Педагогическое сочинение великой дидактики принадлежит перу

Обновлено: 30.06.2024

Содержание работы
Файлы: 1 файл

реферат.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Выполнила: Данилова Е. Ю.

студентка СОДД 21-14

Проверила: Сандалова Н. Н.

Цитаты из произведения……………………………………………. 13

Список литературы. . . 14

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали вечную славу и любовь. В своем реферате я раскрыла дидактические принципы крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановления всеобщего мира на земле.

Большая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский создал педагогическое обучение, и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Коменский веровал в распространение знаний как панацеи от ужасов усобиц: мир спасется мудростью. Пансофия (всемудрие, всезнание) должна стать достоянием всех.

Пансофия предполагает, чтобы ум не служил злу, а школа, отделяя знания от ума, одновременно разводила ум и интересы, потребности, интенции, стремления. Она не учила главному - любить добро и ненавидеть зло, наслаждаться познанием истины и служить ей.

Для пансофии необходим был легкий, простой, надежный метод обучения, метод, который бы дал стопроцентную гарантию успеха. Никакой пансофии не будет, если не учить целостному, внутренне упорядоченном и системно связанном знанию о мире в целом, о Космосе. Следовательно, нужно открыть способ изучать все всем и всесторонне.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности

2) принцип наглядности

3) принцип постепенности и систематичности знаний

4) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

А) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Коменский показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

1) беглость от работы и уклонение от работ, задаваемых;

2) вялое, холодное, поверхностное и безразлично выполнения их;

3) медлительность и прекращение уже начатых работ.

Б) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает усвоение знаний путем наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

В) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированными знаниями в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов:

- каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки, с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его;

- как установить связь между новым и уже изученным материалом;

- которые связки и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований:

Занятия должны быть распределены так, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Наиболее крупное его педагогическое сочинение "Великая дидактика". В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" - своеобразный сплав педагогических идей того времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.

В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", - гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечивать быстрое и основательное обучение, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, которые тесно связаны с глобальными изменениями в природе. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника. Таким образом, решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, которые формировали ее по своим законам, независимым от потенциала и активности ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, чешский педагог видел цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности представлен в дидактике Я.А. Коменского прежде всего идеей подражания природе (так называемый естественный метод образования). Это означает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы.

Формулируя правила организации учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить легкое, основательное и прочное обучение. Он отвергает вербализм и предлагает идти в преподавании от реального. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего "Великая дидактика" и "Всеобщий совет", проникнуты глубокой верой в человеческую личность. Расцвет человеческой личности всегда был заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение," - читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.

Коменский Я. А. Великая Дидактика. – М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. – 320 с.

Коменский Я. А. Видимый мир на латинском, российском, немецком, итальянском и французском языках / Изд. 2-е. – М.: Университетская типография, у Н. Новикова, 1788. – 573 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 656 с.

Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

Коменский Я. А. Сочинения. Пер. с чешск. и лат. / Ин-т философии. – М.: Наука, 1997. – 476 с.

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Истоки создания научного трактата "Великая дидактика" Я.А. Коменского. Понятие и основные принципы дидактики. Сущность закона природосообразности. Влияние идей Я.А. Коменского, изложенных в трактате, на последующие поколения педагогических деятелей.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.07.2012
Размер файла 49,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа

к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки

специальность 13.00.08

Аспирант 1 курса Перфилова Анна Сергеевна

Хабаровск, 2010 г.

2. Образ научности 17 века

1) Понятие дидактики

2) Сущность закона природосообразности

3) Дидактические принципы

4) Способы аргументации

4. Влияние идей Я.А. Коменского, изложенных в трактате, на последующие поколения педагогических деятелей

Список используемой литературы

дидактика коменский педагогический

Выбор темы моего реферата обусловлен тем, что для меня в истории педагогики наиболее важен факт становления первых философско-гуманистических идей, отход от средневековых традиций образования, возникновение новых педагогических принципов, являющихся важными и на сегодняшний день.

Научные исследования также создаются для постижения человеком мира, для совершенствования условий проживания в нём. Именно в эпоху Возрождения и были созданы первые научные открытия, которые сделали науку такой, какой мы его знаем сегодня.

Ян Амос Коменский считается основателем педагогики в современном понимании. Гениальный чешский педагог-классик основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Целью своего реферата я поставила исследование первого дидактического трактата, предпосылок его создания, а также влияние его на последователей Я.А. Коменского. Ведь многие из дидактических принципов его трактата вошли в практику современной школы.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн, и восстановление всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.) - выдающегося философа-гуманиста, общественного деятеля, учёного - протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, в воспитании и образовании.

Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживающих норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Главное достижение педагогики Я.А. Коменского состоит в том, что он пришёл к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения.

2. Образ научности XVII века

В XVII веке возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала всё активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Образование, основанное на усвоении научных знаний, стало ценностью.

Развитие естественнонаучного, технического, а вслед за ним социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации.

Перед учёным XVII столетия стояла весьма сложная задача. Ему не достаточно было получить какой-либо частный результат (решить частную задачу), в его обязанности входило построение целостной картины мироздания, которая должна найти своё выражение в достаточно объёмном фолианте. Учёный был обязан не просто ставить отдельные опыты, но и заниматься натурфилософией, соотносить свои знания с соответствующей картиной мира, внося в неё соответствующие изменения.

Способы общения между исследователями и формы трансляции знания, возникшие в XVII столетии, обеспечивали успешное развитие наук этой исторической эпохи, но по мере накопления объёма научной информации требовалось их изменение.

Становление естествознания в конце XVI - начале XVII в. утвердило новые идеалы и нормы обоснованности знания. В соответствии с новыми ценностными ориентациями и мировоззренческими установками главная цель познания определялась как изучение и раскрытие природных свойств и связей предметов, обнаружение естественных причин и законов природы. Отсюда в качестве главного требования обоснованности знания о природе было сформулировано требование его экспериментальной проверки. Эксперимент стал рассматриваться как важнейший критерий истинности знания.

Можно сказать, что в XVII веке произошла первая глобальная научная революция, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учётом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи.

1) Понятие дидактики

Исходя из общих представлений о дидактике, как разделе педагогической науки, следует сказать, что Дидактика (от греч. Didaktikos - поучающий) излагает теорию образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающие воздействие учебного процесса на учащихся.

Дидактика Я.А. Коменского - это не только теория обучения и образования. Его дидактика охватывает и деятельность учителя и учащегося, и вопросы хорошо организованной школы, и различные виды воспитания: нравственное, трудовое, религиозное. Дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые изучает современная педагогическая наука и которые он рассматривает и анализирует во взаимосвязи.

2) Сущность закона природосообразности

Единый методологический принцип педагогики Коменского раскрывается им в двух аспектах.

Первый аспект природосообразности воспитания сводится к тезису: воспитание во всём должно сообразовываться с природой, жизнью. Поскольку человек - часть природы, он должен подчиняться её общим универсальным законам. Эти законы управляют природой, человеком и человеческой деятельностью. Они должны распространяться и на воспитании человека, то есть все педагогические средства должны быть природосообразными.

Я.А. Коменский, отстаивая идею природосообразного воспитания, исходил из реалистически-материалистической линии своих философских воззрений и опирался на открытые учёными XVI-XVII вв. законы природы. Заслуга Коменского заключается в том, что он, предвосхитив идею единоборства природы, человека и общества, включил в сферу этого единоборства и воспитание.

Второй аспект принципа природосообразности как основы педагогики

Коменского гласил: воспитание во всём должно сообразоваться с законами самого человека - воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности человека.

Я.А. Коменский установил 4 возрастные ступени развития подрастающего человека. Возрастным ступеням соответствует 4 типа школ, содержание и методика которых строится на учёте возрастных закономерностей. Развитие человека по возрастным ступеням осуществляется не стихийно, не автоматически, а путём целенаправленного воспитания.

Оценивая второй аспект природосообразности воспитания у Коменского, необходимо отметить значительный вклад чешского педагога в развитие педагогики и психологии, его новаторство: во-первых, Коменскому принадлежит одна из первых попыток формулировки закономерностей возрастного развития ребёнка и построения на их основе учебно-воспитательного процесса; во-вторых, Коменский предвосхитил марксистскую идею взаимоотношения между воспитанием и развитием, идею единоборства воспитания и развития. Воспитание, по Коменскому, соответствует не отдельному возрасту, а всему целостному органическому процессу развития, внутренней взаимосвязи явлений развития.

3) Дидактические принципы

· Принцип сознательности и активности.

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

· Принцип постепенности и систематичности знаний.

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний

Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов, каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение -

Четвертое требование - «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

· Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современной Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

4) Способы аргументации

Начинается трактат с характеристики пользы дидактического искусства, которая, безусловно, подтверждается примерами: «Правильно построенная дидактика важна:

2. «Для учителей, большинство которых совершенно не знали, как надо учить, и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

4. « Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранять в цветущем состоянии, но и без конца умножать. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствия. И тогда из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших руководителях школ и научные занятия всегда будут процветать.

Автор говорит о том, что человеку, как существу бренному, нельзя было дать с рождения знания. Он должен их получать на протяжении жизни. Образование даёт ему основы знания устройства мира, нравственности, духовности и благочестия. И только получив, накопив, систематизировав эти качества, человек может передавать их последующим поколениям и быть полезным для общества. Пример:

«Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование, что доказывается:

1. На примере прочих творений.

Коменский говорит о том, что в воспитании нуждается любой человек, независимо от его природных задатков, либо изъянов, состоятельности и положения в обществе. Здесь он также в качестве аргументов делает утверждения, которые подтверждаются примерами:

1. «В воспитании нуждаются и тупые и даровитые. Вот что следует сказать вообще о том, что образование необходимо всем. Если бы теперь мы обозрели различные качества людей, то мы нашли бы то же самое. Ведь кто бы усомнился в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занятым чем-либо полезным, займётся бесполезным, пустым и пагубным.

2. Богатые и бедные. Чем являются богатые и без мудрости, как не откормленными отрубями свиньями, чем являются бедные без разумения вещей, если не ослами, осуждёнными носить тяжести?

Для того, чтобы читатель был убеждён в необходимости обучения и воспитания, Коменский делает противопоставления: человека с животного, драгоценного камня и дорожной пыли. Благодаря противопоставлению, мы можем убедиться в том, человек без обучения и воспитания не будет образованным, нравственным и полезным для общества.

Например, 1-е основоположение - основоположение природы. Здесь автор утверждает, что «ничто не предпринимается несвоевременно. Примером у Коменского служит природа:

«Итак, мы делаем заключение:

1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве, ибо детство изображает собою весну, юность - лето, возмужалый возраст - осень и старость - зиму.

2. Утренние часы для занятий наиболее удобны (так как опять утро соответствует весне, полдень - лету, вечер - осени, а ночь - зиме).

Именно на этом примере мы можем убедиться в актуальности основоположения на сегодняшний день. Ведь учебный процесс во всех современных школах начинается с утра, и обучении распределено согласно возрастным особенностям. Чтобы убедиться в целесообразности, достаточно сравнить процесс образования с процессами в природе, на примере птицы.

1. Подготовлять книги и все другие учебные пособия.

2. Развивать ум ранее языка.

3. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык следует изучать из произведений подходящих авторов.

4. Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

В качестве примеров, я привела 3 основоположения, в главе XVI Коменский приводит их девять. Все они основаны на законах природы и сопоставлены с работой школ. В конце главы автор делает заключение, что если всё это правильно соблюдать, то едва ли возможно, чтобы школы не достигли своей цели.

Благодаря приведённым примерам, мы ещё раз можем убедиться, предложенные им правила и на сегодняшний день сохраняют свое теоретическое и практическое значение. А грамотно выстроенные способы аргументации помогают лучшему пониманию его утверждений и является своеобразными их доказательствами.

4. Влияние идей Я.А. Коменского, изложенных в трактате, на последующие поколения педагогических деятелей

Общеизвестно влияние идей Я.А. Коменского на педагогов, просветителей первой четверти XVIII века: его учебные книги на латинском и немецком языках использовались во всех типах учебных заведений России.

Замечательным представителем Петровской эпохи, её идеологом Феофаном Прокоповичем не только наиболее глубоко были развиты идеи Коменского-педагога, но и воплощены им в его практической деятельности.

Важнейший принцип Я.А. Коменского - природосообразности - нашел отражение в идеях и практике Феофана Прокоповича.

Читайте также: