Первое научное сочинение ломоносова
Обновлено: 05.07.2024
Далёкая северная деревня Мишанинская, Куростровской волости Архангельской губернии получила широкую известность как родина выдающегося русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В настоящее время – это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Время наложило свой отпечаток на облик деревни, но поколения бережно хранят то, что связано с историей родного края.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина Василия Дорофеевича. Отец Ломоносова занимался промыслом рыбы трески на своих судах. О матери Ломоносова — Елене Ивановне Сивковой, умершей сравнительно молодой, известно немного. Она была дочерью дьякона села Николаевских Матигор.
Нелегок был путь к образованию выходцев из крестьянства. Грамоте Ломоносов начал учиться в 10—12 лет у соседа по деревне — крестьянина Ивана Шубного. Затем его обучал сельский дьячок приходской церкви Семён Сабельников. Зимой все свободное время Ломоносов проводил за чтением. Его первыми учебниками были церковные книги. Навыки письма он получил, переписывая духовные тексты. Через два года после начала учения Ломоносов хорошо читал и мог показать свое мастерство в церкви.
Учиться Ломоносову было трудно, особенно после того, как в 1724 г. отец привел в дом мачеху — Ирину Семеновну Корельскую, жительницу Николаевских Матигор. Мачеха не сочувствовала его увлечению книгами, и ему приходилось читать тайком. Отец относился к занятиям сына как к временной забаве и надеялся, что с возрастом это увлечение пройдет.
Михаил Ломоносов не видел возможности продолжать учение дома, и это привело к решению покинуть семью и самому пробивать путь к знаниям и образованию.
Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое крестьянское происхождение. Он показал, что является сыном холмогорского дворянина. Только так его приняли в академию.
В академии, где предстояло учиться Ломоносову, было 8 классов: 4 низших, 2 средних и 2 высших. 13 высших классах учили философии и богословию, в средних основное внимание уделялось стихосложению и красноречию, в низших учили церковнославянскому языку, а также читать и писать по-латыни. Кроме того, ученики обязаны были знать географию, историю, катехизис и арифметику. Ломоносову, не знавшему языков, в свои 19 лет пришлось начинать с младших классов, где учились дети 8 — 10 лет. Его возраст и плохая одежда служили поводом для насмешек. Нелегко жилось ему, но полученная возможность учиться давала силы справляться с трудностями.
Позднее, описывая свою жизнь в Спасских школах, Ломоносов отмечал, что испытывал в то время «несказанную бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил.
Очень скоро проявились необычайные способности Ломоносова. Он делал поразительные успехи — в течение одного года прошел три класса. Свободное от занятий время он проводил в библиотеке академии, где имелись наряду с церковными книгами русские летописи, книги по физике, философии, математике. Ломоносов изучил греческий язык самостоятельно. Это позволило ему познакомиться с византийской культурой, а позднее успешно работать по истории древней Руси.
В 1734 году Ломоносов сообщил, что является сыном крестьянина и положен в подушный оклад. Паспорт, выданный на один год, с осени 1731 г. был просрочен, и на родине Ломоносов числился беглым. После того как открылось происхождение Ломоносова, его должны были исключить из академии и сдать в рекруты. Но за отличные успехи в учении к Ломоносову не были применены обычные строгости, он был оставлен в академии.
М. Ломоносов стал студентом академического университета, начал изучать новые дисциплины – математику, химию, физику, историю. Его блестящая память и редкие способности не могли не привлечь внимание учителей. Приблизительно через год Петербургская Академия наук решила командировать наиболее способных студентов за границу с тем, чтобы они прошли курс обучения у известного физика и металлурга И.Ф. Генкеля в Фрейберге (Пруссия). В числе студентов, избранных для этой цели были Д.И. Виноградов, сын горного советника Г.У. Райзер и М. В. Ломоносов.
Студентам предложили пройти общеобразовательную подготовку в Марбурге у известного философа Христиана Вольфа, автора исследований в различных областях естественных наук, физике, механике, математике.
Следующий период пребывания Ломоносова за границей связан с жизнью в саксонском городке Фрейберге. В этом центре горнорудного дела Саксонии Ломоносов основательно познакомился с горнорудным делом, прошёл лабораторную практику.
Весной 1741 года М.В. Ломоносов отбывает в Петербург.
Труды М.В. Ломоносова.
При наблюдении за прохождением Венеры по диску Солнца учёный открыл атмосферу на Венере, и это открытие было позже подтверждено наблюдением западных учёных.
В 1745 году назначен профессором химии Петербургской Академии наук.
В письме к немецкому ученому Л. Эйлеру сформулировал закон сохранения материи и движения.
Ломоносову принадлежит создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка. Им разработаны новые стихотворные размеры.
Благодаря работам Ломоносова было создано русское мозаичное искусство.
Создание университета в Москве было предложено И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан 25 января 1755 года Елизаветой Петровной.
М. В. Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге.
Именем его наречены…
Московский государственный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
Город Ломоносов (Ораниенбаум)
Кратер на обратной стороне Луны
Серединно-океанический хребет, открытый в 1948 году
Пик на Эльбрусе
Минерал (ломоносовит – уникальный минерал из группы силикофосфатов) обнаружен в 1936 году
В Архангельской области помнят и чтут своего земляка. Его именем названы улицы, театр, университет; ему поставлены памятники на родине в с.Ломоносово, в г. Архангельске, в г. Северодвинске.
В конце 1730 года отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ноябре 1735 года в числе лучших учащихся был направлен в Санкт-Петербург, в университет при Петербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его отправили в университет Марбурга, где Ломоносов под руководством Х. фон Вольфа изучал естественные науки и самостоятельно знакомился с теориями стихосложения, бытующими в Германии. В 1739-1740 годах Ломоносов обучался горному делу, металлургии и химии в городе Фрайберг (Саксония)
В 1757 году Ломоносов построил собственный дом, рядом с которым находились его домашняя обсерватория и ещё два небольших дома: для набора мозаичных картин и проживания работников. Во флигеле дома Ломоносов оборудовал домашнюю химическую лабораторию, в которой впоследствии вёл опыты по изготовлению составов для получения зеркальной поверхности создаваемых им отражательных астрономических труб.
В 1760 году Ломоносова избрали почетным членом Шведской королевской академии наук, затем - почетный член Академии наук Болонского института.
В апреле 1765 года Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Научное творчество Ломоносова и его жизненный путь - предмет исследований многих отечественных и зарубежных учёных. Ведущее учреждение России, в котором с 1949 года ведётся такая работа, - Музей Ломоносова в Санкт-Петербурге. В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Имя Ломоносова носят МГУ и Московская государственная академия тонкой химической технологии. Именем Ломоносаова названы город в Ленинградской области, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.
Работы в области естественных наук
Естественно-научное мировоззрение Ломоносова сформировалось под влиянием Х. фон Вольфа, который, в свою очередь, был последователем Р. Декарта и Г.В. Лейбница. Ломоносов считал, что Бог-Творец создал мельчайшие материальные частицы, которые привёл в движение, предопределив законы их взаимодействия и предоставив конечному числу частиц группироваться без его вмешательства так, что в результате образовалась Вселенная со множеством миров. Одним из этих миров, причём не самым большим, стала Земля. Количество движения, сообщённого частицам Богом-Перводвигателем, также было ограничено, поэтому в мире действует закон сохранения материи и движения, а его нарушение является чудом. Ломоносов внёс в теорию частиц (корпускул) представление о том, что они состоят из абсолютно твёрдой неразрушаемой материи и имеют шарообразную форму различного диаметра. Эти частицы могут совершать три вида движения - вращательное, колебательное и поступательное. Взаимодействие частиц осуществляется в виде удара, толчка или, при вращении частиц, взаимного зацепления выступов и впадин, регулярно распределённых по их поверхности. Пустоты в мире нет: мировое пространство заполнено эфиром, частицам которого Ломоносов также приписал шарообразную форму и три возможных размера.
Ломоносов внёс в науку материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, рационализм мышления и многое другое. Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности.
Работы в области литературы, филологии и искусства
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;
Избранные произведения. М., 1986. Т. 1-2.
Иллюстрации:
1. Архив БРЭ. Михаил Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника;
3. Фото А.В. Андреева. Памятник М.В. Ломоносову перед зданием Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Скульптор Н.В. Томский;
4. Портрет императора Петра I. Мозаика. 1754. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Архив БРЭ;
Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.
Помимо всего этого развивал российскую науку, экономику и просвещение.
Детство
Родился Михаил Ломоносов 19 ноября 1711 года в селе Мишанинское под Архангельском. Сейчас эта деревня называется Ломоносово. Его отец — помор Василий Ломоносов, был достаточно зажиточным, он имел собственные суда, торговал рыбой. Он был очень добрым, но отличался крайней невежественностью. Маму Михаила звали Елена Ломоносова, она умерла, когда их единственному сыну Михаилу исполнилось девять лет.
Вскоре Василий снова женился, мачеху одаренного Миши звали Феодора Ускова. Но семейного счастья не получилось, новая жена умерла в 1724 году, после трех лет супружества.
Ломоносов-старший тосковал об утрате недолго. В том же году он привел домой новую избранницу, вдову Ирину Корельскую. Она не любила пасынка, тринадцатилетний Миша ощущал на себе всю ее злобу и завистливость, которая буквально отравляла жизнь мальчику.
Из некоторых источников известно, что Миша всегда помогал отцу на рыбалке. Ему было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. На ранней зорьке они уплывали далеко в Белое море и с помощью плетеной сети всегда были с приличным уловом. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.
С ранних лет он очень любил читать. Грамоту он осилил под руководством местного дьячка С.Сабельникова, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. В возрасте четырнадцати лет он отлично читал, и практически все свое время проводил за учебниками. Он читал запоем, не успел закончить одну книгу, уже начинал новую. Он как будто хотел добавить к накопленным знаниям новые и новые познания.
Еще в школе на уроке литературы всем рассказывали, что Ломоносов пешком ушел в Москву за образованием. Может быть этого и не произошло бы, если бы мачеха терпимее относилась к пасынку. Но обстановка в родном доме накалилась настолько, что выдерживать бесконечные конфликты у Миши уже просто не было сил.
Мачеха злилась, когда заставала Михаила за книгой, а он все свободное от работы время только этим и занимался.
Помимо этого отец придумал, что сына пора женить, и даже начал искать для него подходящую партию. Узнав о намерении отца, Михаил решил схитрить, он притворился, что сильно заболел, поэтому свадьбу перенесли, пока он окончательно не поправится.
Это совершенно не входило в его планы, поэтому недолго думая, Ломоносов с нехитрыми пожитками, состоящими из двух рубах, тулупа и нескольких книжек, ночью сбежал из дома. Он не сообщил о своем решении ни отцу, ни мачехе, потому что его точно никто не отпустил бы. Пешком они прошли три дня, и только после этого наткнулся на караван. Он напросился к рыбакам и те разрешили парню путешествовать с ними. Шел декабрь 1730 года. На протяжении трех недель они пробирались через снежные сугробы, и только в январе следующего года попали в Москву. Расстояние от родного дома будущего светила науки до столицы составляет 1160 км.
Удивление вызывает и тот факт, что все результаты, которых он добивался физическими и химическими опытами, были очень точными, никогда не было ни одной погрешности в расчетах. Благодаря его научным трудам, современники оставили натурфилософию и алхимию, начали применять методики естествознания. Именно Ломоносов открыл кинетическую теорию газов, впервые заговорил о законе сохранения энергии, объяснил как происходит гроза и в результате чего получается северное сияние. Ломоносов занимался изготовлением красок и цветных зеркал, провел химический анализ руды. Именно ему принадлежит авторство основ физической химии.
Прочитав когда-то научные работы Коперника, Ломоносов серьезно заинтересовался астрономией. Именно ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера, он усовершенствовал светоотражающий телескоп, который потом назвали системой Ломоносова-Гершеля. Михаил был одним из тех, кто первыми понял природу Солнца. Он писал, что эта звезда в виде огромного огненного шара, потому что там вьются огненные валы, крутятся пламенные вихри и кипят камни, подобно воде.
Кроме серьезных научных изысканий, ученый занимался и развитием родного языка. Это благодаря ему мы сейчас знаем, что такое горизонт, атом, преломление лучей, температура, молекула, потому что именно Ломоносов ввел эти понятия в русский язык. До этого все термины, касающиеся техники, писались на латыни, и понять их простому народу было не под силу. Он был настолько прогрессивным ученым, что его труды казались фантастикой, опережающей время. Некоторые из его разработок были напечатаны только после его смерти, до этого они были засекречены и не издавались на протяжении столетий.
Однажды Алексей Шувалов — доверенное лицо Елизаветы и фаворит Петра Третьего, получил от Ломоносова письмо. Нужно сказать, что они были хорошими приятелями, и ученый отправил ему свою рукопись с рассуждениями о том, как сохранить и размножить русский народ. Шувалов был образованным человеком, но даже он не рискнул предать огласке эти умозаключения Ломоносова, и спрятал их подальше от общественности.
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Корпускулярно-кинетическая теория Ломоносова
М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.
Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых — одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.
Основная область научной деятельности Ломоносова - химия
Но основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.
В естествознании
Корпускулярно-кинетическая теория
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.
Физическая химия
Наука о стекле
В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.
О пользе стекла
В астрономии
Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере
В оптике и приборостроении
Проект морского телескопа
Фрагмент мозаичного панно Ломоносова
В теории электричества
Получение твердой ртути
Прототип вертолёта
М. В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.
В гуманитарных науках
Риторика
Поэтическая теория
Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.
Педагогика
Литературное творчество
Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750
Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года
Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
Надпись к статуе Петра Великого
Читайте также: