Первое научное сочинение ломоносова

Обновлено: 05.07.2024

Далёкая северная деревня Мишанинская, Куростровской волости Архангельской губернии получила широкую известность как родина выдающегося русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В настоящее время – это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Время наложило свой отпечаток на облик деревни, но поколения бережно хранят то, что связано с историей родного края.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина Василия Дорофеевича. Отец Ломоносова занимался промыслом рыбы трески на своих судах. О матери Ломоносова — Елене Ивановне Сивковой, умершей сравнительно молодой, известно немного. Она была дочерью дьякона села Николаевских Матигор.

Нелегок был путь к образованию выходцев из крестьянства. Грамоте Ломоносов начал учиться в 10—12 лет у соседа по деревне — крестьянина Ивана Шубного. Затем его обучал сельский дьячок приходской церкви Семён Сабельников. Зимой все свободное время Ломоносов проводил за чтением. Его первыми учебниками были церковные книги. Навыки письма он получил, переписывая духовные тексты. Через два года после начала учения Ломоносов хорошо читал и мог показать свое мастерство в церкви.

Учиться Ломоносову было трудно, особенно после того, как в 1724 г. отец привел в дом мачеху — Ирину Семеновну Корельскую, жительницу Николаевских Матигор. Мачеха не сочувствовала его увлечению книгами, и ему приходилось читать тайком. Отец относился к занятиям сына как к временной забаве и надеялся, что с возрастом это увлечение пройдет.

Михаил Ломоносов не видел возможности продолжать учение дома, и это привело к решению покинуть семью и самому пробивать путь к знаниям и образованию.

Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое крестьянское происхождение. Он показал, что является сыном холмогорского дворянина. Только так его приняли в академию.

В академии, где предстояло учиться Ломоносову, было 8 классов: 4 низших, 2 средних и 2 высших. 13 высших классах учили философии и богословию, в средних основное внимание уделялось стихосложению и красноречию, в низших учили церковнославянскому языку, а также читать и писать по-латыни. Кроме того, ученики обязаны были знать географию, историю, катехизис и арифметику. Ломоносову, не знавшему языков, в свои 19 лет пришлось начинать с младших классов, где учились дети 8 — 10 лет. Его возраст и плохая одежда служили поводом для насмешек. Нелегко жилось ему, но полученная возможность учиться давала силы справляться с трудностями.

Позднее, описывая свою жизнь в Спасских школах, Ломоносов отмечал, что испытывал в то время «несказанную бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил.

Очень скоро проявились необычайные способности Ломоносова. Он делал поразительные успехи — в течение одного года прошел три класса. Свободное от занятий время он проводил в библиотеке академии, где имелись наряду с церковными книгами русские летописи, книги по физике, философии, математике. Ломоносов изучил греческий язык самостоятельно. Это позволило ему познакомиться с византийской культурой, а позднее успешно работать по истории древней Руси.

В 1734 году Ломоносов сообщил, что является сыном крестьянина и положен в подушный оклад. Паспорт, выданный на один год, с осени 1731 г. был просрочен, и на родине Ломоносов числился беглым. После того как открылось происхождение Ломоносова, его должны были исключить из академии и сдать в рекруты. Но за отличные успехи в учении к Ломоносову не были применены обычные строгости, он был оставлен в академии.

М. Ломоносов стал студентом академического университета, начал изучать новые дисциплины – математику, химию, физику, историю. Его блестящая память и редкие способности не могли не привлечь внимание учителей. Приблизительно через год Петербургская Академия наук решила командировать наиболее способных студентов за границу с тем, чтобы они прошли курс обучения у известного физика и металлурга И.Ф. Генкеля в Фрейберге (Пруссия). В числе студентов, избранных для этой цели были Д.И. Виноградов, сын горного советника Г.У. Райзер и М. В. Ломоносов.

Студентам предложили пройти общеобразовательную подготовку в Марбурге у известного философа Христиана Вольфа, автора исследований в различных областях естественных наук, физике, механике, математике.

Следующий период пребывания Ломоносова за границей связан с жизнью в саксонском городке Фрейберге. В этом центре горнорудного дела Саксонии Ломоносов основательно познакомился с горнорудным делом, прошёл лабораторную практику.

Весной 1741 года М.В. Ломоносов отбывает в Петербург.

Труды М.В. Ломоносова.

При наблюдении за прохождением Венеры по диску Солнца учёный открыл атмосферу на Венере, и это открытие было позже подтверждено наблюдением западных учёных.

В 1745 году назначен профессором химии Петербургской Академии наук.

В письме к немецкому ученому Л. Эйлеру сформулировал закон сохранения материи и движения.

Ломоносову принадлежит создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка. Им разработаны новые стихотворные размеры.

Благодаря работам Ломоносова было создано русское мозаичное искусство.

Создание университета в Москве было предложено И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Декрет о создании университета был подписан 25 января 1755 года Елизаветой Петровной.

М. В. Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге.

Именем его наречены…

Московский государственный университет

Северный (Арктический) федеральный университет

Город Ломоносов (Ораниенбаум)

Кратер на обратной стороне Луны

Серединно-океанический хребет, открытый в 1948 году

Пик на Эльбрусе

Минерал (ломоносовит – уникальный минерал из группы силикофосфатов) обнаружен в 1936 году

В Архангельской области помнят и чтут своего земляка. Его именем названы улицы, театр, университет; ему поставлены памятники на родине в с.Ломоносово, в г. Архангельске, в г. Северодвинске.

В конце 1730 года от­пра­вил­ся в Мо­ск­ву, где по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию. В но­яб­ре 1735 года в чис­ле луч­ших уча­щих­ся был на­прав­лен в Санкт-Пе­тер­бург, в университет при Пе­тербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его от­пра­вили в университет Мар­бур­га, где Ломоносов под руководством Х. фон Воль­фа изу­чал ес­тественные нау­ки и са­мо­стоя­тель­но зна­ко­мил­ся с тео­рия­ми сти­хо­сло­же­ния, бы­тую­щи­ми в Гер­ма­нии. В 1739-1740 годах Ломоносов обу­чал­ся гор­но­му де­лу, ме­тал­лур­гии и хи­мии в городе Фрай­берг (Сак­со­ния)

В 1757 году Ломоносов по­стро­ил соб­ст­вен­ный дом, ря­дом с ко­то­рым на­хо­ди­лись его до­маш­няя об­сер­ва­то­рия и ещё два не­боль­ших до­ма: для на­бо­ра мо­за­ич­ных кар­тин и про­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков. Во фли­ге­ле до­ма Ломоносов обо­ру­до­вал до­маш­нюю хи­мическую ла­бо­ра­то­рию, в ко­то­рой впо­след­ст­вии вёл опы­ты по из­го­тов­ле­нию со­ста­вов для по­лу­че­ния зер­каль­ной по­верх­но­сти соз­да­вае­мых им от­ра­жа­тель­ных ас­тро­но­мических труб.

В 1760 году Ломоносова из­бра­ли почетным членом Шведской ко­ро­лев­ской академии наук, за­тем - почетный член Академии наук Бо­лон­ско­го института.

В апреле 1765 года Ломоносов скон­чал­ся у се­бя до­ма на Мой­ке. По­хо­ро­нен на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

На­учное твор­че­ст­во Ломоносова и его жиз­нен­ный путь - пред­мет ис­сле­до­ва­ний многих отечественных и за­ру­беж­ных учё­ных. Ве­ду­щее уч­ре­ж­де­ние Рос­сии, в ко­то­ром с 1949 года ве­дёт­ся та­кая ра­бо­та, - Му­зей Ломоносова в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1956 году Академия наук СССР уч­ре­ди­ла Боль­шую зо­ло­тую ме­даль им. Ло­мо­но­со­ва, при­суж­дае­мую за вы­даю­щие­ся дос­ти­же­ния в об­лас­ти ес­тественных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук. Имя Ломоносова но­сят МГУ и Московская государственная ака­де­мия тон­кой хи­мической тех­но­ло­гии. Име­нем Ломоносаова на­зва­ны го­род в Ле­нин­град­ской области, под­вод­ный хре­бет в Северном Ле­до­ви­том океане, воз­вы­шен­ность на острове Западный Шпиц­бер­ген, кра­тер на об­рат­ной сто­ро­не Лу­ны и др.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных на­ук

Ес­тественно-на­учное ми­ро­воз­зре­ние Ломоносова сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем Х. фон Воль­фа, ко­то­рый, в свою оче­редь, был по­сле­до­ва­те­лем Р. Де­кар­та и Г.В. Лейб­ни­ца. Ломоносов счи­тал, что Бог-Тво­рец соз­дал мель­чай­шие ма­те­ри­аль­ные час­ти­цы, ко­то­рые при­вёл в дви­же­ние, пре­до­пре­де­лив за­ко­ны их взаи­мо­дей­ст­вия и пре­дос­та­вив ко­неч­но­му чис­лу час­тиц груп­пи­ро­вать­ся без его вме­ша­тель­ст­ва так, что в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­лась Все­лен­ная со мно­же­ст­вом ми­ров. Од­ним из этих ми­ров, при­чём не са­мым боль­шим, ста­ла Зем­ля. Ко­ли­че­ст­во дви­же­ния, со­об­щён­но­го час­ти­цам Бо­гом-Пер­во­дви­га­те­лем, так­же бы­ло ог­ра­ни­че­но, по­это­му в ми­ре дей­ст­ву­ет за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии и дви­же­ния, а его на­ру­ше­ние яв­ля­ет­ся чу­дом. Ломоносов внёс в тео­рию час­тиц (кор­пус­кул) пред­став­ле­ние о том, что они со­сто­ят из аб­со­лют­но твёр­дой не­раз­ру­шае­мой ма­те­рии и име­ют ша­ро­об­раз­ную фор­му различного диа­мет­ра. Эти час­ти­цы мо­гут со­вер­шать три ви­да дви­же­ния - вра­ща­тель­ное, ко­ле­ба­тель­ное и по­сту­па­тель­ное. Взаи­мо­дей­ст­вие час­тиц осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ви­де уда­ра, толч­ка или, при вра­ще­нии час­тиц, вза­им­но­го за­це­п­ле­ния вы­сту­пов и впа­дин, ре­гу­ляр­но рас­пре­де­лён­ных по их по­верх­но­сти. Пус­то­ты в ми­ре нет: ми­ро­вое про­стран­ст­во за­пол­не­но эфи­ром, час­ти­цам ко­то­ро­го Ломоносов так­же при­пи­сал ша­ро­об­раз­ную фор­му и три воз­мож­ных раз­ме­ра.

Ломоносов внёс в нау­ку ма­те­риа­ли­стический под­ход к изу­че­нию яв­ле­ний при­ро­ды, до­верие к экс­пе­ри­мен­ту как выс­ше­му кри­те­рию ис­ти­ны, ра­цио­на­лизм мыш­ле­ния и многое другое. Его про­све­ти­тель­ская, по­пу­ля­ри­за­тор­ская дея­тель­ность вы­зва­ла в об­ще­ст­ве но­вое от­но­ше­ние к нау­ке, не толь­ко как к по­лез­но­му для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва и промышленности яв­ле­нию, но и как к ду­хов­ной цен­но­сти.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­ло­гии и ис­кус­ст­ва

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1986. Т. 1-2.

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка;

3. Фото А.В. Андреева. Па­мят­ник М.В. Ло­мо­но­со­ву пе­ред зда­ни­ем Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та на Во­робь­ё­вых го­рах. Скульп­тор Н.В. Том­ский;

4. По­рт­рет им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Мо­заи­ка. 1754. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;


Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.

Помимо всего этого развивал российскую науку, экономику и просвещение.

Детство

Родился Михаил Ломоносов 19 ноября 1711 года в селе Мишанинское под Архангельском. Сейчас эта деревня называется Ломоносово. Его отец — помор Василий Ломоносов, был достаточно зажиточным, он имел собственные суда, торговал рыбой. Он был очень добрым, но отличался крайней невежественностью. Маму Михаила звали Елена Ломоносова, она умерла, когда их единственному сыну Михаилу исполнилось девять лет.

Портрет Михаила Ломоносова в детстве

Вскоре Василий снова женился, мачеху одаренного Миши звали Феодора Ускова. Но семейного счастья не получилось, новая жена умерла в 1724 году, после трех лет супружества.

Ломоносов-старший тосковал об утрате недолго. В том же году он привел домой новую избранницу, вдову Ирину Корельскую. Она не любила пасынка, тринадцатилетний Миша ощущал на себе всю ее злобу и завистливость, которая буквально отравляла жизнь мальчику.

Из некоторых источников известно, что Миша всегда помогал отцу на рыбалке. Ему было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. На ранней зорьке они уплывали далеко в Белое море и с помощью плетеной сети всегда были с приличным уловом. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.

С ранних лет он очень любил читать. Грамоту он осилил под руководством местного дьячка С.Сабельникова, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. В возрасте четырнадцати лет он отлично читал, и практически все свое время проводил за учебниками. Он читал запоем, не успел закончить одну книгу, уже начинал новую. Он как будто хотел добавить к накопленным знаниям новые и новые познания.

Еще в школе на уроке литературы всем рассказывали, что Ломоносов пешком ушел в Москву за образованием. Может быть этого и не произошло бы, если бы мачеха терпимее относилась к пасынку. Но обстановка в родном доме накалилась настолько, что выдерживать бесконечные конфликты у Миши уже просто не было сил.

Мачеха злилась, когда заставала Михаила за книгой, а он все свободное от работы время только этим и занимался.

Помимо этого отец придумал, что сына пора женить, и даже начал искать для него подходящую партию. Узнав о намерении отца, Михаил решил схитрить, он притворился, что сильно заболел, поэтому свадьбу перенесли, пока он окончательно не поправится.

Это совершенно не входило в его планы, поэтому недолго думая, Ломоносов с нехитрыми пожитками, состоящими из двух рубах, тулупа и нескольких книжек, ночью сбежал из дома. Он не сообщил о своем решении ни отцу, ни мачехе, потому что его точно никто не отпустил бы. Пешком они прошли три дня, и только после этого наткнулся на караван. Он напросился к рыбакам и те разрешили парню путешествовать с ними. Шел декабрь 1730 года. На протяжении трех недель они пробирались через снежные сугробы, и только в январе следующего года попали в Москву. Расстояние от родного дома будущего светила науки до столицы составляет 1160 км.

Первая работа Ломоносова

Удивление вызывает и тот факт, что все результаты, которых он добивался физическими и химическими опытами, были очень точными, никогда не было ни одной погрешности в расчетах. Благодаря его научным трудам, современники оставили натурфилософию и алхимию, начали применять методики естествознания. Именно Ломоносов открыл кинетическую теорию газов, впервые заговорил о законе сохранения энергии, объяснил как происходит гроза и в результате чего получается северное сияние. Ломоносов занимался изготовлением красок и цветных зеркал, провел химический анализ руды. Именно ему принадлежит авторство основ физической химии.

Прочитав когда-то научные работы Коперника, Ломоносов серьезно заинтересовался астрономией. Именно ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера, он усовершенствовал светоотражающий телескоп, который потом назвали системой Ломоносова-Гершеля. Михаил был одним из тех, кто первыми понял природу Солнца. Он писал, что эта звезда в виде огромного огненного шара, потому что там вьются огненные валы, крутятся пламенные вихри и кипят камни, подобно воде.

Кроме серьезных научных изысканий, ученый занимался и развитием родного языка. Это благодаря ему мы сейчас знаем, что такое горизонт, атом, преломление лучей, температура, молекула, потому что именно Ломоносов ввел эти понятия в русский язык. До этого все термины, касающиеся техники, писались на латыни, и понять их простому народу было не под силу. Он был настолько прогрессивным ученым, что его труды казались фантастикой, опережающей время. Некоторые из его разработок были напечатаны только после его смерти, до этого они были засекречены и не издавались на протяжении столетий.

Однажды Алексей Шувалов — доверенное лицо Елизаветы и фаворит Петра Третьего, получил от Ломоносова письмо. Нужно сказать, что они были хорошими приятелями, и ученый отправил ему свою рукопись с рассуждениями о том, как сохранить и размножить русский народ. Шувалов был образованным человеком, но даже он не рискнул предать огласке эти умозаключения Ломоносова, и спрятал их подальше от общественности.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Корпускулярно-кинетическая теория Ломоносова

М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых — одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.


Основная область научной деятельности Ломоносова - химия

Но основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.

В естествознании

Корпускулярно-кинетическая теория


Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

Физическая химия

Наука о стекле


В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.


О пользе стекла

В астрономии


Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере

В оптике и приборостроении


Проект морского телескопа


Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

В теории электричества

Получение твердой ртути

Прототип вертолёта

М. В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.

В гуманитарных науках

Риторика

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Литературное творчество

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750

Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

Надпись к статуе Петра Великого

Читайте также: