Отцы и дети тихий дон сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Отцы и дети - тема распространенная не только в жизни, но и на страницах литературных произведений. Писатели сталкивают поколения друг с другом, давая зрителю понять, как могут сложиться эти отношения. Аргументы из литературных произведений представлены ниже.

  • “Отцы и дети” роман И. С. Тургенева
  • Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова
  • “Гроза” пьеса А. Н. Островского
  • Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина
  • “Тихий дон” роман М. Шолохова
  • “Король Лир” пьеса В. Шекспира
  • “Алые паруса” А. Грин

“Отцы и дети” роман И. С. Тургенева

Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова.

Рис. 1. Аркадий Кирсанов и Катя Локтева. Художник Д. Боровский В самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.

Важно! Аркадий в итоге остается внутри семьи, поддерживает старые традиции и потихоньку внедряет свое видение, он счастливый человек. Евгений Базаров, наоборот, остается один, как в принципе он и хотел “уничтожить все вокруг и построить новый мир”, но в одиночку это у него не получилось.

Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя - хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.

Рис. 2. Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова Фамусовы - семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина. Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.

Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя - и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

Рис. 3. Тихон Кабанов и Кабаниха. Художник-иллюстратор С. В. Герасимов В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.

Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина

Петр Гринев - главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него - главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым.

Рис. 4. Маша и Гринев. Рисунок П. П. Соколова Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.

Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына - высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.

“Тихий дон” роман М. Шолохова

Семья Мелеховых - образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью - с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.

Рис. 5. Григорий и Аксинья. Художник С. Корольков После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.

“Король Лир” пьеса В. Шекспира

К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним - Корделия, которая не променяла любовь на деньги.

Рис. 6. Корделия. Картина Уильяма Ф. Йимза. 1888 год Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

По словарю Ожегова конфликт — это столкновение, возникающее между двумя спорящими, не согласованными сторонами. Но является ли он вечным между разными поколениями? Давайте поразмышляем над этим вопросом. В большинстве своем, ссоры возникают из-за недопонимания друг друга. Представители старшего поколения, наши предки являются приверженцами старых порядков и традиций. Молодежь, в свою очередь, гонится за инновациями, более новыми идеями.

Оба поколения не желают понимать ценностей друг друга, поэтому между ними возникает некий спор.

Проблема конфликта "отцов" и "детей" существовала всегда, ведь поколения меняются, и у каждого из них свои вкусы, интересы, но какие-либо недопонимания остаются всегда. Поэтому я считаю, что ее можно назвать вечной. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.

Данная тема затрагивается в романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Конфликт между поколениями иллюстрируется на примере отношений и Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. У героев были разные взгляды на жизнь, поэтому между ними часто возникала "словесная война". Базаров был представителем нигилизма, поэтому отрицал старый уклад жизни. Для него не было идеалов, он полагался только на собственный опыт. Евгений не признает искусства и не восхищается природой, говоря, что читать Пушкина — это напрасная трата времени, заниматься музыкой смешно, а наслаждаться красотой мира нелепо. Базаров не дорожил дружбой, отрекался от любви и брака. Влюбившись в Анну Одинцову, он упрекает себя за слабость и возникновение каких-либо чувств. Герой посвятил свою жизнь науке, стараюсь быть полезным для общества. В свою очередь, Павел Петрович был дворянином, который выглядел всегда элегантно и безупречно. Он постоянно проводил время в безделье. Долгое время страдал от безответной любви к княгине. Герой ненавидел Евгения и не признавал его принципов и взглядов. Базаров и Кирсанов никогда не смогут понять друг друга, потому что они люди разных поколений. Каждый из них был убежден в своей правоте и не считался с мнением другого, поэтому между ними произошел конфликт.

Эта же тема затрагивается в произведении Михаила Шолохова "Тихий дон". Проблема отражается в отношениях Григория со своим отцом. Пантелей Прокофьевич является главой семейства Мелеховых. Он свято почитает семейные ценности и казацкие традиции. Когда герой узнает о связях своего младшего сына с замужней Аксиньей, между ними возникает конфликт. Пантелей Прокофьевич женит его на Наталья против воли. Когда Григорий понимает, что не испытывает чувств к жене, бросает всё и убегает вместе со своей возлюбленной Аксинья из хутора. Для него любовь является высшей ценностью, поэтому герой согласен на позор, который получает семья. Отец не смог понять его чувств, ведь он живёт, полагаясь на собственные принципы и убеждения.

В заключение хочется сказать, что проблема конфликта между поколениями действительно является вечной. Она актуальна во все времена. Недопонимание связано с тем, что принципы жизни, на которых выросло одно поколение, часто воспринимаются их потомками как устаревшие. Наши предки с трудом принимают перемены, а молодежь не умеет ценить прошлого.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое – семью и кров.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова – цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя – тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов – гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых – Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья – совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова – Василиса Ильинична – коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи – женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

и лишенным политической остроты.

В 1930 г. в литературных кругах опять зазвучал разговоры о плагиате.

Все это не располагало к творческой работе.

Новые главы начали выходить в свет только с января 1932 г., но редакция сделала в них столь значительные купюры. Что Шолохов сам потребовал приостановить печатание.


1.Вступление.
Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений.
2.Семья Мелеховых.

а) Черты родового сходства в семейном портрете. Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа.

б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям. Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье.

в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало.

г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи.

д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов.

3. Заключение.
Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.

Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Почему главным героем выбран Григорий Мелехов ? Георгий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок. - В каких эпизодах полнее всего раскрывается незаурядность личности Григория?

Почему главным героем выбран Григорий Мелехов ?

Георгий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок.

— В каких эпизодах полнее всего раскрывается незаурядность личности Григория?

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье.

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория?

Это из ряда вон выходящее чувство. Причем отношения героев почти лишены романтики в привычном понимании:

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей

любви-страсти?

Да, они жертвы, но и сами делают жертвами других.

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

Наталья – воплощение дома, семьи.

Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню.

В романе "Тихий Дон" Михаила Шолохова особенно явственно прослеживается проблема отцов и детей, ведь именно этот роман, появившийся в первые десятилетия Советской власти, должен был ответить на насущные вопросы общества, как новое поколение в борьбе со старым утверждает свои новые принципы. Главный герой романа Гришка Мелихов в отличие от своего брата по природе своей бунтарь и никак не хочет подчиниться принципам и обычаям старой казацкой жизни.Он этим и отличатеся от брата, который во всем исполняет заповеди старой казачьей жизни, но от этого не выигрывает, ибо его жена Дарья, уставшая ждать мужа зажила распутной жизнью, заразилась венерической болезнью и решила утонуть, чтоб избежать позора. Гришка же наперекор отцу, старому родовиотму казаку, связался с мужней женой Аксиньей, которая сама влюбилась в неё. Вскоре наступила развязка, гриша узнал, что Дарья связалась с сыном богатого казака и решил стать послушным отцовской воле.Он жнился на Наталье, которая беззаветно полюбила мужа, но Гришка всё время мечтал вернуться к Аксинье и вернулся. Но эта была преступная любовь, и Бог покарал обоих, Асинья была убита красными казаками, а судьбу Гриши можно только предугадать: ссылка, тяжелые переживания, смерть.

Безусловно, старшее поколение более мудрое во всех основных жизненных вопросах. Наши родители могут научить нас многому. Но молодое поколение лучше разбирается во многих вопросах, касающихся информационных технологий, а также, как бы это странно ни звучало, в каких-либо конкретных ситуациях могут выглядеть достойнее, чем старшие. Например, молодое поколение может лучше относиться к животным, гуманнее относиться к окружающим и тд. (повторюсь - не все, а лишь немногие могут быть лучше своих родителей в каких-либо вопросах).

на каких примерах из русской литературы раскрыть эту тему? В басне Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек" родители учатся именно у своего ребенка относиться к пожилому человеку с уважением и ухаживать за ним. Многому можно поучиться и фамусовскому обществу у Чацкого. так, мы видим, что не только старшее поколение - это идеал. А во многих случаях именно молодое поколение проявляет себя достойно.

Начну издалека. Все люди - эгоисты, в этом нет ничего плохого, если эгоизм не зашкаливает. Каждому человеку кажется, что он все знает, все умеет не хуже других. Признаться себе самому, что ты далеко не совершенство не так уж просто и приятно.

Кроме того, в молодости самоуверенность, отрицание всех норм и правил, пренебрежение достижениями предыдущих поколений, юношеский максимализм мешают поколению детей трезво смотреть на мир, правильно оценивать ситуацию и адекватно оценивать свою значимость.

Поколение детей ошибочно полагает, что если они в курсе и пользуются последними достижениями, то это дает им неоспоримое превосходство над поколением отцов, которое закоснело и погрязло в прошлом, что ничего не понимает и не знает в современной реальности, а знания и опыт предыдущих поколений ничего не стоят.

Соответственно, взгляды поколения отцов представители поколения детей считают ошибочными, устаревшими, бесполезными, оторванными от реалий современной жизни. Это, с моей точки зрения, основная причина, по которой молодежь не принимает взгляды предшествующих поколений.

Касаемо того, в каких произведениях русской и советской литературы, по направлению "Отцы и дети", главные герои произведения , принадлежащие к разным поколениям и думающие по разному, начинают понимать друг друга, то, конечно же, в литературе есть такие примеры.

  • Два капитана.Роман Каверина. Очень увлекательное произведение. Преемственность поколений явно прослеживается. Капитан Татаринов и Саня Григорьев.
  • Отцы и дети. Роман Тургенева. Аркадий Кирсанов возвращается в семейное лоно и отказывается от передовых нигилистических взглядов.
  • Мать.Роман Горького. Мать проникается идеями сына в борьбе за светлое будущее и занимает его место в рядах борцов с империализмом.

В сочинении на тему "гордиться славой своих предков не только можно, но и должно" надо выразить следующие мысли:

  • наши предки защищали в боях (не только в ВОВ, потому что Россия познала много войн, о которых стоит помнить) свою страну, свои дома, своих женщин и детей.
  • если бы они не смогли, мы бы жили в другой стране, в другой культуре,
  • но вероятнее всего, нас бы не было: если бы бомбы, сбрасываемые на мой город, попали бы в дом, где жила моя маленькая бабушка, не родилась бы потом моя мама, а потом я. Но они падали рядом.
  • они сражались не за награду. Это генералы получали почести, а солдаты сражались за нас, за нашу жизнь, не надеясь ничего получить взамен.
  • мы должны быть благодарны им за то, что живём.
  • они спасли нас. Ещё нас не зная, они нам спасли.
  • так как можно не ценить их подвиг?

Старшие люди занимают лидирующее положение в обществе с маленьким ребёнком. Последний с детства привыкает им подчиняться, не споря с тем, правы ли его родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду или учителя в школе. Ребёнок растёт, твёрдо веря в том, что всё, что ему говорят взрослые, - правильно и хорошо. Нам говорят об этом старшие с пелёнок. Мы впитываем это положение чуть ли не с молоком матери. Зная это, старшее поколение должно быть очень аккуратно в том, как воспитывает молодое, поскольку на протяжении долгих лет оно и только оно будет примером для подражания - и хорошего, и плохого.

Часто приходится слышать о том, что в семье алкоголиков вырастают дети, испытывающие отвращение к пиву и водке. К сожалению, таких примеров мало. На практике чаще всего получается так, что в неблагополучных семьях и дети вырастают не совсем благополучными. Так что всем окружающим, старшим и мудрым, важно быть очень внимательными и к себе, и к своим поступкам, в первую очередь, поскольку ребёнок берёт пример с тех, кого любит, с теми, с кем живёт рядом. Воспитание маленького человека начинается с самовоспитания самого взрослого.

Вариант 1: Кратко

В начале романа мы знакомимся с семейными ценностями и правилами казаков. Они жили по законам патриархального общества и православным традициям. Главным в доме был старейший мужчина в семье, который еще сохранял способность работать. Например, у Мелеховых все решал Пантелей Прокофьевич, а у Коршуновых — не дед Гришака, а Мирон Григорьевич, потому что дедушка уже не имел способности трудиться и руководить семьей. Для мужчины в этой среде важнее всего сила, и только сила скрепляла воедино семью, а потому старики и дети были наименее правоспособными и защищенными. Так, дед Гришака был лишен надлежащего ухода и даже уважения. Наталья была единственной, кто кормил и обстирывал деда, и делала это из милости. Даже во взрослом возрасте дети все еще были зависимы от родителей: вопросы брака решались хозяином дома, как и все остальные. Так, Григорий был вынужден жениться на Наталье под давлением отца. Такие правила сложно назвать нравственными и честными, зато они давали людям возможность жить слаженно и сообща. Только крепкая семья с единым лидером могла обработать землю в срок и вырастить урожай, который позволял выжить в суровых условиях. Только практичные решения по поводу брака могли гарантировать людям рост благосостояния, необходимого для рождения и воспитания следующих поколений. Только авторитарный подход мог держать в узде таких невесток, как Дарья, наказывать таких мужчин, как отец Аксиньи. Поэтому семейные устои казаков были логичными для того времени.

Вариант 2: Подробно

Мысль семейную автор раскрыл на примерах семей Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых. Писатель показывает, по каким нравственным правилам построена личная жизнь донских казаков. Так, они искренне верили в Бога и жили по законам патриархального общества. В семьях донских казаков мужчины были главными, женщины и дети им подчинялись беспрекословно. Отец и мать мужчины жили вместе с ним, вели одно хозяйство и принимали сноху в дом. Поэтому авторитет отца в семье был непререкаем. Для донских казаков честь семьи была превыше всего. Хоть они и уважали добрососедские отношения, за своих родных могли и отомстить. Именно дом для этих людей являлся символом поддержки и помощи во всем. Казаки сильно любили свою родную землю, чаще всего работали в поле. Эти земли они считали своими и всегда защищали. Также в семье донских казаков уважали такое понятие, как семейный долг, и нарушать его ни в коем случае было нельзя. Известно, что все эти правила передавались из поколения в поколение. Отношение автора к этим принципам жизни можно проследить и сформулировать. Он, конечно, признает главенство мужчины в доме и подчиненную роль женщин и детей. Однако он осуждает домашних тиранов вроде Степана Астахова, которые требуют соблюдения их прав, но не выполняют своих обязанностей. Патриархальные устои приносят вред и семье Мелеховых: Ильинична всю жизнь терпит побои и унижения от гулящего и пьющего мужа. Поэтому нельзя сказать, что семейный уклад казаков лишен пороков и изъянов.

В центре повествования автор изобразил семью Мелеховых. Именно эта семья олицетворяет моральные принципы, быт и традиции семей донских казаков. Писатель начал произведение с описания судьбы Мелеховых, им и и закончил. Начало так же, как и финал романа, является трагическим. Так, свой роман Шолохов начал с рассказа о непростой судьбе Прокофия Мелехова, а также его супруги, которую убивают односельчане (турчанка не понравилась ни семье, ни соседям персонажа, они считали ее ведьмой). Отомстив за жену, герой отправляется на каторгу. Финал произведения является не менее трагическим: главный герой, который похоронил свою названную супругу, возвращается на родную землю, чтобы в последний раз увидеть сына и предстать перед судом. Можно провести параллель: оба героя, Прокофий и Григорий, нарушили семейные правила, а потому потерпели поражение, ведь все были против них. Однако здесь есть и другая сторона медали: устои патриархального общества слишком уж суровы и нетерпимы к личности. Именно советская власть, по мнению писателя, должна была помочь этим людям отказаться от средневековой морали и стать более терпимыми друг к другу. Например, устои семьи Мелеховых были очень суровыми. Несмотря на нежелание, Григорий был вынужден жениться по велению отца на Наталье Коршуновой. Это решение испортило жизнь и Наталье, и Григорию. А вот в период, когда большевики окончательно установили свой режим на территории Кубани, Дуняша Мелехова смогла не считаться с мнением матери и выйти замуж по любви. В прежние времена ей не позволили бы это сделать. Поэтому нельзя считать революцию фактором, разрушающим семейные ценности в казачестве. Напротив, она дала людям больше моральной свободы, научила их ценить не только благопристойную видимость, но и истинную сущность брака — любовь.

Читайте также: