Развитие речи обучающее сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цель: организация учебной деятельности, способствующей формированию умений по конструированию предложений.

Задачи:

  • проверить устные и письменные навыки обучающихся по данной теме;
  • развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; обогащать и пополнять словарный запас детей;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: закрепление.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Я сейчас шла к вам на урок и увидела объявление. А это объявление написал Король Предложений, он объявил конкурс на лучшее сочинение о природе. Ребята, а не поучаствовать ли нам в этом конкурсе?

– А какое время года нам лучше выбрать? – Почему?

– Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз всемогущим воеводой.

  1. Уметь видеть красоту родной природы.
  2. Быть внимательными.
  3. Любознательными.
  4. Фантазёрами.
  5. Грамотными.
  6. Обладать хорошими теоретическими знаниями.
  7. Уметь правильно составлять предложения.
  8. Уметь использовать свои знания.

– Вы обладаете всеми этими качествами?

– В чём вы не уверены? На какие умения особо обратить внимание?

Перед тем как писать сочинение нужно к нему подготовиться, значит, сегодня мы будем наблюдать, как составляются красивые предложения о зиме, и будем составлять сами.

II. Письмо по памяти.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

– Какое время года описывает Есенин? Какое время суток? Почему?

– Прочитайте еще раз, как представляете эту картину?

Д. (утро вся природа спит)

– А почему снежинки горят в золотом огне?

Д. (озаряет солнце)

Подберите синонимы к слову горят. Горят – пылают, сверкают, сияют, переливаются, светятся. – А как вы чувствуете это слово? Из словаря синонимов (на экране). (Пылать – давать очень яркий свет). Сделать фонетический разбор слова горят

I) Вставьте пропущенные буквы и объясните.

Берёза и снежинка подобрать как можно больше однокоренных слов и разобрать по составу.

– Понравились строчки из стихотворения?

– Для жителей России берёза – не случайное дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Лучше, чем С. Есенин, о берёзке никто не мог сказать.

А теперь постарайтесь запомнить их и записать по памяти.

– Кто не ошибся? (выдаю снежинки командам). Молодцы! Память у вас хорошая!

– А почему понравились вам эти строчки? (Зима волшебница она околдовывает всех, одевает природу в невиданные наряды).

III. Закрепление.

– Как вы думаете ,какие главные города в Королевстве Предложений? (города закрыты листочками бумаги).

Д. – Главные города в Королевстве Предложений называются город

Подлежащих и город Сказуемых.

– Ребята, в записанном предложении две части это сложное предложение, с такими предложениями мы будем знакомиться в 4 классе.

– Подчеркнём в первой части предложения подлежащее и сказуемое.

– Кто готов прокомментировать эту работу?

В предложении говорится о берёзе, (что?) берёза, это подлежащее подчёркиваем одной чертой. Берёза (что делает?) стоит, это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. (На экране).

– Подчеркнём во второй части подлежащее и сказуемое.

Д. И горят снежинки в золотом огне. (В предложении говорится о снежинках. (Что?) Снежинки. Это подлежащее, подчеркнём одной чертой. Снежинки что делают?) горят. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

(За правильные ответы выдаются снежинки)

– Мы уже находимся у городских ворот, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова.

Как вы думаете какие?

– У ворот города Подлежащих?

Д. Подлежащее обозначает оком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

– Открываю город Подлежащих

– У ворот города Сказуемое.

Д. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем . Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

– Открываю город сказуемое.

– Значит, подлежащие живут в городе Подлежащих, а сказуемое в городе Сказуемых. А где же живут другие слова предложения? Наверное, в волшебном Королевстве Предложений существуют ещё какие – то правила.

Д. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос – второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений.

– Значит, другие слова живут во Второстепенных посёлках.

– А как же нам попасть во Второстепенные посёлки? Кто догадался?

Д. Надо задать вопросы.

– Правильно! Надо попасть в главные города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым.

– А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к Второстепенным посёлкам. И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных посёлках?

Д. Слова в предложении связанны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопроса от слова к слову.

– Установим связь слов в первой части предложения .

(Появляется на экране)

Д. Стоит (где? в чём?) в тишине

Тишине (какой?) сонной.

– Устанавливаем связь – слов во второй части предложения.

(Появляется на экране)

Д. Горят (в чём?) в огне.

Огне (каком?) золотом.

– Городские ворота открылись!

Путешествуя от одного города до другого, на нашем пути встретился зимний лес .

(На экране картина зимнего хвойного леса).

– Что вы видите на экране?

Д. Мы видим на картине зимний лес. На картинке изображены деревья, покрытые снегом.

– А какие деревья вы видите в этом лесу?

Д. Мы видим сосны, ели, кедры.

Кто знает, как по другому можно назвать хвойный лес?

Д. Еловый лес. Сосновый лес. Сосняк. Тайга.

– Ребята, вы всё сказали правильно. А слышали ли вы слово бор.

Найдите это слово в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Хвойный лес в толковом словаре называют бором.

– Так как теперь вы можете сказать что вы видите на картинке используя слово бор?

Д. На картинке изображён зимний заснеженный бор.

– Опишите, что ещё интересного вы видите в зимнем бору?

Д. Снег на деревьях лежит, как белое покрывало. Головы сосен и елей склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт зимними шапками снега.

– А какой мех, используемый для пошива шапок, похож на снежные шапки?

Д. Песцовые шапки похожи на снежные. Да, на деревьях словно надеты песцовые шапки-ушанки.

(На экране Малахай-род старинного головного убора – большая шапка на меху с наушниками).

Д. На деревьях надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты снежными малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.

– А теперь запишите, пожалуйста, предложение которое я вам продиктую. И которое точно подходит описанию увиденного нами на картинке.

Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор.

Проверьте на экране.

Нравится ли вам это предложение?

– Какой приём используется в этом предложении? (Олицетворение).

– А теперь выделим пары слов из этого предложения.

(На экране поочерёдно)

Д. Основа предложения – бор спрятал

бор (какой?) тёмный,

спрятал (что?) кудри

спрятал (где? под чем?) под малахаем

под малахаем (каким?) песцовый.

Молодцы! Мы благополучно прошли через зимний бор. Чем мы восхитились в зимнем лесу?

Остались ли мы равнодушными к увиденному? Слова какой части речи используем, чтобы наша речь была более красивой?

Пришли на широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказумых. Погуляем по ней? (карточки со словами)

снег искрится белый
снежинки весело кружатся
зима пришла на солнце
кусты в лес пушистые
кружева белые настоящая
блестящим застыли на берёзах
опушились инеем

– А где они живут?

Д. Предложения состоят из слов, значит, слова должны жить в Королевстве предложений.

– По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом!

Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на своё место жительства, так чтобы у вас получилась основа предложения.

Что? Снег помещаю в город Подлежащих (что делает?) искрится.

(Что?) снежинки (что делают?) кружатся
(Что?) кружева (что сделали?) застыли
(Что?) кусты (что сделали?) опушились

– Можно ли сказать, что это предложения?

Д. – Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знака в конце предложения):

Д. Это основа предложения.

– А как сделать так, чтоб получились предложения?

Д. Если впереди поставить заглавную букву и в конце поставить точку, то это будут предложения.

Снег искрится.
Снежинки кружатся.
Кружева застыл;
Кусты опушились.

– Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д. Это предложения повествовательные, состоят из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

IV. Творческая работа.

А теперь задание по группам.

Распространите эти предложения используя оставшиеся слова или придумайте свои, так чтобы получилось небольшое описание о зимней природе

(Дети по группам записывают рассказ работая вместе).

Проверка текстов. (Каждая группа зачитывает свой текст)

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима.

Итог урока. Самым активным ученика Король Предложений желает дать титул почётного гостя Королевства Предложений, который даёт право свободно гулять по просторам , вверенного ему государства.

  • развивать умение составлять предложения по вопросам и заданной теме из предложенных слов;
  • закреплять умение оформлять предложения на письме;
  • развивать словарный запас;
  • объяснить, когда в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы);
  • развивать зрительное восприятие;
  • воспитывать эстетическое восприятие художественной картины;
  • прививать любовь к родной природе.

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой , способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Это отрывок из цикла времена года.

Какое время года нам представляет композитор?

Какая музыка? Грустная или радостная? Тревожная или спокойная?

- Какое настроение у вас создалось?

- Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

- Да, музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром. Снега блестят на солнце разноцветными огнями.

- Какие поэтические строки напоминает вам музыка ?(Чтение стихов о зиме)

- Как вы думаете, чем привлекла зима этих поэтов?

Много стихов о зиме сочинили поэты, любование зимней природой они передали при помощи слов, восхищение этим временем года композитор передал при помощи звука, художники изображают картины жизни, природы при помощи красок.

Подготовка к восприятию картины

- А кто такой художник?

- А какие синонимы можно подобрать к слову художник?

(Живописец, автор картины, мастер лирического пейзажа)

Репродукция – это фотография с картины.

Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться составлять (писать) небольшие рассказы (сочинения). Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вам предстоит написать рассказ по картине.

Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег.

Художник Сергей Андреевич Тутунов свои воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенёс на полотно. Получилась замечательная картина.

Посмотрите на картину.

- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

Какие чувства, мысли она у вас вызывает?

Что изобразил художник? Сюжет картины. (Мальчик проснулся, подошёл к окну, увидел, что выпал первый снег и стало всё бело.)

Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Всё тёмное, голые деревья, сырая, тёмная земля. Всё угрюмое и мрачное.)

Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит?

Есть выражение стоит как завороженный . Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться)

Когда говорят глаз не оторвать ? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то)

Что значит глаз режет ? (Очень яркий свет, больно глазам)

От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице?

Посмотрите на позу мальчика и скажите какие чувства он испытывает? (восторг, восхищение)

Работа над сочинением

Составьте небольшой рассказ по картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение)

Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.

Работа по презентации

2-3 уч-ся послушать готовый рассказ.

- Трудно ли вам было писать сочинение?

- В чем испытывали затруднения?

- Какие чувства у вас вызвала картина?

- Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?

- Чему сегодня учились?

Переписать сочинение с учётом исправлений и оформить.

Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи. Обучающее сочинение

П редмет: русский язык

Тип урока: задание открытия свежих познаний.

Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

- Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.

- Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.

- гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.

Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:

Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.

Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром

- воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.

Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.

 Урок 59. Развитие речи. Обучающее сочинение

Цель : учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III . Работа по теме урока

Поздно ночью выпал снег

Удивил он утром всех,

Вышел папа на порог:

Это зимушка снежок

Видит мама снег в саду:

И в каких теперь пойду

Вышел Лешка спозаранку:

Доставать коньки и санки

Кешка-кот глядит в окно

«Кто-то пролил молоко.

Таким увидели первый снег герои стихотворения.

— Вспомните день, когда выпал первый снег. Каким он вам запомнился? (Рассказы детей о первом снеге.)

2. Работа по учебнику

Художник Сергей Андреевич Тутунов свои детские воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенес на полотно. Получилась замечательная картина.

— Посмотрите на картину. Какие чувства, мысли она у вас вызывает? (Высказывания детей.)

— Расскажите сюжет картины. Что изобразил художник? (Мальчик проснулся, подошел к окну, увидел, что выпал первый снег и стало все бело.)

— Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Все темное, голые деревья, сырая, темная земля. Все угрюмое и мрачное.)

— Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит? (Ответы детей.)

— Есть выражение стоит как завороженный. Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться.)

— Когда говорят глаз не оторвать? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то.)

— Что значит глаз режет? (Очень яркий свет, больно глазам.)

— От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице? Опишите ее. (Примерный ответ. Пушистый снег закрыл всю грязь. Деревья стоят белые. Снег лежит на заборе. Он летит хлопьями (порхает, кружится). Все поменялось, как в сказке, за ночь: из черного, грязного превратилось в белоснежное, нарядное.)

— Посмотрите на позу мальчика и скажите: какие чувства он испытывает? (Восторг, восхищение.)

3. Работа над сочинением

— Составьте рассказ по картине. Помните: в рассказе должны быть три части. Какие? (Вступление (начало), основная часть, концовка (заключение).)

— Запишите рассказ на черновик.

— Прочитайте, выделите части.

— Написание каких слов вы хотите узнать?


в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение "Как солнечный Лучик Весну разбудил".

Содержимое разработки

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Цели урока:
1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания
по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему "Осень".
3. Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли;

анализировать, де­лать выводы, сравнивать;

воспринимать прекрасное и реагировать на него.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Отгадайте загадку, напишите отгадку.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

— Какая орфограмма в слове?

— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?.

— Отгадайте еще одну загадку.

Тебя с ног сбивает.

Да не видишь его.

— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?.

2. Предупредительный диктант

Безударная гласная О, которую нужно запомнить.

Яб­локо (какое?) спелое, кислое, наливное.

Холодный, ласковый, морской.

Они уточняют, описывают предметы.

осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

III. Самоопределение к деятельности

— Какое сейчас время года?

— Скажите, осень какая?

— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?

— Нравится ли вам золотая осень? Почему?

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

— Что вы представили, когда слушали стихи?

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

IV. Физминутка

V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).

~ Что нам поможет написать сочинение об осени?

— Что такое репродукция?


Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова.
· Ваши впечатления от представленных картин?
· Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие?
· Какие краски здесь преобладают?
4. Рассказ о художнике.

Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.
Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.
В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.
Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".
Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.
Работа по картине.

- Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?

- По высоте, какие это деревья?

- Какого цвета листья?

- Какие ещё цвета выделяются на деревьях?

- У какого дерева оранжевые листья?

- Как склонились ветки?

- Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой

поднимаются побеги, которые начинают желтеть.

- Что такое побеги?

- Ребята, что мы видим слева?

- Что мы видим за тропинкой?

- Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни.


5. Собирание рабочих материалов.
· Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,
праздничная

Сказочный, необычный, похож на сказку,
таинственный, загадочный, терем

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,
золотой водопад

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу

Листья на земле

Как ковер из крупных разноцветных листьев,
неповторимый узор

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана
опавшими листьями

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие
вертихвостки с черной головой

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты
светло-желтыми листьями

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и
уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна
сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи
пробиваются до самой травы

Радостное, праздничное, восторженное

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске:
1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…
2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…
3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…

— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?

— Объясните значение слова причудливые.

- Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, вы­слушайте его замечания.

— Кто хочет прочитать свое сочинение?

Читайте также: