем не умещается хотя бы одна божественная искра.

Негативные черты Гоголь подчеркивает не только в высокопоставленных, чиновниках-взяточниках, казнокрадах, эгоистичных и глупых вершителях чужих судеб, но в обычном человеке, который не имеет возможности сказать против системы ни слова, заявить о своих чувствах и желаниях. Такие люди унижены, оскорблены, это порождает в их душах злобу, лишает их достоинства. Это может привести к страшным последствиям.

В произведениях петербургского цикла Гоголем представлены яркие, символичные, красноречивые образы. У этих людей яркие говорящие имена и фамилии, они сами представляют собой собирательные образы из реальной жизни. В ситуациях, которые описаны автором в рассказах, каждый может найти повод для размышлений. Герой может превратиться в нечистую силу как Башмачкин, или потерять себя, служа моральному разложению общества, как Чартков.

В своих рассказах Гоголь пытается понять пути России, показать читателю дорогу, по которой предстоит пройти русскому народу, чтобы дать возможность самому выбирать свой путь, сравнивая себя с представленными героями. В своих произведениях Гоголь показывает души маленькие, омертвевшие, чтобы показать дорогу душам живым.

Санкт-Петербург в то время был столицей, то есть содержал в себе огромное количество людей и на фоне этого хорошо проглядывалось разделение народа на 2 группы – высший слой и низший. Гоголь до своего приезда в Петербург считал идеальным городом, но после своего приезда туда, он резко поменял свое мнение, ведь он увидел ту самую не привлекательную сторону проживания в этом городе. Николай видел несправедливое отношение к людям, отсутствие перспективы, у честных и добросовестных людей.

Невский проспект

Пискарев – художник, зарабатывает немного, является идеалистом. Был влюблен в брюнетку, но после того как узнал правду о ней покончил со своей жизнью.

Пирогов – поручик, талантливый. В один момент ему понравилась блондинка, но оказалось, что у нее был муж – Шиллер и он со своими друзьям наказал Пирогова.

Шиллер – муж блондинки, тот что наказал Пирогова.

Гофман – друг мужа блондинки – Шиллера.

Блондинка – жена Шиллера.

Брюнетка – проститутка.

События происходят в Санкт-Петербурге. Художнику, поручику и еще двоим захотели, чтобы девушки на них стали внимание обращать, и они отправились на невский проспект.

Писареву очень приглянулась брюнетка. Немного проведя с ней время, он узнал, что она проститутка. Вскоре он вернулся домой и лег спать. Она ему настолько понравилась, что она ему стала снится во сне, только в хорошем ключе. Во сне она была не проституткой, а загадочной девушкой.

Он стал до такой степени от нее зависим, что специально больше спал, чтобы увидеть ее, и даже когда ему уже не хотелось спать, он принимал таблетки от бессонницы и снова ложился спать, чтобы встретить ее.

В один момент ему приснился сон, где брюнетка стала его женой, в этот момент он понял, что хочет, чтобы такое было и в реальной жизни. И пошел звать ее замуж, но он услышал отказ. После чего покончил с собой.

Поручик пошел за блондинкой, но вскоре узнал, что у нее есть муж. Но расстраиваться не стал, а начал постоянно бегать за ней, но она этого не замечала. И вот он уже начал распускать руки на нее, и в это время в мастерскую зашел ее муж со своими друзьями, увидели это, и избили.

Поручик хотел пожаловаться за избиение генералу, но передумал.

Гоголь очень умело мог соединять в одном произведении и реальности и сверхъестественное. Поэтому в этом произведении он решил обратиться к теме мистики. Но все же главной темой является неравенство людей.

Платон Кузьмич Ковалев – майор, раньше служил на Кавказе. Больше внимания обращает на внешний облик, чем на то, что находится внутри.

Нос – часть тела Ковалева, которая захотела жить своей жизнью и ушла от него. Довольно быстро построила свою карьеру.

Иван Яковлевич – пьяница, соответственно не хватало денег, на новую одежду и на то, чтобы привести себя в порядок. Неухоженный.

Ранним утром Иван Яковлевич решил поесть хлеба, который только что испекли и обнаружил в нем нос Ковалева, в панике он решил избавиться от него – выбросить в реку, но его заметил надзиратель, который арестовал его за загрязнение природы.

Тем же утром, но немного позднее Платон не обнаружил своего носа и заявил о его пропаже в полиции. По дороге туда, он увидел свой нос в кармане одежды чиновника и пытался убедить свой нос вернуться на место, но тот сделал вид, что ничего не понял.

Нос ушел дальше странствовать по городу. Но в конце концов его вернул Ковалеву надзиратель, но нос так и не захотел прирасти обратно.

Портрет

Гоголь все также придерживается темы неравенства населения, но при этом добавляется тему творчества и добра и зла, что полностью отражает Петербург.

Чартков Андрей Петрович – художник, который после покупки портрета одного смуглого мужнины, перешел на портреты, начал рисовать их на заказ.

Отец художника Б. – художник. Пишет картины для церкви, но написал портрет ростовщика, после которого поменялось творчество Чарткова.

Художник Б. – сын художника. Во второй части рассказывает историю.

Ростовщик – смуглый мужчина, с необыкновенно правильными чертами лица, которого рисовал отец художника Б.

Чартков купил в одной дешевой лавке портрет, его привлек нарисованный человек, а именно его необыкновенные глаза. Что самое странное в этом портрете был найден тайник с золотыми монетами. И Андрей Петрович решил стать портретистом.

Спустя какое-то время Чартков стал замечать, что его картины все хуже и хуже, начал завидовать другим портретистов, а впоследствии вообще тал уничтожать их работы. Зависть довела его до того что у него начались припадки от чего он и умер.

Записки сумасшедшего

Опять же повторяется тема неравенства.

Аксентий Иванович Поприщин –мужчина, 42 года, является чиновником, который не может найти свою настоящую любов.

Директор департамента – руководитель Аксентия, дальновидный и очень властный человек.

Софи –дочь директора, имеет чувство юмора, возлюбленная Поприщина.

Теплов– камер-юнкер, тот которому Софи отдала предпочтение – влюбилась в него.

Чухонка Мавра – служанка.

Поприщев работал у директора в департаменте, нередко бывал у него дома, где и влюбился в Софи – дочь директора. Аксентий Иванович яро верил, что она тоже к нему неравнодушна, но как оказалось она предпочла камера-юнкера. Это он узнал с помощью записок собачек Меджи и Фиделька. С этого момента моральное состояние Поприщева стало стремительно ухудшаться. Сначала он начал понимать то, о чем говорят собаки, а потом и вовсе думал, что он король.

В конце он оказался в психушке, где его подвергли жестоким пыткам.

Шинель

Темой этой повести является протест общественным порядкам, которые ограничивают личность, а также продолжает удерживаться тема неравенства населения.

Акакий Башмачкин – живет работой, ничем не выделяется, даже голоса его почти никто никогда не слышал.

Портной Григорий Петрович – крепостной, свои обязанности выполняет хорошо, но много пьет, за что на него ругается его жена.

Значительное лицо – человек, который мог помочь Башмачкину, но он хотел показать свою гордость, и прогнал его.

Мать Башмачкина – чиновница, хорошая женщина.

Отец Башмачкина – Акакий.

Жена Петровича – та, что ругалась с Петровича за то, что тот пьет

Приведение чиновника – отобрал у чиновника шинель – это и есть сам Башмачкин, после своей смерти.

Спустя полгода упорной работы, нужная сумма была накоплена. Он купил новую шинель, но не проходил в ней и дня, по очередному возвращению домой после работы он наткнулся на грабителей, которые и забрали у него шинель.

В полиции не принялись разбираться с этим делом, собственно говоря, как и значительное лицо, которое даже не выслушало его. По дороге домой Акакий попал в сильную метель, но он был в своей старой дырявой шинели с дырками, он замерз и умер от холода.

Вскоре он предстает перед нами в виде призрака и стал появляться в том месте где его ограбили. Призрак стал мстить людям и также отбирал у них шинели. Потом он увидел шинель на значительном лица и снял ее с него, после чего он был доволен и больше не появлялся в этом городе.

Очень кратко

В цикл "Петербургские повести" вошли пять произведений Гоголя Н. В. Они связаны одной идеей и замыслом. Столица Петербург, её лицо описывается во всех пяти моментах. Этот город символизирует могущественную Россию.

Писатель Гоголь рассмотрел столицу с особой точки зрения. При написании он использовал сатирический жанр. Его больше интересуют жители города - они весь эпицентр внимания. А сам облик Питера не так интересен.

В "Невском проспекте" читатель словно попадает на уличную выставку. Разные слои общества так и блещут в своих нарядах, у каждого своя "изюминка", свой шарм. По их одежде можно понять кто к какому человеческому статусу относится. А таланты, достоинства, честь и личные качества - это отложено на второй план. Всё лживо, внешняя красота обманчива, за ней скрыты продажные и пошлые люди. Гоголь уверяет, что не стоит доверять Невскому проспекту.

Читатель в повести "Портрет" знакомиться с художником Чартковым. Молодой человек талантлив. Но случайным образом он попадает на уловку: лёгкая нажива становится для него тупиком, он полностью теряет свой талант. Гоголь подчеркнул, что деньги сводят людей с ума, ведут их к разврату. Искусство тоже страдает, уничтожается.

"Нос" - вообще сказочное произведение. Герой - чиновник просыпается без своего носа. Нос разгуливает по городу в одежде. Это трудно представить, и всё же читатель словно попадает в иной странный мир. Нос возвращается к своему владельцу. Здесь нам показано, как хозяин исчезнувшего носа потерял достоинство, и в глазах людей ещё и свой авторитет.

Герой "Записок сумасшедшего" Аксентий Поприщин - мелкий чиновник. Он беден, ему не на что претендовать. Департаментские служаки обижают Аксентия Ивановича. Его директор живёт по правилам, что чин делает людям репутацию. Имея высокое положение, деньги и должность - только такой человек считается порядочным, так полагал Поприщин. Он живёт в своём мире и не замечает, что жизнь-то его полное издевательство над достоинством человека, над его личностью. Его неожиданный вопрос самому себе: "Почему именно он титулярный советник?" доводит его до потери рассудка. Он совершенно этим оскорблён, словно растерял своё человеческое достоинство. Николай Васильевич показал его комические и жалостливые моменты, так же всю боль за унижение общества.

В "Шинели" другой мелкий чиновник Акакий Акакиевич, тоже неудачник, который приобретает шинель. Но его обкрадывают. Гоголь не смеётся над своим героем. Напротив, он обвиняет общество, которое уродует таких людей как Акакий Башмачкин.

Гоголь призывает народ бороться с тем обществом, которое унижает человека, его права и достоинства.

Анализ сборника Петербургские повести

Несколько интересных сочинений

Природа в стихотворениях Тютчева и Фета необыкновенна. Прежде всего, она олицетворена, одухотворена и насыщена различными символами. Это можно увидеть на примере многих произведений. Рассмотрим это утверждение на примере стихотворений указанных поэтов.

В современном мире, где деньги и власть, практически, решают всё, даже самый близкий человек может предать тебя. Сейчас деньги стоят на первом месте, а такие понятия, как мужество, доброта

Ф. Ф. Преображенский – хирург, использующий новаторские разработки по омоложению путем пересадки органов. Он живет в Москве, известен по всему миру и уважаем многими учеными

В середине 1830-х годов популярность Гоголя стремительно растет. После выхода в свет двухтомного сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николай Васильевич порадовал читателей еще несколькими сборниками, каждый из которых тоже состоял из двух томов.

Появление необычной книги

анализ петербургских повестей гоголя

Первый назывался "Миргород". В него вошли повести "Вий", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется "Арабески". И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.

Повести, включенные в собрание сочинений

Проводя анализ "Петербургских повестей" Гоголя, необходимо отметить произведения "Невский проспект", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Хотя этот цикл повестей воспринимается несколько иначе, так как сегодняшнему читателю более привычно включать в него еще несколько творений Николая Васильевича.

Это произведение "Нос", которое впервые было опубликовано в пушкинском журнале "Современник". Еще "Шинель", пришедшая к публике уже в 1842 году, когда автор готовился к изданию первого своего прижизненного цикла сочинений. Делая анализ повести "Вий" Гоголя, "Портрет" и других творений Николая Васильевича, вся читающая Россия уже знала и понимала, что этот писатель преемник Пушкина. Он именно тот литератор, который должен принять от Александра Сергеевича эстафету.

петербургские повести гоголя анализ

Анализ "Петербургских повестей" Гоголя

Николай Васильевич - человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название "Петербургские" в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей - подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.

Знаменитое описание исторической части города

анализ повести гоголя нос

Петербург – это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя "Невский проспект", читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Но в самом начале описания присутствует фраза: "Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…" Делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова "бледных" и "чиновных" указывают на то обстоятельство, что Невский проспект – это то место, где человек сталкивается с обманом.

В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: "Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе". Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.

Сюжетные и идейные линии

анализ повести гоголя невский проспект

Какие идейные линии содержат "Петербургские повести" Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в "Невском проспекте" один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.

Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди - то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.

Сюжетная линия произведения "Нос"

анализ повести гоголя шинель

Делая анализ повести Гоголя "Нос", читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных. Нос, отделившись от своего владельца, чиновника, называющего себя майором, начинает разъезжать по улицам. Этот текст очень трудно воспринимать.

Как, допустим, понять такую фразу, как "Нос спрятал подбородок в воротник". Это удивительное свойство гоголевской реальности, которое наводит на очень разные размышления.

Как бы необычно ни выглядела для читателя та жизнь, которую изображают "Петербургские повести" Гоголя, анализ произведений говорит о том, что практически в каждой повести этого цикла присутствует некая притча. В "Носе", например, это реализуется посредством гротеска. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комическое, уродливое начало, которое заложено в самой действительности, но не является в явном облике.

Анализ повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься, где та мера, которая вынуждает человека почувствовать себя ущербным. Чего нужно лишиться, чтобы перестать себя ощущать самим собою - репутации, родных, карьеры? В произведении "Нос" персонаж, лишившийся этой части тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно эту ущербность автор и передал посредством гротеска.

анализ повести гоголя записки сумасшедшего

Образ маленького человечка

Проведя анализ повести Гоголя "Шинель", читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек – это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.

Небольшой человек – это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.

Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле – это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.

Таинственный и величественный город

анализ повести вий гоголя

Не только анализ повести Гоголя "Записки сумасшедшего" приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича – это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле "Петербургские повести", возможны самые необычные происшествия.

Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.

1830-е годы, когда появились "Петербургские повести", – это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.

Читайте также: