Сочинение по картине в серова портрет ермоловой

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа с портретной характеристикой на уроке развития речи

Ключевые слова: метод проекта; портретная характеристика; анализ текста; синквейн.

2) обогатить речь учащихся изобразительно-выразительными сред­ ствами русского языка, помогающими более ярко описать портрет;

3) расши­рить фоновые знания учащихся о В.А. Серове, М. Н. Ермоловой;

4) развивать навыки анализа текста.

Культуроведческий фон уро­ ка (оборудование):

2) искусствоведческие тек­ сты-образцы, пакеты с распечатанными заданиями для каждой

I . Вступительная беседа.

Почему именно он привлек ваше внимание? (Это торжественный порт­ рет, на котором изображена интересная женщина, с красивым, одухотворенным лицом.)

— Второй группе было дано задание составить рассказ о биографии актри­сы. Послушаем выступление одного из учеников.

Мария Николаевна Ермолова родилась в 1853 г. в актерской семье. Ее дед, крепост­ ной музыкант, играл на скрипке в помещи­ чьем оркестре.

Отец будущей актрисы, Николай Алексее­ вич, был суфлером в театре. Он также был автором нескольких водевилей, шедших в Малом театре.

Театр вошел в жизнь Ермоловой с самого раннего детства: отец часто брал дочь с со­бой на спектакли. Здесь все ей было инте­ ресно, все нравилось и восхищало. В девять лет Машеньку Ермолову определили в ба­ летный класс Московского театрального учи­ лища. Но вскоре преподаватели заметили ее явные драматические способности. По реко­мендации педагогов девочку перевели в ак­ терский класс. После окончания училища в 1871 г. она была принята в труппу Малого театра.

После Октябрьской революции М. Н. Ер­ молова, несмотря на преклонный возраст, много и охотно выступала на рабочих окраи­ нах Москвы. В 1920 г. советское правитель­ ство присвоило ей — первой в истории теат­ ра— звание народной артистки Республики.

— Перед вами репродукция живопис­ного портрета Марии Николаевны Ермоловой, созданного великим русским художником Валентином Александрови­чем Серовым. Над портретом актрисы Серов работал по заказу Московского литературно-художественного кружка в феврале — марте 1905 г. Он неоднократно видел актрису на сцене, а во время написания портрета старался не пропускать ее выступлений и просил на­значать сеансы на следующий день после спектакля, чтобы не утратилась свежесть непосредственного впечатления.

II . Основной этап урока.

— А теперь нам предстоит самое труд­ное. Цель нашего проекта — отобрать материал для создания библиотечного стенда о великой русской актрисе М.Н. Ермоловой. Для этого нам нужно подобрать тексты, чтобы каждый, кто придет в библиотеку, мог познакомиться с биографией актрисы. Какие тексты вы сумели найти?

1. Восторг Серова перед красотой жизни и человеческой личности сменяется мудрым пониманием жизни, беспощадной зоркостью. Его портреты безжалостно правдивы. Рабо­тая, художник любил наблюдать свои моде­ ли. Строгий и проницательный взгляд Ва­ лентина Александровича точно оценивает тех, с кем ему приходилось сталкиваться. Среди моделей Серова — представители са­ мых разнообразных сословий, социальных групп, различных профессий.

Особенно привлекали художника люди одаренные, талантливые, с высоким интел­лектом, характеры страстные, смелые. Ис­ тинно человеческое он ищет прежде всего в творце. Человеческая красота, считал он, заключена в творчестве. Поэтому так много создано им портретов поэтов, писателей, ар­ тистов. И среди них — портрет выдающейся русской артистки Ермоловой. Трагическая актриса, любимица Москвы, чей удивитель­но красивый грудной голос столько лет вол­ новал и потрясал публику Малого театра, как изобразить ее, чтобы было ясно, что пе­ ред вами личность выдающаяся?

Портрет торжественен. Голова актрисы чуть приподнята. Плотно сжат рот, чуть опу­щены уголки губ. Удивительно красивы ли­нии фигуры. Необыкновенной духовной си­ лой поражает лицо. Глубоко посаженные тем­ные глаза не сосредоточены ни на чем внеш­ нем. Актриса вся ушла в себя, словно пере­ живает одну из своих ролей. Личность Ермо­ловой, героический пафос созданных ею об разов определили характер замысла портре­ та, его стройную величавость и простоту.

Основные средства художественной выра­ зительности — линия и силуэт. Художник идет по пути предельного обобщения формы и цвета. Он стремится к скромному цветово­ му благородству, из композиции исчезают все элементы случайного, она лаконична. Эта качества рождены XX веком. Художник не столько воспроизводит реальность, сколь­ко творит новое. Все просто, спокойно, вели­ чаво, монументально. [Вартаньянц, Кашина и др. 1989: 132 - 134].

2. Смотришь на портрет Марии Николаев­ны Ермоловой и думаешь: какое удивитель­ ное сочетание строгой простоты и торже­ ственной величавости.

Бледное одухотворенное лицо, обрамлен­ ное темными волосами, прекрасно своей внутренней красотой. Черные выразитель­ ные глаза с устремленным вдаль взглядом поражают глубиной мысли. Элегантное, чер­ ное, с высоким воротником, длинное платье облегает высокую, стройную, с горделивой осанкой фигуру. Жемчужное ожерелье — единственное украшение актрисы. Все изящ­ но и просто. Во всем — сдержанность, со­бранность, подлинно высокий вкус.

Выразителен жест сомкнутых рук.

Перед нами — человек огромной внутрен­ней силы, духовного богатства. Человек, спо­ собный сказать миру слова Добра и Спра­ ведливости.

Мария Николаевна изображена в привыч­ ной для нее обстановке: в фойе театра, на фоне светлого зеркала, в котором отражается арка.

Художнику В. А. Серову удалось создать прекрасный образ русской женщины, вели­ кой трагической актрисы, вдохновенное творчество которой — гордость и слава рус­ ского театрального искусства. [ Никитина 2002: 164 ] .

3. — Тот, кто не видел ее на сцене, — начи­ нает Остужев голосом легким и звучным, ко­ торый отличишь среди тысячи, — кто не ви­ дел ее, никогда не поверил бы, что она спо­ собна потрясать души.

Она была скромна, молчалива, замкнута — слепое неверие в свои силы.

Надо играть спектакль. Шел уже множе­ство раз. Сама не своя. С утра за кулисами. Чтобы не опоздать к вечеру. И пошла выме­ривать шагами доски пола, считать шляпки гвоздей. Сжимает холодные виски ледяными ладонями. В полном отчаянии. Сегодня она поняла окончательно: у нее нет никакого та­ ланта. А когда выйдет на сцену — вдобавок ко всему забудет текст роли. Суфлер ей под­ скажет, а она не расслышит. И тогда нако­ нец все поймут, что она пользуется незаслу­ женной славой. Ходит, произносит шепотом монологи, трепещет от любви, идет на казнь, обращает к миру последние слова. Вся в сле­ зах. Так — до вечера.

III . Анализ текстов.

— Молодцы, ребята! Вы подобрали интересные тексты, характеризующие М. Н. Ермолову. Давайте сравним их.

Третьей группе было дано домашнее задание подготовить анализ искусство­ведческих текстов. Была дана схема анализа, по которой должен быть оха­рактеризован каждый из текстов: 1)тема текста;

2) основная мысль;

3) структура текста;

4) тип и стиль речи;

5) изобразительно-выразительные средства языка.

(Схема анализа текстов написана на доске.)

Ответ по тексту А.Д. Вартаньянп : Тема данного текста — изображение актрисы М. Н. Ермоловой на полотне В. А. Серова, восприя­ тие этого портрета автором. Основная мысль текста заключена в следующих строчках: Че­ ловеческая красота, считал он, заключена в творчестве. Как изобразить ее [актри­су], чтобы было ясно, что перед вами лич­ ность выдающаяся?; Личность Ермоловой, героический пафос созданных ею образов определили характер замысла портрета, его стройную величавость и простоту.

Текст состоит из вступления (1-й и 2-й абза­ цы), основной части (3-й и 4-й абзацы) и за­ ключения (5-й абзац). Тип речи — рассужде­ ние с элементами описания, написанное в публицистическом стиле. Для придания тек­ сту выразительности автор использует эпите­ ты метафоры жизни. ), риторический вопрос, ряды одно­ родных членов.

Ответ по тексту М. Алпатова : Автор опи­ сывает портрет М. Н. Ермоловой кисти В. Серова. Основная мысль этого текста в том, что художнику удалось создать прекрасный образ трагической актрисы. Мы видим чет­ кую структуру текста: во вступлении (1-й аб­зац) говорится о портрете и его восприятии, в основной части (2—5-й абзацы) описывается сам портрет, приводится характеристика изображенной на нем актрисы, в заключении (6-й абзац) автор дает оценку портрету.

Тип речи — описание с элементами рас­ суждения, текст написан в публицистиче­ ском стиле. Основные изобразительно-выра­ зительные средства текста: эпитеты (черные выразительные глаза, горделивая осанка, духовное богатство), антитеза (простота и величавость), повтор (человекчеловек).

IV . Составление словарика. Работа над синквейном.

Человек: одаренный, талантливый, вы­ сокоинтеллектуальный, огромной внут­ ренней силы, духовного богатства; харак­ тер: страстный, смелый; фигура: подчерк­ нуто стройная, величественная, высокая; лицо: бледное, одухотворенное, прекрасно внутренней красотой; глаза: глубоко поса­ женные, темные, черные, выразительные; взгляд: строгий, проницательный, устрем­ ленный вдаль; голос: удивительно краси вый, грудной; волосы — темные; платье: элегантное, черное, с высоким воротником, длинное; руки: сомкнутые.

— Этот словарик поможет вам при подготовке к сочинению и составлению
синквейна.

Правила составления синквейна тако­вы:

одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею;

два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль;

три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

фраза из нескольких слов, показы­вающая отношение к теме;

слово или несколько слов, связан­ные с первым, отражающие сущность темы.

Давайте вместе попробуем составить синквейн. Назовите главное слово, су­ществительное. (Ермолова.)

Как ее характеризовать? Подберите прилагательные. (Гордая, уверенная.)

А какие глаголы мы подберем, опи­сывая действие? (Стоит, смотрит, восхищает.)

Ваше отношение к теме? (Посвя­тила себя сцене.)

И вывод — самое главное. (Актри­са.)

А теперь попробуйте сами создать синквейн.

V . Домашнее задание.

Муниципальное образовательное учреждение

Урок русского языка в 10 классе

Портрет Ермоловой был написан Серовым в 1905 году. Заказали картину ее соратники по театру и Московскому литературно — художественному кружку в честь 35 летнего пребывания актрисы на сцене. В то время Ермолова занимала мысли многих поколений зрителей.

На портрете мы видим величественную статную даму, в которой, благодаря стараниям художника даже неискушенный зритель сразу узнает человека из театральных кругов. Все в портрете указывает на человека искусства – и гордая посадка головы, и душевность во взгляде, со слегка уловимым трагизмом. Все эти качества обычно и присущи людям, которые привыкли воздействовать на большую аудиторию эмоциями.

Серов очень внимательно изучил все нюансы во взгляде и настроении актрисы и отразил это в своей картине. Он изобразил ее за пределами сцены, такой, какой она была в обычной жизни — она не играет роль, а выглядит спокойной и немного напряженной.

Характер актрисы на картине виден не только в ее позе и взгляде, но и в положении ее рук— их пластика и грациозность выдает ее достоинство и непреклонное стремление к трагедии. Античную статую мы видим в фигуре великой трагической актрисы Ермоловой, ощущение еще больше усиливается вертикальным положением холста.

Но главным в картине является лицо актрисы — точеное, горделивое, отрешенное от мирских забот и проблем. Вся композиция выполнена всего лишь в двух тонах – в черном и сером. Но оттенками этих двух цветов автор точно сумел выделить и правдиво отразить личность актрисы.

Наряд, в котором Серов рисовал актрису сшит у известной великосветской портнихи Надежды Ламановой . Для художника создание платья оказалось непростым моментом: чтобы не заставлять Марию Николаевну позировать долгие часы, художник часто работал без нее — бархатное черное платье надевалось на схожий по пропорциям манекен.

Художник старался одновременно показать и тонкую скульптурную фигуру актрисы и благородную фактуру материала платья. На шее и в ушах актрисы мы видим жемчужные украшения — единственные, которые подошли для этого образа. Художник не акцентировал внимание на сиянии жемчуга, стараясь выделить сам образ Ермоловой.

В 1905 году Мария Ермолова готовилась отметить 35-летие со дня своего первого выхода на сцену. Изначально предполагалось, что бенефис актрисы, приуроченный к знаменательной дате, состоится 30 января на сцене Малого театра. Однако драматические события в жизни страны, связанные с началом Первой русской революции, внесли коррективы в намеченные планы. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий.

Серов, входивший в ту пору в число весьма востребованных русских портретистов, брался отнюдь не за каждый заказ: он мог отказаться от работы, если не чувствовал личной расположенности к будущей модели.

На картине Серова нет явных признаков, указывающих на профессию изображённой на ней дамы, — она не жестикулирует, не пытается с помощью мимики или движений передать эмоции. Тем не менее даже неискушённый зритель может понять, что героиня портрета — человек из мира искусства.

Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Её авторитет в театре был столь высок, что она имела право сама выбирать себе роли для бенефисов.

"Античную колонну, вернее, классическую статую напоминает фигура великой трагической актрисы Ермоловой, что ещё более усиливается вертикальным форматом холста. Но главным остаётся лицо — красивое, гордое, отрешённое от всего мелочного и суетного.

Колорит решён всего на сочетании двух цветов: чёрного и серого, но во множестве оттенков. Эта правда образа, созданная не повествовательными, а чисто живописными средствами, соответствовала самой личности Ермоловой, которая своей сдержанной, но глубоко проникновенной игрой потрясала молодёжь в бурные годы начала XX столетия."

Чёрное бархатное платье, в котором Ермолова позировала Серову, было сшито в мастерской Надежды Ламановой — законодательницы мод, получившей известность в качестве великосветской портнихи, а затем — театрального художника.

ОТЗЫВЫ О ПОРТРЕТЕ.

Ему было суждено достигнуть вершин героического портрета и создать портрет М. Н. Ермоловой, работу, не имеющую аналогии в мировой портретной практике и в то же время тесно связанную с гуманистическими устоями русской культуры. Его индивидуальная стилистика и особенно решения проблем композиции стали предметом изучения как для его учеников, так и для многих других мастеров, оказали воздействие, выходящее за пределы живописи.
— Владимир Леняшин

2015-11-02_121035

Знания и безупречный вкус Серова ценились художниками и критиками самых разных направлений. Слава не покидала его, удачливость сопутствовала во всех работах. Но с годами он становился все более суровым и молчаливым. Можно было подумать, что ему вообще неохота разговаривать с людьми. Он умер вдруг в 1911 году от приступа грудной жабы, сорока шести лет.

Критики о творчестве Валентина Серова

В определении сущности творчества Валентина Серова критики скрестили копья. В словах и мнениях не было предела:

— Что такое живопись Серова? Урок русской живописи. Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых эпох нашей школы.
— Серов был самой большой и самой неправильной жертвой времени… Решая свои задачи, он, в сущности, не мог ответить, для чего он это делает и какой в этом смысл.
— Многие русские дарования бились над тем же, что было заветной целью Серова — найти отечественный канон красоты, свое, двигаемое из поколения в поколение ремесло.
— Его творчество — стон сквозь стиснутые зубы. Существо его искусства вызывает сопротивление опустошенному художнику и сочувствие мучающемуся человеку…

Серов как художник-портретист

Изумительное мастерство Серова-портретиста не вызывало ни в ком сомнений, но заставляло спорить о существе его художнических задач.

Можно ли считать, что время примирило всех, кто пытался найти ключ к творчеству Серова художника? Острее видятся нам противоречия эпохи, острее чувствуются закономерности, определившие движение искусства на рубеже двух веков. Но ведь подлинное художество, подлинное мастерство всегда будет казаться потомкам не до конца понятым, разгаданным.

История создания портрета М. Ермоловой

2015-11-02_120620

Но все эти новейшие направления в искусстве. Марии Николаевне были чужды искания таких художников, как Врубель или К. Коровин. Ей казалось, что они уводят искусство от его вечных задач. А Серов ведь был близок и Врубелю и Коровину.

Художник держал себя корректно и властно, объяснялся скупыми фразами. Мария Николаевна подчинилась его диктату. Почувствовала правду в его жестах и ту подлинность артистизма, который выражается в точности и законченности каждого рабочего движения.

На первом же сеансе была найдена характерная поза, поворот головы, найдено фантастическое по простоте пространственное решение.

Чтобы отодвинуть фигуру от стены, передать ощущение воздуха, в зеркале, которое стало фоном портрета, прописывается отраженный угол схода противоположных стен, часть величественного интерьера. Мягко, не назойливо.

Потом начались обычные муки, о которых не подозревали заказчики и зрители. Ведь Валентина Серова, признанного художника-портретиста, портрет, как таковой, не интересовал. Передача сходства, уловление характера — ему было мало такой задачи, просто потому что это было слишком легко, а потому и неинтересно.

Парадные портреты — парад времени. И не был ли он, выразитель современности, в сущности, историческим живописцем?

Портрет Ермоловой (Серов): взгляд с разных ракурсов

Про любой портрет любого художника можно сказать, что он выражает свою эпоху, потому что нет искусства вне времени. Но для Серова особенно характерно сознательное стремление к обобщенности, историческому монументализму.

Почему в портрете Ермоловой для него было так важно отделить фигуру от стены, создать иллюзию пространства и перед фигурой артистки? Только ли для того, чтобы она читалась объемно, как скульптура, как монумент, а если это и так, то какая мысль диктовала подобное решение.

Когда останавливаешься перед портретом Ермоловой в одном из залов Третьяковской галереи, невольно отходишь назад, а потом начинаешь смотреть полотно с разных точек — именно на это рассчитывал художник.

2015-11-02_120620

Самое интересное, что он и писал его с разных точек. Сначала кажется, что фигура взята как бы с верхней точки: пол дан не узкой полоской, а широкой плоскостью, на которой распластался шлейф платья. Но вот мы приближаемся и уже видим Ермолову снизу: в зеркале нависший потолок, гордое, озаренное внутренним светом лицо актрисы — над нами. Узкое пространство, придавленное темной гаммой тонов в нижней части картины, вдруг раздвигается, наполняется воздухом, высветляется, серые тона розовеют и еще больше контрастируют с тем светом, который в глазах Ермоловой. Для чего нужен был этот прием? Чтобы оживить строгую неподвижную фигуру, чтобы передать взгляд и отношение зрителей, которые рукоплескали актрисе, вознесенной подмостками, ролью, вдохновением? А может быть, это точка зрения эпохи, для которой Ермолова была символом духовной цельности, благородства, мужества, искренней простоты и скромности?

Серов заставляет зрителей как бы преклонить колена, исполниться высоким, светлым чувством.

Он был слишком большим артистом, чтобы пасть жертвой эпохи, он стал ее историком.

Валентина Серова привлекала задача создания портрета монументального, в духе XVIII века и брюлловской школы. В портрете в рост замечательной русской актрисы М. Ермоловой (1905) все продумано, взвешено и рассчитано. Фигура ее высится в простом, но элегантном черном платье со шлейфом, который служит ей как бы пьедесталом. Она стоит со скрещенными руками, словно готовая произнести один из своих знаменитых монологов. В плоскостности силуэта заметны следы воздействия эстетики модерна. Артистка вырисовывается на фоне зеркала, которое как бы отсекает в пределах портрета в рост еще погрудный портрет и делает еще более просторнее и величественнее светлый зал. Отвесный край фигуры сливается с краем зеркала и подчеркивает архитектурность картины. Искусное распределение линий сосредоточивает внимание на спокойно-величавом лице трагической актрисы с ее гордо вскинутыми бровями, тонкими очертаниями ноздрей и глубоко запавшим ртом.

Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 2. 1967

В 1905 году Валентин Александрович Серов написал портрет М.Н. Ермоловой. Это выдающееся произведение портретной живописи может служить классическим образцом постижения художником внутреннего содержания человека. Такие первоклассные примеры должны лежать в основе глубокого изучения искусства портрета.

Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки. Этот портрет разъясняет, почему ее могучий талант имел такую силу воздействия на современников. Перед нами — человек, заключающий в себе значительное духовное содержание, человек цельный, убежденный, с горячим сердцем и большой силой воли. Характер и сущность этого духовного содержания Ермоловой были причиной того, что за текстом, который произносила артистка на сцене театра и в концертных выступлениях, таилось больше того, что он непосредственно значил.

Всматриваясь в образ Ермоловой, понимаешь, почему ее игра на сцене и чтение стихов на эстраде будили в зрителях не только протест против существующего строя; они слышали и призыв к борьбе против него. Такова сила кисти Серова.

Лауренсия, юная испанская крестьянка, была оскорблена владетелем поселка. Ермолова — Лауренсия звала народ отомстить деспоту.

Артистка так проводила эту сцену, что зрители слышали призыв к мести не только за личное оскорбление девушки, которую изображала Ермолова. Это был призыв к борьбе против всякого угнетения человека, за его достоинство, за свободу. Революционно настроенная молодежь 70-х годов после спектакля расходилась из театра с пением песен, посвященных русским национальным народным героям.

12 февраля 1902 года Ермолова в свой очередной бенефис последний раз выступила в роли Иоанны д'Арк в трагедии Шиллера.

Эту роль артистка исполняла в течение 20 лет, начиная с 1883 года. В России эта трагедия была запрещена, и Ермолова лично добилась ее постановки на сцене Малого театра. Современники считают, что образ Иоанны, в котором Ермолова с исключительной мощью своего таланта давала пример страстной, благородной и самоотверженной любви к родине, был вершиной творчества великой артистки.

Не плачьте над трупами павших бойцов,

Погибших с оружьем в руках, Не пойте над ними надгробных стихов,

Слезой не скверните их прах! Не нужно ни гимнов, ни слез мертвецам,

Отдайте им лучший почет: Шагайте без страха по мертвым телам,

Несите их знамя вперед! С врагом их, под знаменем тех же идей

Ведите их бой до конца! Нет почести лучшей, нет тризны святей

Для тени достойной борца.

Обращаясь к портрету М. Н. Ермоловой, исполненному в год первой русской революции художником, который остро реагировал на события 1905 года, хочется понять, что в этом произведении принадлежит истории, что в нем ценно для настоящего.

Образ, созданный Серовым, будит мысли о сущности творчества, об искусстве, в основе которого лежат высокие идеалы служения народу, он учит понимать благородство задач, стоящих перед художником и артистом. Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. Глубина общественного содержания портрета, идейный смысл его, классически строгая, ясная и красивая художественная форма, в какой это значительное содержание выражено, делают это произведение подлинно великим, одной из вечных ценностей русского и мирового искусства.

Портрет Ермоловой написан так, что его можно смотреть и вблизи, и издали. Силу выразительности силуэта фигуры артистки можно сравнивать с впечатлениями, получаемыми от выдающихся произведений монументальной скульптуры. В этом особая оригинальность и своеобразие замысла Серова.

Н. Радзимовская. Статья В. А. Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1956.

Читайте также: