Особенности романтического конфликта в южных поэмах пушкина на примере одной из поэм сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Романтизм – литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала, окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазии, экзотических стран.

Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в тоже время бунтарство и мятежность духа.

Ведущим романтиком XIX века был А. С. Пушкин, сосланный в 20-е годы за вольнолюбивые стихи на юг, что ещё больше всколыхнуло романтическую натуру поэта.

Южными принято называть произведения, написанные Пушкиным во время его пребывания в Южной ссылке. На Кавказе, в Крыму и в Молдавии поэт столкнулся с иной культурой, бытом, и конечно легендами, которые взволновали страстную душу Пушкина. Он не мог пройти мимо столь изумительных сюжетов. Все поэмы написаны в романтическом духе. Они, прежде всего, рассказывают о сильной и страстной любви.

Пушкин, прожив почти три года в Бессарабии, среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.

Большой круг произведений, написанных на Юге, не представлял собой разнорозненных текстов, а отличался единством. Связующим стержнем служил образ автора. Образ этот, возникая из произведений поэта, сложно переплетался с фактами его жизни, стилизованной в романтическом духе и, с одной стороны, делаясь достоянием читателей, влиял на то, как они воспринимали новые пушкинские тексты, а с другой – оказывал обратное воздействие на поведение самого автора.

Сюжет произведения необычайно прост. Юная черкешенка влюбилась в русского пленника, который был прикован цепью, и стала приходить к нему по ночам. Она приносила ему еду, пела песни, разговаривала с ним. Но в один прекрасный день он признался, что безнадежно любит другую и не хочет обманывать ее чувств.

Через некоторое время, когда все мужчины аула уехали, чтобы совершить набег на казачье селение за Кубанью, черкешенка пришла к пленнику и предложила ему бежать. Она принесла пилу, чтобы распилить ею тяжелую стальную цепь и кинжал. Цепь была перепилена, и казак из благодарности предложил ей бежать вместе с ним. Но девушка отказалась. Он бросился в реку, чтобы вплавь перебраться на другой берег. По всплеску воды и кругам на поверхности он понял, что девушка утопилась.

Однажды цыганка Земфира привела в табор молодого человека, который решил бежать от цивилизации и городской жизни. Что его толкнуло на это бегство, он не рассказывает. Два года он прожил в таборе, став мужем Земфиры. За эти годы юная цыганка повзрослела и… по-настоящему влюбилась в молодого цыгана. Заподозрив неладное, Алеко – так звали пришельца – стал следить за своей женой и однажды застал ее на старом кладбище с молодым любовником. Он сначала зарезал любовника, а потом ударил ножом девушку. Цыгане похоронили влюбленных и изгнали Алеко из табора.

Однажды братья в цепях собирали подаяние для острога на городских улицах. И они решили бежать. Несмотря на цепи, они бросились в реку и, усердно работая ногами, поплыли. Им удалось оторваться от погони, они переплыли на другой берег и скрылись в лесу. Но, возможно, от пребывания в холодной воде к брату вернулась болезнь, и вскоре он умер. Старший выкопал могилу и похоронил его. А сам прибился к лесным разбойникам.

Как уже было сказано, все поэмы – о сильной и страстной любви. Но любви нет места в неволе. Все поэмы объединяет вольнолюбие и стремление главных героев к свободе. К свободе стремится кавказский пленник из черкесского аула, свободу и родной дом оплакивает полячка Мария в ханском гареме. Также свободной от семейных уз хочет быть цыганка Земфира. Цыганский табор являет собой воплощение свободы. Старик сказал Алеко, прогоняя его из табора:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

В четвертой поэме нет темы любви к противоположному полу, но есть любовь к ближнему своему. Памятуя о бреде брата, старший не поднимал нож на людей преклонного возраста. В поэме также присутствует тема свободы.

Идея свободы присутствует не только в южных поэмах. Она стала основной канвой творчества Пушкина, как самый главный критерий оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

Русский человек в поэмах Пушкина попадает в мучительный плен - плен души. Он пытается найти свободу, пытается убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно, в тот мир, где он "обнял грозное страданье".

"Призрак свободы" так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Но существует ли свобода вообще? Наверное, для каждого человека существует её особый идеал. Причины несвободы героя в его душе, в этом его противоречивость.

Братья-разбойники также стремятся к свободе. Для них это способ показать свою состоятельность, но способ ужасный: за это заплачено ценой крови. Один из братьев, понимая это, раскаивается. Он осознает, какая цена свободы может быть, если вовремя не остановиться.

В этой поэме проявилась еще одна из характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова оказался один. Личность Алеко, с безмерностью своих притязаний, получает колоссальной силы отпор. При этом Пушкин ни на минуту не поступается ни поэзией порыва, ни идеалом свободы, ни идеей ухода. Наоборот, может быть, никогда еще они не звучали так сильно у Пушкина. Поэт - и это неоднократно отмечалось - передал Алеко так много своего, личного, кровного, начиная от имени.

Старый цыган хотел рассказать о том, что такое свобода, но Алеко не услышал этого. Только и говорящий о свободе, только её, по его словам, и жаждущий, Алеко, выслушав рассказ, думает не о свободе, а о славе. И тем высказывает своё - быть может, неосознанное - истинное стремление: не свободолюбие, а себялюбие, - это подтверждается потом убийством Земфиры. Нехитрая история становится зеркалом души героя: реакция его на рассказ, выраженная в слове, отзывается затем в поступке.

В южных поэмах далеко немаловажную роль играет тема любви. К этой теме Пушкин обращался неоднократно в своих произведениях и создал свой определенный стиль, образ этого чувства. После него многие поэты брали за идеал его понимание любви.

Сравниваются две цивилизации: Черкешенки и Пленника. Пушкин показывает, что цивилизация меняет человека не в лучшую сторону. Пленник показан молодым человеком с "дряхлостью" души (Белинский). Находясь в постоянных размышлениях о свободе, о смысле жизни, он забывает настоящие чувства или не хочет вновь их испытать.

Алеко же попадает в желанный для него мир. Но счастлив ли он? Казалось бы, Алеко любит. Но это чувство приносит ему только страдания. Ведь он - эгоист и потому не может быть счастлив ни в любви, ни в свободе.

Достойны восхищения такие характерные для поэмы лучшие черты романтизма, как стремление к безграничной свободе, благородство истинных героев, жажда совершенства. Однако в целом романтизм, по-моему, наивен: попытки упростить жизнь, уйти от действительности в вымышленный мир несостоятельны. Все мы живём в реальном мире, страшном и прекрасном одновременно. С преодолением романтических иллюзий творчество А. С. Пушкина, сохраняя лучшие черты романтизма, становится глубже, содержательнее, богаче, полнее отражая всё многообразие жизни.

Романтический герой Пушкина вышел в своей художественной глубине далеко за рамки байронизма и открыл целую галерею образов русских скитальцев, описанных Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Толстым.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических "южных" поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев "восточных повестей" (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы, бегущие от цивилизации в естественный "дикий" мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочарования. Именно - роковая, именно - неразрушимые. Так, герой "Кавказского пленника" (1820 - 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за "весёлым призраком свободы", попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника "дева гор", черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека. Так, крымский хан Гирей ("Бахчисарайский фонтан", 1821 - 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.

Основа сюжета – история молодого дворянина, который был пленён горцами и освобожден влюбленной черкешенкой.

Гл. герой – человек, разочарованный в обществе, ищущего счастье вдали от цивилизационной жизни – характерные черты для романтизма – противопоставление культуры и природы. Пушкин мало проясняет причины разочарования главного героя. Он ограничивается туманными намёками.

1 часть – человек, радующийся бури, мрачно сосредоточившийся в себе, бесстрашный.

2 часть – предстаёт в облике элегического мечтателя.

Хар-ры в поэме едва намечены и слабо обрисованы, мало действий и драматического интереса.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделённая любовь, и главное – пламенная жажда свободы:

Свобода! Он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Надежду, радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

К черкешенке простер он руки,

Воскресшим сердцем к ней летел,

И долгий поцелуй разлуки

Союз любви запечатлел.

Словно бы в обратном направлении движется героиня поэмы. Её сочувствие несчастному, её самоотверженная, жертвенная любовь – всё это слишком явно контрастирует с жестокими нравами черкесского аула. Мало того, после объяснения с героем она тоже проникается настроениями тоски и разочарования. Заключительный монолог черкешенки – это как бы эхо признаний, слышанных от Пленника:

Нет, русский, нет!

Она исчезла, жизни сладость;

Я знала всё, я знала радость,

И всё прошло, пропал и след.

Идеал Пушкина в поэме – гармонический синтез естественности и культуры.

В главном герое поэмы есть многое, идущее от пушкинской судьбы, от пушкинского сердца.

Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах людей нашёл измену,

В мечтах любви безумный сон

Лучшие места поэмы – места описательные: Кавказа, грозы, быта черкесов, их образа жизни, военных походов. Отличаются художественной простотой и яркостью.
Пушкин не скрывал в образе пленника автобиографического начала в психологическом плане.

1-ые наброски – август 1821 г. Окончена осенью 1823 г. Вышла в свет в марте 1824 г.

Основа сюжета – предание о том, что произошло похищение крымскими татарами Марии, польской княжны. Но после того, как она попала в гарем, начинаются чудеса – крымский хан с ней тайно обвенчался.

Интерес поэмы построен не на любви хана Гирея к Марии, а на ревности одной из любимых жён хана – Заремы.

Романтическая драма возникает из столкновения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций, христианской и мусульманской. Конфликт романтических поэм – столкновение двух чувств, их невозможность соединения. Так крымский хан Гирей пленил Марию и забыл свою любимицу – молодую грузинку Зарему. И этот треугольник и является конфликтом – “мучительные страсти” – от которых избавится можно только через смерть, поэтому Мария умирает, а Зарему утопили.

Самое замечательное в поэме – музыкальность в стихах и языке (гармонический подбор звуков, мелодичность). Пушкин проявлял особую заботу о музыкальной стороне поэмы.

Начал работу над поэмой в январе 1824 г. в Одессе, а закончил в Михайловском в октябре 1824 г. (Псковская область). Отд. издание вышло в 1827 г.

Сюжет внушён из личной жизни – В Молдавии он примкнул к цыганскому табору и зафиксировал их быт, традиции и истории.

Пленник и Алеко: не удовлетворены жизнью в светском кругу, оба жаждут воли, свободы.

Герой – европеец попадает в среду племени, чуждого цивилизации, что впоследствии в конце влечёт за собой погибель девушки.

Различия

2) К. п. тяготится жизнью среди горцев, а Алеко примыкает к кочевому образу жизни, к быту цыган, начинает любить эту жизнь, находить в ней прелесть.

Алеко не в состоянии переделать собственного характера, основ. на стремлении к личнойсвободе, эгоизме. Пушкин подчёркивает в Алеко именно те черты, кот. контрастируют с обликом цыган. Выслушав отца Земфиры об измене его жены, возникает и раскрывается конфликт в Алеко между личной свободой (свободой для себя) и свободой других людей (нежелание её закреплять за другими).

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим. - своего рода суровый приговор герою-индивидуалисту.

З. живёт по закону своего сердца, но Пушкин пытается понять и Алеко (З. же для Алеко является всем). Поэтому разговор об этом отца Земфиры и Алеко проходит на разных языках – отец уважает чужую свободу, Алеко – только свою – и поэтому он убивает молодого цыгана и Земфиру. Т. о. мы находим характерные для романтизма противопоставление миров, культуры и природы.

Главное русло русской литературной революции в первой половине XVIII века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т. к. по крайней мере, два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.

Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг. ) романтическое движение распадается на множество параллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В. Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, соприкосновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональных проблем бытия.

Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева - к гражданскому.

Проявление романтизма в творчестве А. С. Пушкина.

К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.

Романтизм – литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Жанрами романтизма являются элегия, послание, романс, сонет, песня, поэма. Основополагающим для романтизма стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала, окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазии, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в тоже время бунтарство и мятежность духа.

Ведущим романтиком XIX века был А. С. Пушкин, сосланный в 20-е годы за вольнолюбивые стихи на юг и это ещё больше всколыхнуло романтическую натуру поэта.

Образ беглеца связывался с темой разочарования. Оставив на родине сердце и душевную свежесть, герой бежит из ставшего тюрьмой родного дома и перестаёт тосковать по нему.

Образы узника, беглеца, изгнанника сконцентрированы в художественных произведениях Пушкина. Но они отделяются от конкретных стихотворений, проникают в письма, посылаемые им на север, а, видимо, и в разговоры и, обволакивая поэта определённым образным покрывалом, стилизуют его личность и судьбу в глазах современников.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделённая любовь, и главное – пламенная жажда свободы:

Свобода! Он одной тебя

Ещё искал в пустынном мире.

Надежду, радость и желанье

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.

К черкешенке простер он руки,

Воскресшим сердцем к ней летел,

И долгий поцелуй разлуки

Союз любви запечатлел.

Словно бы в обратном направлении движется героиня поэмы. Её сочувствие несчастному, её самоотверженная, жертвенная любовь – всё это слишком явно контрастирует с жестокими нравами черкесского аула. Мало того, после объяснения с героем она тоже проникается настроениями тоски и разочарования. Заключительный монолог черкешенки – это как бы эхо признаний, слышанных от Пленника:

Нет, русский, нет!

Она исчезла, жизни сладость;

Я знала всё, я знала радость,

И всё прошло, проорал и след.

Идеал Пушкина в поэме – гармонический синтез естественности и культуры.

В главном герое поэмы есть многое, идущее от пушкинской судьбы, от пушкинского сердца.

Людей и свет изведал он,

И знал неверной жизни цену.

В сердцах людей нашёл измену,

В мечтах любви безумный сон

Но, в отличие от Байрона, Пушкин пытается в пределах романтической поэмы дать объективный образ главного героя, не во всём похожий не на самого автора, несущий в своём характере обще распространённые черты, свойственные современникам Пушкина и в России, и за рубежом.

Когда черкаменка, не выдержав разлуки, буквально на глазах у пленника бросается в воду и тонет, герой поразительно равнодушен. Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце.

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним,

Не нужно крови нам и стонов,

Но жить с убийцей не хотим.

Как в романтических произведениях, в поэмах много общего. Одна из характерных черт романтических героев - их "безымянность". Кавказскому пленнику автор не даёт ни портрета, ни имени, о братьях-разбойниках мы тоже ничего толком не знаем, образ Алеко опять размыт, известно лишь его имя. И это удивительно - все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы. и несчастны.

Русский человек в поэмах Пушкина попадает в мучительный плен - плен души. Он пытается найти свободу, пытается убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно, в тот мир, где он "обнял грозное страданье".

"Призрак свободы" так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Но существует ли свобода вообще? Наверное, для каждого человека существует её особый идеал. Причины несвободы героя в его душе, в этом его противоречивость.

Так вот судьба твоих сынок, О Рим, о громкая держава! Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава?.

Вопрос, конечно, справедливый (старик цыган даже не помнит имени Овидия), но куда более важно другое: старик хотел рассказать о том, что такое свобода, но Алеко не услышал этого. Только и говорящий о свободе, только её, по его словам, и жаждущий, Алеко, выслушав рассказ, думает не о свободе, а о славе. И тем высказывает своё - быть может, неосознанное - истинное стремление: не свободолюбие, а себялюбие, - это подтверждается потом убийством Земфиры. Нехитрая история становится зеркалом души героя: реакция его на рассказ, выраженная в слове, отзывается затем в поступке.

В южных поэмах далеко немаловажную роль играет тема любви. К этой теме Пушкин обращался неоднократно в своих произведениях и создал свой определенный стиль, образ этого чувства. После него многие поэты брали за идеал его понимание любви.

Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю, и с размаха Недвижим остаётся вдруг.

. И что-то шепчет, и порой Горючи слезы льёт рекой.

Алеко же попадает в желанный для него мир. Но счастлив ли он? Казалось бы, Алеко любит. Но это чувство приносит ему только страдания. Ведь он - эгоист и потому не может быть счастлив ни в любви, ни в свободе.

Романтический герой Пушкина вышел в своей художественной глубине далеко за рамки байронизма и открыл целую галерею образов русских скитальцев, описанных Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Толстым.

Твой чудный пленник повторил

Всю жизнь мою волшебной силой

И скорбь немую пробудил!

Увы! Как он, я был изгнанник,

Изринут из страны родной

И рано, безотрадный странник,

Вкушать был должен хлеб чужой!.

Произведения А. С. ПушкинА, объединенные под условным названием “Южные поэмы”, создавались в период 1820-1824 года. Следует прежде всего перечислить их: это “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.
В 1820 году Пушкин был сослан на Кавказ, что было связано с его одой “Вольность”. Естественно, что новые впечатления, столь отличные от столичной жизни, картины дикой и по-своему прекрасной южной природы, общение с казаками и горцами – все это дало толчок творческому вдохновению

поэту. Одновременно Пушкин увлекся творчеством Байрона, одного из ярчайших представителей романтического направления в литературе.
Романтические традиции явственно ощущаются и в “Южных поэмах” ПушкинА. Действие происходит либо на фоне дикого пейзажа, как в “Кавказском пленнике” и “Цыганах”, либо в таинственной тишине восточного гарема, как в “Бахчисарайском фонтане”, либо во мрачном лесу, скрывающем шайку злодеев (“Братья разбойники”). Это один из излюбленных приемов писателей-романтиков – перенесение действия в необычную обстановку, непривычную читателю и потому завораживающую

его своим своеобразием.
Следующим романтическим элементом, объединяющим эти произведения в один цикл, являются сильные, необузданные страсти героев – под стать диким краям, где разворачиваются события “Южных поэм”. Черкешенка из “Кавказского пленника”, Зарема из “Бахчисарайского фонтана”, Алеко из “Цыган” – все они одержимы неукротимой любовной страстью, толкающей героев на решительные действия (правда, не всегда адекватные). Особняком стоит поэма “Братья разбойники”: ее герой, безжалостным грабитель и убийца, неожиданно обнаруживает глубокую родственную привязанность к своему брату, смерть которого его сильно потрясает.
Также объединяет эти все три произведения их трагизм – во всех них без исключения погибает кто-то из главных героев, причем причиной гибели большинства прямым или косвенным образом становится любовь.
И еще одна общая черта “Южных поэм” – это стремление героев к свободе, которое ничто не может заглушить. Так, герой “Кавказского пленника” мечтает о родине, несмотря на любовь прекрасной черкешенки; совершают побег братья-разбойники; Алеко избирает участь цыган, надеясь таки образом стать свободным и счастливым; и Мария из “Бахчисарайского фонтана” жаждет освободиться из роскошного плена гарема, пусть даже женой собственной жизни, только бы не стать жалкой рабыней, наложницей безжалостного хана Гирея!…
Главное же, что родним “Южные поэмы”, – это бессмертный гений ПушкинА, для которого не существует границ времени, пространства и языка.

Поэма написана в 1824 г., во время южной ссылки Пушкина. Она была закончена в Михайловском 10 октября.

С образом Алеко связана тема глухой ревности, которая разрушила всё и всех погубила. Она почти тождественна року в ней есть та же неотвратимость, которая ужасала Пушкина.

В цыганский табор Алеко приходит добровольно. В дальнейшем никто не мешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Обретенная свобода приходится ему вполне по душе. Но Алеко внутренне недостоин этой свободы.




Еще во время пребывания на юге А. С. Пушкин начал задумываться над причинами, приведшими к поражению народных восстаний как в России, так и на Западе, он стремился понять, почему одни угнетатели лишь сменялись другими. Поэт обратился к истории России, ко времени смут, чтобы в них отыскать причины общественного, социального конфликта своей эпохи.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя. Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Образ Бориса неоднозначен: любящий семьянин и справедливый политик, он совершает чудовищное преступление; затем мучается и страдает, раскаиваясь, но в главной сцене жажда власти побеждает совесть. А. С. Пушкин расценивает финал — смерть Бориса и его детей — как справедливое возмездие за совершенный грех. Образ Бориса Годунова помогает автору полнее и подробнее раскрыть главные идеалы трагедии — чистой совести, ответственности за совершенные поступки — и вывести мораль всей трагедии:

Довольно важной в раскрытии идейного содержания пушкинского “Бориса Годунова”, авторского понимания бед прошлого, современного, будущего есть сцена в келье монаха Пимена, какой прошлое, современное, будущее оценивает прежде всего через меру духовности человека, ее конкретных дел - величественных или греховных.

Пушкин в коротких эпизодах отрывистыми фразами персонажей мастерски передает психологию массы и индивидов, тем самым воссоздавая ответственность общества и конкретных личностей за современные и грядущие бедствия и всенародные катастрофы.

У Самозванца — тень Бориса Годунова, а у Бориса Годунова — тень Самозванца.

Они меняются тенями; как в волшебном зеркале.

Читайте также: