Особенности одического жанра в лирике ломоносова и державина сочинение 9 класс

Обновлено: 30.06.2024

Цель статьи – оказать помощь в овладении навыками анализа такого непростого жанра, как ода. Материал статьи может быть также использован при подготовке к урокам по изучению творчества Г.Р. Державина.

Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум.
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славы вечной
Я больше восхищен.
[7, 215].

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть – польза, слава, честь.
[15, 138].

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
[15, 41].

В следующей строфе противопоставление продолжается и вырисовываются новые черты Фелицы:

Не слишком любишь маскарады,
А в клуб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой;
Коня парнасска не седлаешь,
К духам в собранье не въезжаешь,
Не ходишь с трона на Восток, –
Но кротости ходя стезею,
Благотворящею душою
Полезных дней проводишь ток.

Характеристика воспеваемого идеала ведётся при помощи приёма от противного.

Большая часть строф посвящена восхвалению просвещённой монархини. Образ Екатерины II раскрывается через противопоставление с Анной Иоанновной, с теми преследованиями, которые были установлены в годы правления этой императрицы:

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить
Или портрет неосторожно
Её на землю уронить.
Там свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож,
Князья наседками не клохчут,
Любимцы въявь им не хохочут
И сажей не марают рож.
[15, 45].

Фелица предстаёт во всём своём ореоле:
Фелицы слава – слава бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил,
Который оком лучезарным
Шутам, трусам, неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет
Добро лишь для добра творит.
[15, 46].

Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой…
В этой строфе отражены и некоторые детали счастливой семейной жизни поэта с Екатериной Бастидон, воспетой в стихах под именем Плениры.
Новаторством Державина было тщательное изображение в оде деталей быта, введение в оду натюрморта, ярким образцом которого является шестая строфа:
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд:
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
[15, 42].

Ты ведаешь, Фелица! правы
И человеков, и царей;
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей…
[15, 45].

Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад…
[15, 44].

Так обновил Державин жанр оды или разрушил его в строгом классицистическом понимании – спор литературоведов об этом, как и о своеобразии творческого метода Г.Р.Державина, пока окончательно не разрешён. Произведения обоих поэтов, Ломоносова и Державина, включены в школьные программы, поэтому их необходимо знать. А если мы сумеем понять и полюбить их творения, то откроем для себя многие замечательные страницы русской поэзии, углубим знания, получим эстетическое удовлетворение, обогатим себя духовно.

Основной жанр поэзии Ломоносова - торжественная ода; ее главная тема - величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: "на день восшествия" на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда - возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов. Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1757) излагает учение "о трех штилях", согласно которому высокий, средний и низкий "штили" соответствуют существующим в русском языке трем родам "речений". К первому роду относятся церковнославянские и русские слова ("Бог, слава, рука") , ко второму - редко употребляющиеся, но понятные "грамотным людям" церковнославянские слова ("отверзаю, Господень, насажденный") . К третьему-только русские слова ("говорю, ручей, который") . Высокий стиль "составляется" из "речений" как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и "прозаических речей о важных материях". Средний "штиль" "состоять должен" из "речений" первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. "Низкий штиль принимает речения третьего рода" и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.

Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: "Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие - формами, тот и другие - обзацами"

В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в "Осени во время осады Очакова", быт крестьян и "сельские забавы" - в послании "Евгению. Жизнь Званская". В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода "Бог") , размышляет о смерти ("На смерть князя Мещерского", "Грифельная ода") , призывает "высший суд" ("Властителям и судьям") . Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении "Памятник" - вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение "истину царям с улыбкой говорить". Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт "зажег блестящую зарю новой русской поэзии" (Белинский) . Не случайно сам поэт в стихах завещал свою "ветху лиру" молодому поэту-романтику - В. А. Жуковскому.

Иван Смирновский. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1790

  • Автор: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов
  • Произведение: Бог, Утреннее размышление о божием величестве
  • Это сочинение списано 76 121 раз

Духовные оды Ломоносов создавал как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, но только те псалмы, которые близки его чувствам. При этом Ломоносова привлекало не религиозное содержание духовных песнопений, а возможность использовать сюжеты псалмов для выражения мыслей и чувств философского и отчасти личного характера. Известно, что Ломоносову приходилось отстаивать свои взгляды в жестокой борьбе с псевдоучеными, с религиозными фанатиками. Поэтому в духовных одах развиваются две основные темы – несовершенство человеческого общества, с одной стороны, а с другой – величие природы. Ломоносов видит, что живет в злом мире, что окружен врагами – мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению:

Вещает ложь язык врагов,

Десница их сильна враждою,

Уста обильны суетою;

Скрывает в сердце злобный ков.

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел,

И ей свирепыми волнами

Стремиться доле не велел?

Там огненны валы стремятся и не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Стихийная диалектика в этом описании проявилась с удивительной силой. Нанизывание контрастных сопоставлений самого малого и грандиозного передает гиперболизм переживаний человека, изумленного гармонией и стихийной творческой мощью природы:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Творец, покрытому мне тьмою

Прости премудрости лучи

И что угодно пред тобою

Всегда творити научи…

Посмотрите эти сочинения

Сальватор Тончи. Портрет Гавриила Романовича Державина. 1801

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

После смерти первой жены поэт женился во второй раз — на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Cупруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться, И философа брать вид… …Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Гавриил Державин


Школьная программа по литературе не менялась, кажется, никогда. Всё так же дети проходят стихи Пушкина, басни Крылова, оды Ломоносова и комедии Фонвизина. Причём для каждого следующего поколения разбираться в непонятных словах и далёких смыслах всё тяжелее. Мама школьника Ирина Кравцова задаётся вопросом: может, хватит думать, что дети должны интересоваться, и подумать, чем мы можем их заинтересовать?

Автобус намертво завяз в тягучей пробке. Темнеет. Раздражённые пассажиры устало ругают политиков и друг друга.

Напротив нас бабушка с внуком. Тоже возвращаются из школы. Мальчик пытается прямо в дороге сделать домашнее задание по литературе, но не очень понимает смысл произведения. Бросает читать и бесцельно перелистывает страницы.

— В дворники пойдёшь, — предупреждает бабушка.

‎Украдкой заглядываю в учебник. Да, двадцать лет прошло, а там всё те же: Ломоносов, Державин, Фонвизин.

Может, пора уже оставить их творчество историкам и филологам? Ведь всем известно, интересное в школьной программе начинается в выпускном классе, до которого ещё надо дожить, и то в основном в качестве дополнительной литературы. Современные же писатели, особенно зарубежные, похоже, никогда не заслужат права обсуждения их творчества на уроках.

Лирика Ломоносова и Державина действительно имеет некоторые одические особенности. Попробую перечислить самые главные.

1) Среди множества тем, отчетливо выделяется главная, основная - тема гармоничного развития государства и человека.

2) Стиль: немного помпезный, торжественный.

3) Цель: передать читателю свое видение мира, разделить с ним собственные мысли и идеи, эмоционально потрясти читателя.

4) Композиция: лирические произведения - большие по объему, события излагаются в логической последовательности, просматривается образ автора и его личное отношение к происходящему.

5) Большинство произведений написаны по случаю: они представляют собой отклик, реакцию автора на происходящие события.

6) Отчетливо просматривается любовь к Родине и к монархам, судьба которых не отделима от судьбы России.

7) В творчестве обоих авторов (особенно Державина, который сравнивал свои стихотворения с "пейзажной живописью") просматриваются пейзажные мотивы.

Интересный рассказ, он коротенький, но мулрый. Прочла впервые.Это скорее всего начальная школа, поэтому старалась сильно не углубляться.

Я бы озаглавила части так:

  1. Ната стирает.
  2. Гриша - жонглер.
  3. Спор детей
  4. Мудрый совет бабушки.

В 2015 году издательство "ЭКСМО" приступило к выпуску серии книг "ЛитДорама".

Дорама - это азиатские телевизионные сериалы: южнокорейские, японские, китайские, тайские. Они выпускаются в разных жанрах: комедии, мелодрамы, ужасы, детективы.

ЛитДорама - это литературное направление романтического фэнтези, обычно городского. Из героев,как правило, один - наш соотечественник, а другой - из Азии. Сюжетная линия переплетается с элементами азиатской мистики и мифологии.

Всего выпущено 5 книг этой серии:

JqQLm9z43Cx3Q3bqrM3sZKhdE2xU3S.jpg

В это время Державин уже имеет чин статского советника и параллельно с общественной и политической деятельностью публикует первые стихи, которые обеспечили ему известность в салонах и в императорском дворце. Екатерина II, поощряющая свободолюбивые мысли, благосклонно отнеслась к стихотворению.

Вершителей человеческих судеб поэт называет богами на земле и напоминает, что и они когда-нибудь предстанут перед высшим судом. Державин говорит голосом Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость их поступков:

1jr1ppB9mTQgvGkg6X4WuQLG5OuGxbzN.jpg

Вторая часть произведения резко обличительна. Поэт утверждает, что люди давно уже попрали божьи заповеди:

5Uhdpn5Qsr5y3Z1LpDQzTzt29X1dVaq.jpg

Обращаясь к царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками. Однако поэт не сомневается, что

TDPkoaZorkgcEIm5buu39Zg1hYjGcoqu.jpg

В финале звучит мольба ко Всевышнему о том, чтобы Он спустился вершить суд над людьми:

Без божественного вмешательства установить в стране власть справедливости и гуманизма невозможно даже самому мудрому и честному царю.

Творение Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот" хоть и написано давно, но до сих пор не утратило актуальности своей, а так же заинтересованности маленьких читателей. Для читательского дневника достаточно 5-6 строчек написать основного смысла, а он в следующем. "Дядя" Федор - 6 летний мальчик отлично читал в своем возрасте, умел готовить неплохо суп и был вообще развитый ребенок на лестнице увидел кота, который ему приглянулся, принес домой, но мама его выгнала. Тогда Федор решил уйти из дома в знак протеста вслед за котом, по дороге к ним присоединился Шарик. Вместе они направились жить в деревню Простоквашино. Там они поселились в заброшенном доме. Так и начались их приключения. Книга читается очень увлекательно и легко.

Можно еще вот такое описание дать


Комедийная пьеса социального характера "Свадьба Кречинского" писателя Сухово-Кобылина начинается с того, что Муромский и Атуева обсуждают судьбу Лидочки (это дочь Муромского и племянница Атуевой) и его женихов. Появившийся в их дому аферист Кречинский делает Лидочке предложение, которое у многих (но не у Лидочки) вызывает сомнения.

Сам же Кречинский, представляясь эдаким светским львом, не имеет ни гроша в кармане, является безнадёжным должником и кутилой. Он должен очень многим, даже прачке и извозчикам. Женитьбы на Лидочке позволила бы ему расплатиться, как он считает. Но загвоздка в том, что у Кречинского нет ни копейки на свадьбу.

Кречинский когда-то нашёл красивую, но дешёвую булавку. На счастье, мошенник вспомнил, что видел примерно такую же и у Лидочки, но у неё булавка была чрезвычайно дорогой, усыпанной бриллиантами. Выманив булавку, он хочет заложить её ростовщику, но даже и того обманывает - даёт ему дешёвую. Ростовщик понимает, что его обманули. Он требует своего, и Лидочка, спасая Кречинского, отдаёт ростовщику свою драгоценность. Всё раскрывается. Девушка, её отец, тётя и любящий её человек осознают, как ловко обмануты пройдохой.

Основная мысль пьесы - это неприятие безнравственности, царящей в обществе. Нельзя верить кутиле и нельзя верить тем, кто любит только развлечения, забыв о человечности.

Читайте также: