Падение дома ашеров сочинение

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аудитория: 8 класс

Время: 1 урок (45 минут).

познакомить учащихся с творчеством Эдгара По;

показать роль романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

раскрыть образ главного героя.

проанализировать фантастические события и дать реальное их объяснение.

развивать творческие способности учащихся.

Методы: чтение художественного текста и его анализ.

Слово учителя. (слайд 2)

Его называют в числе первых авторов, в чьём творчестве живёт Америка. Как это может быть, если его произведения — порождение фантазии и воображения?

Работа с эпиграфом. (слайд 3)

Парадокс, не правда ли? Вот об этом наш разговор сегодня.

Биография Эдгара По.

Слово учителя:

Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился разрушить грань между реальностью и воображением, представляя собственную жизнь законченной художественной новеллой. (Просмотр видеоролика). 5 мин.30 сек.

Что запомнилось вам из просмотренного фильма? Что поразило в биографии писателя?

Слово учителя.(слайд 4)

По считается основоположником детектива: его логические истории, в большинстве которых действует детектив Огюст Дюпен ("Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и др.) послужили платформой для творчества А. Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, А. Кристи с ее Эркюлем Пуаро, многих современных приверженцев жанра. (Работа со слайдом)

2. Словарная работа.

Арабеска (слайд 8) (от франц. arabesque — арабский) — сложный орнамент, образцом для которого послужили восточные узоры. Это понятие проникло в музыку, живопись, танец, поэзию и стало обозначать множество вещей, но прежде всего фантастичность, причудливость, необычность и даже странность.

Гротеск (слайд 9) — понятие, вошедшее в употребление в XV веке, когда в Риме на стенах античных подземных помещений (гротов — отсюда и происхождение термина) открыли живописные изображения, в которых переплетались части растений, животных, маски и человеческие лица.

Гротеск (слайд 10) - художественный приём в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде (запись в тетрадь).

Гротеск Эдгар По мыслил как преувеличение тривиального , нелепого и смехотворного, а арабеск – как преобразование необычного в странное и мистическое, пугающего – в ужасное.

3.Жанр произведения (слайд 11).

Новелла - короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному.

В конце 18 века на родине Эдгара По происходили процессы расширения территорий и укрепления суверенитета. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке – борьбы за независимость бывшей колонии от метрополии (Англии). В этой войне аристократы были на проигравшей стороне, ведь они были лояльны к королевской метрополии, которая и даровала им привилегии, регалии, право на знатность и гарантии таковой. После войны многие земельные аристократы лишились своей власти, своих денег, своего положения в обществе. Это повлекло за собой увядание дворянства, и, как следствие, депрессию целого социального слоя, который оказался не у дел. Дворяне не смогли встроиться в новую социальную реальность, адаптироваться к новым условиям существования. Поэтому дворянство вырождалось. Этим людям некуда было деть себя, а в наследство от славных предков они получили лишь высокомерие, нетрудоспособность, завышенные амбиции. Они обладали манерами и воспитанием, которые лишь отдаляли их от деятельного мира. (слайд 12)

5. Анализ новеллы по вопросам:

Автор приезжает навестить своего давнего друга Родерика Ашера, с которым они когда-то дружили и вместе учились. В письме Родерик очень просит, буквально умоляет автора приехать.

 На ваш взгляд, чем болен Родерик Ашер? Как сам Родерик Ашер описывает свою болезнь? Проклятие семьи. Автор показывает читателю, с одной стороны, болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, но с другой стороны, здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущим и неизбежным ужасом.

 Опишите повседневные занятия Родерика Ашера и его друга. Погребальные песни. Полотно, изображающее подземелье. Книги.

 Леди Мэдилейн Ашер умирает. Казалось бы, повествование Эдгара По окончено. Но… Продолжите мысль. Выясняется, что леди Мэдилейн похоронена заживо! И её появление за дверью комнаты наполняет всю новеллу не только скорбью, но и ужасом. Её оцепенение приняли за смерть и погребли заживо. Что это — преступление или тайна? Или рок, тяготеющий над домом Ашеров и именно теперь готовый погубить его окончательно? Развязка близка…

 Что стало предвестием развязки? Ужасная буря. Читаем описание.

Вывод: Так мрачное начало связано с трагическим концом, который повествует об угасании и гибели еще одного дворянского рода.

 Какова символика новеллы?

Мрачная символика вырождения рода Ашеров находит себя в едва видимой трещине, зигзагом проходящей по фасаду замка. Мы видим её глазами автора в начале новеллы в реальном ракурсе обветшания здания. В конце произведения трещина приобретает сюрреалистический вид: впавший в животный ужас рассказчик наблюдает её быстрое расширение, приводящее к обрушению дома Ашеров.

 Так что же такое Дом Ашеров — замок или род? (слайд 13) И то, и другое. Вырождение семьи передано реализованной метафорой . Метафорический смысл, скрытый в образе или выражении, читается буквально.

Мы можем сделать вывод, что дом в новелле - это символ рода. Поэтому гибель особняка не только символизирует окончательное разрушение разумов и гибель героев, но и является символом разрушения рода.

(слайд 14) Проблемный вопрос: можно ли объяснить всё произошедшее в доме Ашеров с точки зрения разума?

Да. В произведениях этого жанра повествуется о событиях, которые вполне можно объяснить на основе законов разума, но, тем не менее, это невероятные, чрезвычайные, ошеломляющие, странные, тревожные события, и потому они вызывают у героя и читателя реакцию, сходную с той, что мы наблюдаем в фантастических произведениях. (слайд 15)

Необычное связано лишь с чувствами героев, а не с материальным явлением, бросающим вызов разуму.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Эдгара По “Падение дома Ашеров” относится к жанру новеллы. Новелла – малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования.
2) История создания новеллы. Новелла Эдгара Аллана По впервые опубликована в сентябре 1839 года в Бартонском журнале для джентльменов. Была немного переработана в 1840 году для сборника “Гротески

Новелла содержит стихотворение “Обитель привидений”, которое было отдельно напечатано ранее в журнале “Балтиморский музей” в апреле 1839 года.
3) Тематика и проблематика произведения. Центральное место в новеллистике По занимают психологические рассказы, которые нередко называют “страшными” или “ужасными”. Главная тема новеллы “Падение дома Ашеров” – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной цивилизации.

был, вероятно, первым американским писателем, который уловил в этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места, боль и болезнь души, ее страх стали предметом художественнопсихологического исследования. А результаты исследования зависели, разумеется, от общей философско-эстетической позиции писателя.

Среди психологических состояний, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является “Падение дома Ашеров” – новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т. е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. Повышенное внимание По к психологии было обусловлено в значительной степени стремлением выяснить природу сил, препятствующих нормальной и полноценной работе сознания.

Всю жизнь По верил в разум, который один только в его глазах способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия.
4) Особенности сюжета новеллы. Безымянный рассказчик, получив письмо от своего друга юности Родерика Ашера, приезжает к нему в поместье. Подъезжая к дому, он обращает внимание на невероятно мрачный пейзаж: сам дом Ашеров, озеро, на берегу которого стоит дом, камыши, остовы деревьев. Также он обращает внимание на еле заметную трещину, рассекающую здание сверху донизу.

Встретившись с хозяином дома, он узнает о его странной наследственной болезни – все его чувства мучительно обострены – он болезненно воспринимает яркий свет, громкие звуки, яркие краски. Фактически вся его жизнь проникнута страхом. Родерик Ашер также уверен, что в его жилище гнездится некая сила, которую он не может определить.

Рассказчик узнает, что сестра Родерика, леди Мэдилейн, его единственный близкий человек, также больна странной болезнью: она ко всему равнодушна, тает день ото дня, а иногда ее члены коченеют и дыхание приостанавливается. Как раз перед приездом рассказчика состояние ее особенно ухудшилось. Рассказчик проводит дни, общаясь с Ашером; он рассматривает картины Родерика, весьма причудливые, слушает его музицирования на гитаре и читает книги. В один из дней Ашер исполняет песню “Обитель привидений”, развивая в дальнейшем в разговорах мысль о том, что растения способны чувствовать и вокруг озера и стен дома сгущается своя особенная атмосфера, веками влияющая на судьбу всех Ашеров.

Однажды Ашер сообщает рассказчику, что его сестра, леди Мэдилейн, умерла, и просит помочь ему спустить ее тело до похорон в подземелье. Вдвоем они относят туда тело, плотно закрыв гроб и заперев тяжелую железную дверь. После этого Родерик Ашер становится все более и более тревожен, его тревога и страх постепенно передаются и рассказчику. Где-то через неделю рассказчик ночью перед надвигающейся бурей слышит странные глухие удары, непонятно откуда доносящиеся.

В его комнате появляется Ашер, который, распахнув настежь окно, впускает бурю в комнату, наблюдая за пейзажем снаружи. Решив успокоить друга, рассказчик принимается читать ему роман Ланселота Каннинга “Безумная печаль”. Происходящее в доме перекликается с текстом книги: рассказчик читает о треске и грохоте ломающихся досок – и откуда-то доносится еле слышный шум; текст говорит об ужасном звуке, изданном умирающим дра-коном – и слышится отдаленный вопль; в книге описывается оглушительный звон от упавшего на пол щита – и до героев доносится глухой, но явственный звон металла.

Родерик Ашер, находясь в ужасном состоянии, шепчет другу, они на самом деле похоронили его сестру заживо. Он благодаря своим обостренным чувствам давно уже понял это, однако не смел сказать. Дверь в залу распахивается, и появляется леди Мэдилейн, измученная и в крови. Она падает на руки брату, увлекая его, уже бездыханного, за собой на пол.

Рассказчик, объятый страхом, кидается прочь из дома. Буря как раз в самом разгаре. Убегая, герой замечает, что трещина в доме, которую он заметил еще по прибытии, быстро расширяется. “… раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров”.
По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх. Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы “Падение дома Ашеров”, уже предвещает последующие жуткие события: “В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по-удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец, обнаружил в поле моего зрения дом Ашеров”.

Автор приезжает навестить своего давнего друга Родерика Ашера, с которым они когда-то вместе учились. В письме Родерик очень просит, буквально умоляет автора приехать. Взору рассказчика предстает обветшалый мрачный замок, где живет последний его владелец с сестрой, леди Мэдилейн. Прекрасная женщина неизлечимо больна и почти не выходит из своих покоев. Родерик тоже страдает нервной болезнью. Он очень привязан к сестре, когда она умирает, он не находит себе места. С особой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит странные звуки, которым находит сверхъестественное объяснение: Мэдилейн жива. Брат слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но он не в силах пойти и помочь ей, его волю парализует страх. Восставшая покойница появляется перед ним в окровавленном саване, ужас убивает Родерика. Замертво падает и леди Мэдилейн. Автор становится свидетелем того, как замок Ашеров падает, разрушенный грозой.

С самого начала автор методично нагнетает обстановку: читатель чувствует опасность, но беззащитен перед ней, как и герои Эдгара По. Неотвратимость рокового суда проступает во всех деталях: явления природы, образ дома Ашеров, гнетущая атмосфера комнат. Нет шанса на спасение, герой идет навстречу злому гению своей судьбы. Эдгар По воссоздает эффект кошмарного сна: читатель видит опасность, но не может убежать, закричать, спастись.

Автор играет на распространенных фобиях: темнота, гроза, боязнь замкнутого пространства. Цветопись, звукопись поражают своими угнетающими оттенками. Особенности творческого метода Эдгара По в том, что он выхватывает из реальности представления человека об ужасном и тайном и строит из них романтический мир психологического триллера. Например, показателен образ фамильного склепа, который у всех ассоциируется с духами, ожившими мертвецами и страшными проклятиями древнего родового гнезда.

Самое страшное в новеллах Эдгара По – не событие, а ожидание события. Читатель ожидает развязки, ситуация нагнетается, и вот его уже запугивают собственные кошмары: у каждого есть время вообразить свои тайные страхи.

Диагностика болезни Ашера. Чем болен Родерик Ашер?

Многие исследователи приписывают герою Эдгара По черную меланхолию. Это наследственная болезнь, характерная для того времени. Например, этот недуг свел с ума поэта Константина Батюшкова, который унаследовал болезнь от матери.

Перманентное и, казалось бы, беспричинное угасание леди Медилейн – это символ угасания рода. Меланхолия, ипохондрия, лихорадка – все это атрибуты вырождения Ашеров.

По другой интерпретации, Родерик Ашер страдает расстройством всей нервной системы, у него маниакальная депрессия.

В конце 18 века на родине Эдгара По (краткая биография) происходили процессы расширения территорий и укрепления суверенитета. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке – борьбы за независимость бывшей колонии от метрополии (Англии). В этой войне аристократы были на проигравшей стороне, ведь они были лояльны к королевской метрополии, которая и даровала им привилегии, регалии, право на знатность и гарантии таковой. После войны многие земельные аристократы лишились своей власти, своих денег, своего положения в обществе. Это повлекло за собой увядание дворянства, и, как следствие, депрессию целого социального слоя, который оказался не у дел. Дворяне не смогли встроиться в новую социальную реальность, адаптироваться к новым условиям существования. Поэтому дворянство вырождалось. Этим людям некуда было деть себя, а в наследство от славных предков они получили лишь высокомерие, нетрудоспособность, завышенные амбиции. Они обладали манерами и воспитанием, которые лишь отдаляли их от деятельного мира.

Рассказ начинается с описания автором особняка Ашеров и окружающей его местности. По дороге к дому рассказчик описывает крайне мрачные пейзажи: расположенное рядом чёрное озеро, покрытое снаружи плесенью, лишайником и паутиной поместье, тяжёлый воздух со зловонными испарениями. Гнетущая обстановка не покидает мужчину и внутри дома. Интерьер наполнен чёрными и красными оттенками, первый, символизируя страх, мрак и погибель, а второй – энергетику сумасшествия, крови и тревоги. Эти цвета контрастируют с мертвотной бледностью хозяина поместья Ашера, что подчёркивает его болезненно-депрессивное состояние и душевные мучения.

Новеллистика в контексте творчества Эдгара По: проблема перевода

Как мы уже говорили выше, произведение представляет жанр новеллы. Но не простой, а новеллы с элементами романтизма и готики. Если говорить о самой новелле, то это сборное название для текстов, относящихся к малой форме литературы. Это, прежде всего, проза, эпическая литература. В новеллах изображаются отдельные события человеческой жизни.

Эдгара По нельзя назвать непризнанным гением, с 30-х годов он был весьма популярен. Однако слава не принесла писателю ни истинного признания, ни материального благосостояния, ни духовного равновесия. Чтобы подробнее узнать о судьбе этого писателя, предлагаем читателям ознакомиться с его биографией.

Краткость таких текстов требует одновременной напряженности и динамичности сюжета. Также, одна из характерных черт новеллы – неожиданный финал, который никак логически не выводится из общего хода повествования.

С самого начала читатель настроен на то, что события, о которых пойдет речь в произведении, будут необычными. В новелле рассказывается о том, как рассказчик – автор – наносит последний визит в имение своего друга, о том, что сестра друга страдает загадочной болезнью. Кроме того, и сам хозяин дома тоже болен чем-то не менее таинственным. Между братом и сестрой чувствуется незримая, необычная связь. Но такая же связь существует между природой, окружившей дом, и обитателями особняка. Леди Ашер преждевременно покидает этот мир, приближая падение аристократического дома. Старые стены поглощает мрачная озерная вода, а рассказчику же удается спастись – герой лишь наблюдает бушующую стихию извне.

Символизм новеллы: образы Эдгара По

Образы воды и озера

Смерть и падение

Сиял заходящий месяц – полный, кроваво-красный; он теперь светил через трещину в стене, ранее едва заметную – я о ней уже рассказывал: она шла зигзагами от крыши дома до фундамента. На глазах у меня трещина быстро расширялась. Здесь налетел еще один безумный порыв урагана, и теперь уже весь лунный диск будто взорвался вдруг передо мной. Голова моя пошла кругом – я увидел, как раздвигаются мощные стены. Раздался страшный, длинный-длинный шум, словно шум тысячи водопадов, и глубокие воды зловещего озера бесшумно и мрачно сошлись над обломками дома Ашеров…

Ремарка о тематике и проблематике повествования

Цивилизация, нарастание прогресса, по мнению По, угрожает духовности и культуре. Это опасение находится в рамках классического конфликта культуры и цивилизации, и американский писатель подмечает эти тенденции в литературном ключе. Душа человека словно ужасается, соприкасаясь с миром, где больше не осталось места для душевности и духовности. Вместо этого – лишь боль и болезнь, порожденная индустриализацией. В творчестве По всегда заметен акцент на страхе – перед собственной конечностью, смертью, временем, одиночество. Кроме того, это ужас от безумия, страх от соприкосновения с другими людьми, а также боязнь приобретения новых знаний. Все эти фобии, безусловно, разрушают, истончают личность, как черви, которые уничтожают дерево. По всегда интересовался вопросом: что же мешает человеку мыслить здраво, что препятствует нормальному функционированию человеческого сознания? Таким образом, нам также следует детальнее рассмотреть символику смерти в творчестве американского автора.

Мотив и образ смерти в произведениях американского мастера

Литературное мастерство писателя находится в пределах мировой романтической традиции, правда, в ярко выраженной американской интерпретации романтизма. В начале своего литературного дебюта будущий гений, в основном, наследовал античных, европейских авторов, однако в течение последующих художественных поисков писатель уже выстроил не только и не столько отличную и оригинальную эстетическую концепцию и модель литературного мира, но также создал особый, причудливый мир. В описании этого мира, как и большинство романтиков своего времени, По тяготел к использованию и переосмыслению традиционной художественной символики.

Мотив смерти в начале творческого пути этого художника из мира слова не выделяется так четко, как в зрелом поэтическом творчестве По. Однако этот мотив уже прослеживается в отображении настроений лирических героев, их одиночества, отчуждения и безысходности. Поток, наслоение символических образов используется автором для усиления настроений вечной борьбы и выражения стремления к победе жизни и любви над смертью. Большое значение в подобном архитектоническом построении текста играет олицетворение природы, которая является не столько фоном, на котором разворачивается действо, но и приобретает ряд символических свойств. Природа наделяется проблемной значимостью и профетическим (предсказательным) подтекстом. Как и у многих романтиков, у По жизнь и смерть выступают дихотомической парой.

В мире, который создает По, смерть – это лишь предельное проявление человеческого существования, то из-за чего человек приобретает возможность познать идеал вечной красоты. Смерть в творчестве По – это не физический конец человеческого бытия, смерть имеет гораздо более широкий аспект. Смерть – как спасение, как прощение, даже как награда, как одна из ступеней к лучшему миру.

Эволюция литературной личности По

Анализируя творчество По, стоит отметить, что символы, применяемые этим мастером художественного слова для изображения мотивов смерти, можно условно классифицировать на в определенные группы. Среди этих групп можно, в частности, выделить такие:

  • явления, связанные с жизнью природы (смена дня и ночи, стихии, морские волны);
  • состояния, в которых находится человек (сон, бред, кошмары);
  • цвета и оттенки (черный, тусклый, бледный, красный);
  • звуки окружающего мира (в основном, тишина).

Романтизм и образ смерти в творчестве По

Впоследствии жизнеутверждающие настроения в произведениях По прослеживаются еще более неявно и иногда присутствуют только в чувствах героев. Именно персонажи здесь остаются единственным атрибутом мира живых, находящихся в чужом и странном мире мертвых. Символика предсказательности По уже более скупая. Вычурность художественного мира проявляется в многогранности изображаемой поэтом смерти, но однообразия жизни.

Падение дома Ашеров




В конце 18 века на родине Эдгара По (краткая биография) происходили процессы расширения территорий и укрепления суверенитета. Писатель родился после национальной освободительной войны в Америке – борьбы за независимость бывшей колонии от метрополии (Англии). В этой войне аристократы были на проигравшей стороне, ведь они были лояльны к королевской метрополии, которая и даровала им привилегии, регалии, право на знатность и гарантии таковой. После войны многие земельные аристократы лишились своей власти, своих денег, своего положения в обществе. Это повлекло за собой увядание дворянства, и, как следствие, депрессию целого социального слоя, который оказался не у дел. Дворяне не смогли встроиться в новую социальную реальность, адаптироваться к новым условиям существования. Поэтому дворянство вырождалось. Этим людям некуда было деть себя, а в наследство от славных предков они получили лишь высокомерие, нетрудоспособность, завышенные амбиции. Они обладали манерами и воспитанием, которые лишь отдаляли их от деятельного мира.

Сюжет и специфика повествования

Итак, пришло время рассказать, о чем же, собственно, По написал свое произведение. Повествование начинается с упоминания рассказчика о получении некоего письма. Известие прислал друг детства рассказчика по имени Родерик Ашер. В итоге, рассказчик собирается и едет в старый особняк Ашеров.

Природа, готика, старые камни

С самого первого взгляда гость замечает невероятную мрачность ландшафта, окружающего поместье. Озеро выглядит черным и зловещим, вода – илистая и плесневелая, а около дома обосновались не деревья, но остатки деревьев. Само здание тоже переживает явно не лучшие дни: герой заметил, что по старым стенам пошла довольно внушительная трещина. Наконец, рассказчик встречается со старым другом. Хозяин обители болен. Причем болезнь эта наследственная. Все чувства Ашера обострились, яркость света, громкость звуков – все это болезненно для Родерика. Теперь для хозяина дома наступила одна реальность – страх. Не обошлось здесь и без посторонних сил. Родерику мерещится, что в доме поселилась нечто странное. Ашеры – древний род, который когда-то имел могущество и власть. Теперь все постепенно приходит в упадок. По традиции, поместье наследуется сыном от отца, однако Родерик – последний представитель некогда величественного семейства. Стены кажутся прочными и добротными. Но рассказчик присматривается и видит, что здание потихоньку и незаметно рушится:

Только очень пристальный взгляд мог бы различить едва заметную трещину, которая начиналась под самой крышей, зигзагом проходила по фасаду и терялась в хмурых водах озера…

Судьба леди Ашер

Болен не только Родерик, но и сестра хозяина дома – Мэдлин. Ближе сестры у Ашера никого нет, поэтому герой особо остро реагирует на изменения, произошедшие с Мэдлин. Девушка слаба и ко всему равнодушна. А теперь, когда прибыл гость, состояние Мэдлин заметно ухудшилось.

Падение дома Ашеров

Падение дома Ашеров

Наступил день, когда Родерик сказал, что Мэдлин скончалась. Тогда рассказчик и Ашер занялись похоронами. Тело героини положили в гроб, опустив ящик в фамильный склеп. Плотная железная дверь подземелья задвинута, казалось бы, навсегда похоронив леди Ашер под собой. Подземелье, где упокоилась героиня, расположено как раз над спальней рассказчика. Это прибавляет ужаса ситуации. Следует отметить, что брат и сестра были близнецами, то есть тонко чувствовали друг друга. Леди Мэдлин умерла странно – даже по прошествии двух недель девушка казалась сладко спящей, а щеки умершей блестели румянцем.

Post Scriptum, или забегая наперед

Судьба Родерика Ашера

Состояние Родерика тоже ухудшается. Аристократ, часть некогда могущественного рода явно страдает от маниакальной депрессии. Тревожность и страх героя усиливаются. Более того, эти эмоции чувствует теперь и гость поместья. Неделю спустя обитатели дома ощущают скорое приближение бури. Стихия сопровождает свое появление странными и глухими ударами, звуками, доносящимися словно из неоткуда. Ашер открывает окна, чтобы впустить ветер гулять по старым залам. Сам же Родерик стал возле одного из окон, наблюдая за изменчивым ландшафтом:

Им владело странное суеверие, связанное с домом, где он жил и откуда уже многие годы не смел отлучиться…

Вся дрожа и шатаясь, она стояла на пороге… потом с негромким протяжным стоном покачнулась, пала брату на грудь – и в последних смертных судорогах увлекла за собою на пол и его, уже бездыханного…

Гость же, в диком страхе и панике, убегает из поместья. Стихия бушует еще сильнее и вдруг:

…раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров…

Диагностика болезни Ашера. Чем болен Родерик Ашер?

Многие исследователи приписывают герою Эдгара По черную меланхолию. Это наследственная болезнь, характерная для того времени. Например, этот недуг свел с ума поэта Константина Батюшкова, который унаследовал болезнь от матери.

Перманентное и, казалось бы, беспричинное угасание леди Медилейн – это символ угасания рода. Меланхолия, ипохондрия, лихорадка – все это атрибуты вырождения Ашеров.

По другой интерпретации, Родерик Ашер страдает расстройством всей нервной системы, у него маниакальная депрессия.

Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его? В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

Работа содержит 1 файл

Падение дома Ашеров модуль.doc

Обманчивая простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой простотой скрывается глубина и сложность.

Художественный мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью. Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил свою сестру? Что погубило его? В рассказе отсутствует причинно-следственная связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики, сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от страха перед грядущими неизбежным.

Дом Ашеров, взятый в его символическом значении - это своеобразный мир, пребывающий в состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий. Когда-то это был прекрасный мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества. Но теперь жизнь ушла из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома проистекает из непреодалимой власти, которую Дом иеет над ними, над их сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью для них болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью жизни.

Аспекты связи сюжетной линии этого рассказа можно соотнести с особенностями духовной жизни Америки в 3-е гг. 19 века.

______________________________ ______________________________ __

Сюжет Ирвинга Рип ванн Винкль

У подножия Каатскильских гор расположена старинная деревушка, основанная голландскими переселенцами в самую раннюю пору колонизации. В давние времена, когда этот край еще был британской провинцией, жил в ней добродушный малый по имени Рип Ван Винкль. Все соседи его любили, но жена у него была такая сварливая, что он старался почаще уходить из дома, чтобы не слышать её брани. Однажды Рип пошёл в горы на охоту. Когда он собирался возвращаться домой, его окликнул какой-то старик. Удивленный, что в столь пустынном месте оказался человек, Рип поспешил на помощь. Старик был одет в старинную голландскую одежду и нес на плечах бочонок — очевидно, с водкой. Рип помог ему подняться по склону. Всю дорогу старик молчал. Пройдя ущелье, они вышли в лощину, похожую на маленький амфитеатр. Посередине на гладкой площадке странная компания играла в кегли. Все игроки были одеты так же, как старик, и напомнили Рипу картину фламандского художника, висевшую в гостиной деревенского пастора. Хотя они развлекались, их лица хранили суровое выражение. Все молчали, и только стук шагов нарушал тишину. Старик стал разливать водку в большие кубки и знаком показал Рипу, что их следует поднести играющим. Те выпили и вернулись к игре. Рип тоже не удержался и выпил несколько кубков водки. Голова его затуманилась, и он крепко уснул.

Читайте также: