Падение листа астафьев сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

России много чудесных мест. Величавые сибирские просторы, сказочный мир байкальской природы. Человек же зачастую относится к природе бездумно и жестоко, по варварски вторгается ее жизнь, не задумываясь о своём будущем и будущем своих детей. Да! Необдуманное вторжение в природу губительно в первую очередь для самого человека.
Человек и природа занимают важное место в современной русской литературе. Экологическая тема звучит в произведениях Чингиза Айтматова и Виктора Астафьева. Каждый из этих талантливых писателей на протяжении всей своей жизни "бил в набат", пытаясь обратить внимание общества и властей на экологическую обстановку в стране. В повести Айтматова под названием "Последняя сказка. Белый пароход" особое место занимает сказка, которую рассказал мальчику, главному герою повести, его дед. Эта сказка об оленихе, вскормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. В этой сказке олениха является символом матери-природы. Повесть "Последняя сказка. Белый пароход" трагична. Гибнет олениха и вместе с нею гибнет мальчик, не могущий понять и принять происшедшего. Природа беззащитна, и вместе с нею беззащитен человек. Своё сочинение я хочу завершить несколькими этими фразами из рассказа Астафьева “Падение листа:

Астафьев этими словами ясно даёт понять: жизнь человека неразрывна с жизнью природы. Обрекая же природу на смерть, человек губит и самого себя.

Текст В.П. Астафьева

(1)Я шёл лесом. (2)Каким-то во мне ещё не отжившим ощущением природы я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе и носимый воздухом берёзовый листок.

(8)Чем ниже опускался лист, было ему падать всё тягостней и тягостней: встреча с большой, почти уже охладевшей землёю страшила его, и потому миг падения листа всё растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землёю, неумолимо втягивала его жёлтое свечение.

(9)Я подставил руку. (10)Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и недоверчивой бабочкой опустился на ладонь. (11)Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист всё ещё боролся за себя, освежая воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока, растворенной в его недрах.

(12)Скорбь уходящего лета напомнит нам о наших незаметно улетающих днях; что-то древнее, неотступное стронется в нас, замедлится ход крови, чуть охладится, успокоится сердце, и всё вокруг обретёт иной смысл и цвет.

(13)Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, древнюю, девственную тишину, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то означенного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей землёю, с этими горами, лесами, и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не медленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив утраты.

(14)Притихла земля. (15)Притихли леса и горы.

(16)Воссияло всей глубиной небо, чтоб отражение листа в нём было нескончаемо, чтоб отпечатался его лик в беспредельности мироздания, чтоб сама земля, приняв форму листа, похожего на слабое человеческое сердце, легко и празднично кружилась среди звёзд, планет и там продолжилась в стремительном движении неведомых нам миров.

(17)Осторожно прижав выветренный лист к губам, я пошёл в глубь леса. (18)Мне было грустно, очень грустно, хотелось улететь куда-то. (19)Показалось даже, что у меня за спиной крылья и я хочу взмахнуть ими, подняться над землёю. (20)Да пересохли, сломались и отмерли мои крылья. (21)Никогда не улететь мне. (22)Остаётся лишь крикнуть что-то, душу рвущее, древнее, без слов, без смысла, одним нутром, одним лишь горлом, неизвестно кому, неизвестно куда, жалуясь на ещё один, улетевший беззвучным бледным листком год жизни. (23)Сколько их ещё осталось? (24)Сколько ещё предстоит, томиться непонятной человеческой тоской и содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни? (25)Страшась этой тайны, мы всё упорней стремимся её отгадать и улететь, непременно улететь куда-то.

(26)Быть может, туда, откуда опали живым листом, в пути обрётшим форму человеческого сердца, чтобы зеленью устелить планету, объятую пламенем, сделать её живодышащей, цветущей или дожечь в слепом, безумном огне и развеять пепел в немой бесконечности?
(27)Кто скажет нам об этом? (28)Кто утешит и успокоит нас, мятущихся, тревожных, слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по велению того, что зовётся судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?





При содействии губернатора Пермского края
По инициативе депутатов Законодательного Собрания Пермского края
При поддержке Министерства культуры Пермского края
При поддержке Министерства образования и науки Пермского края


Дарования Прикамья!

И уже сегодня, 1 июня, начинается прием заявок на участие в фестивале.
Нажимай "Принять участие"!

Работы, принимавшие участие в финальной выставке, можно забрать в офисе дирекции фестиваля

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

/ Урок внеклассного чтения по миниатюрам В.П.Астафьева /

Планируемый сценарий урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний: привлечение учеников к свободному совместному целеполаганию и планирование результатов урока.

4. Аналитическая работа по миниатюрам В.П.Астафьева:

урок открытия нового знания, где учащиеся самостоятельно, ознакомившись с содержанием произведений В.Астафьева, формулируют их тему, идею, определяют нравственный пафос произведения; формулируют собственное отношение к прочитанному; определяют нравственную ценность рассказов писателя в современном мире.

Технологии: информационно-коммуникационная, технология критического мышления.

Методы обучения:

· метод ассоциативного мышления;

Форма организации деятельности:

Оснащение урока:

· оборудование: доска, проектор;

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собеседнику, его мнению, мировоззрению и достигать взаимопонимания; воспитывать гражданскую идентичность – патриотизм, любовь и уважение к Отечеству.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирая эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: использовать разнообразные творческие задания как способ активизации познавательной деятельности .

Предметные: научиться раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения посредством элементов сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств; осознать авторскую позицию и выразить свое отношение к ней.

социально-эмоциональное, нравственное развитие учащихся; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и речевой деятельности учащихся; обучение поисковой аналитической работе.

Задачи урока:

· Углубить знания о жизни и творческой деятельности В.Астафьева;

· формировать умение анализировать художественное произведение с точки зрения идейного и художественного своеобразия;

· показать способы создания и значение образа России в произведениях В.Астафьева;

· развивать творческую активность, самостоятельность, формировать УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

2. Слово учителя. (Нетрадиционное начало урока)

Запали мне в душу два произведения: молитва североамериканских индейцев ( Внимание на экран!).

(Слайд 1 с изображением птичьего перышка) Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу–то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.

( Слайд 2 с высказыванием В. Крупина) Перед вами высказывание нашего современника В.Крупина. Как вы думаете, какие проблемы мы сегодня будем обсуждать на уроке? (Размышления учеников)

С творчеством В.Астафьева мы с вами уже знакомы. Астафьев – писатель, которого одолевала вечная дума о смысле человеческой жизни, об отношении человека к своим истокам. Итак, какие произведения писателя мы уже читали? Какие факты из жизни и творчества классика нам знакомы? Со словом о писателе выступит Каменская К.

3. Презентация. Рассказ о писателе.

2) Как строится сюжетная линия произведения?

( Это ретроспектива, взгляд в прошлое.)

3) Чем необычно начало миниатюры?

( Писатель использует прием анафоры, чтобы подчеркнуть, что возможна в природе гармония: небо и земля слились воедино в голубом просторе и от красоты неописуемой не оторвать глаз.)

ГРУППОВАЯ РАБОТА (4 минуты)

Цитаты из текста

Комментарий: какие мысли вызвала цитата? Какие вопросы у вас возникли

Уймись и ты, тревожный человек, успокойся, мятущаяся душа. Слушай! Внимай! Любуйся! В мире царствует благодать. Поверь в незыблемость и вечность его. И не говори никаких слов, не плачь, не стенай – сон и покой кругом.

И поле-то невелико, но с трудом, без радости вытеребили ребята на нем лен. Едва волоча ноги, с выключенными транзисторами, серьезные от усталости, плелись они в село, на автобусную остановку… Уезжая на автобусе, даже не обернулись ребята на убранное ими поле. Надоело оно им. Обрыдло.

Но пока жив человек, живы в нем воспоминания. Закрою глаза – и вот оно, льняное поле, голубое под голубым нетленным небом, тихая зелень, тихий сон, скромный северный плат…

Итак, исход января… Сваленная ольха. Рядом пока еще живой пенек с оставшимися ветками ольхи. Букет из ольховых веток…

Срубленная ольха Живой пенек

2) Не кажется ли вам, что писатель проводит параллель между ольховыми ветками и человеком?

( «Познают ли радость цветения, без которого сама жизнь уже не жизнь, а только производство скота, жратвы, назьма. )

2) Чем поразило писателя, на первый взгляд, обыкновенное природное явление – падение листа?

( «Сколько сил потратила береза, чтобы этот листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел веселым шумом вместе со всеми листьями, стал частицей того мира, в котором с таким трудом прорастает и утверждается все доброе, нужное.)

3) За что благодарен В.Астафьев земле? ( Эпиграф к уроку)

4) Какие люди вызывают авторское неприятие? За что он их осуждает?

5) Писатель довольно категоричен, рисуя современную жизнь. Чтобы подчеркнуть суету, мелочность человеческого существования он использует прием градации. Найдите, пожалуйста, в тексте этот отрывок.

6) Таковы мы. А таков падающий лист. (Демонстрация листка) Что он напоминает?

( Слабое человеческое сердце.)

(Слайды с картинами войны на Украине)

5. Рефлексия. Составление синквейна.

- Прошу вас, ребята, составить синквейн по поводу сказанного на уроке. И ключевое слово я вынесу следующее – ЗЕМЛЯ.

2. Родная, заботящаяся.

3. Кормит, прощает, надеется.

4. Земля справедлива ко всем.

После прочтения миниатюр В.Астафьева возникает теплая расположенность к людям, к природе родного края, к родине, чувство, которое можно назвать струением души, музыкой души. Поэтому хочется завершить урок песней под гитару…

Читайте также: