Первое сочинение в россии о болезнях и воспитании детей

Обновлено: 02.07.2024

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья всегда была насущна для человечества и являлась предметом изучения медико-биологических, психолого-педагогических, социальных и философских исследований. Представления о здоровье, профилактике болезней были различными и зависели от уровня развития общества. С каждым этапом происходило накопление знаний и опыта в сфере охраны здоровья, в различных отраслях науки, в том числе и в педагогике.

Вышеуказанная ситуация активизировала педагогические и медицинские исследования по проблеме образа жизни, образования и здоровья учащейся молодежи (П.А. Лебедев).

Педагог, методист, деятель народного образования, Д.Д. Семенов создал педагогическую систему образования в Кубанской учительской семинарии, где проводилась теоретическая и практическая подготовка народных учителей. В тесной взаимосвязи с преподаванием истории развития педагогической мысли, педагогики, дидактики находилось преподавание гигиены, целью которой являлось:

- ознакомить будущих народных учителей с главными научными гигиеническими правилами жизни, соблюдение которых будет способствовать более полному моральному и физическому развитию человека и общества;

Обширная социально-демографическая характеристика студенческих коллективов первой половины XX века, исследование заболеваемости и физического развития студенческой молодежи представлены в работах Г.А. Баткиса, К.В. Майстраха, Г.М. Михлина, М.В. Гитмана, В.И. Полякова, П.М. Сударева, Е.И. Годик (Васильева О.Л.).

Для сферы здравоохранения разработана солидная организационно-нормативная база, обеспечивающая деятельность в сфере пропаганды ЗОЖ, однако, отсутствие централизованного финансирования фактически сводит на нет практическую реализацию данных документов. В связи с этим многократно возрастает роль системы образования в гигиеническом воспитании и образовании детей и молодежи (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

Несомненно, сформированность мотивации на ЗОЖ является ведущим фактором эффективности гигиенического образования. Часто бывает, что человек осознает, понимает необходимость вести здоровый образ жизни, но это не побуждает его к действиям. Это свидетельствует о том, что мотив еще не сформирован, но существует предпосылка к его развитию - предмотивационное образование (знаемый мотив). На определенном уровне развития личности мотивы выступают как знаемые, как возможные, но пока не побуждающие к действиям (А.Н. Леонтьев, 1975). Воспитание личности не должно ограничиваться передачей субъекту определенной суммы знаний. Без нахождения человеком личностного смысла данное знание не способно побуждать к деятельности.

Большое значение в формировании определенного стиля жизни детей и молодежи имеют ценностные ориентации. Отечественные и зарубежные авторы, исследуя ценностные ориентации молодежи, описывают следующую иерархию ценностей в молодежной среде. И. Провоторова указывает, что у американских школьников среди 17 жизненных приоритетов личности на первом месте стоит здоровье. Аналогичное исследование, проведенное среди юных липчан, демонстрирует абсолютно другую установку: забота о собственном здоровье отодвинута на 14-17 место. В.В. Баранов и Ю.Н. Шувалов выяснили, что среди учеников старших классов, проживающих в депрессивном регионе в три раза больше лиц, желающих иметь хорошее здоровье. Таким образом, четко просматривается влияние социально-экономических факторов на мотивации, связанные с сохранением здоровья. А.В. Басов, изучивший ценностные ориентации подростков г. Ярославля выявил, что среди 12 мест здоровье занимает 5-е место после интересной работы, счастливой семейной жизни, возможности расширения кругозора (познания) и материальной обеспеченности. При сравнении данных с аналогичными, полученными в Москве, выявлено, что здоровье занимает 6-е место, оставляя впереди возможности познания, свободу, наличие хороших друзей, материальное обеспечение и любовь.

Вузовское образование должно создавать благоприятные условия для формирования мотивации на здоровую, продолжительную, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного отношения к нему. Ценностные ориентиры способствуют точному целеполаганию и проектированию деятельности, определяют приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют педагогическую деятельность и общение участников педагогической системы.

Такие нравственные ценности как добро, благородство, отзывчивость, любовь, уважение, бескорыстие в педагогической профессии имеют важное значение. Они проявляются в поступках личности по отношению к другому человеку, хотя немаловажен и внутренний импульс, духовная мотивация. Наличие этих нравственных ориентиров является условием успеха педагога, проектирующего здоровьесберегающий педагогический процесс. От педагога, реализующего здоровьесберегающий принцип, требуется понимание, что ему вручается самая высшая ценность - растущий человек, его здоровье, необходимое для блага Отечества.

В систему современного образования, по мнению И.Д. Лушникова, необходимо включить государственные, национальные, семейные, общечеловеческие и личностные ценности. К личностным ценностям автор относит и здоровье человека. В контексте нашего исследования, наиболее значимыми являются такие экзистенциальные ценности как ценность жизни и здоровья.

Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования педагога-профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.Н. Ирхин отмечает как приоритетную ценность здоровье учителей и учащихся. И если мы ведем речь о ценности здоровья, то должны найти способ доказать эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель вуза должен ориентироваться на оказание студенту как личности и будущему специалисту высококвалифицированной помощи в выращивании его способности ставить и решать многообразные задачи его жизни и здоровьесберегающей педагогической деятельности. Важной задачей вузовского образования является пропаганда здоровья. Пропаганда (промоция) здоровья - это широкое поле деятельности, включающее обеспечение формирования ЗОЖ и информацию, направленную на пропаганду здоровья. Пропаганда здоровья включает повышение осведомленности о персональном и общественном здоровье, возможные изменения в поведении и отношении к здоровью, а также поиск альтернатив в укреплении здоровья (И.В. Поляков с соавт.).

По мнению М.В. Diqnan, Р.А. Сагг, в практическом планировании программ пропаганды в области здоровья (ППОЗ) необходимо предусматривать три основные направления. Во-первых, построение модели уверенностей в области здоровья.

Во-вторых, создание матрицы Общения и Убеждения (Communication Persvation Matrix). В-третьих, обеспечение структуры Общения и Изменения Поведения (Communication /Behavior change).

Студенты - это будущее нации, определяющее ее благополучие, ее экономическое и духовное процветание, это особая социальная группа, специфическая общность людей, объединенных институтом высшего образования. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.

1. Адаптация студентов к обучению в вузе с учетом профиля вуза и климато-географических регионов.

2. Создание автоматизированных систем и устройств для оценки функционального состояния организма.

3. Разработка средств и методов повышения уровня физического развития студентов.

4. Изучение заболеваемости студентов.

5. Разработка социально-гигиенических основ режима труда, отдыха и питания студентов.

По итогам исследований были разработаны и частично внедрены методические рекомендации по укреплению здоровья и улучшению физического воспитания студентов (О.Л. Васильева).

Как указывалось выше, в последнее время во многом были утрачены профилактические основы в российском здравоохранении, в том числе, и в охране здоровья студентов, что не могло не сказаться на ухудшении показателей здоровья данной группы населения (Л.Т. Антонова, Г.Н. Сердюковская, 1995; О.Г. Добромыслова, В.Г. Маймулов, 1991; Т.Н. Маляренко, Д.В. Максинев, В.И. Турина, 1997; В.М. Чимаров, 1996). Изучение проблем образа жизни студентов приобретает особую актуальность в современных условиях повсеместного ухудшения уровня жизни, поскольку здоровье студентов является необходимым условием учебной деятельности в вузе, а значит и высокой профессиональной пригодности.

В нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных форм деятельности образовательных учреждений в сфере формирования ЗОЖ (D.D.Allensoworth, L.J.Kolbe, 1987; D.D.Allensoworth, J.Wyche, E.Lawson, 1995). Наибольшее число разработок относится к школьному образованию, но содержит опыт, применимый и для высшей школы. В последние годы увеличилось количество отечественных исследований по проблемам здоровьесберегающих технологий в образовании (М.М. Безруких, 1999; Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова, 2002; Г.А. Засобина, Л.Ю. Минеева, 2002; В.В. Пономарев, 2002; В.Г. Рындак, Е.В. Кирнасюк, Т.В. Шамардина, Н.В. Горохова, 2002; Л.Ф. Тихомирова, 2004; О.А. Шклярова, Г.С. Козупица, 2002 и др.).

Не смотря на большое число исследований по проблемам формирования ЗОЖ студентов, в большинстве педагогических вузов программы и организация валеологического образования не имеют четкой методологической базы, не поддержаны учебно-методическим обеспечением (Е.В. Волынская).

До конца не изученным является вопрос о критериях эффективности обучения основам ЗОЖ. М.П. Шилов, Е.А. Мягкова, предлагают считать таковыми готовность обучающихся к сохранению своего здоровья, глубину мотивации к ЗОЖ, а также снижение заболеваемости. Н.К. Иванова выделяет такие критерии сформированности здорового стиля жизни студентов, как обученность, социальная ответственность, здоровье.

Для совершенствования процесса формирования ЗОЖ будущих учителей нужно учитывать положение о том, что образование должно формировать новые личностные качества студента. А именно -критическое отношение к себе, своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления костных взглядов, формирование новых ценностных ориентации, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество (Концепция воспитания студентов вузов РФ. Под ред. В.Т. Лисовского).

Отражением проблем педагогического образования в сфере ЗОЖ является низкая готовность педагогов школ к здравотворческой деятельности. В целом оценивают уровень собственной компетентности в вопросах здоровья как недостаточный 93,9%. Характерным признаком недостаточной культуры здоровья педагогов является низкий уровень медицинской активности. Подавляющее число опрошенных посещают работу при наличии признаков инфекционных (опасных для окружающих!) заболеваний, находятся на работе в состоянии сильного недомогания 45,7%, только 10,7% получают больничный лист. Полученные нами данные показывают, что образ жизни современного учителя в большинстве случаев не может служить образцом для учеников, что в очередной раз подтверждает актуальность формирования готовности к реализации ЗОЖ у будущих педагогов (Т.В. Карасева, Е.К. Баклушина и др., 1997; Т.В. Карасева, Д.Ю. Коптев и др. 2004). Аналогичные тенденции отмечены среди педагогов ДОУ (Т.В. Карасева, СЮ. Толстова, 2000), учителей ФК (Е.В. Ишухина).

По данным Т.А. Глухих (2000) большинство педагогов находятся на низком уровне компетентности в вопросах физического, психического и социального здоровья и намерены повышать собственную валеопсихологическую компетентность. Автором выделены следующие виды компетентности педагога в вопросах здоровья: бессознательная некомпетентность (не имеют информации о ЗОЖ); сознательная некомпетентность (знают, но не имеют полной информации); сознательная компетентность (имеют достаточно полную информацию о различных способах оздоровления, но не используют в своей жизнедеятельности); бессознательная компетентность (имеют полную информацию, занимаются самооздоровлением).

Таким образом, история развития педагогической и медицинской мысли иллюстрирует богатый опыт исследований проблемы формирования ЗОЖ в системе образования. Выводы выдающихся ученых, врачей, педагогов и психологов прошлого сохраняют актуальность и в наше время, находят развитие и продолжение в трудах современных исследователей. Педагоги, врачи, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, организаторы здравоохранения, физиологи (Р.И. Айзман, 1996; О.А. Александров, 1988; И.И. Брехман, 1990; О.В. Гринина, Д.И. Кича, 1988; ПЛ. Горбенко, 1996; В.И. Дубровский, 1999; Т.В. Карасева, 1995; В.В. Колбанов, 1995; Ю.П. Лисицын, 1992; И.Н. Смирнов, 1985; СИ. Толстов, 1995) посвящают свои исследования проблемам здоровья, образа жизни, здорового образа жизни подрастающего поколения.

Анализ литературных источников позволил выявить основные направления исследований проблем формирования ЗОЖ будущих педагогов. Теоретические и методические аспекты профессионального валеопедагогического образования отражены в исследованиях Э.Н. Вайнера, Е.В. Волынской, Т.В. Карасевой, В.В. Колбанова, Е.Е. Насоновой. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущих педагогов изучены Н.В. Багаутдиновой (2004), И.В. Наливайко, В.А. Околеловой (2004), Е.В. Перевозчиковой (2001) и др. В работах Т.А. Глухих (2000), Д.Ю. Коптева (2004), Л.В. Куклиной (1999), В.Г. Лободина (2002), Л.Ю. Минеевой (2001), Е.В. Осолодковой (2003), И.В. Пичугиной (2000), Н.К.Смирнова (2002) решались задачи развития компетентности и готовности педагогов к формированию здорового образа жизни. Педагогические условия формирования здорового образа жизни рассмотрены в исследованиях Т.Н. Васюткиной, Н.К. Ивановой, Л.Ф. Тихомировой, С.А. Сенникова, Л. Костович, Н.К. Смирнова, Г.А. Сулкарнаевой.

Несмотря на наличие достаточного количества работ, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни студентов, комплексных исследований по выбранной нами теме, в доступных источниках не встретилось, что подтверждает новизну данного исследования.

Лечение детских болезней издавна было тесно связано с практикой родовспоможения, врачеванием женских болезней, и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют труды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV – начале XVI в.

В XVI-XVII вв. были описаны и изучены многие детские заболевания: коклюш (G. de Baillou, 1578), рахит (F. Glisson, 1650) и др.

В XIX в. педиатрия (от греч. paidos – ребенок и iatreia – лечение) стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины XIX в. по подготовке специалистов в области детских болезней. Выдающимися врачами того времени были представители французской педиатрической школы: П. Бретонно (P. F. Bretonneau), изучавший дифтерию и круп у детей; Ш. Бийяр (Ch. Billiard), создавший атлас патологической анатомии детских болезней; известный клиницист-экспериментатор А. Труссо (A. Trousseau), разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей, а в 1892 г. – организовано Научное общество детских врачей.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Петербурге в 1834 г. (ныне детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова в Санкт-Петербурге). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек – первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне ДКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова). Обе они содержались на благотворительные средства.

Во второй половине XIX – начале XX в. педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первая кафедра детских болезней была организована в середине XIX в. в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832-1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Елена Маслова

24 февраля Россия начала военную операцию в Украине. Жители страны, обеспокоенные возможными масштабами действий, переживают, будут ли призывать мужчин из запаса, кто это может сделать и на кого распространяется мобилизация. Это отражают и поисковые запросы. "Толк" разбирался, что по этому поводу говорит законодательство.

Кто и как может призвать на войну

Этот вопрос регулирует закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ". Согласно ему, мобилизацию военных, в том числе из запаса, объявляет президент – главнокомандующий России.

Кого призывают на войну

"Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации".

В запасе по возрасту (по максимальному разряду) находятся:

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы – до 50 лет.
  • Младший, старший лейтенанты, лейтенант, капитан-лейтенант – до 55 лет.
  • Все старшие и высшие офицеры – до 60 лет.

Кого не призывают на войну

Призыву не подлежат:

  • те, у кого есть бронь,
  • у кого неснятая или непогашенная судимость за тяжкое преступление,
  • кто признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья – на срок до полугода,
  • официально ухаживающие за родителями, супругом, родными братом или сестрой, дедушками/бабушками или усыновителем, если они нуждаются в таком уходе, согласно заключению медэкспертизы или если они инвалиды первой группы;
  • те, у кого на иждивении четыре и более детей младше 16 лет, или те, кто воспитывает детей без матери;
  • те, у кого беременная жена со сроком не менее 22 недель.

Военнослужащие-женщины, имеющие детей до 16 лет или беременные (срок – не менее 22 недель), могут досрочно уволиться с военной службы.

Кому даются брони на время войны

"Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций", – говорится в законе.

Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает специальная Межведомственная комиссия по бронированию граждан ВС РФ и местные власти, пишет сайт Института профессионального кадровика.

Согласно презентации ЗАТО Александровск, бронированию не подлежат:

  • те, кто находится в запасе первые пять лет после прохождения службы в армии,
  • те, кто не был в армии по призыву по какой-то причине и кого зачислили в запас при достижении 27 лет,
  • водители транспортных средств, предназначенных для поставки в Вооруженные силы,
  • те, кто находится в запасе для формирования спецподразделений.

Путин подписал указ о призыве на военные сборы россиян из запаса

В 2020 году из-за пандемии коронавируса минобороны перенесло летние военные сборы для студентов, которые обычно проводят в июне-августе, на июль-октябрь 2020 года, а в отдельных вузах – на 2021 год

Украина отказалась от переговоров с Россией о мире

Страны Запада ввели санкции против Владимира Путина и Сергея Лаврова

Президент Украины согласился на предложение Путина о переговорах

"Ругать неправильно": алтайский депутат Хугаев оценил действия России в Украине

Россия подготовила целую серию ответных санкций для Запада

Лента новостей

Директор DNS рассказал о скором снижении цен на ассортимент

Бийчанка купила телефон по "скидке" и потеряла 36 тысяч рублей

Попавшие под санкции США российские банки отключат от SWIFT

Visa и Mastercard будут работать в России при любых санкциях

Что такое SWIFT и какие последствия ждут Россию при её отключении

В Барнауле шесть машин ДПС гнались на лихачом на Audi

Решение об отключении России от SWIFT могут принять в ближайшее время

Приметы на 27 февраля: что такое "Бабьи Взбрыксы" и к чему снятся сны в эту ночь

Тепло до +4 градусов придет в Алтайский край в предпоследний день зимы

Евросоюз запретил продавать новые самолеты авиакомпаниям из России

На Алтае из-за теплой погоды необычно рано зацвела верба

Барнаульское кафе предупредило о сбоях в работе Apple Pay и Google Pay

Украина отказалась от переговоров с Россией о мире

В Западной Сибири наступает аномально теплая погода

Барнаульская пенсионерка отдала мошенникам 500 тысяч рублей

Ряд стран закрыли воздушное пространство для российских самолётов

Почти половина жителей Алтайского края мечтают о привязке зарплат к курсу валют

В Шипуновском районе в ДТП с тремя машинами погибли мужчина и ребёнок

В России допустили возвращение смертной казни преступников

В Барнауле демонтировали 32 установленные самовольно рекламные конструкции

Импортёры начали отказываться от поставок новый автомобилей в Россию

Минобороны РФ заявило о поражении 821 военного объекта на Украине

Страны Запада ввели санкции против Владимира Путина и Сергея Лаврова

В Барнауле гостиничный комплекс "Прага" продают за 45 млн рублей

Президент Украины согласился на предложение Путина о переговорах

В Алтайском крае за последние сутки 3039 человек заболели коронавирусом

В Алтайском крае Красный Крест открыл центр помощи беженцам из Донбасса

Россию исключили из конкурса "Евровидение" в 2022 году

В Рубцовске произошел пожар в пятиэтажке из-за неисправного утюга

Россиянам частично ограничили доступ к соцсети Facebook

В сети "Мария-ра" объяснили, почему посоветовали покупателям карту "МИР"

В Рубцовске лабрадор сломал спину семилетней девочке

"Отток из региона": почему люди уезжают из Алтайского каря

Жираф в Нагорном парке Барнаула: на ТНТ выходит новый сезон "Звёзд в Африке"

"Ругать неправильно": алтайский депутат Хугаев оценил действия России в Украине

Народные приметы на 26 февраля. Зачем в старину кричали на звезды

Что такое Вселенская родительская суббота и как ее правильно провести

Снег и слабый "минус" ожидается в Алтайском крае 26 февраля

Астролог рассказала, каким будет март для каждого знака зодиака


Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения.

Вплоть до XVIII–XIXвв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы ихразвития. Так, Э.Дженкер произвел прививки против оспы в 1796г. – более чем за 100лет до открытия возбудителя этой болезни. Или другой пример: люди умели предупредитьразвитие цинги (например, употреблением квашеной капусты в рационе морских экспедиций) задолго до открытия витамина С, дефицит которого является причинойразвития данной болезни. Вэпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию профилактической медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. Вчастности, Ф.Бэкон считал укрепление здоровья, искоренение болезни, продление жизни человека основными задачами медицины.

Впроизведениях X–XIIIвв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески – при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) – при цинге. Вдревнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.

В периодразвитого капитализма, под влиянием общественности, революционных движений, достижений науки, раскрывшей причины массовых инфекционных заболеваний, возникает потребность в организации общественного здравоохранения, общественной гигиены и учения о профилактике (как его главной проблемы). Вдореволюционной России идеи профилактикиразделяли лучшие врачи. Наразвитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н.Радищева, М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева. Воснове влияния подобных идей на дальнейшее становление общественной профилактики находилосьразвитие взглядов о взаимосвязях и единстве организма человека и окружающей среды, соотношении биологического и социального, первостепенной роли социальных факторов, социальной обусловленности здоровья.

Эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины, догадок и предположений уступили место профилактической медицине как естественнонаучному направлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиологического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук. Одновременно все большее влияние получали идеи общественной гигиены, учение о первостепенной роли социальной среды для здоровья населения и его охраны. ВXVIIIвеке, особенно во второй половине, в России насчитывалось значительное количество медиков. Многие из них оставили заметный след во врачебной науке, создав труды по анатомии, физиологии, практической медицине. Некоторые из этих трудов навсегда стали достоянием медицинской науки. Для уяснения главных этаповразвития учения о внутренних болезнях в России нет необходимости останавливаться наразборе всего, что было достигнуто в этой области знания – достаточно познакомиться с творческими достижениями наиболее видных представителей науки.

Выдающиеся деятели отечественной медицины М.Я.Мудров, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин и другие в своих трудах большое внимание обращали на роль профилактики в борьбе с болезнями. История достойно оценила эту славную плеяду корифеев русской клинической медицины, создавшую самобытное прогрессивное направление в отечественной науке и вразвитии мировой профилактической медицины. Матвей Яковлевич Мудров – профессор Московского университета, виднейший представитель терапии первой половины XIXв. считал первой обязанностью врача наблюдение за здоровыми людьми для ранней диагностики и предупреждения заболеваний.

Первая городская общественная санитарная организация в России возникла в Москве. ВСанкт-Петербурге в связи с угрозой эпидемии холеры в феврале 1867г. Городской думой была образована исполнительная городская санитарная комиссия. До 1879г. санитарный надзор в городе находился в ведении городовых врачей. Вэтом же году была организована Временная комиссия общественного здравия в связи с угрозой Вятлянской чумы. Эта комиссия продолжала работать и впоследующие годы: 1879–1881гг. – в связи с эпидемиями тифа и оспы, 1881–1883гг. – с эпидемиями дифтерии и скарлатины. В1881г. в Санкт-Петербурге был составлен проект организации врачебно-санитарного надзора для борьбы с эпидемиями силами сверхштатных городовых врачей, а в 1884г. в ведение Городской думы перешло врачебно-санитарное дело со сверхштатными городовыми врачами.

Вг.Перми в 1872г. положено начало первой земской санитарной организации в России. Вгубернском земстве введена должность губернского санитарного врача, на которую был приглашен опытный земский врач Иван Иванович Моллесон, ставший одним из идеологов профилактического направления в земской медицине.

Учёные А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман явились выразителями прогрессивных идей русской общественной мысли 60-хгодов в гигиене. Их деятельность была связана с деятельностью первых земских и городских санитарных учреждений, а также Общества русских врачей в память Н.И.Пирогова. Они были руководителями выполненных земскими санитарными врачами исследований, посвященных медико-топографическому описаниюразличных городов и районов России, благоустройству населенных мест, водоснабжению, статистике заболеваемости населения.

Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко с первых дней советской власти проводил титаническую организаторскую работу по обеспечению санитарного благополучия страны,разрабатывал важнейшие законодательные документы по вопросам профилактической медицины.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:

–единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

–равная доступность здравоохранения для всех граждан;

–первоочередное внимание детству и материнству;

–единство профилактики и лечения;

–ликвидация социальных основ болезней;

–привлечение общественности к делу здравоохранения.

Николай Семашко создал образцовую систему, которую заимствовали многие страны мира. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт – участковая поликлиника – районная больница – областная больница – специализированные институты.

Для борьбы с профессиональными заболеваниями на предприятиях с вредными условиями труда создавались медсанчасти, которые должны были контролировать условия труда и здоровье работников. Там же создавались профилактории, своеобразные санатории на рабочем месте. Впоследствии медсанчасти появились практически на всех крупных предприятиях.

Профилактика понималась Семашко и вузком, и вшироком смысле. Вузком – как санитарные мероприятия, в широком – как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. Всвязи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни. Поначалу к пропаганде привлекались многие выдающиеся поэты и художники, а также широкие слои общественности.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха – профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Вмарте 1919года в принятой на 8съезде РКП(б) Программе партии предпосылкой решения задач в области охраны и укрепления здоровья трудящихся было определено профилактическое направление – проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждениеразвития заболеваний.

В этот период партия поставила задачи профилактики:

1.Решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся:

а)оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды, воздуха);

б)организация мер, предупреждающихразвитие и распространение заразных болезней;

в)создание санитарного законодательства.

2.Борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими болезнями, алкоголизмом).

3.Обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи.

В1926–1940гг. основным методом лечебно-профилактической помощи провозглашается диспансеризация. Одним из первых диспансерный метод стал внедряться в Московском здравоохранении. Активно он применялся в Ленинграде, Киеве и других крупных городах. Опыт диспансеризации этихлет имел положительное значение: диспансерный метод вышел за рамки социальных болезней.

Как секретарь Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом, З.П.Соловьев уделял большое внимание санитарному просвещению и профилактике в борьбе с туберкулезом в России. Призывал в своих печатных работах к проведению массовых кампаний, в частности, в сельской местности, по борьбе с этой тяжелой болезнью. Вгоды Гражданской войны много делает для организации борьбы с эпидемиями тифа и холеры. Развертывается большая санитарно-просветительная работа в воинских частях, в госпиталях, среди гражданского населения.

Генеральной линией в охране общественного здоровья населения в годы войны являлась профилактическая направленность здравоохранения. Целью данной работы стало обобщение и систематизация опыта профилактической работы гражданского здравоохранения периода Великой Отечественной войны 1941–1945гг. Вгоды Великой Отечественной войны, не смотря на огромные трудности экономического характера, шел интенсивный процесс усиления и совершенствования профилактической работы, профилактика обогатилась новыми формами и методами.

Лечебно-профилактическая доктрина,разработанная в годы войны, включала целый ряд профилактических мер. Одной из основных проблем военного времени была профилактика раневой инфекции. Широкое применение получил метод первичной хирургической обработки ран. Раннее хирургическое вмешательство, удаление омертвевших тканей, наложение вторичного шва были важнейшими профилактическими мерами, предотвращавшими возникновение инфекции в ране.

Профилактика авитаминозов в армии и на фронте в условиях военного времени стала одной из проблем научных исследований крупных советских ученых. Внаучных учрежденияхразрабатывались технологии изготовления витаминов и методика их применения, изыскивались новые источники сырья. Вноябре 1942г. НКЗ СССР принял решение об ускоренном выпуске синтетической аскорбиновой кислоты и доведении норм выработки в 1943г. до трех тонн, или 150мл человеко-доз в год, рекомендовал изготовление витаминов из местного сырья (хвоя, шиповник и др.). Учёный Ф.Г.Кротков сделал много дляразвития военной и радиационной гигиены. Во время Великой Отечественной войны в качестве главного гигиениста Советской Армии руководил санитарно-гигиеническим обеспечением. Он сформулировал основные правила санитарного благополучия войск, профилактики авитаминозов у военнослужащих. Одной из ярких страниц, вписанных Ф.Г.Кротковым в развитие отечественной и мировой гигиенической науки, является научное обоснование гигиенического нормирования факторов окружающей и производственной среды. Он выступил в защиту необходимостиразработки предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней факторов окружающей среды.

Широко и действенно метод ЛФК применяли в госпиталях. Важной социально-экономической задачей, имеющей оборонное значение, была охрана труда и здоровья рабочих. Вусловиях начавшейся войны медико-санитарные части стали основной организационной формой медицинского обеспечения здоровья рабочих оборонной промышленности. Приказ НКЗ СССР №393 от 29июля 1941г. обязывал органы здравоохранения на местах организовать медсанчасти на всех предприятиях оборонной промышленности. Вгоды Великой Отечественной войны эта система профилактического обслуживания рабочих получила широкоеразвитие и организационное закрепление. Медико-санитарная часть как комплекс стационарных, поликлинических отделений, пунктов здравоохранения, диетических столовых с методическим центром для профилакториев именно в годы войны была включена в номенклатуру учреждений здравоохранения. Впериод Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства (1941–1952гг.) была создана эффективная система санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, охватывающих войска и гражданское население страны. Во всех республиках Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении предусмотрено осуществление гигиенического воспитания граждан в системе социально- экономических и медико-санитарных мер, направленных на охрану здоровья населения СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, нашли растущее международное признание.

В задачи санитарного просвещения входят распространение гигиенических и медицинских знаний средиразличных групп населения, выработка навыков здорового образа жизни, антиалкогольная пропаганда. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19.V.1964г., каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4часа из своего рабочего времени для санитарно-просветительской работы.

Министр здравоохранения СССР, акад. Е.И.Чазов, в 14.03.1988г. подписал приказ о создании Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР, основной задачей которого сталаразработка и внедрение научно-обоснованных методов выявления и профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний (НИЗ).

С1января 1989г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу санитарного просвещения – в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармоническогоразвития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите один верный вариант ответа

1.Общие чертыразвития врачевания в странах Древнего мира всё, кроме:

а)изобретение письменности (с4–3-го тысячелетий дон.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-готысячелетия дон.э.)

б)формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях

в)развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических)

г)подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах)

д)формирование гистологии как науки

2.Содержание принципа профилактической медицины советской России – всё, кроме:

б)внедрение платной медицины

в)создание профильных НИИ

г)борьба с эпидемиями. Ликвидация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.).

3.Назовите принципы отечественного здравоохранения,разработанные под руководством Н.А.Семашко:

а)государственный характер, плановость, профилактическое направление, санитарное просвещение и гигиеническое воспитание; единство медицинской науки и практики

Читайте также: