Парк юрского периода сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Всем привет. Решил вот, поделиться накопившимися мыслями – вдруг кому-то это будет интересно. Однако предупреждаю, что в тексте присутствуют небольшие спойлеры, и если вы только собираетесь ознакомиться с данными произведениями, читайте на свой страх и риск.

С фильмом Стивена Спилберга – Парк Юрского Периода, 1993го года, я познакомился еще в раннем детстве и на долгие годы он стал моим любимым фильмом, пересматривал который я бессчетное количество раз и возводил на полках свои собственные парки, населенные игрушечными динозаврами. Конечно, с годами вкусы стали более притязательным, я повзрослел, однако же Парк Юрского Периода для меня как был, так и остался, глубоко-значимым фильмом. Он действительно очень хорош: отличные герои, воплощенные на экране великолепными актерами, шикарные виды, неглупая история, что для современных блокбастеров редкость, ну и конечно динозавры. Компьютерные рептилии шикарны, и даже сейчас, спустя почти тридцать лет с выхода фильма, они выглядят все так же впечатляющее. Словом – великолепное кино. О том же, что у него есть первоисточник, я знал давно, но вот, как-то, до романа у меня долгие годы не доходили руки. О чем, собственно, я тут хочу сказать? Как раз о том, что не так давно все же прочел книгу Майкла Крайтона, легшую в основу одноименного фильма, и был… ну, мягко сказать, удивлен. Чем? Тем, насколько же отличны друг от друга два произведения, при том что фильм повторяет сюжет романа с минимальными расхождениями, однако настроение, и даже основная идея, различаются кардинально.

Для начала скажу пару слов о картине Спилберга, ведь именно с ней я был ознакомлен в первую очередь. О чем же это кино? О силе природы, которая неподвластна воле человека, даже если тому, временами, кажется обратное. Данная мысль проговаривается в фильме напрямую и не один раз, однако от того не становится менее глубокой или актуальной. Фильм об уважении к этой самом природе, к ее законам и правилам. Фильм о любви к жизни, которая, вопреки всему находит выход. Так оно и есть, живые существа, даже созданные искусственно, в итоге выйдут из под контроля, найдут способ вырваться из клеток и поломать установленные для них людьми правила. А еще, фильм о динозаврах. Доисторические гиганты в нем звезды. Спилберг не раз признавался в своей любви к этим вымершим созданиями, и создавая их на экране, проделал колоссальную работу, для того чтобы каждый зверь выглядел уникально, двигался и звучал по-особому. И этим Спилберг произвел революцию динозавров в кино, ведь до Парка Юрского Периода, этих ящеров использовали только в качестве чудовищ, зачастую нелепых и несуразных, карикатурных. И только в фильме 1993 года к их облику подошли с точки зрения биологической точности. Так они выглядели на самом деле или нет, вопрос все же спорный, однако в кинематографе, после выхода Парка Юрского Периода укоренился четкий облик тираннозавра или велоцираптора.

Подводя итог, можно сказать, что у нас имеются две разные точки зрения на один и тот же вопрос и две совершенно разных трактовки одного и того же сюжета. Картина Спилберга – это увлекательное приключение, с твердой идеей, которая лежит на поверхности. Роман Крайтона – это мрачная фантастика, размышляющая на научную тему с точки зрения этики. Спилберг лишь частично брал цитаты из книги, озвученные математиком Джоном Малькольмом, сыгранным Джеффом Голдблюмом. В романе, этот персонаж, как мне показалось, воплощает самого автора – ученый, с довольно пессимистическим взглядом на современный мир, он всю книгу критикует саму идею парка, приводя в подтверждение своих слов одну научную теорию за другой. Временами это интересно и познавательно, иногда откровенно утомительно читать целую главу одних только философских рассуждения на тему современной науки. Так или иначе, фильм и книгу разделяет пропасть, которая особенно чувствует в конце. Финальные кадры фильма демонстрируют нам бегство с острова, спасение нескольких главных героев, и динозавров которые становятся хозяевами в мире, где больше нет решеток и контроля. В книге же все кончается, одним словом, плохо, и для рептилий, и для людей, для всех, кто оказался втянут в это предприятие. Что до меня, то идеи Спилберга мне ближе, его тон и подача истории приятнее, однако же не могу сказать, что книга Крайтона мне не понравилась. Она просто совершенно не такая, какой я ожидал ее прочесть. Это не легкое приключенческое чтиво, а весьма серьезное, глубокое произведение, с высказываниями, не теряющими своей актуальности и по сей день. И, не смотря на то, что в данном случае мне фильм нравится больше романа-первоисточника, в силу той же детской любви, я обязательно вернусь еще к Майклу Крайтону, теперь уже точно зная чего ждать от этого автора.

Возможно, кто-то посоветует мне какой-нибудь определенный роман Крайтона? С удовольствием возьму на заметку. Так же интересно будет узнать мнение тех, кто, как и я, читал книгу и смотрел фильм. Что вы думаете об их сходствах и различиях? Какое произведение вам нравится больше? Согласны ли вы с моими размышлениями, или есть что добавить/оспорить – пишите, не стесняйтесь, порассуждаем.

Да, в 90-х так и было, хоть фильм был просмотрен намного позже, но уже тогда были комиксы именно по первому фильму с точной раскадровкой фрагментов фильма. В виде комикса этот фильм занимал 4 полноценных выпуска с очень красивой и яркой рисовкой. Сейчас эти выпуски возможно имеют коллекционную ценность. Даже читать этот фильм было интересно, не говоря уж про реальный просмотр. А сколько продавалось тогда всяких фигурок динозавров, выходили целые энциклопедии по видам триасового, мелового, юрского и т.д. периодов. Но вот фильм позиционировал себя именно парком юрского периода.

Сейчас уже палеонтология шагнула далеко вперёд и многие говорят, что динозавры в своё время выглядели совершенно не так. Но ведь в фильме показаны гибриды, то есть мутанты и возможно там вообще нет реальных динозавров. Группой генетиков под руководством Хаммонда были созданы некии рептилии со смесью генов реальных земноводных и там уж прикрутили даже ДНК лягушки. Поэтому очень сложно говорить о том, что было не так. Хаммонд ориентировался именно на бизнес-модель с целью получения прибыли от парка развлечений и похоже его совсем не в первую очередь интересовали научные изыскания. Тем не менее научно фильм довольно хорошо обоснован и проработан. Намного лучше продолжений и это действительно делает фильм яркой научной фантастикой. После этого фильма был создан уже реальный парк с механическими динозаврами, который пользуется популярностью и по сей день.

Но если техническая и музыкальная части на высоте, то к некоторым персонажам есть некоторые вопросы. Многие просто выбивались из общей картины действия своими не совсем понятными поступками. Например, Лора Дёрн вызывала сомнения в своих знаниях палеонтологии, а её игра была очень странная на протяжении всего фильма. Впрочем и в остальных фильмах её игра довольно своеобразна. Также смущала игра Уэйна Найта, также засветившимся в 'Основном инстинкте'. Его игра очень странно сопроваждалась в фильме некими мультяшными звуками и это было довольно странновато. Но зато Сэму Нилу и Джеффу Голдблюму верилось без проблем. Они действительно рассуждали о природе и эволюции видов в зависимости от условий. Поэтому был некий диссонанс.

В остальном же к фильму претензий нет, если не учитывать различные кинодопущения и мелкие дыры сюжета. Очень талантливая постановка, заслуженно занявшая высокое место в кинокультуре.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 3 / 1
  • тип рецензии:

Борьба технооптимизма с архаикой на фоне рёва тираннозавра

На днях я впервые посмотрел Парк Юрского периода в оригинале, на английском и возникло такое невероятное ностальгическое детское чувство. Этот фильм очень многое значит для меня. Во-первых, он практически мой ровесник (он вышел в 1993 - через два года после моего рождения) и я смотрел его впервые еще будучи маленьким мальчишкой. Когда родители подарили мне приставку SEGA, первой моей игрой на ней был, конечно же Jurassic park. Уже будучи подростком я нашел в юношеской библиотеке книгу Майкла Крайтона 'Парк Юрского периода' и прочитал её залпом за пару дней.

Как и значительная часть детей моего поколения, я обожал динозавров благодаря этому фильму, и я стал интересоваться естественной историей, биологией и экологией во многом тоже благодаря ему. И это неудивительно, потому что этот невероятная картина Стивена Спилберга показывает как хрупок окружающий нас живой мир, как мало мы о нем знаем, как мы наивны, предполагая, что можем всецело его контролировать и никому при этом не навредить.

В детстве я больше симпатизировал герою Сэма Нилла - доктору Алану Гранту как исследователю, но чем больше времени проходит, тем больше я понимаю, что мне ближе Джон Хэммонд. Если представить правдой все те околонаучные фантастические условности к которым прибегает создатель сценария фильма то, боже, конечно же я бы открыл такой же парк и проводил бы те же исследования, будь у меня на то ресурсы. Я не верю, что есть что-то, что должно останавливать научный прогресс, кроме разве что вопросов, по которым в научном сообществе нет этического консенсуса.

Вообще весь этот довольно простой и семейный фильм именно про конфликт прошлого с будущим, и динозавры, как некий безликий природный антагонист, подобный цунами или землетрясению, нужны тут лишь для обострения этого конфликта. Это конфликт между ценностями Гранта и ценностями Хэммонда, которые олицетворяют два мира - архаичный и прогрессивный. Грант ненавидит все новое, не дружит с техникой, скептичен ко всему, что может облегчить его привычную работу, он даже детей ненавидит (прямой намек на то, что его бесит все новое). Хэммонд же олицетворяет мир технооптимизма, прогресса и открытий, мир будущего. Прямого конфликта между персонажами не случается, но им обоим приходится столкнуться с серьезными проблемами, которые приводят к переосмыслению ценностей. Грант осознает, что технологии важны и нужны, когда дети спасают всем жизни, справившись с управлением системы безопасности через компьютер. Хэммонд осознает какому риску он подверг своих внуков, делая ставку лишь на технологии, не учитывая элементарного человеческого фактора.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 3 / 1
  • тип рецензии:

'Парк Юрского Периода' был в числе первых фильмов, которые я посмотрел еще на VHS-кассете, в детстве. Тогда я, как и многие дети, увлекался динозаврами - ну не то, чтобы сильно увлекался, но пара книжек у меня была, и интерес к животному миру тоже. Естественно, при просмотре в том возрасте я увидел в основном классных динозавров и каких-то там людей, которые от них спасались. Главными героями фильма были, конечно, не люди.

Затем я пересматривал 'Парк' еще пару раз, и вот сегодня сделал это снова. Что можно сказать о фильме, который навсегда останется шедевром?

Ну, пожалуй, для начала стоит отметить, насколько современно выглядят динозавры в фильме. Сочетание компьютерной графики и практических эффектов выполнено на столь высоком уровне, что придраться буквально не к чему. И это тот самый случай, когда у режиссера (всего-то у Спилберга) не было необходимости делать зрелищные сражения динозавров или динамичные погони с перестрелками. Крупный план - пейзажи и компьютерные динозавры, вблизи - аниматроника. Сцены простые и эффектные, в полный рост в движении показываем только в крайнем случае. Идеально.

Чуть хуже, на мой взгляд, обстоит дело с персонажами. Особенно с толстяком Недри, который уж слишком мультяшный персонаж. Поручить выкрасть образцы ДНК настолько бестолковому - это, на мой взгляд, уж слишком. Но если взглянуть на него с другой стороны - то он скорее не персонаж, а событие, отправная точка основного конфликта фильма. Отсюда и его излишняя неуклюжесть - как бы символизирующая, что даже в казалось бы идеально построенной системе может пойти не так что угодно.

Ну и хотелось бы немного придраться к сюжету, точнее, к его завязке. Если кто не помнит - троих ученых и адвоката везут на остров, дабы заручиться их поддержкой для продвижения парка живых динозавров. Для начала мне показалась бредовой сама идея - окей, адвокат представитель инвесторов, он действительно имеет какую-то ценность в продвижении парка. Но трое ученых, двое из которых проводят все время в поле? Пусть даже известных? Как они сделают парк более привлекательным для туристов? Решительно непонятно.

Повторюсь - проблема данного фильма в том, что он настолько хорош, что мне хочется найти за что бы его поругать. Но с этим покончено, давайте я лучше попробую объяснить, чем он так хорош.

В отличие от 5-6 летнего меня, который видел главными героями 'Парка Юрского Периода' динозавров, я более современный могу с увренностью сказать, что в хорошем фильме экшен или ужасы никогда не могут быть основной движущей силой фильма. Основная движущая сила хороших фильмов - это персонажи и перемены. Собственно, весь фильмы мы заняты наблюдением за Аланом Грантом - бесшабашным ученым, который терпеть не может детей - а в конце фильма улыбается, когда брат и сестра, которых он спасал от зубов велоцерапторов, мирно засыпают у него на коленях. А Хаммонд, подвергнув собственных внуков смертельной опасности, в свою очередь понимает, что парк (проект всей его жизни) был не самой лучшей идеей.

Словом, я пересмотрю этот фильм через пять, через десять и через двадцать лет. И, думаю, хуже он не станет. Чего и вам советую.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 5 / 0
  • тип рецензии:

Когда фраза 'благими намерениями. ' приобретает доисторический оттенок

Свою первую рецензию я решил связать с любимой для меня темой-палеонтологией. А идеальное пересечение этой науки с кино можно встретить в экранизации одноимённой повести Майкла Крайтона.

История создания сие полотна впечатляет: от приобретения прав на создание фильма Спилберга задолго до выхода самой книги до идеального сочетания аниматронных фигур команды Стэна Уинстона и Фила Типпетта с появляющейся на свет, словно динозавр из яйца, CGI-графикой компании Industrial Light&Magic. В результате феноменальный успех вместе с оригинальной задумкой и постановкой сделали 'Парк Юрского периода' важной ступенькой в истории кинематографа. Давайте для детального изучения данной картины мы разобьём её на отдельные 'участки ДНК' и рассмотрим каждый из них подробнее.

Сюжет: Наверное даже тот, кто не смотрел фильм, знает его синопсис наизусть. Глава корпорации 'InGen' Джон Хаммонд создаёт уникальный парк, главным достоянием которого являются настоящие выращенные в лабораториях динозавры. Однако за несколько дней до открытия заведения из-за сильного урагана и алчности одного из сотрудников доисторические существа оказываются на свободе, подвергая смертельной опасности 'первых' посетителей. Повествование по динамике нигде не провисает: сначала идёт постепенное погружение в события, а дальше зритель попадает в водоворот экшен-сцен. В фильме кроме реалистичных динозавров нашлось место и для научных гипотез и для главного глубокого посыла. Да, нелогичностей и ошибок в повествовании хватает, однако это не отменяет подавляющее число плюсов сюжета: оригинальность, динамичность, увлекательность, значимая смысловая часть.

Персонажи:Несомненно, самой важной частью сюжета являются персонажи. Обычно в подобных фильмах, где упор делают на экшен, герои отходят на второй план. Но в данном случае сценаристы (М.Крайтон и Д.Кепп) наделили каждого персонажа характером, историей, харизмой; в результате за героев больше волнуешься, и повествование становится интереснее. Актёрская игра представлена на высоком уровне. Благодаря ей герои остаются в вашей памяти не только до конца фильма, но и надолго после просмотра. Тут есть ворчливый, но харизматичный палеонтолог, словно Индиана Джонс, Алан Грант (Сэм Нил); отважная доктор Сэдлер (Лора Дерн); добродушный и забавный глава парка Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо); агностик-математик доктор Малкольм (Джефф Голдблюм); даже дети (Ариана Ричардс и Джозеф Маццелло) добавляют некую милоту в фильм. В конце концов одного из обычных работников Сэмюэль Л. Джексон сделал запоминающегося персонажа. Это ли не показатель?!

Атмосфера: Здесь представлен идеальный коктейль, в котором грамотно смешаны элементы, драмы, юмора, экшена, хоррора. Зритель не скучает во время время просмотра. Он вместе с героями чувствует восторг и страх от динозавров. И окончание фильма зритель воспринимает, как завершение некоего аттракциона, приключения.

Визуал: Тут без преувеличения можно сказать, что перед нами технологический шедевр. Как уже было сказано раннее, в фильме идеальное сочетание натуральных эффектов с компьютерными. Операторская работа, звук, монтаж-всё продемонстрировано на высшем пилотаже. Конечно, здесь представлено не мнение специалиста, но точно картинка будет радовать глаз.

Музыка: Композитор Джон Уильямс ('Звёздные войны', 'Индиана Джонс' и др.) создал уникальные композиции, наполненные пафосом, тревогой. А заглавная тема стала одной из узнаваемых.

В итоге Спилберг и Ко мастерски создали уникальное приключение из популярной, но тяжёло реализуемой темы динозавров. Этот фильм стал must see-классикой кинематографа, в котором спецэффекты и картинка даже 25 лет спустя радует новые поколения зрителей.

P.S.: так как это первая рецензия объясню почему не 10 из 10. Дело в том, что мне не нравится ставить десятки, ибо идеал недостижим, поэтому считайте 9,5 из 10 высшим баллом.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 4 / 0
  • тип рецензии:

Такие пугающие, и одновременно завораживающие динозавры.

Честно признаюсь, я с детства обожаю динозавров, не знаю почему но раньше я прямо-таки был настоящим экспертом в этой области. Различные энциклопедии, научные фильмы от BBC, фигуруки и конечно-же фильмы, самым любимым из которых являлся именно Парк юрского периода. Этот фильм я засматривал до дыр, я наизусть знал реплики всех персонажей, но все равно смотрел снова и снова, поэтому с этим фильмом связанно так много приятных воспоминаний. Но перейдём к самому фильму.

Спилберг сумел сотворить настоящее чудо, он не просто снял отличный фильм на все времена, он сумел, буквально оживить динозавров. В свое время эта картина стала прорывной по части визуала, это и не удивительно, ведь даже спустя несколько десятилетий, они смотрятся как минимум неплохо. Визуал действительно прорывной, за это очень большой плюс.

Сюжет в фильме тоже достаточно интересный и оригинальный, создать парк, где вместо обычных животных будут динозавры. Сама по себе задумка очень интересная, а с хорошим, грамотным сценарием она становится ещё лучше.

Не могут не радовать и персонажи фильма вместе с актерами, которые замечательно их сыграли. За персонажей переживаешь всем сердцем, а когда их жизнь висит на волосок от смерти я и сам как на иголках, и мало в каком современном блокбастере есть такие интересные персонажи.

В общем Стивен Спилберг снял настоящий шедевр, лично по моему мнению, конечно у фильма есть небольшие недостатки, но на них совершенно не обращаешь внимания во время просмотра.

Думаю что такой фильм, который мог бы сравниться с этим, уже не снимут.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 4 / 1
  • тип рецензии:

Книга на тысячелетия, а фильм на века.

А в романе было очень и очень многое, от чего Спилберг отказался. Всё, что он показал нам – это обложка с динозаврами и убийствами, в то время как главная мысль романа осталась забытой. Майкл Крайтон пытался донести своей книгой множество мыслей глобального характера, но главная из них – человечество вконец потеряло всякую пристойность, нарушая природные процессы всеми силами, будто в этом наше основное предназначение. Открыв возможности генетики, мы вернули к жизни давно вымерших животных, но в своей славе совершенно забыли о всякой осторожности, следствием чего явился печальный инцидент на острове Нублар, парком которого руководил Джон Хэммонд.

В первую очередь – Джон Хэммонд. У Крайтона он – абсолютное зло: чёрствый из-за своей алчности человек, думающий только о прибыли, в то время как в фильме он – старик-добрячок, любящий детишек и своё дело. Кроме того, в фильме смешаны образы Дженнаро и Эда Реджиса, а у доктора Ву, Малдуна и Малкольма совершенно другие участи, не соответствующие роману. Вдобавок Спилберг по неясной причине поменял местами животных в различных сценах, что продолжил и во второй части – не трицератопс, а стегозавр должен был появиться в знаменитом эпизоде с остановкой пробной экскурсии, столь поразившей Алана Гранта и других гостей.

Если отсутствие большого разнообразия животных можно объяснить бюджетными и техническими ограничениями тех лет (создать стадо бегущих майязавров или плывущего в воде тираннозавра было и правда очень затруднительно), то абсурдную внешность дилофозавра это не оправдывает. У Крайтона дилофозавры – хищники огромного роста, как им и положено. Спилберг же показывает нам единственную особь размером с собаку и оснащённую воротником, как у плащеносной ящерицы. Непростительная вольность.

Но говоря о визуальных эффектах, стоит признать, что экранизация действительно стала большим прорывом в сравнении с фильмами-конкурентами. И макеты животных, и их компьютерные модели выглядят будто живые, придраться совершенно не к чему! Тут, правда, стоит оговориться, что это не заслуга Спилберга, который и пятнадцать лет спустя стремился использовать для создания фильмов только старые технологии. В том, что мы видим настолько достоверных тираннозавра, брахиозавра и других животных, достижение программистов, которые буквально навязывали режиссёру свою идею. Спасибо, что уговорили в итоге.

Что же касается актёров, то Сэм Нил, Джефф Голдблюм и Уэйн Найт превосходно воплотили героев Майкла Крайтона, которые будто сошли с книжных страниц и переселились на экраны. То же касается и манер Ричарда Аттенборо, хоть его сюжетная роль и сильно изменена. Лора Дерн так же достоверно передаёт черты своей героини, но при чтении книги помощница доктора Гранта представляется более красивой и сексуальной. Пожалуй, на роль Элли следовало подобрать актрису с более привлекательной внешностью.


Это, правда, была лишь грубая шутка. Типпетт не был уволен. У его команды был бесценный опыт по изображению движений животных (в том числе доисторических), который очень пригодился компьютерщикам. Кроме того, анимация Типпетта использовалась как макетирование в объеме и движении, чтобы доходчиво объяснять членам съемочной группы их задачи во время работы над экшен-сценами. Однако в фильм не один созданный Типпеттом кадр не попал. В окончательном монтаже на экране были либо роботы, либо компьютерная графика.

Впрочем, абы кого тоже нанимать было нельзя. Чтобы убедить зрителей в реальности динозавров, Спилбергу нужны были актеры, которые бы правдоподобно реагировали на монстров, порой отсутствующих на съемочной площадке. Так что набирать надо было опытных, талантливых и желательно не слишком дорогих профессионалов (чем меньше денег платишь звездам, тем больше их остается на эффекты!).

После трех недель на Гавайях съемочная группа вернулась в Калифорнию и приступила к работе в павильонах студий Universal и Warner. Там снимались как интерьерные сцены, так и фрагменты, действие которых развивалось на улице ночью. Ведь в темноте невозможно разглядеть, что тропический лес на экране – это лишь несколько десятков деревьев, высаженных в закрытом помещении. Спилберг решил создавать уличные эпизоды в павильоне, так как съемки в темноте, под дождем и в грязи были опасны даже без использования огромного робота, изображавшего тираннозавра, и режиссер хотел контролировать каждый сантиметр съемочного пространства.

Самым существенным изменением, внесенным в картину по ходу съемок, была полная переделка финала. В сценарии преследующие героев велоцирапторы погибали, когда в музее парка на них падали закрепленные под потолком челюсти тираннозавра. Спилберг сознавал, что это довольно глупая сцена, и потому он вместо нее придумал попавший в картину эпизод, в котором с велоцирапторами расправляется настоящий тираннозавр, ворвавшийся в музей. Как динозавр это сделал, учитывая, что он не пробил стену и что в здании не было дверей его размера? На этот неудобный вопрос Спилберг предпочитает не отвечать.

Удивительно? Ничуть. При всей ее отточенности, компьютерная графика в кино – лишь подражание жизни, и она не может полностью заменить реальных людей, реальные пейзажи, реальные города и даже реальные взрывы. А вот для доисторических чудовищ она подходит идеально. Недаром средневековые художники шутили, что ангелов рисовать проще всего, так как никто не может уличить мастера в ошибке. Кроме, разумеется, святого. Или, в случае с динозаврами, гениального палеонтолога.

…Ночь подходила к концу. Узкий лунный серп скрылся за узорчатой стеной леса, погасла светлая дорожка, дрожавшая на волнах. Предрассветный ветер нес с собой морскую прохладу. Однообразно и глухо шумел прибой.

Но вот небо на востоке начало бледнеть, розоветь, одна за другой погасли звезды. Край солнца засиял над морской далью. Его лучи разом прогнали тени, прятавшиеся среди прибрежных скал.

Мы на морском берегу юрского периода, в мире, каким он был около 130 миллионов лет назад.

Заросли широколистных папоротников, гинкговых и хвойных деревьев покрывают пологие склоны холмов.

На песчаной отмели лежит несколько спирально завернутых раковин, выброшенных во время бури.

Это раковины головоногих моллюсков аммонитов, уже давно — с девонского времени — живущих на Земле.


На песке лежат небольшие раковины; у некоторых же видов моллюсков они достигают 1,5 метра в диаметре. Учёные назвали их аммонитами потому, что впервые эти ископаемые были обнаружены в Ливии, вблизи храма, посвященного древнеегипетскому богу солнца Аммону.

Внутри ластов плезиозавра сохранились кости пяти пальцев. Это доказывает, что плезиозавры произошли от пресмыкающихся, живших на суше.


Плезиозавры представляют собой яркий пример изменчивости живых организмов, их способности приспосабливаться к условиям внешней среды.


Вода в узком заливе внезапно забурлила. Выпуклый тёмный островок, видневшийся на его середине, начал быстро двигаться и расти. Что-то длинное, как ствол пальмы, гибким движением взметнулось вверх.

Огромное животное поднялось из воды. Видимо чем-то потревоженное, оно торопилось выбраться на более мелкое место. Вот показались из воды его ноги, похожие на колонны, толстый и длинный хвост. Животное тревожно вертело головой на длинной шее. Это диплодок — одно из самых гигантских пресмыкающихся, живших когда-либо на Земле. В длину он достигал 26 метров и весил свыше 30 тонн. Он жил в неглубоких водоемах, где ему легче было передвигать свое громоздкое тело. В воде он находил корм и защиту от хищников.



Двуногие ящеры игуанодоны.

Двуногость была результатом приспособления к жизни среди высокой растительности. Двуногое хождение давало животным возможность быстро передвигаться и хорошо ориентироваться в лесных зарослях, где они находили пищу.

Юрский период был временем обширных перемещений суши и моря. На огромных пространствах море наступало на сушу, заливало её. Морские берега во многих местах были низкими, полого уходили под уровень океана. На тысячи километров тянулись прибрежные низменности.

Ветры и приливы создавали в этих местах очень сильный накат волн. Тяжелыми ударами обрушивались на полосу прибрежной суши периодически набегающие приливные волны. В этих местах не могли укорениться и вырасти наземные растения, жить сухопутные животные. Поэтому прибрежные низменные зоны, раскинувшиеся на миллионы квадратных километров, долгое время пустовали.


Благодаря гигантским размерам и длинной шее зауроподы освоили новую, обширную область обитания, где им не было конкурентов.

В юрском периоде пресмыкающиеся овладели не только водой и сушей, но и воздухом. Зубастые птерозавры — крылоящеры — поднялись в воздух на перепончатых крыльях. На передних лапах у них имелся сильно развитый передний палец, поддерживавший кожистую перепонку.



Нас поражают своей величиной ископаемые остатки юрских ящеров. Но обратим внимание и на остатки крошечного по сравнению с ними четвероногого пантотерия. Этот маленький обитатель юрских лесов, прятавшийся в зарослях от хищных динозавров, был одним из первых млекопитающих животных, появившихся на Земле в мезозойскую эру. Мы увидим дальше, какую исключительно важную роль будут играть млекопитающие животные в развитии жизни.

Но вернемся на берег юрского моря. Ведь мы путешествуем во времени, и прошлое оживает для нас, становится на миг настоящим.

Сквозь пронизанную солнечным светом зеленоватую толщу воды мы видим на дне колонии известковых и кремневых губок, морские лилии, морских ежей.

Широкие, плоские скаты лежат на песке. Проплывают длиннохвостые раки и белемниты. Белемнитов и аммонитов особенно много. Юрский период был временем расцвета этих моллюсков.

В прозрачной глубине видны тёмные силуэты крупных рыб. Вдруг смятение охватило спокойно плывущую стаю. Мгновенно рыбы метнулись в разные стороны, спасаясь от внезапно появившегося огромного хищника. Стремительно промчалось его 12-метровое туловище. Мелькнула широко раскрытая зубастая пасть… Это ихтиозавр, гроза юрских морей. Ихтиозавр не рыба, хотя у него имеются плавники и хвост. Его детеныши рождались живыми, как у современного кита. Это ящер, предки которого, подобно предкам плезиозавра, приспособились к жизни в открытом море.


Мощные пласты осадочных пород оставило после себя юрское время.

В Юрских горах во Франции слои этого периода достигают мощности в тысячу метров. От этих гор юрский период и получил свое название.

Большие ископаемые богатства хранят юрские слои. Возле Челябинска, на Дальнем Востоке и в других местах залегают пласты юрских углей. На Урале мы находим юрскую нефть и алюминиевые руды — бокситы, в Таджикистане — калийные соли, а на Русской платформе во многих местах хранятся залежи юрских фосфоритов.

Фосфориты образовались на дне древних морей, ставшем впоследствии сушей. Их пласты — то тёмные, то желтые, то зеленоватые — рассказывают геологу о массовой гибели животных, вызванной резким изменением температуры и химического состава морской воды, в которой они обитали.

Скопившиеся во множестве остатки организмов, богатые фосфором, смешивались с песком, глиной и, постепенно уплотняясь, превращались в пласты фосфоритов.

Залежи фосфоритов, пролежавшие в земных недрах десятки миллионов лет, добываются сейчас человеком. Они широко используются в сельском хозяйстве, как ценное сырье для производства минеральных удобрений.

ЮРСКИЙ ПЕРИОД — ПОЛДЕНЬ МЕЗОЗОЯ

Девонский период

Девонский период Уже многие сотни миллионов лет протекли с тех пор, как на Земле возникла жизнь в виде микроскопических комочков белкового вещества. Бесчисленные поколения живых существ сменили друг друга.Богатый и разнообразный мир растений и животных заселяет воды

Каменноугольный период

Каменноугольный период К концу девонского периода текучие воды размыли, сильно сгладили горные хребты, поднимавшиеся вдоль океанских побережий. Влажные морские ветры начали свободно проноситься над континентами. Снова началось наступление моря на сушу. Неглубокие

Пермский период

Пермский период В конце прошлого столетия многое в истории жизни на Земле было ещё неясным и загадочным. Одну из больших загадок представлял собой пермский — следующий за каменноугольным — период, последний период древней эры.Учеными была установлена стройная

Триасовый период

Триасовый период Триас был временем широкого развития суши. Лишь в отдельных местах море наступало на сушу: в Прикаспийской низменности, на равнинах Германии, на севере — в районе островов Шпицберген. Также расширилось море в центре южного материка Гондваны — там, где

Происхождение неправильных морских ежей (юрский период)

Происхождение неправильных морских ежей (юрский период) Эволюционные переходы от одной крупной группы организмов к другой, сопровождающиеся многочисленными параллелизмами и мозаичным распределением признаков, характерны не только для таких древних времен, как

Глава IX От самого большого вымирания до мезозойской перестройки (триасовый, юрский и меловой периоды: 248 — 65 млн лет назад)

Глава IX От самого большого вымирания до мезозойской перестройки (триасовый, юрский и меловой периоды: 248 — 65 млн лет назад) Я ихтиозавр, плезиозавр, плиозавр, свирепый; я взрезаю воду; обтекаемый, безмолвный, быстрый и легкий, словно тень голубого — сама зубастая синь! Пока

Глава X Среди хвостатых, горбатых и пернатых (триасовый, юрский периоды и раннемеловая эпоха: 248 — 99 млн лет назад)

Глава X Среди хвостатых, горбатых и пернатых (триасовый, юрский периоды и раннемеловая эпоха: 248 — 99 млн лет назад) А сосна, отмеченная княжеским величьем, себе не знает равных в благородстве, и осени за многие века цвет хвои изменить не удалось, все также зелена она, как

Глава XIII Планета обезьян (конец неогенового и четвертичный период: 5 млн лет назад — современный период)

Глава XIII Планета обезьян (конец неогенового и четвертичный период: 5 млн лет назад — современный период) Никогда в своей истории человечество так не застревало на распутье. Один путь — безысходен и совершенно безнадежен. Другой ведет к полному вымиранию. Дай нам Бог

Неонатальныи период

Неонатальныи период Отторжение (неприятие) котят и щенков После родов большинство матерей сразу же берутся ухаживать за своими новорожденными детьми, тщательно вылизывают их и начинают кормить. В редких случаях, однако, матери новорожденных не настолько погружаются в

Неонатальный период или период новорожденности

Неонатальный период или период новорожденности В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа и с первым вдохом расправляются легкие. Частота дыхательных

Переходный период

Переходный период Второй период — переходный (21–35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения — до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание. В

Период социализации

Период социализации Третий период жизни — социализации (35–80 дней). К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка наиболее подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных

Ювенальный период

Ювенальный период Четвертый период развития щенка начинается после 12 недель. В этот период происходит формирование типологических способностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже — они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко

Читайте также: