Пушкин и гоголь о назначении искусства сочинение

Обновлено: 05.07.2024

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Два гения русской литературы. Два великих современника.

Н.В. Гоголь был лично знаком с великим русским поэтом, очень высоко ценил его творчество. В творческой судьбе самого писателя Пушкин сыграл очень важную роль.

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, одна­ко Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Го­голь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, из­вестного литератора, преподавателя словесности в Петербург­ских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Пе­тербургского университета.

А.С. Пушкин очень интересовался судьбой пьесы, сюжет ко­торой он подарил Гоголю. Он присутствовал на чтении комедии писателем. Был на премьере пьесы в Александринском театре в Петербурге. Он уговорил Гоголя прочесть пьесу артистам Мос­ковского Малого театра.

Гоголь отмечает значение Пушкина в русской литературе, определяет достоинства его поэзии:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единст­венное явление русского духа: это русский человек в его разви­тии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем рус­ская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптиче­ского стекла.

. Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин; ничья слава не распространялась так быстро.

Доклады по литературе

Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как.

Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень.

В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано.

В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло.

Сальникова Марина Викторовна

Исследование роли А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.

ВложениеРазмер
tomilina_d._homyakova_i._issl._rab.docx 92.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по литературе

Выполнили: Томилина Д,

учащиеся 8 класса

Сальникова Марина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

  1. Вступление…………………………………………………………. ….3
  2. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя…. 4
  1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в
  1. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и

Заключение. А.С. Пушкин по достоинству оценил талант

Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской

Цель исследовательской работы:

- исследовать роль А.С. Пушкина в творческой судьбе Н.В. Гоголя.

Задачи исследовательской работы:

- выяснить историю знакомства Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии;

- рассмотреть этапы личной дружбы Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина;

- проанализировать отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя;

- рассмотреть мнение Н.В. Гоголя о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

II. Основная часть. Роль Пушкина в творческой судьбе Гоголя.

II.1. Знакомство Н.В. Гоголя с творчеством А.С. Пушкина в Нежинской гимназии.

1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей.

Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

II. 2. Дружба Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина.

В 1829 году, когда Гоголь приехал в Петербург, он в первые же дни отправился к любимому и почитаемому им поэту, однако Пушкин принять его не смог, а прийти второй раз к нему Гоголь не решился.

Познакомился Гоголь с Пушкиным спустя два года, в 1831 году, на вечере у Петра Александровича Плетнева, известного литератора, преподавателя словесности в Петербургских женских институтах, впоследствии ставшего ректором Петербургского университета.

Мечты Гоголя сбылись - он обрел дружбу с первым поэтом России! Гоголь происходил из хуторских, захудалых дворян, не имел ни хороших манер, ни блестящего образования, ни вида и звания. Пушкин почувствовал в Гоголе такой талант, который все искупал. Пушкин был очень привередлив на знакомства, а похвалиться дружбой с ним могли во всей России два-три человека. Пушкин уважительно и задушевно обращался с Гоголем. Великий поэт в зените своей славы навещал малоизвестного молодого сочинителя. Пушкин требовал новых рассказов, рылся в бумагах Гоголя, выуживал и читал их.

II. 3. Отношение А.С. Пушкина к творчеству Н.В. Гоголя.

А.С. Пушкин также подарил Гоголю замысел еще одного произведения –

II. 5. Н.В. Гоголь о вкладе А.С. Пушкина в русскую культуру и литературу.

А.С. Пушкин по достоинству оценил талант Н.В. Гоголя и помогал ему найти свою дорогу в русской литературе.

Отношения Гоголя и Пушкина - пример бескорыстной творческой дружбы двух великих писателей, когда старший, уже известный писатель, по достоинству оценивает талант младшего, искренне старается помочь ему найти свою дорогу в литературе, а младший, преклоняясь перед гением старшего, глубоко понимает и оценивает его творчество.

Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, “состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”. Статья Гоголя “Несколько слов о Пушкине” лучше всяких рассуждений показывает, в чем состояло влияние на него Пушкина” 2. Мы еще вернемся к названной статье Гоголя, но в данном случае отметим, что проблема народности связана с развитием реалистических принципов художественного видения мира. Идея народности, как известно, выдвинулась на первый план в 20-е гг. прошлого века, и зарождение

В статье “О народности в литературе” Пушкин сформулировал свое понимание народности, которое во многом сводилось к идее национального искусства,, что отвечало требованиям романтической эстетики, так как именно в романтизме категория на” ционального в искусстве получает глубокое развитие. Дальнейшее развитие этой идеи связано с именем Гоголя, в значительной степени опиравшегося на опыт Пушкина при изложении своего понимания народности.

Решительное утверждение Гоголя в том, что истинная народность “состоит не в описании

сарафана, но в духе народа”, выдвигает важнейшее требование реалистической эстетики – изображая действительность, писатель должен разделять точку зрения народа, а это, в свою очередь, невозможно без глубокого познания жизни народа, прошлого и настоящего, его художественного наследия в целом. Достаточно вспомнить отношение Гоголя к народному творчеству, в ча-стности к народным песням. Их значение для становления писателя он ярко раскрыл в статье “О малороссийских песнях”.

Поиски народной точки зрения приводят Гоголя к существенной перестройке эстетических принципов, которые формируются на новой, реалистической основе, сохраняя связь с романтической эстетикой и другими, более ранними явлениями в истории искусства. Особенно наглядно это проявилось, к примеру, в перестройке повествовательных структур, тяготеющих к исторически объективному взгляду на мир. Поиски в этом направлении заметны уже в сборнике Гоголя “Миргород”, в котором он стремится представить несколько рассказчиков, достигая тем самым объективности, полноты изображения действительности. Это качество повестей “Миргорода” отметил Г. А. Гуков-ский, анализируя “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”: “Повесть о ссоре написана в остро подчеркнутой сказовой манере.

С первых же строк ее и далее через весь ее текст проходит стилистически доведенное до гротеска “я” рассказчика… Рассказчик – ив своих риторических восторгах, и в своих затрапезных а райе, и шуточках – очевидно комичен; он сам является не только носителем рассказа, но и объектом изображения или, более того, сатиры, и сатиры весьма серьезной. Он нимало не противостоит своим героям, как и всей среде, их окружающей, пошлейшей, презренной среде, доводящей человека до постыдной “земности”.

Он сам – плоть от плоти этой среды. Он – один из всей этой компании миргородских пошляков, один из Иванов Ивановичей, Никифоровичей и еще Ивановичей, изображенных в повести. Он – так сказать, субъект изложения – полностью слит с объектом его.

Значит, рассказчик, очень конкретизованный стилистически, предстает перед читателем как бы в виде духовной сущности того круга явлений действительности, который изображается, в виде голоса той коллективной пошлости, которая описана в повести”‘. В эпилоге повести появляется еще один рассказчик – он “двенадцать лет не видел Миргорода”, а история, изложенная в повести, реальна, продолжающаяся и в настоящем. Здесь возникает образ автора, который не имеет автобиографического сходства писателя с рассказчиком, т. е. появляется точка зрения человека-гражданина, выносящего с позиций народа горький приговор пошлому миру Миргорода: “Скучно на этом свете, господа!” И поэтому Г. П. Макогоненко видит в этом приеме прообраз поведения автора в поэме “Мертвые души”, где он будет “постоянно выходить из мира Чичикова и мертвых душ, чтобы вступать в доверительный разговор с читателем и судить окружающую действительность с позиции освоенной пушкинской народности”‘.

Статья Гоголя “Несколько слов о Пушкине”, следовательно, является одновременно осмыслением художественного опыта Пушкина (в первую очередь “Евгения Онегина”, “Бориса Годунова”, “Полтавы”) и эстетической программой самого Гоголя, идеи которой отразились уже в “Миргороде”. Статья стала важной вехой в развитии русской эстетической мысли в ее движении к реализму.

Одно из главных открытий Пушкина, по мнению Гоголя,- это открытие “поэзии действительности”, утверждение необходимости изображать “обыкновенное”: обыкновенную жизнь, обыкновенного человека. Задача художника-изображать “предмет обыкновенный”, что требует высокого таланта, потому что “чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина”. Позже в “Авторской исповеди” Гоголь скажет, что предметом его художественного исследования была “современность и жизнь ее в настоящем быту”.

О необходимости для художника “предаваться глубже исследованию жизни и нравов” он говорил уже в статье о Пушкине.

Какой подобрать эпиграф к сочинению "Пушкин и Гоголь о назначении искусства".


". Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать"


Помогите подобрать эпиграф к сочинению о родине?

Помогите подобрать эпиграф к сочинению о родине.

Желательно чтобы было о Казахстане.


Сочинение миниатюра как я понимаю эпиграф "Краткость - сестра таланта?

Сочинение миниатюра как я понимаю эпиграф "Краткость - сестра таланта.

Искусство писать - это искусство сокращать.


Помогите, подобрать эпиграф к "Гамлету" пожалуйста?

Помогите, подобрать эпиграф к "Гамлету" пожалуйста.


Мини сочинение на тему Тема искусства в повести гоголя портрет?

Мини сочинение на тему Тема искусства в повести гоголя портрет.


Подберите эпиграфы из рассказа "Шинель" гоголя?

Подберите эпиграфы из рассказа "Шинель" гоголя.


Сочинение на тему петербург гоголя и пушкина?

Сочинение на тему петербург гоголя и пушкина.


Что такое эпиграф?

Что такое эпиграф?

В чём смысл эпиграфа к повести А.

С. Пушкина "Метель„.


Эпиграф и если можно план к сочинению " Лирика Пушкина "?

Эпиграф и если можно план к сочинению " Лирика Пушкина ".


Эпиграфы к творчеству Пушкина?

Эпиграфы к творчеству Пушкина.


Сочинение по творчеству Гоголя, Лермонтова, Пушкина?

Сочинение по творчеству Гоголя, Лермонтова, Пушкина.


Ответ : Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820— 1892) отличалось оригинальностью и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком, рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает перед нами как поэт, восп..


Мне кажется, что эпитеты здесь нужны, чтобы лучше описать происходящее, чтобы читатель проникся этим и ему было приятней читать. Благодаря эпитетам нам легче понять произведение.


Ульянова Мария Александровна.


Г. Х. Андерсен. "Снежная королева". Глава III. "Цветник женщины, умевшей колдовать". I. Вера Герды. II. Путешествие в лодке по реке. III. Встреча со старушкой. IV. В домике у колдуньи. V. Чудесный сад. VI. Сказки цветов. 1. Уверенность роз..


Никитич, через е не пишится.


Зростання ліліпута становить 40 - 90 сантиметрів, а вага його коливається від п’яти до п’ятнадцяти кілограмів. А людина має ріст 160 - 180 см.



Для того чтобы найти друзей.


Он отправился в путешествие по планетам для того, чтобы найти себе друга.


Шило рыло, свечка печка, утка шутка, коржик моржик, палка галка, книжка шишка, речка овечка.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: