Пантелеев ленька в скважину сказал цыган сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что знаки препинания – это не только синтаксические единицы, разделяющие текст на смысловые отрезки и выражающие интонационные паузы, но и еще один литературный прием, который поможет передать силу эмоций и степень переживаний героев.

Я считаю, что мысль данного фрагмента текста заключается в том, что не всегда страшные события в жизни оттолкнут от какой-либо деятельности, некоторые находят в себе силы продолжать дело близких людей с честью и отвагой. И ребенок способен проявить лучшие качества, свойственные героям, совершая каждодневный подвиг, несмотря на гибель родного человека.

Действительно, спокойствие мальчика поражает, восхищает его хладнокровие. Не каждый взрослый так бы смог владеть собой в минуту опасности, оберегать других от паники. Так, в предложениях 11-15 юный гребец руководит посадкой. И не подумаешь, что раздает указания ребенок! И это несмотря на сильную усталость!

Ещё более поражает его реакция на падающие рядом с судном осколки! В предложениях 22-24 показано, что мальчик привык к опасности, головы не повернул в сторону снарядов. И это в тот момент, когда взрослые испытывали страх и ужас (предложения 25-27)! Мальчик продолжает дело отца, даже не рассматривает угрожающую жизни ситуацию как нечто пугающее.

Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста. Мальчик не следует ожидаемой реакции на смерть отца, не трусит, а каждый день совершает подвиг.

Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях.

Как показывает писатель, мальчик не паникует, не боится даже тогда, когда не выдерживают нервы у взрослых людей. Он каждый день перевозит людей, попадает под осколки снарядов. Мальчик изо дня в день совершает подвиг, продолжая нужное и важное дело своего погибшего отца. Его с уверенностью можно считать смелым.

Таким образом, можно сделать вывод: смелый человек – это тот, кто победил, подчинил себе свои страхи, уверен в себе, силен духом.

Чтобы выразить свои мысли, люди используют не всегда однозначные слова. В русском языке существуют слова, которые имеет несколько значений. Эти слова иногда помогают более точнее довести мысль или повлиять на собеседника. Таких слов немало. Умение правильно пользоваться неоднозначными словами делают речь более яркой, а человека более интересным.

Употребление многозначных слов развивают язык, обогащают речь людей и делают литературные произведения очень интересными.

В русском языке встречается много таких слов, и они часто используются в литературе в качестве эффективного способа для придания произведениям экспрессивности и выразительности.

Пантелеева выпустили, и Японец извинился перед ним, так примирение состоялось (52).

15.3. Как Вы понимаете значение слова совесть?

Совесть является определенным критерием оценки сущности человека. Наличие совести позволяет личности называться человеком. Совесть дает возможность оценивать свои слова и поступки, определять их правильность.

Если у человека есть совесть, то он не может совершать противоправные и аморальные поступки. Совесть не позволяет человеку заниматься воровством, лгать окружающим, проявлять хамство. Совесть – это моральный компас для человека. Совестливый человек положительно влияет на окружающих людей.

Если ранее они не прислушивались к голосу совести, воровали лепёшки у слепого человека, то в будущем будут прислушиваться к разумным словам друга. В следующий раз они подумают о последствиях своих действий. Совесть формируется у человека постепенно, это помогает ему оценивать себя, свои слова и поступки.

К сожалению, не у каждого человека есть совесть. Некоторые люди полагают, что совесть сегодня не помогает жить, а лишь создает проблемы. Они даже считают, что в современном обществе совесть только вызывает дискомфорт в жизни. Поэтому они игнорируют свой внутренний голос, могут пройти мимо пожилого человека, который нуждается в помощи, соврать друзьям, не возвращать долг. Бессовестные люди приносят много вреда, но ещё более опасными являются безразличные люди. Именно с их молчаливого попустительства совершаются многие нехорошие дела. Совестливые люди не дают нам привыкать к злу, они побуждают нас исправлять свои ошибки.

Шкид или Шкида – так “детективные” воспитанники сократили название своего учебного заведения – Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Шкида возникла в 1920 г. в Петрограде. Ее основателями были Виктор Николаевич Сорокин-Викниксор и его жена Элла Андреевна Люмберг, преподаватель немецкого языка, известная в дальнейшем как Эланлюм.

Воспитанниками были беспризорники, попадавшие в школу из тюрем или распределительных пунктов. Так,

один из первых шкидцев Колька Громоносцев по прозвищу Цыган пришел из Александро-Невской лавры, где содержались самые отпетые малолетние воры и преступники. Он сразу же стал лидером маленького коллектива, с усмешкой воспринимавшего нововведения завшколой: Викниксор мечтает превратить Шкиду в маленькую республику со своим гимном и гербом – тянущимся к свету подсолнухом.

Вскоре в школу приходит Гришка Черных, умный и начитанный мальчик, забросивший ради книг учебу и в конце концов угодивший в детскую трудовую колонию, а оттуда в Шкиду, где Цыган перекрестил его в Янкеля. Через неделю пребывания в Шкиде

Гришка демонстрирует свои недюжинные способности, вместе с Цыганом стащив у эконома табак, но для первого раза Викниксор прощает провинившихся. Постепенно приходят новые воспитанники, среди них одноглазый Мамочка и Японец – знаток немецкого языка, умный и развитой бузила.

Вскоре он приобретает неоспоримый авторитет, написав вместе с Янкелем и Викниксором шкидский гимн.

Встревоженный беспорядками, Викниксор решает ввести самоуправление: избираются дежурные и старосты по классам, по кухне и по гардеробу сроком от двух недель до месяца. Старостой по кухне избирается Янкель; для неисправимых вводится изолятор.

Вскоре после этих нововведений приходит Слаенов – “великий ростовщик” Шкиды: он начинает спекулировать хлебом, подкармливая старших, создает себе мощную охрану, и вскоре вся школа, за исключением Янкеля, попадает к нему в зависимость. Ежедневно получая чуть ли не весь хлебный паек, Слаенов заводит рабов, выполняющих все его прихоти. Тем временем зреет недовольство – на кухне у Янкеля Мамочка и Гога обсуждают план борьбы. Однако Слаенов упреждает их, – разгром оппозиции начинается с Янкеля, которого Слаенову удается обыграть в очко на двухтысячный запас хлеба.

Мамочка и Янкель начинают манипулировать с весами и потихоньку, обвешивая Слаенова, возвращать ему долг, однако Викниксор заменяет Янкеля, проработавшего на кухне полтора месяца, Савушкой, который под давлением Слаенова вынужден делать приписки в журнале выдачи хлеба. Узнав об этом, Викниксор сажает Савушку в изолятор, однако поднявшаяся волна “народного гнева” сметает Слаенова, и он бежит из Шкиды. Рабство отменяется, а долги ликвидируются.

Весной шефствующее над Шкидой губоно организует поездку на дачу. Четвертое отделение вместе со своим педагогом графом Косецким ворует на кухне картошку, и это несколько умаляет в глазах ребят его достоинства как воспитателя. Разозлившийся Косецкий начинает применять по отношению к воспитанникам репрессивные меры, что приводит к травле педагога: его осыпают желудями, крадут во время купания белье, посвящают педагогу специальный выпуск стенгазеты “Бузовик” и, в конце концов, доводят халдея до истерики. Эланлюм ничего не говорит Викниксору, но тому в руки попадает “Бузовик”, и, вызвав к себе редакторов – Янкеля и Япошку, заведующий предлагает им заняться выпуском школьной газеты “Зеркало”.

Янкель, Японец, Цыган и другие с удовольствием берутся за дело. Вскоре начинаются перебои с доставкой продовольствия, и голодающая Шкида раз за разом совершает набеги на местные огороды, выкапывая там картошку. Разгневанный Викниксор обещает попавшихся на воровстве перевести в лавру, и вскоре эта участь едва не постигает представителей печати – Янкеля и Япошку, однако ручательство всей школы спасает их от заслуженной кары.

Тем не менее по возвращении в город заведующий объявляет о создании школьной “Летописи” для фиксации всех прегрешений воспитанников, начиная с попытки Янкеля стащить краски. Вводятся разряды поведения с первого по пятый, рассчитанный на воров и хулиганов.

Осенью четвертое отделение устраивает банкет по случаю выхода двадцать пятого номера “Зеркала”. Перед уходом из класса Янкель осматривает чугунку и не придает значения выпавшему из печки крохотному угольку, а ночью начинается страшный пожар, уничтожающий два классных кабинета и сжигающий подшивку “Зеркала”. Вскоре после пожара в Шкиду приходит Ленька Пантелеев, встреченный поначалу в штыки, но затем ставший полноправным членом дружной шкидской семьи.

Тем временем в Шкиде начинается газетная лихорадка, охватившая Янкеля и Цыгана, Япошку и Мамочку, Купца и Воробья и многих других, включая учеников младших отделений. Через три месяца ажиотаж спадает и из шестидесяти изданий остаются только четыре. Однако скучать халдеям не приходится: в Шкиде создается новое государство Улигания со столицей Улиган-штадтом; главная улица столицы носит гордое имя Клептоманьевский проспект, на нем находятся резиденции диктатора – Купца и наркомов: наркомвоенмор и книгоиздатель Янкель, наркомпочтель Пыльников и наркомбуз Япошка.

Младшие отделения объявляются колониями, создается гимн, герб и конституция, где халдеи объявляются врагами Империи. В конце концов одна из колоний переходит на сторону халдеев, арестовывает диктатора и производит переворот, провозглашая в Улигании Советскую власть. И вскоре шкидцы начинают приставать к Викниксору с вопросами, почему у них нет комсомола.

1 января в Шкиде проходит учет – проверка знаний, на которую приезжает заведующая губоно Лилина.

А по весне Улиганию охватывает любовная лихорадка, на смену которой приходит увлечение футболом. Томясь от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбивают камнями окна прачечной, и Викниксор изгоняет их из Шкиды, дав, впрочем, возможность вернуться, если они вставят стекла.

Лишившись своего преподавателя политграмоты, ребята начинают заниматься самообразованием: по ночам Янкель, Японец и Пантелеев собираются на конспиративные заседания своего кружка. Викниксор предлагает им легализоваться. Так возникает Юнком и одноименный печатный орган, в редколлегию которого входит вышеназванная троица. Поначалу в Шкиде формируется негативное отношение к кружку, и тогда Саша предлагает устроить юнкомскую читальню.

Вскоре Викниксор уезжает в Москву по делам и начинается буза, которой не в силах противостоять ни Юнком, ни Эланлюм. Тон задают Цыган и Гужбан, которые вовсю воруют, а на вырученные деньги устраивают попойки, на одной из которых присутствуют несознательные юнкомцы Янкель и Пантелеев. Вернувшийся Викниксор, пытаясь спасти положение, прибегает к остракизму, в результате чего Цыгана, Гужбана и еще нескольких человек переводят в сельскохозяйственный техникум.

Вскоре после проводов происходит раскол в Цека: Янкель и Пантелеев, поглощенные мечтой стать артистами, начисто забрасывают свои юнкомские обязанности, что вызывает недовольство Япошки. Конфликт разгорается из-за вопроса о принятии в организацию новых членов и запрета курить в помещении Юнкома. Разъяренные Янкель и Пантелеев, с недавних пор ставшие сламщиками (что на шкидском наречии означает “верные и преданные друзья”), идут на раскол и начинают выпуск своей собственной газеты.

Это вызывает ответные меры со стороны Япончика: на экстренном пленуме Янкеля и Пантелеева исключают из Юнкома, однако дела с газетой идут у штрейкбрехеров хорошо, а в довершение разгрома они забирают из читальни свои книги, и Юнком спасает только то, что вскоре сламщики охладевают к борьбе с Япошкой и возвращаются к мыслям о кинематографической карьере, а в конце концов Янкеля и Пантелеева заново принимают в Юнком. Вскоре оба покидают Шкиду; вслед за ними уходят Воробей, Купец, Саша Пыльников и Японец.

Тем временем в Шкиду приходит письмо от Цыгана. Он пишет, что счастлив и полюбил сельскую жизнь, нашел, наконец, свое призвание.

…Через три года после ухода из Шкиды, в 1926-м, Янкель и Пантелеев, ставшие журналистами, случайно встречают Японца, кончающего Институт сценических искусств. От него сламщики узнают, что некогда ненавидевший халдеев Саша Пыльников учится в Педагогическом институте. Купца и Воробья Янкель с Пантелеевым встречают на улице; Купец, после Шкиды поступивший в военный вуз, стал красным офицером, Воробей вместе с Мамочкой работает в типографии.

Все они стали комсомольцами и активистами, поскольку, как замечает приехавший из совхоза по делам агроном Цыган, – “Шкида хоть кого изменит”.


Задание 9 № 6635

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

— (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? — испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… — Пашка выглядел растерянным.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

— (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

— (36)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

— (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.


Задания Д A4 № 6247

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОХОЖЕ все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ДАЮТ звуков больше, чем букв.

3) В слове СЛЕГКА буква Г обозначает звук [х].

4) В слове ЦВЕТОК все согласные звуки имеют пару по глухости — звонкости.

1) В слове ПО­ХО­ЖЕ все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове ДАЮТ зву­ков боль­ше, чем букв.
3) В слове СЛЕГ­КА буква Г обо­зна­ча­ет звук [х].
4) В слове ЦВЕ­ТОК все со­глас­ные звуки имеют пару по глу­хо­сти — звон­ко­сти.

В слове ЦВЕТОК согласный Ц всегда глухой, не имеет пары по звонкости.

Правильный ответ указан под номером 4.


Задания Д6 № 6289

почему здорово нельзя заменить словом"хорошо" ?


Задания Д C2 № 6683

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями – это запятая, точка с запятой, тире.

В конце предложения 5 (А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает нагнетание негативного состояния мальчика от обидных кличек, которым нет конца. В предложении 33 (Не может быть… я же сам виноват… — искренне растерялся Пашка.) многоточие используется дважды, тем самым подчеркивается особая напряженность момента: Пашка искренне недоумевает и даже негодует по поводу известия о заявлении его родителей в милицию на другого участника драки.

Таким образом, мы убедились, что многоточие, действительно, отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Валгиной о многоточии вполне оправдано.

15.1 Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями — это запятая, точка с запятой, тире.

В конце предложения 5 (А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает нагнетание негативного состояния мальчика от обидных кличек, которым нет конца. В предложении 33 (Не может быть… я же сам виноват… — искренне растерялся Пашка.) многоточие используется дважды, тем самым подчеркивается особая напряженность момента: Пашка искренне недоумевает и даже негодует по поводу известия о заявлении его родителей в милицию на другого участника драки.

Таким образом, мы убедились, что многоточие, действительно, отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации, может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Валгиной о многоточии вполне оправдано.

Когда после возвращения из больницы Пашка захотел сесть рядом с Венькой, это стало настоящим подарком. В предложении 44 говорится о том, что с Венькой никто не хотел сидеть со второго класса. Так нашли друг друга два очень похожих и очень нужных друг другу человека.

Говорят, что мысли материализуются и, если скептически думать, что дружбы не существует, то, наверное, ее никогда и не обретешь. А тем, кто верит, обязательно будет дан шанс обрести настоящую дружбу, только нужно его не упустить. Герои Светланы Лубенец этот шанс не упустили.

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком.

Венька, герой текста С. Лубенец, многого натерпелся, поэтому отлично понимал состояние Пашки. Чувство сострадания привело героя в больницу к Пашке. А когда после возвращения из больницы Пашка захотел сесть рядом с Венькой, это стало настоящим подарком. Так нашли друг друга два очень похожих и очень нужных друг другу человека.

Во многих произведениях, написанных лучшими романистами, описана крепкая мужская дружба, скрепленная боевыми подвигами, общими идеями и делами. Вспомним хотя бы мушкетеров из романа Дюма. Бесстрашно готовы были они спешить на помощь друзьям, преодолевая расстояния, опасности, борясь со смертью.

Умение дружить — это дар и талант, ниспосланный свыше. Не каждый может пожертвовать чем-то важным и дорогим ради друга. Этому нужно учиться, тогда, наверняка, сумеешь обрести настоящего друга.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Г. Белых и Л. Пантелеев.

Повесть была написана в третьем лице, но создатели в число главных героев включили самих себя. В произведении они фигурируют под фамилиями Черных и Пантелеев.

В книге рассказывается о судьбах беспризорников, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в этом учебном заведении.

Со многими подростками в послереволюционные годы судьба распорядилась жестоко. Республика ШКИД стала для них пристанищем. В школе распространено воровство. Воспитанники ведут негласную войну с учителями.

Республика ШКИД Викниксор

Со всеми этими проявлениями борется директор Виктор Николаевич Сорокин, которого все прозвали Викниксор.

Здесь созданы органы самоуправления. Многие дети остаются верны своим привычкам, которые они получили, бродяжничая. Благодаря опытным педагогам, дети взрослеют и потихоньку перевоспитываются. Многим находится достойное место в жизни.

По главам повести в 1966 году был снят художественный фильм.

Главные герои и их характеристики

Основные персонажи: основатель и руководитель трудовой школы-коммуны Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор)

, воспитанники Янкель (Черных), Лёнька Пантелеев, Колька Громоносцев (Цыган), Воробушек, Японец, Мамочка, Слаенов.

Республика ШКИД

Жена Викниксора — Люмберг Элла Андреевна

, преподавала здесь же немецкий язык.

Многие шкидовцы пришли в школу из тюремных камер и распределительных пунктов. Цыган, он же Колька

, попал сюда из Александро-Невской лавры. Туда отправлялись малолетние преступники. Он был неформальным лидером в коллективе и ко всему относился скептически, с долей сарказма.

Другой персонаж — Григорий Черных

. Он был очень умным и начитанным, но, забросив учебу, попал вначале в колонию, а уже после неё оказался в ШКИДе. Несмотря на свой хулиганистый нрав, он по-своему честен. Цыган дал ему кличку Янкель.

Друг Янкеля — Ленька Пантелеев

— увлеченный кинематографом подросток.

Умный и амбициозный Японец

(Георгий Еонин) может проявлять инициативу в любом деле.

Невысокий шкидовец получил прозвище Мамочка

. Еще один персонаж –
Воробушек
. С виду щуплый парень, но обладал лидерскими качествами.

Хитрый и жадный Слаенов

– спекулянт по натуре с подлой душой.

Колька Громоносцев

Все дети, оказавшиеся там, являются беспризорниками, ранее побывавшими в распределительных пунктах либо местах лишения свободы. Например, один из первых воспитанников школы по имени Николай Громоносцев, которого называли Цыганом, уже отсидел в Александро-Невской лавре, куда попадали наиболее опасные несовершеннолетние преступники и грабители. Он в короткие сроки завоевал уважение и встал во главе небольшой группы, члены которой со скепсисом относились к новшествам, вводимым заведующим по прозвищу Викниксор. Он хотел сделать Шкиду небольшим государством, у которого был бы собственный гимн, а также герб – подсолнух, тянущийся к солнцу.

Благодаря стараниям Викниксора все учащиеся были распределены по 4 классам. Учителей воспитанники называли халдеями. Их катастрофически не хватало в школе.

Некоторые педагоги не могли найти подход к буйным ученикам, у других было мало педагогического опыта.

Республика ШКИД беспризорники

В коммуне царили беспорядки, и Викниксор ввел самоуправление. Выбирались старосты и дежурные. За непослушание наказывали изолятором.

В одной из глав рассказывается о поездке воспитанников на дачу. Здесь ребята организовали травлю некоторых педагогов, доведя даже одного их из них (Косецкого) до истерики.

Возникают перебои с поставками продовольствия. Шкидовцы начинают голодать. Это приводит к тому, что некоторые снова начинают заниматься воровством, делая набеги на чужие дачи и огороды.


Осенью одно из отделений устроило банкет. После его окончания Янкель не заметил выпавшего из печки уголька, и произошёл пожар.

После этого события в школе появляется Лёнька Пантелеев. Коллектив поначалу встретил его вштыки. Но вскоре он вливается в общую массу и становится полноправным её членом.

Шкидовцы проходят через разные увлечения. У них возникает то газетная лихорадка, то футбольная. В какой-то момент, страдая от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбили камнями окна в прачечной. Разгневанный Викниксор изгнал их из коммуны, оставив при этом возможность возвратиться обратно при условии, что они вставят разбитое стекло.


Ещё много других интересных событий произошло в стенах школы имени Достоевского, прежде чем его воспитанники один за другим начали покидать заведение. Каждый, как мог, в дальнейшем устраивал свою судьбу.

Многие стали уважаемыми и самодостаточными людьми. Школа изменила воспитанников в лучшую сторону. Это произошло благодаря стараниям педагогов, и, в первую очередь, руководителя Виктора Николаевича Сорокина.






Краткое содержание

Глава 1. Первые дни

Глава 2. Цыган из Александро-Невской лавры

Вскоре в школе появился новый воспитанник – отчаянный Колька Громоносцев по прозвищу Цыган, который быстро отобрал бразды правления у Воробышка, став безоговорочным лидером у шкидцев.

Глава 3. Янкель пришел

Глава 4. Табак японский

Спустя неделю пребывания в школе Янкель продемонстрировал свои способности во всей красе, ловко стащив на пару с Цыганом табак у эконома. Они честно поделили ценную добычу между воспитанниками.

Глава 5. Маленький человек из-под Смольного

Глава 6. Халдеи

Глава 7. Власть народу

Желая побороть беспорядки в школе прогрессивными методами, Викниксор решил ввести самоуправление. Так были избраны старосты по классам, дежурные по кухне и гардеробу. Для самых буйных был введен изолятор.

Глава 8. Великий ростовщик

Глава 9. Стрельна трепещет

Глава 10. Кауфман фон Офенбах

Глава 11. Пожар

Глава 12. Ленька Пантелеев

Вскоре после пожара в школе появился новый воспитанник – Ленька Пантелеев. Поначалу он был принят ребятами в штыки, но со временем стал полноправным шкидовцем.

В школе началась настоящая газетная лихорадка, которой заболели все, без исключения, воспитанники. Так, на шестьдесят человек выходило шестьдесят изданий, но со временем тираж упал до четырех школьных газет.

Глава 14. Улиганштадт

Глава 15. Лотерея-аллегри

Глава 17. Учет

Глава 18. Шкида влюбляется

Глава 19. Крокодил

Глава 20. Преступление и наказание

Однажды Ленька Пантелеев и Сашка Пыльников от нечего делать выбили все стекла в прачечной. Узнав об этом, Викниксор отправил их по домам. Чтобы заслужить прощение, Ленька продал на толкучке найденный им ранее золотой зуб, а Сашка – собственные ботинки. Вырученные деньги они принесли Викниксору, чтобы тот вставил новые стекла в прачечной.

Глава 22. Содом и Гоморра

Глава 23. Первый выпуск

Глава 24. Раскол в Цека

Глава 25. «Шкидино

Глава 26. Бумажная панама

Глава 27. Спектакль

Глава 28. Птенцы оперяются

Глава 29. Последние могикане

Эпилог, написанный в 1926 году

Анализ произведения

Произведение написано в жанре приключенческой повести. Главы книги можно читать на одном дыхании.


В момент выхода в свет повести, она произвела настоящий фурор. И это неслучайно. В тот момент проблемы избавления от детской беспризорности и их воспитания в молодом Российском государстве были весьма актуальны.

В момент написания повести авторам было 18 и 20 лет.

В целом произведение показывает, как менялся характер каждого учащегося. Подростки, которым была уготована участь воров и бандитов, перевоспитывались. Все они стали хорошими честными людьми, приобрели нужные обществу профессии.

Повесть дает возможность узнать читателям о том, чем жили подростки давно ушедших лет. Внимательно вчитываясь строки, понимаешь какая это сложная, и в то же время нужная профессия — педагог.

Большая благодарность тем людям, которые и в далёкие времена, и сейчас вкладывают душу в воспитание подрастающего поколения. Многое в жизни человека зависит от того, какие учителя встретились на пути у каждого.

Читайте также: