Означают ли предсмертные слова мцыри и никого не прокляну смирение героя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Главы 23 - 26- это развязка и финал произведения. Развязка заключается в том, что герой невольно возвращается к монастырю и умирает. Он умирает не столько от жестоких ран барса, сколько от потери смысла жизни, от боли разочарования в своей мечте.

Глава 23

Это последняя глава, в которой герой хоть и болен и несчастен, но еще на свободе, на лоне природы. Описывается болезнь, охватившая Мцыри от горя и отчаяния – он не может стоять, ходить, говорить.

Здесь возникает заключительный природный образ в поэме. Как и многие предыдущие, он дружествен к герою.

Именно среди царства животных, не среди людей, видится ему утешение, даже в бреду:

Далее следует развернутое олицетворение - образ необыкновенной рыбки с золотой чешуей.

Это образ истинной возлюбленной героя. Его любовь к земной грузинке была невозможна, но жительница фантастического мира, таинственная рыбка олицетворяет для него взаимное чувство женщины. Но рыбка – не только символ необычной, неземной женщины из другого мира, это еще символ природы и свободы.

Ведь чем рыбка так манит героя? Она может дать тот покой и ту волю, которых так не хватало ему при жизни.

Здесь сама природа признается в ответной любви к герою. Их страсть взаимна. Герой отдал всю свою жизнь ради своей безумной тяги на волю. Природа сама поощряет здесь его порывы и стремления к свободе и подтверждает их духовное родство, единство душ:

Это сладкое видение, в котором река сливает свой говор с шепотом рыбки – последнее воспоминание Мцыри, после которого он проваливается в беспамятство.

Его волшебный сон не закончен - многоточия внезапно прерывают речь рыбки, забытье незаметно приходит на смену шепоту водного царства:

Так заканчивается его побег. Итак, герой принес из него не только разочарование, но и свое главное завоевание - опыт единства с вольным миром и словно чувство обручения с самой природой.

24 глава

По своей краткости эта глава равна 19-ой главе, которая завершала странствие героя в лесу. Так и 24 глава завершает его рассказ о своем пребывании на природе. Герой сообщает, как он был найден и принесен обратно в монастырь. Так совершается кольцевая композиция произведения: как в начале (во 2 главе), так и в конце поэмы его приносят в монастырь полуживого, умирающего. Но в этот раз он точно знает, что не хочет и не может больше жить. Но больше всего его удручает не сама смерть. Тяготит его лишь невозможность вызвать сочувствие родных даже о его смерти. Герой заканчивает этим свою речь в данной главе.

25 глава

Мцыри прощается с монахом, что говорит о предсмертном пробуждении в нем чувств прощения монахов за тяжкий плен:

Он сообщает здесь также о том, что не желает после смерти рая. Единственно возможным раем для него была бы вольная жизнь на родине:

26 глава

Здесь Мцыри говорит о том, где совершить его погребение.

Поэма заканчивается этими строками, то есть именно речью героя, не автора. Так Лермонтов подчеркивает свое трепетное отношение к чувствам героя: он не желает их комментировать.

Смысл этой фразы заключается в том, чтобы прочитавший ещё раз проанализировал прочтенное, таким образом лучше запомнил. Возможно, обсудил с кем -то ещё.

Он освобождён от проблем человечества и не видит смысла кого-то проклинать и на кого то злиться т. к он чист и свободен душой

Кругом гордо возвышались заснеженные вершины. На горе стоял монастырь. Там жили тибетские монахи и ели свою похлёбку из чечевицы. Дело было на Кавказе. Там шибко красиво, потому что там есть природа и пейзажи. А это здорово влияет на характер романтиков. Там и Лермонтов был и в его башку лезли стихи и поэмы. Он ничего не мог с ними поделать и однажды отнёс их в газету, чтобы напечатали на беду нынешним школьникам.
В один прекрасный день, когда солнце уже клонилось к закату, в ворота монастыря зашёл Мцыри и направился прямо к Ламе в опочивальню. Но не дошёл. Из-за угла выскочила тигра и слопала бедного Мцыри. И шибко красивая природа ему не помогла. Тигра не любил природу, а только мясо. С тех пор над морем, вблизи этого монастыря, гордо реет буревестник, яркой молнии подобный и сеет страх на всех. А тот тигра потом стал старый и сошёл с ума, и бросился он со скалы, и разбил свою башку об камни. В разные стороны брызнула кровь и на том месте, куда она попала -- выросли тюльпаны. Такой пейзаж открылся -- я тебе дам! Туда приходил Лермонтов и рвал их своей любимой Пенелопе. Но это не принесло им счастья и он застрелился в Чёрной балке, так и не познав прелестей любви, за что был осуждён посмертно на вечные муки Архимандритом Каином 4-м в 1889 году. А тот монастырь потом разобрали и перенесли на Тибет на 400-х мулах и 200-х монгольских лошадях и написали манускрипт на папирусе про всё это, и стали продавать его русским туристам в Египте за 10 долларов за штуку. Так появилась поэма "Мцыри", которую стали изучать в советской школе, а потом и в наше время. Но парнеги и тёлги не хотят учить литературу и просят написать им на Ответах сочинение, типа изложения, про Мцыри, которому так и не удалось убежать из монастыря. Нет печальней повести на свете. Чем эта.

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

В этом произведении автор побуждает читателя быть свидетелем предсмертной исповеди главного героя. Не случайно Лермонтов выбирает именно такой способ описания недолгой жизни молодого человека, его душевных терзаний. Находясь на границе между жизнью и смертью, человек, облегчая свои страдания в таинстве исповеди, неподдельно открыт и честен. Его не страшит поведать постороннему человеку о самом сокровенном. И тем самым слушателю становятся понятны мотивы многих поступков:

По прочтении поэмы возникает вопрос: в чем кроется причина гибели Мцыри? Над ним не было совершено физического насилия. Живя в монастыре, он находился в достойных человеческому существованию условиях; не испытывал нужду и, тем не менее, его жизненный путь был недолог. Его не обижали, не притесняли, но молодой человек погиб.

На мой взгляд, причина в том, что внутреннее состояние Мцыри не соответствовало той среде, в которой он очутился против своей воли, будучи ребенком. Принадлежа к народам Кавказа, герой поэмы был свободолюбив, страстен, отважен, воинственен, и именно этого ему не хватало в монастыре, как воздуха. Ведь монастырь призван воспитывать в послушниках и монахах совершенно иные качества: кротость, послушание, смирение, миролюбие. В отличие от людей, которые находят в этом месте свою тихую гавань, для Мцыри — монастырь – тюрьма. Как любое заточение для сильной, вольной натуры, оно ведет к стремлению спастись бегством, а при невозможности побега – гибелью. Компромисса здесь не существует. И хотя молодой послушник смог покинуть свою темницу, но неспособность ориентироваться на воле, привело его обратно к тем стенам, от которых он всей душой стремился спастись. И, в конечном итоге, у него не хватило жизненной силы для дальнейшей борьбы за себя. Мцыри не смог вновь примириться с монашеским укладом, а потому угас.

Приспособился ли герой поэмы и смог ли жить иначе? Я думаю, что нет. Он без остатка был предан своей родине, своему народу и не смог существовать вдали от своих корней:

В этих строках чувствуется острое сожаление Мцыри о том, что в родные края ему окончательно не суждено попасть. Тем самым оставит точку в своем дальнейшем существовании.

Несмотря на всю трагичность судьбы главного героя, автор восхищается его отважной любовью к своей земле, и, по сути, увековечивает романтический образ Мцыри.

2 вариант

Однажды Мцыри — юноша, который по неволе пребывает в монастыре вспоминает свою семью, и на него нападает огромное чувство тоски по родине. Тогда отважный молодой человек сбегает из монастыря, где прожил всю свою жизнь. На воле он почувствовал вкус свободы, наконец-то начал жить и свободно дышать, без надзора монахов. Здесь можно было делать всё, что душе угодно — любоваться на прекрасные пейзажи, забыть о молитвах Богу и идти туда, куда душа пожелает.

И вот, Мцыри почувствовал, как ветер с Кавказа поманил его. Он понял, что там его родина, семья. И он пошёл туда, пробираясь через непроходимые места, невзирая на все трудности, чтобы попасть в родной аул.

Когда же он почти пришёл туда, то встретил девушку, которую полюбил. Почувствовав это, юноша был крайне поражён. Ведь он и не догадывался, что может испытывать такие пламенные ощущения.

Продолжа путь, он набредает на барса и вступает с ним в бой. В этом сражении Мцыри хотел не просто победить зверя, а доказать самому себе, что способен бы был жить в ауле. И он выходит из драки победителем, с огромными ранами, но радостный в том, что силён и смел.

Но, к сожалению, Мцыри сбивается с пути, и опять приходит в монастырь. Там его находят, и несут уже умирающим в ненавистные им стены. После этого приходят монахи и его священный отец, которому он начинает исповедоваться. Мцыри говорит, что даже рад этой смерти, ведь он уже повидал настоящую жизнь, со всеми её красками и спектром чувств. И теперь пребывание в монастыре станет ещё хуже, чем раньше. Конечно, если ты знаешь, как хорошо на воле тебе очень трудно усидеть в клетке. Мцыри предпочёл смерть, чем жизнь с множеством запретов взаперти.

М. Ю. Лермонтов хотел показать этим произведением протест безвольной жизни, и показать, что нужно жить так, как тебе хочется и испытывать весь спектр чувств, которые нам даруются судьбой. Произведение актуально и в наши дни, ведь часто мы тратим жизнь не на то, что приносило бы нам душевную радость, а сидим в плену в силу обстоятельств.

Рассуждение 3

Изначально, Мцыри привезли тяжело больным в обитель. Монахи его выходили и воспитали, стали готовить к монашеской жизни. Но мальчик всегда мечтал о свободе, он не знал кто он, но знал, что он не с этих мест. Он был с Кавказа и хотел вернуться назад, получить свободу. И его побег показал его не согласие с той судьбой, к которой стали его готовить. Но после того как он не смог добраться до Родины он умирает духовно. Он смирился с тем, что он никогда не вернется домой и не вернет свою свободу, поэтому он перестал, есть, что бы скорее умереть телесно, духовно его уже не было.

У юноши сильный дух, он смелый, но не может идти против природы. В течение всего произведения его преследует трагизм. Он был чужим в монастыре, здесь он обречен. Но даже если физически он и будет жить, то духовно нет, ведь ему не с кем поговорить, некому открыться и рассказать то, что его терзает. Его побег был попыткой вернуть свою жизнь, которую ум него украли в детстве, но он терпит неудачу.

Когда молодой человек убежал, он почувствовал свободу, он начал жить и без надзора. На свободе он был сам волен решать, что ему делать, куда идти, с кем общаться.

Он чувствует зов предков и пошел на этот зов. Он шел, невзирая на непроходимые леса, трудности. Он мечтал попасть в родной аул, оказаться среди родных людей.

Подходя к дому. Он встречает девушку неземной красоты, он сразу полюбил её. Юноша был в замешательстве от нахлынувших чувств. Ведь пока он жил в монастыре он не подозревал, о том, что может испытывать такие чувства.

Он продолжил путь и встречается с барсом. Юноша вступает в бой, в этом бою Мцыри не просто победил зверя, а доказал, что может жить в ауле. Зверь побежден, а юноша, хоть и ранен, но горд своей победой.

Но недолго он радовался, судьбе было угодно, что бы он сбился с пути, и опять вышел к стенам монастыря, от которых бежал. Его нашли монахи в агонии, умирающего. К нему пришел его духовный отец. Он ему решил исповедоваться. Молодой человек признается, что рад скорой смерти и не боится этого. Он узнал настоящую жизнь, увидел её во всех красках и испытал большой спектр чувств. Мцыри предпочел смерть, жизни в клетке.

Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

В этом произведении автор побуждает читателя быть свидетелем предсмертной исповеди главного героя. Не случайно Лермонтов выбирает именно такой способ описания недолгой жизни молодого человека, его душевных терзаний. Находясь на границе между жизнью и смертью, человек, облегчая свои страдания в таинстве исповеди, неподдельно открыт и честен. Его не страшит поведать постороннему человеку о самом сокровенном. И тем самым слушателю становятся понятны мотивы многих поступков:

По прочтении поэмы возникает вопрос: в чем кроется причина гибели Мцыри? Над ним не было совершено физического насилия. Живя в монастыре, он находился в достойных человеческому существованию условиях; не испытывал нужду и, тем не менее, его жизненный путь был недолог. Его не обижали, не притесняли, но молодой человек погиб.

На мой взгляд, причина в том, что внутреннее состояние Мцыри не соответствовало той среде, в которой он очутился против своей воли, будучи ребенком. Принадлежа к народам Кавказа, герой поэмы был свободолюбив, страстен, отважен, воинственен, и именно этого ему не хватало в монастыре, как воздуха. Ведь монастырь призван воспитывать в послушниках и монахах совершенно иные качества: кротость, послушание, смирение, миролюбие. В отличие от людей, которые находят в этом месте свою тихую гавань, для Мцыри - монастырь – тюрьма. Как любое заточение для сильной, вольной натуры, оно ведет к стремлению спастись бегством, а при невозможности побега – гибелью. Компромисса здесь не существует. И хотя молодой послушник смог покинуть свою темницу, но неспособность ориентироваться на воле, привело его обратно к тем стенам, от которых он всей душой стремился спастись. И, в конечном итоге, у него не хватило жизненной силы для дальнейшей борьбы за себя. Мцыри не смог вновь примириться с монашеским укладом, а потому угас.

Приспособился ли герой поэмы и смог ли жить иначе? Я думаю, что нет. Он без остатка был предан своей родине, своему народу и не смог существовать вдали от своих корней:

В этих строках чувствуется острое сожаление Мцыри о том, что в родные края ему окончательно не суждено попасть. Тем самым оставит точку в своем дальнейшем существовании.

Несмотря на всю трагичность судьбы главного героя, автор восхищается его отважной любовью к своей земле, и, по сути, увековечивает романтический образ Мцыри.

2 вариант

Недавно я прочитала произведение М. Ю. Лермонтова "Мцыри", в котором повествуется о нелегкой судьбе главного героя.

Однажды Мцыри - юноша, который по неволе пребывает в монастыре вспоминает свою семью, и на него нападает огромное чувство тоски по родине. Тогда отважный молодой человек сбегает из монастыря, где прожил всю свою жизнь. На воле он почувствовал вкус свободы, наконец-то начал жить и свободно дышать, без надзора монахов. Здесь можно было делать всё, что душе угодно - любоваться на прекрасные пейзажи, забыть о молитвах Богу и идти туда, куда душа пожелает.

И вот, Мцыри почувствовал, как ветер с Кавказа поманил его. Он понял, что там его родина, семья. И он пошёл туда, пробираясь через непроходимые места, невзирая на все трудности, чтобы попасть в родной аул.

Когда же он почти пришёл туда, то встретил девушку, которую полюбил. Почувствовав это, юноша был крайне поражён. Ведь он и не догадывался, что может испытывать такие пламенные ощущения.

Продолжа путь, он набредает на барса и вступает с ним в бой. В этом сражении Мцыри хотел не просто победить зверя, а доказать самому себе, что способен бы был жить в ауле. И он выходит из драки победителем, с огромными ранами, но радостный в том, что силён и смел.

Но, к сожалению, Мцыри сбивается с пути, и опять приходит в монастырь. Там его находят, и несут уже умирающим в ненавистные им стены. После этого приходят монахи и его священный отец, которому он начинает исповедоваться. Мцыри говорит, что даже рад этой смерти, ведь он уже повидал настоящую жизнь, со всеми её красками и спектром чувств. И теперь пребывание в монастыре станет ещё хуже, чем раньше. Конечно, если ты знаешь, как хорошо на воле тебе очень трудно усидеть в клетке. Мцыри предпочёл смерть, чем жизнь с множеством запретов взаперти.

М. Ю. Лермонтов хотел показать этим произведением протест безвольной жизни, и показать, что нужно жить так, как тебе хочется и испытывать весь спектр чувств, которые нам даруются судьбой. Произведение актуально и в наши дни, ведь часто мы тратим жизнь не на то, что приносило бы нам душевную радость, а сидим в плену в силу обстоятельств.

Рассуждение 3

Изначально, Мцыри привезли тяжело больным в обитель. Монахи его выходили и воспитали, стали готовить к монашеской жизни. Но мальчик всегда мечтал о свободе, он не знал кто он, но знал, что он не с этих мест. Он был с Кавказа и хотел вернуться назад, получить свободу. И его побег показал его не согласие с той судьбой, к которой стали его готовить. Но после того как он не смог добраться до Родины он умирает духовно. Он смирился с тем, что он никогда не вернется домой и не вернет свою свободу, поэтому он перестал, есть, что бы скорее умереть телесно, духовно его уже не было.

У юноши сильный дух, он смелый, но не может идти против природы. В течение всего произведения его преследует трагизм. Он был чужим в монастыре, здесь он обречен. Но даже если физически он и будет жить, то духовно нет, ведь ему не с кем поговорить, некому открыться и рассказать то, что его терзает. Его побег был попыткой вернуть свою жизнь, которую ум него украли в детстве, но он терпит неудачу.

Когда молодой человек убежал, он почувствовал свободу, он начал жить и без надзора. На свободе он был сам волен решать, что ему делать, куда идти, с кем общаться.

Он чувствует зов предков и пошел на этот зов. Он шел, невзирая на непроходимые леса, трудности. Он мечтал попасть в родной аул, оказаться среди родных людей.

Подходя к дому. Он встречает девушку неземной красоты, он сразу полюбил её. Юноша был в замешательстве от нахлынувших чувств. Ведь пока он жил в монастыре он не подозревал, о том, что может испытывать такие чувства.

Он продолжил путь и встречается с барсом. Юноша вступает в бой, в этом бою Мцыри не просто победил зверя, а доказал, что может жить в ауле. Зверь побежден, а юноша, хоть и ранен, но горд своей победой.

Но недолго он радовался, судьбе было угодно, что бы он сбился с пути, и опять вышел к стенам монастыря, от которых бежал. Его нашли монахи в агонии, умирающего. К нему пришел его духовный отец. Он ему решил исповедоваться. Молодой человек признается, что рад скорой смерти и не боится этого. Он узнал настоящую жизнь, увидел её во всех красках и испытал большой спектр чувств. Мцыри предпочел смерть, жизни в клетке.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему погиб Мцыри?

Популярные сегодня темы

Петербург - один из крупных городов России, оказавший значительное влияние на русскую историю, общественную жизнь. Он оказывал влияние и на деятелей литературы - в своих произведениях к образу Петербурга обращались многие писатели и поэты.

Анна Андреевна Ахматова - одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах - наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства - не всегда радость

Произведение по жанровой направленности относится к прозаическим новеллам писателя, относящимся к раннему творчеству автора.

Читайте также: