Петербург я деревенская девочка города я смертельно боюсь сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуй, атмосфера величественной Невы, множества каналов и рек навевает некоторый потусторонний флер. Отражения в воде выглядят сонными миражами и погружаясь в эти картины невольно оказываешься мыслями в каком-то потустороннем пространстве. Именно прогулки по набережным располагают к длительным раздумьям и рассуждениям, к поиску истины в самых глубоких темах.

Глубина. Этот город действительно глубок. Как Нева, как необъятные лабиринты дворов.

Также глубоки и личности его населяющие. Конечно, в некоторой степени интеллигентность жителей города может быть просто преувеличением и своеобразным городским трендом. Тем не менее, тут все-таки весьма часто наблюдаются именно глубокие вдумчивые люди, причем дело не только в образовании.

Сочинение 2

Санкт-Петербург, самый замечательный город на земле. Я там бывал всего лишь раз, но он мне сразу понравился. Этот город знаменит своей не простой историей. В нем много памятников и достопримечательностей.

Основан Санкт-Петербург первым российским императором Петром Первым. Изначально, он заложил Петропавловскую крепость, которая служила для защиты от врагов. В наше время крепость является историческим памятником, и привлекает туристов со всего мира.

Санкт-Петербург, или попросту Питер, очень гостеприимный город. Здесь живут хорошие и приветливые люди. Общая численность которых, составляет около 6 млн. человек. Петербуржцы рады гостям, и всегда придут на помощь, в случае чего.

Питер стоит на берегу реки Нева. В городе еще есть Невский проспект, улица, названная в честь этой реки. Этот проспект, самый главный в Питере. На эту улицу выходят фасады более 200 различных зданий. Мне здесь понравилось гулять. Очень интересно прикоснуться к истории, и увидеть уникальную архитектуру.

Еще я был на Сенатской площади. Там находится памятник основателю города Петру Первому, называется Медный всадник. Скульптура высотой 10 м. Там изображен император, верхом на коне. Этот памятник сделан из бронзы и гранита. Про Медный всадник, еще писал А. Пушкин, поэтому его так и назвали.

Во время войны, Петербургу, тогда еще Ленинграду, пришлось очень туго. Город взяли в осаду немцы, и жителям ничего не оставалось, как держать оборону и отбиваться от неприятеля. В Ленинграде не хватало продовольствия и боеприпасов, люди гибли прямо на улицах. По истечении почти трех лет, блокада была снята. Жители не сдали город. По этому случаю, в Петербурге очень много памятников. Еще, город имеет звание Героя.

Также, во время моей поездки в северный город, мне посчастливилось побывать в Кунсткамере. Это такой музей, в нем собраны различные редкости. Здесь много различных экспонатов, посвященных жизни наших предков. Еще здесь есть уникальная коллекция анатомических аномалий. Эти экспонаты особенно интересны.

Здесь описаны лишь немногие впечатления о моей поездке в Санкт-Петербург. В этом городе еще много чего интересного. С удовольствием сюда вернусь!

Сочинение на тему Санкт-Петербург - мой любимый город

Потому, предпочтение я отдаю Санкт-Петербургу. Честно говоря, в России (да и во всей Европе) крайне сложно найти город, подобный Питеру по атмосфере и энергетике. Кажется, что это даже не мегаполис, а отдельный мир со своими негласными законами, правилами и нормами, окунувшись в который уже не хочется возвращаться обратно.

Безусловно, Санкт- Петербург обладает большим количеством достопримечательностей, таких, как Эрмитаж, Петергоф, Екатерининский дворец и пр. Туристы имеют возможность, как побродить по узким, уютным улочкам и дворикам, так и полюбоваться на невероятно атмосферный Питер с высоты птичьего полета. Но, если честно, дело даже не в этом.

Естественно, известны и случаи, когда тот или иной гений перебирался в город на Неве уже во взрослом возрасте (переезжал из более провинциального городка).

Конечно же, это не совсем так – ведь чтобы развить какие-либо грани таланта, необходимо долго и упорно трудиться, а не просто посещать дома-музеи своих кумиров и предаваться раздумьям о жизни, сидя у реки, но, тем не менее – возвышенная атмосфера не дает забыть о себе ни на минуту. Мало того, ее хочется чувствовать снова и снова.

Возможно, для большого количества моих ровесников это прозвучит скучно – ведь многие молодые люди скорее выберут шумные клубные вечеринки. Но в Питере отчего-то не хочется праздного шатания по улицам и приземленного веселья – он словно заряжает вдохновением, потому лучше всего наслаждаться красотами в тишине и одиночестве.

Кстати, не так давно Санкт-Петербург был признан лучшим европейским городом для отдыха. Было очень приятно узнать эту новость, ведь чем больше людей узнают о том, насколько он прекрасен, тем больше открытий и творческого наследия останется следующим поколениям.

Естественно, хочется верить в порядочность и ответственность туристов, а также в их хорошее воспитание и уважение к принявшим их местам, чтобы любимый город мог радовать своих уроженцев и гостей еще сотни лет, а не был загажен и изуродован, как бывает в некоторых случаях, когда люди не заботятся о том, чтобы лишний раз убрать за собой мусор.

Так или иначе – факт остается фактом. Санкт- Петербург навсегда останется в моем сердце, где бы я ни находился.

Вариант 4

Санкт-Петербург – это город, со дня рождения которого прошло уже более 300 лет; город, с населением свыше 4,5 миллионов человек, культурная столица России, город-герой, мой самый любимый город.

Архитектура города, его сохранившееся историческое наследие, которое, поистине, является бесценным, увидев которое в памяти навсегда останется тот, необъяснимый никакими словами мира, миг, пожалуй, именно он и послужит началом любви к этому городу.

Прогуливаясь по улочкам города, которые остаются далеки от бурлящих туристами улиц, от суеты и оживленности, где время словно замирает и веет таинственностью, даже не взирая на то, что большая часть дней в году в этом городе не сопровождается присутствием солнца это не сможет лишить тех прекрасных мгновений наедине с городом, архитектура и история зданий которого завораживает. Касаясь стен, можно почувствовать их власть, безупречность и умиротворенность.

Невозможно отметить какое-либо единственное место, ведь абсолютно каждый переулок, каждая площадь, каждый храм, каждое уютное кафе на набережной или же булыжная мостовая – все эти места наделены своей красотой и притягательность, будто объединились для создания шедевра на одном холсте.

Санкт-Петербург изобилует бессчетным количеством памятников архитектуры, такими как: пять углов в Санкт-Петербурге, Гостиный Двор, Ростральные колонны, Дом Фаберже, особняк Кельха, Выборгский замок. Помимо всего вышеперечисленного в его арсенале имеется множество других ценных построек, но также больше разнообразие отелей с потрясающим сервисом, где уровень уюта максимально приближен к домашней атмосфере. Это город с развитой инфраструктурой, уютными кофе и семейными ресторанчиками, где в теплые летние ночи, в комфортной атмосфере можно провести вечер в кругу близких людей, и даже не заметить, как быстро летит время.

Крыши и смотровые площадки города заслуживают отдельного внимания. Возможность посмотреть на город, который практически лежит на твоей ладони, когда все вокруг отключается и, казалось бы, в мире нет ничего лучшего, чем этот момент, невозможно оценить ни в одном эквиваленте.

Санкт-Петербург – это город белых ночей, когда лишь сумерки вправе опуститься на город, и нет ничего прекрасней, чем быть свидетелем этой красоты, когда грудь наполняется трепетом и счастьем, что это город – твое любимое место.

Сочинение на тему Мой город — Санкт-Петербург

Северная война была в самом разгаре, когда Петр I задумал величайшее из своих предприятий, возведение величественного и неповторимого города, русского порта на побережье Балтийского моря. 16 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, эту дату и принято считать основанием Санкт-Петербурга – города, знаменитого на весь мир своими дворцами, фонтанами и мостами.

Нева впадает в Финский залив, устье реки, заболоченная местность, казалось непригодная для жизни, но царь увидел огромный потенциал этого невзрачного местечка. Помимо контроля границ государства со стороны моря, страна получала торговый водный путь из России в Европу.

Один за другим начали появляться значимые объекты, крепости, верфи, храмы. Город располагается на островках, которых можно было бы насчитать более сотни, самые большие из них Васильевский, Петроградский, Крестовский, все они соединились между собой сетью каналов и мостов. Поэтому город еще называют Северной Венецией.

Удивительно быстро вырастал город, кроме необходимых построек: пристаней, зданий для размещения военных, служебных домов для рабочих и ремесленников, гостиных дворов, трактиров, возводились величественные соборы и дворцы.

Туристы со всех концов мира собираются для того, чтобы полюбоваться роскошными залами Зимнего дворца, пышно отделанными золотом итальянцем Растрелли, прикоснуться к исторической атмосфере овевающей резиденцию российских императоров.

Дворец входит в главный музейный комплекс, который состоит из зданий домов самого Зимнего дворца, а также Запасного Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа.

Екатерина II способствовала образованию музея, в наши дни в Эрмитаже собрано несколько миллионов предметов искусства, археологии, памятников культуры мирового значения.

Город живет и процветает, им и сегодня восхищаются, как сотни лет назад выдающиеся поэты Пушкин, Некрасов, Блок.

Неповторимые белые ночи, разводные мосты и волшебная красота Исаакиевского собора, Храма Спаса на крови, романтика эксклюзивных садов Александровского, Михайловского, Юсуповского – всем этим можно любоваться бесконечно.

Известен город и мистическими объектами. Любители мистики обязательно поспешат посетить таинственный Михайловский замок, или прикоснуться к Египетским сфинксам на набережной.

Город влюбляет в себя не только музеями, фонтанами. Его невозможно забыть, и возникает непреодолимое желание постоянно возвращаться, подолгу гулять по тихим переулкам, мечтая, заглядывать в уютные кофешки, укрываясь от моросящего дождя. В такие моменты пребываешь в состоянии умиротворения, тихого восторга и бесконечной любви к этому прекрасному месту.

Также читают:

Картинка к сочинению Санкт-Петербург

Популярные сегодня темы

В рассказе Антона Павловича Чехова Иван Великопольский показан самым обычным бедным студентом. Ему всего лишь 22 года, поэтому становится вполне понятен тот образ мыслей, который присущ данному персонажу.

Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

С первых произведений Иван Сергеевич Тургенев прославился как писатель, одаренный необычайной чуткостью, внимательностью к природе, ее тончайшим изменениям, писатель, умеющий создать непревзойденные лирические картины природы

Лидия Чуковская - Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский

Лидия Чуковская - Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский краткое содержание

Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

– Дядя, я придумал!

– Ва-ня, – сказал мальчик.

Я фыркнула. Мальчик покраснел. Корней Иванович принялся терпеливо объяснять ему: когда читаешь с конца имя Ваня, выходит Янав, а не Ваня. А надо, чтобы выходило, как с начала. Дал прочесть новое слово:

– Ты не торопись, ты непременно придумаешь! – повторял он ему ободрительно. – Ты, Юрочка, непременно придумаешь, только не торопись.

Вот тут-то и случилось несчастье. С ним, со мною и с мальчиком.

– Нам незачем ехать, – сказал мне Корней Иванович вдруг высоким, трагическим голосом и вцепился огромной ручищей в мое плечо. – Статья совершенно бездарна. Слушать ее никто не станет. Этакая тусклая пошлятина! Срам. Надо отменить лекцию и чтоб администрация вернула слушателям деньги.

Дрожащими руками он сунул листы в папку и небрежно, в два узла завязал тесьму. На лице у него отчаянье и бешенство. Я боюсь, что он вышвырнет папку в окно.

– Дядя! – радостно восклицает мальчик. – Я придумал.

Корней Иванович ничего не слышит. Он – в единоборстве с узлами. Он пытается снова открыть папку, но тугие узлы не дают.

– Дядя! – повторяет мальчик и кладет на колено Корнею Ивановичу руку. – Я придумал: Тит.

Корней Иванович сбросил его руку с колена и даже не взглянул на него.

– Тит, – повторил мальчик.

– Оставь этого господина в покое! – в сердцах крикнула дама. – Сколько раз я тебе говорила: с незнакомыми разговаривать неприлично.

Корней Иванович распутал наконец оба узла и снова впился глазами в свою рукопись. Один лист скомкал и хотел было в самом деле выбросить его в окно, но потом передумал, свернул комком и сунул себе в карман.

– Какой я литератор, я сапожник, – сказал он мне тем же высоким трагическим голосом. – Один лишь сапожник, да еще и пошлый к тому же, мог сочинить этот вздор.

Паспорт нашелся не сразу. Ткнув его жандарму в руки, Корней Иванович продолжал писать, и жандарм с трудом до него докричался, когда, просмотрев, возвратил.

…Петербург. Все выходят, выходим и мы. Площадь. Толпа. Корней Иванович большими шагами идет сквозь толпу, а я бегу рядом трусцой. Он не берет меня за руку. Я смертельно боюсь толпы. Я бегу рядом с ним, вцепившись в карман его пальто.

– И пусть бы еще только бездарно, – говорит он в пространство. – А то еще и с вывертами, с претензиями. Претенциозный пошляк.

Я смертельно боюсь потеряться. Я – деревенская девочка, и города я боюсь. Боюсь многолюдства, да еще конок, да еще извозчиков, да еще булыжной мостовой, и главное – толпы и спешки. Сколько на свете людей! и все торопятся, и все незнакомые. В Куоккале – что? В Куоккале меня водить за ручку не требуется. Там каждый знает каждого. Если не по имени, то хоть в лицо. В Куоккале я не боюсь ходить одна – в лес, и по берегу моря, и по Большой Дороге, и даже вечером. А здесь? Здесь я боюсь битюгов, автомобилей, конок, общего гула, шума, звонков, гудков, а более всего – людей. Идя навстречу, идя сзади, они так толкаются, словно вообще разучились ходить. Папа мне не защита (он уже превратился в не-папу), и любой прохожий может меня оттереть, отделить – и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

Однако мы благополучно добираемся до гостиницы.

Комната заказана заранее – на сутки.

Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы. Заметив меня, приказывает скороговоркой:

– Бери корзиночку и иди в коридор. До вечера осталось пять часов. Если я без промедления, сию секунду возьмусь за работу, быть может, выправлю, и не будет позора. Ступай в коридор.

– Папа! Я буду сидеть тихо. Я не буду с тобой разговаривать. Я буду читать что-нибудь про себя наизусть. Ты не услышишь. Папа! Я не буду двигать стулом… Я хочу здесь. Я не хочу без тебя.

Корней Иванович берет меня за руку, и мы вместе выходим в коридор. Наша комната – последняя. У окна коридора большое кресло.

– Садись, – командует папа-не-папа. – Вот тебе корзинка. Непременно поешь. А я, когда кончу, тебя позову.

Он входит в номер, запирает дверь на ключ и – я слышу – дважды поворачивает ключ в замке.

Это от меня – дважды! Как будто я могла бы ворваться, если бы он повернул ключ один раз! Как будто я стану врываться, раз он меня выгнал!

Сколько часов просидела я в коридоре – не знаю. Есть я ничего не ела, стихов наизусть для сокращения времени не припоминала, а была бы у меня книга – я не в силах была бы прочесть ни строки. Занятие у меня трудное: ждать. Что я делала? Ждала. Не спускала глаз с нашей двери и вслушивалась в звуки оттуда. Иногда полная тишина – это дурной знак. Иногда оттуда голос: папа имел обыкновение писать вслух. Голос его меня подбадривал: значит, пишет. Повторяет и повторяет какие-то неразличимые издали, одни и те же, одни и те же слова.

Ему не до сфинксов, не до картины Брюллова… Только бы успеть до вечера окончить статью.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Каспийское море считается особым водоёмом, и тому есть множество причин. В ряду первых можно назвать геофизические: море обладает набором редких характеристик — оно является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. В него впадают более 130 рек, в том числе и самая большая в Европе — Волга. В его водах ходят уникальные, более нигде не встречающиеся стада осетровых рыб, о спасении которых на протяжении всего XX века говорили экологи в связи с обмелением моря. Специалисты предвещали несколько глобальных экологических катастроф, но в критические моменты море вновь наводнялось, будто играя со всем живым, что обитает в нём.

Но, несмотря на то что водоём находится практически в центре континента и со всех сторон окружён сушей, он почему-то во все века представлялся границей обитаемого пространства, пустынным краем, удалённым от цивилизации. Александр Македонский, выйдя к каспийским берегам, не поверил глазам своим и назвал открывшуюся ему водную гладь озером, словно опасаясь сознаться себе в том, что зашёл так далеко — в немыслимую для европейца запредельную Азию.

Одно из самых красивых и загадочных мест каспийского побережья — полуостров Мангышлак — называют Каспийским Крымом. Он был известен персидским мореходам под названием Чёрная гора. Сегодня здесь так же, как и много веков назад, ветер носит по берегу шары перекати-поля, а девственно чистые пляжи и изумрудная синева морской волны слепят глаза. Мангышлак — это и перспективный нефтяной район: здесь разрабатываются нефтяные месторождения, обнаружены медь, марганец, фосфориты, горный хрусталь, редкие руды.

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1). Петербург. (2)Я деревенская девочка, города я смертельно боюсь. (3)Боюсь многолюдства, да ещё конок, да ещё извозчиков, да ещё булыжной мостовой, толпы и спешки. (4)Сколько на свете людей, и все торопятся, и все незнакомые. (5)В Куоккале меня водить за ручку не требуется. (6)Там каждый знает каждого если не по имени, то хоть в лицо. (7)В Куоккале я не боюсь ходить одна в лес, и по берегу моря, и по Большой Дороге, и даже вечером. (8)3десь я боюсь битюгов, автомобилей, общего гула, шума, звонков, гудков, а более всего — людей. (9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь. (10)Мы, однако, благополучно добираемся до гостиницы, и Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы и, заметив меня, приказывает скороговоркой:

— (11)До вечера осталось пять часов. (12)Если я без промедления, сию секунду возьмусь за работу, быть может, выправлю, и не будет позора. (13)Ступай в коридор.

(14)Он берёт меня за руку и выводит из комнаты. (15)Наша комната — последняя. (16)У окна коридора большое кресло.

— (17)Садись, — командует папа-не-папа. — Вот тебе корзинка, непременно поешь. А я, когда кончу, тебя позову.

(18)Он входит в номер и запирает дверь на ключ. (19)3апирает от меня! (20)Будто я стану врываться.

(21)Да, папа-не-папа. (22)Бывало, зимою в Куоккале, когда он погружался в сочинение очередной своей статьи, он убегал из своей тепло вытопленной дачи, от благоустроенного письменного стола, в чью-нибудь чужую, нежилую, пустую, хотя бы и в промёрзший дощатый сарай и часами, а то и сутками писал там, без стола, в пальто, в валенках и шапке, сидя на полу, на газете, притулившись к стене. (23)Он требовал тогда полной тишины, причём защищённой, надёжной. (24)Как в броне. (25)Как во сне. (26)От нас, детей, требовалась теперь одна-единственная дружеская услуга — провалиться сквозь землю.

(29)Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш весёлый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет — желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного — не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать даже между собою. (30)Летом в такие дни нам следовало пропадать неизвестно куда. (31)3имою молча приносить ему горячую еду — суп, котлеты и чай — и исчезать. (32)В руках дощечка с бумагой, опёртая на острые колени, и карандаш. (34)Кругом, на полу, раскиданы книги и исписанные листы.

(35)Папа превращался в не-папу.

(36)Ему не до сфинксов, не до картины Брюллова, не до моего доктора. (37)Только бы успеть вовремя окончить статью!

Он хотел добиться, чтобы дочка не боялась внешнего мира.

Он был злым человеком.

Для работы ему была нужна абсолютная отрешённость от мира.

У него были важные переговоры.

Это условие выполнялось всеми членами семьи легко и ни у кого не вызывало дискомфорта.

Так называл это условие сам Чуковский.

Это была своеобразная игра.

А3. Как характеризует К.И. Чуковского информация, заключённая в предложениях 21—34?

Он был человеком, умевшим сосредоточиться на работе.

Он был плохим семьянином.

Он любил одиночество.

К. Чуковский был великим писателем.

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением перечисления?

Этого говорит о том, что .

К.И. Чуковский служил на флоте.

Чуковский был героем войны.

отец был участником и зачинщиком детских игр.

Чуковский любил играть с детьми, пока не превратился в угрюмого господина средних лет.

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1—10 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 29—34 выпишите слово, написание буквы Е в приставке которого определяется тем, что эта приставка всегда пишется единообразно.

В4. Из предложений 1—10 выпишите слово, в котором написание буквы Ч в суффиксе определяется тем, что основа слова, от которого образовано данное, заканчивается на 3.

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении вводного слова.

Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Мы,(1) однако,(2) благополучно добираемся до гостиницы,(3) и Корней Иванович,(4) бросив бумаги на стол,(5) вынимает из жилетного кармана часы и,(6) заметив меня,(7) приказывает скороговоркой.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Садись,(1) — командует папа-не-папа. — Вот тебе корзинка(2), непременно поешь. А я,(3) когда кончу, (4) тебя позову.

В8. Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ (предложение 22), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 31.

В10. Среди предложений 21—28 найдите предложение с обособленным несогласованным определением, выраженным инфинитивом. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 27—34 найдите предложение с обособленным одиночным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 29.

В13. Среди предложений 1—13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 1—13 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие роль неполных предложений в речи. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Похожие документы:

Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №6 Г. Петровска Саратовской области Впредновогодней суматохе и в последние дни года сложно разобраться, где заканчивается урок

В предновогодней суматохе и в последние дни года сложно разобраться, где заканчивается урок, а начинается мероприятие. Я это делаю так. А вдруг кому-нибудь понравится!

Русское правописание. Куда идем мы с "пятачком"?

Калмыцкий государственный университет Есенова Т. С. Русский язык в калмыкии: социокультурные портреты и лингвокультурные типажи элиста 2007

В монографии описаны портреты языковых личностей выдающихся деятелей истории, науки, просвещения, культуры Калмы­кии, представляющих собой значимый социокультурный слой, на который ориентировано общественное сознание.

Язык и межкультурная коммуникация

Русская рок-поэзия (1)

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Каспийское море считается особым водоемом, и тому есть множество причин. В ряду первых можно назвать геофизические: море обладает набором редких характеристик – оно является крупнейшим в мире бессточным водоемом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. В него впадают более 130 рек, в том числе и самая большая в Европе – Волга. В его водах ходят уникальные, более нигде не встречающиеся стада осетровых рыб, о спасении которых на протяжении всего XX века говорили экологи в связи с обмелением моря. Специалисты предвещали несколько глобальных экологических катастроф, но в критические моменты море вновь наводнялось, будто играя со всем живым, что обитает в нем.

Но, несмотря на то что водоем находится практически в центре континента и со всех сторон окружен сушей, он почему-то во все века представлялся границей обитаемого пространства, пустынным краем, удаленным от цивилизации. Александр Македонский, выйдя к каспийским берегам, не поверил глазам своим и назвал открывшуюся ему водную гладь озером, словно опасаясь сознаться себе в том, что зашел так далеко – в немыслимую для европейца запредельную Азию.

Одно из самых красивых и загадочных мест каспийского побережья – полуостров Мангышлак – называют Каспийским Крымом. Он был известен персидским мореходам под названием Черная гора. Сегодня здесь так же, как и много веков назад, ветер носит по берегу шары перекати-поля, а девственно чистые пляжи и изумрудная синева морской волны слепят глаза. Мангышлак – это и перспективный нефтяной район: здесь разрабатываются нефтяные месторождения, обнаружены медь, марганец, фосфориты, горный хрусталь, редкие руды. (269 слов)

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1). Петербург. (2)Я деревенская девочка, города я смертельно боюсь. (3)Боюсь многолюдства, да еще конок, да еще извозчиков, да еще булыжной мостовой, толпы и спешки. (4)Сколько на свете людей, и все торопятся, и все незнакомые. (5)В Куоккале меня водить за ручку не требуется. (6)Там каждый знает каждого если не по имени, то хоть в лицо. (7)В Куоккале я не боюсь ходить одна в лес, и по берегу моря, и по Большой Дороге, и даже вечером. (8)Здесь я боюсь битюгов, автомобилей, общего гула, шума, звонков, гудков, а более всего – людей. (9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь. (10)Мы, однако, благополучно добираемся до гостиницы, и Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы и, заметив меня, приказывает скороговоркой:

– (11)До вечера осталось пять часов. (12)Если я без промедления, сию секунду возьмусь за работу, быть может, выправлю, и не будет позора. (13)Ступай в коридор.

(14)Он берет меня за руку и выводит из комнаты. (15)Наша комната – последняя. (16)У окна коридора большое кресло.

– (17)Садись, – командует папа-не-папа. – Вот тебе корзинка, непременно поешь. А я, когда кончу, тебя позову.

(18)Он входит в номер и запирает дверь на ключ. (19)Запирает от меня! (20)Будто я стану врываться.

(21)Да, папа-не-папа. (22)Бывало, зимою в Куоккале, когда он погружался в сочинение очередной своей статьи, он убегал из своей тепло вытопленной дачи, от благоустроенного письменного стола, в чью-нибудь чужую, нежилую, пустую, хотя бы и в промерзший дощатый сарай и часами, а то и сутками писал там, без стола, в пальто, в валенках и шапке, сидя на полу, на газете, притулившись к стене. (23)Он требовал тогда полной тишины, причем защищенной, надежной. (24)Как в броне. (25)Как во сне. (26)От нас, детей, требовалась теперь одна-единственная дружеская услуга – провалиться сквозь землю.

(29)Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш веселый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет – желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного – не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать даже между собою. (30)Летом в такие дни нам следовало пропадать неизвестно куда. (31)Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать. (32)В руках дощечка с бумагой, опертая на острые колени, и карандаш. (34)Кругом, на полу, раскиданы книги и исписанные листы.

(35)Папа превращался в не-папу.

(36)Ему не до сфинксов, не до картины Брюллова, не до моего доктора. (37)Только бы успеть вовремя окончить статью!

1) Он хотел добиться, чтобы дочка не боялась внешнего мира.

2) Он был злым человеком.

3) Для работы ему была нужна абсолютная отрешенность от мира.

4) У него были важные переговоры.

1) Это условие выполнялось всеми членами семьи легко и ни у кого не вызывало дискомфорта.

2) Так расценивал это условие сам Чуковский.

3) Автор иронизирует.

4) Это была своеобразная игра.

Как характеризует К.И. Чуковского информация, заключённая в предложениях 21 – 34?

1) Он был человеком, умевшим сосредоточиться на работе.

2) Он был плохим семьянином.

3) Он любил одиночество.

4) К. Чуковский был великим писателем.

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением перечисления ?

Этого говорит о том, что …

1) К.И. Чуковский служил на флоте.

2) Чуковский был героем войны.

3) отец был участником и зачинщиком детских игр.

4) Чуковский любил играть с детьми, пока не превратился в угрюмого господина средних лет.

1) синтаксический параллелизм

3) риторическое восклицание

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Из предложений 1 – 10 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 29 – 34 выпишите слово, написание буквы Е в приставке которого определяется тем, что эта приставка всегда пишется единообразно.

Из предложений 1 – 10 найдите слово, в котором написание буквы Ч в суффиксе определяется тем, что основа слова, от которого образовано данное, заканчивается на З .

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении вводного слова .

Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора .

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Мы,(1) однако,(2) благополучно добираемся до гостиницы,(3) и Корней Иванович,(4) бросив бумаги на стол,(5) вынимает из жилетного кармана часы и,(6) заметив меня,(7) приказывает скороговоркой…

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

– Садись,(1) – командует папа-не-папа. – Вот тебе корзинка(2), непременно поешь. А я,(3) когда кончу,(4) тебя позову.

Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ (предложение 22), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 31.

Среди предложений 21 – 28 найдите предложение с обособленным несогласованным определением, выраженным инфинитивом . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 27 – 34 найдите предложение с обособленным одиночным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

Укажите количество грамматических основ в предложении 29.

Среди предложений 1 – 13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1 – 13 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие правило об Н-НН в разных частях речи.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

приносить и исчезать

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Известно, что по скорости и выносливости среди наземных позвоночных животных занимают одно из первых мест в мире занимают страусы: они способны бежать со скоростью 50 км/ч около получаса. А вот на коротких дистанциях скорость их бега достигает порой и 70 км/ч, при этом шаги они делают длиной 3 – 5 м. Такой способностью страусы обязаны совершенному строению своих длинных мускулистых ног, оканчивающихся только двумя мощными, уплощенными пальцами. Короткие крылья этой птицы не способны ни на сантиметр оторвать страуса от земли, зато им отведена роль балансира при выполнении сложных скоростных маневров. Близко подобраться к кормящимся страусам чрезвычайно трудно. Пасущиеся страусы поддерживают между собой постоянный визуальный контакт. Вспугнутые страусы спасаются бегством.

Большую часть дня эти птицы проводят за кормежкой. И хотя страусы – вегетарианцы, они не упускают возможности пополнить свой рацион и разнообразной животной пищей. Длинная гибкая шея позволяет им с одинаковой легкостью щипать траву, выкапывать из земли корни и клубни растений, дотягиваться до семян на ветках высоких деревьев и стремительным выпадом поражать крупных насекомых, ящериц и грызунов. Чтобы усвоить попавшую в желудок пищу, страусы постоянно заглатывают песок и камни, которые накапливаются в желудке и служат для измельчения твердых оболочек плодов, хитина и костей. Такая крайняя неразборчивость в еде и привычка заглатывать неудобоваримые предметы породила легенды о том, что страусы могут питаться камнями.

Красота страусиных перьев, которую первыми оценили жители Древнего Египта, едва не послужила причиной полного уничтожения этих птиц в природе. В XVIII – XIX веках повальная мода на веера, боа и шляпные украшения из страусиных перьев охватила буквально всю Европу, и миллионы самцов страусов были принесены в жертву этой моде. (257 слов)

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(23)Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили. (24)Никто не хотел в эти семь дней ездить на скучных извозчиках, хотя самые дошлые из них тоже пускались на хитрости, подвязывая к дуге какой-нибудь жалкий шарик или вплетая в лошадиную гриву цветную тряпочку. (25)Нет, эти номера не проходили!

(По Л. Успенскому)

1) Вейки были одним из атрибутов масленичной недели.

2) Они возили не так дорого, как обычные извозчики.

3) Людям нравилась их речь с акцентом.

4) У них были самые лучшие лошади

1) Они были мрачноватыми и угрюмыми выходцами из северных районов (из Финляндии).

2) Они ни на что не сердились.

3) Они были одеты в кожаные шапки.

4) У них лошади были украшены бубенцами и лентами.

Как характеризует веек информация, заключённая в предложениях 16 – 22?

1) Вейки были хорошими певцами.

2) С вейками можно было сторговаться, но они всегда отстаивали свои интересы.

3) Вейки были большими любителями выпить.

4) Вейки никогда не выполняли условия договоренности.

4) опытные, много видавшие

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением противопоставления ?

Этого говорит о том, что …

1) раньше эти слова имели другие нормы написания и произношения.

2) автор хотел воссоздать разговорную малограмотную речь описываемых в тексте людей.

3) автор использует игру слов.

4) так принято было говорить в петербуржских говорах.

3) риторическое восклицание

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

Замените слово РЯДА из предложения 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Из предложений 10 – 12 выпишите слово, написание буквы А в приставке которого определяется ее безударным положением.

Из предложений 1 – 8 найдите слово, в котором написание буквы О в суффиксе после шипящей определяется тем, что она стоит под ударением.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении обособленного определения, выраженного причастным оборотом .

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Конечно,(1) они были тут же,(2) но держались тише воды,(3) ниже травы,(4) радуясь каждому случайному седоку,(5) не рискуя запрашивать нелепую цену,(6) только безнадежно отмахиваясь,(7) когда,(8) нанимая,(9) их спрашивали,(10) согласны ли они везти,(11) допустим,(12) в Тентелеву деревню или к Уткиной заводи.

Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ (предложение 15), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 23.

Среди предложений 1 – 10 найдите предложение с обращением . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1 – 13 найдите предложения с прямой речью. Напишите номера этих предложений.

Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Среди предложений 9 – 12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие правило об Н-НН в разных частях речи.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

В те часы и сутки, когда он писал статью или, по его ощущению, поэму, он жаждал одиночества: книга, о которой он пишет; поэма, которую он пишет; свеча, запас бумаги, чернил, карандашей – и чтобы ни единой живой души рядом. Никого поблизости – ни чужих, ни своих. Он требовал полной тишины, и притом защищенной, надежной. Как в броне. Как во сне. Что касается нас, детей, то от нас требовалась одна дружеская услуга: провалиться сквозь землю. На какой срок, неизвестно – во всяком случае, пока он работает.

Наш отважный мореплаватель, наш предводитель в любой игре, в любом путешествии, в лодке, на лыжах и под парусом, наш строгий наставник, наш бесстрашный капитан, наш веселый, ребячливый, бурный и добрый отец превращался в угрюмого, озлобленного, чужого господина средних лет – желчного, недовольного всем на свете и требующего от всех одного: не приставать к нему, не заговаривать с ним, да и вообще не разговаривать, хотя бы и между собою. Вообще – не быть. Папа превращался в не-папу.

Но мысль о докторе я из головы выбрасываю. День сулит мне множество радостей. Мы оба принаряжены. Папа не босиком, а в туфлях; воротничок, запонки, галстук! Он чисто-начисто выбрит, и белейшей белизны манжеты торчат из-под рукавов.

И я тоже не какая-нибудь: в носках, в сандалиях, и косички у меня заплетены аккуратно. Два синие банта.

На Большой Дороге Корней Иванович читает стихи и рассказывает интересные истории. Стихи Шевченко. Читает по-украински, не по-русски, но все слова и без перевода понятны:

У Tiэтi Катерини

Хата на помостi;

Iз славного Запорожжя

Приехали трое; всем троим Катерина по сердцу: изъездили Польшу, изъездили всю Украину, а такой красавицы не видывали. Катерина объявляет: кто выручит из вражьего плена ее единственного брата, за того она и выйдет… Все трое кидаются на выручку.

Утром запорожцы постучали в двери знакомой хаты:

«Вставай, вставай, Катерино,

Та й заголосила:

«Це не брат мiй, це – мiй милий!

Корней Иванович с гневом останавливает стих и шаг. Я стою как вкопанная.

Корней Иванович глядит на траву. Что видит он, я не знаю, но, следуя его взгляду, ясно вижу в траве красную лужу, а посреди стройно-стоящую шею и черноволосую голову.

Ни Шевченко, ни Корней Иванович, а за ними и я – нисколько не пугаемся этого незримого зрелища.

Я довольна. Так ей и надо, обманщице. Мне ее нисколько не жалко.

В полi поховали,

А славнi запорожцi

В степу побратались.

И слава Богу. По-моему, все кончилось хорошо, справедливо!

Мы быстрыми шагами идем на станцию. Ведь нам как-никак на поезд! Корней Иванович прижимает к груди свою папку.

До станции осталось шагов двадцать, не более.

– При новом царе, Александре II, кончилась Тарасова солдатчина. Свободен-то он свободен, но уже тяжело болен. Вся Украина знала наизусть его стихи, пела его песни. Со дня на день ожидали отмены крепостного права, освобождения крестьян. Тарас ждал горячее всех. Но за несколько дней до указа – умер.

Про царя Николая I я помню, что при нем убит был на дуэли Пушкин, убит Лермонтов. Вот и Шевченко – погиб. Сатана!

Мы уже на станции. Начищенный до блеска станционный колокол, начальник станции в важной фуражке, огромные станционные круглые часы. Станцию я любила. В особенности, когда звонили в колокол. Конечно, если не опоздаешь и слышишь звонок уже сидя в вагоне. Первый звонок. Второй. Третий… Поехали! Стучат колеса. Медленно и плавно скрываются буквы на вывеске: Куоккала. А вот уже и не видно – ни колокола, ни фуражки, ни букв!

Мы сидим у открытого окна. Я держу на коленях корзиночку с бутербродами и крутыми яйцами. Корней Иванович – новую папку со своей новой лекцией. В вагоне, к его большому неудовольствию, кроме нас двоих – никого.

Третий звонок. Гудок. Свисток. Корней Иванович прижимает свою папку к груди. Исчезли из глаз колокол и станционная вывеска: Оллила.

– Тебя как зовут? – спрашивает Корней Иванович у мальчика.

Мальчик застенчив, жмется к матери и отвечает не сразу.

– Ну, чего ты боишься? Я все равно догадался. Тебя зовут Вася.

– Юра? Ну, это гораздо лучше, чем Вася. Давай, Юрочка, играть в слова… Бывают такие имена: с начала и с конца, откуда ни начнешь, читаются одинаково… Вот, например, – он вынимает из кармана обрывок бумажки и карандаш и, наложив его на папку, чертит большими буквами:

Мальчик прочитывает. Робея, вполголоса.

– Верно! А теперь читай с конца. Читай, читай, не бойся!

– Анна! – медленно и трудно выговаривает мальчик. И вдруг радостно улыбается во весь рот: – Дядя! С конца тоже Анна!

– Видишь, я тебе говорил!

Корней Иванович пишет:

Мальчик читает с начала и с конца. Подпрыгивает на скамье. Болтает ногами! Радуется!

– А теперь, – говорит Корней Иванович, – теперь не я буду придумывать, а ты. Писать не надо – просто, когда придумаешь, скажи вслух. Я подожду.

Ждать пришлось недолго. Сдвинув брови и шевеля губами, мальчик положил руку на колено Корнея Ивановича.

– Дядя, я придумал!

– Ва-ня, – сказал мальчик.

Я фыркнула. Мальчик покраснел. Корней Иванович принялся терпеливо объяснять ему: когда читаешь с конца имя Ваня, выходит Янав, а не Ваня. А надо, чтобы выходило, как с начала. Дал прочесть новое слово:

– Ты не торопись, ты непременно придумаешь! – повторял он ему ободрительно. – Ты, Юрочка, непременно придумаешь, только не торопись.

Вот тут-то и случилось несчастье. С ним, со мною и с мальчиком.

– Нам незачем ехать, – сказал мне Корней Иванович вдруг высоким, трагическим голосом и вцепился огромной ручищей в мое плечо. – Статья совершенно бездарна. Слушать ее никто не станет. Этакая тусклая пошлятина! Срам. Надо отменить лекцию и чтоб администрация вернула слушателям деньги.

Дрожащими руками он сунул листы в папку и небрежно, в два узла завязал тесьму. На лице у него отчаянье и бешенство. Я боюсь, что он вышвырнет папку в окно.

– Дядя! – радостно восклицает мальчик. – Я придумал.

Корней Иванович ничего не слышит. Он – в единоборстве с узлами. Он пытается снова открыть папку, но тугие узлы не дают.

– Дядя! – повторяет мальчик и кладет на колено Корнею Ивановичу руку. – Я придумал: Тит.

Корней Иванович сбросил его руку с колена и даже не взглянул на него.

– Тит, – повторил мальчик.

– Оставь этого господина в покое! – в сердцах крикнула дама. – Сколько раз я тебе говорила: с незнакомыми разговаривать неприлично.

Корней Иванович распутал наконец оба узла и снова впился глазами в свою рукопись. Один лист скомкал и хотел было в самом деле выбросить его в окно, но потом передумал, свернул комком и сунул себе в карман.

– Какой я литератор, я сапожник, – сказал он мне тем же высоким трагическим голосом. – Один лишь сапожник, да еще и пошлый к тому же, мог сочинить этот вздор.

Паспорт нашелся не сразу. Ткнув его жандарму в руки, Корней Иванович продолжал писать, и жандарм с трудом до него докричался, когда, просмотрев, возвратил.

…Петербург. Все выходят, выходим и мы. Площадь. Толпа. Корней Иванович большими шагами идет сквозь толпу, а я бегу рядом трусцой. Он не берет меня за руку. Я смертельно боюсь толпы. Я бегу рядом с ним, вцепившись в карман его пальто.

– И пусть бы еще только бездарно, – говорит он в пространство. – А то еще и с вывертами, с претензиями. Претенциозный пошляк.

Я смертельно боюсь потеряться. Я – деревенская девочка, и города я боюсь. Боюсь многолюдства, да еще конок, да еще извозчиков, да еще булыжной мостовой, и главное – толпы и спешки. Сколько на свете людей! и все торопятся, и все незнакомые. В Куоккале – что? В Куоккале меня водить за ручку не требуется. Там каждый знает каждого. Если не по имени, то хоть в лицо. В Куоккале я не боюсь ходить одна – в лес, и по берегу моря, и по Большой Дороге, и даже вечером. А здесь? Здесь я боюсь битюгов, автомобилей, конок, общего гула, шума, звонков, гудков, а более всего – людей. Идя навстречу, идя сзади, они так толкаются, словно вообще разучились ходить. Папа мне не защита (он уже превратился в не-папу), и любой прохожий может меня оттереть, отделить – и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

Однако мы благополучно добираемся до гостиницы.

Комната заказана заранее – на сутки.

Корней Иванович, бросив бумаги на стол, вынимает из жилетного кармана часы. Заметив меня, приказывает скороговоркой:

– Бери корзиночку и иди в коридор. До вечера осталось пять часов. Если я без промедления, сию секунду возьмусь за работу, быть может, выправлю, и не будет позора. Ступай в коридор.

– Папа! Я буду сидеть тихо. Я не буду с тобой разговаривать. Я буду читать что-нибудь про себя наизусть. Ты не услышишь. Папа! Я не буду двигать стулом… Я хочу здесь. Я не хочу без тебя.

Корней Иванович берет меня за руку, и мы вместе выходим в коридор. Наша комната – последняя. У окна коридора большое кресло.

– Садись, – командует папа-не-папа. – Вот тебе корзинка. Непременно поешь. А я, когда кончу, тебя позову.

Он входит в номер, запирает дверь на ключ и – я слышу – дважды поворачивает ключ в замке.

Это от меня – дважды! Как будто я могла бы ворваться, если бы он повернул ключ один раз! Как будто я стану врываться, раз он меня выгнал!

Сколько часов просидела я в коридоре – не знаю. Есть я ничего не ела, стихов наизусть для сокращения времени не припоминала, а была бы у меня книга – я не в силах была бы прочесть ни строки. Занятие у меня трудное: ждать. Что я делала? Ждала. Не спускала глаз с нашей двери и вслушивалась в звуки оттуда. Иногда полная тишина – это дурной знак. Иногда оттуда голос: папа имел обыкновение писать вслух. Голос его меня подбадривал: значит, пишет. Повторяет и повторяет какие-то неразличимые издали, одни и те же, одни и те же слова.

Ему не до сфинксов, не до картины Брюллова… Только бы успеть до вечера окончить статью.

Два часа я сижу или три? Сижу, не спуская глаз с двери.

– А я? – вскрикнула я. – Папа, а я? Я здесь одна не останусь.

– Ты останешься здесь, ты никуда не пойдешь и ляжешь спать вовремя.

Я заплакала. Он пытался меня утешить:

– Смотри, Лидочек, тут есть умывальник, ты никогда такого не видела. Если открыть этот кран, смотри: оттуда сама льется вода. Холодная вода. А из этого – подставь руку! – теплая. Тебе не нужно идти с ковшом к бочке, наполнять из бочки рукомойник да еще дергать его. Ты просто откроешь кран, и оттуда просто польется вода. Если захочешь, даже теплая! Понимаешь?

Я плакала. Он говорил:

– Ты можешь выбрать себе какую хочешь кровать. Видишь, их две. Ты никогда не спала в такой мягкой кровати. Посмотри, какие у этих кроватей шарики металлические! Если хочешь, ложись в ту, которая направо. А если тебе не нравится та, которая направо, ложись в ту, которая налево. – Щедрое великодушное движение рукой. – Я позволяю тебе самой выбрать какую хочешь кровать!

Тогда он сказал вкрадчивым, необыкновенно вкрадчивым и притворно ласковым голосом:

– Знаешь что, раз ты такая хорошая девочка, что согласна остаться здесь без меня, я тебе разрешаю, – снова широкий царский жест, – лечь спать не умываясь! Не умывайся! Просто разденься и ложись в какую тебе больше нравится кровать… Проснешься утром, а я уже здесь. И это будет наш с тобой секрет – от мамы. Мы маме не скажем, что ты легла, не умывшись.

Он пошел к дверям. Я заплакала пуще. Кинулась к нему и обняла его колени.

– Неправда, ты без меня не уйдешь! – кричала я.

Корней Иванович сначала сердито отцеплял мои руки от своих ног, потом вдруг рассмеялся и звучным голосом произнес:

…И клетчатые панталоны,

Рыдая, обнимает дочь.

И опять рассмеялся.

– Хорошо, – сказал он, – если ты такая глупая, такая надоедливая трусиха – пойдем вместе.

Он кинулся к умывальнику, огромной ладонью зачерпнул воду, ту самую, теплую воду, которая чудом теплая и чудом сама течет из крана, вымыл мне физиономию, кое-как пригладил волосы – одна лента из одной косички потерялась. Искать ее было некогда, и мы пошли так.

От дверей гостиницы Корней Иванович кликнул извозчика. Извозчик подкатил, мы уселись и поехали по страшно грохочущему городу.

К папе я взобралась на колени: боялась, что он все-таки от меня удерет, а так, на коленях, надежнее.

Я еду с закрытыми глазами, чтоб не видеть колес и лошадиных морд. Но от грохота никуда не спасешься… Я открыла глаза, когда звук колес и копыт стал совсем другой, мягкий. Оказалось, это Моховая, та самая улица, которая нам нужна. Сейчас приедем. Тихая улица, выстлана она не камнями, а деревянными кубиками. (Их называют торцы.)

Мы подкатили к освещенному подъезду. Корней Иванович небрежно поставил меня на тротуар, расплатился с извозчиком, и мы вошли в какую-то большую дверь, которая непрерывно хлопала. За нами и перед нами шли и шли люди, женщины и мужчины. Шли и шли. Подходили с билетами к билетерше за столиком и, отдав ей билет, проходили куда-то дальше, внутрь.

Но он исчез. Я потерялась.

Реже хлопает дверь, люди приходят уже по одному, по двое, дверь хлопает все реже и реже. В конце концов в вестибюле осталась только я и та дама, которая проверяла билеты. Она и я.

– Девочка, что с тобой, ты потерялась?

– А где же твои мама и папа? Где ты живешь? Сегодня у нас не детский утренник. Сегодня читает лекцию Корней Чуковский. С кем ты пришла? Ты уже большая, почему ты молчишь?

Я не говорила ни слова.

В эту минуту откуда-то, непонятно откуда, высунулась голова Корнея Ивановича Он быстро сказал:

– Анна Михайловна, сделайте одолжение, отведите Лиду куда-нибудь на верхотуру. Я буду вам очень обязан.

Анна Михайловна сразу переменилась. Она стала ласково меня укорять:

– Лидочка, ну почему же ты мне не сказала, кто твой папа? Давай я тебя причешу, завяжу ленточку. Вторая потерялась? Ну, не беда. Я заплету тебе волосы в одну косу. Сейчас я тебя отведу в зал. Почему же ты не сказала? Ведь я тебя столько раз спрашивала.

Взяла меня за руку и повела.

Анна Михайловна торжественно вела меня за руку по широким ступеням между прочно скрепленными полукругом, шире и выше забиравшимися рядами стульев. Она привела меня на самый верх. Усадила посреди верхнего ряда.

Верхотура – великолепное место. Ты – выше всех. Сверху отсюда удобно смотреть вниз и видеть плечи, шали, лысины, проборы, пышные прически дам, серьги, воротнички, ожерелья. Все ниже меня. Рядом со мною пять-шесть человек студентов. Они тоже на этой прекрасной верхотуре. Но я посередине, я не сбоку, я все-таки выше всех.

Свет в зале полуугас, а сцена осветилась ярче. На сцену вышел Корней Иванович. Один-одинехонек.

Я подумала, как это, в конце концов, хорошо, что он меня потерял. Иначе что ж было бы? Я тоже вышла бы вместе с ним на сцену? и все бы на меня глазели, как сейчас глазеют на него? Нет, слава Богу, мы не вместе. Он подошел к столику, на котором графин, сел, выпрямился, медлительно открыл папку.

Дорого обошлось мне это понимание.

Я до такой степени за него волновалась, до такой степени было невыносимо, что он там один, что все на него смотрят, шепотом говорят друг другу не про кого-нибудь, а про него и вовсе не всем он нравится, я полтора часа жила в такой тревоге, что даже не расслышала, не запомнила, о чем или о ком читал Корней Иванович. (Не о Шевченко ли?) Страшно стучало сердце: любят – не любят. Покорит – не покорит.

Как в коридоре гостиницы я не спускала глаз с двери, обиженная и озлобленная, думая только о том: окончит ли он свою статью к сроку и что сделает дальше со мной, так здесь, сидя высоко в последнем ряду, я не спускала глаз с чужих голов и лиц, вслушиваясь в чужие слова, в шепоты, с одною-единственной мыслью: любят они его или не любят? Кажется, любят – внимательно молчат, задумываются, аплодируют, удивляются, смеются. И вдруг студенты, сидевшие неподалеку от меня, начали свистеть. Я похолодела. Корней Иванович некоторое время не обращал на свист никакого внимания и продолжал свое. Но они тоже продолжали упорный свист. Люди – одни аплодировали Корнею Ивановичу, другие студентам, а третьи шикали на студентов, но те не унимались. Свист и хлопки терзали мое сердце.

Корней Иванович перестал читать, поднялся во весь рост и подошел к самому краю эстрады. Сказал:

– Молодые люди! Все, что вы беретесь делать, нужно учиться делать хорошо. Свистите? Сейчас я вам покажу образцовый свист.

Он вытянул два длинных пальца, сунул их в рот и громко свистнул. Раз, и еще раз, и еще.

Зал ответил хохотом и аплодисментами.

Я чуть не плакала. Ну разве можно так себя вести? Так неприлично себя вести! Как ему не стыдно!

Отсвиставшись, он спокойно сел за стол и продолжал читать. Свист уже не возобновлялся. Слушали его всё с большим вниманием. И вот наконец он умолк, ему аплодируют, он кланяется. На эстраде его окружают люди. И те студенты тоже поднимаются с боковой лесенки на эстраду – к нему. Наверное, спорить. Публика постепенно выходит из зала. Я остаюсь на месте и, навострив уши, слушаю звучащие вокруг рассуждения и споры. Молодая дама своему спутнику:

– Вот видите, я вам говорила, это всегда свежо, талантливо, ново.

– Помилуйте, что же тут талантливого? Никакой философской основы. Какие-то мыльные пузыри. Это вообще не литератор, а гаер какой-то.

…Публики в зале уже меньше, чем на эстраде. Корней Иванович окружен плотным кольцом. Люди суют ему в руки книги, просят надписать, – он надписывает. А-а, значит, они его все-таки любят?

И вдруг я вижу, что он никому не отвечает, ко всем поворачивается спиной, ничего не надписывает. Он спрыгивает с эстрады и всматривается в зал безумными глазами.

А-а, теперь ты ищешь меня? Ты прочитал свою лекцию и теперь испугался, не знаешь, куда я делась. Вот теперь-то я тебе отомщу! Припомню тебе два поворота ключа! И где мои сфинксы, где Брюллов? Возьму и спрячусь, а ты ищи! Спрятаться здесь легко, стоит только нагнуться между рядами. Я наклонила голову и пригнулась. Но через секунду мне стало жаль его, и я выпрямилась.

Он закричал с эстрады:

– Лидочек, почему же ты не в первом ряду, а так далеко! Забилась на какую-то там верхотуру? Иди сюда, я тебя весь вечер жду.

Я сбегаю, и он, взяв меня на руки, ставит посередине эстрады. Потом впрыгивает туда сам. Все окружают уже не его одного, а нас обоих. Гладят меня по голове, спрашивают, сколько мне лет, угощают конфетами.

В эту ночь мы поменялись ролями: он спал, я нет.

Читайте также: