Переписать сочинение на чистовик

Обновлено: 02.07.2024


Всего девять дней осталось до единой даты итогового сочинения - уже 1 декабря все российские 11-классники должны участвовать в своем первом выпускном испытании. Мы уверены, что давно изучены все примерные варианты тем, а может быть (надеемся на это), даже прочитаны соответствующие произведения классиков из школьной программы!
Тем не менее, у многих выпускников и их родителей возникают вопросы о том, как будет проходить, а затем оцениваться выпускное сочинение, и о том, что при этом можно и что нельзя.

Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.

Кто должен писать сочинение?

Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.

Когда и где пишут итоговое сочинение?

Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.

Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.

Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?

" На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Когда будут известны темы сочинений?

Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.

Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.

Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.

В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?

С собой разрешается взять:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов, при необходимости).

Кроме того, вам выдадут на месте:

  • орфографический словарь,
  • листы бумаги для черновиков.

С собой запрещено брать:

  • средства связи;
  • фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и толковые словари;
  • тексты литературного материала для использования в сочинении.

Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.

Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!

Когда и где можно будет узнать результаты?

Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.

Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.

Кто и как проверяет итоговое сочинение?

Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.

Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?

Итак, как оценивают итоговое сочинение?

" Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.

Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.

1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.

Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения. Надеемся, что за долгие школьные годы классическая структура сочинения (вступление (тезис) - собственное мнение - доказательства и подвыводы – вывод) освоена абсолютно всеми! Во всяком случае, позаботьтесь, чтобы текст был логично разбит на абзацы, и вашу мысль было можно понять и проследить.

4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.

5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.

  • 2 февраля 2021 года – первый дополнительный день для тех, кто не смог прийти по уважительной причине, и пересдача.
  • 4 мая 2022 года – второй дополнительный день.

Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:

Можно ли оспорить результат в случае неудачи?

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.

Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Если вы все же не нашли ответа на именно ваш вопрос, имеет смысл обратиться к основному документу Гособрнадзора.
И не страшно, если вы все еще не во всеоружии - за 9 дней вполне можно подготовиться!


ЕГЭ Другие статьи автора

Начиная обучать сочинению, полезно сначала объяснить, что это такое и зачем нужно учиться его писать. Это можно сделать уже в 3-м классе. Что следует объяснить?

1. В слове сочинение корень -чин- и приставка со-. В словаре С. И. Ожегова находим слово чин, одно из значений которого — порядок, обряд (даётся с пометами книж., устар.). Сочинение — это СОединение и расположение в определённом ПОРЯДКЕ собственных мыслей на какую-то тему.

2. Сочинение — это речевое упражнение, одно из многих. С другими речевыми упражнениями — свободным диктантом, изложением — дети уже знакомы, их смысл понятен. Сочинение — тоже очень полезное упражнение, потому что люди общаются не только устно, но и письменно, и свои мысли нужно уметь формулировать и располагать последовательно.

КАК УЧИТЬ СОЧИНЕНИЮ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Лучше начинать с так называемых свободных тем, когда ребёнку предлагается рассказать о нём самом. В этом случае он будет наверняка знать, О ЧЁМ писать, и сможет сосредоточиться на том, КАК это делать.

Посмотрим на примере. Предположим, ребёнку нужно написать сочинение на одну из тем:

Мои летние приключения.
Как я путешествовал этим летом.
Самый счастливый день моих летних каникул.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

Все этапы ребёнок проходит вместе со взрослым. Взрослый помогает, участвует в обсуждении, но, конечно, не пишет за ребёнка.

1. Внимательно прочитаем темы, подчеркнём в каждой ключевые слова. Мои летние приключения. Как я путешествовал этим летом. Самый счастливый день моих летних каникул.

2. Чтобы понять, о чём нужно писать, переведём каждую тему в вопрос: какие приключения были у меня этим летом? Куда я совершил путешествие и как оно прошло? Почему этот день летних каникул был самым счастливым? Теперь можно выбрать тему сочинения. Предположим, ребёнок выбрал первую.

3. Сформулируем главную мысль будущего сочинения, ту, ради которой мы его пишем, которой хотим поделиться с читателем. Очень важно сделать это В САМАМ НАЧАЛЕ, чтобы понимать не только о чём писать, но и ради чего. Например, так: Это лето я запомню надолго, потому что впервые был в походе, многому научился, наблюдал за лесными обитателями и узнал о лесах то, чего не знал раньше. Эту главную мысль нужно обязательно записать на черновике. У нас готово заключение — то, чем мы закончим сочинение.

4. Теперь нужно составить на черновике рабочий план. Для этого нужно записать сначала В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ всё то, о чём ребёнок хочет рассказать, то есть зафиксировать мысли по мере их появления. А потом нужно подумать, в каком порядке лучше про всё это рассказать, и пронумеровать свои записи. Получится рабочий план. Его нужно дополнить вступлением и заключением. Если план записать последовательно, может получиться, например, так:

I. Вступление. Этим летом у меня было много приключений.

II. Основная часть. Мои приключения.
1. Первый раз в походе.
2. Учусь ловить рыбу.
3. Весёлая белка.

III. Заключение. Почему это лето я запомню надолго?

5. Начинаем писать сочинение на черновике, но НЕ С ВСТУПЛЕНИЯ, а с основной части. Вступление будем писать потом, когда будет готов весь текст. Пишем основную часть, нам помогает план: рассказываем про поход, про рыбную ловлю и про белку, как за ней наблюдали, что узнали. Помним всё время про нашу главную мысль: рассказать про то, чему научился и что увидел и узнал в походе. Помним о читателях: им должно быть интересно читать это сочинение! Когда основная часть готова, читаем её и затем перечитываем главную мысль (она же заключение), чтобы понять, действительно ли это заключение вытекает из содержания сочинения. При необходимости что-то корректируем. У нас готова основная часть и заключение.

6. Пишем вступление. Например: летом было много приключений, потому что впервые ходил в поход и там произошло много интересных событий, вот о них и расскажу).

7. Переписываем сочинение на чистовик, проверяем.

Должна сказать, что это универсальный алгоритм: он подходит для написания сочинений и в начальной школе, и в старших классах, и вообще для создания письменного текста в любом жанре — от личного письма до научной статьи. Проверено многократно!

Раньше на черновик писали выпускные и вступительные сочинения. Внимайте, поколения ЕГЭ, - это говорит недобитый мамонт. Шутка.

У тебя есть три часа и два экземпляра: черновик и чистовик - напиши и переписывай. Можно было есть. В ходе вступительного экзамена по литературе на исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова я справилась с черновиком за полчаса, потом ещё полчаса с аппетитом уминала принесенную с собой снедь, тем самым обращая на себя ненавидящие взгляды пыхтящей над сочинениями абитуры, а остальные два часа красиво переписывала сочинение на чистовик. У меня всегда был небрежный почерк. Ко мне подошёл ассистирующий на экзамене студент и спросил, почему я не пишу, а ем. Услышав, что, во-первых, я хочу есть, а во-вторых, уже все написала, он сказал мне - ты точно поступишь. Оказался прав. К слову, за сочинение на всем потоке было всего три пятёрки, и одна из них - у меня.

Так вот. В дальнейшем аналогия с черновиком и чистовиком часто приходила мне в голову. Почему? Потому что нельзя жить на черновик. Жизнь не даст возможность переписать на чистовик, увы. Этого волшебного "завтра", где все мы успешны, круты, спортивны, карьерны, свободны, независимы, финансово обеспечены - попросту не существует. Есть только "здесь и сейчас".

Ответь себе честно. Здесь и сейчас ешь булку? И завтра будешь. Здесь и сейчас занимаешься нелюбимым делом? Будешь и завтра. Здесь и сейчас не купила понравившуюся вещь, потому что есть более важные траты для дома и семьи, и отложила покупку на потом? Отлично, будешь и потом ходить в старых вещах. Думаешь, что надо бы в следующем месяце пойти подтянуть плотно позабытый язык? Поздравляю, этого с 99% вероятностью не случится.

Это простая констатация факта - многие живут на черновик. Немногие люди способны порвать черновик одним движением и зажить "здесь и сейчас", другие медленно рвут по клочкам и долго думают - а не делают ли они тем самым ошибку и не отложить ли перемены до завтра. Другие не меняют ничего. Вечная маньяна. Уютный обжитой мирок, в котором даже вазочку передвинуть боязно.

Как писать сочинение по тексту

В школе всем нам приходилось писать сочинения по разнообразным литературным произведениям. Возможно, кому-то приходится делать это и сейчас. Разумеется, в школе у каждой учительницы обычно есть свои критерии оценки сочинения – кому-то нравится употребление определённых словесных конструкций, кому-то нет, кто-то из учителей склонен соглашаться с мнением ученика, а кто-то настаивает на собственном. Но есть некоторые общие правила написания сочинения, которые помогут вам создать грамотный и хороший текст.

Составьте план сочинения. Наверняка в тот момент, когда вы прочли тему сочинения, у вас в голове начали роиться мысли на заданную тему, возможно, некоторые удачные речевые обороты и примеры. Но всё это находится в голове в состоянии каши. Нужно привести мысли в порядок. К тому же, каждый текст в обязательном порядке должен содержать некоторые смысловые части: вступление, завязка, кульминация и развязка. Не важно, что вы пишете – художественное произведение, текст для сайта или сочинение. Обязательно помните об этих составных частях. Распишите по пунктам, о чём именно вы напишите в каждой из составных частей.

Напишите черновик сочинения, опираясь на составленный план. Разумеется, не стоит чётко разграничивать начало и конец каждой части, и ни в коем случае не нумеруйте эти части в самом сочинении! Переходы из одной части в другую должны обозначаться абзацами (хотя, не всегда), следите, чтобы соблюдалась логика изложения мысли.

Высказывая какую-либо мысль, обязательно приводите цитаты из текста. Не важно, соглашаетесь вы с мнением автора или пытаетесь его оспорить. Вы можете иметь мнение, кардинально противоположное тому, что вам давали на уроке, но свою точку зрения вы должны подкрепить хорошими аргументами и текстом. Хотя, увлекаться цитированием тоже не стоит – сочинение, состоящее из одних только цитат, высоко не оценят.

Перепишите сочинение на чистовик. Не забывайте о том, что проверять сочинение будет учитель. Это не значит, что нужно подстраиваться под его мнение, чтобы заработать хорошую оценку – настоящий учитель всегда поймёт и примет точку зрения ученика, если тот сможет её аргументировать. Но среди учителей встречаются и диктаторы, не приемлющие никакой точки зрения, кроме своей. В этом случае характер лучше не проявлять, если вы знаете, что навлечёте на себя неприятности.

После написания сочинения несколько раз (если позволяет время) проверьте его на наличие ошибок, как грамматических, так и речевых и стилевых.

Читайте также: