По следам предшественников сочинение

Обновлено: 02.07.2024

“Тиринф, в южной части Арголиды, уже в древности возбуждал удивление необычайно массивными стенами, которые предание приписывало баснословным циклопам, вызванным царем Прэтом из Ликии” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1896, том 19, стр. 247, статья “Микенские древности”).

Про колоссальные каменные глыбы, из которых сложены эти стены, “еще Павсаний говорил, что они заслуживают не меньшего удивления, нежели египетские пирамиды” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1901, том 33, стр. 232, статья “Тиринф”). Вес некоторых глыб доходит до 100-120 тонн. Павсаний – путешественник и писатель 2 в. н.э. Важнейшее его сочинение – “Описание Эллады” в 10 книгах.

Шлиман при открытии царских гробниц в Микенах руководствовался описанием Павсания. Микенская (или Крито-Микенская) культура процветала в бассейне Эгейского моря во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Именно этим временем датируются основные постройки в Микенах и Тиренах в Арголидской долине на юге полуострова Пелопоннес. Все это я прочитал уже потом, в Петербурге, а в Греции – как только увидел в путеводителе упоминание “циклопических” стен – сразу отправился их осматривать.

К моменту, когда я читал этот путеводитель в Греции, мне уже удалось посмотреть несколько серий фильма “Загадки Древнего Египта” (режиссер и сценарист – А.Скляров). В этом фильме демонстрируются обнаруженные группой исследователей следы обработки камней (распилы, круглые и прямоугольные углубления с прямыми внутренними углами). Нам ничего не известно о наличии таких высокотехнологичных инструментов, оставляющих указанные следы обработки, у египтян времен фараонов.

Мне представляется весьма разумным вывод, предлагаемый авторами фильма, что несколько наиболее хорошо сохранившихся пирамид было построено не фараонами, а другими цивилизациями, которым были доступны весьма совершенные технологии обработки камня, существовавшими еще до фараонов. Мне кажется, что некоторые следы на камнях в Тиренах и в Микенах можно интерпретировать аналогичным образом.

Развалины крепости и дворца расположены справа у самой дороги, ведущей из Нафплио в Аргос, около 4 км от Нафплио, сразу за Тиренами. Хочется обратить внимание на следующее:

1. Участки “циклопических” стен сильно отличаются от других стен, построенных античными греками.

Разные виды визуальной наглядности могут выступать как стимул и зрительно-смысловая опора для создания учащимися речевых произведений. Репродукции картин, фотографии, схемы, таблицы способствуют развитию разных видов речевой деятельности, совершенствованию коммуникативных умений, интегрированию речи и искусства, формированию культуроведческой компетенции обучаемых. Задания по картине, фотографии, схеме стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Уроки с использованием визуальной наглядности заинтересовывают учащихся, повышают их творческую активность. Рассматривание картины, фотографии, таблицы, схемы приводит в действие мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к языковым явлениям.

Применение средств визуальной наглядности помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое многообразие, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания, стимулирует употребление определенной лексики и комментирует значение слов и выражений.

На основе комиксов можно предложить упражнение на развитие памяти: закройте комикс и после этого скажите, сколько персонажей на нем изображено? На всех ли рисунках количество персонажей одинаково? Перечислите всех героев слева направо и справа налево.

Следующее задание также направлено на обогащение словарного запаса учащихся:

выберите из предложенного перечня фразеологизмов такие, которые, на ваш взгляд, отражают состояния героев (гомерический хохот/смех, сардоническая улыбка, мефистофелевский смех, как на смех, поднимать на смех, валяться со смеху, не до смеху, умирать со смеху, смешинка в рот попала, до смешного, кататься от смеха, помереть со смеху, курам на смех).

В предыдущих заданиях были подобраны синонимы к слову смеяться, рассмотрены фразеологизмы со словом смех, среди них были выделены те, которые подходят для описания комикса, определены синонимичные. Следующее задание продемонстрируют синонимию на уровне синтаксиса:

что общего и что различного в данных предложениях?

  1. Он посмотрел вокруг с удивлением, потому что все соседи по скамейке умирали со смеху.
  2. Он посмотрел вокруг с удивлением: все соседи по скамейке умирали со смеху.
  3. Он посмотрел вокруг с удивлением, а все соседи по скамейке умирали со смеху.

В результате обсуждения ученики приходят к мысли, что общее – смысл предложений, различное – тип предложений. В этом и заключается суть синтаксической синонимии.

Метод моделирования на уроках по комиксам.

Моделирование речевых и языковых явлений – это не только средство отображения языковых единиц и речевых процессов, но и продуктивный метод обучения языку и речи.

Языковые модели (грамматические прежде всего) традиционно используются в обучении русскому языку.

Приемы моделирования на уроках развития речи применимы на разных языковых уровнях: морфем и слов, словосочетаний и предложений, художественных средств, текстов, ситуаций. Лингвистический анализ текста, составление плана – тоже проявление метода моделирования. Своеобразие заданий на основе моделирования на уроках с использованием комиксов заключается в том, что из образованных языковых единиц необходимо отобрать такие, которые отражают тему, идею комикса, его настроение. Примеры:

Моделирование на уровне слов и морфем: от слов хохотать, кричать, говорить образуйте существительные, обозначающие человека. Подчеркните те имена существительные, которые вы будете использовать при написании сочинения.

Моделирование на уровне словосочетаний: составьте словосочетания с предлогом с, чтобы зависимые слова были разными членами предложения

Читать (когда?) с утра – обстоятельство времени
(как?) с увлечением – обстоятельство образа действия
(с кем?) с другом – дополнение

Моделирование на уровне предложений:

закончите предложение так, чтобы получилось:

Герой комикса очень увлекся книгой сложноподчиненное предложение
сложносочиненное предложение
бессоюзное сложное предложение
простое, осложненное предложение

Цель работы: привлечение внимания к слову, рассмотрение одного и того же слова с точки зрения разных разделов лингвистики.

В зависимости от возраста учащихся схема может выглядеть по-разному, содержать разный объем информации. Например, для пятого класса подойдет схема, на которой представлена вся необходимая информация, или схема с частичными пропусками. Для девятого класса схема составляется из вопросов и заданий, ответы на них должны найти сами учащиеся.

В работе со схемой можно выделить несколько этапов:

1. Анализ предложенной учителем схемы (Приложения 3 и 4,6). Сначала учащиеся отгадывают слово, которое зашифровано в схеме, затем составляют на основе схемы план.

План, составленный учениками 5 класса на основе схемы:

  1. Этимологическая информация (разные версии происхождения слова).
  2. Уточнение произношения слова по орфоэпическому словарю.
  3. Сколько значений у загаданного слова? Какие это значения – прямые или переносные?
  4. Есть ли синонимы у данного слова? Если да, то каким оттенком значения отличается загаданное слово?
  5. Подбор однокоренных слов. Определение места загаданного слова в данном словообразовательном гнезде.
  6. В каких пословицах, поговорках, фразеологизмах встречается данное слово? Каково значение этих выражений?
  7. Примеры употребления загаданного слова в художественной литературе.

2. После составления плана обсуждается вопрос: где можно найти информацию о происхождении слова, о всех его значениях, о возможных синонимах? Учащиеся знакомятся с разными словарями, учатся работать с ними.

4. Разработка критериев оценки сочинения.

На следующем этапе осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Для тех, кто интересуется русским языком, способен самостоятельно найти и отобрать информацию о слове, предлагается список слов (в Приложении 2 представлен список слов для учащихся 5 класса). Ученик выбирает одно и, опираясь на ранее разработанный план, собирает сведения о выбранном слове, используя разные словари, рекомендованную литературу и другие источники. Второй вариант: ученику предлагается новая схема, опираясь на нее и план, ученик готовится к сочинению. Третий вариант (для тех, кому показались трудными первый и второй варианты): написать сочинение о слове, которое было представлено первой схемой и проанализировано учениками совместно с учителем. Таким образом, следующий этап работы, учитывающий особенности учеников и обеспечивающий индивидуальный подход, может выглядеть по-разному:

5. Выбор слова для сочинения / анализ новой схемы / создание связного высказывания о разобранном слове.

6. Подготовка к сочинению. Систематизация имеющейся / дополнительной информации. Самостоятельная работа со словарями.

7. Написание сочинения с опорой на схему, план.

8. Представление работ учениками. Авторы сочинений должны обосновать выбор слова. Одноклассники оценивают друг друга по разработанным критериям.

Таким образом, задания с опорой на разные виды визуальной наглядности способствуют развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащают словарный запас, учат внимательно относится к слову, выбирать из ряда слов такое, которое наиболее соответствует ситуации, развивают память и мышление, творческие способности.

“Тиринф, в южной части Арголиды, уже в древности возбуждал удивление необычайно массивными стенами, которые предание приписывало баснословным циклопам, вызванным царем Прэтом из Ликии” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1896, том 19, стр. 247, статья “Микенские древности”).

Про колоссальные каменные глыбы, из которых сложены эти стены, “еще Павсаний говорил, что они заслуживают не меньшего удивления, нежели египетские пирамиды” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1901, том 33, стр. 232, статья “Тиринф”). Вес некоторых глыб доходит до 100-120 тонн. Павсаний – путешественник и писатель 2 в. н.э. Важнейшее его сочинение – “Описание Эллады” в 10 книгах.

Шлиман при открытии царских гробниц в Микенах руководствовался описанием Павсания. Микенская (или Крито-Микенская) культура процветала в бассейне Эгейского моря во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Именно этим временем датируются основные постройки в Микенах и Тиренах в Арголидской долине на юге полуострова Пелопоннес. Все это я прочитал уже потом, в Петербурге, а в Греции – как только увидел в путеводителе упоминание “циклопических” стен – сразу отправился их осматривать.

К моменту, когда я читал этот путеводитель в Греции, мне уже удалось посмотреть несколько серий фильма “Загадки Древнего Египта” (режиссер и сценарист – А.Скляров). В этом фильме демонстрируются обнаруженные группой исследователей следы обработки камней (распилы, круглые и прямоугольные углубления с прямыми внутренними углами). Нам ничего не известно о наличии таких высокотехнологичных инструментов, оставляющих указанные следы обработки, у египтян времен фараонов.

Мне представляется весьма разумным вывод, предлагаемый авторами фильма, что несколько наиболее хорошо сохранившихся пирамид было построено не фараонами, а другими цивилизациями, которым были доступны весьма совершенные технологии обработки камня, существовавшими еще до фараонов. Мне кажется, что некоторые следы на камнях в Тиренах и в Микенах можно интерпретировать аналогичным образом.

Развалины крепости и дворца расположены справа у самой дороги, ведущей из Нафплио в Аргос, около 4 км от Нафплио, сразу за Тиренами. Хочется обратить внимание на следующее:

1. Участки “циклопических” стен сильно отличаются от других стен, построенных античными греками.

На пикник семья идёт,
А еды берёт на взвод.
Всё от булки до морковки
В самой яркой упаковке,
Что предложит Супермаркет:
Сок и квас, бутылка старки,
Кренделя, печенье сушки,
Рыба, шашлыки, ватрушки,
Карамельки, шоколад
Покупаем всё подряд.
Чипсы, вафли, сигареты,
Фруктов, овощей пакеты.
Вот закончился пикник.
Все ушли. Лужок поник
Под обёртками конфет,
От окурков сигарет,
От бутылок и пакетов,
Что, меняем мы планету?
И огромная страна
Будет больше не нужна?
Загубить нельзя лужок.
Для природы это шок -
Наш визит, и потому,
Нужно делать по уму.
Всё собрать и унести,
Чтоб трава могла расти.
Чтоб могли цвести цветочки.
В назиданье сыну, дочке
Наш лужок остался чистым,
Снова радуя, туристов.

"Что, меняем мы планету?
И огромная страна
Будет больше не нужна?
Загубить нельзя лужок." -

Всё правильно!
(не совсем в тему:
По Москве же мы пока
Загубили-то Лужка.. ))

Да, Лужок поник, а жизнь всё расставит по местам, у нас в Самаре свои выборы намечаются. Может и с экологией что-то изменится в лучшую сторону. Мне бы этого очень хотелось.

. тоже надеемся: хуже ибо некуда зашли ((

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: