Сочинение рассуждение денек стоял на редкость

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование урока.

Портрет В. Солоухина.

Карточки с текстом притчи.

Зорко лишь одно сердце.

Самого главного глазами не увидишь

Цели урока:

I .Образовательные: научиться понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

II .Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы; работать над развитием речи учащихся.

III .Воспитательные: формировать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.

Организационный момент.

Мотивационное начало урока.

Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сейчас я прочитаю вам притчу.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

-Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души - человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство- внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным? (Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают? (Чувство мести).

Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (Пожар, смерч, огонь, буря).

4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

III . Тема урока. Цели и задачи урока.

1. Какова проблема рассказа? (сильное желание отомстить обидчику)

– Правильно, но мне еще кажется, что этот рассказ о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

- Все события рассказа можно разделить на 2 части: до и после конфликта

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова)

- Подберите синонимы к слову месть. (Отмщение, отплата; отместка (разг.); вендетта (шутл. и иро нич.)

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Вывод: Ребята, мы с вами убедились, что необдуманный поступок или слово может сделать лучших друзей врагами. И мы переживаем за них. Но герой рассказа сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно.

-А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (Художественные средства выразительности, которые помогают подчеркнуть настроение, чувство героя).

- Какие средства выразительности вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

3. А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о милосердном, гуманном отношении друг к другу.

V . Работа над смыслом названия произведения.

VI . Закрепление материала. Индивидуальная работа.

VI . Рефлексия.

- Солоухин рассказал нам историю из своего детства. Проблема, отсутствия душевной теплоты, взаимопонимания, милосердия, поставленная в рассказе, особенно актуальна в наш жестокий век. На примере рассказа мы убедились, что месть разрушительна для человека, побороть это чувство непросто. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может отказаться от мести. Герой рассказа стал для всех нас примером доброты, человечности и милосердия.

- А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё, добрым сердцем помочь).

VIII . Домашнее задание. Поделитесь собственным жизненным опытом: были ли в вашей жизни случаи, когда кто-то прощал вас или вы сами прощали другому? Напишите сочинение-рассуждение.

Список использованной литературы:

1. Вокруг тебя – Мир. Книга для ученика. 6 класс. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н. Пискунова, М.,1999.
2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М, 1989 .
3.Этикет. Учебно- методическое пособие для образовательных учреждений. (Сост. Л.Пегеева). Чебоксары, ЧРИО,2003.
4.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей. М. Прогресс, 1990.

Почувствовав удар по спине, главный герой оглянулся и понял, что это в него запустил земляной шарик Витька Агафонов. У пострадавшего на глаза навернулись слезы от горькой обиды – он ведь всегда принимал Витьку в компанию, даже если другие ребята отказывались с ним играть. Неудивительно, что мальчик совсем не ожидал подобного предательства с его стороны.

В лесу было очень интересно. На глаза мальчишкам попалась норка, из которой вылетел шмель. Они принялись было копать норку в надежде достать мед, но она оказалась заброшенной. Затем ребята нашли грибы и принялись их жарить на костре. Герой все время поджидал подходящий момент, чтобы наказать обидчика, но каждый раз откладывал свою месть. В итоге он решил, что ударит Витьку по дороге домой.

Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающе­го зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых

мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.

Главные герои — школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествова­нию от первого лица, — автор. Этот рассказ — воспоминание детст­ва с последующим переосмыслением.

В основе новеллы лежит конфликт-интрига.

прутья и бросая слепленные шари­ки в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаян­но, а может, я специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мес­ти.

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого челове­ка, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пой­дет на все.

Новелла — художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Ав­тор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстанов­ки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: раз­мышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить — только духовно силь­ный и благородный человек.

подражает отпетым бандитам, зама­нивающим
свою,
жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его..

Владимир Солоухин — Мститель

Владимир Алексеевич СОЛОУХИН

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, и мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.

Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать черной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом.

Главное развлечение наше состояло в том, что на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали шарик — кто дальше. Эти шарики (а иной раз шла в дело и картошка) летают так высоко и далеко, что кто не видел, как они летают, тот не может себе представить. Иногда в синее небо взвивались сразу несколько шариков. Они перегоняли один другого, все уменьшаясь и уменьшаясь, так что нельзя было уследить, чей шарик забрался выше всех или шлепнулся дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что по загону бежит от меня Витька Агафонов с толстым прутом в руке. Значит, вместо того чтобы бросить свой комок земли в небо, он подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась: так бывало всегда, когда приходилось плакать. Не то чтобы нельзя было стерпеть боль. Насколько я помню, я никогда не плакал именно от физической боли. От нее можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навертывались слезы на мои глаза от самой маленькой обиды или несправедливости.

Ни один человек на загоне не заметил маленького происшествия: по-прежнему все собирали картошку; наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз было неповадно.

В урочный день и час, на большой перемене, я подошел к Витьке. Затаенное коварство не так-то просто скрывать неопытному мальчишке. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь теплинку? Обычно уговариваешься об этом мимоходом, никакого волнения быть не может. На этот раз я волновался. Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали.

Витька посмотрел на меня подозрительно. Его оттопыренные уши, над которыми нависали соломенные волосенки, покраснели.

— Да уж… Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.

— Что ты, я забыл давно! Просто пожгем теплинку. А то, если хочешь, палки будем обжигать, а потом разукрасим их. У меня ножичек острый, вчера кузнец наточил…

Между тем положение мое осложнилось. Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

— Ну ладно, тогда пойдем.

На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент: как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле, а ухо его словно бы еще больше оттопырилось, так и просило, чтобы я по нему стукнул что есть силы.

— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку, уходящую в землю. Его глаза горели от возбуждения. — Шмель оттуда вылетел, я сам видел. Давай раскопаем? Может быть, там меду полно.

— Надо вырезать острые лопаточки, а ими и копать землю. Нож-то захватил?

Живо-два мы вытесали себе по отличной лопаточке и стали рыть. Дерн тут был такой плотный, что мы сломали по одной лопаточке, потом вырезали новые, а потом уж добрались до мягкой земли. Однако никакого меда или даже шмелиного гнезда в норке не оказалось. Может быть, когда-нибудь здесь вправду водились шмели, только не теперь. А зачем лазил туда шмель, которого увидел Витька, так мы и не узнали.

На опушке леса в траве мы тотчас наткнулись на стаю рыжиков. Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве. И хоть целый день грело солнце, они все равно были холодные, как лягушки. В большом рыжике в середке стояла чистая водичка, как все равно нарочно налили для красоты. Поджарить бы на прутике, да жаль соли нет. Вот бы славно поели!

— Айда за солью! — предложил Витька. — Далеко ли овраг перебежать? Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

Мы принесли соль и два куриных яйца.

— Теперь давай ямку копать.

В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. От огня земля нагреется, яйца в ней превосходно испекутся. Останется только подержать их в золе около горячих углей, чтобы немного пропахли дымком для вкуса.

Сначала мы зажгли небольшую сосновую веточку, пушистую, но высохшую, с красными иголками. Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для нее большая радость, то есть даже ничего нет на свете лучше, чем сгореть в нашей теплинке. Она вроде бы даже не горела, а плясала, как девчонка в ярко-красном платьице. (Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку.)

На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, еще потолще, и теплинка наша разгоралась ровным, сильным огнем. Она хотя и была небольшая, но сразу видно, что не скоро погаснет, если даже не подкладывать в нее дров.

Когда мы раскапывали яйца, из земли шел пар — настолько она прогрелась и пропарилась. Надо ли говорить, что яйца упеклись на славу. Мы съели с ними остатки соли. Никогда я не ел яиц вкуснее этих. (Конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает, даром что уши торчат в разные стороны.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки на подобные темы необходимы для формирования духовного мира подростка, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?

Все исходит от Сердца.

Действительно, можем ли мы говорить о любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно иметь большое Человеческое Сердце.

2. Чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе (слайд 1)

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.

Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

(- Обида, чувство мщения)

Месть. На что похожа?

Ассоциации с данным словом (слайд 2) (Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток)

4. Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?

Тема урока (слайд 3)

Знакомство с писателем (слайд5)

Цели и задачи урока (слайд 4)

Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, внутреннему монологу, кроме того, он участник всех событий в произведении)

А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.)

– Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений.

– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).

– Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.

– Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).

– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.

– Что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова). (слайд 10)

Вскоре созрел план мести.

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).

– Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?

Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет.

– Мальчики в лесу.

Какие картины вы рисуете в своем воображении? Картины довольно-таки мирные.

Мальчишки вместе жгут костер, собирают рыжики, раскапывают норку, купаются в реке.

Но не так спокойно на душе у главного героя. Ведь он все время ищет удобный момент, чтобы отомстить. Найдите в тексте цитаты, доказывающие это.

Сначала желание отомстить очень сильно. Но постепенно оно ослабевает. Зачитайте строки, которые показывают, что обида утихает, главный герой успокаивается.

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

– Что можно сказать о Витьке? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.

- Почему ушла обида?

- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, выполнив различные задания.

Составление синквейна.

Отомстить, ударить, отплатить

Месть - на душе плохо

Делать, любить, радоваться

Делайте чаще добро

4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!

Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать.

И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки из стихотворений Эдуарда Асадова и Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:

Эдуарда Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша дружба крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться…

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

2.Нарисовать, каким вы представляете месть и прощение. Подумайте, какие краски для этого подберете.

В.Солоухин

2. Работа с текстом. Анализ рассказа

Месть.

Черная, злобная.
Отомстить, избить, отплатить.
Месть - душа с обидой и злостью.
Горечь.

Месть.

Прочитайте различные толкования этого слова.

Мщенье - ср. месть, мета - оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).

Месть - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).

Месть - намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды (Малый академический словарь).

Месть - заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. - «тъ" от основы "mit", представленной в ст.-сл. "митъ" - "смена, чередование", др.-инд. "mithas" "взаимный" ("Краткий этимологический словарь русского языка" Н.М.Шанского).

Обратимся к тексту рассказа.

  • От чьего лица ведётся повествование?
  • Что мучает главного героя?

Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности - антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него.

Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?

Ответ подтвердить текстом.

Что изменило настроение мальчика?

Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это "маленькое происшествие". Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после "происшествия".

Обиделся и разозлился, потому что:

Действительно ли это происшествие "маленькое", незначительное?

Нет, для кого-то, может, и незначительное происшествие, но для мальчика это большая обида: получить удар от друга, который и физически слабее, и рассказчик всегда за него заступался. А тут Витька его ударил.

Светлые, яркие краски погасли, т.к. возникает тема мести, а она "застилает" глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в душе человека тоже; месть страшна и разрушительна - и не важно, какими причинами она вызвана.

Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца.

Что такое конфликт?

(Конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, не развивающий действие, называется внутренним конфликтом).

Внутренний конфликт помогает писателю показать особенности того, или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мири других людей.

Почему угасла обида мальчика и он отказался от задуманной мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла и не стремиться отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка)

Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.

Давайте обратимся к эпиграфу.

Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к данному рассказу?








Цели урока:1).На примере рассказа показать, что месть – желание, разрушительное для человека.

2).Подвести учащихся к пониманию, что месть не способствует разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт.

3).Помочь ученикам сделать правильный выбор: отомстить за обиду или отказаться от мести.

Задачи урока:1)развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся;

2)повышать нравственную и духовную культуру подрастающего поколения;

3)формировать у шестиклассников активную гражданскую позицию;

4)развивать у учащихся информационную и коммуникационную культуру.

Методические приёмы: вступительное слово учителя, комментированное чтение, беседа, составление кластеров и сэнквейнов, применение ИКТ.

2.Вступительное слово учителя.

(Все необходимые схемы, кластеры и сэнквейны, иллюстрации к рассказу представлены в виде слайдов и проецируются во время обсуждения темы на экран).

Что такое месть?

Месть – одно из сложнейших, противоречивых явлений в жизни человеческого общества. В разные эпохи понимание мести было разное. В древности месть за родича считалась настоящим подвигом, а самого мстителя называли героем. Достойный мститель считался образцовым гражданином. Однако в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.

Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть это чувство мести непросто, потому что в минуту страшной обиды и боли человек порой готов убить обидчика. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться и отказаться от мести.

2.Чтение учителем рассказа.

Отомстить обидчику отказаться от мести

2).О каком настроении героя рассказа говорят эти краски? (Настроение самое радостное, и краски самые яркие, светлые, как на сердце у мальчика.)

3).Как меняются краски и с чем эта перемена связана? («Наверное, небо по- прежнему было голубым, а солнце красное. Но я уж не видел ни…солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке..).

4).Как быстро рождается чувство мести в герое? ( Мгновенно, как вспышка молнии).

Этапы чувств и рассуждений мстителя

Нечаянно заманить в лес

Рыжики, за солью

Теплинка (небольшой костёр)

Витька НЕ такой плохой мальчишка

Очень НЕ хотелось сразу идти домой

Очень НЕпросто ударить человека

9)Какую роль играют образы теплинки и речки в рассказе? (Теплинка словно растопила лёд на сердце мстителя, а чистая вода в речке смыла все дурные, злые, чёрные мысли о мести. Мальчики вышли из воды очищенные, осветлённые.) Кто из мальчиков испытал большую радость от прогулки в лесу и почему? (Сам рассказчик испытал большую радость оттого, что его больше не душит чувство мести, он сбросил тяжёлый камень с души. Он больше не мститель, он сумел простить Витьке обиду).

Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.

Доверчивость Витьки обезоруживает

Радость и счастье

^ Что несут собой месть и прощение?

Месть Прощение

обида и злость радость и добро

боль и ненависть счастье

вражда кровь тепло мир


грех милость

(смерть) (жизнь)

Месть существовала во все времена как в мире взрослых, так и среди детей. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Месть и лесть всегда отыщут уголок в человеческом сердце в любом возрасте.

Выбери, на что похожа месть и дополни своими сравнениями:

Месть похожа на

(Учащиеся приводят свои примеры, с чем ещё можно сравнить месть, и аргументируют свои ответы).

Результаты анкетирования среди шестиклассников.

Были предложены два вопроса: 1) Хотелось ли вам мстить кому-нибудь?

2) Что вы выбираете: месть или прощение?

В опросе принимали участия 26 человек.

Хотелось мстить – положительно ответили 12 мальчиков (из 15) и 9 девочек (из 11)

Не хотелось мстить – ответили 3 мальчика и 2 девочки.

Я выбираю месть – положительно ответили 2 мальчика, среди девочек ни одна не выбрала месть.

Я выбираю прощение – по 11 мальчиков и девочек.

(Данные анкетирования, сколько мальчиков и сколько девочек выбрали месть и сколько из них выбрали прощение, представлены в виде диаграмм).

Хочется верить, что после нашего урока те, кто раньше выбрал месть, пересмотрят свои взгляды и отдадут предпочтение прощению.

Для этого необходимо: понимание

Месть существовала во все времена как в мире взрослых, так и среди детей. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Месть и лесть всегда отыщут уголок в человеческом сердце в любом возрасте.

Месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.

Нужно оставаться человеком !

Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать.

Домашнее задание: нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

Список использованной литературы:

1. Вокруг тебя – Мир…Книга для ученика. 6 класс. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н. Пискунова, М.,1999.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М, 1989 .

3.Этикет. Учебно- методическое пособие для образовательных учреждений. (Сост. Л.Пегеева). Чебоксары, ЧРИО,2003.

Читайте также: