Основные мотивы в стихотворениях ф н глинки сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В истории литературной и общественно-политической борьбы эпохи декабризма Федор Николаевич Глинка (1786-1880) занимает видное место. Он был сподвижником Рылеева и Бестужева в их революционной деятельности, возглавлял Вольное общество любителей российской словесности, создал первые образцы декабристской поэзии и прозы.

В дооктябрьский период поэтическое творчество Глинки рассматривалось лишь в общих обзорах. Отдельную монографию и ряд статей посвятил ему отечественный ученый В. Г. Базанов. Однако литературное наследие поэта-декабриста нельзя считать достаточно изученным.

В Центральном государственном архиве литературы и искусства найдено 39 неизвестных произведений Федора Николаевича Глинки в беловых, черновых автографах и списках, хранящихся в трех сшитых тетрадях с вкладышными листами.

Найденный текст басни, по-видимому, окончателен.

Стремительное продвижение поэта в сферу декабристской идеологии несомненно было связано прежде всего с ростом революционных настроений в самой среде декабристов, с событиями, происходящими внутри общества. Как известно, к 1822 году, когда была написана басня, относится начало формирования Северного тайного общества.

Новые материалы позволяют точнее определить идейный облик поэта периода олонецкой ссылки и более позднего времени.

Оказалось, это варианты одного и того же произведения. Заголовки и первые десять строк полностью совпадают. С одиннадцатой строки тема разветвляется. В опубликованном варианте:

ГЛАС В ТИШИНЕ
Когда стихает все в природе
И, под скругленной высотой,
На сине-яхонтовом своде,
Обставлен месяц золотой
Светил алмазными рядами,
Когда почиет тишина
И на земле и над водами,
Когда под обаяньем сна,
Не шевелится лист и волос
И все затихнут голоса,
Несется, прямо в небеса,
Какой-то безымянный голос.
Несется он из городов,
Из сел, из хижин одиноких,
Как, в бурю, шум морских валов,
Как, в бурю, говор рек широких.
И кто там в горнем царстве сил,
Всегда довечный, вечно-сущий,
Превыше радуг и светил,
Кто слышит глас, с земли идущий? –
То он,— то судия судей,—
А голос тот — вдовицы стоны
И плач сирот и плач людей,
Покинутых без обороны.
И, слышащий на высоте,
Взглянув на чашу весовую,
Бог — ангела шлет сироте,
Злодею — стрелу громовую.

Одним из центральных образов в декабристской поэзии является образ поэта-пророка, наделенный чертами бесстрашного воина, вступившего в поединок с врагом отечества.

ПЕВЕЦ
Послушайте меня, народы!
Внемлите мне, сыны земли,
И раб цепей и сын свободы,
И нищий и богач — внемли!
Устами я хочу премудрость
И сердцем разум (1 нрзб.)
И на гуслях загадки трудность
И тайну жизни разрешить.
Зачем бояться нам несчастья
И трепетать своих врагов?
Пускай на месте слез участья
Вонзают злобу за любовь.
Недолго процветет их сила
И ненадолго похвальбы:
Кому ж не суждена могила? —
Кто суд пересудил судьбы?
Недолго человек кичливый
Дивит собой простой народ,
Он так же ляжет горделивый
Туда ж, где и последний скот.
Так чем же им нестись высоко,
Овцам, упитанным грехом? —
Им паства бездны ров глубокий
И смерть дана им пастухом.
Но праведник, как арфы звуки,
Взлетит, ликуя, к высотам
За труд земной, за грусть и муки.

Он голой буквой, — без подкладки, —
Так незатейливо счастлив.

Факты, имеющие трагический смысл для поэта-декабриста, не заслоняют перед ним исторической перспективы, не лишают его веры в народ. Все произведение проникнуто оптимизмом, духом борьбы.

БУКВА И ДУХ
Из-под завесы буквы темной
Выходит часто божий день,
Но берегут свой мрак наземный
Сыны земли и ловят тень.
Не могут их больные очи
Глядеть с любовию на свет;
Зато противен чадам ночи
Световещающий поэт.

1
Наука все идет, идет,
А в (гору) всё с земли сживают,
За то так души простывают
И многие — уж чистый лед.

2
Не лучше ль дальше от науки
Поэтом жить да поживать,
И все, что видишь, просто в звуки
И звуками передавать?

3
Оно б и лучше. да цензуры
Обычай стал уж больно строг:
Он и с поэтов скоблит шкуры,
И гнет талант в бараний рог!

4
Но пусть цензуре стихоломство
Как право некое дано.
Придет же в свой черед потомство
И суд свой выскажет оно.

5
И так, как девы бисер чистый
Пересыпают на руках,
Мы будем бисер дух огнистый
Пересыпать в своих стихах.

6
И пусть коварный люд помехи
Порой лукаву ставит сеть:
Для собственной своей утехи
И мыслить будем мы и петь.

Сам факт существования в России государственного аппарата, специально предназначенного для насилия над человеческим разумом, наверняка сыграл отрицательную роль в литературной судьбе Глинки, особенно позднего периода.

Такие стихи, разумеется, не пришлись бы по вкусу сильным мира, живущим не только во Франции, но и в России. Тем более, что они написаны в 1848 году, когда во Франции вспыхивает резолюция, а русский царизм не был безразличен к судьбам французской аристократии. Объяснение своей смелости дает сам поэт указанием на то, что это стихотворение принадлежит младшему Дюма.

ДВЕ БОЯЗНИ
По общей легковерью дани,
Или по сказкам доброй няни
И деревенских мудрецов,
Я помню, в самом раннем детстве,—
Живя у кладбища в соседстве,—
Я страх боялся мертвецов.
Но мертвецы лежат так смирно,
В своих окрашенных гробах,
И хоть являются, да мирно
И часто в самых светлых снах,
И жалко, право, просыпаться,
Порой, от тех заветных снов.
И уж решительно бояться
Не стал я больше мертвецов.
Крестом и дерном приодевшись,
Те не волнуют чувств моих;
Но ближе в мир живых вглядевшись,
Я страх бояться стал живых.

Последние строки стихотворения выражают скорее всего не страх поэта перед людьми, а обличающую характеристику общества, времени.

article449938.jpg

Федор Николаевич Глинка родился в 1786 году в нынешней Смоленской области. Он получил кадетское образование и по своей профессии был военным. Он был адъютантом генерала Милорадовича и вместе с русской армией участвовал в крупнейших военных событиях начала столетия. В эти годы наша страна вела войну с наполеоновской Францией, и он принял в ней активное участие.

Когда началась война 1812 года, он вернулся на военную службу и вновь стал адъютантом Милорадовича. Федор Николаевич Глинка участвовал в самых крупных сражениях этой войны, а также в заграничных походах русской армии. Впоследствии он издал свои воспоминания об этих событиях, которые принесли ему первую литературную известность. Впоследствии он переехал в столицу и поступил на службу в канцелярию ее генерал-губернатора. Однако потом он стал членом декабристских обществ. Глинка Федор Николаевич, биографическая справка о котором включает в себя этот, по сути, переломный этап в его жизни, тем не менее примыкал к умеренному крылу этого движения. Сам он был приверженцем конституционной монархии, поэтому скоро вышел из этих обществ из-за их радикальных взглядов.

К интересным фактам из его жизни можно отнести отношения автора с Александром Пушкиным. Последний высоко ценил его творчество, что видно из его переписки с друзьями. Оба поддерживали друг друга в трудных обстоятельствах. Например, когда Александр Сергеевич был сослан, Глинка поддержал его стихотворным обращением. Тот, в свою очередь, навещал его в годы ссылки и способствовал публикации его произведений. Он ценил в его произведениях свежесть мысли и непосредственность стихотворной формы, хотя иногда отмечал некоторую лексическую неточность.

Еще один интересный факт в биографии Фёдора Глинки - это то, что он сблизился с видным историком того времени Погодиным и сотрудничал с его журналом. Прозаик Федор Николаевич Глинка прожил долгую жизнь. Последние годы он оставался в Твери и, несмотря на преклонный возраст, был избран в одно время гласным. Он умер в 1880 году.

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт.

Им были написаны "Военная песнь", "Солдатская песнь", "Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою", стихи о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей гражданской лирики Глинки - участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том же ряду стоят и "Письма русского офицера", благодаря которым Глинка стал знаменитым писателем.

Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций - "Союз спасения", программа которого предусматривала введение конституционной монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те годы поэт, выразились в его "Опытах двух трагических явлений" и "Отрывках из Фарсалии". При этом свободолюбивый пафос нередко перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: "Один из верных сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к поднятию оружия против насильственной власти".

Глинка был одним из вождей "Союза благоденствия". Вольное общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825 год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы. Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил солидарность с опальным поэтом, был Глинка. Произведения, созданные им в первой половине 1820-х годов, были объединены в сборнике "Опыты священной поэзии" (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским выражением, "элегический псалом" - стихотворение, в котором библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями. В декабристском ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные идеалы вольнолюбия и гражданственности.

После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он создает одно из самых значительных своих произведений - поэму "Карелия", высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у современников стихотворение "Песнь узника". Она распространялась в списках, печаталась в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.

С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение "Москва" было задумано как манифест славянофильства. Однако, независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что "Москва" заслуженно причисляется к самым высоким творческим достижениям Глинки.

Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие "Стихами о бывшем Семеновском полку", в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим декабристским прошлым.

Глинка умер в 1880 году глубоким стариком. С благоговением хоронила Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими событиями XIX столетия - победой над Наполеоном и первым революционным выступлением против царизма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разносторонняя личность .Глинка Фёдор Николаевич .

1. Кратко о биографии

(19.06.1786—23.02.1880)

Федор Николаевич Глинка родился в 1786 году в нынешней Смоленской области. Он получил кадетское образование и по своей профессии был военным. Он был адъютантом генерала Милорадовича и вместе с русской армией участвовал в крупнейших военных событиях начала столетия. В эти годы наша страна вела войну с наполеоновской Францией, и он принял в ней активное участие. Федор Николаевич Глинка, краткая биография которого включает этот важнейший этап в его жизни, впоследствии издал письма, которые были, по сути, мемуарами о военной кампании начала века. По окончании боевых действий он вышел в отставку, возглавлял дворянское ополчение, путешествовал по разным губерниям

Творчество автора следует рассматривать в контексте эпохи. Федор Николаевич Глинка прожил долгую жизнь, он стал свидетелем и участником крупнейших событий столетия. Его мировоззрение определялось общественно-политической мыслью эпохи, когда образованная часть общества находилась в активном поиске новых идей и направлений. Кроме того, в это время начались дискуссии о путях развития нашей страны и ее сравнение с особенностями западноевропейской истории.

Тому много способствовали события указанного времени. Особенности эпохи оказали свое воздействие . Федор Николаевич Глинка родился в царствование Екатерины II, когда Россия заняла место одной из ведущих мировых держав. Он стал очевидцем и участником Отечественной войны 1812 года, а впоследствии – движения декабристов. Все эти события повлияли на мышление интеллигенции 19 века.

2.Участие в общественной жизни

Когда началась война 1812 года, он вернулся на военную службу и вновь стал адъютантом Милорадовича. Федор Николаевич Глинка участвовал в самых крупных сражениях этой войны, а также в заграничных походах русской армии. Впоследствии он издал свои воспоминания об этих событиях, которые принесли ему первую литературную известность. Впоследствии он переехал в столицу и поступил на службу в канцелярию ее генерал-губернатора. Однако потом он стал членом декабристских обществ. Глинка Федор Николаевич, биографическая справка о котором включает в себя этот, по сути, переломный этап в его жизни, тем не менее примыкал к умеренному крылу этого движения. Сам он был приверженцем конституционной монархии, поэтому скоро вышел из этих обществ из-за их радикальных взглядов.

После восстания 14 декабря 1825 года и поражения декабристов он был сослан в Петрозаводск, где поступил на канцелярскую службу. С этого времени история Петрозаводска тесно связана с именем Глинки

3.Новый этап литературной деятельности

С конца 1826 Федор Николаевич Глинка - советник Олонецкого губернского правления. Карелия нашла в ссыльном поэте-декабристе своего внимательного и преданного художника. В двух поэмах "Дева карельских лесов" и "Карелия или заточение Марфы Ивановны Романовой" он создал поэтический образ Карелии, малоизвестного тогда края. Многочисленные псалмы, элегии, медитации и романсы, написанные им в Петрозаводске, являются одной из самых ярких и самобытных страниц творчества. В Петрозаводске Федор Глинка предпринял первую попытку перевода на русский язык карельских рун.

Он продолжил свои литературные занятия, занимаясь топографией, археологией, географией. Результаты его научных изысканий были высоко оценены, опубликованы, за что он получил награду от географического общества. Вышеперечисленные факты доказывают то, насколько разносторонним человеком был Федор Николаевич Глинка. Москва стала впоследствии местом его проживания. В эти годы он сблизился со славянофилами, участвовал в редакторской деятельности, активно публиковал свои поэтические произведения и очерки.

4.Дружба Фёдора Глинки с Александром Пушкиным

К интересным фактам из его жизни можно отнести отношения автора с А.С. Пушкиным . Последний высоко ценил его творчество, что видно из его переписки с друзьями. Оба поддерживали друг друга в трудных обстоятельствах. Например, когда Александр Сергеевич был сослан, Глинка поддержал его стихотворным обращением. Тот, в свою очередь, навещал его в годы ссылки и способствовал публикации его произведений. Он ценил в его произведениях свежесть мысли и непосредственность стихотворной формы, хотя иногда отмечал некоторую лексическую неточность.

Но голос твой мне был отрадой,

Вместе с Жуковским и Гнедичем Пушкин хлопотал о переводе ссыльного Глинки из далекого Петрозаводска в Тверь.

После гибели Александра Пушкина он написал воспоминания о его жизни и творчестве.

6.О некоторых произведениях Фёдора Глинки

Глинка Федор Николаевич был личностью разносторонней. Он был поэтом, писателем, прозаиком, офицером, публицистом. Его творческое наследие занимает видное место в отечественной литературе 19 века и было высоко оценено Пушкиным, а также рядом современников.

Деятельность его следует рассматривать как один из видных этапов в истории отечественной литературы. Показателен тот факт, что он, так же как и многие его современники, посвятил себя сразу нескольким отраслям знаний, занимаясь как литературой, так и естественными науками. Кроме того, он занимал активную общественно-политическую позицию, хотя примыкал к умеренному крылу и ратовал за сохранение монархии в России и за умеренный характер реформ.

Наибольшую популярность приобрела его гражданская активность, что, впрочем, неудивительно: ведь он был участником Отечественной войны, поэтому его патриотические стихи звучали особенно живо и убедительно. Он оставил после себя след и как общественный деятель. Он занимался издательством журналов, был председателем общества любителей российской словесности, членом "Зеленой лампы". Его военная деятельность совпала со временем активной внешней политики России, что, разумеется, сказалось на тоне его сочинений.

8.Заключение.

Глинка Федор Николаевич … Его имя не так широко известно, как другие, тем не менее в свое время это была видная фигура. Его разносторонние интересы и несомненный литературный талант снискали ему широкую известность в образованных кругах российского общества.

Глинка Федор Николаевич, собрание сочинений которого переиздавалось и в советское время, занимает видное место в истории не только литературной, но и общественно-политической жизни России 19 века.

Еще один интересный факт в биографии Фёдора Глинки - это то, что он сблизился с видным историком того времени Погодиным и сотрудничал с его журналом. Прозаик Федор Николаевич Глинка прожил долгую жизнь. Последние годы он оставался в Твери и, несмотря на преклонный возраст, был избран в одно время гласным. Он умер в 1880 году.

Читайте также: