Отъезд князя андрея на войну сочинение

Обновлено: 11.07.2024

2. Эпизод делится на части: князь Андрей и княжна Марья, князь Андрей и старый князь Болконский, князь Андрей и маленькая княгиня. Князь Андрей дома, в кругу семьи, где все любят друг друга, что должно символизировать мир. Но все не так однозначно.

3. О чем говорит брату княжна и как реагирует на ее слова князь Андрей? – Княжна говорит о любви, о прощении, о понимании и принятии другого. Князь Андрей воспринимает её слова ласково, но и с насмешкой, чем огорчает и пугает сестру. Правда княжны Марьи пока не доступна ему. Догадавшись из её слов о жалобах и слезах жены, он жалеет сестру, но не жену. Последнее, что говорит княжна Марья перед разлукой, – о своей мечте, чтобы бог даровал брату любовь. Ответная реплика князя Андрея свидетельствует о том, что до этого еще далеко. Действительно, встретившись в галерее с мадемуазель Бурьен, он посмотрел на неё злобно и презрительно. Выразительная деталь – он смотрит не на сестру, а в темноту отворенной двери. Отворенная дверь в романе часто символизирует войну. И к своей жене он входит в отворенную дверь.

5. Прощание с женой. – Никакого стремления понять, увидеть, услышать. Полное несовпадение ритмов. Холодное формальное прощание. Не дождавшись, когда жена очнется, князь Андрей уходит на войну. За ним захлопывается дверь.

6. Он вернется домой через четыре месяца. Вернется другим человеком. В момент его прихода от ветра распахнется окно родного дома. Окно, как и дверь, символизирует границу миров.

Читаемое в разделе:

Новые материалы раздела:

Отношение к службе

С младенчества записанный в гвардию, 1 января 1795 года барон в возрасте 17 лет из вахмистров Конной гвардии был пожалован чином ротмистра Украинского легкоконного полка и в офицерском мундире представился Екатерине Великой:

Воистину блистательное начало! Отчего же барон не захотел продолжить службу при дворе? По той же самой причине, по какой князь Андрей, пренебрегши открытыми для него перспективами военно-придворной карьеры и службой в Петербурге, отправляется на войну. Вспомним его многозначительный диалог с Пьером Безуховым в самом начале романа.

Барон Вольдемар без обиняков отвечает на этот риторический вопрос.

Желанием честей размучен,

Зовет, я слышу, славы шум8.


Д. Шмаринов. Князь Андрей Болконский с отцом.

Жизнь Болконского

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Болконский на войне.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Болконский на службе у Сперанского.

Болконский на войне 1812 года.

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

Отношение к карьере

Его военное поприще началось с похода на Рейн 1799 года против французов, а завершилось триумфальным вступлением в Париж в 1814-м. Барон зарекомендовал себя как исключительно отважный и предприимчивый кавалерийский начальник, чей отряд всегда шел на острие главного удара и прокладывал дорогу основным силам.

Барон Левенштерн с удивительным мастерством описывает как небольшие вооруженные стычки, так и грандиозные сражения. Читатель видит исключительно зрелищное и красочное батальное полотно академической школы живописи и в то же самое время ощущает все тяготы и лишения простых солдат и офицеров и переживает весь трагизм происходящего. Поистине, это самый настоящий толстовский взгляд на Отечественную войну 1812 года, сформулированный задолго до появления на свет автора эпопеи.

Царь предложил барону вновь поступить на службу.

Как выяснилось впоследствии, он намеревался зачислить барона в Кавалергардский полк и сделать своим флигель-адъютантом. Левенштерн отказался, объяснив свое решение домашними обстоятельствами: скончалась горячо любимая жена, ее прах еще не был погребен…


Д. Шмаринов. Андрей Болконский в бою под Аустерлицем.

Отношение к императору

Монархи не любят, когда им отказывают. И барон Вольдемар заплатил за свой независимый поступок очень высокую цену. Отечественную войну 1812 года он встретил в чине майора.

Роковое стечение обстоятельств укрепило и многократно усилило предубеждение государя против Левенштерна.

Во-первых, именно этот майор был послан Барклаем к царю с донесением о том, что войска Наполеона заняли Вильно. Военное честолюбие императора было уязвлено. Так неблагоприятное начало войны стало ассоциироваться в сознании Александра I с именем барона. В былые времена гонца, привезшего плохую весть, казнили…

Во-вторых, барон в качестве старшего адъютанта главнокомандующего передал цесаревичу Константину Павловичу сначала выговор, а затем — повеление покинуть армию.

В-четвертых, недоброжелатели облыжно обвинили барона в том, что он французский шпион, и государь поверил этой клевете.

Накануне Бородинской битвы Левенштерн вместе с несколькими другими офицерами с нерусскими фамилиями под благовидным предлогом был выслан из армии. Барон ценой неимоверных усилий сумел вернуться к армии и отличился в сражении за батарею Раевского, но осадок от оговора остался.

Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года.

С другой стороны, его сдержанное поведение в родовом имении Лысых Горах, куда он привез свою жену Лизу, ожидающую ребенка, говорит о довольно сложном и достаточно противоречивом характере. Князю Андрею тяжело расставаться с близкими, однако он сдерживает свои чувства, не показывает их.

Слова и мысли князя Андрея подтверждает характеристика маленькой княгини. Она настолько привыкла к светскому обществу, что даже в Лысых Горах, провожая мужа на войну, Лиза ведет себя так же, как и в Петербурге. Старый князь Болконский хорошо понимает сына, его чувства по отношению к жене, а княжна Марья жалеет ее и все прощает.

Прощание князя Андрея с отцом демонстрирует их полное взаимопонимание, они одинаково мыслят, они оба живут глубокой интеллектуальной жизнью. У Андрея к отцу одна просьба: если ему суждено погибнуть на войне, когда на свет появится сын, оставить его жить у Болконских, а не отдавать на воспитание супруге. Старый князь Болконский понимает мысли Андрея, с Лизой мальчик будет воспитываться в лицемерной атмосфере светского общества, полной лжи. Поэтому старый князь дает обещание сыну выполнить его просьбу. При этом он дает наставления Андрею о том, как следует вести себя на войне, о том, что главное – не собственная жизнь, а честь, хотя он был уверен в том, что его сын не опорочит фамильную честь. Отец тяжело переживает отъезд сына на войну, но его характер не позволяет ему показать свои чувства. Однако мы хорошо их понимаем, как понимает их и Андрей.

Сцена отъезда Андрея Болконского на войну позволяет нам глубже понять его характер, задуматься о его последующей судьбе. Мы восхищаемся его умом, силой воли, достоинством и благородством. Но в то же время нам становятся понятны причины будущих неудач и страданий Андрея, скрывающихся в его излишней гордыне.

Князь Андрей – один из главных героев романа “Война и мир”, на примере которого автор показывает нам жизнь и искания передовой части дворянства первой половины XIX века. Отношение Толстого к своему герою очень сложное: наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну 1805 года подтверждает это.

Во-первых, князь Андрей идет воевать не потому, что считает Наполеона “антихристом”, как отзываются о нем в салоне Анны

Павловны Шерер, а из-за того, что ему надоело светское общество, надоела жена, он ищет новых ощущений, он мечтает о славе, то есть он идет воевать не по своим убеждениям. Во-вторых, все его поведение в Лысых Горах, имении его отца, куда он привез жену, ожидающую появления на свет ребенка, свидетельствует о его сложном и во многом противоречивом характере. Несмотря на то, что ему тоже нелегко проститься с близкими, он тщательно скрывает свои чувства: “Лицо князя Андрея было задумчиво и нежно…Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его

видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее спокойное и непроницаемое выражение”.

Быть может, если бы князь Андрей смог быть более открытым человеком, не таким сдержанным, если бы он проявил немного нежности к жене, он бы не мучился бы впоследствии угрызениями совести. Но даже с сестрой, княжной Марьей, он не делится своими сокровенными переживаниями. Княжна Марья при прощании просит брата обратиться к христианским заветам: призывает быть более снисходительным к жене: “Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело”.

Но князь Андрей не хочет даже представить себе положение своей жены, при том, что очень хорошо знает тяжелый характер отца, у которого в имении оставляет жену: “Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”. Но он ошибается, очень скоро он упрекнет себя, что был недостаточно внимателен к маленькой княгине, что он смеялся над ее страхом умереть родами, что, в конце концов, он практически бросил ее, потому что ему надоела семейная жизнь.

Глубоко уважая свою сестру, князь Андрей тем не менее слегка подтрунивает над ней, особенно когда речь заходит об отце: “…Тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца?. .. Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю”. И, отвечая на его вопрос, княжна Марья, замечательно умная и добрая девушка, дает ключ к пониманию образа князя Андрея: “Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех”. Княжна Марья понимает брата, может быть, лучше, чем он сам, и видит в нем гордыню, неумение прощать ни себе, ни другим, высокомерие и прямолинейность.

Сама же княжна Марья живет по христианским заповедям и пытается приобщить к этому и своих близких. Ей действительно бывает тяжело от самодурства отца, но она не может позволить себе обсуждать и осуждать его, ее тяготит присутствие компаньонки, но она находит в себе силы жалеть ее. В отличие от брата, она умеет прощать.

Она просит князя Андрея надеть на шею образок, который надевали на себя все предки Болконских, несмотря на то, что князь Андрей не верит в Бога. В этот момент “из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным”.

Внутренняя красота души княжны Марьи выражается в ее глазах. Сам князь Андрей одновременно и тронут ее просьбой, и насмешлив, но подчиняется ей. Разговор с сестрой благотворно воздействует на князя: “Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском”.

Как подтверждение слов и мыслей князя Андрея, идет описание маленькой княгини: она так вжилась в светское общество, что и в Лысых Горах, перед отъездом мужа на войну, она ведет те же беседы, что и в Петербурге: “Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время… Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены”. Княжна Марья все прощает маленькой княгине, а старый князь Болконский прекрасно понимает все мысли и чувства сына по поводу жены, понимает без слов.

В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь. Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает: “Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Андрей просит отца, чтобы, если он погибнет на войне, а у него родится сын, не отдавать его на воспитание жене, а оставить жить у Болконских.

Старый князь понимает, что его сын не хочет, чтобы ребенок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества. Он обещает все выполнить. В свою очередь, он считает долгом дать свои наставления сыну, как вести себя на войне, хотя прекрасно знает, что князь Андрей всегда будет достойным фамильной чести: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!” Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: “Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына.

Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

– Простились…ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом”.

Прощание с женой прошло быстрее: “Ну, – сказал он, обратившись к жене, и это “ну” звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: “Теперь проделывайте вы ваши штуки”. Маленькая княгиня падает в обморок, Андрей, поцеловав сестру и оставив на ее попечение жену, уезжает, а из кабинета старого князя “слышны были… часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания”.

Эпизод отъезда князя Андрея на войну очень многое раскрывает нам в его характере, дает пищу для размышлений над его дальнейшей судьбой, вызывает у читателя восхищение его силой воли, умом, благородством, достоинством, и в то же время показывает причины дальнейших страданий и неудач Андрея, которые кроются в его непомерной гордыне.

В главе изображается семья Болконских. Люди в этой семье связаны искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”, “. он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую, духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: “Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя”. Это всё подтверждает его сердитый и несколько смешной вид (“устрашал он сердитым голосом”, “фигуру кричавшего сердитым голосом старика..”, “сказал он, сердито посмотрев”) и часто срывающийся, переходящий в крик голос (“он. вдруг крикливым голосом продолжил”, “взвизгнул он”).

Семья Болконских принадлежит к древнему дворянскому роду, поэтому аристократизм и гордость являются основополагающими качествами, принципами и Николая Андреевича, и Андрея Болконского. “Николая Андреевича Болконского сын из милости ни у кого служить не будет”, — говорит отец, провожая сына в армию и отдавая ему письмо к Кутузову. Вообще то, что старый князь пишет лично главнокомандующему и просит передать, что “помнит и любит” его, а также “два турецких пистолета и шашка — подарок отца, привезённый из Очакова”, который мы видим среди вещей князя Андрея, — всё это свидетельствует о военном прошлом Николая Андреевича. Поэтому неудивительно, что он хвалит и благодарит сына, когда тот отправляется в армию: “Служба прежде всего. Спасибо, спасибо!”

Здесь же мы слышим мнение старого князя по поводу должности адъютанта, которое разделяет и Толстой: “. пишу, чтобы он [Кутузов] тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!” Такая отрицательная оценка важна для понимания отношения Толстого к героям, занимающим эту должность, а также для раскрытия идеи, которая будет сформулирована в дальнейших главах, когда Толстой, размышляя об исторических судьбах народов, войнах и сражениях, придёт к мысли, что всё в бою решается не сверху и что главную роль играют не полководцы с их огромным штабом, а простые солдаты, которые честно выполняют свой долг и делают дело. Андрей Болконский, как один из любимых героев Толстого, тоже придёт к этой мысли и станет полковым командиром.

Такой мотив рода, “породы” возникает в романе в связи со всеми тремя семьями (Денисов говорит Ростову “дуг’ацкая ваша пог’ода р’остовская”, а Пьер Безухов говорит про “подлую породу” Курагиных).

В этой же главе Толстой описывает отношения князя Андрея с сестрой. Он относится к княжне Марье с любовью и нежностью, но несколько снисходительно: “насмешливо, но ласково сказал князь Андрей”, “князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим”, “лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо”.

Насмешку вызывают у князя Андрея религиозные чувства княжны, которые понять он сможет только в конце жизни. Вообще княжна Марья показывает удивительный пример смирения и христианской любви к ближнему. Она ко всем относится с добротой и снисходительностью: “Она совершенный ребёнок, такой малый, весёлый ребёнок. Я так её полюбила” (о Лизе Болконской). “Она очень милая и добрая, а главное — жалкая девушка” (о француженке Bourienne). Князь Андрей, наоборот, резок в суждениях и строг к людям: “На лице князя вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на её лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела”. При этом часто князь Андрей оказывается более прав и понимает людей лучше (случай с m-lle Bourienne), но в нём, как говорит княжна, “есть какая-то гордость мысли”. Она же, наоборот, всю свою жизнь посвящает отцу и проводит в деревне: “Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. ”

Для психологического портрета Толстого характерны устойчивые, часто повторяющиеся в изображении героя детали. В портрете княжны Марьи это глаза: “Из больших глаз её светились лучи доброго и ровного света. Глаза эти освещали всё безжизненное и худое лицо и делали его прекрасным. ”, “. княжна Марья с заплаканными прекрасными глазами. ” Глаза являются отражением внутреннего мира человека, поэтому мы сразу можем сказать, что внутренний мир княжны Марьи прекрасен. Внешняя же красота, по Толстому, как правило, наоборот, скрывает за собой пустоту и ничтожность (Элен, Вера, Анатоль), поэтому то, что княжна Марья некрасива, только подчёркивает её внутренние достоинства.

Свою жену, в отличие от сестры, князь Андрей не любит, он с ней несчастлив и сам признаётся в этом отцу и сестре: “. счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. ” Он презирает в ней светские привычки, болтливость, одни и те же петербургские рассказы и сплетни: “Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей”.

Толстой, однако, относится к Лизе Болконской с сочувствием и симпатией, потому что она беременна, а значит, собирается стать матерью и дать новую жизнь.

Андрей просит отца оставить у себя сына, если его (Андрея) убьют. Он не хочет, чтобы его сын стал дорожить светским обществом, которое так презирает сам князь Андрей. Но, несмотря на то, что Андрей Болконский не любит свою жену, он ведёт себя достойно и благородно: “Я ни в чём не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену и сам ни в чём себя не могу упрекнуть в отношении к ней, и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах”.

Можно сделать вывод, что семья Болконских — настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

“Война и мир” Л. Н. Толстого – это роман, на страницах которого раскрывается сложный внутренний мир множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые, по задумке автора, обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования. И этот путь отнюдь не усыпан розами.

25 глава первой части первого тома повествует об отъезде князя Андрея на войну. Этот эпизод очень ярко иллюстрирует отношение Болконского к жене, к близким людям и к предстоящему делу. Здесь мы не увидим сильных внутренних метаморфоз, писатель только подготавливает нас к последующим событиям, которые перевернут жизнь героя.

В данной главе князь Андрей предстает перед нами во время размышлений о предстоящем отъезде. Мы чувствуем, что ему приятно думать об этом, так как теперь он сможет не видеть высшего общества, надоевшей жены, в которой он успел разочароваться. Князь Андрей благородный человек, он никогда бы не позволил себе изменить своей супруге, но в браке он не был счастлив, о чем и скажет ему отец, провожая на войну. Мы понимаем, что свой брак князь Андрей считал обузой, потому что еще не реализовал себя. А война дала ему возможность осуществить свои планы.

Эту природную гордость и благородство характера, перенятые у отца, в последствии проявит на службе и молодой князь.
Данная сцена характеризует Андрея Болконского и как человека заботливого, внимательного к жене, пусть по началу и воспринимающего это всего лишь как обязанность. Герой настойчиво просит отца позаботиться о том, чтобы роды жены прошли удачно.

Л. Н. Толстой изображает в данной главе самых близких Андрею Болконскому людей, которые, каждый по-своему, проявляют к нему внешне сдержанные чувства. Но в момент отъезда нашему герою любовь близких совсем не кажется самой важной в этой жизни. Его воображением владеет иной кумир – Наполеон, его цель – Тулон. Но так будет не всегда.

Так, двадцать пятая глава подводит нас к пониманию образа Андрея Болконского и причин, повлиявших на изменение его взглядов на жизнекнные ценности и смыл земного существования.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также: