Отношение чацкого к образованию сочинение

Обновлено: 08.07.2024

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным.
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.
Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: "Чтоб наших дочерей учить всему- И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! "
И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился".
Фамусов так говорит о свободе мысли: "Ученье-вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений"
И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.
Чацкий с иронией говорит, что в свете "господствует смешенье языков: французского с нижегородским". Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный член до гроба"-говорит, что "дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление "набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле": Теперь, пускай из нас один,
Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению.
Фамусов имеет свое мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”.
Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”.
Ученье представляется фамусовым не только ненужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни.

Читая комедию можно понять, что Чацкий и Фамусов правы, но каждый по своему. Эти герои наделены живым и поворотливым умом. У них только разное поведение и подача своей правды обществу.

Чацкий же наоборот смотрит в бедующее и стремится за ним успеть. Он готов к новым открытиям. В отношениях он обращает внимание на человеческие качества, а не на оболочку. Деньги и положение в обществе, для него не играют ни какой роли.

Фамусов и Чацкий имеют дворянские корни. Фамусов относится к образованию скептически, у него нет желания самосовершенствоваться. Чацкий имеет огромное стремление к познанию нового. Он хочет быть просвещенным и грамотным человеком. Фамусову не нравится то, что Чацкий хочет сломать привычный устой жизни.

Между персонажами часто возникают споры. Один из них был основан на том, что Чацкий высказал мнение по поводу службы. Он считал, что настоящий дворянин должен быть предан делу, а не стремится к лицемерию и обману. Фамусову не понравилось это высказывание. На этой почве у них разгорелся конфликт.

Фамусов придерживался своих взглядов по поводу семейных отношений. Он считал, что для заключения брака любовь не имеет значения. Женихов своей дочери он оценивал только по материальным критериям.

Чацкий был противоположного мнения. Он считал, что только на искренних чувствах можно построить счастливую и настоящую семью. К деньгам он относится без фанатизма и ставит их на второй план в отношениях.

Герои абсолютно противоположные друг другу. Чацкий современный человек. Он имеет собственное мнение и не стесняется его высказывать. Из-за этого мужчина не понравился Фамусову. Не смотря на то, что Чацкого выставили сумасшедшим, он все равно остался героем в глазах у читателя.

Другие сочинения: ← Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовМильон терзаний Чацкого →

ГДЗ, литература, 9 класс. Сравнительная характеристика Чатского и Фамусова в цитатах

Грибоедов, Горе от ума. Таблица с цитатами Чатского и Фамусова

Похожие материалы:

Казенный человек

Образ Фамусова

Отношение к крепостному праву Фамусова

Что говорит! И говорит, как пишет!

Тогда не то, что ныне.

Кто беден, тот тебе не пара.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Подписано, так с плеч долой.


Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты́.

Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Хоть душу отпусти на покаянье!

Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.

Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти — так был бы деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Чтоб наших дочерей всему учить, всему — и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто

В жены их готовим скоморохам.


Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой.

Не весел я. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!

Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Бывают странны сны, а наяву страннее.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!

За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Два героя произведения

Автор акцентирует внимание читателя на том, что среди всех персонажей лишь один здраво смотрит на мир. Остальных же он относит к глупцам. При анализе участников бала видно, что именно Чацкий и Фамусов выступают в роли главных героев.

Грибоедов полностью на стороне первого. Хотя нельзя сказать, что его оппонент не имеет интеллекта. У обоих представителей разных эпох своя правда, и они достойно отстаивают свою позицию и принципы. Их взгляды на жизнь различаются, но это не делает кого-то из них хуже другого. Оба заслуживают внимания и интереса.


Идеалы Фамусова

У Фамусова ум дворянина, его взгляды и идеалы консервативные, направлены на защиту собственного комфорта и положения в обществе. Новые веяния эпохи не просто чужды герою, они угрожают существованию помещиков. Главные ценности этого человека:

  • личный комфорт;
  • традиции и жизненный опыт;
  • служба;
  • достаток и положение в обществе.

Ценности Чацкого

Ум Чацкого достаточно гибок, чувствуется готовность действовать, строить новый мир, он инициатор, свободный от прежних ценностей. Его идеалы построены на чести и достоинстве, а главное — это личные качества, а не деньги или положение. Еще он ценит:

  • живые чувства и любовь;
  • личные качества;
  • образование;
  • свободомыслие.

Вот почему взгляды персонажей не совпадают по всем вопросам, касающимся дворянства, а каждое слово молодого героя способно обеспокоить и взволновать консерваторов. Если для Чацкого важно просветление, доступное образование и развитие человечества, то Фамусову подобные перемены грозят потерей комфорта.

Ведь если народ станет образованным, то прежние уклады уже просто не смогут существовать. А элита не в состоянии будет устраивать пиры и приемы. И этот спор между поколениями заставляет дворян относиться к герою с опаской и ужасом.

Вариант 2

Главным героем анализируемого произведения является Александр Чацкий. Берясь за анализ необходимым будет сконцентрировать своё внимание на таком важном вопросе как отношение героя произведения — Чацкого к крепостному праву.

Комедия в стихотворениях носит обличительный характер, она касается наиболее острых тем для времени в котором жил Грибоедов. Это темы о воспитании, образовании, крепостном праве, нынешнем веке и веке прошедшем, о морали, а также о общественном устройстве. В анализируемой комедии вскрывается вся правда, вся подноготная про московское общество, которое не имело понятия о морали, совсем не имело каких-либо нравственных ценностей. В данном обществе всегда царил дух напряженности, неискренности, фальшивых чувств. Здесь всё было продажным, продавалась дружба, любовь.

Значимое место в комедии Грибоедова занимает отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву. В произведении читатель сумеет найти немного фраз, которые показывают отношение Чацкого к крепостному праву. Но, несмотря на это, немногочисленные высказывания являются довольно-таки сильными. Чацкий с резкой критикой обрушивается в сторону крепостного права, на его недостатки.

Цитаты Чацкого хорошо подтверждают его возмущение, когда речь заходит про крепостных людей. Так, в одной из своих речей, Чацкий, используя имя Нестор, означающее руководитель, несомненно, говорит про русскую знать, которая держит простой люд в угнетении. Простой люд не имеет выбора, он защищает своего хозяина, хотя мог бы вести себя совсем по-иному. И что же делает хозяин в ответ на защиту, преданность? Нет, он не отвечает благодарностью, наоборот: меняет простой люд на собак! Негодованию и ненависти главного Чацкого нет конца.

Все речи, которые характеризуют отношение главного героя — Чацкого к крепостному праву, не несут в себе каких-либо конкретных выпадов в сторону последнего. Ни одна цитата прямо не поддерживает слов по поводу простого люда. Однако несмотря на данный факт, цитаты Чацкого несомненно, не вызывают сомнений насчет мнения героя по отношению к крепостному праву. Первое — ненавистное, обличающее возмущение, второе — эмпатия, ощущение лжи, неправоты направленной в сторону к простому человеку.

Какого отношение Чацкого к крепостному праву и высшему обществу? Устраивает ли его заведенный порядок вещей или он жаждет перемен?

Отношение Чацкого к чинам, богатству, карьере

У Фамусова есть мнение, что богатство и положение в обществе – это главная цель человека. К ней-то он и должен стремиться. Если человек не занимает определенного положения, не обладает богатством, то недостоин его внимания и общения.

Чацкий и

Отношение Чацкого к образованию и просвещению

Герой считает образование обязательным условием процветания в современном обществе. Образование необходимо молодым людям, желающим достичь чего-то в жизни.

Чацкий и образование

Чацкий говорит о том, что просвещение необходимо, ведь оно поможет решить многие проблемы современности. Считает, что стоит учиться не только у немцев, но и у китайцев.

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

Отношение Чацкого к народу

Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.

При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.

Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.

Заключение

Общество негодяев, примеры ужасов, в виде обмена крестьян на борзых собак – дает право читателю судить о том, что Чацкий, как персонаж к крепостничеству относится негативно. Но как таковой линии отрицания в произведении не прослеживается.

Чацкий

Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является.

Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.


Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом;
  • во всех его чувствах и действиях.

Образ

Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.

Александр Чацкий


Александр Чацкий

Чацкий и Фамусов


Чацкий и Фамусов

Биография героя

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Краткое содержание

Действие происходит в доме Фамусова. Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из трех годичного путешествия. Он рано осиротел, и свое детство провел в доме Фамусова, друга своего покойного отца. Как и несколько лет назад, он все еще влюблен в хозяйскую дочь Софью. Однако девушка обижена на главного героя, который за три года не написал ей ни строчки. Кроме того, за это время у барышни появился возлюбленный. Девушка страстно влюбилась в отцовского секретаря – Алексея Молчалина. Чацкий поражен выбору девушки и не понимает, как такой послушный и безропотный человек может стать чьим-то возлюбленным.

Общаясь с представителями фамусовского общества, Александр Андреевич остается не понятым. Старшее поколение не понимает его речей и взглядов. Софья обижается на его презрительное отношение к Молчалину и в гневе называет его сумасшедшим. Этот слух проникает в массы, и окружающие, наконец-то, находят объяснение странному поведению молодого человека.

Став случайным свидетелем признания Молчалина в любви служанки Лизоньки, он также узнает, что слух о его странностях пустила сама Софья. Не в силах терпеть унижение и непонимание окружающих, Чацкий покидает когда-то любимое имение Фамусова.

Противоречия в характере героя

Если внимательно вчитаться в конфликт между героем картины и людьми, с которыми ему ничего не остается, как спорить, можно понять, что его характер неоднозначен. Это ярко выражено в следующих его высказываниях:

Своеобразное мировоззрение героя

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Патриотизм Чацкого

Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть:

Но всех людей герой делит на части: толпа, фамусовское окружение и новые люди. Последние живут по законам полезных связей. Они посещают вечера, гуляют по мероприятиям в течение недели, чтобы ублажать тех, от кого может зависеть их положение в обществе. Они готовы на унижения:

Чацкий призывает изменить образ жизни, уйти от консерватизма и старого уклада. Но его мысли воспринимаются как сумасшествие.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Роль Андрея Чацкого

Итак, основным поводом для приезда Чацкого в дом Фамусова являлась его страстная любовь к Софье, дочери Фамусова. Годы, проведённые вдали от музы своего сердца, не охладили пылкие чувства Чацкого. И его подстерегает ещё одно глубокое разочарование — его избранница влюбленна в Молчалина. Софья является жертвой среды, которая её породила и вырастила. В дальнейшем это приведёт её к катастрофе и бесполезному раскаянию.

Чацкий вступает в ожесточённое сражение с фамусовским обществом. В ходе развития произведения в словах главного героя всё отчётливее проступает прямая противоположность его мировоззрения взглядам фамусовской Москвы, устаревшим пережиткам прошлых веков. Чацкому противны деспотизм, лесть и бездонная пустота интересов консервативных представителей дворянства. Столкновение Чацкого — человека умного и целостного, готового бороться за идею — с лицемерным обществом было неизбежно.

Чацкий выступает за единение образованной интеллигенции с народом. Он стоит за развитие русской культуры, осваивающей все лучшие достижения европейской цивилизации. Всё это идёт в противовес фамусовскому обществу, рабски подражающему исключительно внешней культуре Запада, пренебрегающему родным языком и пренебрегающему людьми крестьянского происхождения. Чацкий твёрдо отстаивает свободу мнений, он считает что каждый волен открыто высказывать свои убеждения. Он резко против раболепства перед вышестоящими чинами.

Значение образа Чацкого

Недостатки Чацкого

Являясь очень образованным человеком, Чацкий зорко подмечает недостатки общества. С помощью своей грамотной речи и острого словца он высмеивает пороки окружающих. Вот только делает он это совершенно напрасно. Люди, окружающие его, намного глупее героя и не понимают смысла его речей. Кроме того главный герой слишком гордый. Он не хочет принимать неуважения к себе, злится, когда его суждения не оказывают на публику запланированного действия.

Несмотря на всю свою объективность и трезвость суждений, он по-прежнему влюблен в Софью Фамусову и из-за пылкой любви не видит всю ограниченность девушки.

Читайте также: